Предложения о контроле за религией, 1957 г.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРУППЫ ОТ СОВЕТА МИНИСТРОВ УССР ПО ОГРАНИЧЕНИЮ РЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1957 г.
По поручению Совета Министров УССР в 1957 году была создана группа, которой поручено разработать предложения для дальнейшего ограничения деятельности духо¬венства и религиозных объединений. В июне 1957 года группа в составе К. Катунина, г. Швайко, Г. Васильченко вручила заместителю Главы Совета Министров УССР Гречухе М. С. Такие предложения:
1. С целью упорядочения землепользования монастырями считаем целесообразным обратиться с ходатайством к Союзному правительству об изъятии лишнего земельного надела у тех монастирей, в которых норма надела превышает 0,15 га на одного монаха.
1. Для ограничения попыток монастирей увеличить количество монахов целесообразно в будущем провести такие меры:
а) запретить принимать в монастири лиц при отсутствии максимальной нормы под жилье;
б) рекомендовать епископу не принимать в монастири лиц, присутствие которых в монастирях не желательно, особенно в молодом возрасте;
в) запретить монастирям расширять свою жилищную площадь путем нового строительства, различных пристроек и т.п.
2. С целью ограничения прибыли необходимо и дальше запрещать религиозным гражданам осуществлять сбор пожертвований среди верующих за границами церкви и молитвенных домов, не позволять проводить сбор пожертвований определенного назначения, которое не имеет отношения к культовым потребностям.
3. Разъезды служителей культа, в частности, старшего духовенства, в населенные пункты, где есть верующие, способствуют оживлению деятельности религиозников, организационно укрепляют религиозные общины, что является нежелательным явлением.
С целью ослабления влияния на верующих со стороны служителей культа целесообразно и в дальнейшем не разрешать выезды духовенства за границы своей общины, собирать общие сборы верующих, проводить богослужения под открытым небом, на храмовые праздники запрещать приглашать духовенство из других религиозных общин для проведения соборных служб.
4. Служителей культа, нахождение которых нежелательно в определенном населенном пункте, договариваться с органами милиции о том, чтобы их там не прописывали на постоянное проживание.
5. < …> Ограничить попытки религиозников проводить новое строительство помещений и покупку домовладений под культовые и хозяйственные потребности, необходимо, чтобы органы власти на местах не разрешали это делать религиозным общинам < …>
Эти рекомендации были утверждены и положены в основу деятельности правительства Украины относительно религиозных объединений.
Наряду с ограничением деятельности властные структуры все больше прибегали к закрытию религиозных храмов. В 1944—1947 гг. в Украине было закрыто 148 церквей. В Житомирской области — 41 церковь, в Каменец-Подольской — 20, в Сумской и Черниговской — по 14.
В западных областях власть, опасаясь роста напряженности среди верующих, прибегала к закрытию в исключительных случаях. За это время закрыто всего три храма: по одному в Волынской, Львовской и Ровненской областях.
Особенное внимание властные структуры обратили на уменьшение влияния мона¬стирей. Прежде всего, стремились уменьшить количество монахов. По указанию Московского патриарха в монастири могли принимать лиц не младше 30 лет. О каждом монахе настоятели были обязаны докладывать епископу.
С июля 1959 года Митрополит Николай сообщал главе Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР Карпову, что уполномоченные и работники КГБ за 24 часа выселили монахов Овруцкого монастиря. Пред¬ставители власти разогнали монахов Кременецкого монастиря.
Епархии западного региона, несмотря на различные ограничения, оставались многочисленными. На 1 января 1951 года в Волынско-Ровненской епархии было 811 прихода, в них 634 священника. Кроме этого, на Волыни действовали 40 моли¬твенных домов. В Волынской православной семинарии в 1950— 1951 учебном году обучалось 42 семинариста.
Ликвидация Украинской греко-католической церкви и Украинской автоке¬фальной православной церкви, закрытие молитвенных домов необходимо было тоталитарному режиму для нивелирования духовности, в которой религиозный элемент был краеугольным камнем.
Ярош Б. Межконфессионные конфликты начались
не вчера // Вече. — 1995.— Груд. — С. 144—145