Проект Конституции Ливии, 2014 г.

ПРОЕКТ НОВОЙ РЕДАКЦИИ КОНСТИТУЦИОННОЙ ДЕКЛАРАЦИИ ЛИВИИ
от 04 марта 2014 года
Раздел 1
Законодательная власть
Статья (1)
Совету представителей (СП) принадлежит законодательная власть. Они выбирается путем всеобщего прямого тайного голосования в соответствии с законом о выборах, принятым Всеобщим Национальным Конгрессом (ВНК) в течение двух недель после принятия настоящей поправки.
Государство гарантирует надлежащее представительство женщин в СП.
Статья (2)
СП должна провести свою первую сессию под председательствованием самого старшего члена. Самый молодой член должен быть докладчиком. Она должна пройти в течение 2 недель после объявления результатов выборов по приглашению Президента ВНК.
Члены СП должны принять следующую присягу на открытой сессии:
“Я клянусь, Всемогущим Господом, сохранять независимость и целостность Государства, уважать Конституционную Декларацию и закону, полностью соблюдать интересы народа и стремиться реализовать цели и принципы революции 17 февраля.”
Статья (3)
На первой сессии избирается Председатель СП и два заместителя.
Статья (4)
СП должен разработать правила внутренней процедуры в течение одного месяца после первой сессии. Они принимаются абсолютным большинством членов и опубликовываются в Официальном Печатном Издании.
Статья (5)
Срок полномочий СП начинается с даты первого собрания и заканчивается после принятия Конституции. В любом случае, срок полномочий не должен превышать 18 месяцев со дня первой сессии Ассамблеи разработки Конституции, кроме случаев, когда срок полномочий продлевается посредством референдума.
Статья (6)
СП реализовывает законодательные полномочия путем принятия законодательства для переходного периода, принимая вотум доверия и недоверия Совету Министров, принимая общий бюджет, осуществляя контроль за исполнительной властью и одобряя общую политику, разработанную правительством.
Статья (7)
Законопроектные предложения представляются, по крайней мере, 10 членами. Проекты законов представляются Советом Министров. Премьер-министр несет ответственность за предложение проектов законов о ратификации международных соглашений и проекта бюджета.
Приоритетное значение имеет рассмотрение проектов законов.
Статья (8)
Член СП представляет весь ливийский народ. Его избиратели не ограничивают его полномочия какими-либо условиями или границами. Голосование – это личное право члена, и оно не может делегироваться.
Статья (9)
Сессия СП считается действительной в случае присутствия абсолютного большинства членов.
Резолюции принимаются большинством голосов присутствующих членов, кроме случаев, когда предусмотрено специальное большинство.
Статья (10)
Сессии СП являются открытыми. Обсуждения подлежат занесению в протокол, публикуемый в соответствии с Правилами процедуры. Закрытые сессии можно проводить по требованию Председателя СП, Президента, Премьер-министра или одной трети членов.
Трансляция сессий в СМИ осуществляется в соответствии с условиями, закрепленными Правилами процедуры.
Статья (11)
Запрещено совмещать членство СП и министерства. Более того, ни один член СП не может быть членом комитетов, корпоративных советов, государственных и консультативных организаций и институтов.
Статья (12)
Без противоречия Правилам процедуры СП, ни один член СП не может привлекаться к ответственности за мнение, высказанное в Совете или связанных комитетах.
Статья (13)
Члены СП пользуются парламентской неприкосновенностью. Кроме случаев поимки на месте преступления, член СП может быть арестован или привлечен к уголовной ответственности только после разрешения Совета.
В случае ареста в результате поимки на месте преступления, Председатель СП должен быть проинформирован в течение 48 часов.
Статья (14)
Парламентские следственные комитеты создаются по требованию Президента или одной трети членов СП. Следственные комитеты не могут создаваться в отношении судебного расследования. Миссия ранее сформированного следственного комитета прекращается после открытия судебного расследования относительно инцидента, ставшего причиной его формирования.
Функции следственного комитета заключаются в представлении отчета перед СП.
Статья (15)
СП не должен обсуждать проект закона или законопроектное предложение до его обсуждения в соответствующих комитетах в соответствии с Правилами процедуры.
Статья (16)
Основное местонахождение СП в г. Бенгази. Он может проводить сессию за пределами официального местонахождения.
Статья (17)
Если место любого члена становится вакантным, новый член должен быть избран путем выборов в течение одного месяца с момента уведомления СП правительства о вакансии. Срок полномочий нового члена заканчивается одновременно с окончанием срока полномочий СП.
Статья (18)
Любой член СП имеет право направить Премьер-министру или любому министру вопроса или запрос в порядке, определенном Правилами процедуры.
Обсуждения конкретного запроса должны проходить в течение 7 дней после его подачи, за исключением срочных вопросов.
Статья (19)
Президент имеет право, в течение 7 дней после принятия закона, направить СП требование о его пересмотре с указанием оснований для такого пересмотра. СП обязан обсудить закон в течение одной недели. Если СП повторно его одобряет, он должен быть опубликован без обращения.
Статья (20)
Законодательство вступает в силу после истечения 15 дней с момента публикации в Официальном Печатном Издании. Такой срок может быть продлен или сокращен на основании специального положения.
Статья (21)
Любой кандидат на должность члена СП должен иметь ливийское гражданство, пользоваться гражданскими и политическими правами, быть в возрасте не менее 25 лет на дату выдвижения кандидатур, в дополнение к другим условиям, предусмотренным законом о выборах.
Статья (22)
СП имеет административную и финансовую независимость в рамках государственного бюджета. Расходы СП контролируются независимым внешним аудитором, избранным совместно с Центральным Банком Ливии на один год. Государство обязано предоставить все человеческие и финансовые ресурсы для предоставления СП и его членам возможности выполнять их функции.
Статья (23)
Премьер-министр обязан предоставить проект бюджета СП, по крайней мере, за 60 дней до начала финансового года для изучения и принятия. Голосование проводится по разделам. Бюджет принимается законом с указанием финансового года и положений относительно бюджетов институтов и организаций, а также положений о переводах между одобренными разделами бюджета и о покрытии любых дополнительных или чрезвычайных расходов, которые не были включены в одобренные отчисления.
Статья (24)
В случае задержки принятия бюджета, допускаются расходы на уровне 1/12 предложенного бюджета.
Статья (25)
Правительство имеет право брать общие займы и принимать финансовые обязательства только после одобрения СП.
Статья (26)
Стратегические привилегии иностранным инвестициям могут предоставляться только после одобрения двумя третями членов СП.
Статья (27)
Все государственные доходы принадлежат Государственной Казне, включая доходы от налогов, сборов и другие денежные средства, в соответствии с положениями Конституционной Декларации и действующими законами.
Статья (28)
Членство СП прекращается в случае ухода в отставку, смерти, некомпетентности или неспособности члена выполнять свои обязанности. Оно также может прекращаться в случае смещения члена СП с должности по причине потери доверия, несоответствия какому-либо квалификационному требованию, на основании которого член был избран, или неисполнения членом своих обязанностей.
Решение о смещении члена с должности принимается абсолютным большинством членов СП.
Статья (29)
Если СП большинством членов принимает решение о принятии вотума недоверия Правительству, оно считается ушедшим в отставку. Оно продолжает выполнять свои задачи до начала работы нового Правительства. Если решение относится к одному из министров, он считается ушедшим в отставку.
Совет только рассматривает предложение о вотуме недоверия по требованию одной четверти членов. Такое требование выдвигается для обсуждений после истечения восьми дней с даты его представления. Мнения принимаются во внимание в течение двух дней после завершения обсуждения.
Статья (30)
СП разрабатывает Правила процедуры, которые включают:
1. кворум Совета.
2. порядок работы Совета и составления повестки дня в соответствии с приоритетами.
3. порядок голосования в Совете.
4. полномочия Председателя и его двух заместителей.
5. порядок направления Премьер-министру и министрам предложений или запросов.
6. формирование комитетов Совета и определение их функций.
7. решения, связанные с беспорядком на сессии, проступками, посещением и отсутствием.
8. порядок снятия неприкосновенности.
9. принятие отставки.
Статья (31)
СП распускается только посредством референдума по требованию Президента. Если роспуск не подтверждается, Президент уходит в отставку, и новый Президент выбирается в течение 30 дней.
Раздел 2: Исполнительная власть
Статья (32)
Исполнительная власть принадлежит Президенту и Премьер-министру.
Статья (33)
Президент является символом государственного единства, он защищает интересы народа и охраняет независимость страны и ее территориальную целостность, а также уважает баланс ветвей власти. Он реализует свои полномочия в соответствии с настоящей Декларацией.
Статья (34)
Президент обладает следующими полномочиями:
1. представляет государство во внешних отношениях.
2. выбирает Премьер-министра и передает ему задачу по формированию нового Правительства.
3. выполняет обязанности Верховного главнокомандующего ливийской армии.
4. назначает и снимает с должности начальник разведки, после одобрения СП.
5. назначает послов и представителей Ливии в международных организациях, по предложению Министра иностранных дел.
6. назначает старших должностных лиц и снимает их с должности, после консультаций с Премьер-министром.
7. проводит аккредитацию представителей иностранных государств и организаций в Ливии.
8. принимать законодательство, одобренного СП.
9. подписывает международные конвенции и договора для ратификации СП.
10. объявляет чрезвычайное положение, войну и мир, а также принимает исключительные меры после одобрения Совета Обороны и Национальной Безопасности, которые подлежат передаче СП для одобрения в течение 10 дней.
11. возглавляет собрания кабинета, на которых он присутствует.
12. снимает Премьер-министр с должности после консультаций с Председателем СП. Снимает министров с должности после консультаций с Премьер-министром.
13. реализует любые другие полномочия, предусмотренные Конституционной Декларацией и законом.
Статья (35)
Президент обращается к СП лично или посредством писем, которые зачитываются от его имени и не подлежат обсуждению.
Статья (36)
Если Президент временно не способен выполнять свои обязанности, он имеет право делегировать определенные полномочия Премьер-министру на срок не более тридцати дней, за исключением полномочий, предусмотренных параграфом (9) Статьи 34. Президент обязан информировать об этом Председателя СП.
Статья (37)
В случае, если должность Президента становится вакантной по причине ухода в отставку, смерти, постоянной неспособности или любой другой причине, Премьер-министр временно принимает на себя полномочия Президента для выборов нового Президента в течение 30 дней после объявления вакансии Председателем СП.
Президент передает письменное заявление об уходе в отставку Председателю СП.
Статья (38)
Президент, по требованию, подписанному большинством членов Совета, может быть обвинен в измене. Решение о передаче обращения Прокурору принимается только большинством в две трети членов Совета.
После принятия решения Президент отстраняется с должности, и это является запретом на реализацию своих полномочий до принятия приговора.
Президент привлекается к судебной ответственности перед Верховным Судом со всеми его судебными ведомствами. Генеральный Прокурор выполняет роль обвинителя. Приговоры Суда являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Если Президент признается виновным, он смещается с должности без противоречия другим наказаниям.
Статья (39)
К кандидатам на пост президента применяются следующие условия:
1. является ливийским мусульманином, рожденным от родителей – ливийских мусульман.
2. не имеет гражданства другого государства.
3. не состоит в браке с неливийцем.
4. находится в возрасте 40 лет на день выдвижения кандидатуры.
5. предоставляет заверенное заявление о личном и недвижимом имуществе на территории Ливии и за ее пределами, а также о таком имуществе, принадлежащем супругам и несовершеннолетним детям.
6. имеет поддержку не менее пяти тысяч граждан в соответствии с законом.
7. соответствует любым другим условиям, определенным законом.
Статья (40)
Закон определяет финансовое вознаграждение Президента. Он имеет права получать дополнительную заработную плату или бонусы, выполнять в течение срока своих полномочий другие обязанности и заниматься коммерческой, финансовой или промышленной деятельностью. Он не имеет права покупать или брать в аренду государственную собственности, выдвигать иски против Государства или заключать с Государством договора на поставку или исполнение услуг. Если он получает лично или через посредника любые финансовые или подобные подарки, он обязан передать их в государственную казну согласно закону.
Статья (41)
Президент принимает следующую присягу перед Верховным Судом в присутствии Председателя Всеобщего Национального Конгресса и на открытой сессии: “Я клянусь, Всемогущим Господом, охранять независимость и территориальную целостность страны, уважать Конституционную Декларацию и закон, а также защищать интересы народа и стремиться к достижению принципов и целей революции 17 февраля”.
Статья (42)
Президент пользуется судебной неприкосновенностью в течение срока своих полномочий, все даты ограничений и прекращения права приостанавливаются, и судебное разбирательство может быть возобновлено после истечения срока его полномочий.
Принимая во внимание Статью (38), Президент не несет ответственность за свою работу в ходе выполнения своих функций.
Статья (43)
Президент избирается на переходный период путем всеобщего свободного тайного голосования абсолютным большинством голосов. Оно должно проходить в течение выборов СП, в соответствии с законом, принятым Всеобщим Национальным Конгрессом в течение двух недель с даты принятия настоящей поправке.
Если ни один из кандидатов не получает необходимое большинство в первом туре, второй тур проводиться в течение двух недель после объявления окончательных результатов первого тура. В таком туре участвуют два кандидата с наибольшим количеством голосов.
Совет Министров
Статья (44)
Совет Министров состоит из Премьер-министра, одного или нескольких заместителей и министров. Ему передается задача по управлению государственными внешними и внутренними делами. Премьер-министр осуществляет надзор за деятельностью Совета и руководство его юрисдикцией. В отношении обороны и иностранных министерств, такое руководство осуществляется после консультаций с Президентом.
Статья (45)
За исключением задач, переданных Президенту, Совет Министров выполняет исполнительные полномочия, управляет работой государства и обеспечивает надлежащее функционирование государственных институтов и структур государства, в соответствии с действующими законами. Его полномочия также включают следующее:
1. разрабатывать приоритеты правительственной работы на переходный период.
2. предлагать государственную политику после консультаций с Президентом и контролировать ее исполнение после одобрения.
3. предлагать проекты законов.
4. разрабатывать проект бюджета и окончательный бюджет государства.
5. принимать постановления, решения и директивы для исполнения законов.
6. вести переговоры относительно международных договоров и конвенций.
Статья (46)
Лицо, назначенное на должность Премьер-министра или министра, должно соответствовать следующим критериям:
1. иметь ливийское гражданство и пользоваться гражданскими и политическими правами.
2. быть в возрасте не менее 30 лет на момент назначения в качестве Премьер-министра и не менее 25 лет для министра.
3. не имеет гражданство другой страны.
4. не состоит в браке с неливийцем.
5. предоставляет заявление о личном и недвижимом имуществе на территории Ливии и за ее пределами, а также о таком имуществе, принадлежащем супругам и несовершеннолетним детям.
Статья (47)
Премьер-министр и министры обязаны принять следующую присягу перед Президентом на открытой сессии:
“Я клянусь, Всемогущим Господом, охранять независимость и территориальную целостность страны, уважать Конституционную Декларацию и закон, а также защищать интересы народа и стремиться к достижению принципов и целей революции 17 февраля.”
Статья (48)
Премьер-министр обязан выполнять следующие основные задачи:
1. предлагать для одобрения Президентом сформированный Совет Министров, и затем передавать его состав СП для принятия вотума доверия.
2. издавать решения, принятые Советом Министров.
3. назначать заместителей министров по предложению компетентного министра.
Статья (49)
Премьер-министр и министры подотчетны СП за государственную политику страны. Каждый министр несет ответственность за работу своего министерства.
Статья (50)
Премьер-министр обязан предоставлять письменное заявление об отставке Президенту. Министр обязан предоставлять заявление об отставке Премьер-министру. Уход в отставку Премьер-министра влечет за собой отставку всего правительства. Ушедшее в отставку правительство продолжает свою работу до формирования нового правительства.
Раздел: 3
Общие Положения
Статья (51)
Финансовое вознаграждение членов СП, Президента, Премьер-министра, министров определяет законом на основании проекта, представленного Советом Министров и одобренного СП в течение периода, не превышающего один месяц после принятия присяги, с учетом переданных им обязанностей и средних государственных доходов.
Статья (52)
Система местного самоуправления основывается на децентрализации в рамках государственного единства.
Районы, муниципалитеты, их юрисдикция и финансовые отчисления регулируются законом для обеспечения децентрализации услуг, прозрачности расходов и суверенитета государственных ресурсов в целях достижения сбалансированного и устойчивого роста по всей стране.
Статья (53)
Государство имеет монополию на учреждение институтов армии и безопасности, в соответствии с законом и общественными интересами. Армия обязана поддерживать конституционный порядок. Офицеры, сержанты и солдаты не имеют права занимать политические должности.
Любое лицо, организация, орган или группа не имеет права создавать военные или паравоенные формирования, группы или фракции, за пределами законности государства, и это осуществляется в соответствии с законом.
Статья (54)
Совет Обороны и Национальной Безопасности учреждается и возглавляется Президентом. В его состав входят Председатель СП, Премьер-министр, министры обороны, иностранных дел, внутренних дел и финансов, а также командующий армией и начальник разведки.
Совет обязан принимать стратегии для достижения безопасности и стабильности страны, а также необходимые меры для разрешения различных кризисов и катастроф. Он также обязан изучать источники угроз национальной безопасности внутри страны и за ее пределами. Его юрисдикция и правила процедуры определяются законом.
Статья (55)
Любые положения настоящей декларации могут изменяться или аннулироваться только по решению, принятому СП и большинством в две трети членов Совета.
Статья (56)
Любые положения временной конституционной декларации, противоречащие положениям настоящей поправки, считаются недействительными.
Статья (57)
Настоящая поправка вступает в силу со дня ее издания и подлежит публикации в Официальном Печатном Издании, в соответствии с действующей процедурой, а также в различных СМИ.