1654. Статьи Б. Хмельницкого

СТАТЬИ Б. ХМЕЛЬНИЦКОГО
от 27 марта 1654 г.
Богдан Хмельницкий, гетман Запорожского войска, и весь мир христианский русский бьют челом великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, всей Великой и Малой России самодержцу и многих государств государю, обладателю подданных его царского величества, чтобы его царское величество пожаловал их то, о чем будут просить посланники их, а они его царскому величеству будут служить во веки веков и делать то, что им государь повелит.
1. Чтобы в городах чиновники избирались из людей достойных. Они должны будут править подданными царского величества, и все доходы отдавать в казну. Если приедет воевода царского величества и начнет права их ломать и какие-то новые уставы вводить, украинцы обидятся, а если это будут старшины местные, свои люди, то они будут вести себя в соответствии с местными правами.
Что касается этой статьи, то царское величество пожаловал им свое соизволение по их прошению. В городах чиновниками должны быть войты, бурмистры, ратники и лавники. Доходы все денежные и хлебные следует собирать для царского величества и отдавать в государеву казну тем людям, которых пришлет царское величество. И те присланные люди, которых царское величество пришлет для этого сбора денег, должны контролировать сборщиков, чтобы делали они все правильно.
2. Писарю военному по милости царского величества выделяется: 1000 золотых польских на канцеляристов, по 300 золотых польских на судей военных, по 100 зол. польских на писаря судейского, по 50 зол. на писаря и хорунжего, по 30 зол. на хорунжего сотенного, 50 зол. на бунчужного гетманского.
Царское величество соизволил выполнить их просьбу, а деньги те давать из тамошних доходов.
3. На писаря и на судей военных, на 2 человек, и на всякого полковника, есаулов военных и полковых полагается по 1 мельнице для пропитания, потому что они несут большие расходы.
Царское величество соизволил выполнить их просьбу.
4. На работы военной пушки, на пушкарей и всех рабочих людей, которые бывают при пушке, чтобы царское величество милостиво соизволил обеспечить зимнее пропитание и пристанище и выделил на пушечного обозного 200 зол., а на хорунжего – 50 зол.
Царское величество пожаловал, велел дать с тамошних доходов.
5. Послов, которые издавна приходят из чужих краев в войско Запорожское свободно принимать, а если бы было что-то противное царскому величеству (в этих посольствах), должны они (казаки) извещать царское величество.
К этой статье царское величество велел: послов с добрыми делами принимать и отправлять, и писать царскому величеству верно и скоро, зачем они приходили и с чем их отпустили. А послов и посланников, которые будут присылаться с делами, противными царскому величеству, задерживать в войске и писать о них сейчас же царскому величеству, а без разрешения царского назад их не отправлять. А с турецким султаном и с польским королем без воли царского величества не иметь сношения.
6. О митрополите киевском дан послам устный приказ. А в разговорах послы били челом, чтобы царское величество велел дать свою Государеву жалованную грамоту на его имущество.
Царское величество пожаловал: митрополиту и всем людям духовного чина велел дать свою Государеву жалованную грамоту на имущество, которым они теперь обладают.
7. Чтобы царское величество соизволил послать свое войско под Смоленск, ничуть не мешкая, чтобы неприятель не мог организоваться и соединиться с другими (войсками), ибо теперь войска (польские) устали – пускай не верят никакому лукавству (поляков), если бы начали что-то замышлять.
Царское величество постановил на неприятеля своего, польского короля, идти самому, бояр и воевод послать с большим войском, когда просохнет и начнется пашня.
8. Чтобы присутствовали наемные войска здесь на польской границе для обеспечения спокойствия в количестве 3000 чел. или более, сколько на то будет воля царского величества.
Военные люди царского величества на границе для охраны Украины всегда были, и впредь будут стоять.
9. Всегда был такой обычай, что войску Запорожскому платили. Бьют челом и теперь царскому величеству, чтобы выдавалось на полковника 100 ефимков, на есаулов – по 200 золотых, на есаулов военных – по 400 зол., на сотников – по 100 зол., на казаков – по 30 золотых польских.
Ранее присылал к царскому величеству гетман Богдан Хмельницкий и все войско Запорожское, и били челом много раз, чтобы его царское величество их пожаловал, вступился за них ради православной христианской веры и святых Божиих церквей, принял их под свою высокую руку и оказал помощь в борьбе с неприятелем. Великому государю нашему в то время нельзя было вас принять под свою Государеву высокую руку, потому что у его царского величества было соглашение с королями польскими и в. кн. литовским. И хотя с королевской стороны отцу царского величества, святой памяти великому государю Михаилу Федоровичу, и деду его, святейшему патриарху Филарету Никитичу, и великому государю нашему Алексею Михайловичу было много неприятностей и позора, то в этом, согласно королевским грамотам и сеймовым постановлениям, царское величество ожидал исправления. А гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское хотел помирить с королем польским таким образом, чтобы король Ян Казимир заключил с ними соглашение на основании Зборовского трактата, чтобы православной веры христианской не преследовал, униатов всех искоренил. За это царское величество хотел простить вину всем виновным людям, которые за оскорбление его Государевой чести подлежали казни. Об этом уведомлял он короля Яна Казимира через своих великих и уполномоченных послов: боярина и наместника великопермского Бориса Александровича Репнина-Оболенского с товарищами. И эти великие и уполномоченные послы царского величества о том соглашении и о поступках королю и господам в Совете говорили на всякий лад. Но Ян Казимир и господа в Совете на это никак не согласились, и это великое дело ни во что не поставили, а тех великих и уполномоченных послов царского величества отправили ни с чем. Тогда великий государь наш, видавший так много несправедливости с королевской стороны, грубости и лжи, и желая защитить православную христианскую веру и всех православных христиан от гонителей Латинян (католиков), которые хотят церкви божии уничтожить и веру христианскую искоренить, принял вас под свою высокую руку. А для обороны вашей собрал много русского, немецкого и татарского войска. Сам великий государь наш идет на неприятелей и посылает бояр своих и воевод с большим войском, и на этот созыв войска, согласно государеву приказу, розданы большие деньги.
Поэтому им, послам, теперь, видя милость к ним царского величества и оборону, говорить о плате Запорожскому войску не следует. Когда был у гетмана Богдана Хмельницкого государев ближайший боярин и наместник тверской Василий Василевич Бутурлин с товарищами, гетман в разговорах с ними о количестве Запорожского войска говорил, чтобы увеличить его до 60 тысяч, а если и больше того числа, то государю в том вреда не будет, ибо они просить платы государя не будут. Об этом известно им, Самуилу и Павлу, и другим людям, которые тогда были при гетмане. Какие доходы в Малой России по городам и весям, об этом царскому величеству неизвестно, и великий государь посылает дворян, чтобы описать доходы. Когда эти дворяне царского величества опишут все доходы и обсчитают их, тогда, после размышления царского величества, будет издан приказ о плате Запорожскому войску. А теперь царское величество, жалуя гетмана и все Запорожское войско согласно давним обычаям предков своих, великих государей, хочет послать гетману и всему войску Запорожскому свое Государево жалованье золотыми.
10. Если вдруг нападет Крымская орда, то следует на нее наступать от Астрахани и Казани, Донские казаки также должны быть наготове. На данный момент она (орда) еще в братстве (с казаками), поэтому нужно дать время и не трогать ее.
Приказ и повеление казакам на Дон послано: если Крымские люди не будут нападать, то и на них идти не велено. А если крымчане начнут наступление, то царское величество повелевает на них идти походом.
11. Кодак – город на границе с Крымом, там гетман всегда по 400 человек держит, и продовольствие всякое им дает. Пусть бы теперь царское величество пожаловать изволил и велел бы наделить продуктами и порохом для пушек. Также и тем, кто за Порогами кош стерегут, чтобы царское величество изволил оказать свою благосклонность, т.к. его нельзя самого без людей оставлять.
К этой статье будет милостивый указ царского величества, когда будет известно, сколько какого запаса туда посылали, и сколько дохода будет собрано на нужды царского величества.
А что в вашем письме написано: если великий государь наш гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское пожалует, свои грамоты Государевы на ваши вольности велит дать, тогда вы между собой разделитесь: кто будет казак, а кто мужик, и чтобы войска Запорожского было 60.000. Это великий государь наш на то позволил, велел быть такому числу реестровых казаков. Так как вы, послы, будете у гетмана Богдана Хмельницкого, скажите ему, чтобы он велел как можно скорее казаков собрать, реестр их сделать, и этот подписанный реестр прислать немедленно царскому величеству.