Концепция предотвращения конфликтов на территории СНГ

КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СНГ
Принята решением Совета глав государств СНГ 19 января 1996 года.
Неразрешенные споры и противоречия, возникающие на их основе вооруженные конфликты подрывают основу существования СНГ, затрагивают жизненные интересы каждого государства — его участника и представляют реальную угрозу международному миру и безопасности. Поддержание мира и стабильности является неотъемлемым условием существования Содружества, обеспечивающим экономическое, социально-политическое развитие как каждого из государств-участников, так и Содружества в целом.
Настоящая Концепция определяет общие подходы государств участников СНГ к вопросам предотвращения и урегулирования конфликтов, возможности совместных шагов по разрешению возникающих споров и разногласий. Они рассматривают совместную деятельность по предотвращению и урегулированию конфликтов, в том числе и проведение многосторонних миротворческих операций, как важнейшую составную часть своей политики по укреплению национальной безопасности, сохранению территориальной целостности и независимости своих государств.
Признавая, что предотвращение и урегулирование связанных с вопросами безопасности конфликтов должно быть предметом заботы в первую очередь конфликтующих сторон, государства-участники Содружества в то же время осознают свою ответственность за безопасность на территории государств-участников Содружества, за гибель и страдания людей в результате конфликтов и используют все свои возможности в целях локализации и ликвидации возможных очагов напряженности. Они одновременно выступают за весомое участие ООН и ОБСЕ в усилиях по урегулированию конфликтов на территории государств-участников Содружества, исходя из того, что эти конфликты угрожают не только региональной, но и глобальной безопасности.
При осуществлении операций по предотвращению и урегулированию конфликтов на территории государств-участников СНГ, как правило, исходить из наличия на это мандата Совета Безопасности ООН. В этой связи вовлеченность международного сообщества в урегулирование конфликтов должна быть более значительной и адекватной той угрозе, которую они представляют.
Государства-участники СНГ будут стремиться к усилению роли Содружества в мирном урегулировании конфликтов, рассматривая это как важнейший вклад в обеспечение региональной безопасности и стабильности, в повышение авторитета СНГ. Деятельность по предотвращению и урегулированию конфликтов на территории государств-участников СНГ регулируется Уставом ООН, Уставом и другими основополагающими документами Содружества Независимых Государств, общепризнанными принципами и нормами международного права, соответствующими решениями Совета Безопасности ООН, документами ОБСЕ, соглашениями между государствами-участниками СНГ, соответствующими протоколами к ним.
Эта деятельность охватывает комплекс мер, призванных оказывать содействие предотвращению, разрешению, урегулированию спорных вопросов, конфликтных ситуаций и сближению точек зрения по ним конфликтующих сторон в целях поиска взаимоприемлемых договоренностей. Характер этой деятельности, выбор средств и инструментов ее осуществления зависят от масштабов и стадии развития конфликтов. Она должна быть направлена на:
предотвращение конфликтов (меры по предотвращению конфликтов);
урегулирование вооруженных конфликтов;
постконфликтное построение мира (миростроительство).
1. Предотвращение конфликтов.
Наиболее предпочтительным путем разрешения споров и предотвращения конфликтов является использование превентивных политических и дипломатических усилий, совместных мер и авторитета СНГ в целях поисков путей ослабления напряженности до того, как она перерастет в конфликт. Такая деятельность должна осуществляться на основе соответствующего официального обращения государства, безопасности и суверенитету которого создается угроза, что не снимает ответственности с самих сторон в споре и в проявлении ими политической воли к урегулированию своих разногласий путем переговоров и других мирных средств. Превентивная дипломатия может осуществляться специальным представителем СНГ.
Превентивная дипломатия может охватывать комплекс мероприятий, направленных на выяснение причин и предупреждение споров между сторонами и недопущение перерастания их в конфликты, включая добрые услуги и посредничество в организации консультаций, переговоров между сторонами в споре, оказание им содействия в поисках взаимопонимания и достижения договоренности по урегулированию разногласий. Созданию благоприятных условий для развития переговорного процесса может способствовать согласование шагов по осуществлению мер доверия, в том числе достижение договоренности о неприменении сторонами силы или угрозы применения силы и урегулировании разногласий исключительно путем переговоров, а также обмен информацией по вопросам, вызывающим озабоченность, направление специальных представителей, посреднических миссий, наблюдателей от нейтральных или самих вовлеченных сторон, использование элементов раннего предупреждения, принятие экономических санкций, создание демилитаризованных зон.
В отдельных случаях может быть предпринято и превентивное (упредительное) развертывание полицейского (милицейского), гражданского и военного персонала государств-участников Содружества в районе возможного противостояния в целях предотвращения эскалации напряженности, перерастания споров, разногласий и кризисов в вооруженный конфликт. Превентивное развертывание и создание демилитаризованных зон предпринимается по просьбе государств, безопасности и суверенитету которых создается угроза, и с согласия сторон в споре. Решение по превентивному развертыванию и санкциям принимается Советом глав государств СНГ, который определяет характер и сроки действия санкций, утверждает Мандат на развертывание, определяющий в том числе полномочия, состав Коллективных сил по поддержанию мира в СНГ (КСПМ), задачи и сроки пребывания такого персонала государств-участников Содружества.
2. Урегулирование вооруженных конфликтов.
Содружество как региональная организация предпринимает необходимые шаги в целях урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ соответствии с главой VIII Устава ООН. Под урегулированием конфликтов понимается комплекс мер политического, социально-правового, экономического, военного и иного характера, направленных на прекращение конфликтов, в том числе принявших форму вооруженной борьбы. Урегулирование конфликтов может включать в себя широкий набор средств: от усилий по достижению немедленного прекращения кровопролития, контроля и проверки соблюдения соглашений о прекращении огня или перемирии, разведения противоборствующих сторон до содействия осуществлению договоренностей, достигнутых сторонами в конфликте во имя прочного и долговременного разрешения кризиса, приведшего к вооруженному конфликту.
Основной задачей в этот период является поддержание мира после достижения конфликтующими сторонами соглашения о прекращении огня в поддержку усилий по стабилизации обстановки в районах существующих конфликтов с участием военного, полицейского (милицейского) и гражданского персонала КСПМ в целях обеспечения благоприятных условий для переговоров сторон по мирному урегулированию конфликтов. Урегулирование вооруженных конфликтов может предусматривать проведение операций по поддержанию мира (ОПМ). ОПМ является ограниченной во времени политической акцией по поддержанию мира между сторонами конфликта и проводится с использованием специально подготовленного для этих целей военного, полицейского (милицейского) и гражданского персонала.
Необходимыми условиями проведения ОПМ являются:
подписание между конфликтующими сторонами соглашения о прекращении огня и ясно выраженная политическая воля сторон к урегулированию конфликта политическими средствами;
согласие конфликтующих сторон на проведение ОПМ с использованием КСПМ, поставленными перед ними задачами, а также установление тесного сотрудничества сторон с руководством этими силами для осуществления такой операции;
принятие сторонами в конфликте обязательств об уважении международного статуса, нейтральности, привилегий и иммунитетов персонала КСПМ в соответствии с международным правом;
открытость операции по поддержанию мира, нейтральный и беспристрастный характер этой деятельности.
КСПМ формируются на коалиционной основе с участием государств, давших согласие на участие в ОПМ. При этом каждое государство-участник СНГ самостоятельно определяет формы своего участия в ОПМ. Решение о выделении воинских контингентов, военных наблюдателей, полицейского (милицейского) и гражданского персонала для участия в ОПМ принимается в соответствии с национальным законодательством.
Свои задачи КСПМ выполняют под единым командованием, строго руководствуясь принципами беспристрастности, соблюдения законов принимающего государства, уважения традиций и обычаев местного населения. ОПМ не может рассматриваться как замена урегулирования путем переговоров. КСПМ в ходе проведения ОПМ не участвуют в боевых действиях, используют прежде всего мирные средства и инструменты для содействия обеспечению условий для проведения переговоров и достижения взаимоприемлемых договоренностей по урегулированию конфликтов. Они воздерживаются от применения оружия, за исключением случаев противодействия вооруженным путем осуществлению Мандата на проведение ОПМ. Принудительные действия при урегулировании конфликтов (принуждение к миру) допускаются только при наличии соответствующих полномочий от Совета Безопасности ООН в соответствии с Уставом ООН.
3. Постконфликтное построение мира.
Под построением мира (миростроительством) понимается осуществление мер политического, социально-экономического и правового характера, предпринимаемых после урегулирования вооруженного конфликта в целях оказания поддержки восстановлению обстановки доверия, взаимных связей и сотрудничества между конфликтовавшими сторонами, предотвращения рецидива конфликта.
Мероприятия в этой области могут предусматривать:
содействие в восстановлении институтов государственной власти;
содействие возвращению беженцев и перемещенных лиц;
оказание помощи в разминировании территории и восстановлении важнейших элементов инфраструктуры государств;
оказание гуманитарной и иной помощи населению;
оказание содействия в реинтеграции бывших участников вооруженных формирований в гражданскую жизнь;
обеспечение условий для проведения свободных выборов в представительные органы гражданской власти;
содействие усилиям по защите прав человека.
С согласия сторон и для обеспечения гарантий выполнения достигнутых договоренностей временно в определенных районах могут быть размещены военные наблюдатели или отдельные подразделения КСПМ.
4. Взаимодействие с ООН и ОБСЕ.
В своей деятельности по урегулированию конфликтов, осуществляемой в соответствии с главой VIII Устава ООН, Содружество тесно взаимодействует с другими международными организациями, прежде всего — с ООН и ОБСЕ. Это взаимодействие может осуществляться по следующим направлениям:
подготовка и проведение консультаций между представителями Содружества, ООН и ОБСЕ на различных уровнях;
оказание содействия миротворческим усилиям различных миссий и представителей ООН и ОБСЕ;
сотрудничество в продвижении процесса политического урегулирования, в том числе содействие переговорам между конфликтующими сторонами;
информирование Совета Безопасности ООН и соответствующих органов ОБСЕ о решениях, касающихся проведения ОПМ;
предоставление Генеральному секретарю ООН и в ОБСЕ необходимой информации в целях повышения эффективности превентивной дипломатии и других видов миротворческой деятельности;
обсуждение в Совете Безопасности ООН и в соответствующих органах ОБСЕ вопросов, связанных с урегулированием конфликтов на территории государств-участников Содружества;
взаимодействие, координация усилий и сотрудничество между КСПМ, Группой военных наблюдателей и миссиями наблюдателей ООН и ОБСЕ;
участие в дальнейшей разработке международно-правовых и концептуальных основ миротворческой деятельности.
В целях совершенствования и дальнейшего развития взаимодействия Содружества с ООН и ОБСЕ на основе взаимодополняемости усилий и нахождения разумного баланса политической, моральной и финансовой ответственности всех участников урегулирования конфликтов, Содружество выступает за проведение под эгидой ООН полномасштабных ОПМ при урегулировании конфликтов на территории государств-участников Содружества с участием КСПМ.
В своих контактах на международной арене по вопросам, связанным с конфликтами, урегулированием которых занимается СНГ в качестве региональной организации, государства-участники Содружества будут придерживаться согласованной совместной линии. Они будут обмениваться информацией о подобного рода контактах и консультироваться по вопросам, требующим дополнительных шагов в интересах обеспечения успеха усилий Содружества по урегулированию конфликтов.
5. Общие вопросы.
Руководство совместной миротворческой деятельностью государств-участников Содружества по предотвращению и урегулированию конфликтов осуществляется Советом глав государств Содружества. Совет глав государств Содружества принимает решение о проведении ОПМ, утверждает Мандат, определяющий полномочия, состав КСПМ, задачи и сроки проведения операции, назначает Главу миссии по поддержанию мира или Специального представителя СНГ по урегулированию конфликта, Командующего Коллективными силами по поддержанию мира, а в отдельных случаях также Руководителя группы военных наблюдателей. Подготовка предложений по продлению ОПМ вменяется в обязанность Главы миссии и Объединенного командования КСПМ.
Глава миссии (Специальный представитель) является лицом, наделенным соответствующими полномочиями Советом глав государств Содружества в зоне конфликта, действующим от его имени и подотчетным ему. Он несет всю полноту ответственности за политические аспекты операции по поддержанию мира и осуществляет контроль за выполнением Мандата на проведение ОПМ. Командующий Коллективными силами по поддержанию мира (Руководитель группы военных наблюдателей) осуществляет непосредственное руководство силами (группой военных наблюдателей), организацией выполнения поставленных перед ними задач в соответствии с Мандатом. Он назначается, как правило, от государства, направляющего наибольший по своему количественному составу воинский контингент, военных наблюдателей в составе КСПМ.
Для управления действиями КСПМ, осуществляющих ОПМ, создается Объединенное командование из представителей государств-участников операции. Руководство переговорным процессом по предотвращению и урегулированию конфликтов осуществляется Советом министров иностранных дел, который регулярно информирует Совет глав государств Содружества о ходе переговоров.
В целях совершенствования системы руководства и контроля за деятельностью по предотвращению и урегулированию конфликтов в дальнейшем, с учетом опыта международных организаций и специфики обстановки в Содружестве, могут создаваться структуры, наделенные соответствующими полномочиями для координации деятельности оперативного разрешения возникающих вопросов, анализа обстановки, подготовки предложений по проведению миротворческих акций.
Вопросы материально-технического обеспечения миротворческой деятельности решаются государствами-участниками Содружества Независимых Государств совместно, с учетом готовности соответствующих государств принять участие в финансировании этой деятельности и в направлении своего военного, полицейского (милицейского) и гражданского персонала для участия в ОПМ. От конкретного весомого вклада всех государств-участников Содружества во многом будет зависеть эффективность осуществления миротворческой деятельности в регионе.
Настоящая Концепция отражает стремление государств-участников Содружества к добровольному объединению всех имеющихся у них возможностей и ресурсов в интересах осуществления совместных действий, направленных на предотвращение потенциальных или урегулирование существующих конфликтов, способных серьезно дестабилизировать обстановку в регионе СНГ. Она основана на твердом понимании того, что нормализация обстановки в конфликтных регионах может быть результатом только совместных усилий всех заинтересованных государств, их согласованного подхода к вопросам урегулирования конфликтов. Государства-участники Содружества уверены в том, что их успешная совместная деятельность может создать реальную возможность стабилизации обстановки, будет содействовать укреплению Содружества как эффективной региональной организации, способной обеспечить мир и безопасность в своем регионе.
Концепция ни в коей мере не ущемляет прав государств-участников Содружества выступать в вопросах урегулирования конфликтов и самостоятельно, в соответствии с международным правом, уставами ООН и СНГ.