Концепция Конституции НКР

КОНЦЕПЦИЯ КОНСТИТУЦИИ НКР.
Данная концепция разработана Государственной комиссией по разработке проекта Конституции Нагорного Карабаха (НКР).
Конституция любого государства является результатом и характеристикой исторического развития данного народа, где отражены его дух, система ценностей, исповедуемая идеология наряду со стремлениями и представлениями. Конституция, как основной закон государства, определяет правовую основу жизнеспособности и развития государства и общества, государственный строй, форму правления, структуру государства, порядок формирования и деятельности системы государственной власти, правовой статус личности и общества, тем самым являясь первоисточником правопорядка государства и гарантом его стабильности.
Конституция, будучи наделенной высшей юридической силой, является тем ориентиром, на основе которого формируется вся правовая система государства, направляя его законодательную деятельность.
Конституция, как политический документ, закрепляет те основополагающие принципы, которые составляют направленность государственных, общественных процессов, философию взаимоотношений народа, общества, личности, государства во благо нынешних и будущих поколений.
Национально — освободительная борьба армян Арцаха достигла закономерного апогея 10 декабря 1991 года: действуя в соответствии с духом и буквой законодательства СССР и международного права, арцахцы провозгласили создание Нагорно-Карабахской Республики — независимого государства, что было закреплено в Декларации о государственной независимости НКР (06.01.1992 г.).
Принятый 8 января 1992 г. Верховным Советом НКР конституционный закон » Об основах государственной независимости Нагорно-Карабахской Республики» закрепил основные положения государственного строя нового независимого государства и, наряду с Декларацией о государственной независимости НКР, заложил нормативно-правовую основу законодательства.
Однако национально-освободительная борьба арцахцев на этом не завершилась, она вступила в новый этап. В навязанной Азербайджаном войне необходимо было защитить обретенную свободу, независимость. Это стало возможным усилиями всего армянства, ценою многочисленных жертв и лишений.
Процесс создания целостного нормативно-правового поля государственного строя НКР активизировался с 1994 года, после установления перемирия. В процессе построения демократического, правового, социального государства, в соответствии с принципом разделения властей, были преобразованы органы государственной власти, учреждён институт Президента НКР, установлена новая избирательная система, были приняты многочисленные законы, создавшие для становления независимого государства НКР прочное нормативно-правовое поле, которое является нормативно-правовой основой Конституции НКР.
Нагорно-Карабахская Республика, занимая особое место в политическом поле региона, в ходе многотрудного процесса строительства независимого государства доказала свою жизнеспособность, создав эффективно действующую систему власти, в основе которой лежат принципы демократического, правового, социального государства.
Сформировавшаяся система государственной власти и местного самоуправления, форма государственного правления, в условиях сохра-няющегося военного положения, доказали свою жизнеспособность и эффективность.
Сегодня развитие независимой государственности НКР требует разработки новой стратегии, новых подходов, идей и механизмов, которые должны найти свое отражение в Конституции, тем самым возвещая новый этап в становлении Нагорно-Карабахской Республики, обеспечивая для дальнейшего развития народа Арцаха политическую и правовую основу в соответствии с нормами международного права, с тенденциями развития демократии в мире, европейскими стандартами, общечеловеческими ценностями.
Положения Конституции НКР должны быть созвучны общепринятым современным требованиям и тенденциям развития конституционализма, соответствовать международным критериям, характеризующим суверенное, демократическое, правовое, социальное государство, и в то же время сопоставимы с нашими реалиями и особенностями, обусловленными задачей укрепления государственности.

Концептуальные положения Конституции НКР
Конституция Нагорно-Карабахской Республики, как конституция суверенного, демократического, правового, социального государства, должна быть нацелена на:
закрепление на конституционном уровне реализованного арцахцами права на самоопределение путем создания независимого суверенного государства — Нагорно-Карабахской Республики;
развитие демократии;
полноценное становление правового государства;
установление действенных конституционных гарантий обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
стимулирование местного самоуправления;
становление гражданского общества.
Реализация этих задач в итоге укрепит такие взаимоотношения между обществом и государством, в которых господствуют принципы права и законности в интересах свободы, безопасности, защищенности, благосостояния, стабильного развития общества и человека и одновременно обеспечивается такой социальный порядок, в котором справедливость и милосердие пронизывают деятельность всех национальных институтов.
В целом Конституция должна иметь идейно-концептуальную нагрузку.
Власть Права посредством закона — такова основная идея, которая должна быть отражена в Конституции в качестве идейно -концептуальной основы Основного закона Нагорно-Карабахской Республики как демократического, правового, социального государства.
Конституция должна касаться не только внутренней жизни государства, но и являться также основой его внешней деятельности. Международная правосубъектность Нагорно-Карабахской Республики должна быть отражена в Конституции в качестве идейно — концептуальной основы Основного закона созданной в соответствии с принципами и нормами международного права Нагорно-Карабахской Республики как суверенного государства.
Учитывая конституционный международный опыт, международную практику конституционных изменений, международные тенденции развития демократии, общепринятые современные требования и направления развития конституционализма, необходимо:
зафиксировать основные права и свободы человека как неотчуждаемую и высшую ценность;
усовершенствовать существующую систему государственной власти, обеспечивая четкость функций и полномочий в соответствии с философией принципа разделения властей;
зафиксировать местное самоуправление, как самостоятельную форму народовластия, в основах конституционного строя;
создать новые конституционные институты для полноценного и эффективного решения общественных и государственных задач.
Всё это должно быть сопряжено с нацеливанием органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, общества в целом и граждан в отдельности на деятельность соразмерную духу Конституции, что должно стать новой стратегией развития государственности.
Концептуальные положения по закреплению, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина
В вопросе закрепления, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина за основу принимаются требования норм «Всеобщей декларации прав человека» (1948 г.), Европейской Конвенции «О защите прав и основных свобод человека»(1950г.), Международного пакта «О гражданских и политических правах» (1966г.), Международного пакта «Об экономических,социальных и культурных правах» (1966 г.) и других общепризнанных, касающихся прав человека международно-правовых актов.
Основные права и свободы человека и гражданина признаются и закрепляются в качестве неотчуждаемой и высшей ценности, как непосредственно действующее право, с установлением конституционных гарантий их осуществления и защиты, логики и объемов возможно допустимых ограничений этих прав. При этом эти ограничения должны устанавливаться законом и быть соразмерными. Защита прав и свобод человека и гражданина рассматривается в качестве высшей ценности правопорядка, одной из основ государственного строя НКР, обеспечивая равноправие и гармоничность между индивидуальными, общественными, государственными интересами, без какой-либо дискриминации.
Концептуальные положения по закреплению разделения властей
Одним из важнейших вопросов конституции любого правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную власти с установлением системы действенных сдержек и противовесов, эффективно балансирующих эти власти.
Разграничение и сбалансирование властей в Конституции необходимо закрепить в качестве структурообразующего и функционального принципа эффективной организации, осуществления и контроля государственной власти и управления, что в условиях демократии и верховенства права обеспечит гармоничное и предсказуемое развитие общества и государства.
В контексте вышеизложенного существенное значение имеют также место и роль института Президента Республики в системе государственной власти, обеспеченные действенной системой сбалансирования взаимоотношения института Президента с законодательной, исполнительной и судебной властями. В этой связи, функциями Президента НКР, как главы государства, должны быть гарантирование соблюдения Конституции, обеспечение нормальной и целенаправленной деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей во благо обеспечения общественных ценностей — свободы, безопасности, защищенности, стабильности, справедли-вости, законности и благосостояния. В этом контексте Президент Республики является гарантом суверенитета, независимости, территориальной целостности и безопасности Республики.
Концептуальные положения по закреплению и гарантиям обеспечения местного самоуправления
В основе положений, относящихся к местному самоуправлению, должны быть заложены принципы европейской хартии «О местном самоуправлении»(1985 г.).
Местное самоуправление, как самостоятельная форма народовластия, должно быть закреплено в основах конституционного строя, подчеркивая тем самым решимость осуществлять целенаправленную политику по становлению одной из важнейших основ демократического общества Нагорно-Карабахской Республики. Необходимо закрепить достаточные гарантии для обеспечения самостоятельности местного самоуправления. Гарантируя разграничение местного самоуправления, как демократического института, отдельной формы публичной власти, от системы государственного управления, в то же время необходимо закрепить возможность делегирования органам местного самоуправления полномочий государственной власти с целью более эффективного их осуществления.
Наряду с вышеизложенным необходимо подчеркнуть роль и значение преамбулы Конституции. В общей сложности преамбула должна иметь идейно-концептуальную нагрузку. Если Конституцию в целом рассматривать как аккумуляцию существующих достижений и представлений о будущем, то в преамбуле Конституции должны быть отражены пройденный путь, дающий возможность охарактеризовать общество на данном этапе исторического развития, исповедуемые ценности, обстоятельства, являющиеся основой для принятия Конституции и предопределяющие ее сущность.