Концепция городской герильи
КОНЦЕПЦИЯ ГОРОДСКОЙ ГЕРИЛЬИ
Пашков Р.В., специалитет МГЮА
Городская герилья является любимым детищем в сфере политической борьбы левых радикалов и сепаратистов. При этом заметим, что одна городская герилья без поддержки сельской повстанческой войны победить не способна, хотя может крайне серьезно дестабилизировать внутреннюю ситуацию в государстве.
В условиях повстанческой войны городская борьба считается, как правило, самостоятельным городским фронтом.
1. Определение понятия
Городская герилья – городская повстанческая война как форма беспрерывного вооруженного давления авангардной политической организации. По мнению данной партии, такие действия могут вызвать политическую революцию в условиях мобилизованного репрессивного силового аппарата враждебного государства.
Надо понимать, что современная городская герилья выросла из идей геваризма и герильеризма, тогда как политическая партия авангардного типа может раскачать ситуацию в обществе, и такое прямое провоцирование считается допустимым. «Винтовка рождает власть» – не пустой лозунг. Партия сама должна подготовить революционную ситуацию. Субъективная ситуация перевешивает объективную, но главное – воля к победе.
Признаки городской герильи
• Постоянные атаки организованных военных групп на силовые структуры государства.
• Сетевой характер нападений автономных ячеек.
• Широкая сеть сторонников и сочувствующих.
• В принципе идеология повстанцев пользуется популярностью в обществе и сочувствием в академических кругах и среди интеллектуалов.
2. Политическая организация городской герильи
Как правило, во главе городской герильи стоит партия авангардного типа, считающая, что городской фронт раскачает ситуацию и вызовет в дальнейшем политическую революцию. Не ситуация порождает партию революционеров, а партия создаст революцию.
Такая партия провозглашает себя в статусе боевой или сражающейся партии масс. Обычно она либо самоорганизуется из ряда более мелких организаций или происходит раскол внутри массовой организации партии, в которой радикалы не видят дальнейшего пути для борьбы и переходят к вооруженной борьбе. Часто подпольная партия имеет прикрытие в лице легализованной партии, официально борющейся за места в парламенте союзного центра и ведущей переговоры.
В партии авангардного типа определяющим является построение городских подпольных ячеек. Отряд или бригада выступают боевой ячейкой, а сеть поддержки как гражданские ячейки. Провинциальный уровень возглавляет обычно революционный комитет провинции, а центральный – Центральный комитет.
Необходимо понимать, что при городской герилье военная организация управляет политической, и Центральной комитет авангардной партии может выбираться главным военным советом военной организации. В подполье съезд партии провести проблематично, и дискуссии ограничены. Однако возможен вариант и более широкого совета вместо Центрального комитета из числа сочувствующих духовных лидеров сопротивления.
3. Военная организация городской герильи
Во главе военной организации городских повстанцев стоит Главный военный совет из части политического руководства и командующих округами. Надо отметить, что при повстанческой войне городская герилья только один из фронтов, хотя и самостоятельный. В то же время при самостоятельной городской герилье городской фронт является определяющим. Главный военный совет отдает приказ о начале военной кампании и акций протии правительства.
При Главном военном совете создается также должность заместителя командующего по снабжению, заместителя командующего по безопасности. Заместитель по безопасности возглавляет службу безопасности как разведку и контрразведку повстанцев. В округе создается отдел службы безопасности, в отряде всегда присутствует один сотрудник из данной службы. При командующем может организовываться Главный штаб с соответствующими отделами: оперативным, снабжения, разведки и так далее. Также при командующем функционирует обычно военный суд.
Территория герильи разбивается на военные округа, которые возглавляют командиры округов. В округе действуют несколько бригад или отрядов, объединенных в колонну, городское военное соединение. При попытке ввести линейную военную организацию батальонного уровня городская герилья начинает терпеть быстрое поражение. В тоже время действия автономных бригад в подполье вычислить очень сложно.
Военная организация городской герильи опирается на широкую подпольную сеть активных сторонников и сочувствующих целям движения. Наиболее жизнеспособна городская герилья сетевой организации множества автономных ячеек, когда командные структуры только координируют в целом повстанческую военную кампанию против правительства.
4. Коммунистическая городская герилья
Одним из хороших примеров является пример Красных бригад.
Красные бригады («Бригады россе») возникли в конце 60-х годов 20 века. Идеолог – Ренато Курчо. Место действия – в основном промышленный треугольник Турин-Милан-Генуя. Состав социально неоднороден: студенты, рабочие, предприниматели, врачи, адвокаты. Численность – несколько тысяч человек. Романтический период до 1978 года. С 1972 года нелегальное положение «Бригад россе». Первые нападения на банки в 1971 году. Первая волна арестов в 1973-1974 годах.
Красные бригады были разделены на колонны, каждая из которых автономна и действовала в своем регионе. Существовал Исполнительный комитет или Исполнительное командование, который координировал акции и руководил ими, и Совет Бригад россе или Стратегическое командование – сочувствующая культурно-научная элита. Организационная структура состояла из подпольной сети боевиков, разведка – Служба информации (внедрение своих лиц), психологическое направление, изучающее воздействие пропаганды. Всего в рядах «Бригад россе» состояло от 1200 до 2 тыс. террористов и до 10 тыс. сочувствующих. Годовой бюджет 2 млрд. лир. В Париже и Цюрихе были зарубежные центры.
С 1979 года тактика массового терроризма. Самая известная акция – похищение и убийство в 1978 году премьер-министра Италии Альдо Моро. Власти наделили чрезвычайными полномочиями командира корпуса карабинеров Делла Кьеза, реорганизация сил безопасности, новая волна арестов. Значительный спад активности к середине 80-х годов 20 века.
Красные бригады совершали ежегодно до 2 тыс. теракций, из них 40 убийств. Сегодня они уже не существуют в первоначальном виде, последней крупной акцией было убийство в 1988 году сенатора от ХДП Раффали. Бывшие Красные бригады в 1984 году раскололась на Партию сражающихся коммунистов и Союз сражающихся коммунистов (террористы и пропагандисты). «Красные бригады» исчезли не благодаря усилиям спецслужб Италии, а благодаря тому, что изменились правила политической игры: обрушился союз христианских демократов с мафией и они получили доступ в легальную политику.
5. Националистическая городская герилья
Другим примером является пример Бакской группировки ЕТА (EUSCADI ТА ASAKATASUNA / ETA – BASQUE FATHER LAND and LIBERTY – BASQUE HOMELAND and FREEDOM – ОТЕЧЕСТВО и СВОБОДА БАСКОВ).
Данная группировка была создана 31 июля 1959 года (День покровителя басков – Святого Игнатия Лойолы) на базе студенческой ассоциации EHIN и молодежной организации Баскской националистической партии. Двойной гнет Франко – социальный (Баскония индустриально развита с рабочим классом) и национальный (при франкистах все автономии упразднены) – обусловили возникновение ЕТА вместо баскского партизанского движения, разгромленного в начале 50-х годов. Идеологические установки ЕТА основаны на комбинации различных марксистских концепций. Декларированные программные цели – национальное освобождение испанских басков; национальное самоопределение исторической территории компактного расселения этноса на севере Испании (Страна Басков, провинция Наварра). Переход организации к вооруженной борьбе с активной реализацией террористической тактики фиксируется с 1968 года.
ЕТА получила известность в 1973 году, когда был убит председатель испанского правительства адмирал Карерро Бланко, второй человек в государстве. Цель ЕТА – создание независимого баскского государства (3 департамента Франции плюс 4 провинции Испании равняются одному баскскому государству). ЕТА является военным крылом Баскской националистической партии «Эрри Батусана». За нее голосует стабильно около 10% Басконии.
В процессе внутренней эволюции периода 70-х – 80-х гг. ЕТА дифференцировалась на экстремистское марксистское (ETA — Militar) и более умеренное националистическое (ETA — Politico Militar) крыло, каждое из которых повторно раскололось на различные фракции («военная», «военно-политическая», «рабочая», «культурная»), часть из которых позднее полностью отказались от концепции вооруженной борьбы. В начале 90-х гг. группировка вела переговоры с правительством о политическом урегулировании проблемы при посредничестве Алжира. После периода демократических реформ верх одержали сторонники терроризма. За время деятельности погибло 800 полицейских и военных. В тюрьмах содержатся 500 террористов. Численность ЕТА в период расцвета – 500 человек, из них 200 боевиков.
В период 1996- 99 гг. ЕТА была существенно ослаблена в результате операций сил безопасности и снижения уровня общественной поддержки. С сентября 1998 г. по декабрь 1999 г. ЕТА соблюдала объявленный мораторий на террористическую деятельность. С весны 2000 г. фиксируется переход ЕТА под контроль радикального крыла и возобновление террористических операций с целью оказания давления на правительство в контексте намерений организации способствовать проведению референдума по национальному самоопределению Страны Басков.
Руководство ЕТА носит коллективный характер; четко выраженный лидер отсутствует. Основная часть действующего руководства находится в зарубежной эмиграции на территории Франции и других государств. Организационная структура построена по классической схеме городской партизанской группировки; включает в себя автономные подпольные ячейки; ударные группы коммандос Donosti; группы поддержки (Y-groups). Выявленные структуры – региональные командования Viscaya, San-Sebastian, Madrid, Barselona; группы Nafarroa (г. Памплона), Iparretarrak (Франция), Iraultza.
ЭТА поддерживается большой безработицей в Басконии и незавершенностью процесса строительства испанской нации. Тыл – Франция, которая предоставляла политическое убежище в 80-х годах. В среднем боевик занимается терроризмом 3 года, а затем либо арестовывается, либо погибает.