Низам Эмиратства Сим-Сим

НИЗАМ ЭМИРАТСТВА СИМ-СИМ
Комментарий:
Эмиратство Сим-Сим является очаговым государственным опытом вайнахов на равнинной Чечне, образовалось оно в начале 14 века и просуществовало до конца 14 века до опустошительного вторжения на Кавказ Тимура, будучи зависимым от Орды, точнее от кумыков. Известно очень мало, разве только что название и еще некоторые сведения, ничего не сохранилось, неизвестны даже имена правителей, границы, герб, летописи. Достоверно известен исламский характер этого небольшого государственного образования наряду с уцелевшим государственным образованием Ауха (Шихов услус). Однако сам факт названия эмиратство указывает, что возможно это независимое образование возникло значительно раньше 14 века, название улус нам неизвестно, а именно оно указывает на зависимость от кумыков.
Глава первая. Об эмиратстве.
Статья 1.
Эмиратство Сим-Сим является исламским шариатским государством.
Эмиратство Сим-Сим есть владение эмира вайнахов.
Эмираство Сим-Сим создано по законам Аллаха.
Комментарий:
Эмиратство определяло себя, прежде всего, как исламское государство, основанное на шариате. Эмиратство было, прежде всего, средневековой феодальной мусульманской монархией. Ислам лежат в основании все институтов государственности эмиратства. Эмиратство применяло в своей практике шафиитский мазхаб и суннитское направление ислама. Эмиратство по официальным законам было создано Аллахом, и высший суверенитет принадлежал Богу.
Статья 2.
Эмиратство основано на шариате как законе мусульман.
Ислам является основой порядка.
Эмир есть владетель земли эмиратства.
Комментарий:
Шариат выступал как начало права. Государственная жизнь целиком вытекала из него и исламского мировоззрения. Эмир был единственным владетелем эмиратства – полновластным монархом в абсолютной монархии. Единственным ограничением был только шариат. Улемам принадлежала особая роль в толковании норм права.
Статья 3.
Эмиру принадлежит высшее право суда и законов.
Улемы составляют сословие.
Дворяне есть опора эмира.
Комментарий:
Эмир мог принимать законы, обязательные для исполнения. Высшее право суда принадлежало только эмиру. Улемы составляли сословие с определенными правами, охраняемыми эмиром и государством. Сформировался класс дворян, составлявших опору эмира. Хотя говорить о классе, пожалуй, не приходиться, имело место сословие.
Статья 4.
Эмиратство осознает себя частью мусульманского мира.
Эмиратство стремится к исламскому развитию.
Эмиратство хранит традиции исламской государственности.
Комментарий:
Эмиратство целиков входило в орбиту влияния мусульманского мира и ориентировалось безраздельно на союз с мусульманскими странами. Эмиратство не противопоставляло себя христианам, но полностью поддерживала политику экспансии мусульман и мусульманизацию. Эмиратство стремилось полностью следовать мусульманским нормам о государственности.
Статья 5.
Эмир есть полновластный владетель мусульман эмиратства.
Эмир наследует по старшему сыну мужской линии.
Эмиром может быть только мусульманин и вайнах старше 30 лет в добром уме
Комментарий:
Эмиру наследовал старший сын по мужской линии. К эмиру предъявлялись определенные требования: им мог быть только мусульманин, вайнах по происхождению, мужчина, старше 30 лет, в добром уме, то есть в рассудке. Эмир официально мог принять любое решение.
Статья 6.
Эмиратство есть государство мусульман-вайнахов.
Эмиратство продолжает исламскую политику по просвещению Кавказа.
Эмиратство строит свою внешнюю политику на началах союза с мусульманами.
Комментарий:
Эмиратство официально провозглашало себя государством вайнахов, принявших ислам. Это была вторая кратковременная средневековая попытка создать государственность у вайнахов. Эмиратство погибло, не оставив после себя ничего. Само его существование с трудом осталось в народной памяти. Эмиратство было просто снесено и все чеченцы, перешедшие на равнину и принявшие мусульман в большинстве погибли, а оставшиеся не имели никакого влияния среди языческих горных нохчи.
Статья 7.
Эмиратство Сим-Сим объединяет вайнахов на основе ислама.
Эмиратство стремиться объединить все вайнахские народы.
Эмир представляет эмиратство в отношениях с другими государствами.
Комментарий:
Эмиратство во всей своей политике стремилось выйти за пределы равнинной Чечни и объединить все вайнахские народы. Но этот государственный опыт так и остался крайне кратковременным и незамеченным в правовой истории вайнахов. Эмиратство интенсивно пыталось расшириться, но из этого или ничего не получилось, или времени было слишком мало.
Глава вторая. Об эмире.
Статья 8.
Эмир есть полновластный монарх в эмиратстве.
Эмир определяет всю политику эмиратства.
Эмиру принадлежит последнее слово в делах государственных.
Комментарий:
Эмир обладал исключительным правом во всех вопросах государственного управления. Он определял всю внутреннюю и внешнюю политику государства. Он принимал последнее решение и нес за это всю полноту ответственности. Он мог разрешить любой вопрос и любое дело в последней инстанции. Эмир по официальной доктрине имел непосредственную правовую связь с каждым подданным.
Статья 9.
Эмиром может быть только мусульманин вайнахского происхождения.
Эмиром выбирается Меджлисом аль Шура из числа рода эмира.
Эмир есть повелитель правоверных в земле эмиратства.
Комментарий:
Эмир официально декларативно выбирался Меджлисом аль Шура из рода эмира. Ни о какой выборности нельзя и говорить. Эмир официально был духовным главой мусульман эмиратства. Он мог отдать любой приказ в рамках шариата и каждый должен был повиноваться, несмотря на опасность.
Статья 10.
Эмир есть защитник веры и воин джихада.
Эмир назначает высшее командование войск.
Эмир принимает делегации других правителей и сам назначает посланников.
Комментарий:
Эмир официально был высшим военачальником, и он один имел право смещать и назначать других военачальников высшего звена. Он один принимал делегации других правителей и вел переговоры. Эмиром назначал весь свой двор и всех глав ведомств эмиратства.
Статья 11.
Эмир определяет состав Меджлиса аль Шура и всю структуру государственных органов власти.
Эмир назначает высшее духовенство.
Слова эмира не могут подвергаться сомнению.
Комментарий:
Эмир принимал любые решения по вопросам государственных органов, и его желание было определяющим. Эмир безраздельно назначал высшее духовенство. Слова и действия эмира не могли быть подвергнуты сомнению никем даже в вопросах шариата. На практике эмир стремился не противоречить слишком уж очевидным вещам.
Статья 12.
Эмиру принадлежит высшая мудрость.
Эмиру можно высказать сомнение на основе шариата.
Эмир заключает договоры и ведет переговоры.
Комментарий:
Эмир сам заключал договоры и вел переговоры. Официально он обладал высшей мудростью ислама, и ему можно было противоречить только на основе глубокого знания ислама и шариата, чем обладали только улемы. В принципе это право сводилось на нет страхом перед подавляющей властью эмира.
Глава третья. О Меджлисе аль Шура.
Статья 13.
Меджлис аль Шура представляет мусульман перед эмиром и Аллахом.
Члены Меджлиса аль Шура назначаются эмиром и освобождаются от должности эмиром.
Число членов Меджлиса аль Шура составляет 30 мусульман.
Комментарий:
Меджлис аль Шура был чисто совещательным органом мусульман в эмиратстве. Все его члены назначались исключительно по личному смотрению эмира. Число членов Меджлиса аль Шура также было произвольным. Меджлис аль Шура следовал официальному принципу шура, то есть консультаций правителя с общиной.
Статья 14.
Членом Меджлиса аль Шура может быть только мусульманин вайнахского происхождения.
Меджлиса аль Шура имеет право совета эмиру в делах государства.
Меджлис аль Шура принимает решения большинством голосов.
Комментарий:
Членом Меджлиса аль Шура мог быть только вайнах и мусульманин. У Меджлиса аль Шура было только одно право совета и принятия законов, которые легко отменялись эмиром. Решение в Меджлисе аль Шура принимались большинством голосом от числа присутствующих, то есть мог присутствовать только один человек.
Статья 15.
Меджлис аль Шура принимает установления, основанные на шариате.
Меджлис аль Шура может быть распущен по решению эмира.
Роспуск Меджлиса аль Шура должен соответствовать шариату.
Комментарий:
Меджлис аль Шура мог быть распущен в любой момент по личному желанию эмира. Роспуск должен был только официально соответствовать шариату, то есть нарушить принцип шура. Отсюда заключение улемов было обязательно и, как правило, оно получалось автоматически в силу зависимости сословия улемов от милости эмира.
Глава четвертая. О шариате и суде.
Статья 16.
Шариат есть основа права в эмиратстве.
Все решения исходит из шариата.
Суд идет только по шариату.
Комментарий:
Вся правовая система эмиратства основывалась на шариате как государственном праве, разработанном мусульманскими учеными. Суд мог разрешить дел только по шариату, в противном случае оно теряло силу сразу. Все государственные решения должны были соответствовать шариату.
Статья 17.
Кади разбирают дела по справедливости и доброму разуму.
Каждый может обратиться в суд или к эмиру.
Суд кади есть первый, а эмира последний в стране.
Комментарий:
В суд мог обраться каждый. Система судов была крайне простой без четкой компетенции: кади селения, наиб и эмир. Суд эмира был последний. Любой кади мог разбирать любое дело. Кадил судили по справедливости в шариате и добрым нравам.
Глава пятая. О наибствах.
Статья 18.
Эмиратство состоит из семи наибств.
Наибства возглавляют наибы.
Наибом может быть только мусульманин вайнахского происхождения.
Комментарий:
Эмиратство делилось на наибства. Их возглавляли наибы. Наибом мог быть только мусульманин и вайнах. Вообще в принципе все государственные должности могли занимать в эмиратстве только вайнахи и мусульмане.
Статья 19.
Наибов назначает и смещает эмир по исключительному праву.
Наибы имеют право на дружину и суд по законам шариата.
Наибы следуют улемам.
Комментарий:
Наибов смещал и назначал только эмир. Это было его исключительное право. Наибы имели право на небольшое постоянное войско в 200 всадников, право суда при обращении к ним и зависели от одобрения улемов. Эмир искусственно поддерживал некоторую зависимость наибов от духовенства.

/p>