Конституция Автономной Молдавской ССР, 1925 г.

IX-Й ВСЕУКРАИНСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 1925 г. № 313
Харьков
Об утверждении Конституции АМССР
Заслушав доклад о Конституции Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики, IX-й Всеукраинский съезд Советов постановил:
1. В пакте 3 Конституции АМССР, после слов «верховных органов власти» и слов «на Съездах Советов» вычеркнуть слова: «СССР и».
2. Конституцию Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики, которую принял 23-го апреля 1925 г. Первый Всемолдавский Съезд Советов, с указанным исправлением утвердить и объявить в таком виде:
Постановление
Первого Молдавского Съезда Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов
О Конституции Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики
Осуществляя волю трудящихся всей Молдавии об установлении свободных форм их национального государственного объединения в составе Украинской Социалистической Советской Республики на основе добровольного и дружественного с ней союза и путем его посредничества со всеми трудящимися, объединенными в Союз ССР, осознавая общность великих исторических задач, стоящих в настоящий ответственный момент перед пролетариатом, Первый Молдавский Съезд Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов постановил принять нижеприведенную Конституцию Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики.

КОНСТИТУЦИЯ
Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики
I. Общие положения
1. Автономная Молдавская Социалистическая Советская Республика (АМССР), входя в состав Украинской Социалистической Советской Республики, осуществляет на своей территории государственную власть трудящихся Молдавии на основаниях, определенных этой Конституцией.
2. Власть трудящихся Молдавии осуществляется на территории Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики через Советы Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов, их Съезды и органы, которые они образуют.
3. Автономная Молдавская Социалистическая Советская Республика участвует в образовании верховных органов власти УССР, через своих делегатов на Съездах Советов УССР, а также в Совете Национальностей Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР через своих представителей.
4. Законодательные акты и постановления центральных органов власти Союза ССР и Украинской Социалистической Советской Республики: Съездов Советов, Центральных Исполнительных Комитетов (их Президиумов), Советов Народных Комиссаров СССР и УССР, а также Совета Труда и Обороны и Украинского Экономического Совещания распространяется на Автономную Молдавскую Социалистическую Советскую Республику, за исключением случаев:
а) если в них есть указание, что они не распространяются на территорию Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики,
б) касающихся законодательства Украинской Социалистической Советской Республики, если верховные органы Автономной Молдавской Социалистической Республики в пределах прав, предоставленных этой Конституцией, издадут свои самостоятельные законы.
5. Верховные органы Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики имеют право:
А. Издавать самостоятельные законодательные акты по таким делам:
а) относительно организации необъединенных народных комиссариатов Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики, а также местных исполнительных комитетов и их отделов, согласно общим принципам организации тех же органов в Украинской Социалистической Советской Республике;
б) относительно установления штатов и сети местных учреждений необъединенных наркоматов, содержащихся как за счет государственного бюджета, так и за счет местного;
в) относительно дела о языке, в соответствии с Конституцией;
г) в делах народного образования, в соответствии с принципами Кодекса Законов о Народном Образовании УССР.
Примечание 1. Отступать от законодательства Украинской Социалистической Советской Республики во всех других случаях, кроме указанных в этом артикуле, можно только с разрешения Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета.
Примечание 2. Организация органов юстиции Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики, в том числе Главного Суда АМССР, а также организация Прокуратуры, определяется особыми законами, которые издает Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет в соответствии с разделом V настоящей Конституции.
Б. Издавать дополнительные к законодательству УССР декреты и постановления во всех областях управления необъединенных народных комиссариатов Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики (Внутренних Дел, Охраны Здоровья, Народного Образования, Социального Обеспечения, Юстиции и Земельных Дел).
6. Верховная власть Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики осуществляет право частичной амнистии (помилования) по делам, которые велись судебными и административными учреждениями АМССР в соответствии с законами, издаваемыми по этому вопросу Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом.
7. Независимо от перечисленных выше наивысших полномочий, высшие центральные органы Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики в области местного управления и местных финансов имеют все права, которые предоставило законодательство Союза ССР и УССР губернским съездам советов и губернским исполнительным комитетам.
8. Автономная Молдавская Социалистическая Советская Республика при Правительстве УССР имеет своего постоянного представителя, имеющего право совещательного голоса во всех центральных органах УССР.
9. Самыми распространенными языками в Автономной Молдавской Социалистической Советской Республике являются: молдавский, украинский и русский язык.
10. Языки всех национальностей, населяющих территорию Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики, равноправны. Каждому гражданину в Автономной Молдавской Социалистической Советской Республике обеспечивается возможность в его отношениях с государственными органами и в отношениях государственных органов с ним пользоваться родным языком, а также пользоваться им на заседаниях съездов советов, на всех других съездах, заседаниях и различных публичных выступлениях.
II. О верховных органах власти АМССР
11. Верховными органами власти Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики являются:
а) Молдавский Съезд Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов;
б) Молдавский Центральный Исполнительный Комитет Советов и его Президиум.
12. Молдавский Съезд Советов является высшей властью Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики, его постановления могут отменить только Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет или Всеукраинский Съезд Советов.
13. Молдавские Съезды Советов бывают очередными и чрезвычайными.
Очередные Съезды Советов созывает Молдавский Центральный Исполнительный Комитет один раз в год.
Чрезвычайные Съезды созываются по предложению Президиума Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета, Президиума Молдавского Центрального Исполнительного Комитета, по собственной инициативе или по требованию местных советов, объединяющих не менее одной трети всего населения Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики.
14. Нормы представительства и порядок избрания на Съезды Советов устанавливает Молдавский Центральный Исполнительный Комитет и утверждает Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет.
15. Молдавский Съезд Советов дает общее направление деятельности Рабоче-крестьянского Правительства и всех органов власти Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики, учитывая тот факт, что изменение и дополнение Конституции Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики, изменение ее территории, утверждение годового бюджета АМССР и отчеты о его исполнении обязательно следует подавать на рассмотрение Молдавскому Съезду Советов.
Примечание. Если нельзя вовремя провести бюджет АМССР через Молдавский Съезд Советов, Молдавский Центральный Исполнительный Комитет подает его непосредственно в надлежащие органы Украинской Социалистической Советской Республики, докладывая об этом на ближайшем Молдавском Съезде Советов.
16. Молдавский Центральный Исполнительный Комитет избирает очередной Молдавский Съезд Советов в количестве членов, определенном Молдавским Съездом Советов, на срок до следующего очередного Молдавского Съезда Советов.
17. В период между Молдавскими Съездами Советов, Молдавский Центральный Исполнительный Комитет является высшей властью Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики.
18. Молдавский Центральный Исполнительный Комитет рассматривает относящиеся к его компетенции дела на сессионных заседаниях или в составе Президиума.
19. Сессии Молдавского Центрального Исполнительного Комитета бывают очередные и чрезвычайные.
Очередные сессии Молдавского Центрального Исполнительного Комитета созывает Президиум Молдавского Центрального Исполнительного Комитета не реже раза в год.
Чрезвычайные Сессии Молдавского Центрального Исполнительного Комитета созываются по предложению президиума Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета, по собственной инициативе Президиума Молдавского Центрального Исполнительного Комитета и по требованию Совета Народных Комиссаров АМССР.
20. На рассмотрение и утверждение сессии Молдавского Центрального Исполнительного Комитета его Президиум обязательно подает:
а) дела об изменении и дополнении Конституции АМССР;
б) об изменении границ АМССР;
в) проекты кодексов, а также всех постановлений, определяющих общие нормы политической и экономической жизни АМССР, или внедряющих коренные изменения в существующую практику государственных органов Республики;
г) годовой бюджет АМССР и отчеты о его исполнении;
д) все дела местных финансов, принадлежащих в силу общего законодательства о местных финансах к рассмотрению и утверждению губернских съездов советов, а в Автономной Молдавской Социалистической Советской Республике  рассматриваемые и утверждаемые Молдавским Съездом Советов.
Примечание. В исключительных случаях дела, указанные в п. «в» настоящего артикула, может решать Президиум Молдавского Центрального Исполнительного Комитета, подавая их на утверждение Сессии Молдавского Центрального Исполнительного Комитета.
21. Молдавский Центральный Исполнительный Комитет отвечает за свою деятельность как перед Молдавским Съездом Советов, так и перед Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом. Его постановления может отменить исключительно Молдавский Съезд Советов и Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет.
22. Молдавский Центральный Исполнительный Комитет избирает из своего состава Президиум в числе, установленном Съездом Советов АМССР.
В период между сессиями Молдавского Центрального Исполнительного Комитета его Президиум является высшим органом власти АМССР и действует от имени Молдавского Центрального Исполнительного Комитета.

III. О Совете Народных Комиссаров и Народные Комиссариаты АМССР
23. Совет Народных Комиссаров Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики образует Центральный Исполнительный Комитет АМССР в составе: председателя Совета Народных Комиссаров и Народных Комиссаров, стоящих во главе отдельных Народных Комиссариатов АМССР:
1) Народного Комиссара внутренних дел,
2) Народного Комиссара юстиции,
3) Народного Комиссара просвещения,
4) Народного Комиссара социального обеспечения,
5) Народного Комиссара охраны здоровья,
6) Народного Комиссара по земельным вопросам,
7) Народного Комиссара финансов,
8) Народного Комиссара внутренней торговли,
9) Народного Комиссара Рабоче-крестьянской инспекции,
10) Народного Комиссара труда,
11) Председателя Совета народного хозяйства.
Примечание. Те или иные из перечисленных в этом артикуле наркоматов могут быть объединены в одном аппарате на основании постановления Молдавского Центрального Исполнительного Комитета, утвержденного Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом.
24. Уполномоченные представители общесоюзных Народных Комиссариатов при УССР имеют при АМССР своих представителей, непосредственно им подчиненных. Указанные представители входят в Совет Народных Комиссаров АМССР с совещательным голосом.
25. При Совете Народных Комиссаров АМССР организуется на правах объединенных народных комиссариатов Статистическое Управление и Государственное Политическое Управление. Лица, стоящие во главе их, входят с правом совещательного голоса в Совет Народных Комиссаров АМССР.
26. В состав Совета Народных Комиссаров АМССР Молдавский Центральный Исполнительный Комитет может вводить с правом решающего или совещательного голоса и других лиц.
27. Совет Народных Комиссаров АМССР отвечает за свою деятельность как перед Молдавским Центральным Исполнительным Комитетом, так и перед Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом. Осуществляет свою деятельность как под руководством Центрального Исполнительного Комитета Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики, так и Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров УССР и Украинского Экономического Совещания.
28. Постановления Совета Народных Комиссаров АМССР может отменять как Молдавский Центральный Исполнительный Комитет, так и Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет.
Примечание. Совету Народных Комиссаров УССР принадлежит право приостанавливать постановления Совета Народных Комиссаров АМССР, подавая причины приостановки этих постановлений в Президиум Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета.
29. Народные Комиссариаты АМССР делятся на:
а) необъединенные, к их числу относятся народные комиссариаты: внутренних дел, охраны здоровья, земельных дел, народного просвещения, социального обеспечения и юстиции;
б) объединенные с одноименными народными комиссариатами УССР, в число этих наркоматов входят народные комиссариаты: внутренней торговли, труда, рабоче-крестьянской инспекции, финансов, Совет народного хозяйства и на правах народных комиссариатов  Статистическое Управление и Государственное Политическое Управление.
30. Народных Комиссаров, стоящих во главе необъединенных народных комиссариатов АМССР: внутренних дел, охраны здоровья, земельных дел, народного просвещения, социального обеспечения и юстиции, избирает Молдавский Центральный Исполнительный Комитет, а Народного Комиссара юстиции и Прокурора АМССР  по согласованию с Народным Комиссариатом Юстиции УССР.
31. Необъединенные народные Комиссариаты Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики подчинены непосредственно Центральному Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров АМССР и осуществляют свою деятельность под их руководством.
Необъединенные народные комиссариаты Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики соответствующим одноименным необъединенным народным комиссариатам УССР не подчинены, но должны выполнять отдельные задания последних, которые не нарушают внутренней автономии АМССР, а также предоставлять им все необходимые сведения и отчеты.
Примечание. Границы и порядок подчиненности Прокурора Республики АМССР Прокурору Республики УССР устанавливается особым законом, издаваемым Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом.
32. Циркуляры, которые издают необъединенные народные комиссариаты УССР для толкования законов УССР, действующих также на территории АМССР (арт. 4-й настоящей Конституции), обязательны для необъединенных народных комиссариатов АМССР, но их может отменить Молдавский Центральный Исполнительный Комитет (и его Президиум) в случае явного несоответствия закону. О таком приостановлении Молдавский Центральный Исполнительный Комитет немедленно уведомляет Совет Народных Комиссаров УССР и соответствующие народные комиссариаты УССР.
33. Народных комиссаров внутренней торговли, труда, рабоче-крестьянской инспекции, финансов, Председателя Совета Народного Хозяйства, Управляющего Статистического Управления и Председателя Государственного Политического Управления, стоящих во главе объединенных народных комиссариатов и центральных учреждений АМССР, избирает Молдавский Центральный Исполнительный Комитет по согласованию с соответствующими одноименными объединенными народными комиссариатами УССР.
34. Объединенные народные комиссариаты АМССР, подчиняясь Молдавскому Центральному Исполнительному Комитету и Совету Народных Комиссаров АМССР, осуществляют в своей деятельности директивы и задачи соответствующих объединенных народных комиссариатов УССР и подконтрольны им.
35. Циркуляры, постановления и распоряжения объединенных народных комиссариатов УССР обязательны для объединенных народных комиссариатов АМССР.
Указанные циркуляры, постановления и распоряжения может приостановить Молдавский Центральный Исполнительный Комитет (и его Президиум) в случае, если они явно не соответствуют законам СССР или УССР. О таком приостановлении Молдавский Центральный Исполнительный Комитет немедленно уведомляет Совет Народных Комиссаров УССР и соответствующие народные комиссариаты УССР.
Примечание. Все распоряжения и задачи объединенных народных комиссариатов УССР следует внедрять через соответствующие объединенные народные комиссариаты АМССР.
36. Звание Народного Комиссара АМССР принадлежит исключительно членам Совета Народных Комиссаров АМССР, перечисленным в арт. 23 настоящей Конституции, и никаким другим представителям власти в АМССР предоставлено быть не может.
IV. Организация власти на местах в АМССР
37. Органами власти на местах в Автономной Молдавской Социалистической Советской Республике являются:
а) Советы Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов (городские и сельские);
б) Съезды Советов (районные) и Исполнительные Комитеты (исполкомы), которые они избирают.
38. Выборы в местные органы власти осуществляются на основании всеобщего избирательного закона УССР.
39. Административно-территориальное деление Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики устанавливает Молдавский Центральный Исполнительный Комитет и утверждает Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет.
V. Об организации органов юстиции АМССР
40. Судебные органы Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики основываются и действуют на основании законов Союза ССР и УССР и установленных правил настоящей Конституции.
41. На территории Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики создается Главный Суд, действующий на основании особого о нем положения, утвержденного Всеукраинским Центральным Исполнительным Комитетом.
42. На Главный Суд Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики возлагается:
а) в общем толковать (пленумом) местные законы по делам судебной практики;
б) разбирать просьбы о пересмотре дел, которые рассматривали народные суды АМССР, на основании вновь выявленных обстоятельств;
в) отменять, в порядке пересмотра, судебные решения и приговоры народных судов АМССР;
г) рассматривать в кассационно-ревизионном порядке судебные решения и приговоры народных судов АМССР с правом их отменять и исправлять в пределах и случаях, предусмотренных Положением о Главном Суде АМССР;
д) разрешать, в качестве суда первой инстанции, дела особой важности, а также дела, касающиеся обвинения высших правительственных лиц АМССР в должностных преступлениях, за исключением тех случаев, когда такие дела специальным постановлением Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета переданы на рассмотрение Высшего Суда УССР;
е) разрешать другие дела, согласно Положению о Главном Суде АМССР.
43. С кассационно-ревизионной точки зрения Главный Суд АМССР подлежит контролю Высшего Суда УССР.
44. Административно-организационные функции, касающиеся судебных органов, находящихся на территории АМССР, возлагаются на Народный Комиссариат Юстиции АМССР.
VI. О бюджете АМССР
45. Государственные доходы и расходы Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики объединяются в ее государственный бюджет, который входит в состав бюджета Украинской Социалистической Советской Республики.
46. Государственный бюджет Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики после того, как его рассмотрит и утвердит Молдавский Съезд Советов, или в случаях, указанных в примечании к артикулу 15 этой Конституции, представляется в установленном законом порядке Молдавским Центральным Исполнительным Комитетом на утверждение Всеукраинского Центрального Исполнительного Комитета. После этого он включается в состав государственного бюджета Украинской Социалистической Советской Республики.
Примечание. Подробнее бюджетные права Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики, а также порядок составления, утверждения и исполнения ее бюджета определяется особым законом, который издает Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет.
47. Местный бюджет Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики регулируется Временным Положением о местных финансах.
VII. О гербе и флаге АМССР
48. Молдавская Социалистическая Советская Республика имеет свой государственный герб и флаг, которые устанавливает Молдавский Центральный Исполнительный Комитет и утверждает Всеукраинский Центральный Исполнительный Комитет.
Балта, 23 апреля 1925 г.
Председатель Первого Молдавского Съезда Советов – Старый.
Секретарь Первого Молдавского Съезда Советов – Бочачер.
Харьков, 10 мая 1925 г.

Председатель IX Всеукраинского Съезда Советов – Петровский