Справка Наркомата о школах, 1938 г.

СПРАВКА НАРКОМАТА ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ В УКРАИНЕ
Март 1938 г.
Секретарям ЦК КП(б)У тов. Хрущеву H. С. тов. Бурмистенко М. А.
О НАЦИОНАЛЬНЫХ ШКОЛАХ УКРАИНЫ
1. На Украине имеется 21 656 школ, в которых обучается 5 143 789 уча¬щихся. Преподавание в школах ведется на 21 языках. Так, например, с укра¬инским языком преподавания имеется 18 101 школа, русским — 1550 школ, еврейским — 312, молдавским — 163, узбекским — 19, белорусским — 9, болгарским — 54, польским — 50, немецким — 512, чешским — 14, греко¬эллинским — 12, греко-татарским — 8, татарским — 5, армянским — 4, туркменским — 2. киргизским — 1, шведским — 1, казахским — 1.
Кроме этого, имеется 838 школ (так называемые смешанные школы), пре¬подавание в которых ведется на нескольких языках — «украинско-еврейско-немецком, немецко-польско-русском, украинско-русско-болгарском» и т. д.
2. Во многих случаях под видом национальных школ враги народа — троцкисты, бухаринцы и буржуазные националисты, орудовавшие в Наркомпросе Украины, искусственно насаждали особые немецкие, польские, шведские, чешские, болгарские и др. школы, превращая их в очаги для про¬ведения контрреволюционной работы и буржуазно-националистического, антисоветского влияния на детей.
На Украине создано 1530 особых национальных — немецких, польских, чешских, шведских, болгарских и др. школ, которые наиболее оказались за¬сорены врагами.
3. Большинство школ с польским, немецким, болгарским и др. языками преподавания не имеют достаточных контингентов детей. Так, например, в Киевской чешской школе имеется 3 класса и в них — 19 учащихся. В непол¬ной средней польской школе Хмелевского района к началу этого года в 5, 6 и 7 классах осталось всего по 3 учащихся.
Главной причиной такого положения является то, что многие националь¬ные школы насаждались искусственно, дети, учащиеся в них, совершенно не знали языка, на котором ведется преподавание.
Например, в 24-й Киевской немецкой средней школе обучается 49 детей, таких, у которых мать и отец по национальности немцы; 65 учеников, у кото¬рых лишь отец или мать по национальности немцы, остальные, то есть поло¬вина детей, по национальности русские, украинцы, евреи или других нацио¬нальностей, никто из них не разговаривает и совершенно не знает немецкого языка.
4. Обнаружено много случаев принуждения украинского и русского на¬селения посылать своих детей в польские, чешские и другие национальные школы.
Так, например, в Гнивани, Баре, Хмельнике Винницкой обл. искусствен¬но были созданы польские школы, куда принуждали украинское население (на том основании, что они католики) посылать своих детей, не считаясь с тем, что дети и их родители польского языка не знали, детей настаивали обучать в украинских и русских школах.
5. Национальные школы не обеспечены учителями, учебниками, про¬граммами и наглядными пособиями, в результате чего дети этих школ не приобретают достаточных знаний основ науки и не вполне подготовляются для поступления в средние и высшие учебные заведения.
Количество классов и детей в национальных польских, чешских, швед¬ских и др. школах с каждым годом уменьшается, потому что в ряде школ фактически не было набора в первые классы, а из старших классов дети пе¬реходят в русские и украинские школы.
6. На Украине имеется один немецкий педагогический институт, два на¬циональных отдела (польский, болгарский) при Киевском и Одесском укра¬инском институтах, 13 национальных техникумов и педучилищ, которые засорены враждебными элементами, не укомплектованы квалифицирован¬ными педагогическими кадрами.
В связи с этим прошу вопрос о реорганизации особых национальных школ рассмотреть на ближайшем заседании ЦК КП(б)У.
Шматлай
Национальные отношения в Украине в XX ст.—С. 232—233