Анализ угроз нацбезопасности Литва 2013

ВТОРОЕ СЛЕДСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ

АНАЛИЗ УГРОЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Вильнюс
2013

Анализ угроз национальной безопасности предоставляется в открытый доступ согласно положениям Статей 8 и 26 Закона Республики Литва «О Разведке», с учетом поправок (от 17 октября 2012, No. XI-2289, «Зиниос», 2000, No. 64-1931; 2002, No. 72-3019). Таким образом, документ содержит незасекреченный анализ военных, военно-политических, военно-экономических, военно-технологических и военно-информационных внешних угроз и рисков для национальной безопасности Литвы.
ВВЕДЕНИЕ
На данный момент отсутствуют серьезные предпосылки для крупномасштабного военного конфликта в региональном геополитическом окружении Литвы (регион Балтийского моря). Вероятность прямой военной конфронтации между региональными государствами очень мала. Тем не менее, определенные тенденции и действия внешних игроков негативно влияют на безопасность Литвы. Граница Литвы также являются внешней границей Европейского Союза (ЕС) и НАТО с Россией, которая оказывает значительное влияние на Беларусь, наряду с членами Содружества Независимых Государств (СНГ) и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). В дополнение, ситуация осложняется тем, что цели членов НАТО часто расходятся в отношениях с Россией, поскольку Россия по-прежнему считает Республику Литва частью своей «зоны первоочередных интересов». В результате, любое серьезное разногласие между Россией и НАТО негативно влияет на геополитическое окружения Литвы и требует осуществления эффективной внешней политики и политики в сфере безопасности.
Литва считает свою национальную безопасность неотъемлемой частью политики безопасности НАТО и ЕС и отправляет военный контингент на международные военные операции и миссии. Поэтому Второе Следственное Управление при Министерстве Национальной Обороны Республики Литва (ВСУ) уделяет особое внимание тщательному мониторингу и анализу тревожных тенденций в более отдаленных регионах, таких как Афганистан, Средний Восток и Северная Африка, Африканский Рог и Сахель.
В последнее время интересы национальной безопасности государств все больше подвергаются влиянию нетрадиционный транснациональных явлений и феноменов, таких как терроризм, хакерские атаки, пиратство и т.п. Некоторые из этих глобальных тенденций имеют непосредственное негативное влияние на национальную безопасность Литвы, в то время как остальные влияют на интересы безопасности Литвы опосредовано в качестве неотъемлемой части более крупного Евроатлантического сообщества.
РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Россия
На протяжении последних десятилетий авторитарные тенденции во внешней политике России значительно усилились. В качестве ответа на повышенную активность и недовольство российского общества в конце 2011 года и первой половине 2012 года, российские власти ужесточили контроль над внутренними политическими процессами, поскольку оппозиция продолжала действовать разобщено.
В настоящее время ни одно из оппозиционных движений не способно получить поддержку широких общественных масс и стать реальной угрозой правящей элите.
Агрессивная российская риторика и действия в отношении соседних государств на протяжении последних лет часто использовалась для достижения внутренних политических целей. Демонстрация военной силы – это важный способ внутренней российской политики, направленный на использование общественных настроений «Великая Россия» и «борьба с Западом» и одновременно на отвлечение их внимания от внутренних экономических и социальных проблем. Агрессивные заявления и действия во внешней политике получают практически единогласную поддержку российского общества. Вполне вероятно, что растущие националистические тенденции будут иметь негативное влияние и будут содействовать еще более агрессивной российской внешней политике. Имидж сильной власти, способной защитить национальные интересы жесткими мерами, — это один из ключевых элементов современной идеологии Кремля. Следует отметить, что в случае агрессивных (даже военных) действий внутренняя политическая ситуация в России позволит властям избежать критики и усилить гражданский контроль.
Приоритеты российской внешней политики в 2012 году не изменились. Долгосрочная внешнеполитическая цель – многополярные отношения, в которых Россия играет одну из основных ролей – остается неизменной. Соответственно, для достижения этой цели во второй половине 2011 и 2012 года вновь интенсифицировалась антизападная риторика и конфронтационные отношения с НАТО/ Западом. Поскольку Россия стремится укрепить статус возрожденной великой державы, демонстрация военной силы остается неотъемлемой частью этого стремления.
Российской руководство считает НАТО главным препятствием к укреплению своей силы не только на постсоветском пространстве, но и в мировом масштабе. Таким образом, несмотря на заявленную цель развития сотрудничества с НАТО, Альянс все еще рассматривается в качестве угрозы национальной безопасности России. Конкретные действия России направлены на то, чтобы подорвать сплоченность Альянса, поскольку он рассматривается как потенциальный противник. Россия стремится увеличить напряжение в отношениях между США и ЕС, дискредитировать НАТО и спровоцировать внутренний раскол в Альянсе. Российская военная доктрина, утвержденная в 2010 году, рассматривает НАТО в качестве источника военной опасности.
Другая основная цель российской внешней политики – это укрепление ее влияния на постсоветском пространстве. Все постсоветское пространство (в т.ч. Литва) рассматривается в качестве «зоны первоочередных интересов», в рамках которой исключительные интересы России должны учитывать не только государства этой зоны, но и другие глобальные международные игроки. Стремясь увеличить свое влияние на всем постсоветском пространстве, Россия уделила значительное внимание интеграционным процессам в рамках СНГ: Таможенный Союз России, Беларуси и Казахстана (с 2011 года); и Единое Экономическое Пространство, закрепленное в 2012 году.
Россия рассматривает энергетическую безопасность других государств, как угрозу своей безопасности. В конце 2011 года бывший начальник Генштаба Вооруженных Сил России, генерал Николай Макаров представил анализ угроз военной безопасности. В качестве основной угрозы военной безопасности России указывалось стремление западных государств обеспечить свою энергетическую независимость в ущерб экономическим и политическим интересам России. Российское руководство считает это угрозой, поскольку доходы государственного бюджета в значительной степени зависят от экспорта энергоресурсов, при этом доходы от экспорта нефти и газа являются основными предпосылками поддержания внутренней политической стабильности. Более того, модернизация вооружения ВС, что является основным элементом реформы ВС России, зависит от значительных бюджетных доходов от экспорта нефти и газа. Следовательно, действия западных государств, которые негативно влияют на интересы России и ее энергетическую политику, в целом, рассматриваются в качестве угрозы безопасности России. С другой стороны, считается, что политика отдельных европейских государств (включая Литву) в направлении энергетической независимости оказывает ограниченное негативное влияние на российские интересы и способствует повышению угрозы безопасности . Ситуация осложняется тем, что российское политическое руководство рассматривает энергоресурсы в качестве одного из основных рычагов политического влияния на страны Центральной и Восточной Европы. Поэтому Россия особенно чутко реагирует на попытки государств этого региона усилить их энергетическую независимость.
Энергоресурсы – это основа финансирования российских ВС. До экономического кризиса 2008- 2009 гг. ежегодный рост российского ВВП составлял примерно 7%. На сегодняшний день государственная экономика оправилась от кризиса, но темпы роста остаются достаточно сдержанными (в 2011 г. — 4.3%; в 2012 г. — 3.4%). Экономика сохраняет структурную слабость и большую зависимость от энергоресурсов. В 2012 г. 50.2% поступлений в российский федеральный бюджет были обеспечены за счет нефтегазового комплекса.
Постоянно растущие доходы от экспорта природных ресурсов до конца 2008 года позволили России существенно увеличить ежегодное финансирование ВС. На протяжении последнего десятилетия номинальные военные расходы выросли примерна в 6.5 раз. С учетом инфляции за данный период фактическое финансировании ВС выросло примерно в 3 раза. В условиях экономического кризиса рост финансирования ВС оставался небольшим, но с началом 2011 года вновь проявилась тенденция постоянно растущих расходов на ВС. В 2013 году Россия увеличит финансирование ВС почти на 15%, при этом расходы на оборону впервые превысят 3% ВВП (и составят 3.2%).
Развитие российских ВС.
Крупномасштабная реформа российских ВС, которая началась в 2008 году, продолжилась в 2012 году. Основная цель реформы – существенно увеличить боевой потенциал ВС путем создания малочисленных, но более эффективных войск. Россия определила, что создание современных войск высокой боевой готовности – это одна из стратегических целей. Реализуется программа «профессионализма» ВС, которая направлена на увеличение количества профессиональных солдат. Это повысит готовность и эффективность военных подразделений.
В Государственной Программе Вооружений 2011-2020 (ГПВ) запланировано выделение 20 триллионов российских рублей (около 450 млрд.евро) на модернизацию и перевооружение ВС. Основная доля бюджетных расходов, которая представляет собой плановое увеличение финансирования национальной обороны в 2013-2015гг., должна быть направлена, в частности, на реализацию ГПВ. Перевооружение ВС и оснащение современной военной техникой – это один из ключевых элементов данной реформы. Москва стремится увеличить долю современного вооружения во всем военном оснащении до 30% к 2017 г. и 70% к 2020 г. Очень маловероятно, что ГПВ будет полностью реализована. Тем не менее, российское политическое руководство рассматривает национальную оборону в качестве приоритета. Финансирование ВС может быть уменьшено только в случае чрезвычайно глубокого экономического кризиса.
В 2012 г. Россия продолжила укреплять свой военный потенциал в западном направлении и Калининграде. В Калиниградской области был установлен самый современный противоракетный (ПР) радар «Воронеж». Также была размещена самая современная система противовоздушной обороны (ПВО) S-400, способная уничтожать воздушные мишени над территорией Литвы. Также были озвучены планы по размещению самых современных наступательных систем вооружения – ракетные системы класса поверхность-поверхность «Искандер-M». Балтийский флот получил новые боевые корабли. Кроме этого, выполняются мероприятия по модернизации военной инфраструктуры, базирующейся в регионе.
Несмотря на заявленное намерение России сотрудничать с США и НАТО, в том числе в сфере противоракетной обороны (ПРО), основная цель России остается неизменной – предотвратить размещение компонентов ПВО и ПРО НАТО на территории стран, граничащих с Россией. Москва предлагает НАТО разделить Европу на зоны ответственности по ПРО. По российскому предложению балтийские государства и часть польской территории должны перейти в «зону ответственности России», т.e. НАТО придется передать часть обязательств по обеспечению безопасности членов Альянса России. Соответственно, оборонный потенциал Альянса в регионе будет ограничен. Тем временем, Россия интенсивно разворачивает свои системы ПВО и ПРО вблизи границ государств-членов НАТО. Эта система уже позволяет отследить и уничтожить воздушные мишени на расстоянии нескольких тысяч километров на территории некоторых государств-членов НАТО.
Кроме этого, стало обычным явлением военно-морское патрулирование российского флота в стратегически важных районах океанских просторов, особенно Средиземноморского региона. В 2012 г. Россия продемонстрировала растущую военную мощь, проведя стратегические полеты над международными водами (вкл. Балтийское море). Такие полеты возобновились после длительного периода и стали регулярными. С 2008 г. Россия ежегодно организовывает крупномасштабные военные учения с участием более 10,000 военного контингента. В 2012 г. крупномасштабное учение «КАВКАЗ» проходило в российском Южном военном округе.
Кроме этого, стоит отметить постоянное расширение военного сотрудничества между Россией и Беларусью. Для России Беларусь – это фронтальный эшелон обороны в западном направлении. Страны создали совместную Региональную Военную Группировку (РВГ), которая предназначена для обеспечения обороны двух государств. Взаимодействие российских и белорусских подразделений, которые подчиняются этой группировке, постоянно улучшаются в ходе различных военных учений. Например, в 2013 г. планируется провести крупномасштабное учение «ЗАПАД 2013» на территории Беларуси и Калининградской области. Следует отметить, что сценарий учений ЗАПАД предполагает проведение как оборонных, так и наступательных операций. Некоторые из морских и наземных военных подразделений, используемые в этих учениях, находятся на литовской границе. В ходе такой интенсивной военной деятельности есть вероятность намеренного или случайного нарушения литовской государственной границы, воздушного пространства и другие различные инциденты. Военная деятельность России в западном направлении оценивается, как демонстрация ее военной мощи.
В 2013 г. Россия заявила о своем намерении разместить в Беларуси базу военно-воздушных сил. Такие преобразования, несомненно, усилят взаимную военную интеграцию и роль Беларуси в российских планах и политике в сфере обороны, что, в свою очередь, увеличит общую зависимость Беларуси от России.
Тот факт, что при развитии военных мощностей и проведении военных учений приоритет отдается западному и южному стратегическим направлениям, говорит о том, что российская военная доктрина применяется на практике. Если быть точнее, НАТО не только рассматривается в качестве источника угрозы, но проводится реальное военное планирование и конкретные приготовления для нейтрализации этой угрозы.
Утилизация запасов боеприпасов в Калининградской области. В Калининградской области находятся большие запасы боеприпасов. Большая часть этих боеприпасов устарели и должны быть утилизированы. Сложный процесс утилизации дефектных боеприпасов начался в 2010-2012 гг. Утилизация боеприпасов проводилась на калининградских военных полигонах, включая Добровольск, который находится вблизи литовской границы. Как и в других российских регионах, в которых проводилась утилизация непригодных боеприпасов, в Калининградской области были зарегистрированы различные инциденты. Детонация принесла вред жителям и их имуществу, которые находились вблизи полигонов.
Беларусь
Внутренняя политическая ситуация Беларуси была определена президентской администрацией для сохранения авторитарного режима. Несовершенные конституционные механизмы и централизованная белорусская система власти, основанная на аппарате безопасности (КГБ, Министерство внутренних дел, ВС) гарантируют Президенту Александру Лукашенко практически неограниченную свободу действий и возможность оставаться при власти.
Несмотря на то, что оппозиционные политические партии действуют легально, их влияние на государственную политическую жизнь минимально. В результате постоянных преследований и репрессий белорусская оппозиция расколота и слаба. Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, которая наблюдается в Беларуси в последнее время, открытые антиправительственные настроения среди основной части общества отсутствуют. Социальная политика властей обеспечивает низкий уровень безработицы и небольшой, но стабильный доход, что, в свою очередь, создает иллюзию, что режим гарантирует защиту основных потребностей граждан.
В силу авторитарной правящей системы Беларусь переживает некоторую международную изоляцию. Экономический и финансовый кризис ускорил включение Беларуси в интеграционные процессы на постсоветском пространстве СНГ, инициируемые Россией, а именно, создание общего Таможенного Союза и Единого Экономического Пространства России, Беларуси и Казахстана. Кроме этого, вышеупомянутые государства подписали соглашение о создании Евразийского Экономического Союза. Это создало предпосылки для дальнейшего усиления политической, экономической и военной зависимости Беларуси от России. Тем не менее, отношения между Россия и Беларусью не односторонние, в прошлом между двумя государствами были напряженные отношения, когда Россия осуществляла политическое, экономической и информационное давление.
Концепция национальной безопасности Беларуси и другие документальные доктрины определяют в качестве основного источника внешней угрозы создание и развитие военно-политических блоков в Европе, а также развитие военной инфраструктуры вблизи белорусской границы, т.е. НАТО. Беларусь связывает обеспечение своей военной безопасности с Россией. Таким образом, создание и развитие единой системы обороны с Россией считается приоритетом.
На текущий момент белорусские ВС способны обеспечить оборону государства и готовность к мобилизации. Они также способны выполнять ограниченные в пространстве, краткосрочные наступательные операции, поскольку обладают значительным количеством танков, бронетехники и сил специального назначения. Основные наилучшим образом укомплектованные и оборудованные подразделения белорусских ВС и районы учений находятся в западной части страны. Пока финансовое положение Беларуси ограничивает закупки новых и современных вооружений и боевой техники. Тем не менее, вполне вероятно, что потенциал ВС будет снабжаться переданным Россией современным вооружением и военной техникой, и российско-белорусская региональная военная группировка (РВГ) в будущем будет усиливаться.
Другие страны СНГ и Грузия
Помимо внутренних причин, таких как политическая нестабильность, отсутствие общественного управления и неэффективная экономика, основными источниками нестабильности в данном регионе являются сепаратистские районы и ‘замороженные конфликты’ наряду с постоянным стремление России расширить свое влияние. В 2012 г. большинство стран данного региона настоятельно призывались к участию в интеграционных процессах, контролируемых Россией. Тем временем, политическую элиту этих стран вынуждали выбрать между европейскими и евразийскими интеграционными перспективами, контролируемыми Россией.
В течение 2012 г. Россия продолжала попытки по расширению свои влияния на постсоветском пространстве. Наибольшее давление оказывалось на Украину в целях ее вовлечения в контролируемые Россией интеграционные проекты и продвижения российского капитала (посягательство на энергетический сектор), в первую очередь, для получения контроля над украинской газовой инфраструктуры. Поскольку российские цели и действия не всегда соответствуют интересам украинской политической и бизнес элиты, основа для растущего напряжения между двумя государствами продолжает существовать.
В 2012 г. приднестровский конфликт фактические не был разрешен. Очевидно, что Молдова не способна разрешить приднестровский конфликт самостоятельно, а Россия сосредоточено на том, чтобы сохранить статус ‘замороженного конфликта’, а не признать независимость этого сепаратистского региона: это один из основных российских политических рычагов в регионе.
Пока отсутствуют явные предпосылки того, что урегулирование нагорно-карабахского конфликта политическими средствами может сдвинуться с мертвой точки. Армения и Азербайджан ведут очень резкую полемику и реализуют программы укрепления ВС. Россия остается главным гарантом безопасности Армении. Россия продолжает попытки расширить свое влияние в Армении и навязать ей Таможенный Союз.
Российский военный контингент, базирующийся в грузинских сепаратистских регионах открыто распространяет свое влияния в южно-кавказском регионе. Российские оборонительные сооружения в районе Абхазии и Цхинвали (Южная Осетия) поддерживают постоянное военное напряжение на грузинской границе и существенно снижают вероятность разрешения проблемы территориальной целостности Грузии в ближайшее время. После осенних парламентских выборов 2012 г. государственный политический баланс значительно сдвинулся. Хотя Грузия стремится наладить двусторонние отношения с Россией, она отмечает, что евроатлантическая интеграция является основным приоритетом. Несмотря на небольшое снижение напряжения между Россией и Грузией, вероятность возобновления дипломатических отношений в краткосрочной перспективе низка.
В 2012 г. были озвучены планы по укреплению военного компонента ОДКБ посредством создания совместных сил ОДКБ. Несмотря на это, ОДКБ остается прикрытием для российского двустороннего военного сотрудничества с отдельными членами организации, а не функциональным альянсом, объединенным общими интересами. В 2012 г. Россия также стремилась установить сотрудничество между НАТО и ОДКБ. Тем не менее, основная цель заключается в том, чтобы укрепить статус ОДКБ и разделить зоны ответственности ОДКБ и НАТО, ограничив возможности НАТО на постсоветском пространстве.
ГЛОБАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. КРИЗИСНЫЕ РЕГИОНЫ
В некоторых регионах, которые географически отдалены от Республики Литва, существуют условия для разжигания напряжения и нестабильности, в результате чего возникают этнические, религиозные и межгосударственные конфликты. Являясь членом международного сообщества, НАТО и ЕС, Литва делает свой вклад в международные усилия по разрешению этих конфликтов. Исходя из этого, процессы и события в нестабильных регионах становятся важными факторами для литовской национальной безопасности.
Афганистан
В 2012 г. в Афганистане наблюдалась нестабильная ситуация в сфере безопасности, экономическая стагнация и напряженность в государственной внутренней политике. Боевые действия вооруженной оппозиции — Талибана – остаются главным фактором, негативно влияющим на безопасность. Некомпетентность центральных институтов власти, высокий уровень коррупции и непотизм негативно повлияли на рост экономики и реализацию мер по ее восстановлению. Основными причинами политической напряженности были разногласия между исполнительной и законодательной властью, сохранение влияния местных боевых командиров и интересы некоторых соседних государств в Афганистане. Ситуация безопасности в Афганистан, особенно в регионах, в которых ИСАФ передали ответственность местным органам безопасности, будет оставаться уязвимой в краткосрочной перспективе. Национальная Армия Афганистана (НАА) и Полиция (НПА) выполняют достаточно эффективную работу по обеспечению безопасности в основных городах и их окрестностях, но их сил недостаточно для более отдаленных регионов Афганистана.
Вероятность улучшения ситуации безопасности в 2013 г. низка, поскольку вооруженная оппозиция не демонстрирует желание наладить диалог с центральной властью и прекратить борьбу. Предстоящие выборы в 2014 г. будут основной причиной конфликтов и растущей напряженности среди политических партий, военных командиров и влиятельных личностей. Планы центральной власти по борьбе с коррупцией, наиболее вероятно, не будут реализованы в ближайшем времени. Соответственно, Афганистан будет оставаться менее привлекательным для иностранных инвесторов. Это, в свою очередь, будет тормозить экономический рост и улучшение социально-экономической ситуации в стране. В результате, Афганистан будет и в дальнейшем зависеть от поддержки международного сообщества и иностранных доноров. Стабильная, но все же деликатная ситуация безопасности также будет нести угрозу безопасности расположенного в Афганистане литовского военного контингента и гражданских служащих в период отзыва войск.
После решения Литвы направить независимую группу по охране судов для участия в военно-морской операции ЕС по борьбе с пиратством и военных учениях под руководством ЕС в Мали, ВСУ отслеживает региональные процессы в районе Африканского рога и оценивает факторы риска для безопасности литовского военного контингента.
В 2012 г. уменьшилось количество инцидентов, связанных с пиратством у побережья Сомали, которые представляют собой угрозу безопасности международного судоходства, и эта тенденция, скорее всего, сохранится в 2013 г. Этой тенденции частично способствовали совместные усилия международного сообщества: патрулирование военных кораблей ЕС и НАТО, предупредительные меры на кораблях, в частности, размещение вооруженных групп защиты, и соблюдение принципов безопасности Международной морской организации.
Центральное правительство Сомали остается зависимым от поддержки международного сообщества во всех сферах. Ситуация безопасности в стране остается нестабильной. В 2012 г. военная кампания, проведенная войсками Африканского Союза против радикальной исламистской военной группы «Аль Шабааб», позволила правительству восстановить контроль в большинстве крупных городов центральной и южной Сомали, в том числе, над стратегически важными портами. Тем не менее, действующая сомалийская армия не обладает достаточной дисциплиной и возможностями для самостоятельного обеспечения безопасности на контролируемых территориях. Страны ЕС продолжают реализацию программы обучения сомалийских солдат, начатую в 2010 г.
В Мали после военного переворота в марте 2012 г. начался политический кризис и кризис в сфере безопасности. После того, как вооруженные исламистские и террористические группы закрепились на севере Мали, в середине 2012 г., в соседних странах и западной части Сахельского региона значительно увеличилась угроза терроризма. В ответ на просьбу правительства Мали о помощи, Франция начала в 2013 г. боевую операцию и вынудила вооруженные группы покинуть крупные города северной части Мали. ЕС начала реализацию программы военного обучения, направленную на инструктаж и обучение армии Мали, которая в дальнейшем смогла бы принять на себя ответственность за безопасность.
Угроза асимметрических атак, похищения иностранцев и террористических атак, осуществляемых радикальными исламистскими военными группа, в Сахельском регионе останется, поскольку только военные меры не могут искоренить причины экстремизма и радикализации. Все еще остается вероятность распространения войны на соседние страны, ухудшения гуманитарной ситуации и распространение нестабильности в регионе. Кроме этого, вероятны атаки на вооруженные силы в Мали и участвующих странах. Вероятность террористических актов во Франции и европейских странах также, скорее всего, возрастет.
Средний Восток и Северная Африка
На волне массовых демонстраций и протестов на Среднем Востоке и в Северной Африке на пороге 2011 г., в народе называемых Арабская весна, политическая ситуация и ситуация безопасности остается нестабильной. Нестабильные временные правительства и ослабленные автократические режиме, трудноразрешимые социально-экономические проблемы создают предпосылки для этно-конфессиональной напряженности для изменения баланса власти. Общая тенденция на Среднем Востоке и в Северной Африке в 2012 г. – это усиление исламистского движения при поддержке общества и механизмов институциональной демократии. Дестабилизация ситуации безопасности на Среднем Востоке и в Северной Африке, в основном, зависит от следующих двух факторов:
• Растущее этно-конфессиональное напряжение в конфликтных регионах. Гражданская война в Сирии, которая усугубила межконфессиональное разделение внутри страны и в соседних странах (Ирак, Ливан). Восстание бахрейнских шиитов против суннитского режима разжигало беспорядки в саудо-аравийском шиитском меньшинстве в восточной провинции страны. Напряженность возросла между центральным правительством и Курдским автономным регионом в Ираке, и между мусульманами и коптами в Египте.
• Террористические группы, которые поддерживают идеологию «Аль Каида», пользуются ситуацией и участвуют в конфликтах на суннитской стороне, таким образом способствуя развитию межконфессиональной вражды и пользуясь преимуществом вакуума власти, который возникает после ослабления/свержения режимов. Социально-экономические проблемы, которые провоцируют массовое беспокойство, не решаются легко и быстро; поэтому арабские общества, которые сменили режимы в своих странах, скорее всего, чувствуют недовольство по причине отсутствия положительных изменений. В результате, экстремистские группы стремятся воспользоваться ситуацией, распространяя пропаганду и радикальные призывы. Как следствие, повышается угроза терроризма.
Сирия
Продолжающийся конфликт в Сирии является основным дестабилизирующим фактором на Среднем Востоке. Растущая активность террористических групп и их возможности захватывать резервы оружия массового поражения в Сирии повышает угрозу для региона. Этно-конфессиональная вражда в Сирии имеет побочный эффект в Ливане, Ираке, Иордании, а также несет риски возникновения серьезного гуманитарного кризиса в регионе. По всей вероятности, насилие в Сирии не прекратится, межрелигиозный конфликт будет углубляться, а активность террористических групп продолжит расти. Следовательно, ситуация безопасности в Сирии и во всем регионе будет оставаться нестабильной.
Терроризм
Деятельность аль Каиды вдохновляет и влияет на террористические группы в политически, экономически и социально нестабильных мусульманских странах Среднего Востока (Ирак, Йемен), Африки (Алжир, Сомали, Нигерия, Сахельский регион) и Азии (Афганистан, Пакистан) и несет угрозу глобального терроризма для международного сообщества, несмотря на то, что духовный лидер аль Каиды Усама бен Ладен был убит в 2011 г.
Беспорядки, которые возникли на пороге 2011 г. на Среднем Востоке и в Северной Африке создали географически благоприятные условия для развития радикальной исламистской идеологии. Новые политические системы в странах со свергнутыми режимами (Тунис, Египет, Ливия) неспособны найти быстрые и эффективные решения экономических и социальных проблем. В результате, экстремистские группы имеют хорошую возможность распространить свое влияние в этих странах и развивать радикальные настроения.
Граждане стран ЕС, которые возвращаются из террористических учебных лагерей в мусульманских странах, могут свободно передвигаться по Шенгенской зоне и распространять радикальные экстремистские идеи. Лица, проживающие в Литве, также могут быть вовлечены в процесс распространения радикальных экстремистских идей.
В Литве не наблюдались открытые угрозы террористических групп; тем не менее, вероятность таких угроз и атак сохраняется.
УГРОЗЫ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ
Стремительное развитие информационных технологий и коммуникаций (ИТиК) не только создает новые возможности, но повышает уязвимость информационных систем, электронных услуг и обработки данных. Следующие факторы повышают угрозу кибервторжения: отсутствие требований к системе управления безопасностью или их ненадлежащее исполнение; недостаточный мониторинг уже применяемых систем безопасности; недостаточные инвестиции в IT безопасность; небрежное отношение IT пользователей к требованиям и процедурам безопасности; недостаток компетентности; и т.п. ВСУ в последнее время отметило растущее количество инцидентов в киберпространстве: вмешательство в функционирование информационных систем и компьютерных сетей, попытки получить несанкционированный доступ, создание так называемых сетей «БотНет » и незаконный сбор информации. В результате, по причине кибер-инцидентов стремительно растет институциональная угроза. Такая тенденция возникает из растущей зависимости от IT: использование данных в электронном пространстве, популярность электронных услуг и широко распространенная коммерческая практика с использованием информационных систем и компьютерных сетей.
Игроков, угрожающих киберпространству, можно сгруппировать, исходя из их области деятельности, первоначальных интересов и причиненного вреда: государство или государства, спонсируемые кибер-агрессорами, и кибер-агрессоры без государственной принадлежности. Основная кибер-угроза национальной обороне и безопасности Республики Литва создается определенным государством или государством, спонсируемым кибер-агрессорами.
Кибератаки
Цель прямых и нацеленных кибератак заключается в том, чтобы заразить вирусом или повредить компьютер и/или компьютерную сеть (государственный институт, коммерческую компанию, неправительственную организацию или частное лицо) либо установить вредоносный код в определенный узел компьютерной системы (напр, сервер). Несмотря на то, что кибератаки, в основном, были направлены против информации, связанной с финансовым и, в частности, с банковским сектором, в последнее время кибер-агрессоры расширили свои атаки, нацелившись на коммерческие компании и государственные институты, которые обладают потенциально ценной информацией. Кибер-агрессоры заинтересованы в технической документации, информации, которая является коммерческой тайной, или другой информации, предназначенной для внутреннего использования определенного учреждения.
Распространение DDoS-атак и «БотНет» сетей
В 2012 г. мир наблюдал распространение «БотНет» сетей в мобильных технологиях. Эти сети имели много общих черт и функциональных преимуществ с традиционными «БотНет» сетями, из-за которых пользователи могли подвергаться новым DDos-атакам (вредоносные коды действуют одновременно и на мобильных устройствах или смартфонах, и на персональных компьютерах). Например, зараженный мобильный телефон или персональный компьютер имеет удаленный доступ через один и тот же C&C сервер; мобильный телефон и персональный компьютер будут атакованы одновременно или вовлечены в выполняемые команды.
По оценкам, в 2013 г. одна четвертая всех DDos-атак будет нацелена на прикладные программы. Прикладные DDos-атаки будут отличаться тем, что кибер-агрессоры будут отправлять команды, которые приведут к перегрузке мощности и памяти процессора и, в конце концов, к неэффективности компьютерного программного обеспечения. DDos-атаки также несут угрозу безопасности, поскольку будут использоваться для отвлечения внимания. Кибер-агрессоры, после временной блокировки доступа к службе, будут иметь возможность извлечь секретную или другую информацию. Более того, они могут осуществлять другие несанкционированные действия с использованием украденных данных, которые были получены в период, когда провайдер и/или получатель услуг пытался восстановить работу службы.
Угрозы для пользователей мобильных телефонов и «облачной» обработки данных
Чрезвычайно быстрое развитие новых технологий вынуждает уделять особое внимание угрозам, которым подвергаются пользователи мобильных технологий и так называемой технологии «облачной» обработки данных. Взломать «облако» и передать вирусы или шпионское ПО возможно. Это позволяет вирусам взломать банковские системы или другие файлы с данными, которые содержат секретную информацию, такую как пароли. Методы доступа к «облаку» также могут создать возможность для незаконного получения других видов секретной пользовательской информации.
В 2013 г. будет продолжаться улучшение вредоносных кодов для отправки дорогих СМС-сообщений с мобильного устройства пользователей (особенно, смартфонов) без какого-либо уведомления. Следовательно, с помощью вредоносного кода возможно будет получить контакты из адресной книги и передать их с помощью СМС-сообщений другим адресатам.
Вредоносные коды будут улучшаться и активно распространяться хакерскими программами . Вредоносный код, получивший доступ к мобильному телефону, позволит кибер-агрессорам иметь удаленный доступ к устройству, активировать отдельные функции и отслеживать передвижение пользователя мобильного телефона. Таким образом, такое программное обеспечение будет использоваться для различных целей, в том числе для незаконного наблюдения за человеком.
Угрозы в социальных сетях
Большинство интернет пользователей активно используют социальные сети (напр., Facebook, Twitter и т.п.), вводят персональную информацию, покупают виртуальные денежные единицы или подарки и т.п. По прогнозам, будет расти количество атак, направленных на незаконное получение платежных данных, персональной или удостоверяющей информации. Основной метод мошенничества будет связан с использованием фальшивой идентификации социальных сетей. Социальные сети будут оставаться эффективным средством кибер-агрессоров для сбора информации о лицах или компаниях без каких-либо ограничений.
Оценивая кибер безопасность литовских государственных учреждений, следует отметить, что существует потребность в унифицированных и всеобщих стандартах кибер безопасности, которые будут охватывать меры и процедуры технической безопасности и использование внешних накопителей данных. Такие стандарты безопасности должны применяться к IT инфраструктуре всех государственных учреждений, стратегически важной государственных объектов и компаний и в некоторых случаях к объединенному государственному и частному секторам.
КОНТРРАЗВЕДЫВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В 2012 г. основные усилия вражеской иностранной разведки и служб безопасности были направлены на сбор информации об оборонном потенциале Литвы, инфраструктуре НАТО, государственной экономике и энергетических проектах. Информацию собирали традиционными методами — HUMINT, OSINT и SIGINT (напр., разведывательные полеты и разведывательные морские рейды вдоль государственной границы Литвы). Помимо традиционных методов, службы иностранной разведки всё чаще прибегают к возможностям сбора информации в киберпространстве.
Шпионское ПО
С помощью реализации активным контрразведывательных мероприятий было выявлено иностранное шпионское ПО, работающее и распространяющееся в литовских компьютерах. После тщательного расследования было выявлено заражение компьютеров государственных учреждений, частных компаний и физических лиц.
Шпионское ПО, обнаруженное на компьютерах в Литве, было предназначено для сбора данных, удаленного контроля, сетевого мониторинга, идентификации счетов и паролей. Оно может включить видео камеру или микрофон и осуществлять подслушивание в реальном времени. Шпионское ПО обычно распространяется через запоминающие устройства USB, оптические диски (CD и DVD), HDD и электронную почту.
Другая выявленная функция шпионского ПО, обнаруженного в Литве, — это создание «БотНет» сетей. Вредоносное программное обеспечение позволяет удаленно контролировать компьютер; в результате, каждый компьютер, зараженный этим программным обеспечением, становится частью «БотНет» сети. Обычно основная цель такой сети – содействовать проведению кибер-атак.
Информация с зараженного компьютера, подключенного к интернету, собирается через интернет и передается администратору шпионского ПО. Если компьютер не подсоединен к интернету, данные собираются и хранятся на каждом подсоединенном внешнем накопителе, и, таким образом, эти накопителя также становятся зараженными вредоносным программным обеспечением. Когда такие устройства подсоединяются к компьютеру, подключенному к интернету, компьютер становится зараженным и опять информация, изначально собранная шпионским ПО и хранящаяся на этих устройствах, передается администратору шпионского ПО. Подобным образом шпионское ПО получает инструкции для дальнейшего сбора информации на конкретном компьютере. Этот метод распространения вредоносного ПО позволяет заразить шпионским ПО частные компьютеры и компьютерные сети без доступа в интернет.
Шпионское программное обеспечение регулярно совершенствуется и обновляется новыми функциями. Некоторые версии программного обеспечения имеют функцию самоуничтожения вредоносного ПО после передачи собранной информации. Ни одно существующее программное обеспечение не способно обнаружить такое шпионское ПО, поэтому вредоносное программное обеспечение может обнаружить только с соблюдением определенных эксплуатационных особенностей компьютера. Один из наиболее эффективных методов уничтожения вредоносного ПО – это переустановка компьютера; тем не менее, если пользователь обладает недостаточными навыками по соблюдению безопасности при работе с IT, технических решений (переустановка компьютера и т.п.) будет недостаточно.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ УГРОЗЫ
На протяжении последних лет Литва постоянно сталкивалась с интенсивными, систематическими и длительными информационными атаками со стороны внешних игроков. Масштаб атак увеличивается, в частности, когда Литва предпринимает активные шаги для реализации приоритетов своей внешней и оборонной политики и энергетических проектов. Содержание информационных атак в конкретный момент часто определяется наиболее актуальными событиями. С другой стороны, цели информационных атак, как правило, одинаковые: в первую очередь, внешняя политика, национальная оборона и энергетическая политика.
Основные задачи информационных атак – это удерживать литовское общество в иностранном информационном пространстве, повысить уязвимость государства и общества, воздействовать на ментальность и эмоциональное отношение общества, отдельных групп и лиц. Основная цель в выполнении этих задач – это удерживать Литву в «зоне первоочередных интересов» с помощью информационных средств.
Наряду с экономическими и социальными вопросами также активно используется историческая тема, в рамках которой Литва обвиняется в «переписывании истории», «реабилитации нацизма» и «пренебрежении общими человеческими, европейскими ценностями». Возрастает внимание, направленное на статус этнических меньшинств и их образование в Литве. В 2012 г. особое внимание уделялось «иррациональным», «необоснованным» и «незаконным» действиям Республики Литва в энергетическом секторе. В дополнение, было две попытки создания позитивного образа интеграционных проектов, находящихся под руководством России (Таможенный Союз, Евразийский Экономический Союз).
В отношении внешней политики, проводимой Республикой Литва, часто предпринимались попытки обесценить все усилия страны, направленные на усиление демократических процессов в Восточной Европе. Более того, открыто ставится под сомнение компетентность Республика Литва для участия в деятельности международных организации (НАТО, ЕС). Но в первую очередь все чаще освещаются и разжигаются вопросы, провоцирующие напряженность в отношениях с соседними странами.
В отношении сектора национальной обороны на региональном и национальном уровне поддерживаются сомнения в потенциале национальной обороны Республики Литва, способности действовать в качестве равного партнера наравне с другими странами-участницами НАТО и ЕС и социальное отношение к участию в международных миссиях. В дополнение, неопределенность в обществе провоцирует нацеленность НАТО на обеспечение безопасности Республики Литва.
Для формирования критического общественного мнения в отношении интересов национальной безопасности используются разные методы. Некоторые сообщения часто представляются без агрессии, но постепенно внедряются через телевидение, прессу, интернет сайты, социальные сети, конференции, различные фонды, неправительственные организации, международные встречи, официальные заявления, протестные демонстрации и т.п. Очевидно, что целью информационных атак является не только мнение общества в целом, но и мнение отдельные групп и людей по одному или нескольким вопросам.
По крайне мере, в краткосрочной перспективе интенсивность информационных атак, направленных против Республики Литва, не будет увеличиваться, а информационные провокации будут возникать периодически.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ
Непрямой ущерб интересам национальной безопасности Литвы могут нанести другие глобальные, региональные или транснациональные события и тенденции, не рассмотренные и не изученные в рамках данного анализа. Вероятно, что некоторые из них могут стать в будущем факторами риска или даже угрозами для национальной безопасности Литвы. Следовательно, институты, обеспечивающие национальную безопасность Литвы, должны мониторить и оценивать следующие события и тенденции, которые наносят или могут нанести непрямой ущерб национальной безопасности:
• Разногласия между членами международного сообщества относительно использования глобальных энергетических ресурсов и стратегически важных маршрутов/средств транспортировки (напр., арктический регион и использование его природных ресурсов);
• Неровное экономическое развитие и непропорциональное увеличение мирового населения, миграция, изменение климата и продовольственная безопасность косвенно провоцируют социальное недовольство, ведущее к кризисным ситуациям (особенно, в Африке);
• Развитие оружия массового поражения (ОМП) в определенных странах и его распространение, в частности, с учетом международных соглашений о нераспространении ОМП.