Манифест

МАНИФЕСТ – 93.
Данный документ был опубликован от имени Альянса казанских анархистов Леоном Черным и Николаем Павловым в 1993 году.
Анархия, являясь идеей свободы личности, акратии и антиэтатизма, в то же время есть Путь, направление развития к Свободе, где формы и методы достижения цели – самые разнообразные. Поэтому не существует раз и навсегда данных рецептов Пути. Исходя из этих убеждений и на основе развития Анархизма (движения анархистов), за последние, примерно пять лет, выпускается этот Манифест, с изложением взглядов на развитие Анархизма. Этот Манифест есть этап осмысления опыта развития и потому является попыткой обобщить накопленные факты и сделать выводы. Такие Манифесты будут выходить и дальше. Главный источник движения по пути Анархии и развития Анархизма – опыт, а он постоянно требует оценки, осмысления и выводов.
1.
Анализ Анархизма дает нам несколько фактов:
Первое. Не произошло широкого и массового развития движения анархистов, как формы политического развития общества.
Второе. «Единого» Анархизма не существует.
Третье. Анархистское движение представляет собой мозаику групп и индивидуумов, стремящихся следовать пути Анархии исходя из собственных убеждений и реальной жизни.
Четвертое. Действия анархистов приводят к конкретным результатам (при пассивной поддержке общества) только как единичные акции, и не влияют существенным образом на общественное развитие.
Пятое. Не существует современной теории Анархии. Попытки собрать теоретические выкладки провалились.
Шестое. Идейное развитие идет на уровне само осмысления отдельного анархиста или в связи с деятельностью какой-либо группы анархистов.
Седьмое. Произошло выделение двух, наиболее общих, крыльев Анархизма – левого и правого. Различие в отношении к собственности и товарно-денежным отношениям, как направлениях развития пути Анархии и Анархизма.
Восьмое. Определилась экономическая слабость Анархизма, неспособность создать, за этот период, ни экономических программ, ни практических, устойчивых форм экономического взаимодействия.
Девятое. Определилась ошибочность представления о национальных движениях, отсутствие стратегии и тактики по отношению к другим общественным движениям этатиского направления.
Десятое. Не поставлены на профессиональную основу пропаганда идей Анархии и идейное осмысление современности, что не дает возможности влиять на сознание отдельного человека и общества в целом.
Одиннадцатое. Не существует постоянной связи, обмена опытом и взаимодействия с анархистами других регионов мира (прежде всего Запада).
Двенадцатое. Анархизм за этот период характеризуется мгновенным возникновением и распадом групп, непостоянством их состава, наплывом случайного, часто душевнобольного элемента.
Не делая поспешных выводов из этих фактов, рассмотрим ситуацию в обществе в целом.
2.
За это время определилось противостояние либералов и тоталитаристов. Под этим понимается следующее:
Существует блок весьма малочисленных, групп интеллигенции, новой буржуазии, общественных движений (казаки, шахтеры, профсоюзы), стремящихся к либеральному политическому режиму. Казус ситуации в том, что форма политического правления ими мыслится как авторитаризм.
С другой стороны – более мощное, но крайне пестрое и раздробленное движение тоталитаристов, стремящихся к жесткому политическому режиму на основе старой бюрократической машины. Казус в том, что крайне этатиское, госмонополистическое движение в стремлении к власти апеллирует к представительской форме правления.
Пикантность ситуации добавляет свершившийся национал бюрократический феномен полунезависимых государственных образований. Экономическая ситуация характерна для стадии развивающихся стран с неустойчивыми: политическим режимом, государственным устройством, формой правления, что типично для государств с постдиктатурным периодом развития, когда не определена экономическая модель развития общества.
В триединстве экономики: финансы, промышленность, сельское хозяйство – слабым звеном являются финансы. Именно деньги служат показателем кризиса экономики и становятся причиной углубления кризиса и противоречий между городом и деревней, новой и старой буржуазией и детонатором социальных взрывов. Феномен экономической ситуации заключен в том, что временной отрезок кризиса длителен, а бюрократическая инерция настолько сильна, что эти противоречия можно и не ощутить как резкое изменение или взрыв в глобальном масштабе (если не считать денежной реформы).
Для полноты картины добавим оценку общества в целом. Сложившиеся морально-политический климат отягощен маниакально-депрессивным психозом гражданской войны и шизофреническим синдромом борьбы за власть политиков-параноиков. С другой стороны, общество представляет собой сомнамбулу, загипнотизированную дебильно-олигофреническими средствами массовой информации и импотентной, в творческом отношении, масскультурой.
3.
Если в предыдущих главах задавались, по существу, вопросы: «Что?» и «Почему?», то здесь попытаемся ответить на эти вопросы.
1. Широкое, массовое общественное движение на базе Анархизма не возникло, потому что:
Анархо-социалистическо-коммунистические идеи не отвечают интересам масс.
Массы нуждаются в кормушке и патернализме, к которым им проще прийти через этатизм и конформизм.
Для большинства неприемлемы постоянное движение и конфликт. Подтверждается старая истина, что опора анархизма – личность, но не массы. Таким образом, отсутствие массового движения – естественно.
2. Не существует «единого» анархизма, поскольку различие идеалов приводит к различным путям их достижения. Взаимодействие на платформе «борьбы против» создает кажущееся единство по отдельным вопросам. Отсюда неизбежно существование Анархизма как суммы разнородных групп и индивидуумов, что тоже естественно. Поэтому общей анархической парадигмы (традиции, направление) развития быть не может.
3. Коллоидное состояние Анархизма усиливается следующими факторами:
отсутствие современной теории Анархии. Анархистская теория сейчас – это обрывки надерганных отовсюду знаний, попытки, сложить которые в нечто связанное провалились из-за собственной незрелости, зашоренности старыми авторитетами, невежества. Это тоже понятно – прерванная традиция.
восприятием реальной жизни только как отдельных фактов, в которых видят то что, хотят, а не то, что есть на самом деле.
наплывам случайного элемента, тусовки.
Следовательно, систематизация идейных и теоретических выкладок, создание современных теорий Анархии – естественная потребность Анархизма. При этом не надо бояться подвергать все сомнению. Это позволит увидеть мир не таким, каким хочется видеть, а таким, каков он есть. Ну, а случайный элемент – показатель непрактичности и инфантильности, что надо преодолевать через практическую работу.
4. Отсюда:
действия анархистов идут по большей части с непредсказуемыми результатами, поскольку неизвестны принципы взаимодействия и развития человека и общества, как в глобальной, так и в конкретной ситуации.
важнейшим фактором этого состояния является полное отсутствие постоянных связей и обмена опытом с анархистами других стран.
как следствие – невозможность оказать существенное влияние на общество и сознание отдельного человека.
расплывчатость и сумбурность идейного и практического Анархизма.
5. Однако оба крыла Анархизма в своей идеологии акцентируют своё внимание на разные вещи:
так левые – социальная справедливость, общественная собственность, антиэтатизм.
правые – полная свобода личности, частная собственность, акратия и антиэтатизм.
Левое крыло, стоящее на старых догмах, проявило беспомощность в создании современной теории Анархии, и как следствие, неспособность создать устойчивые формы деятельности, основанные на своих идеалах. Его максимум – это существование подобно левакам на Западе. Направленное на массы, это крыло принято ими не было, поскольку данной среде более импонирует этатизм всех оттенков. Правое крыло, сделав ставку на свободу личности, и как на основу этой свободы в данных условиях – частную собственность, акратию и антиэтатизм, обладает большими потенциальными возможностями развития.
6. Экономическую слабость Анархизма, особенно его левого крыла, выявил провал надежд на массовую самоорганизацию и самоуправление народа. Бизнес для правых анархистов является средством для решения задач в данной ситуации, которое дает материал для выработки экономической теории.
7. Непонимание, что национальное движение всегда имеет этатискую сущность, и беспомощность по отношению к радикал-этатистам, позволили им сформироваться совершенно спокойно. Если в ближайшее время не будет сформирована и реализована конкретная программа действий по отношению к радикал-этатистам, анархисты распишутся в своей полной неспособности защитить свободу.
4.
Подведем итоги (разумеется, неполные, как и сам анализ):
Общество находится на стадии слома старых и формирования новых отношений. Из-за этой неустойчивости не существует практически приложимых программ формирования новых общественных отношений. Следствием неустойчивости общества является невозможность определить результат действия в данных условиях. Следовательно, любой непредсказуемый фактор может дать цель, программу, средства достижения и сформировать новые отношения.
Для анархистов в данный момент желательно развитие общества в сторону открытости и либерализации, как факторов, наиболее способствующих раскрытию потенциальных возможностей личности. Прилагая усилия в этом направлении, анархисты реализуют творческое начало разрушения старого и движения к новому. Следовательно, только наличие полной информации об общественных процессах и ее анализ дадут возможность действовать осмысленно. Только так в данной ситуации можно достичь конкретных результатов, точно определить время, место, необходимые усилия. Именно это позволит использовать стечение обстоятельств для формирования элементов открытого общества.
Это потребует экономической, финансовой и технической базы, которая может быть создана только силами самих анархистов. Сейчас это возможно через создание и объединение анархических экономических структур. Более или менее тесное экономическое взаимодействие может привести к действенным формам пропаганды и контрпропаганды, эффективному прямому действию и т.д. (короче, чем профессиональнее работа, тем лучше).