Проект Драгоманова Вольный союз 1884
ПРОЕКТ Н. ДРАГОМАНОВА («ВІЛЬНА СПІЛКА» – «ВОЛЬНЫЙ СОЮЗ»)
(1884 Г.)
ПРОЕКТ ОСНОВ УСТАВА УКРАИНСКОГО ОБЩЕСТВА
«ВІЛЬНА СПІЛКА» – «ВОЛЬНЫЙ СОЮЗ»
Часть I. Цели общества
I. В землях, населенных украинским племенем, должно быть основано общество «Вільна Спілка» – «Вольный Союз», которое поставит своей задачей работу во имя политического, экономического и культурного освобождения и развития украинского народа и иноплеменных колоний, живущих среди него.
Примечание. Поскольку украинский народ живет в разных государствах: в России, в Австрии (в Галиции и Буковине) и в Венгрии (в восточных комитатах) при различных политических условиях (хотя и достаточно подобных условиях социальных и культурных), то в каждой из этих политических областей способы общественной деятельности должны быть отличными. Поэтому в каждой из упомянутых выше украинских областей должны быть образованы и отдельные политические общества, – скорее полностью самостоятельные, чем отделы одного и того же, – которые, в конце концов, силою самих вещей вынуждены будут прийти к согласию между собой для определенной солидарности в действиях и взаимной помощи.
Этот проект, произведенный с участием украинцев российских, имеет в виду почти исключительно Украину российскую же.
II. «Свободный Союз» должен стремиться к достижению своих целей в согласии с подобными ему обществами среди других народов, интересы которых касаются интересов украинского народа.
Примечание. Для более удобного достижения такого согласия «Свободный Союз» должен принимать в число своих членов лиц разных национальностей, создавать свои отделения в украинских колониях среди других племен (народов) и способствовать образованию подобных ему обществ среди народов, интересы которых связаны с интересами украинского народа.
III. Главной задачей «Свободного Союза» в России в настоящее и ближайшее время должна быть работа для преобразования этого государства на началах политической свободы, приблизительно на следующих основаниях:
1. Под словами политическая свобода необходимо понимать:
А) Права человека и гражданина:
а) Неприкосновенность тела для унизительных наказаний и смертной казни;
б) Неприкосновенность личности и жилища для полиции без судебного постановления.
Примечание I. В случае, когда кто-либо был пойман на месте преступления, каждый может арестовать виновного, но должен сразу же передать его в руки судебной власти.
Примечание II. Никто не должен быть судим чрезвычайным судом. Уголовный суд, кроме мирового, должен быть судом с присяжными.
в) Неприкосновенность частных писем и телеграмм.
г) Свобода выбора места проживания и занятий.
д) Неприкосновенность национальности (языка) в частной и публичной жизни.
е) Свобода совести (веры или безверия) и любого публичного богослужения и обрядов, не противоречащих общественной морали.
Примечание. Из этой свободы вытекает отмена государственной церкви и превращении всех церковных учреждений в частные, которые содержатся исключительно за счет желающих и управляются согласно их воле, без всякой помощи или вмешательства светских учреждений.
ё) Свобода слова, печати, театров и обучения.
ж) Свобода собраний, петиций и заявлений внешними знаками (рисунками, флагами, шествиями и др.) без нарушения внешнего порядка и безопасности в населенных местах.
з) Свобода обществ и объединений.
и) Право ношения оружия и военных упражнений без нарушения внешнего порядка и безопасности в населенных местах.
і) Право гражданского и уголовного иска против должностных лиц и учреждений за незаконное нарушение интересов лица.
ї) Право сопротивления незаконным действиям чиновников.
й) Равенство всех в гражданских правах и обязанностях.
Примечание I к разд. А. Права человека и гражданина не могут быть не отменены, не ограничены ни одним постановлением или законом, за исключением ограничений, которые устанавливаются в законодательном порядке на время внешней войны. Но и в таком случае ни одно лицо, которое не принадлежит к армии и флоту, не может быть судимо военным судом.
Примечание II к разд. А. Охрана перечисленных выше прав должна входить в обязанность местных мировых судей, которым должно быть предоставлено право под личную ответственность требовать себе содействия расположенных вблизи военных сил, обязанных предоставлять им такое содействие.
Б) Самоуправление:
а) Местное:
Общинное (сельское и городское)
Волостное.
Уездное.
Областное. *)
*) Области, на которые должна быть разделена Российская империя, согласно совокупности географических, экономических и этнографических условий, могут быть предложены примерно следующие:
1. Северная: губернии Архангельская и Вологодская.
2. Озерная: губ. Олонецкая, С. Петербургская, Псковская, Новгородская и Тверская.
3. Балтийская: губ. Эстляндская, Лифляндская, латышские уезды (Люцинский, Ричицкий и Динабурзский) Витебской губернии и Курляндская.
4. Литовская: губ. Ковенская, Сувалкивская на север от г. Сувалки, северо-западная половина Венской губернии.
5. Польская: губернии Царства Польского, кроме литовской части Сувалкивской и восточных частей Сидлецкой и Люблинской (бывшая униатская Холмская епархия) и западные части уездов Гродненского и Белостокского Гродн. губ.
6. Белорусская: губ. Витебска (кроме латышских уездов), западная часть Смоленской губ., Могилевская губ., Минск, кр. Пинского и Мозырского уездов и губ. Гродненская, кроме южных уездов (Бельского, Пружанского, Брестского и Кобринского).
7. Полесская: восточные части Седлецкой и Люблинской губ., южные уезды Гродненской, Пинский и Мозырский уезды Минской губ. и Волынская губ., кроме юго-восточной части (уездов Житомирского и Новоград-Волынского р. Случь).
8. Киевская: юго-восточная часть Волынской губ., Киевская губерния, Черниговская и Полтавская без юго-восточной части (уездов Константиноградского, Полтавского, Кобеляцкого и вост. части Кременчугского).
9. Одесская: губ. Подольская, Бессарабская, Херсонская, западная часть Екатеринославской (по г. Днепр) и Таврическая губ., кроме уездов Мелитопольского и Бердянского.
10. Харьковская: Мелитопольский и Бердянский уезды Таврической губ., восточная часть Екатеринославской губ., юго-восточные уезды Полтавской губ., Харьковская губ., и южные, Слобидскоукраинской, уезды Курской и Воронежской.
11. Московская: северные уезды Курской губ., губ. Орловская, Тульская, Калужская, Смоленская (кроме белорусских уездов), Московская и Рязанская.
12. Нижненовгородская: губ. Ярославская, Костромская, Владимирская и Нижненовгородская.
13. Казанская: губ. Вятская, Казанская, Симбирская и Самарская, кроме южных уездов (Николаевского и Новоузенского).
14. Приуральская: губ. Пермская, Уфимская и Оренбургская.
15. Саратовская: северо-восточные уезды Воронежской губ., губ. Тамбовская, Пензенская, Николаевский и Новоузенский уезды Самарской губ. и Астраханская губ.
16. Кавказская: Закавказье со Ставропольскою губ. (временно).
17. Западная Сибирь.
18. Восточная Сибирь.
19. Земли Казацкие (Донская, Кубанская, Терская и Уральская) должны оставаться как особые области, но до превращения казацкой военной службы и всего устройства этих земель на началах загальностановости, после чего Земля Уральских казаков примкнет, вероятно, к Саратовской области, а первые три составят с губернией Ставропольскою одну область, с сохранением местных различий.
20. Области Среднеазиатские как слишком разнообразны по своему населению и недавно присоединенные, должны управляться по особым положениям с возможным применением начал самоуправления.
б) Государственное.
2. Самоуправление это должно быть представлено лестнице или избранными собраниями, перед которыми должны быть ответственны все должностные лица, кроме судей, положение которых должно быть определено особо.
Примечание. В главных своих чертах настоящее судоустройство по уставам 20 ноября 1864 г. может быть признано удовлетворительным.
3. Все лица, которые достигли 21-летнего возраста, должны пользоваться избирательным правом и правом быть избранными в любые представительные собрания и на должности общинные, волостные и уездные; для права же быть избранным на сборы и должности областные и государственные необходимый 25-летний возраст.
Примечание I. Законы об избирательных лестницах и округах должны быть составлены таким образом, чтобы избранные могли представлять не только жителей всех местностей, но и, по возможности, всех видов занятий, а также не только большинства, но и меньшинства.
Примечание II. Избиратели должны иметь право составлять для своих выборных приказы.
4. В селах общественными делами должен заведовать сход и выбранная им управа с выбранным сходом старшиной.
5. В городах (и городках), волостях, уездах и областях для заведования общественными делами должны быть введены думы, выбранные на основании особых, составленных без нарушения пункта 3-го, законов об избирательных лестницах и округах, а также управы, выбранные думами.
6. Сельские сходы, а также городские, волостные, уездные и областные думы должны иметь право поручать исполнение своих постановлений, кроме своих старшин и управ, еще и особым лицам или комитетам.
7. Сельские сходы, а также городские, уездные и областные думы должны иметь право поручать своим управам осуществлять гражданские и уголовные иски против всякого рода должностных лиц за незаконные их действия.
8. Указанные в §§ 4 и 5 учреждения общинные, волостные и уездные должны заведовать в своих округах делами местного общественного хозяйства (общин. имущество, рынки, ярмарки и т.п.), благоустройства (пути сообщения, общественные здания, почты и т. п.), благополучия (оздоровление, продукты, опека, страхование, охрана скота от эпизоотий и т.п.) и общественной начальной и (в меру средств) средним образованием.
9. Областным думам и определенным от них управам и другим органам должны принадлежать: заведование делами местного общественного хозяйства, благоустройства и благополучия, которые превышают средства одного уезда, принятие общих мер по области по всем делам общественного хозяйства, благоустройства и благополучия;
надзор за всей экономической деятельностью в области (земледелием, лошадьми, лесами, промыслами, заводами, фабриками и проч.) и принятие мер для сохранения природных богатств области и для правильного их использования, а также для обеспечения и приумножения общего богатства населения области;
надзор (инспекция) за публичным обучением в области и заведование школами средними, которые содержатся за областной счет, а также школами высшими и научными заведениями (академиями и др.).
10. Сельские сходы, а также волостные, городские, уездные и областные думы должны иметь право выдавать из всех дел, входящих в круг их действий, обязательные постановления (которые не противоречат основным законам и общим интересам государственного союза), назначать для удовлетворения подлежащих их ведению общественных нужд налоги и входить в сношения и соглашения с другими подобными учреждениями в пределах государства относительно удовлетворения общих для них потребностей.
Примечания к §§ 4-10. I. Подробности относительно отношений между названными выше учреждениями, с более или менее широким кругом действия, должны быть определены особыми уставами. Но необходимо, чтобы эти уставы возможно имели в виду, чтобы учреждение с более широким кругом действия не было начальством над учреждениями с менее широким кругом действия, а чтобы каждая имела возможно полную самостоятельность в своем кругу, особенно в делах, которые она оплачивает своими средствами. Упомянутый надзор в делах образовательных должен иметь значение исследования и совета, а не командования.
II. Таким же образом особыми положениями должно быть определено и отношение к органам местного самоуправления представителей общегосударственного правительства (министров и областных наместников). Но для того чтобы местное самоуправление было истинным, необходимо чтобы представители государства могли приостанавливать только такие постановления и действия органов местного самоуправления, которые противоречат основным законам и общим интересам государственной союза и чтобы противоречие, которое таким образом возникло, решалось Сенатом (высшим судом) с ответственностью государственного чиновника за последствия проведенной им остановки.
11. Полиция в городах, уездах и подразделениях последних должна находиться в ведении соответствующих дум, перед которыми должны быть ответственны начальники местной полиции, каким бы способом они не предназначались.
12. Кроме перечисленных в §§ 8, 9, 10 и 11 дел местным выборным учреждениям должна принадлежать разверстка и раскладка прямых государственных податей. Областным думам должно принадлежать также предварительное рассмотрение всех проектов общегосударственных финансовых законов и представление по ним заключений в законодательные государственные органы, а также законодательство по вопросам местной жизни (применение избирательных законов, территориальное деление, кодификация обычного права и тому подобное).
13. Заведование делами, общими для всего российского государственного союза, и общегосударственное законодательство должны принадлежать двум думам:
А) Государственной Думе, выборные которой должны выбираться избирательными лестницами в округах, которые должны быть определены особым на этот счет положением на основании § 3;
Б) Нашей Думе, выборные которой должны избираться областными думами.
Примечание. Областные думы должны давать своим представителям в Нашей Думе приказы и иметь право в любое время заменить этих представителей другими.
14. Обе общегосударственные думы на время перерыва своих сборов должны образовывать из своего состава Наблюдательную Комиссию.
15. Министры, которые назначаются Главой Государства, должны быть ответственны перед обеими думами и могут быть отданы ими в суд.
16. Думе Нашей как представительнице областей кроме участия в общегосударственном законодательстве и управлении должно принадлежать частности заведования государственным имуществом как общим для всех областей запасом государства; в отношении использования этого запаса на пользу общую Союзная Дума должна принимать меры, на основании выданных совместно с Государственной Думой законов и по согласованию с Думами Уездными и Областными, которые должны сообщать Нашей Думе о потребностях, которые могут быть удовлетворены из упомянутого запаса.
17. Все названные думы должны обязательно собираться в определенные сроки на очередные сборы. На чрезвычайные же собрания эти думы должны созываться по приглашению соответствующих управ и Наблюдательной Комиссии или по желанию трети своих членов. В случае войны или восстания в одной из областей, Государственная и Союзная Думы должны собираться сами, если их не устроит ни Глава Государства, ни Наблюдательная Комиссия, и не расходиться, пока сами этого не решат.
18. Глава Государства может, с согласия Союзной Думы, распустить Государственную Думу, но в таком случае распускается и Союзная Дума, а в манифесте о том должен быть назначен и срок выборов новых членов этих дум; одновременно с изданием этого манифеста должны собираться областные думы, которые и должны заседать до сборов новых общегосударственных дум.
19. В случае незаконного захвата государственной власти с чьей-либо стороны, должны собираться по собственной инициативе областные думы, которые и примут меры для восстановления законного порядка. В таком случае войска, расположенные в областях, должны подчиняться областным думам.
20. Для суда над министрами за должностные преступления, а также над членами Государственной и Союзной Думы за государственную измену должен собираться Верховный Суд из членов уголовного департамента Сената и Союзной Думы.
21. Сенаторы должны назначаться пожизненно Главой Государства из кандидатов, предложенных ему Думой непременно из лиц, получивших высшее юридическое образование и уже бывших членами судебных палат, областных или общегосударственных дум.
22. Думы уездные и областные, а также Глава Государства, должны иметь право ставить вопрос о несоответствии постановлений Государственной и Союзной Думы основным законам (уставам, конституции) государства; вопросы эти должны решаться Сенатом на общем собрании его департаментов.
23. Никакие изменения в основных законах государства не должны быть проведены без предварительного согласия двух третей голосов Государственной и Союзной Дум и без утверждения Государственным Собором.
24. Государственный Собор должен состоять из членов объединенных Государственной и Союзной Дум, а также специальных выборных, избранных областным собранием в таком количестве, чтобы число членов Союзной Думы и этих специальных выборных было равным числу членов Государственной Думы.
25. Глава Государства должен быть обязан обнародовать законы, принятые общегосударственными собранием, и постановления Сената, которые лишают их силы, а также постановления Государственного Собора, надзирать за выполнением законов и преследовать в законном порядке их нарушение.
Примечание. Главой Государства может быть наследственный Император, также как и избранный на срок Председатель Всероссийского Государственного Союза. В первом случае за его действия должны быть ответственны министры в порядке, указанном в §§ 15 и 21, а во втором – он ответственен сам в том же порядке.
IV. Из изложенных выше основ политического преобразования России необходимо считать особенно важными: 1) права человека и гражданина и 2) местное самоуправление. Правление же всей Россией через центральное представительное собрание без признания и обеспечения этих прав местного самоуправления следует считать таким, что также мало охраняет свободу вообще и интересы Украины в частности, как и теперешнее устройство Российской империи.
V. После осуществления изложенного выше или подобного плана политического преобразования России в целом или в более главных его частях члены «Свободной Союза» должны взять на себя обязанность направить свои усилия на облегчение тех общественных тяжестей, что теперь угнетают жителей русской Украины, и на обеспечение каждому из них средств для жизни и развития. Для этого члены «Свободного Союза» должны обязаться проводить при помощи свободы и через органы самоуправления различные мероприятия, направленные:
1. На уменьшение бремени воинской повинности впредь, пока общие международные отношения дадут возможность заменить постоянную армию народными ополчениями, которые будут собираться на определенное время.
Примечание. Между прочим, облегчение бремени воинской повинности может быть достигнуто распределением ее между общегосударственной армией и областными ополчениями, при сокращении армии и срока службы в ней.
2. На превращение всех налогов в прямые подоходные налоги, которые постепенно увеличиваются соответственно размеру дохода плательщика.
Примечание. Само собой разумеется, что теперешние вопиюще-несправедливые налоги и поборы: подушные, паспортные, акцизные и т.п., должны быть, прежде всего, или отменены, или полностью изменены.
3. На внедрение доступного каждому обучения в школах начальных, средних и высших, чтобы для детей бедных семей первоначальное обучение было бесплатным и сопровождалось помощью или, в случае необходимости, полным удержанием ученика на общественный счет, причем более способные ученики подобным образом содержались бы и в средних, и в высших школах.
4. На устройство для бедных людей общественных приютов: для детей, больных, увечных и престарелых, а также общественных пенсионных касс для тех, кто потерял силы, и престарелых работников всех видов полезной для общества работы.
5. На ограничение часов дневной работы, прежде всего для женщин и детей, время, при котором было бы возможным сохранение здоровья и развитие телесное и моральное.
Примечание. Фабричный труд для лиц, не достигших 14-летнего возраста, должен быть безусловно запрещен.
6. На установление посреднических судов между хозяевами и рабочими из выборных от обеих сторон.
7. На устройство для рабочих здорового жилья, удешевление его съема и на облегчение покупки его семьями и артелями рабочих.
8. На предоставление, по возможности, каждому землеробу участия в пользовании или во владении землею и лесом путем раздачи их из государственного имущества, переселение на незанятые места, выкуп при кредите и помощи от общественных учреждений, покупки общественными учреждениями земель и лесов у частных лиц и т.п.
Примечание I. Заключенные при введении Положения о крестьянах 19 февраля 1861 г. договоры, которые лишили крестьян земли или дали им т.н. четвертичный надел, должны быть проверены с применением, в случае необходимости, обязательного выкупа.
Примечание II. В местностях, в которых осуществлены в 1861 г. выкупные соглашения, возлагают на крестьян платежи выше настоящей доходности с земли, эти выкупные платежи должны быть облегчены путем переноса погашения выкупного долга с крестьянского налога на общегосударственные расходы.
9. На повышение поземельного дохода и какого-либо заработка трудящихся людей путем устройства общественных товарных складов, путем разного рода подрядов на общественные потребности непосредственно земледельцам и рабочим, при руководстве общественных организаций (в основном общественных).
10. На поддержку и развитие громадовского и товарищеского землевладения и аренды, и любой другой товарищеской или артельной работы.
11. На выкуп копей, вод, лесов, железных дорог и т.п. в собственность государства, областей, уездов или общин и на предоставление их в пользование населению, возможно дешевое и с применением, по возможности, артельного способа добывания и обработки продуктов.
VI. Проведение обозначенных выше экономических мероприятий составляет наименьшее из обязанностей, которые берут на себя члены «Свободного Союза» для установления в России начал политической свободы; члены же, которые будут считать эти меры недостаточными, могут после этой установки без нарушения своего слова выбыть из общества для действия на свое усмотрение.
Вывод. После всего сказанного цели украинского общества «Свободный Союз» в настоящее время могут быть кратко выражены в следующих словах:
I. Цели общегражданские:
а) Права человека и гражданина – как необходимое условие личного достоинства и развития.
б) Самоуправление – как основа для движения к социальной справедливости.
II. Цель сугубо национальная:
Политическая свобода – как средство для возвращения украинской нации в семью наций культурных.
Часть II. О средствах деятельности общества
Предварительное замечание. Во всяком общественном деле вопрос о средствах, по сравнению с вопросом о цели, является делом второстепенным. Средства зависят от обстоятельств, которые постоянно меняются, а потому определить их с достаточной полнотой заранее нет возможности, а следовательно, и необходимости. Для каждого политического сообщества самое главное – собрать как можно большее количество членов, которые ясно осознают цели, и затем, в соответствии с условиями места и времени, естественно найдут удобные средства для достижения своих целей. Приведенные ниже положения поэтому не имеют претензий на полноту, а является только попыткой указания некоторых мероприятий, что имеют в виду преимущественно распространение в различных слоях населения главных идей «Свободного Союза».
I. Для достижения определенных в первой части Основ Устава целей необходимо, прежде всего, учредить на всей Украинской земле отделения «Свободного Союза» из лиц совершеннолетних и, по возможности, с определенными занятиями из всех нынешних классов населения.
Примечание. Из сказанного ясно, что члены «Свободного Союза» должны избегать любых действий для побуждения молодежи к преждевременной для нее политической борьбы и действий, которые могут помешать молодым людям стать в надлежащее время, при помощи образования общего и профессионального, сознательными и влиятельными политическими деятелями.
II. Непременной обязанностью члена «Свободного Союза», при всех других обязанностях, которые он возьмет на себя согласно этому уставу, должна быть забота о повышении своего умственного и нравственного уровня и попытка в любом полезном обществу деле занять, по возможности, ведущее место.
Примечание. Из знаний, которые особенно желательны для членов «Свободного Союза», прежде всего должны быть рекомендованы: знакомство с политической, социальной и культурной жизнью западноевропейских народов, а также непосредственное знакомство со своей родиной.
III. Все отдельные проявления деятельности «Свободного Союза» должны быть согласованы с определенными выше целями, в частности и в целом, а также с общими правилами морали.
Примечание I. Любая кража и любой обман населения для членов «Свободного Союза» должны быть, безусловно, непозволительны.
Примечание II. Убийство любого лица (действие, что противоречит одному из положений о правах человека и гражданина) никогда не должно быть задачей ни всего «Свободного Союза», ни одного из его отделов; если кто-нибудь из членов «Свободного Союза» совершит политическое убийство для самозащиты или под влиянием возмущения крайними несправедливостями правительства и его слуг, то он обязан принять это убийство исключительно на свою личную ответственность.
IV. Не упуская никогда из виду своих главных целей: объединение всех жителей Украины в деятельности для свободы и благополучия родной земли, а также соединение всех нынешних классов населения Украины в единое равноправное целое, члены «Свободного Союза» должны все же отыскивать в каждой местности и в каждом классе такие стороны жизни, переводы и стремления, которые могут служить естественной основой для привития к ним одного из стремлений Союза, а именно:
1. Члены «Свободного Союза» должны выискивать в разных местах и классах населения Украины воспоминания о былой свободе и равноправии, как например, о самоуправлении уездов за т.н. Литовским правом, городов за т.н. правом Магдебургским, о светском и церковном самоуправлении общин и волостей, о братстве, о самоуправлении казачьем (сотен, полков и всей Гетманщины), о различных съездах во времена Гетманщины, о Сечи и Вольностях Товарищества Запорожского и т.п., поддерживать эти воспоминания и подводить их к теперешним понятиям о свободе и равенстве у образованных народов.
2. Поскольку и согласно императорским российским законам (например, Дворянской Грамотой 1787 г.) дворяне должны были быть освобождены от бессудного распоряжения их свободой и имуществом, а также иметь право представления Верховной Власти о своих нуждах и пользах, то члены «Свободного Союза» из дворян должны побудить свое состояние до требований об отмене таких учреждений, как ссылки без суда, положение об усиленной и чрезвычайной охране, а также к требованиям общего преобразования управления Россией. Вместе с тем члены «Свободного Союза» из украинских дворян должны обращать внимание своих товарищей по состоянию на недавний простонародный характер происхождения украинского дворянства из казацкой старшины, изначально выборной, а также на вопиюще-несправедливое восхищение этим старшиной народного имущества, и поэтому должны указывать на тем больший моральный долг украинского дворянства выступить против самодержавия, а равно заплатить простонародью долг за причиненные ему несправедливости.
3. Члены «Свободного Союза» из ремесленных классов и крестьян, а также все остальные члены при контактах с ремесленниками и крестьянами должны собирать и систематизировать их недовольство своим нынешним положением, но при этом должны распространять среди них мнение о несовместимости царско-чиновничьего самодержавия даже с материальным благом чернорабочих классов, даже и тогда, если бы царь и чиновники искренне пожелали этого блага. Вместе с тем упомянутые члены «Свободного Союза» должны распространять мнение об удобствах политической свободы и для чернорабочих классов, даже тогда, если бы на первых порах нынешние экономические порядки и не были изменены, а также доказывать необходимость политической свободы для того, чтобы чернорабочие классы были в состоянии сами приступить к изменению этих порядков.
4. В среде крестьян и мещан члены «Свободного Союза» должны обратить особое внимание на евангельские братства (т.н. штундистов, молокан, людей божьих и т.п.), пытаясь растолковать им связь свободы совести с другими свободами, поддерживать в них наклон до свободного мышления, ослаблять мистицизм и направлять мысль о братстве религиозном к мысли о союзе гражданском и хозяйственном, и выводить мнение о таком союзе за пределы вероисповедные.
Примечание. Лучшим средством для последнего может быть ознакомление наших сектантов с развитием протестантских сект и кооперационного движения в Западной Европе, особенно в Голландии и Великобритании, от анабаптистов и социниан (учение которых коснулось и Украины в ХVI-ХVII вв.) до Роберта Оуэна и нынешних рабочих союзов.
5. При сближении с людьми военного класса члены «Свободного Союза» должны расширять существующее в этом классе понятие об обязанностях воина защищать свою родину от внешнего врага к понятию о необходимости защиты родины от всего вредного для нее, в том числе и от губительного для нее внутреннего управления; при этом внимание военных лиц украинского происхождения следует обратить и на то обстоятельство, что настоящая их родина теперь порабощена государственной властью, для нее вредной и в то же время чужой. Приглашая военных людей отказывать в поддержке деспотическому правительству и деятельно помогать освобождению России и в частности Украины, члены «Свободного Союза» должны одновременно распространять среди военного класса мнение о том, что интересы правильного сосуществования и развития требуют, чтобы армия, даже в борьбе с правительством, не захватывала власть, а только сбросила насилие над свободой граждан и охраняла гражданское самоуправление от любых посягательств на него.
V. Члены «Свободного Союза» должны особенно стараться проникнуть в выборные должности и собрания (сельские, городские, уездные, губернские, крестьянские, дворянские, земские) для того, чтобы иметь возможность направлять ход общественных дел в целях «Свободной Союза» и в частности для того, чтобы:
1) подвигать общественные сходы и собрания направлять заявления правительству о необходимости преобразования России на началах политической свободы;
2) в случае упрямства правительства, подстрекать лестницы и сборы до отказа ему в поддержке, например к отказу от выполнения возложенных теперь законы на общественные учреждения обязанностей налоговых, рекрутских и т.п. и, наконец, до прямых попыток устранения царских чиновников от заведования общественными делами и к попыткам самовольного осуществления самоуправления, с приглашением к тому же и представителей других местностей.
VI. Главной заботой «Свободного Союза» в настоящее и будущее время должно быть собрание во всех слоях населения сил, достаточных для того, чтобы заставить самодержавное правительство России отдать угнетенному им населению права человека и гражданина и самоуправления, для чего в основном необходимо достичь согласованного действия сил земских и военных согласно статье IV и § 4 статьи III этой части проекта Устава. Но и до полного собрания этих сил члены «Свободного Союза» могут исходя из обстоятельств принимать против правительства разного рода действия: заявления, сопротивление и даже нападение, которые могут пробуждать и распространять в населении мысль о необходимости смены правления России в смысле, желательном для «Свободного Союза», и участвовать в подобных действиях, начатых другими.
Примечание. В случае, когда почин упомянутых в конце предыдущего пункта действий будет принадлежать членам «Свободного Союза», то эти члены не имеют права уклоняться от той ответственности за эти действия, которая упадет на других их участников.
Часть III. О внутреннем устройстве общества
Зависит от условий, часто совершенно случайных, а потому заранее точно не определена, а особенно опубликована быть не может.