Конституция Кубы

КОНСТИТУЦИЯ КУБЫ
По состоянию на 2002 год (последние изменения)
Преамбула
МЫ, КУБИНСКИЕ ГРАЖДАНЕ,
наследники и продолжатели созидательного труда и традиций борьбы, стойкости, героизма и самопожертвования, выкованных нашими предшественниками:
аборигенами, которые предпочли быть истребленными, но не покорились;
рабами, которые восставали против своих господ;
теми, кто пробуждал у кубинцев национальное самосознание и страстное стремление обрести Родину и свободу;
патриотами, которые в 1868 году начали войны за независимость против испанского колониализма, и теми, кто в последнем порыве 1895 года довел эти войны до победы 1898 года, победы, отнятой в результате осуществленной империализмом янки интервенции и военной оккупации;
рабочими, крестьянами, студентами и интеллигентами, которые более пятидесяти лет боролись против империалистического господства, политической коррупции, безработицы и эксплуатации, насаждаемых капиталистами и землевладельцами, за права и свободы народа;
теми, кто основывал первые организации рабочих и крестьян, входил в их состав, развивал эти организации, распространял социалистические идеи и положил начало первым марксистским и марксистско-ленинским движениям;
теми, кто в авангарде поколения, родившегося через столетие после Марти, будучи воспитан на его идеях, привел нас к победе народной Революции в Январе;
теми, кто ценой своей жизни защищал Революцию, внося вклад в окончательное утверждение;
теми, кто совместно выполняли героические интернационалистические задачи;
РУКОВОДСТВУЯСЬ
идеологией Хосе Марти и социополитическими идеями Маркса, Энгельса и Ленина;
ОПИРАЯСЬ
на пролетарский интернационализм, на братскую дружбу, помощь, сотрудничество и солидарность народов мира, в частности, народов Латинской Америки и стран Карибского бассейна;
ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ
вести дальше победоносную Революцию Монкады и «Гранмы», Сьерры и Хирона, возглавляемую Фиделем Кастро, которая, опираясь на самое тесное единство всех революционных сил и народа, завоевала полную национальную независимость, установила Революционную власть, осуществила демократические преобразования, начала строительство социализма и продолжает его во главе с Коммунистической партией с целью построения коммунистического общества;
СОЗНАВАЯ,
что любой строй, основанный на эксплуатации человека человеком, означает унижение эксплуатируемых и моральную деградацию эксплуататоров;
что только при социализме и коммунизме, когда человек освобожден от всех форм эксплуатации – рабства, крепостничества и капитализма, – он полностью обретает свое человеческое достоинство
и что наша Революция подняла на высшую ступень достоинство Родины и кубинца,
ЗАЯВЛЯЕМ
о своем намерении добиться, чтобы Закон законов Республики был проникнут осуществившимся наконец-то горячим стремлением Хосе Марти:
«Я хочу, чтобы главным законом нашей республики стало глубочайшее уважение кубинцев к человеческому достоинству во всей его полноте»;
ПРИНИМАЕМ
нашим свободным волеизъявлением на референдуме следующую
КОНСТИТУЦИЮ.
РАЗДЕЛ I: ПОЛИТИЧЕСКИЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА
СТАТЬЯ 1
Республика Куба есть социалистическое государство рабочих, независимое и суверенное, организованное со всеми и ради блага всех в форме единой демократической республики для реализации политической свободы, социальной справедливости, личного и коллективного благосостояния и человеческой солидарности.
СТАТЬЯ 2
Название кубинского государства – Республика Куба; государственный язык — испанский; столица — город Гавана.
СТАТЬЯ 3
В Республике Куба суверенитет принадлежит народу, который является источником власти для государства. Народ осуществляет власть непосредственно или через Ассамблеи народной власти и другие образуемые ими государственные органы в порядке, установленном Конституцией и законами.
Все граждане имеют право бороться, всеми способами, в том числе с помощью вооруженной борьбы, при отсутствии других возможных средств, против любых лиц, чьи усилия направлены на свержение политического, социального и экономического порядка, установленного настоящей Конституцией.
Социализм и социальная революционная политическая система, установленная настоящей Конституцией, проверенная годами героической борьбы против всех видов агрессии и экономической войны, объявленной правительством мощнейшей империалистической державой всех времен, и продемонстрировавшая свою способность трансформировать страну и создавать полностью новое и справедливое общество, являются неизменными, и Куба никогда не вернется к капитализму.
СТАТЬЯ 4
Национальные символы, которые более ста лет вдохновляли кубинцев на борьбу за независимость, за права народа и за социальный прогресс, – это:
— флаг с одинокой звездой;
— гимн Баямо;
— герб с изображением королевской пальмы
СТАТЬЯ 5
Коммунистическая Партия Кубы, организованный марксистско-ленинский авангард рабочего класса – является высшей руководящей силой общества и государства, которая организует и направляет общие усилия на достижение высоких целей строительства социализма и движение к коммунистическому обществу.
СТАТЬЯ 6
Союз молодых коммунистов, организация передовой кубинской молодежи, имеет признание и содействие государства, направленное на стимулирование активного участия молодежи в выполнении задач социалистического строительства и воспитание молодежи в качестве сознательных граждан, способных ежедневно принимать на себя большую ответственность за благосостояние нашего общества.
СТАТЬЯ 7
Кубинское социалистическое государство признает и поощряет массовые и общественные организации, которые, возникнув в ходе исторического процесса борьбы нашего народа, объединяют в своих рядах различные слои населения, представляют их специфические интересы и приобщают их к решению задач строительства, укрепления и защиты социалистического общества.
СТАТЬЯ 8
Государство признает, уважает и гарантирует религиозную свободу.
В Республике Куба религиозные институты отделены от государства.
Различные вероучения и религии пользуются равными возможностями.
СТАТЬЯ 9
Государство:
a. осуществляет волю трудового народа и
— направляет усилия нации на строительство социализма;
— поддерживает и защищает целостность и суверенитет Родины;
— гарантирует человеку свободу и достоинство во всей его полноте, пользование правами, осуществление и выполнение обязанностей и всестороннее развитие личности;
— утверждает идеологию и правила общежития и поведения, присущие обществу, свободному от эксплуатации человека человеком;
— охраняет созидательный труд народа, собственность и богатства социалистической нации;
— осуществляет плановое руководство народным хозяйством;
— обеспечивает прогресс образования, науки, техники и культуры в стране;
b. будучи властью народа, служащей самому народу, гарантирует
— что не будет трудоспособных мужчины или женщины, которые не имели бы возможности получить работу, посредством которой они могли бы содействовать достижению целей общества и удовлетворению своих собственных потребностей;
— что не будет нетрудоспособного человека, который не имел бы средств для достойного существования;
— что не будет больного, который не имел бы медицинского обслуживания;
— что не будет ребенка, который не учился бы в школе, не имел бы пищи и одежды;
— что не будет молодого человека, который не имел бы возможности учиться;
— что не будет человека, который не имел бы доступа к учебе, культуре и спорту;
c. стремится к обеспечению каждой семьи комфортным жильем
СТАТЬЯ 10
Все органы государства, их руководители, должностные лица и служащие действуют в пределах своей соответствующей компетенции и обязаны строго соблюдать социалистическую законность и обеспечивать уважение к ней во всех сферах жизни общества.
СТАТЬЯ 11
Государство реализует свой суверенитет:
a. над всей национальной территорией, включающей остров Куба, остров Хувентуд и другие прилегающие острова и рифы, внутренние воды, территориальное море на протяжении, устанавливаемом законом, и воздушное пространство, которое простирается над ними;
b. над окружающей средой и природными ресурсами страны;
c. над природными и живыми ресурсами дна и недр морской экономической зоны Республики, вне территориального моря в пределах, устанавливаемых законом, в соответствии с международной практикой
Республика Куба отвергает и считает незаконными и не имеющими юридической силы договоры, пакты и концессии, заключенные в условиях неравенства или не признающие либо ущемляющие ее суверенитет и территориальную целостность.
Экономические, дипломатические и политические отношения с каким-либо другим государством не могут развиваться в условиях агрессии, устрашения или принуждения со стороны иностранного государства.
СТАТЬЯ 12
Республика Куба придерживается антиимпериалистических и интернационалистических принципов и
a. подтверждает свое стремление к достойному и прочному миру для всех государств (крупных и небольших, слабых и мощных), основанному на уважении независимости и суверенитета народов и их права на самоопределение;
b. основывает свои международные отношения на принципах равноправия, свободного волеизъявления народов, территориальной целостности, независимости государств, международного сотрудничества ради общего блага и защиты общих интересов, мирного урегулирования противоречий с применением принципов равенства и уважения и иных принципах, закрепленных Уставом ООН и другими международными договорами, к которым присоединилась Куба;
c. вновь подтверждает свое стремление к интеграции и сотрудничеству со странами Латинской Америки и Карибского бассейна, общая идентичность с которыми и историческая потребность в сотрудничестве в направлении политической и экономической интеграции, позволит нам занять место, соответствующее нашей позиции в мире;
ch. поддерживает сотрудничество со всеми странами Третьего мира против империалистической и неоколониалистической политики, направленной на ограничение или подчинение суверенитета наших народов, а также насаждение экономических условий эксплуатации и угнетения слаборазвитых государств;
d. осуждает империализм, который является источником и опорой фашизма, колониализма, неоколониализма и расизма во всех их проявлениях, как главную силу агрессии и войны и злейшего врага народов;
e. осуждает прямое и косвенное вмешательство во внутренние дела или во внешнюю политику любого государства и, следовательно, вооруженную агрессию и экономическую блокаду, так же как и любую другую форму экономического или политического принуждения, физическое насилие против лиц, проживающих в других странах, либо вмешательства или же угрозу целостности государств, политическим, экономическим и культурным основам наций;
f. не признает нарушение неотъемлемого и суверенного права любого государства на регулирование использования телекоммуникаций на ее территории в соответствии с общепринятой практикой и международными конвенциями, к которым присоединилась Куба;
g. квалифицирует как международное преступление агрессивные и захватнические войны; признает законность национально-освободительных войн, так же как и вооруженного сопротивления агрессии и завоеванию, и считает своим правом и интернациональным долгом оказание помощи жертвам агрессии и народам, которые борются за свое освобождение и самоопределение;
h. основывает свои отношения со странами, которые занимаются построением социализма, на принципах дружеского взаимодействия, сотрудничества и взаимопомощи, направленных на достижение общих целей построения нового общества;
i. поддерживает дружественные отношения со странами, которые, имея другой политический, социальный и экономический строй, уважают ее суверенитет, соблюдают нормы сосуществования между государствами, придерживаются принципов взаимной выгоды и строят свои отношения с нашей страной на основе взаимности
СТАТЬЯ 13
Республика Куба предоставляет убежище лицам, преследуемым за их идеалы и участие в борьбе: за демократические права большинства; против империализма, фашизма колониализма и неоколониализма; за ликвидацию расовой дискриминации; за национальное освобождение; за права и требования работников, крестьян и студентов; за их прогрессивную политическую, научную, художественную и литературную деятельность; за социализм и за мир.
СТАТЬЯ 14
В Республике Куба действует система экономики, основанная на социалистической собственности всего народа на средства производства и на ликвидации эксплуатации человека человеком.
Также применяется принцип социалистического распределения: “от каждого по способностям, каждому по труду.» Закон закрепляет гарантии эффективного исполнения этого принципа.
СТАТЬЯ 15
Социалистическая государственная собственность всего народа устанавливается на:
a. земли, которые не принадлежат мелким земледельцам или созданным ими кооперативам; на недра, шахты, морские природные и живые ресурсы в пределах морской экономической зоны Республики; на леса, воды, пути сообщения;
b. на сахарные заводы, фабрики, основные средства транспорта и все предприятия, банки и оборудование, национализированные и экспроприированные у империалистов, крупных собственников и буржуазии, а также на фабрики, предприятия, сооружения экономического назначения, а также научные, социальные, культурные и спортивные центры, построенные, основанные или приобретенные государством, и те, которые будут им построены, основаны или приобретены.
Указанные объекты не могут передаваться в собственность физическим или юридическим лицам, за исключением особых случаев, когда частичная или полная передача экономических объектов необходимы в интересах развития страны и не подрывает политических, социальных и экономических основ государства, при этом такая передача должна быть предварительно одобрена Советом Министров или его Исполнительным комитетом.
Передача иных прав в отношении таких объектов государственных предприятиям или другим уполномоченным предприятиям осуществляется в порядке, установленном законом.
СТАТЬЯ 16
Государство организует, направляет и контролирует экономическую деятельность в стране согласно плану, который гарантирует достижение планового развития страны с целью укрепления социалистической системы; удовлетворения материальных и культурных потребностей общества и его граждан в соответствии с принципом постоянных улучшений; и содействия развитию личности и ее достоинства, [а также] обеспечения прогресса и безопасности государства.
В процессе разработки и исполнения программ производства и развития активную роль играют рабочие всех отраслей экономики, также как и в остальных сферах социальной жизни.
СТАТЬЯ 17
Государство осуществляет непосредственное управление объектами социалистической собственности всего народа; либо создает и организовывает с этой целью предприятия и другие организации, структура, полномочия, функции и порядок отношений которых регулируется законом.
Такие предприятия и организации выполняют свои обязательства исключительно с использованием собственных финансовых ресурсов и в соответствии с ограничениями, установленными законом. Государство не несет ответственности за выполнение обязательств, принятых на себя предприятиями, организациями или другими юридическими лицами; также как такие предприятия и организации не несут ответственности за выполнение обязательств государства.
СТАТЬЯ 18
Государство регулирует и контролирует внешнюю торговлю.
Закон определяет государственные учреждения и органы, которые уполномочены:
— создавать внешнеторговые предприятия;
— утверждать стандарты и порядок осуществления экспортно-импортных операций;
— определять физических или юридических лиц, обладающих необходимой правоспособностью осуществления экспортно-импортных операций и заключения торговых соглашений.
СТАТЬЯ 19
Государство признает собственность мелких земледельцев на землю, принадлежащую им на законных основаниях, и другие объекты недвижимости, движимое и недвижимое имущество, необходимое им для осуществления своей деятельности, в соответствии с законом.
Мелкие земледельцы, с предварительного разрешения компетентного государственного органа и в соответствии с другими требованиями закона, вправе объединять свою землю в сельскохозяйственные кооперативы. Они также вправе продавать, обменивать или передавать ее, посредством другого титула, государству и сельскохозяйственным кооперативам или мелким земледельцам в случаях, в форме и в порядке, установленных законом, при этом государство имеет преимущественное право на приобретение земли путем выкупа по справедливой цене.
Запрещаются получение и сдача в аренду земельных участков, ссуды под ипотечный заклад и любая другая сделка, влекущая сдельную аренду, обременение или частичную уступку отдельных прав и действий, вытекающих из собственности мелких земледельцев на их земли, частным лицам.
Государство поддерживает индивидуальное производство мелких земледельцев, которые делают вклад в развитие национальной экономики.
СТАТЬЯ 20
Мелкие земледельцы имеют право объединяться между собой на условиях и способом, которые устанавливаются законом, как с целью производства сельскохозяйственной продукции, так и для получения государственных кредитов и услуг.
Разрешается организация сельскохозяйственных кооперативов в случаях и способом, которые устанавливаются законом. Кооперативная собственность признается государством и представляет собой современную и эффективную форму социалистического производства.
Сельскохозяйственные производственные кооперативы управляют, распоряжаются, владеют и используют свое имущество в порядке, установленном законом.
Земля кооперативов не может облагаться налогами или подвергаться изъятию, право собственности на такую землю может быть передано другим кооперативам или государству в случаях и в порядке, установленном законом.
Государство оказывает любую поддержку и содействие такому виду сельскохозяйственного производства.
СТАТЬЯ 21
Гарантируется личная собственность на доходы и сбережения, являющиеся результатом личного труда, на жилище, владение которым справедливо обосновано, и на другое имущество и предметы, служащие удовлетворению материальных и культурных потребностей лица.
Гарантируется также собственность на средства и орудия личного или семейного труда, которые не используются для эксплуатации чужого труда.
Закон определяет стоимость личного имущества, которое может быть отчуждено.
СТАТЬЯ 22
Государство признает собственность политических, массовых и общественных организаций на имущество, предназначенное для достижения их целей.
СТАТЬЯ 23
Государство признает собственность смешанных предприятий, хозяйственных товариществ и объединений, созданных в соответствии с законом.
Использование и распоряжение имуществом, составляющим капитал вышеупомянутых предприятий, регулируется положениями закона и договоров, а также уставами и правилами внутреннего распорядка таких предприятий.
СТАТЬЯ 24
Государство признает право наследования жилища, находящегося в частном владении, и другого имущества, являющегося личной собственностью.
Земля и другие активы, принадлежащие мелким земледельцам, могут наследоваться только теми наследниками, которые ее лично обрабатывают, за исключением случаев, устанавливаемых законом.
В отношении имущества, объединенного в кооперативах, условия и порядок наследования устанавливаются законом.
СТАТЬЯ 25
Разрешается экспроприация имущества по соображениям государственной пользы или общественного интереса за надлежащее возмещение.
Закон устанавливает порядок экспроприации и основания определения ее полезности и необходимости, а также форму возмещения с учетом интересов экспроприированного и его экономических и социальных потребностей.
СТАТЬЯ 26
Каждое лицо, которому был бы причинен вред или ущерб ненадлежащими действиями должностных лиц или представителей государства при исполнении ими своих служебных обязанностей, имеет право требовать и получать соответствующее возмещение, предусмотренное законом.
СТАТЬЯ 27
Государство защищает окружающую среду и природные ресурсы страны. Оно признает их тесную взаимосвязь с устойчивым экономическим и социальным развитием, необходимым для обеспечения выживания, благосостояния и безопасности настоящих и будущих поколений. Ответственность за реализацию такой политики несут компетентные органы.
Каждый граждан обязан обеспечивать защиту водных ресурсов и атмосферы, а также сохранение почвы, животного и растительного мира и природных богатств.
РАЗДЕЛ II: ГРАЖДАНСТВО
СТАТЬЯ 28
Кубинское гражданство приобретается по рождению или по натурализации.
СТАТЬЯ 29
Кубинскими гражданами по рождению являются:
a. лица, родившиеся на национальной территории, за исключением детей иностранцев, находящихся на службе своего правительства или международных организаций. Закон определяет требования и формальности, касающиеся детей иностранцев, не являющихся постоянно проживающими в стране;
b. лица, родившиеся за границей от отца или матери – кубинцев, находящихся там с официальной миссией;
c. лица, родившиеся за границей от отца или матери – кубинцев, по совершении формальностей, указанных законом;
ch. лица, родившиеся вне национальной территории от отца или матери – уроженцев Республики Куба, утративших ее гражданство, если они ходатайствуют о его восстановлении в порядке, установленном законом;
d. иностранцы, которые за исключительные заслуги в борьбе за освобождение Кубы стали считаться кубинскими гражданами по рождению.
СТАТЬЯ 30
Кубинскими гражданами по натурализации являются:
a. иностранцы, которые приобрели кубинское гражданство в соответствии с установлениями закона;
b. лица, участвовавшие в вооруженной борьбе против тирании, свергнутой Первого января 1959 г., при этом такие лица должны предоставить доказательства такого участия в форме, установленной законом; и
c. лица, насильственно лишенные своего гражданства по происхождению и получившие кубинское гражданство по постановлению, вынесенному Государственным Советом.
СТАТЬЯ 31
Ни заключение брака, ни его расторжение не влияют на гражданство супругов или их детей.
СТАТЬЯ 32
Кубинские граждане могут быть лишены гражданства только в установленных законом случаях. Также они не могут быть лишены права на смену гражданства.
Двойное гражданство запрещено. Соответственно, в случае приобретения иностранного гражданства, кубинское гражданство теряется.
Закон определяет процедуру лишения гражданства, а также органы, уполномоченные принимать соответствующее решение.
СТАТЬЯ 33
Кубинское гражданство может быть восстановлено в случаях и способами, которые предписываются законом.
РАЗДЕЛ III: ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ
СТАТЬЯ 34
Иностранные граждане, проживающие на территории Республики, находятся в равном положении с кубинцами в контексте:
— защиты их личности и имущества;
— реализации прав и выполнения обязанностей, закрепленных настоящей Конституцией, в соответствии с условиями и ограничениями, установленными законом;
— обязательства по служению Конституции и закону;
— обязательства по участию в государственных расходах в порядке и размере, установленном законом;
— подчинения юрисдикции и решениям судов и органам власти Республики.
Закон определяет случаи и порядок выдворения иностранных граждан с национальной территории, а также органы, уполномоченные для принятия таких решений.
РАЗДЕЛ IV: СЕМЬЯ
СТАТЬЯ 35
Государство охраняет семью, материнство и брак.
Государство признает семью в качестве основной ячейки общества и наделяет ее неотъемлемыми обязанностями и функциями в сфере образования и воспитания новых поколений.
СТАТЬЯ 36
Брак является добровольным союзом, заключаемым мужчиной и женщиной, имеющими на то законное основание, для совместной жизни. Он основан на абсолютном равенстве прав и обязанностей супругов, которые общими усилиями обязаны заботиться о сохранении семьи и о всестороннем воспитании детей таким образом, чтобы это было совместимо с развитием общественной деятельности супругов.
Закон регулирует оформление, признание и расторжение брака, а также права и обязательства, вытекающие из этих актов
СТАТЬЯ 37
Все дети имеют равные права независимо от рождения в браке или вне его.
Отменены всякие ограничения, связанные с характером происхождения.
Не будут составляться никакие документы о различиях в происхождении; гражданское состояние родителей не будет указываться ни в документах регистрации рождений, ни в любых иных документах, относящихся к происхождению.
Государство гарантирует путем соответствующих законных процедур установление и признание отцовства.
СТАТЬЯ 38
Долг родителей содержать своих детей и способствовать защите их законных интересов и осуществлению их справедливых стремлений, а также активно содействовать образованию и всестороннему воспитанию их как полезных граждан, подготовленных к жизни в социалистическом обществе.
Дети в свою очередь обязаны уважать своих родителей и помогать им.
РАЗДЕЛ V: ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА
СТАТЬЯ 39
Государство направляет, развивает и поощряет образование, культуру и науку во всех их проявлениях.
В своей политике в области образования и культуры государство придерживается следующих принципов:
a. основывает свою политику в области образования и культуры на достижениях науки и технологий, марксистской и мартийской идеологии, кубинской прогрессивной педагогической традиции и общемировой практике;
b. образование находится в ведении государства и является бесплатным. Поэтому учебные заведения являются государственными. Осуществление функции образования представляет собой такую задачу, в выполнении которой участвует все общество; выполнение этой задачи базируется на выводах и достижениях науки и на самой тесной связи учебы с жизнью, трудом и производством.
Государство обеспечивает применение разнообразной системы грантов для студентов и создает широкие возможности обучения рабочих с целью достижения ими наивысшего уровня знаний и навыков.
Закон определяет порядок формирования и структуру национальной системы образования, а также объемы обязательного обучения, а также минимальный уровень общего образования, который должен получить каждый гражданин.
c. Государство развивает патриотическое воспитание и коммунистическое обучение новых поколений, а также обеспечивает подготовку детей, молодежи и взрослых к социальной жизни;
Для осуществления этого принципа общее образование и специальное образование научного, технического или художественного характера сочетается с трудом, прикладными исследованиями, физическим воспитанием, спортом, участием в общественно-политической деятельности и в военной подготовке;
ch. художественное творчество свободно до тех пор, пока его содержание не противоречит Революции. Формы выражения в искусстве свободны;
d. государство с целью повышения культурного уровня народа развивает и поощряет художественное воспитание, призвание к художественному творчеству, занятия искусством и способность ценить его.
e. творческая и научно-исследовательская деятельность свободна. Государство стимулирует и обеспечивает научные исследования и прежде всего те, которые направлены на решение проблем, затрагивающих интересы всего общества и благосостояние народа;
f. государство благоприятствует вовлечению трудящихся в научную работу и в развитие науки.
g. Государство направляет, развивает и поощряет физическую культуру и спорт во всех их проявлениях как средство образования и вклад во всестороннее воспитание граждан;
h. Государство охраняет идентичность кубинской культуры, заботится о сохранении культурного наследия и художественного и исторического богатства нации. Государство охраняет национальные памятники и места, отличающиеся своей природной красотой либо признанной художественной или исторической ценностью;
i. Государство содействует участию граждан через массовые и общественные организации страны в осуществлении своей политики в области образования и культуры.
СТАТЬЯ 40
Дети и молодежь пользуются особой охраной со стороны государства и общества.
Долг семьи, школы, государственных органов, массовых и общественных организаций – уделять особое внимание всестороннему воспитанию детей и молодежи
РАЗДЕЛ VI: РАВЕНСТВО
СТАТЬЯ 41
Все граждане пользуются равными правами и несут равные обязанности.
СТАТЬЯ 42
Дискриминация по мотивам расы, цвета кожи, пола, национального происхождения, вероисповедания и иных причин запрещается и наказывается законом.
Государственные учреждения воспитывают всех с самого раннего возраста на принципе равенства людей.
СТАТЬЯ 43
Государство провозглашает право, завоеванное революцией, по которому граждане без различия расы, цвета кожи, пола, религиозных верований, национального происхождения и иных признаков, унижающих человеческое достоинство:
• имеют доступ в соответствии со своими заслугами и способностями к любым постам и должностям в государстве, публичной администрации, в сфере производства и услуг;
• продвигаются в соответствии со своими заслугами и способностями на любые должности в Революционных Вооруженных Силах, органах безопасности и внутреннего порядка;
• получают равную плату за равный труд;
• обучаются в любых учебных заведениях страны, одинаковых для всех от начальной школы и до университета;
• получают медицинскую помощь в любых лечебных учреждениях;
• проживают в любом округе, любой зоне или любом городском квартале и останавливаются в любой гостинице;
• обслуживаются в любых ресторанах и в любых других учреждениях общественных услуг;
• пользуются без разделений морским, железнодорожным, воздушным и автомобильным транспортом.
• пользуются одними и теми же курортами, пляжами, парками, клубами, другими учреждениями культуры и спорта, местами отдыха и развлечений.
СТАТЬЯ 44
Женщина пользуется равными правами с мужчиной в экономических, политических, социальных и семейных отношениях.
Государство гарантирует предоставление женщинам таких же возможностей, которые предоставляются мужчинам, направленным на обеспечение их полного участия в развитии страны.
Государство организует такие учреждения, как детские сады, школьные полуинтернаты и интернаты, организации по уходу за престарелыми и стремится создать все условия, предоставляющие работающим родителям возможности для выполнения своего долга.
С учетом целей здравоохранения матери и ребенка государство предоставляет работающим женщинам оплачиваемый отпуск по материнству до и после родов, а также временные условия работы, скорректированные с учетом рождения ребенка.
Государство стремится создать все условия, обеспечивающие осуществление принципа равенства.
РАЗДЕЛ VII: ОСНОВНЫЕ ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ГАРАНТИИ
СТАТЬЯ 45
Труд в социалистическом обществе является правом и обязанностью и делом чести каждого гражданина.
Труд вознаграждается в соответствии с его качеством и количеством; при предоставлении работы учитываются требования экономики и общества, желание работника, его способности и квалификация; право на труд гарантируется социалистической экономической системой, которая обеспечивает бескризисное экономическое и социальное развитие, ликвидировав тем самым безработицу, в частности навсегда уничтожив безработицу сезонную, так называемый «мертвый сезон».
Добровольный безвозмездный труд, выполняемый на благо всего общества в области промышленности, сельского хозяйства, техники, искусства и в сфере услуг, признается как средство формирования коммунистического сознания нашего народа.
Долг каждого работника безукоризненно выполнять задачи, соответствующие его должности.
СТАТЬЯ 46
Каждый, кто работает, имеет право на отдых, которое гарантируется восьмичасовым рабочим днем, еженедельным отдыхом и ежегодными оплачиваемыми отпусками.
Государство способствует расширению сети сооружений и учреждений для проведения отпусков.
СТАТЬЯ 47
Каждому работнику в случае нетрудоспособности по возрасту, инвалидности или болезни государством гарантируется посредством системы социального обеспечения соответствующая защита.
В случае смерти работника подобная защита гарантируется его семье.
СТАТЬЯ 48
Престарелых, не имеющих приюта и средств к существованию, и любое нетрудоспособное лицо, не имеющее родственников, которые в состоянии оказывать ему помощь, государство обеспечивает посредством социальной помощи.
СТАТЬЯ 49
Государство гарантирует право на охрану, безопасность и гигиену труда путем принятия соответствующих мер для предотвращения несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
Лицо, пострадавшее от несчастного случая на работе или получившее профессиональное заболевание, имеет право на медицинское обслуживание и на пособие или пенсию в случаях временной или постоянной нетрудоспособности.
СТАТЬЯ 50
Все имеют право на заботу об их здоровье и на его охрану. Государство гарантирует это право путем:
— предоставления бесплатной медицинской помощи и бесплатного лечения в больницах, через сеть учреждений медицинского обслуживания в сельской местности, поликлиник, больниц, профилакториев и центров специализированной медицинской помощи;
— предоставления бесплатной стоматологической помощи;
— развития сети учреждений по распространению санитарных знаний и воспитанию здорового образа жизни, проведением периодических медицинских осмотров, всеобщей вакцинацией и другими средствами профилактики заболеваний. В работе этих учреждений и в проведении этих мероприятий участвует все население через массовые и общественные организации.
СТАТЬЯ 51
Все имеют право на образование. Это право гарантировано широкой сетью бесплатных школ, полуинтернатов и интернатов и предоставлением стипендий при всех видах и на всех уровнях обучения, а также бесплатностью учебного материала, предоставляемого каждому ребенку и молодому человеку независимо от материального положения его семьи; возможностью учиться в соответствии со своими способностями, требованиями общества и потребностями социально-экономического развития.
Взрослым мужчинам и женщинам это право обеспечивается на таких же условиях бесплатности и со специальными льготами, регулируемыми законом, через систему образования для взрослых, посредством профессионально-технического обучения, повышения трудовой квалификации на предприятиях и в государственных учреждениях и курсов высшего образования для работающих.
СТАТЬЯ 52
Все имеют право на физическое воспитание, занятия спортом и развлечения.
Пользование этим правом гарантировано включением в учебные планы Национальной системы образования обучения физической культуре и спорту и практических занятий ими, широким развертыванием обучения и предоставлением в распоряжение народа средств, способствующих массовым занятиям спортом, и организацией развлечений.
СТАТЬЯ 53
За гражданами признается свобода слова и печати в соответствии с целями социалистического общества. Материальные условия ее осуществления заключаются в том, что печать, радио, телевидение, кино и другие средства массовой информации являются государственной или общественной собственностью и ни в коем случае не могут быть объектом частной собственности, чем обеспечивается их использование исключительно на службе трудовому народу и в интересах общества.
Закон регулирует осуществление этих свобод.
СТАТЬЯ 54
Право собраний, демонстраций и объединений осуществляется работниками физического и умственного труда, крестьянами, женщинами, учащимися и другими слоями трудового народа, и для этих целей они располагают необходимыми средствами. Массовые и общественные организации располагают всеми возможностями для развертывания указанной деятельности, в которой их члены пользуются самой широкой свободой слова и мнений, основанных на неограниченном праве на инициативу и критику.
СТАТЬЯ 55
Государство, которое признает, уважает и гарантирует свободу сознания и религии, одновременно признает, уважает и гарантирует свободу каждого гражданина в выборе или смене религиозных верований, право на отсутствие таких верований, а также свободу отправления религиозных обрядов в соответствии с законом.
Закон регулирует порядок взаимодействия государства с религиозными институтами.
СТАТЬЯ 56
Жилище неприкосновенно. Никто не может проникать в чужое жилище против воли его владельца, кроме как в случаях, предусмотренных законом.
СТАТЬЯ 57
Переписка неприкосновенна. Она может быть задержана, вскрыта и проверена только в случаях, предусмотренных законом. Будет сохранено в тайне содержание, которое не связано с причинами, вызвавшими проверку.
Тот же принцип будет соблюдаться и в отношении кабельных, телеграфных и телефонных сообщений.
СТАТЬЯ 58
Свобода и неприкосновенность личности гарантированы всем проживающим в стране.
Никто не может быть арестован иначе, как в случаях, способом и с гарантиями, которые предписаны законами.
Личная целостность арестованного или заключенного неприкосновенна.
СТАТЬЯ 59
Никто не может быть ни обвинен, ни осужден иначе, как компетентным судом, на основании законов, изданных до совершения преступления, и при соблюдении установленных ими формальностей и гарантий.
Каждый обвиняемый имеет право на защиту.
Запрещено применение насилия или принуждения любого вида в отношении лиц для того, чтобы заставить их давать показания.
Недействительно любое показание, полученное с нарушением данного предписания, а виновные в этом подвергаются наказаниям, которые устанавливаются законом
СТАТЬЯ 60
Конфискация имущества осуществляется только как наказание органами, в случаях и в порядке, которые определяются законом.
СТАТЬЯ 61
Уголовные законы имеют обратную силу, если они благоприятствуют обвиняемому или осужденному. Другие законы не имеют обратной силы, если в них не установлено иное по соображениям общественного интереса или государственной пользы.
СТАТЬЯ 62
Ни одна из свобод, признаваемых за гражданами, не может осуществляться вопреки установлениям Конституции и законов, вопреки существованию и целям социалистического государства, вопреки решимости кубинского народа построить социализм и коммунизм. Нарушение этого принципа наказуемо согласно закону.
СТАТЬЯ 63
Каждый гражданин имеет право направлять жалобы и просьбы в органы власти, которые обязаны разрешать их и давать ответы в надлежащий срок согласно закону.
СТАТЬЯ 64
Долг каждого – беречь государственную и общественную собственность, блюсти дисциплину труда, уважать права других, соблюдать правила социалистического общежития и выполнять гражданские и общественные обязанности.
СТАТЬЯ 65
Защита социалистической Родины является самой большой честью и высшим долгом каждого кубинца.
Закон регулирует военную службу, которую обязаны проходить, кубинцы.
Измена Родине является самым тяжким преступлением; тот, кто его совершит, подлежит самым суровым наказаниям.
СТАТЬЯ 66
Строгое соблюдение Конституции и законов является непреложной обязанностью всех.
РАЗДЕЛ VIII: ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
СТАТЬЯ 67
В случае наступления или угрозы наступления неизбежных природных катастроф, бедствий или иных обстоятельств, которые, по своей природе, масштабу или важности, влияют на внутренний порядок, безопасность страны или стабильность государства, Председатель Государственного совета вправе объявить чрезвычайное положение на всей территории страны или ее части; и в период действия чрезвычайного положения вправе объявить о мобилизации населения.
Закон регулирует порядок объявления чрезвычайного положения, его последствия и порядок прекращения. Он также определяет основные права и обязанности, закрепленные настоящей Конституцией, которые могут быть ограничены в период чрезвычайного положения.
РАЗДЕЛ IX: ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
СТАТЬЯ 68
Государственные органы образуются, функционируют и развивают свою деятельность на основе принципов социалистической демократии, которые проявляются в следующих формах:
a. все представительские органы государственной власти периодически избираются и обновляются;
b. народные массы контролируют деятельность государственных органов, депутатов, делегатов и должностных лиц;
c. выборные лица обязаны отчитываться в своей деятельности перед своими избирателями, и те имеют право отзывать их в любое время;
ch. каждый государственный орган широко развивает в рамках своей компетенции инициативу, которая направлена на использование местных ресурсов и возможностей и на вовлечение в свою деятельность массовых и общественных организаций;
d. решения вышестоящих государственных органов обязательны для нижестоящих;
e. нижестоящие государственные органы ответственны перед вышестоящими и отчитываются перед ними в своей деятельности;
f. свобода обсуждения, осуществление критики и самокритики и подчинение меньшинства большинству действуют во всех коллегиальных государственных органах.
РАЗДЕЛ X: ВЕРХОВНЫЕ ОРГАНЫ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ
СТАТЬЯ 69
Национальная Ассамблея Народной Власти является верховным органом государственной власти. Она представляет и выражает суверенную волю всего трудового народа.
СТАТЬЯ 70
Национальная Ассамблея Народной Власти является единственным органом, обладающим учредительной и законодательной властью в Республике.
СТАТЬЯ 71
Национальная Ассамблея Народной Власти состоит из депутатов, избираемых избирателями путем свободного, прямого и тайного голосования в пропорциях и в порядке, установленных законом.
СТАТЬЯ 72
Национальная Ассамблея Народной Власти избирается сроком на пять лет.
Этот срок может быть продлен только на основании резолюции Ассамблеи в случае войны или в силу других исключительных обстоятельств, препятствующих нормальному проведению выборов, и до тех пор, пока существуют такие обстоятельства.
СТАТЬЯ 73
Национальная Ассамблея Народной Власти, после созыва для нового законодательного срока, избирает из числа своих депутатов Председателя, Первого заместителя Председателя и Секретаря. Закон регулирует порядок и процедуру созыва Ассамблеи и избрания депутатов на указанные должности.
СТАТЬЯ 74
Национальная Ассамблея Народной Власти избирает из числа своих депутатов Государственный Совет, который состоит из Председателя, Первого заместителя Председателя, пяти заместителей Председателя, Секретаря и еще 23 членов.
Председатель Государственного Совета является Главой государства и Главой Правительства.
Государственный Совет ответствен перед Национальной Ассамблеей Народной Власти и отчитывается перед ней во всей своей деятельности.
СТАТЬЯ 75
Полномочия Национальной Ассамблеи Народной Власти:
a. принимать решения о реформах Конституции в соответствии с положениями Статьи 141;
b. одобрять, изменять или отменять законы; выносить их предварительно на народное обсуждение, когда она сочтет это целесообразным, принимая во внимание характер законодательства, о котором идет речь;
c. принимать решения о конституционности законов, декретов-законов, декретов и других общих актов;
ch. отзывать полностью или частично декреты-законы, изданные Государственным Советом;
d. обсуждать и одобрять национальные планы экономического и социального развития;
e. обсуждать и одобрять государственный бюджет;
f. одобрять принципы системы планирования и управления национальной экономикой;
h. принимать решения, касающиеся регулирования денежной и кредитной системе;
i. одобрять общие направления внешней и внутренней политики;
j. объявлять состояние войны в случае военной агрессии и одобрять мирные договоры;
k. устанавливать и изменять политико-административное деление страны в соответствии с положениями Статьи 100;
l. избирать Председателя, заместителя Председателя и Секретаря Национальной Ассамблеи;
m. избирать Председателя, Первого заместителя Председателя, Секретаря и остальных членов Государственного Совета;
ll. назначать по представлению Председателя Государственного Совета Первого заместителя Председателя, заместителей Председателя и остальных членов Совета Министров;
n. избирать Председателя, заместителя Председателя и остальных судей Народного Верховного Суда;
o. избирать Генерального прокурора и заместителей Генерального прокурора Республики;
n. назначать постоянные и временные комиссии;
p. отзывать решения об избрании или назначении лиц, избранных или назначенных ею;
q. осуществлять высший надзор за государственными и правительственными органами;
r. рассматривать отчетные доклады, представляемые Государственным Советом, Советом Министров, Народным Верховным Судом, Генеральной Прокуратурой Республики и провинциальными Ассамблеями народной власти, давать им оценку и принимать по ним соответствующие решения;
s. отзывать декреты-законы Государственного Совета и декреты или распоряжения Совета Министров, которые противоречат Конституции или законам;
t. отзывать или изменять постановления или распоряжения местных органов народной власти, которые нарушают Конституцию, законы, декреты-законы, декреты и другие акты, изданные вышестоящим по отношению к ним органом, либо те, которые затрагивают интересы других местностей или общие интересы страны;
u. объявлять амнистии;
v. распоряжаться о назначении референдумов в случаях, предусмотренных Конституцией, и в других случаях, когда сама Ассамблея сочтет это целесообразным;
w. принимать свои правила внутренней процедуры; и
x. осуществлять другие полномочия, предоставляемые настоящей Конституцией.
СТАТЬЯ 76
Все законы и резолюции Национальной Ассамблеей Народной Власти, за исключением касающихся реформы Конституции, принимаются простым большинством голосов.
СТАТЬЯ 77
Законы, одобренные Национальной Ассамблеей Народной Власти, вступают в силу в день, определяемый в каждом случае в самом законе.
Законы, декреты-законы, декреты и резолюции, положения и другие общие акты общенациональных органов государства публикуются в Официальном Печатном Издании Республики.
СТАТЬЯ 78
Национальная Ассамблея Народной Власти собирается на две очередные сессии в году и на внеочередное заседание, когда об этом ходатайствует третья часть членов Ассамблеи или когда ее созывает Государственный Совет.
СТАТЬЯ 79
Для проведения заседания Национальной Ассамблеи Народной Власти требуется присутствие более половины общего числа составляющих ее депутатов.
СТАТЬЯ 80
Заседания Национальной Ассамблеи Народной Власти открытые, за исключением случаев, когда Ассамблея в государственных интересах сама постановит провести их при закрытых Дверях.
СТАТЬЯ 81
Полномочия Председателя Национальной Ассамблеи Народной Власти:
a. председательствовать на заседаниях Национальной Ассамблеи и обеспечивать применение ее Регламента;
b. созывать очередные заседания Национальной Ассамблеи;
c. предлагать проект повестки дня заседаний Национальной Ассамблеи;
ch. подписывать законы и постановления, принятые Национальной Ассамблеей, и давать распоряжения об опубликовании их в Официальном Печатном Издании Республики;
a. организовывать международные связи Национальной Ассамблеи;
b. руководить работой постоянных и временных рабочих комиссий, создаваемых Национальной Ассамблеей, и организовывать эту работу;
c. присутствовать на заседаниях Государственного Совета; и
d. осуществлять другие полномочия, которыми его наделяет настоящая Конституция или Ассамблея.
СТАТЬЯ 82
Положение депутата не влечет за собой ни личных привилегий, ни материальных выгод.
Депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти в процессе выполнения своих функций получают то же вознаграждение или заработную плату, которая предусмотрена на их рабочем месте, и поддерживают с ним постоянную связь в каких-либо целях.
СТАТЬЯ 83
Ни один депутат Национальной Ассамблеи Народной Власти не может быть арестован или подвергнут уголовному преследованию без разрешения Ассамблеи или Государственного Совета, когда Ассамблея не заседает, кроме случая задержания на месте преступления.
СТАТЬЯ 84
Депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти обязаны осуществлять свою работу в интересах народа, поддерживать связь со своими избирателями, выслушивать их жалобы, предложения и критику и разъяснять им политику государства. Депутаты также обязаны отчитываться в своей деятельности в порядке, установленном законом.
СТАТЬЯ 85
Депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти в любое время могут быть отозваны своими избирателями способом и в порядке, установленном законом.
СТАТЬЯ 86
Депутаты Национальной Ассамблеи Народной Власти имеют право обращаться с запросами к Государственному Совету Министров или членам этих органов, и ответ на запрос должен быть дан в ходе того же заседания или на следующем.
СТАТЬЯ 87
Все государственные органы и предприятия обязаны оказывать депутатам необходимое содействие в выполнении ими своих обязанностей.
СТАТЬЯ 88
Законодательная инициатива принадлежит:
a. депутатам Национальной Ассамблеи Народной Власти;
b. Государственному Совету;
c. Совету Министров;
d. комиссиям Национальной Ассамблеи Народной Власти;
e. Национальному комитету Профцентра трудящихся Кубы и национальным руководствам других массовых и общественных организаций;
f. Народному Верховному Суду по вопросам, относящимся к отправлению правосудия;
g. Генеральной Прокуратуре Республики по вопросам ее компетенции;
h. гражданам. В этом случае необходимое требование будет состоять в том, чтобы инициативу осуществляли не менее десяти тысяч граждан, пользующихся правом голоса.
СТАТЬЯ 89
Государственный Совет является органом Национальной Ассамблеи Народной Власти, который представляет ее в период между сессиями, исполняет ее постановления и осуществляет другие функции, которыми его наделяет Конституция.
Он имеет коллегиальный характер и осуществляет верховное представительство Кубинского государства внутри и вне страны.
СТАТЬЯ 90
Полномочия Государственного Совета:
a. устанавливать дату выборов для периодического обновления Национальной Ассамблеи Народной Власти;
b. издавать декреты-законы в период между сессиями Национальной Ассамблеи Народной Власти;
ch. давать в необходимых случаях общеобязательное толкование действующих законов;
c. осуществлять законодательную инициативу;
d. принимать меры, необходимые для проведения референдумов, о которых постановила Национальная Ассамблея Народной Власти;
e. объявлять всеобщую мобилизацию, когда того требуют интересы обороны страны, и принимать на себя полномочия по объявлению войны в случае агрессии или по заключению мира, которые Конституция относит к ведению Национальной Ассамблеи Народной Власти, если она в это время не заседает и нет необходимой гарантии ее срочного созыва;
f. заменять, по представлению своего Председателя, членов Совета Министров в период между сессиями Национальной Ассамблеи Народной Власти;
g. издавать инструкции общего характера для судов через Управляющий совет Народного Верховного Суда;
h. издавать инструкции для Генеральной Прокуратуры Республики;
i. назначать и смещать, по представлению своего Председателя, дипломатических представителей Кубы в других государствах;
j. производить награждения и присваивать почетные звания;
k. назначать комиссии;
l. предоставлять помилование;
m. ратифицировать и денонсировать международные договоры;
n. выдавать агреман дипломатическим представителям других государств или отказывать в нем;
o. приостанавливать исполнение распоряжений Совета Министров, постановлений и распоряжений местных Ассамблей народной власти, которые не соответствуют Конституции или законам либо затрагивают интересы других местностей или общие интересы страны, доводя об этом до сведения Национальной Ассамблеи Народной Власти на первом же заседании, которое будет проведено после данного приостановления;
p. отзывать резолюции и распоряжения исполнительных комитетов местных органов народной власти, которые противоречат Конституции, законам, декретам-законам, декретам и другим актам, изданным вышестоящим по отношению к ним органом, либо затрагивают интересы других местностей или общие интересы страны;
q. утверждать правила внутренней процедуры;
r. осуществлять другие полномочия, предоставляемые Конституцией и законами или поручаемые Национальной Ассамблеей Народной Власти.
СТАТЬЯ 91
Все решения Государственного Совета принимаются простым большинством голосов его членов.
СТАТЬЯ 92
Мандат, предоставленный Государственному Совету Национальной Ассамблеей Народной Власти, истекает с момента вступления в должность членов нового Государственного Совета, избранного в результате периодического обновления состава Государственного Совета.
СТАТЬЯ 93
Председатель Государственного Совета является Главой Правительства и реализует следующие полномочия:
a. представлять государство и Правительство и руководить их общей политикой;
b. организовывать деятельность Государственного Совета и Совета Министров и руководить ею, созывать заседания этих органов и председательствовать на них;
c. контролировать и обеспечивать развертывание деятельности министерств и других ведомств центральных администрации;
ch. принимать на себя руководство любым министерством или ведомством центральным администрации;
d. после своего избрания Национальной Ассамблеей Народной Власти предлагать ей кандидатуры членов Совета Министров;
e. принимать отставку членов Совета Министров или же предлагать Национальной Ассамблее Народной Власти либо Государственному Совету в зависимости от того, какой орган заседает, замену любого члена Совета Министров и в обоих случаях представлять соответствующие кандидатуры для замены;
f. принимать верительные грамоты от глав иностранных дипломатических миссий. Эту функцию он сможет делегировать любому из заместителей Председателя Государственного Совета;
g. осуществлять верховное главнокомандование всеми вооруженными силами и определять их общую организацию;
h. председательствовать на заседания Совета Национальной Безопасности;
i. объявлять чрезвычайное положение в случаях, предусмотренных настоящей Конституцией, и сообщать о своем решении в кратчайшие возможные сроки Национальной Ассамблее Народной Власти или Государственному Совету, в случае невозможности созыва Ассамблеи, для правовых целей;
j. осуществлять другие полномочия, которыми его наделяют настоящая Конституция или законы.
СТАТЬЯ 94
В случае отсутствия, болезни или смерти Председателя Государственного Совета его функции выполняет Первый заместитель Председателя.
СТАТЬЯ 95
Совет Министров является высшим исполнительным и административным органом и образует Правительство Республики.
Количество, наименования и функции министерств и центральных ведомств, которые входят в состав Совета Министров, определяются законом
СТАТЬЯ 96
Совет Министров состоит из Главы государства и Правительства, который является его Председателем, Первого заместителя Председателя, заместителей Председателя, министров, Секретаря и остальных членов, определяемых законом.
СТАТЬЯ 97
Председатель, Первый заместитель Председателя, заместители Председателя и другие члены Совета Министров образуют его Исполнительный комитет.
Члены Исполнительного комитета вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к ведению Совета Министров в периоды между заседаниями Совета.
СТАТЬЯ 98
Полномочия Совета Министров:
a. организовывать деятельность в политической, экономической, культурной, научной, социальной и оборонной сферах и руководить ее осуществлением в соответствии с постановлениями Национальной Ассамблеи Народной Власти;
b. предлагать проекты общих планов социально-экономического развития государства и после одобрения их Национальной Ассамблеей Народной Власти организовывать выполнение планов, руководить им и контролировать его;
c. руководить внешней политикой Республики и отношениями с другими правительствами;
d. одобрять международные договоры и представлять их на ратификацию Государственному Совету;
e. руководить внешней торговлей и контролировать ее;
f. разрабатывать проект государственного бюджета и после его одобрения Национальной Ассамблеей Народной Власти обеспечивать его исполнение;
g. принимать меры по укреплению денежной и кредитной системы;
h. разрабатывать проекты законодательных актов и представлять их на рассмотрение Национальной Ассамблеи Народной Власти или Государственного Совета в зависимости от того, какой орган заседает;
i. обеспечивать национальную оборону, поддержание внутреннего порядка и внутренней безопасности, охрану прав граждан, а также защиту их жизни и имущества в случае стихийных бедствий;
j. руководить государственной администрацией, осуществлять объединение, координацию и надзор в отношении деятельности центральных ведомств администрации и местных администраций;
k. исполнять законы и резолюции Национальной Ассамблеи Народной Власти, а также декреты-законы и распоряжения Государственного Совета и при необходимости издавать соответствующие положения;
l. издавать декреты и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов и контролировать их выполнение;
m. отзывать или объявлять недействительными решения администраций, подчиненных провинциальным или муниципальным ассамблеям народной власти, принятые на основании полномочий, делегированных ведомствами центральной государственной администрации, если они противоречат вышестоящим нормам, исполнение которых обязательно;
n. вносить в провинциальные и муниципальные Ассамблеи народной власти предложения об отзыве распоряжений, принятых в ходе своей деятельности провинциальными и муниципальными администрациями, подчиненными им, если они противоречат нормам, одобренным ведомствами центральной государственной администрации в ходе выполнения ее функций;
o. отзывать распоряжения руководителей ведомств центральной государственной администрации, если они противоречат вышестоящим нормам, исполнение которых обязательно;
p. вносить предложение в Национальную Ассамблею Народной Власти об отзыве или в Государственный Совет о приостановлении исполнения постановлений и распоряжений Ассамблей местных органов народной власти, которые противоречат законам и другим действующим актам либо затрагивают интересы других сообществ или общие интересы страны;
q. создавать комиссии, которые сочтет необходимыми для содействия выполнению поставленных перед ним задач;
r. назначать и смещать должностных лиц в соответствии с полномочиями, предоставленными ему законом; и
s. выполнять любые другие задачи, порученные ему Национальной Ассамблеей Народной Власти или Государственным Советом.
Закон регулирует организацию и деятельность Совета Министров.
СТАТЬЯ 99
Совет Министров подотчетен и периодически отчитывается о всей своей деятельности перед Национальной Ассамблеей Народной Власти.
СТАТЬЯ 100
Полномочия членов Совета Министров:
a. руководить делами и выполнением задач вверенного министерства или ведомства, издавая с этой целью необходимые резолюции и распоряжения;
b. издавать, когда это не является установленным полномочием другого государственного органа, положения, необходимые для исполнения и применения относящихся к ним законов и декретов-законов;
c. присутствовать на заседаниях Совета Министров с правом решающего голоса и представлять ему проекты законов, декретов-законов, декретов, резолюций, постановлений или любое другое предложение, которое они сочтут нужным;
ch. назначать в соответствии с законом должностных лиц, которые им подчиняются; и
d. осуществлять любые другие полномочия, которыми их наделяют Конституция и законы.
СТАТЬЯ 101
Совет Национальной Обороны формируется и подготавливается в мирное время для того, чтобы руководить страной в военный период, проводить общую мобилизацию или управлять чрезвычайным положением. Закон регулирует порядок организации и функции совета.
РАЗДЕЛ XI: THE ПОЛИТИЧЕСКИ-АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛЕНИЕ
СТАТЬЯ 102
Национальная территория в политико-административных целях делится на провинции и муниципалитеты, количество, границы и названия которых устанавливаются законом
Закон может установить, кроме того, другие виды деления.
Провинция представляет собой местное сообщество, обладающее юридической правоспособностью, политически организованное согласно закону в качестве промежуточного звена между центральным и муниципальными правительствами и [охватывающее] территорию таких муниципалитетов. Она выполняет функции и государственные и административные обязанности в рамках своей юрисдикции, при этом первоочередная задача провинции заключается в продвижении социального и экономического развития территории. С этой целью она координирует и контролирует исполнение политики, программ и планов, одобренных вышестоящими государственными органами, при поддержке муниципалитетов с учетом интересов таких муниципалитетов.
Муниципалитет представляет собой местное сообщество, обладающее юридической правоспособностью, политически организованное согласно закону и охватывающее территорию, необходимую для осуществления экономических и социальных связей его населения и удовлетворения минимальных требований местности.
Провинции и муниципалитеты, помимо выполнения собственных функций, оказывают необходимое содействие в достижении целей государства.
РАЗДЕЛ XII: МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ
СТАТЬЯ 103
Ассамблеи народной власти, созданные на утвержденных политически-административных единицах национальной территории, представляют собой высшие местные органы государственной власти и, как следствие, они наделены самой высокой властью для осуществления государственных функций в соответствующих единицах; и с этой целью они осуществляют государственное управление в рамках своей компетенции и в соответствии с законом.
Они также участвуют в осуществлении деятельности и реализации планов организаций, созданных на подведомственной им территории, но не подчиненных им, в порядке, установленном законом.
Местные администрации, созданные такими Ассамблеями, руководят подчиненными им экономическими, производственными и обслуживающими организациями в целях удовлетворения экономических, медицинских, социальных, образовательных, культурных потребностей, а также потребностей в сфере спорта и развлечений местного сообщества, на которое распространяется юрисдикция администрации.
Для осуществления своих функций местные Ассамблеи народной власти опираются на народные советы, инициативу и широкое участие населения и действуют в тесном сотрудничестве с массовыми и общественными организациями.
СТАТЬЯ 104
Народные советы учреждаются в городах, деревнях, пригороде, поселениях и зонах; они наделены самой высокой властью для выполнения своих функций, представляют административно-территориальные единицы, в которых осуществляют свою деятельность, выступая при этом в качестве представителей муниципальных, провинциальных и национальных органов народной власти.
Они активно работают в направлении повышения эффективности деятельности в сфере производства и услуг, а также удовлетворения экономических, образовательных, культурных и социальных потребностей населения, стимулируя при этом полное участие населения, а также местные инициативы, направленные на разрешение местных проблем.
Они координируют действия организаций, действующих на их территории, стимулируют сотрудничество между ними, а также реализуют контроль и надзор над их деятельностью.
Народные советы формируются из числа делегатов, избранных в районах; председатель народного совета избирается из числа членов совета. К работе советов могут привлекаться представители массовых организаций и ведущих учреждений соответствующей административно-территориальной единицы.
Закон регулирует порядок организации и функции Народных советов.
СТАТЬЯ 105
В пределах своей компетенции провинциальные Ассамблеи народной власти выполняют следующие функции:
a. исполняют законы и акты общего характера, принятые вышестоящими органами государства, и обеспечивают их исполнение;
b. утверждают и контролируют, в рамках политики, одобренной уполномоченными национальными ведомствами, исполнение обычного плана доходов и расходов и бюджета провинции;
c. избирают и снимают с должности Председателя и Первого заместителя Председателя Ассамблеи;
ch. назначают и смещают с должности Секретаря Ассамблеи;
d. участвуют в разработке и контроле исполнения бюджета и технико-экономического плана государства, относящегося к организациям, созданным на их территории и подчиненным другим уровням власти, в соответствии с законом;
e. осуществляют контроль и надзор за деятельностью ведомства администрации провинции при содействии рабочих комиссий;
f. назначают и снимают с должности членов ведомства провинциальной администрации, по представлению Председателя;
g. определяют, в соответствии с принципами, утвержденными Советом Министров, порядок организации, функционирования и выполнения задач организаций, подчиненных ведомству провинциальной администрации и действующих в сфере экономики, производства, обслуживания, образования, здравоохранения, культуры, спорта, защиты окружающей среды, отдыха и развлечений;
h. принимают резолюции по административным вопросам, касающимся их административно-территориальных единиц, которые, согласно закону, не подпадают под общую юрисдикцию Центральной администрации государства или муниципальных органов государственной власти;
i. одобряют создание и формирование Народных советов, по представлению муниципальной Ассамблеи народной власти;
j. отзывают, в рамках своих полномочий, решения, принятые провинциальным ведомством администрации или вносят предложения в Совет Министров об отзыве таких решений, если они были приняты на основании полномочий, делегированных ведомствами центральной государственной администрации;
k. рассматривают и оценивают отчеты, представленные органами их администрации и Ассамблеями народной власти более низкого уровня, а также принимают соответствующие решения, касающиеся таких отчетов;
l. формируют и распускают рабочие комиссии;
ll. участвуют в решении вопросов, связанных с применением кадровой политики, разработанной вышестоящими государственными органами;
m. укрепляют законность, внутренний порядок и обороноспособность страны;
n. выполняют любые другие задачи, предусмотренные Конституцией и законами.
СТАТЬЯ 106
В пределах своей компетенции муниципальные Ассамблеи народной власти выполняют следующие функции:
a. исполняют законы и акты общего характера, принятые вышестоящими органами государства, и обеспечивают их исполнение;
b. избирают и снимают с должности Председателя и Первого заместителя Председателя Ассамблеи;
c. назначают и смещают с должности Секретаря Ассамблеи;
ch. осуществляют надзор и контроль за организациями, находящимися в муниципальной подчиненности, опираясь на их рабочие комиссии;
d. отзывают или изменяют резолюции и распоряжения подчиненных им органов, нарушающие Конституцию, законы, декреты-законы, декреты, положения или резолюции, которые изданы вышестоящими органами государственной власти, либо затрагивающие интересы других сообществ или территорий или общие интересы страны; или вносят предложения в Совет Министров об отзыве таких документов, если они были приняты на основании полномочий, делегированных ведомствами центральной государственной администрации;
e. принимают резолюции и предписания в рамках Конституции и действующих законов по вопросам, затрагивающим муниципальные интересы, и контролируют их исполнение;
f. назначают и снимают с должности членов ведомства провинциальной администрации, по представлению Председателя;
g. определяют, в соответствии с принципами, утвержденными Советом Министров, порядок организации, функционирования и выполнения задач организаций, подчиненных ведомству их администрации и действующих в сфере экономики, производства, обслуживания, образования, здравоохранения, культуры, спорта, защиты окружающей среды, отдыха и развлечений;
h. вносят предложения о создании и организации Народных советов в порядке, установленном законом;
i. формируют и распускают рабочие комиссии;
j. утверждают план социально-экономического развития и бюджет муниципалитета с учетом политики, пересмотренной в этих целях уполномоченными ведомствами центральной государственной администрации, и контролируют их исполнение;
k. содействуют выполнению производственных планов и планов обслуживания и повышению эффективности деятельности организаций, созданных на подведомственной территории, но не подчиненных им; с этой целью они могут опираться на содействие их рабочих комиссий и администрации;
l. рассматривают и оценивают отчеты, представленные органами их администрации и Ассамблеями народной власти более низкого уровня, а также принимают соответствующие решения, касающиеся таких отчетов;
ll. участвуют в решении вопросов, связанных с применением кадровой политики, разработанной вышестоящими государственными органами;
m. укрепляют законность, внутренний порядок и обороноспособность страны;
n. выполняют любые другие задачи, предусмотренные Конституцией и законами.
СТАТЬЯ 107
Очередные и внеочередные заседания местных Ассамблей народной власти проводятся открыто, за исключением случаев, когда осуществляется обсуждение вопросов, содержащих государственную тайну или затрагивающих честь отдельных лиц, и Ассамблея принимает решение о проведении заседаний при закрытых дверях.
СТАТЬЯ 108
Для правомочности заседаний местных Ассамблей народной власти требуется присутствие более половины всего их состава. Их резолюции принимаются простым большинством голосов.
СТАТЬЯ 109
Деятельность организаций, созданных для удовлетворения местных требований по достижению конкретных целей, регулируется законами, декретами-законами и декретами; резолюциями Совета Министров; положениями, принятыми главами ведомств центральной государственной администрации касательно вопросов, затрагивающих общие интересы, находящиеся в рамках ее компетенции и требующие регулирования на национальном уровне; а также резолюциями местных органов, которым они подчиняются.
СТАТЬЯ 110
Постоянные рабочие комиссии формируются провинциальными и муниципальными Ассамблеями народной власти с учетом особых интересов их местности для оказания содействия ассамблеям в выполнении их задач и, в частности, в осуществлении контроля и надзора за местными подчиненными им организациями и другими организациями, подчиненными другим уровням подчинения, установленным в рамках их территориально-административной единицы.
Временные комиссии выполняют конкретные задачи, переданные им, в течение срока, установленного для их выполнения.
СТАТЬЯ 111
Провинциальные Ассамблеи народной власти обновляются каждые пять лет, что составляет срок продолжительности мандата их делегатов.
Муниципальные Ассамблеи народной власти обновляются каждые два с половиной года, что составляет срок продолжительности мандата их делегатов.
Эти мандаты могут быть продлены на основании решения Национальной Ассамблеи Народной Власти в случаях, установленных положениями Статьи 72.
СТАТЬЯ 112
Мандат делегатов местных ассамблей может быть отозван в любое время. Закон определяет порядок, случаи и процедуры отзыва мандата.
СТАТЬЯ 113
Делегаты осуществляют мандат, вверенный им избирателями, в интересах всего сообщества и с этой целью они обязаны координировать свои функции с выполнением стандартных задач и обязанностей. Закон регулирует порядок выполнения таких функций.
СТАТЬЯ 114
Делегаты осуществляют мандат, вверенный им избирателями, в интересах всего сообщества и обязаны:
a. доводить до сведения Ассамблеи мнения, нужды и трудности, о которых им сообщили избиратели;
b. информировать избирателей о политике, проводимой Ассамблеей, и о мерах, принятых для удовлетворения заявленных населением нужд, или трудностях, возникших при разрешении этих вопросов; и
c. периодически отчитываться в своей личной деятельности перед избирателями и Ассамблеей, в состав которой входят.
СТАТЬЯ 115
Делегаты провинциальной Ассамблеи народной власти обязаны выполнять свои функции в интересах общественности и отчитываться о проделанной работе в соответствии с процедурой, утвержденной законом.
СТАТЬЯ 116
Провинциальные и муниципальные Ассамблеи народной власти избирают Председателя и заместителя Председателя из числа своих делегатов.
Выборы осуществляются на основании кандидатур, предложенных в порядке и согласно процедуре, установленной законом.
СТАТЬЯ 117
Председатели провинциальных и муниципальных Ассамблей народной власти одновременно выступают председателями соответствующих органов администрации и представляют государство в соответствующих политико-административных единицах. Их функции определяются законом.
СТАТЬЯ 118
Органы администрации, созданные провинциальными и муниципальными Ассамблеями народной власти, действуют коллегиально, а их состав, порядок формирования, функции и обязанности определяются законом.
СТАТЬЯ 119
Провинциальные и муниципальные советы обороны и советы зоны обороны формируются и подготавливаются в мирный период к тому, чтобы руководить соответствующими территориями в военный период, проводить общую мобилизацию или управлять чрезвычайным положением на основе общего плана обороны, а также чтобы выполнять роль и обязанности, соответствующие военным союзам вооруженных сил. Совет Национальной Обороны определяет порядок организации и выполнения функций таких советов в соответствии с законом.
РАЗДЕЛ XIII: СУДЫ И ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА
СТАТЬЯ 120
Функция отправления правосудия исходит от народа и осуществляется от его имени Народным Верховным Судом и другими судами, учреждаемыми законом.
Закон определяет основные цели судебной системы, а также регулирует организацию судов, юрисдикцию и полномочия судов и способ их осуществления, квалификационные требования к судьям, способ их избрания, основания и порядок их отзыва или смещения с должности.
СТАТЬЯ 121
Суды образуют систему государственных органов, построенных на основе функциональной независимости от любого другого органа и подчиненных только Национальной Ассамблее Народной Власти и Государственному Совету.
Народный Верховный Суд осуществляет высшую судебную власть, и в этом случае его решения являются окончательными.
Через свой Управляющий совет он осуществляет законодательную инициативу и регулирующие полномочия; принимает решения и издает нормы, обязательные для исполнения всеми народными судами, и на основе опыта судов издает инструкции обязательного характера для установления единообразной судебной практики при толковании и применении закона.
СТАТЬЯ 122
Судьи при осуществлении своей функции отправления правосудия независимы и превыше всего обязаны следовать закону.
СТАТЬЯ 123
Приговоры и другие окончательные решения судов, вынесенные в пределах их компетенции, подлежат неуклонному исполнению государственными учреждениями, хозяйственными и общественными организациями и гражданами, как теми, к кому они относятся прямо, так и теми, кто, не будучи заинтересован непосредственно, обязан принимать участие в их исполнении.
СТАТЬЯ 124
Все суды действуют коллегиально. В деятельности по отправлению правосудия участвуют с равными обязанностями и правами профессиональные судьи и заседатели.
Выполнение судебных функций, порученных заседателю, учитывая их общественную значимость, должно иметь приоритет перед его обычной профессиональной деятельностью.
СТАТЬЯ 125
Суды отчитываются о своей деятельности в форме и с периодичностью, установленной законом.
СТАТЬЯ 126
Право отзыва судей принадлежит органу, который их избирает.
СТАТЬЯ 127
Генеральная прокуратура Республики представляет собой государственный орган, основная цель и обязательство которого (в качестве представителя государства) заключается в контроле и сохранении законности — основанной на надзоре за неукоснительным соблюдением положений Конституции, законов и других нормативно-правовых актов государственными ведомствами, экономическими и социальными организациями и гражданами, а также на распространении и исполнении исков общественного наказания.
Закон определяет другие цели и функции, а также способ, объем и случаи осуществления Генеральной прокуратурой своих полномочий для выполнения указанной задачи.
СТАТЬЯ 128
Генеральная Прокуратура Республики представляет собой единый орган, подчиненный исключительно Национальной Ассамблее Народной Власти и Государственному Совету.
Генеральный Прокурор Республики получает указания непосредственно от Государственного Совета.
На Генерального Прокурора Республики возлагаются руководство деятельностью прокуратуры на всей национальной территории и регламентация этой деятельности.
Генеральный Прокурор Республики является членом Управляющего совета Народного Верховного Суда.
Органы прокуратуры организованы по вертикали по всей стране, подчинены только Генеральной Прокуратуре Республики и независимы от любого местного органа.
СТАТЬЯ 129
Генеральный прокурор Республики и заместители Генерального Прокурора избираются и могут быть отозваны Национальной Ассамблеей Народной Власти.
СТАТЬЯ 130
Генеральный прокурор Республики отчитывается о своей деятельности перед Национальной Ассамблеей Народной Власти в форме и с периодичностью, установленной законом.
РАЗДЕЛ XIV: ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
СТАТЬЯ 131
Все граждане, обладающие соответствующей правоспособностью, вправе участвовать в управлении государством, либо непосредственно, либо через своих представителей, избранных в качестве членов органов народной власти; и, с этой целью, участвовать в порядке, установленном законом, в периодических выборах и народных референдумах посредством свободного, равного и тайного голосования. Каждый избиратель имеет право только на один голос.
СТАТЬЯ 132
Все кубинцы, мужчины и женщины, старше 16 лет имеют право голоса, за исключением:
a. умалишенных и признанных таковыми судебным постановлением, или
b. совершивших преступление и лишенных на этом основании права голоса.
СТАТЬЯ 133
Все кубинские граждане, мужчины и женщины, которые пользуются своими политическими правами во всей полноте, имеют право избираться.
Если проводятся выборы депутатов в Национальную Ассамблею Народной Власти, они должны быть старше 18 лет.
СТАТЬЯ 134
Члены Революционных Вооруженных Силах и других вооруженных формированиях имеют право избирать и избираться наравне с остальными гражданами.
СТАТЬЯ 135
Закон определяет количество делегатов, из которых должна быть образована каждая провинциальная и муниципальная Ассамблея, пропорционально числу жителей соответствующих политико-административных единиц, на которые делится национальная территория в целях проведения выборов.
Делегаты в провинциальные и муниципальные Ассамблеи избираются посредством свободного, прямого и тайного голосования избирателей. Закон также регулирует порядок проведения выборов.
СТАТЬЯ 136
Чтобы считаться избранным в качестве делегата, необходимо получить более половины действительных голосов в соответствующем избирательном округе.
В случае невыполнения этого условия или иных случаях возникновения вакантных мест закон регулирует процедуру, которая должна применяться в такой ситуации.
РАЗДЕЛ XV: КОНСТИТУЦИОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
СТАТЬЯ 137
Положения настоящей Конституции могут быть изменены только на основании резолюции Национальной Ассамблеи Народной Власти, принятой в ходе поименного голосования большинством в две трети голосов общего количества членов; за исключением положений, касающихся политической, социальной и экономической системы, носящих безотзывный характер согласно Статье 3 Раздела I, а также положений о запрете переговоров в условии агрессии, угроз или принуждения согласно Статье 11.
Если поправки затрагивают формирование и полномочия Национальной Ассамблеи Народной Власти или Государственного Совета либо какие-либо права и обязанности, закрепленные положениями Конституции, они также требуют одобрения большинством голосов граждан, обладающих избирательным правом на референдуме, назначаемом с этой целью непосредственно Ассамблеей.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
15-18 июня 2002 года кубинский народ, практически единогласно, выразил свою безоговорочную поддержку поправок Конституции, предложенных на внеочередном собрании всех массовых организаций, прошедшем 10 июня, на котором была ратифицирована настоящая Конституция (в полном объеме), закрепляющая окончательность социалистического характера, политической системы и социального содержания, которые были предложены в качестве достойного ответа на требования и угрозы, [созданные] империалистическим правительством Соединенных Штатов [Америки] 20 мая 2002 года. Предложение было одобрено единогласно посредством Резолюции № V-74, принятой на внеочередной сессии V Ассамблеи 24, 25 и 26 июня 2002 года.