Статьи князя Алексея Михайловича

НОВЫЕ СТАТЬИ, КОТОРЫЕ ПО УКАЗУ ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ, ЦАРЯ И ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА, ВСЕЯ ВЕЛИКИЯ, И МАЛЫЯ, И БЕЛИЯ РОССИИ САМОДЕРЖЦА, ПОСТАНОВЛЕНЫ СВЕРХ ПРЕЖНИХ СТАТЕЙ:
1. По Указу и по повелению Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великия, и Малыя, и Белия России Самодержца, Его Царского Величества, куда его Царское изволение будет, всегда на Его Государеву службу Гетману со всем войском быть готовому.
И Гетман, и Полковники, и вся Старшина, и чернь, на раде; выслушав сей статьи, приговорили: быть так, как та статья написана.
2. Также где укажет Великий Государь и несколько полков послать на его Государеву службу, и ему Гетману те полки безо всякого молчанья послать.
И Гетман, и Полковники, и вся Старшина, и чернь, на раде выслушав сию статью, приговорили: быть так, как написана.
3. Гетман должен быть верным, и на веки не отступным, и не на какие людские прелести не прельщаться, также и про Московское Государство никаким ссорам не верить; а кто станет ссорить, и таких людей карать смертью, и о всяких ссорных делах писать к Великому Государю, к его Царскому Величеству: также, которая ссорния дела и Московского Государства от людей будут вмещены, и тем людям Государевых порубежних городов воеводам учинить Государев Указ по списку до чего доведется.
И Гетман, и Полковники, и вся Старшина, и чернь на раде выслушав сию статью, приговорили: быть сей статье так, как написана.
4. Без указу и без повеления Великого Государя Его Царского Величества самому Гетману со всем войском Запорожским в войну никуда не ходить, и полками большими и малыми, людьми войска Запорожского никаким окрестным Государствам не помогать, и в помочь к ним людей не посылать, чтоб тем вспоможением войско Запорожское не умалялось, и буде без Гетманского ведома пойдет кто в войну самовольством, и тех казнить смертью.
И Гетман, и Полковники, и вся Старшина, и чернь на раде выслушав сию статью, приговорили: быть сей статье так, как написана.
5. Великий Государь, Его Царское Пресветлое Величество, велел быть в своих Царского Величества Черкасских городах: в Переяславе, в Нежине в Чернигове, в Бряславле, в Умане своим Царского Величества Воеводам с ратными людьми для оборони от неприятелей, а тем воеводам в войсковые дела и в вольности не вступать; а которые воеводы и ратные люди будут в Переяславе в Нежине, и тем быть на своих запасах, а в Киеве и в Чернигове и в Бряславле владеть воеводам Маетностями теми, которые принадлежат к тем Воеводствам прежде всего, а в Полковничи побори Воеводам не вступаться; а кто учинит такое насилие, тем учинить наказания. А которые Великого Государя ратные люди будут в Государевых Черкасских городах, и тем Государевым ратным людям у реестровых казаков на дворах не становиться, а становиться Государевым ратным людям у всяких, опричь реестровых казаков; также и подвод под Посланников и под гонцов у реестровых казаков не иметь, а иметь у городских и деревенских жителей; да реестровым казакам держать вино, и пиво и мед и продавать винною бочкою на ранды и куда кто похочет, а пиво и мед вольно продавать гарнцем; а кто будет вино продавать квартами, и тех карать.
И Гетман, и все войско Запорожское, и чернь на раде выслушав сию статью, приговорили: быть сей статьи так, как написана.
6. В городах и в местах и в местечках на Белоруссии впредь залогам Черкасским не быть, чтоб ссоры тем между ратными людьми как Великороссийских Белорусских не чинилось.
Гетман, и войско Запорожское, и чернь на раде приговорили: в Белоруссии залогам Черкасским отнюдь не быть. Полковником и сотником в Белоруссии Казацким Запорожским не отзываться, пока належит к полкам: к Неженскому, к Черниговскому, к Киевскому, и Белорусским.
Старобыховским и Чежарским кто будет называться войском Запорожским, и тех выслать в Черкасские города с их пожитки; а которые не похотят идти в Черкасские городи, и те жить в тех местах, а казаками Запорожскими не отзываться, а если которые начнут отзываться Запорожскими казаками и пойдут к Польскому Королю, и тех искать и карать горлом.
7. Которой Гетман по Указу Царского Величества по обранию всего войска учинится в войске Гетманом, и после того учинится в какой проступке, и войску Запорожскому без Указу Царского Величества самим Гетмана не переменять, хотя новообранний Гетман, опричь измени, проступку какую учинет, и Великий Государь, его Царское Величество, велит про то сискать всем войскам, и посиску велит указ учинить, как повелено в войске издавна, а самим однолично Гетмана без Указу Царского Величества не переменять; также и Гетману, без рады и без совету всей черни, в Полковники и в-иние начальние люди никово не выбирать, а чтоб выбирать в войску Полковников на раде ково меж себя злюбят из своих Полков, а из иних Полков в Полковники не выбирать, так тех Полковников Гетман без раду не повинен отставливать.
И Гетман, и Полковники, и вся Старшина, и чернь, нараде выслушав сию статью, приговорили: быть сей статье так, как написана.
8. В войскуж Запорожском всяким Начальним людем кроме православних Християн иних ни которых вер людям впред не быть для всякия ссоры и прелести, да и новокрещенним иноземцам в начальних людех не быть потому, что от иноземцов от новокрещенних многая в-войску смута междоусобная зачинается, да им войска Запорожского козакам чинятся налоги и тесноти. А ково нових Полковников оберут, и тех новообранних Полковников на верное подданство и вечную службу привесть к вере.
И Гетман, и Полковники, и вся Старшина, и чернь, на раде выслушав сию статью, приговорили: быть сей статье так, как написана.
9. Чтоб изменников Ивана Виговского, жену и детей, Гетман и войско отдали Царскому Величеству за измену, также и брата его Данилка и иних Виговских, которие есть в войску Запорожском, а впред не токмо при Гетмане и в Урядниках, но и в-войске Запорожском Виговским не быть.
И Гетман, и Полковники, и вся Старшина, и чернь, на раде выслушав сию статью, приговорили: изменника Ивашкову жену, и детей так же брата его Данилка отдать Царскому Величеству вскоре.
10. Котрые были в совете с изменником Ивашком Виговским Гришка Гулианицкий, Гришка Лесницкий Самошка Богданов, Антошка Жданов, Герман и Лобода, и тем по век живота в-рад войсковой и в-секретной и в урад ни в-каком не быть, а если кто на против сей статьи учинит, — в-раду будет призивать, и уряд какой на них наложит, и те будут карани смертию.
И Гетман, и Полковники, и вся Старшина, и чернь на раде выслушав сию статью, приговорили: быть сей статье так, как написана.
11. При Гетмане быть с обоих сторон Днепра по Судьи, по Асаулу и по Писарю.
И Гетман, и Полковники, и вся Старшина, и чернь, на раде выслушав сию статью, приговорили: быть сей статье так, как написана.
12. Наказному Гетману Ивану Безпалому и ево полку, начальним людем, также Полковником: Переяславскому, Тимофею Цецюре, Нежинскому Василию Золотаренку Черниговскому, Аникию Силину и их полков Начальним людем, естли какой из тех людей виновен с-суда к смерти в каких делех, и их Гетману и Начальним людем без указу Великого Государя, Его Царского Величества, не карать до тех мест, кого Царское Величество укажет прислать к тому суду на исправление, для того чтоб им напрасного изгонения и утеснения не было, потому что они Царскому Величеству служили, также и всех Полковников и иних начальлих людей обоих сторон Днепра неповинен Гетман на горле карать, без висланного на суд от Царского Величества. А сия статья учинена для того, что изменник Ивашка Виговский многих полковников и начальных людей и казаков, которые служили верно Царскому Величеству, напрасно смертью карал.
И Гетман, и Полковники, и вся старшина, и чернь, на раде выслушав сию статью, приговорили: быть сей статье, так как написано.
13. Чтоб полоненники на обе сторони были свободны, а кто похочет волею быть, и тех на обе стороны не неволить.
И Гетман, и Полковники, и вся старшини, и чернь, на раде выслушав сию статью, приговорили: быть сей статье так, как написано.
14. Чтоб знамя и пушки и большая верховая пушка, которие взяты под Конотопом, отдани были в Киев без всякого задержания.
И Гетман, и Полковники сказали, изменник Ивашка Виговский, знамн и барабан, и полковие пушки послал к Польскому Королю; а верховую де пушку отдадут они в Киев вскоре.
15. Гетману ж велено город старой Быхов очистить Великому Государю, и велеть Черкас и иних чинов служилих людей с-того города вивести, по-тому что тот город издавна Полского Короля, а не Черкаской, а нынешние мимошедшие времена от изменников, от Самошки Виговского и от Ивашки Нечая и от советников Великого Государя ратним людем были всякия злия умысли, и бунты и кровопролитие великое, и многих за верою въяв и тайно до смерти побили и впред будет тем изменникам бить в-Быхове начальними людьми и от них бить такомуж дурну, а в-Быхове, кроме Госу-даревих людей Московского народа, быть никому непристойно, для того что всякая ссора будет, по-тому что Ляхи живут близко, безпрестани ссоривали и ныне и впред учнут ссоривать, а пристойно быть тем людем в Нежинском полку и в Черниговском и где кто похочет.
И Гетман, и Полковники, и вся старшина, и чернь на раде выслушав Великого Государя указ, сказали, что они пошлют в Быхов к Ивашке Нечаю лист чтоб он город Быхов Великому Государю, Его Царскому Пресветлому Величеству, очистил, и козаков, которие назывались Запорожскими козаками, выслал в Нежинский и Черниговский полки;
А чтоб де Царское Величество пожаловал велел вини его отдать для их прошения, и если да неучинит против их письма, и они де по Указу Царского Величества пойдут на него войною.
16. Въ прошлих и после тех годов из Брянского из Карачевского, из Рыльского, и с Путивльского Уездов дворян и детей Боярских люди й крестьяне многие разбежались в Черкаские городи, и в Новгородок Северск, и в Почеп, и в Стародуб, и из тех городов приходя к помещикам своим и к вотченником, всякия злости и розорения нестерпимия делают; и Гетман бы и все Запорожское войско тех воров беглецов велел сыскать, отдать помещиком их и вотчинником, и впред приказал учинить крепко, которие Боярские люди и крестьян впред учнут бегать в Черкаские городи, и тех бы иикто в Черкаские городи не принимал, чтоб в-том в-тех порубежних городех ссори, а служилим людям разорение не было; а о которых о беглих о чьих людех или о крестьянех учнут из городов Воеводы писать, и тех бы отдавать назад; а если будет кто принимать тех беглих людей и крестьян, и тех карать смертию; также будет кто и в-войску Запорожском, учиня над кем смертное убийство, и в людех какую смуту или иное какое зло, прибежит в Государевы украйние городы, а Гетман и Полковники учнут об них писать Великого Государя в-украйние городы к Воеводам, и тех беглецов потому ж сыскивать и отдавать в войско Запорожское.
И Гетман, и Полковники, и вся старшина, и чернь, на раде выслушав сию статью, приговорили: быть сей статье так, как написано.
Буде кто сии статьи, которие постановлени войском, и нарушит, кто и несовершит Начальний человек, или козак, или мещанин, и те будут карани горлом.
И Гетман, и Полковники, и вся старшина, и чернь, на раде выслушав сию статью, приговорили: быть сей статье так, как написано.
17. Чтоб во всех городех с Войтов, с Бургомистров, с мещан корми и подводи имать тем людем, которие послани будут от Велиного Государя к Гетману войска Запорожского и Царского Величества к Боярам, к воеводам, и к приказним людем и в иния Государства в послех и Посланниках или Малия России, которыя городи и места для Государских каких дел с грамотами; также которие послани будут к Великому Государю с Гетманскими листами или Царского Величества Бояр и Воевод и приказних людей с отписки или от окресних Государей посли и посланники з-грамоти, или которие власти Греческие пойдут к Великому Государю для милостини или дла иних каких Государских дел, и как от него Государя те люди пойдут назад, каждому по его достоинству; а насильством бы у них подвод и кормов иним людям, которие поедут Царского Величества Московских и Малороссии городов, кроме тех вышеписанных дел неимать; а всякими угодии, чем они владели по Королевским привилиям на пред сею владеть по прежнему. И Великий Государь пожаловал указал быть по их челобитю.
18. Великому Государю, Его Царскому Величеству, по святой непорочной евангельской заповеди буде кто ныне в-войске Запорожском вери неучинит из старшини и о какова нибудь чину, или и с козаков или из-мещан, а сищется про то подлино, и тех людей, по войсковому праву, казнити смертию.