Переходная национальная хартия Сомали

Мы, представители народа Сомали как делегаты на Национальной мирной конференции в Арте, Джибути, получая мандат решением, принятым традиционными лидерами Сомали на их встрече от 6 июня 2000, согласились восстановить мир среди сообществ Сомали и государства Республики Сомали, которые будет уважать свободу личности и способствовать демократии, экономическому развитию и социальному правосудию.
Далее, мы согласились усилить международное сотрудничество в интересах мира во всем мире, хороших дружественных отношений и культурного продвижения. Наконец, мы приняли эту Хартию, по которой Сомали будут управлять в течение переходного периода.
ЧАСТЬ 1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ.
Статья 1. Система республики.
1. Система нового государства Республики Сомали является переходной, и она будет основана на шариате, демократии, правосудии, равенстве, мире, работе и развитии. Республика Сомали — независимое и суверенное государство, которое уважает правовые нормы и защищает достоинство человека и целостности общества.
2. Республика Сомали должна принять федеральную систему правительства, структура которого и законы, управляющие им должны быть включены в новую конституцию, которая будет подготовлена переходным правительством. Однако, в течение переходного периода, республика должна ввести региональную автономию, где определенная политическая власть и административные функции будут переданы к областям и районам на основе индивидуального равенства и социального правосудия.
3. Суверенитет государства принадлежит людям, которые должны осуществить это непосредственно или через их представительные учреждения и никакой человек, или группа людей не может его присвоить.
4. Флаг Республики Сомали голубого цвета и имеет белую звезду с пятью равными пунктами, украшаемыми в ее центре.
5. Эмблема Республики Сомали составлена из голубого щита герба с золотой границей и имеет серебряную пятиконечную звезду. Щит герба, преодолеваемый эмбаттиментом с пятью пунктами в мавританском стиле, два боковых из которых разделены на два пункта, несут двух леопардов, встречающих друг к другу, опираясь на два копья, пересекающиеся под пунктом щита герба, с двумя листьями пальмы в естественной форме, переплетенной с белой лентой.
6. Столица Республики Сомали — Могадишо, которая должна иметь свою собственную хартию, устанавливающую ее специальный статус.
Статья 2. Народ, религия и язык.
1. Народ Республики Сомали един и неделим.
2. Ислам — религия государства и никакая другая религия, или идеи вопреки Исламу не могут распространяться на этой территории.
3. Порядок приобретения и использования гражданства должен быть установлен согласно закону. Однако, никакой гражданин Сомали или его потомство не могут потерять гражданство из-за приобретения гражданства другой страны.
4. Сомалийский и арабский языки должны быть официальными языками.
Статья 3. Территория Республики Сомали.
1. Территория Республики Сомали неприкосновенна и неделима.
2. Территориальный суверенитет Республики Сомали распространяется на континентальную территорию, острова, территориальное море, под землю, космос и континентальный шельф.
3. Республика Сомали граничит: на западе с Эфиопией, северо-западе с Республикой Джибути, на севере Аденский залив, на востоке Индийским океан и юг Кении.
Статья 4. Верховенство права.
1. Закон является высшим и выше каждого человека.
2. Организацией государства и отношений между государством и другими участниками, общественными или частными, будут управлять согласно закону.
3. Общепринятые правила международного права и международных соглашений, должным образом заключенных Республикой Сомали в порядке, предписанном законом должны иметь силу закона на ее территории.
4. Исламский шариат должен быть основанием законодательства, и любой закон или правило, действующие вопреки этому будут недействительны.
5. Любой закон или правило, которое противоречит этой Хартии, будут недействительны.
Статья 5. Права человека.
1. Республика Сомали признает Всеобщую декларацию прав человека, принятую Организацией Объединенных Наций 10 декабря 1948; гражданские и политические права так же как экономические, культурные и социальные права и другие соглашения, имеющие отношение к правам человека, к которым Республика является стороной.
2. Каждый гражданин Республики Сомали должен иметь право на:
а). Жизнь, личную неприкосновенность и личную собственность. Высшая мера наказания может быть применена только для преступлений, явно определенных согласно закону.
б). Проживание, работу и перемещение свободно в любой части Республики; въезд и выезд из Республики и не может быть подвергнут депортации.
с). Формы, организацию или партнерство с политическими, социальными, профессиональными или трудовыми организациями без предварительного разрешения, пока требования закона соблюдаются. Однако организации, которые являются секретными или имеют военный или племенной характер, должны быть запрещены.
г). Голосовать или быть избранным при условии удовлетворения требованиям закона.
Статья 6. Равенство граждан перед законом.
1. Все граждане равны перед законом без различия из-за рода, вероисповедания, языка, происхождения клана, этнического происхождения, политических убеждений или социального статуса, в то время как соблюдение шариата и традиционных ценностей народа Сомали должно быть руководящими принципами.
2. Все граждане должны иметь равный доступ на занятость и коммунальное обслуживание.
3. Иностранцы должны иметь равные права как граждане перед законом.
Статья 7. Свобода прессы и публикации.
1. Никакие законы, ограничивающие свободу прессы, передачу и публикацию мнений и идей не должны быть установлены государством, действуют частные правила, регулирующие их.
Статья 8. Личная свобода.
1. Закон должен защитить основополагающие права и свободы человека.
2. Каждый человек будет иметь право на свободу личности и личную свободу.
3. Никакой человек не должен быть подвергнут задержанию в какой-либо форме или другому ограничению личной свободы кроме тех случаев, когда налицо групповое преступление или ордер на арест, издан компетентной судебной властью, обосновывающей мотивы и соответствующий предписаниям закона.
4. В каждом случае задержания или другого ограничения личной свободы, основания задержания должны быть немедленно сообщены задержанному, и в течение двадцати четырех часов компетентная судебная власть должна быть уведомлена относительно этого случая.
5. Никакой человек не должен быть подвергнут проверке или личному обыску за исключением условий, определенных в параграфе 3 этой статьи и в других случаях как предусмотрено законом по судебным, санитарным или финансовым причинам с обоснование мотивов и соответствию закону; в каждом случае должны быть сохранены чувство собственного достоинства и моральное достоинство заинтересованного человека.
6. Физическое или психологическое насилие против задержанного человека должно быть запрещено.
Статья 9. Частная собственность.
1. Право на частную собственность должно гарантироваться государством, и закон должен определить сущность и пределы ее использования.
2. Авторские права в области искусств, наука и техники должны быть защищена согласно закону, который должен регулировать сущность и пределы их использований.
3. Частная собственность может быть конфискована по причинам публичного интереса и на основе предписаний закона в обмен на равноправную и своевременную компенсацию. Однако, когда индивидуальная потребность в конфискации прекратилась, собственность должна быть возвращена владельцу или его наследникам в соответствии с законом.
Статья 10. Право на судопроизводство и самозащиту.
1. Каждый человек должен иметь право начать судопроизводство перед законно образованным судом.
2. Каждый человек должен иметь право защищать себя против любых обвинений, назначенных в любой стадии или уровне судопроизводства с правом нанять юридического защитника по его выбору.
3. Каждый человек должен иметь право отправить письменное ходатайство правительству для пересмотра обвинения и рассмотрения его ходатайства.
Статья 11. Уголовная ответственность и политическое убежище.
1. Уголовная ответственность является личной, и обвиняемый должен предполагаться невиновным, пока приговор не вступил в силу.
2. Любой человек, который приехал в Республику Сомали, чтобы избежать судебного преследования преступления, которое он совершил там или в другой стране, может быть возвращен, только если соглашение о выдаче существует между Сомали и государством, имеющим юрисдикцию по данному случаю. Республика Сомали может предоставить на гуманитарных основаниях политическое убежище человеку и защитить родственников, которые приехали с их родины или другой страны при хорошо основанном опасении относительно преследования, если такие ищущие убежища не будут найдены из-за преступлений против человечества.
Статья 12. Обязанности человека и гражданина.
1. Каждый человек должен соблюдать эту Хартию и законы страны.
2. Это — обязанность каждого гражданина:
a). защищать общественную собственность и уважать частную собственность.
б). защищать Республику, поддерживать мир и сохранять государственные тайны
3. Каждый человек должен заплатить налоги в соответствии с законом.
Статья 13. Экономика.
1. Экономическая система Республики Сомали должна основываться на свободном предпринимательстве.
2. Природные ресурсы страны такие как полезные ископаемые, вода, флора и фауна и т.д. есть публичная собственность и специальные законы должны определить порядок, согласно которому они будут использоваться для общего блага.
3. Республика Сомали приветствует и дает гарантии, что иностранные инвестиции будут определяться специальным законом.
Статья 14. Публичное образование.
1. Государство устанавливает высокий приоритет развития и расширения публичного
образования.
2. Образование в Сомали должно быть предназначено для национальных интересов по все стране.
3. Государство должно гарантировать свободное базовое образование второго уровня средней школы, когда это развивает учреждения высшей школы, включая науку и технологии.
3. Частные школы и профессиональные институты могут быть установлены так долго, пока они соблюдают такие законы как национальная образовательная политика и академические учебные планы.
4. Государство должно поощрять научные исследования, изобретения, новшествя, искусства, спортивные состязания и развивать культурное наследие народа Сомали.
5. Государство должно принять единые учебные планы и объединить образовательную политику для всех школы в Республике.
Статья 15. Социальное благосостояние.
1. Ответственность государства поддерживать здравоохранение и особенно детей и матерей, предотвращение эпидемических болезней и обслуживание общей санитарии.
2. Частные центры здоровья и клиники могут быть установлены и их деятельность будут регулировать специальные законы.
3. Родители должны обеспечить поддержку, образование и воспитание их детей и
дети, которые являются совершеннолетними, должны заботиться об их родителях, когда
последние будут неспособны обеспечить себя сами.
4. Государство должно охранять общественную нравственность.
5. Государство должно защитить:
а). Сироты, вдовы, матери и герои , защищавшие родину.
б). Инвалиды, беспризорные дети и пожилые граждане, оставшиеся одни.
6. Государство должно поощрить создание и развитие общественных организаций
таких как взаимопомощь, женщин, молодежи, студентов, профессиональных и в области прав человека.
7. Государство должно приложить усилия для улучшения благосостояния и социального развития сельского населения.
8. Государство должно создать соответствующую социальную среду для женщин, чтобы они могли эффективно участвовать в экономической, социальной и политической жизни общества.
9. Рабочие должны иметь право получить, без любой дискриминации, равную плату за равноценную работу, иметь один день отдыха в неделю, другие выходные и ежегодный оплачиваемый отпуск, от которого они не должны быть вынуждены отказаться.
10. Обязательный труд любого вида должен быть запрещен, за исключением определенного законом.
11. Государственные служащие будут гарантироваться в соответствии с законом их право на пенсию; закон должен определить пенсию рабочих в частном секторе.
12. Закон должен установить отношения между переходным правительством и
прежними государственными служащими.
Статья 16. Защита окружающей среды.
1. Защита окружающей среды должна быть высшей ценностью государства и особенно в области защиты национальной фауны и флоры.
2. Государство должно принять срочные меры, чтобы очистить опасные отходы, сваленные у берегов Республики Сомали. Равная компенсация будет требоваться от лиц, ответственных за такие преступления.
3. Государство должно предпринять шаги в неотложной ситуации, чтобы полностью изменить тенденцию экологической деградации, включая загрязнение воздуха, выбросов ядовитого химического вещества и промышленных отходов и экспорт женских животных или других видов фауны особенно подвергающихся опасности.
ЧАСТЬ 2. ПЕРЕХОДНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АССАМБЛЕЯ (ПНА).
Статья 17. Члены.
1. Переходная национальная ассамблея (ПНА) состоит из 245 членов, избранных по соответствующими избирательными округами, одобренных на Национальной мирной конференции, и является самым высшим законодательным органом государства, который представляет весь народ Республики Сомали.
2. Общее количество членов ПНА, указанное в предыдущем параграфе
включает 25 мест, закрепленных за женщинами. Женщины делегируют выборы 25 членов из своего числа на основе пяти социальных групп в конференции. Включаются также в общее количество членов ПНА 20 человек, которые не были отобраны на основе их происхождения кланов и чьи назначения были одобрены Национальной мирной конференцией 8 августа 2000.
3. ПНА должна выбрать спикера и заместителей спикера и должна сформировать функциональные и специальные комитеты.
4. Каждый член ПНА перед принятием его обязанностей должен принять следующую присягу: «Я, , именем Бога, клянусь, что я свободен от личных обязательств и будут действовать в интересах народа и я буду соблюдать эту Хартию и законы Республики Сомали».
5. Кандидат на членство в ПНА должен соответствовать следующим требованиям:
а). Он должен быть гражданином Республики Сомали, когда он достиг возраста 25 лет.
б). Он должен быть в здравом уме и
в). Он должен обладать академической квалификацией, необходимой для эффективного исполнения обязанностей, которая не может быть ниже, чем второй уровень образования или эквивалент.
Статья 18. Обязанности ПНА.
Законодательная власть должна быть вверена ПНА, которая должна обладать следующими полномочиями:
1. Выбор спикера и его заместителей.
2. Создание законодательства Республики.
3. Установление внутреннего регламента работы.
4. Голосование по доверию правительству.
5. Одобрение ежегодного бюджета.
6. Принятие законов о налогах.
7. Ратификация международных соглашений.
8. Объявление государством войны по предложению Правительства.
9. Образование специальных комитетов для расследования государственных представительств.
10. Одобрение назначений Председателя Верховного Суда, Главного казначея, Главного аудитора, Главного атторнея. Председателя Центрального банка, Главного Защитника и членов национальных Комиссий.
11. Выборы президента Республики.
Статья 19. Член.
1. Без разрешения ПНА никакие уголовные обвинения не должны быть выдвинуты против члена ПНА и при этом он не должен быть арестован или лишен личной свободы или члены его семьи или осуществлен обыск его постоянного места жительства и при этом он не должен быть допрошен в связи с уголовным розыском, если расследование не производится по преступлению, указанному в законе.
2. Решения ПНА не должны быть приняты простым большинством голосов, если закон определяет иначе; две трети членов ПНА настоящего созыва будут составлять кворум.
3. ПНА должна быть созвана на ее первую сессию в течение 30 дней с даты, когда большинство членов присягнет.
4. ПНА должна проводить две сессии ежегодно в обычном порядке.
5. ПНА может быть созвана на чрезвычайную сессию спикером или по требованию президента Республики или правительства или одной трети членов.
6. Для продолжения их службы в ПНА члены не должны участвовать в действиях, которые являются несовместимыми с их законодательными обязанностями или могут создать или вызвать в действительности конфликт интересов, враждебных к национальному интересу или репутации Собрания.
7. Специальные инструкции должны установить режим работы ПНА и ознаграждение для его членов.
Статья 20. Срок полномочий и их прекращение.
1. Каждый член ПНА должен служить сроком три (3) года, которые не будут
продлены и при этом ПНА не будет распущена в течение переходного периода.
2. Перед выбором спикера самый старший член ПНА по возрасту должен председательствовать
на первой сессии ПНА.
3. Полномочия могут быть прекращены в результате:
а). Письменная отставка, смерть или нездоровье.
б). Совершенное уголовное преступление.
4. Свободное место должно быть занято дополнительным членом в запасном списке, который содержит их количество, соответствующее общему списку членов ПНА. Новые назначения должны быть одобрены ПНА.
ЧАСТЬ 3. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВА.
Статья 21. Организация государства.
1. Структура Государства должна быть децентрализована и должна состоять из:
а). Центральной власти.
б). Региональной и районной власти.
в). Власти Независимых агентств.
Статья 22. Государство.
1. Переходная система управления должна основываться на разделении властей государства как указано ниже:
а). Законодательная власть (ПНА).
б). Исполнительная власть (правительство).
в). Судебная власть.
Статья 23. Президент.
Президент Республики должен быть избран секретным избирательным бюллетенем ПНА и любой человек, соответствующий следующим требованиям, имеет право быть выбранным на должность президента:
Он должен быть мусульманином, соблюдающим обряды, и оба из его родителей должны быть первоначально гражданами Республика Сомали. Он не женился в прошлом и должен не женится в течение срока полномочий на женщине, которая не является первоначально гражданином Республики.
2. Он должен быть гражданином Республики Сомали по достижении 40 лет.
3. Он должен быть в здравом уме и никогда не обвиняться в преступлении против государства.
4. Он не должен участвовать в профессиональных или коммерческих действиях, которые могут создать конфликт интереса между его личными делами и этическими требованиями должности президента.
5. Он должен обладать способностями, компетенцией и опытом, необходимыми для эффективного выполнения обязанностей президента.
Статья 24. Обязанности президента.
1. Президент должен быть должностным лицом высшего ранга в стране.
2. Обязанностью президента являются соблюдение Хартии и законов государства и защита национального суверенитета и единства страны.
3. Перед вступлением в должность президент приносит следующую присягу:
«Я, , именем Бога клянусь, что я буду выполнять свои обязанности искренне и будут действовать как президент в интересах народа и я буду соблюдать Хартию и законы Республики Сомали».
4. Президент подписывает законы, принятых ПНА, инструкции и декреты, принятые Советом министров.
5. Президент будет направлять в ПНА законопроекты по согласованию с правительством.
6. Президент должен обратиться к сообщениям к TNA, всякий раз, когда необходимо.
7. Президент подписывает международные соглашения с согласия ПНА.
8. Президент назначает Председателя Верховного суда.
9. Президент назначает глав национальных агентств по предложению Совета Министров.
10. Президент назначает послов в иностранных странах и аккредитует
и принимает иностранных дипломатических представителей в стране.
11. Президенту должны отдаваться государственные почести.
12. Президент предоставляет общую и специальную амнистию по рекомендации
соответствующих агентств.
13. Президент является главнокомандующим вооруженных сил.
14. Президент объявляет состояние войны после решения ПНА.
15. Президент председательствует на заседании Высшего судебного совета.
16. Президент выполняет любые другие функции, возложенные на него в соответствии с законом.
17. Президент должен быть избран на срок в 3 (Три) года.
18. В случае письменной отставки, смерти или постоянной неспособности выполнять свои обязанности президента Республики, спикер ПНА будет сразу выполнять функции президента и ПНА в течение 30 дней должна провести заседание с целью выбора нового президента.
Статья 25. Обязанности Совета министров.
1. Исполнительной властью наделен Совет министров.
2. Совет министров должен состоять из премьер-министра и министров, общее количество которых не может превышать 25. Помощники министров могут быть назначены по необходимости.
3. Премьер-министр должен иметь заместителя или заместителей премьер-министра.
4. Премьер-министр, заместители премьер-министра и министры могут быть назначены ПНА или минуя ПНА. Однако никакой член ПНА не может быть членов Совета министров в течение срока полномочий.
5. Президент назначает премьер-министра и должен уволить его, когда последний теряет доверие ПНА. Президент может отклонить увольнение министра после предложения премьер-министра.
6. Правительство должно получить доверие ПНА в пределах 30 (Тридцати) дней после его формирования и представления его программы.
7. Премьер-министр и министры должны принести присягу, указанную в параграфе 3 стать 24 этой Хартии.
8. Совет министров формулирует и планирует национальную экономическую и
политическую политику и приоритеты.
9. Совет Министров одобряет законопроекты, представляемые ПНА для рассмотрения.
10. Совет министров одобряет назначения глав независимых агентств и других высших должностных лиц, включая руководителей, заместителей руководиттелей и
генералов в вооруженных силах.
Статья 26. Обязанности премьер-министра.
1. Декреты и инструкции, одобренные Советом Министров, должны быть подписаны премьер-министром с президентом в случае, если нет соответствующего министра с полномочиями по данному вопросу.
2. Премьер-министр осуществляет общее управление и руководством правительством и несет ответственность за это.
3. Премьер-министр представляет ПНА ежегодный бюджет.
4. Премьер-министр председательствует на заседании Совета министров.
5. Премьер-министр рекомендует президенту кандидатуры на должности министров.
Статья 27. Требования.
Предполагаемый премьер-министр или министр должны отвечать следующим требованиям:
1. Он должен быть гражданин Республики Сомали.
2. Предполагаемый премьер-министр должен быть старше 40 лет и министр старше 35 лет.
3. Предполагаемый премьер-министр или министр должны обладать степенью признанного университета или его эквивалента с большим опытом в управлении.
4. Предполагаемый премьер-министр или министр должны быть мусульманами, соблюдающими обряды, никакие уголовные слушания не должны быть начаты против премьер-министра или министра, премьер-министр или министр не могут быть арестованы, ни он сам, ни члены его семьи, ни постоянное место его жительства не могут быть обысканы или допрошены по расследованию преступления, если он не пойман на месте преступления или нет разрешения ПНА большинством в две трети голосов.
Статья 28. Обеспечение безопасности и вооруженные силы.
1. Вооруженные силы, состоящие из национальной полиции и армии, должны быть установлены.
2. Каждый регион страны формирует свою собственную полицию, способную обеспечивать общественный порядок.
3. Специальные законы должны определить статус вооруженных сил и порядок их сотрудничества.
Статья 29. Государственные агентства.
Эти агентства должны быть установлены:
1. Главный аудитор.
2. Генеральный атторней (прокурор).
3. Главный казначей.
4. Центральный банк.
5. Главный Защитник.
Статья 30.Национальные комиссии.
Следующие комиссии, члены которых должны быть назначены и контролироваться Советом Министров, включают независимые агентства, которые должны быть установлены и специальные правила регулируют их функции:
1. Национальная комиссия для реконструкции и восстановления собственности.
2. Национальная конституционная комиссия.
3. Национальное бюро переписи.
4. Комиссия государственной службы.
5. Национальная комиссия для учета и восстановления общественных служб.
6. Национальная комиссия по переселению.
7. Национальная избирательная комиссия.
8. Олимпийская комиссия Сомали.
Статья 31. Традиционный совет лидеров (ТСЛ).
Традиционный совет лидеров (ТСЛ) должен быть установлен, чтобы советовать правительству относительно следующего:
1. Умиротворение и разрешение общинных конфликтов.
2. Разоружение, восстановление милиции и переписи населения.
3. Развитие местных администраций.
4. Распределение общественных служб.
5. Важность программ для правительства.
6. Продвижение традиционных ценностей.
7. Члены ТСЛ не будут арестованы без разрешения министр внутренних дел.
8. Специальный закон должен определить число членов ТСЛ и вознаграждение.
ЧАСТЬ 4. РЕГИОНАЛЬНАЯ АВТОНОМИЯ.
Статья 32. Регионы и районы.
1. В течение переходного периода, когда федеральная система правительства будет подготовлена, административные полномочия должны быть переданы регионам, выбирающим их глав.
2. Регионы осуществляет административную власть в соответствии с законом.
3. Регионы должны включать 18 административных регионов, установленных перед гражданской войной.
4. Специальные законы должны определить структуру и полномочия регионов также как отношения между центральными и местными властями.
5. Региональные советы составляются из представителей районов.
6. Каждый региональный совет устанавливает административный комитет во главе с региональным губернатором для взаимодействия с национальным правительством.
7. Окружные муниципальные советы должны быть составлены из представителей, избранных от деревень в районах.
8. Предполагаемые члены района и региональных советов должны отвечать следующим требованиям:
а). Они должны быть гражданами Сомали по достижении 25 лет возраста.
б). Они должны быть в здравом уме.
в). Они должны обладать способностями для выполнения их обязанностей.
г). Они не приговаривались судом к отбытию наказания свыше одного года.
9. Члены районных и региональных советов могут потерять членство по процедуре, соответствующей процедуре в ПНА.
10. Вознаграждение членам районных и региональных советов и их служащих должны быть установлены и выплачены их соответствующими властями.
11. Общее количество членов каждого районного или регионального совета должно быть определено согласно закону и могут быть установлены внутренние инструкции в соответствии с законом.
12. Региональная автономия ни в коем случае не должна затрагивать права граждан
Республики Сомали как предписанных Хартией.
ЧАСТЬ 5. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ.
Статья 33. Независимость судебной власти.
1. Судебная власть будет независима от исполнительной и законодательной властей при осуществлении судебных функций, члены судебной власти должны отправлять правосудие только по закону. Судебная власть вверена судам.
2. Судьи не могут быть уволены или перемещены, если это не определено в законе.
3. Высший судебный совет является самым высоким административным органом
судебной власти. Он включает председателя суда и двух членов Верховного суда, генерального атторнея (прокурора) и пять юристов, которые не находятся на государственной службе. Трое из юристов должны быть назначены ПНА и другие два Советом министров. Высший судебный совет ответственен за:
а). Назначение судей.
б). Организация и наблюдение за судами также как продвижение по службе, дисциплине и смещению судей.
4. Система судов включает:
а). Верховный суд.
б). Апелляционный суд.
в). Первичный суд или суд первой инстанции (районный и региональный уровни)
5. Верховный Суд находится в столице Республики Сомали.
6. Полномочия судебной власти и правила судопроизводства должны быть определены согласно закону.
7. Никакие специальные суды не должны быть установлены за исключением трибуналов, которые будут иметь юрисдикцию только по нарушениям, совершенным военнослужащими.
Статья 34. Генеральный прокурор.
1. Генеральный прокурор является неотъемлемой частью судебного органа и должен состоять из:
а). Генеральной прокуратуры с юрисдикцией по всей территории Республики Сомали.
б). Региональных прокуратур.
2. Генеральная прокуратура находится в столице Республики и ответственна:
а). Надзор за законами.
б). Расследование всех уголовных дел и поддержание обвинения в суде.
в). Наблюдение за тюрьмами и детскими исправительными учреждениями.
г). Опека и защита прав сирот и душевнобольных.
д). Выполнение других обязанностей, возложенных на нее согласно закону.
Статья 35. Соответствие.
Соответствие Хартии и законов Республики с исламским шариатомa должно быть разрешено Верховным судом, который должен выпустить аргументированное суждение, постановленное в порядке, предусмотренном для других законов.
Статья 36. Назначение.
Назначение судей и прокуроров должно осуществляться при условии юридической компетентности кандидатов к таким постам, которые должны быть решены конкурсами.
Статья 37. Судебный иммунитет.
Никакие уголовные слушания не могут быть назначены против действующего судьи и при этом он не должен быть арестован, ни члены его семьи и постоянное место жительства его не может быть обыскано без разрешения Высшего судебного совета, кроме скандального проступка или преступления, при котором порядок ареста является принудительным. В таком случае председатель Верховного суда должен немедленно быть уведомлен относительно вопроса.
ЧАСТЬ 6. РАЗНОЕ.
Статья 38.
1. После формирования национальной власти, вся общественная собственность любого типа внутри или вне страны, будет возвращена по заявлению государства. Национальная власть должна приложить усилия для возвращения их законным владельцам всей частной собственности, находящейся под контролем незаконных владельцев.
2. Национальная власть приложит необходимые усилия для восстановления мира и безопасности в стране, возвращению огнестрельного оружия и тяжелого вооружения в руки государства и восстановлению милиции в сотрудничестве с региональными властями.
3. Внутренне перемещенные лица могут переселиться при переходном национальным правительством.
4. Реконструкция и развитие, заложенные в настоящее время в Сомали не будет продолжены, если насилие возобновится и нарушит независимость и суверенитет Республики Сомали.
5. Действующие с даты формирования национальной власти Национальной мирной конференцией в Арта, Джибути, любая политическая или военная организация милиции на территории Республики Сомали должна прекратить существовать.
6. Вооруженные группы на территории Республики Сомали должны передать их
оружие национальной власти.
7. Национальная власть должна установить специальные законы, регулирующие формирование политических партий в Республике Сомали.
8. Переходная национальная власть должна подготовить федеральную систему
правительства.
9. Эта Хартия должна быть основой следующей конституции, принимаемой народным референдумом в течение переходного периода.
10. ПНА должна превратиться в учредительное собрание за 12 месяцев до конца переходного периода.
11. Конституция Сомали, принятая в 1960 и другие национальные законы, не противоречащие этой Хартии, будет иметь силу закона в Республике Сомали.
12. Эта Хартия должна вступить в силу в день, когда делегаты Национальной
мирной конференции в Арта, Джибути, одобрят ее и она сохраняет силу до принятия национальной Конституции.
13. Национальная власть должна подготовить за 12 месяцев переходного периода избирательные законы к референдуму, чтобы одобрить конституцию и федеральную систему правительства.
14. Переходный период в 3 года должен начаться после Национальной мирной конференции в Арта, Джибути.
15 Переходная национальная власть должна пытаться искоренять кумовство,
фаворитизм и любая форма коррупции в Республике Сомали.
16. Текст на сомалийском языке должен быть официальным текстом Хартии.
Арта, Республика Джибути, 12 августа 2000 года.