Изображение судебных процессов 1715

КРАТКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ПРОЦЕСОВ ИЛИ СУДЕБНЫХ ТЯЖЕБ
(1715 г., март)

Глава 1. О суде и судиах
1. И понеже первее надлежит краткое изображение судебных тяжеб здесь представить, и что при том внимания достойнаго есть: того ради запотребно рассуждаем прежде о суде и процессах (тяжбах) упомянуть, и какие при том находятца обстоятельства.
2. Суд всегда из некоторого числа честных особ сочинен бывает, которым от высокого начальства власть и мощь во управлении правосудия дана. Оным тягающияся особы свои тяжебныя дела порядочно доносить, и по правам на оные решения от них получить могут.
3. По нашему намерению, правосудие удобнейше последующим образом учреждено быть может.
(1) В гражданской суд, который во время миру и войны в каждом государстве твердо определен есть, и разные ссоры и брани, междо подданными разных чинов происходящие, оной же власти судейской подвержены суть.
(2) В воинской суд, в котором только ссоры междо офицеры, солдаты и прочими особами войску надлежащими, происходящие разыскиваются и по изобретении дел решатся, и о сем последнем есть наше намерение здесь пространнее объявить.
4. Воинской суд, или кригсрехт, равным же образом разделяется в генеральной кригсрехт и в полковой кригсрехт. В генеральном кригсрехте последующие причины судимы суть:
(1) Вина оскорбления величества или государственные дела.
(2) Погрешения от целаго или половины полка, от батальона, шквадрона или роты происходящий.
(3) Когда на знатных и высоких офицеров жалобы, чести и живота касающиеся, приносятся.
(4) Также, ежели кто фелтьмаршала или другаго кого из высоких офицеров лишит чести или живота. А к полковому кригсрехту надлежат причины, которые между унтер-офицерами и рядовыми происходят или когда в чем преступление от оных учинится и прочие в сей жизни междо офицеры и рядовыми случающияся причины.
5. Власть судейская помянутых кригсрехтов не распространяется далее, яко над офицеры, солдаты и прочими к войску надлежащими людьми, междо которыми офицерские служители, харчевники и прочие, кроме жен и младенцев, разумеются.
6. Впрочем, обыкновение бывало, что в кригсрехтах всегда определялось 13 особам сидеть. А именно в генеральном кригсрехте сидел фелтьмаршал или наместник его, или который знатный генерал президентом. А в полковом кригсрехте полковник или полуполковник. Но понеже разныя воинский нужды не допущают всегда полное число офицеров иметь или оных при судебных делах удерживать, ибо почасту случаются такие дела, которых вскоре окончать невозможно. Того ради ныне во многих местах позволено в кригсрехтах токмо 7 особам сидеть. А имянно в генеральном кригсрехте, ежели владеющий государь при войске есть присутствен, президует фелтьмаршал. А ежели фелтьмаршал только един при войске обретается, и оным тогда командует один генерал. И имеет при себе ассессоров , 2 генералов-порутчиков, 2 генералов-маеоров, 2 брегадиров или полковников.
А ежели при войске или во оном месте, где имеет быть кригсрехт, толикого числа генералов в присутствии нет, тогда мочно вместо оных взять полковников, полуполковников и маеоров и наполнить потребное число, чтоб с президентом было седмь особ.
В полковом кригсрехте президует полковник или полуполковник и имеет при себе ассессоров: 2 капитанов, 2 порутчиков, 2 прапорщиков.
7. Хотя вообще всем судьям знать надлежит права и разуметь правду, ибо не разумеющий правды не может рассудить ея, однако ж при кригсрехтах иныя находятся обстоятельства, понеже во оных обретаются токмо офицеры, от которых особливаго искусства в правах требовать не мочно, ибо они время свое обучением воинского искусства, а не юритическаго провождают, и того ради держатся при войсках генералы, обор и полковые аудиторы , от которых веема требуетца доброе искусство в правах, и надлежит оным добрым быть юристам, дабы при кригсрехтах накрепко смотрели и хранили, чтоб процессы порядочно и надлежащим образом отправлялись. И хотя аудиторы при суде голосу в приговорах не имеют, (чего ради оных при судейском столе и не сажают, но обыкновенно при особливом столе купно с секретарем или протоколистом, ежели притом кто из сих определится, сидят), однако ж надлежит оным, и должны они всегда добрым порядком, что за непристойно обрящут, упоминать, или когда кого в кригсрехте в рассуждении погрешающаго усмотрят, тогда оного к правде основательно приводить.
8. Также надлежит притом аудитору накрепко смотреть, чтоб каждого, без рассмотрения персон судили, и самому не похлебствовать никому, но сущею правдою в деле поступать и так быть посредственником междо челобитчиком и ответчиком. А ежели он, напротив, в неравномерном приговоре похлебствен причинитца, то сверх лишения чина его, надлежит ему еще иное жестокое учинить наказание.
9. Ежели случатся дела, которые воинским судом окончатись имеют, тогда пошлется о том указ от высокого начальства ко оному, который избран будет президентом, и притом либо имянно помянется о числе и имянах ассессорских или предастся на рассуждение президентское, каких он сам похочет себе избрати ассессоров, которым надлежит за день у пароля объявить, чтоб оные на другой день во уреченном часу во определенном месте явились и были б к кригсрехту готовы, который будет держан над тем и тем. И тогда каждый во уреченному часу без умедления явится должен или определенной денежной штраф заплатить принужден будет.
10. И как скоро суд учрежден, и каждый на свое место сядет, тогда президент паки причину объявит и для чего сие собрание учинено, и они созваны. Потом уговаривает всех обретающихся особ в суде и просит, чтоб при отправлении начинающагося дела памятовали свою совесть, и что при суде случите, хранили б тайно и никому б о том, кто бы он ни был, не объявили.
11. Потом же надлежит челобитчика и ответчика, которые до оного времяни во особливом месте дожидаются, чрез адъютанта, который к суду для услужения определен, позвать и оных спросить, не имеет ли кто из них друг на друга чего в суде донесть.
12. А ежели кто из судей им явитца какой ради нибудь причины подозрителен, то надлежит ему против их ответствовать вкратце. И ежели потребно будет, то должен оный, который дерзнул судью опровергнуть, доношенное на него доказать. И тогда надлежит подозрительному судье купно с челобитчиком отступить. Потом же судии, междо собою согласясь, определят ему, либо быть в суде по-прежнему, либо лишить его чином, и решение прочтется пред ними обеими явно. Буде же найдется учиненное доношение на него ложно, то надлежит челобитчика наказать. А ежели оный за подозрителнаго объявлен будет, тогда иный на его место равного же чину изберется. Однако ж такое опровержение зело осторожно и доказательно имеет быть.
13. Причины, которыя могут судью в подозрение привесть, суть следующия:
(1) Ежели он с челобитчиком или ответчиком обязан свойством или иною какою особливою дружбою.
(2) Когда особливую вражду имел или имеет.
(3) Ежели судья обязан будет слугою челобитчика.
(4) Ежели он равное дело имеет судить, которое такого ж есть обстоятельства.
(5) Или будет он в одной компании с ответчиком часто бывать, или с оным на ухо шептающагося, или видел протчия причины, о которых разумный судья сам рассудити может, ибо всех причин подробно в правах описать не мочно. Буде же никто из них против судей чего объявить не имеет, тогда надлежит аудитору явно судейскую присягу прочесть, которую президент и ассессоры стоячи, подняв пальца два правой руки, а левую положа на евангелие, в присутствии челобитчика и ответчика словесно повторяют:
«Мы, к настоящему воинскому суду назначенные судии, клянемся всемогущим богом, что мы в сем суду в прилучающихся делех ни для дружбы или склонности, ни подарков или дачей, ниже страха ради, ни для зависти и не дружбы, но токмо едино по челобитью и ответу, по его царского величества, нашего всемилостивейшаго царя государя, воинским пунктам, правам и уставам приговаривать и осуждать хощем право и не лицемерно, так как нам ответ дать на страшном суде христове. В чем да поможет нам он, нелицемерный судия».
При сем надлежит примечать, что ежели в суде такия особы обретаются, которые всегда и почасту в кригсрехтах бывают, и уже напредь сего присягали, также и дело не большой есть важности, то непотребно судьям всегда присягу чинить, но довольно того, что оная от аудитора для напоминания прочтена будет.
14. Когда сие учинено, и президент челобитчика и ответчика уговаривал, чтоб с пристойным воздержанием дела свои вкратце доносили, тогда начнется процесс или тяжба.

Глава II. О процессе или тяжбе
1. Процесс есть дело судимое, чрез который случающияся тяжебные дела основательным представлением и из обстоятельства дел обретенных доказов явных сочиняются, и потом от судей, по изобретению оных причин, решение чинится.
2. Процесс (а особливо в розыскных делах, которых большая часть в кригсрехте случается) есть сугубый :
(1) Когда челобитчик, который на ответчика учиненнаго ради преступления пред судом жалобу приносит, и с оным только процесс имеют.
(2) Когда судья ради своего чину по должности судебной вопрос и розыск чинит: где, каким образом, как и от кого такое учинено преступление. Токмо при обеих процессах порядок один есть, как в речах, в ответе, доказах и прочем. Но при кригсрехтах более смотрят на самое дело, нежели на краснословие и лепоту процесса.
3. Процесс разделяется на три части:
– начинается от повещания и продолжается до ответчикова ответу;
– часть продолжается до сентенции или приговору;
– от приговору даже до совершеннаго окончания процессу.
ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕССУ
Глава I. О повещании
1. Начало суда и основание судебного процесса есть повещание, когда по всем правам натуральным каждому причина ознаменуется, и к обороне своей и оправданию допущен бывает, в чем никому запретить не мочно, ниже не объявя причины, наказание учинить, ибо надлежит челобитчику и ответчику определить термин, когда оным в суд явиться и потом с оными далее в дело вступить.
2. Повещание бывает от судьи по челобитью другого, либо письменное, или изустное. И какое оное ни будет, однако ж надлежит ответчику о том объявить:
(1) кто есть челобитчик;
(2) в каком деле, и каких ради причин он требуется;
(3) место где;
(4) время, день и час ознаменить, когда ему надлежит явиться.
Глава II. О салфе кондукте или о свободном отпуске
1. Салф кондукт есть явная грамота, которая от вышняго начальства земли преступления ради ушедшему (когда оного поймать не мочно) дается. В той же грамоте определяется ему несколько времени, в которое он принужден быть в суде, и оправдание в деле своем проносить, буде он себя почает невинна и мнит себе вывести из невинности. А между тем временем может он в суде явиться и от суда отлучиться свободно, и всякую при том иметь вольность.
2. Ежели беглый преступитель такой грамоты пожелает, то оную никакой высокий суд, ниже губернатор не имеет власти ему прежде дать, пока не получит от вышняго начальства той земли соизволения.
3. Однако ж находится такое обыкновение, что фельдмаршалы или генералы (когда одни особливо отправленное войско яко главнейшие командуют) такие безопасные грамоты без полученного соизволения от государей своих дают токмо сих ради причин, чтоб беглый для долгого замедления к неприятелю не ушел, от чего злые следования почасту происходят.
4. Между тем таковые безопасные грамоты даются тогда, когда преступитель в таком месте обретается, откуда может всегда свободно уйти.
5. В таковой грамоте надлежит всеконечно упомянуть, какой ради причины беглому дана оная грамота, и обещанную безопасность нерушимо содержать так, что ежели кто над беглым действительно что учинит, оный может живота своего лишен быть.
6. Напротив же, надлежит беглому равным образом содержать себя, однако ж хотя он между тем временем какое другое преступление учинит, на которое ему грамоты безопасной не дано, и тогда не может он ради онаго действия в темницу посажен быть. Также беглому с заряженным ружьем или проселочными дорогами ехать не мочно, только знатным офицерам позволяется прибочное ружье или не заряженные пистоли при седле иметь.
Глава III. О челобитчике
1. Челобитчик есть оный, который другого некоторой ради причины в суд позывает и от судьи правомерного приговору и вспоможения в правом своем деле требует.
2. Кто на кого бить челом хочет, тому надлежит противника своего в оный суд требовать, где он судим есть, ибо ежели он его в такой суд позовет, который ему никакого не может учинить принуждения, тогда позыв его без жаднаго есть действа.
3. Ежели челобитчик и ответчик явятся в суд и судьей оба довольны, тогда надлежит челобитчику в присутствии ответчика жалобу свою кратко и явно приносить, и от чего жалоба приходит, объявить, потом о справедливом просить решении.
Глава IV. Об ответчике
1. Ответчик есть оный, который какой ради нибудь причины от другого в суд позван будет, и на него правомерное вспоможение от судьи решение требуется.
2. Сему надлежит, когда он в суде жалобу челобитчикову услышит, того ж часу явственно ответствовать. При сем примечания достойна есть, что ежели дело пространно есть, и вышеупомянутые оба пожелают жалобы и ответ письменно подавать, в которых кроме сущего их дела ничего иного содержано не будет, то оным позволяется и в кригсрехтах. Также позволено челобитчику письменно жалобу приносить, и ответчику во определенной ему краткой термин на оную ответствовать. Потом челобитчик паки может во определенное же время противный учинить ответ, а ответчик равным же образом ответствовать. А более сего обеим им не позволяется.
Глава V. Об адвокатах и полномочных
1. Хотя в средине процессу челобитчик или ответчик занеможет или прочие важные причины к тому прилучатся так, что им самим своею особою в кригсрехте явится невозможно, то позволяется оным для выводу своего дела употреблять адвокатов и оных вместо себя в суд посылать. И, правда, надлежало б в кригсрехтах все дела как наикратчайше, отложа всякую пространность, представлять. Однако ж, когда адвокаты у сих дел употребляются, оные своими непотребными пространными приводами судью более утруждают, и оное дело толь паче к вящему пространству, нежели к скорому приводят окончанию. Токмо при розыскных делах, которые случаются в кригсрехте, оных вместо себя адвокатов употреблять не позволяют, но принужден ответчик сам своею особою ответствовать.
Глава. VI. Об ответе
1. Чрез принесенное челобитье челобитчика и ответствование ответчика утверждается поданный ответ.
2. Ответ на три образа утверждается.
(1) Когда ответчик в жалобе веема повинитца;
(2) во оной веема запрета;
(3) оную признавает, токмо потом такие обстоятельства представляет, по которым дело против челобитчикова доношения не сходно. А ежели он признает дело равно, как на него есть принесена жалоба, то против оного приговор учинен бывает. Буде же он предложит иныя обстоятельства, тогда надлежит разыскивать доказанием, о чем во 2 части пространнее помянуто.
3. Когда таким образом учиненный ответ утвержден, тогда жалоба и ответ в твердом же поставляется состоянии, и не может никто из них более пункты или новые какие приводы предложить. А хотя б оные и сие учинили, то, однако ж, надлежит судье (ежели он не похощет своего процессу и приговору опорочить) оного не принимать, но жалобу токмо и ответ, приняв, разыскать, и на оное учинить приговор.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕССУ
Глава I. О доказании
1. Вторая часть судебного процессу начинается от доказов, чрез которые челобитчик и ответчик доношения свои так уверяют , что правда из оных познавается.
2. Паче всего надлежит челобитчику жалобы свои исправно доказать, ибо ежели челобитчик оного, о чем он жалобу приносит, доказать не может, то может потом ответчик от суда освобожден быть. Буде ж оное дело тяжкого есть обвинения, и челобитчик оное доказать не мог, тогда надлежит его против уложения наказать.
3. Напротив же, должен ответчик невинность свою основательным доказанием, когда потребно будет, оправдать, и учиненное на него доношение правдой опровергнуть.
4. Ежели челобитчик оного доказу на свое челобитье не имеет, и того ради похощет правду свою утвердить присягой, то сие принято быть не может, понеже в таком случае ответчиково отрицание таково ж, как и челобитчиково признание. А буде они принуждены будут оба присягать, и тогда более на стороне ответчиковой, нежели челобитчиковой правда быть имеет.
5. И буде же челобитчик имеет некоторые доказы на ответчика, яко, например, свидетеля или видимое какое основание, тогда челобитчиково признание лутчее, нежели ответчиково отрицание. Тогда надлежит ответчику доказами своими от того осбодитися. Буде сего учинить невозможно, о том, что ему за то учинить надлежит, во главе о присяге и пристрастного расспросу, и о пытке помянутой, пространнее объявлено будет.
6. Впрочем на четыре образа бывают доказы:
1) Чрез своевольное признание.
2) Чрез свидетелей.
3) Чрез письменные доводы.
4) Чрез присягу.
Глава II. О признании
1. Когда кто признает, чем он винен есть, тогда далняго доказу не требуей, понеже собственное признание есть лутчее свидетельство всего света.
2. Но оное признание такое быть имеет:
(1) чтоб признанное в действе всеконечно было;
(2) чтоб оное признание водное было;
(3) и в суде пред судьей учинено, ибо вне суда учиненное признание не имеет за действительное признано быть;
(4) чтоб притом доказать такие обстоятельства, которые б могли быть достоверны, и о правде б не сумневатся.
3. И ежели обстоятельство таким образом изобретено будет, тогда судья не опасается более пристойный на оное дело приговор учинить.
Глава III. О свидетелях
1. Другой образ доказания бывает чрез свидетелей, и хотя свидетели мужеска и женска полу принимаются, однако ж надлежит оным быть добрыми и беспорочными людьми, которым бы мочно поверить, кроме тех, кои чести и достоинства лишены.
2. Негодные и презираемые свидетели, которых в суде принять не мочно, суть сии:
1) клятвопреступники, о которых явно доказуемо есть, что наперед того в суде фальшивую чинили присягу, понеже чин свидетеля есть явный чин. И того ради к сему токмо беспорочные люди (а не достоинства лишенные) употребляются;
2) которые банизированы или прокляты, понеже оные из христианского собрания выключены и за бусурманов признаются; и тако никакого чину недостойны суть;
3) которые еще у святого причастия не бывали, и сии также не могут свидетельствовать. И никто не может за достойного свидетеля прежде признан быть, пока не учинил присяги;
4) которые межевые признаки тайно портят. Понеже и сие, ежели оным докажется, за нечестных людей содержаны суть;
5) изгнанные из государства или у которых, преступления их ради, уши и нос резаны или знак на щеке положен;
6) которые в суде объявлены нечестными людьми;
7) разбойники и воры;
8) смертноубивцы;
9) явные прелюбодеи, понеже когда он клятву самому богу учиненную презрит, то и еще того хужее в сей причине учинит;
10) которые единого из сих вражды ради обижают, ибо от них правды ожидать туне будет. Однако ж юристы и оных свидетелей, которые прежде того вражду меж собою имели, а потом хотя и помирились, опровергают, предлагая, что будто оные еще в сердце своем ненависть имеют, которая оных сущую признать правду не допущает;
11) которые с челобитчиком кровным или ближним обязаны суть свойством, понеже как права объявляют, против свойственников своих сущей правды не признают;
12) оные, которые в доме челобитчиков или ответчиков хлеб едят или в службе его суть; буде же иных свидетелей получить не мочно или иных при том не было, тогда и сии приемлются;
13) которые свидетельства ради дарами подкуплены суть. Юристы сие утверждают, что ежели свидетель принужден свидетельствования ради из того места, где живет, приехать, то надлежит оному учиненные протори в пути заплатить, и его за умедление дел удовольствовать;
14) младенцы или которые еще 15 лет не имеют;
15) также в собственном своем деле никто не может свидетельствовать, понеже который сам делу причастен, оный не может в преосуждение себе против свидетельствовать;
16) иностранные, о справедливом житии которых подлинного известия не имеют;
17) которые по доношению других свидетельствуют, сказывая, что будто тот и тот мне сказывал, ибо кто свидетельствовать хощет или принужден есть, оному не надлежит доносить то, что слышал, но должен о том, что он сам видел или только слышал, свидетельствовать.
3. Когда челобитчик или ответчик к очной ставке свидетелем приведен будет, и понеже тогда познать не мочно, не имеет ли оный свидетель какого пороку, тогда надлежит оному, не допущая свидетеля к присяге, порок его объявить и притом просить о испровержении того свидетельства. А ежели он сего не учинит и тогда промолчит, и допустит до того, что оный свидетель без всякого сопротивления принят будет, то уже потом его более опровергнуть не может. Буде же вышеупомянутый челобитчик или ответчик после того времени увидит какой-нибудь порок за свидетелем, то может челобитье его принято быть, токмо прежде надлежит ему на то присягать, что он прежде о пороке свидетеля не известен был, но вкратце о том уведал.
4. Буде же челобитчик или ответчик тем, о чем во 2 пункте помянуто, свидетелю попрекнет, а свидетель в том запрется, тогда надлежит ему вскоре доказать. А ежели несколько времени к доказанию потребно имеет, тогда мочно ему на потребное время и позволить. А свидетеля между тем, дабы в суде не было помешки, без присяги допрашивать.
5. Кто к свидетельству призван будет, тому не надлежит от того отрицаться. А ежели свидетельство добром принесть не похощет, то может от судьи к тому принужден и наказан быть, понеже, как выше сего помянуто, чин свидетеля есть чин явный, а от явного чину никто не может отрицаться под наказанием.
6. Прежде свидетельствования или допросу от судей надлежит свидетелю присягу о свидетельстве в присутствии челобитчика и ответчика учинить, понеже когда он присягал, тогда уже присяги своей, разве забыв свою совесть, не нарушит, но толь паче правду донесет. Буде же свидетель прежде к свидетельству допущен будет, а потом велят оному присягать, то яко права подтверждают, когда он сначала сущей правды не донесет, потом стыда ради, что прежде ложно доносил, сказания своего не переменит и прежде лживую учинит присягу, нежели лгачем остаться захочет. Однако ж некоторые юристы поставляют, что ежели свидетель, учиня свидетельство, вскоре присягу учинит, то за равное, яко бы о свидетельстве присягал, держать мочно, токмо чтоб ему в тот же день присягать неотложно.
7. Всем свидетелям надлежит, хотя б оные вышняго достоинства и знатнейшие были, присягать, понеже свидетелю, который присяги не учинил, верить не мочно, хотя б оный и архиепископ был. Однако ж могут челобитчик и ответчик с согласия судейского свидетеля от присяги отрешить, и когда его от того уволят, и судья тем доволен явится, тогда от свидетеля все, яко бы на то присягал, принято будет, токмо судья собою един не может его отрешить от присяги.
8. Когда свидетели в присутствии челобитчика и ответчика присягу учинят, то надлежит оным оттуды уступить. Тогда каждый свидетель особливо от судьи в суде допрошен бывает, то кого и как об оном, о чем свидетельствует он, известен, или иное слышал и не признан ли он от кого-нибудь из сих в свидетельство.
9. Свидетелем в суде не надлежит от кого иного, кроме судьи, допрошенным быть, однако ж обыкновение есть, когда знатным особам или шляхетским женам, или немощным, которым в суде предстать не мочно, свидетельство повещено бывает, тогда некоторые из ассессоров купно с секретарем к ним из суда отправляются, которые, взяв от них присягу, в доме их свидетельство от них принимают.
10. Также надлежит свидетелей по полученном ответчиковом ответе, а не прежде допрашивать. А ежели свидетель уже в путь куда собрался и возвращением своим может умедлить дело, или так жестоко заболеет, что о возвращении здравия его сумнение иметь мочно, тогда позволено по челобитью помянутых оного еще и прежде ответу ответчика, также и прежде принесенной жалобы и повещения от судьи допросить. Сие называется свидетельство всегдашней памяти.
11. Буде же челобитчик и ответчик пожелают несколько времени, чтоб более свидетельства доставить, тогда может судья сам рассудить, потребно и мочно ль несколько времени отложить. Ежели ему соизволит, то надлежит время определить, смотря по обращению дела.
12. Ежели случится что ответчик скаску челобитчиковых свидетелей чрез иных свидетелей уличить похощет, то ему не мочно возбранить своих представить свидетелей. Тогда обои свидетели в равном имеются порядке, и кто из них лучших и более свидетелей на своей стороне имеет, которые правду сущую обстоятельствами доказать могут, тому и поверят.
13. Сие слово «лучшие свидетели» разумеется, что свидетель мужеска полу паче женска, и знатный паче худого, ученый – не ученого, и духовный – светского человека почтен бывает.
14. Когда челобитчик и ответчик доказание свое в одно время объявить похотят, тогда надлежит судье прежде доказание и основание челобитчиково, а потом ответчиково принять.
15. Так же может судья, смотря по обстоятельству дела, свидетелей вместе свести, чтоб они меж собою о тех причинах, которые ко известию подлинной правды потребны суть, переговоря, друг друга уличить могли.
16. Буде же свидетели от суда удалены так, что без великой трудности оным в суд придти не мочно, тогда может судья некоторые пункты послать к ним, и в суд от оных по обыкновению свидетельство взять. Однако ж надлежит челобитчику и ответчику при присяге либо самим, либо полномочным их присудственным быть.
17. Кто из свидетелей фальшивую учинит присягу, и потом доказано будет, то оный отсечением пальцев, которыми он присягал, публичным покаянием в церкви, изгнанием из земли или посыпанием на каторгу наказан бывает, и никогда более свидетелем предстать не может, ниже к какому другому явному чину допущен будет, а кто свидетеля к ложному свидетельству склонит, оный равным образом либо денежным тяжким штрафом, или телесным наказанием, или публичным церковным покаянием накажется и в свидетели более допущен не будет.
18. Письменные свидетельства прежде не признаются, пока представитель оных в суде за правдивые объявит и на то присягу учинит.
Глава IV. О письменном свидетельстве или о доказах
1. Третий образ доказания бывает чрез грамотки , и письменное свидетельство в сих письмах находится, что друг другу обязан, и по силе оных един из них имеет право от другого что-нибудь претендовать.
2. И сие суть либо явные письма и свидетельства, которые со известия судейского учинены и находятся записаны, яко в городовых книгах, судейских книгах и прочих таких свидетелствующих, чрез которые судья может доказать, что такое дело при нем таким образом случилось и прочее, или такие письма, которые без судьи между собою постановлены бывают, яко купецкие письма, духовные , мирные письма и рукописание, реверзы и прочее.
3. В сих явное самое дело содержано и ознаймено есть, и ежели оный, против которого сии письма докажутся, за правомерные признает, тогда судья, усмотря такое доказание, может на оное дело приговор учинить.
4. Буде же письма или грамотки, которые объявлены будут, на другие ссылаются, то оные прежде, пока остальные не объявятся, за правые признаны не будут, разве все обстоятельства во оных равным образом содержаны явятся, и дело из оных довольно доказать мочно.
5. Купецкие книги, из которых видимо, что тот и тот толикое число винен, могут токмо вместо половины доказания служить. А ежели доказанию быть совершенным, и купец оную свою книгу во исполнение присягою утвердит, то надлежит смотреть:
1) чтоб оный купец был честный человек, которого непристойным поступком опорочить не мочно;
2) и книги таким образом учреждены, в которых его долги и что на нем чужого есть внесены б были;
3) в каждый почтовый день число записано.
6. А ежели должник под купецким счетом подписался, то уже совершенный есть доказ, и оное дело в равной силе яко духовная или реверс содержится.
Глава V. О присяге
1. Четвертый образ доказывания бывает чрез присягу, которая называется очистительная и при оной следующие находятся обстоятельства.
2. Когда челобитчик ответчика некоторой причиной обвинит, которую он токмо полуявным основанием доказать может, или ответчик в явных собраниях таким же образом обнесет, а иных доказов иметь не может, то повинен он свое дело присягой удостоверить.
3. Токмо чтоб голос, который в народе о обвиненном произойдет, не вымышленный бы от злых людей был, которое почасту вражды ради происходящей или ненависти от злых людей вымышляется, но буде во всем народе подтверждение свое имеет и достоверности подобно есть. А оному, которой огласит, надлежит всеконечно доказать, инако бо наказан будет.
4. Сию присягу очистительную надлежит всегда ответчику, а не челобитчику чинить. А ежели челобитчик к челобитью своему никакого иного свидетельства обресть не может и похощет на то присягать, то не надлежит его к тому допущать, но в том ему отказать.
5. Также ответчика к такой присяге принуждать не надлежит, разве причина его одним свидетелем уже очищена или имеется еще в полуподозрении.
6. Между прочим, последующие причины, когда злое действо учинено, в подозрении имеются:
(1) Когда ответчик бежать вознамерится.
(2) Когда с другими злодеями в компании был.
(3) Ежели он наперед сего равные же чинил злые действа.
(4) Когда на оных, которых прежде того обидел, грозился.
(5) Ежели он пред судом двоякое учинил доношение и будет свои слова толковать инако.
(6) Буде он в других местах признает нечто из своих действ или тем похвалится.
(7) Или когда достоверный свидетель при том присудственен был.
7. Токмо судьям не надлежит вскоре оного к присяге принуждать, но прежде всемерно трудитися чрез иные способы правду изведать, понеже сия присяга презираема и осторожности достойна есть.
8. Когда ответчик присягу учинить может и оную учинит, тогда судья довольное имеет основание приговор учинить и его от наказания освободить, понеже в сей присяге сия сила есть, что когда ответчик оную учинил, то уже от наказания и дальнейшего обвинения освобожден быть может.
9. Буде же ответчик оной присяги учинить не может, то правда, что за винного содержал будет. Но понеже к свидетельствованию явные и довольные требуются доказы, того ради судье надлежит в смертных делах пристойным наказанием его наказать опасаться, но толь паче чрезвычайно наказать, понеже лучше есть 10 винных освободить, нежели одного невинного к смерти приговорить.
10. Ежели судья усмотрит, что ответчик преступление клятвы учинить намерен, а совершенного основания не имеет оную подозрительную особу тем доказать, тогда пристойнее есть оное дело предать воле божьей и положиться в том веема на бога, пока впредь само объявится. Но понеже во многих местах, когда важные происходят злодейства, и ответчик подозрением или полудоказанием отягчен есть, отставя присягу к пытке приводят, того ради за потребно изобретаю об оной здесь упомянуть.
Глава VI. О расспросе с пристрастием и о пытке
1. Сей расспрос такой есть, когда судья того, на которого есть подозрение, и оный добровольно повинитися не хощет, пред пыткою спрашивает, испытуя от него правды и признания в деле.
2. Судье не надлежит без довольного подозрения дерзнуть вскоре никого к пытке привесть, но прежде важные к тому иметь причины и совершенное подозрение. Когда имеющее подозрение кому приложится, а он в том запрется, тогда надлежит оное доказать. Например, когда твердое свидетельство принесется, что тот злое действо учинил, о чем его расспросить надлежит, тогда довольное есть основание к пытке. Буде же свидетель самого действа не видал, но токмо оного подозрительного на оном месте, где преступление учинено, обрел, такого свидетельства не довольно есть, но в таком случае по самой малой мере надлежит быть двум свидетелям, которые бы его видели.
3. Пытка употребляется в делах видимых, в которых есть преступление. Но в гражданских делах прежде пытать не мочно, пока в самом деле злое действо наруже не объявится, разве когда свидетель в больших и важных гражданских делах в скаске своей обробеет или смутится, или в лице изменится, то пытан бывает.
4. Однако ж надлежит жестокую пытку умеренно, с рассмотрением чинить, понеже умерение пытки веема на рассуждение судейское положено. Того ради надлежит судье наперед рассудить количество дела, в котором подозрительного пытать намеряется, ибо в вящших и тяжких делах пытки жесточае, нежели в малых бывает. Также надлежит ему оных особ, которые к пытке приводятся, рассмотреть, и усмотря твердых, бесстыдных и худых людей, жесточае тех же, кои деликатного тела и честные суть люди, легче, и буде такой пытки довольно будет, то не надлежит судье его приводить к большему истязанию. Притом же надлежит судье у пытки быть осторожному, чтоб усмотря подобие правды, онаго тело, которого пытает, истязанием не озлобить, но либо к смерти приговорить или из невинности его вывесть. Понеже который судья без причины и подозрения пытать велит, того надлежит равно как обвиненного, который уже уличен в деле, наказать или по самой малой мере лишить чину его. Буде же судья без обману и вымыслу оного, которого пытать не надлежит, повелит пытать или преступит обыкновение расспросов, тому надлежит пытанного некоторой суммой денег удовольствовать. Равным же образом, когда судья из вымыслу без жадного подозрения чрез меру пытать повелит, что он от того умрет, тогда может лишен быть живота. А буде не из вымыслу, но за недостаточным подозрением или прочих ради притчи чрез меру преступит, или от его неосторожности так случится, что пытанный от пытки умрет, тогда оный по присуждению вышняго судьи накажется.
5. Когда судья в оном злодействе многих имеет пред собою преступников, которых жестоко допрашивать потребно, тогда надлежит ему оного, от которого он мнит скорее уведать правду, прежде пытать. И буде от сего еще подлинно не уведает, то того, который в злодействе более всех подозрителен явился, прежде всех пытать. Буде же все преступники в равном явятся подозрении, и между оными отец с сыном или муж с женой найдется, тогда сына или жену наперед к пытке привесть.
6. Ежели судья преступника жестоко пытал, и оный ничего не признает, то уже его в том паки пытать не надлежит, разве иное еще разное от первого дела получит подозрение, яко, например, понеже в народе голос происходил на преступника, и он сего ради подозрения впервые пытан, и его во оное время, когда злодейство учинено, на том месте видели, а он в том не винится, потом уведает судья, что преступник во время учиненного злодейства с воровским ружьем видим был, и что он с обиженным в правде жил, и на него грозился, сие суть новые подозрения. И тогда может подозрительный паки к пытке приведен быть.
7. Буде же кто по довольному подозрению пытан будет, и на пытке в своем злодействе повинится, потом же в суде паки от своей скаски отречется, предлагая, что он от пытки в том повинится принужден был, тогда может он паки пытан быть, понеже учиненное признание, паки его в новое приводит подозрение, и таким образом может и в третий раз пытан быть. А ежели трижды пытку снесет и паки отречется, то уже оного более допрашивать не надлежит, но, взяв от него полное число порук, чтоб ему всегда, когда потребен, в суде явитися, также и присягу, что учиненное над ним истяжание ни на ком не отметать, освободить, токмо от злодейства веема не уволить, понеже времянем могут новыя явитися подозрения, и тогда его паки к пытке привесть надлежит.
8. Не довольно того, когда пытанный на пытке или устрашась оной в преступлении повинится, а довольного основания к приговору в деле еще нет, но надлежит судье по несколько дней, когда болезнь минется, паки его расспросить, твердо ли он в признании своем застает, и буде он тогда пред судом признает, то уже из такого его признания мочно учинить приговор.
9. Буде же пытанный оговорит на пытке других, о которых также злый слух происходил, то находится в обыкновении, что судья по силе сего признания и злато происходящего слуха оных особ равным образом расспрашивать и пытать велит, хотя права повелевают, чтоб без довольного свидетельства или подозрения никого по оговорке от других к пытке не приводить.
10. В правах последующие от пытки изъяты суть, яко: шляхта, служители высоких чинов, старые седмидесять лет, недоросли и беременные жены. Все сие никогда к пытке подвержены не бывают, разве в государственных делах и в убийствах, однако ж с подлинными о том доводами.
ТРЕТИЯ ЧАСТЬ ПРОЦЕССУ
Глава I. О приговорах
1. Когда по донесенной жалобе и ответу от обеих сторон, либо чрез собственное признание, доказ или основание дела порядочным образом скончается, тогда в суде следует приговор таким образом. Перво, чтоб все обретающияся в суде об оном деле подали советы и мнение свое открыли. И буде судьи в мнении своем не согласятся, тогда надлежит собирать голоса от перваго до последняго, и на которой стороне более явятся, на оной, яко в воинских артикулах, божественных и прочих правах утверждено, основывается приговор. Буде же они в мнении своем не согласятся, и на обеих сторонах равные будут голоса, тогда приговор при оной стороне, которую президент за лучшую и основательную обрящет, останется.
2. Пока приговор еще не объявлен в суде публично, дотоль может судья данный свой голос всегда переменить, однако ж надлежит притом явные причины и основание доказать, и обстоятельно объявить.
3. Когда в голосах согласятся, то приговор от генерала или обор аудитора, или от секретаря писмянно предложится, в котором обстоятельства и фундамент, по чьему приговору определен, содержан есть. И когда оный от всех судей или от президента и аудитора подписан, тогда в присутствии челобитчика и ответчика в седящем суде от секретаря публично посчитается.
4. Приговор надлежит токмо над челобитчиком и ответчиком чинить, хотя при оном деле и посторонние случаются особы, однако ж обо всем упомянуть потребно и ничего в этом деле случившегося не умолчать, какие жалобы принесены и что ответствовано, для лучшего решения и приговор объявить.
5. В вышнем суде гражданские дела судимы не бывают, кроме того, ежели челобитчик или ответчик приговором нижняго суда гражданских дел недоволен явится, и того ради для лучшей осторожности дело свое в генеральный кригсрехт перенесть похощет, тогда вышний суд, приняв челобитье против приговора нижняго суда, которое кратко содержало, и выслушав оное, от ответчика ответа требуют, и усмотря оное дело по обстоятельству, паки приговором решат, и какой потом в вышнем суду учинится приговор, оный уже твердо содержан бывает, но в пристойных делах надлежит приговор отослать к вышнему начальству или объявить фельдмаршалу его, и о том известие подать, а не получа указу, весьма экзекуции не чинить.
6. Также когда в нижнем суде в пыточном деле приговор учинен, тогда надлежит прежде фельдмаршалу или командующему генералу подать тот приговор, и когда он мнение свое на оное объявит, прибавит или убавит, потому и экзекуция отправлена быть имеет. Буде же кто из нижняго суда видимо себя отягченна помнит, тот может о себе фельдмаршалу чрез просительное письмо о том объявить и от него решения ожидать. А ежели без причины на судию принесется жалоба, то надлежит накрепко наказать. Впрочем, может челобитчик или ответчик в гражданских делах, когда он приговором нижняго суда не доволен явится, чрез апелляцию в вышний суд дело, яко выше сего помянуто, перенесть.
Глава II. Об уничтожении приговору
1. Оное уничтожение приговаривающих ради следующих причин бывает:
(1) Когда челобитчик более пунктов, как ответчику предложено, докажет, и судия, не имея оных, на его дело приговор учинил.
(2) Ежели судья над таким делом, о котором в суде спора нет, приговор же учинит.
(3) Ежели на такое дело, на которое еще не ответствовано, приговор учинит.
(4) Буде челобитчик и ответчик оба присягать похотят, а судья прежде присяги их приговор учинил.
(5) Когда приговор противогласящийся .
(6) Когда оный нагло против прав есть.
2. Когда приговор причиной которой нибудь из сих опорочен, тогда оный от челобитчика или ответчика уничтожен быть может, и не имея в себе силы, ко исполнению не придет.
3. Вышепомянутый приговор от вышняго судьи, когда ему от челобитчика или ответчика оный объявлен будет, опровергается.
ОБ ОГЛАВЛЕНИИ ПРИГОВОРОВ В НАКАЗАНИЯХ И КАЗНЕХ
1. Обыкновенные телесные наказания суть то, егда кто ношением оружия, сиречь мушкетов, седел, також заключением, скованием рук и ног в железа и питания хлебом и воды точию или на деревянных лошадях, и по деревянным кольям ходить, или битьем батогов.
2. Жестокие телесные наказания в наших пунктах разумеваются, егда кто тяжелым заключением наказан или сквозь шпицрутен и лозы бегати принужден. Таков же, егда от палача (кнутом) бит и запятнан железом или обрезанием ушей, отсечением руки или пальцев казнен будет, то ж ссыланием на каторгу вечно или на несколько лет.
3. Наказания смертные чинятца застреленном, мечем, виселицею, колесом, четвертованием и огнем.
4. Легкое чести нарушимыя наказания суть, егда которой начальной человек чину извержен или без заслуженного жалованья и без пасу (или отпускного письма) от полку отослан или из государства нашего выгнан будет.
5. Тяжелое чести нарушение, которого имя на виселице прибито, или шпага его от палача переломлена, и вором (шелм) объявлен будет.
Надлежит знать всем, как с тем поступать, кто чести лишен, шельмован (то есть из числа добрых людей и верных извергнут).
1. Ни в какое дело ниже свидетельство не принимать.
2. Кто такого ограбит, побьет или ранит или у него отнимет, у оного челобитья не принимать и суда ему не давать, разве до смерти кто его убьет, то яко убийца судитися будет.
3. В кампании не допускать и единым словом, таковый веема лишен общества добрых людей, а кто сие преступит, сам может наказан быть.
Российское законодательство Х-ХХ веков. –
М., 1986, Том 4, с. 408-425.