Государственное управление в Киевской Руси
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В КИЕВСКОЙ РУСИ
Становление государственного управления. Власть в Древнерусском государстве принадлежала Великому князю, который восседал на киевском престоле. Он был носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти. Киевский князь не был монархом в полном смысле этого слова, как правитель, обладающий абсолютной властью. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, местные князья восточнославянских племен, покоренных «киевлянами», сохраняли определенную автономию. Во-вторых, были сохранены некоторые атрибуты так называемой «военной демократии», когда важные вопросы жизни населения решались на народных собраниях (вече). Так, на вече решались вопросы налогообложения, обороны городов, организации военных походов, а в Новгороде и Пскове вече избирало, приглашало или изгоняло местных князей. < …>
Одновременно шел процесс вовлечения в зависимость от киевской власти отдельных княжеств, не входивших первоначально в состав Киевской Руси. Население покоренных племен уплачивало киевскому князю определенную контрибуцию в виде полюдья – натуральной или денежной дани.
< …. > В ходе первого этапа становления и развития Древнерусского государства закладывались основы государственности:
— централизованное управление;
— установление территориальной целостности;
— закрепление феодальной собственности;
— создание государственного аппарата;
— введение регламентированного налогообложения;
— формирование единой идеологии в лице христианства. Киевский князь Ярослав Мудрый (годы правления – 1019-1054),
стремясь установить порядок и законность в русских землях, издал письменный свод юридических норм, обязательных для всех его подданных,– Кодекс – «Русская Правда».
Кодекс «Русская Правда» возникает в конце X в. – середине XI в., когда усиливаются тенденции укрепления централизованного государства. < …>
Для бояр, другого привилегированного слоя, был установлен особый порядок перехода имущества в собственность по наследству. Происходит формирование новых земельных отношений, складывается и закрепляется феодальная собственность на землю. Сущность государственного регулирования земельных отношений в этот период заключается прежде всего в юридическом оформлении вотчины, т. е. крупной феодальной собственности на землю. Главным собственником земли стал киевский князь и местные князья. Княжеская вотчина, или «домен», стала оформляться де-факто во второй половине X в. Летопись тех времен фиксировала княжеские села и княжеские охотничьи угодья. Законодательно (де-юре) княжеские вотчины были закреплены в «Русской Правде» – юридическом кодексе Древней Руси. < …>
Главой правосудия в Киевской Руси был великий князь. Княжеский двор служил обычно местом судопроизводства. Князь мог судить сам, но чаще всего он поручал отправление правосудия тиунам или отрокам. Чиновники, вершившие уголовный суд, назывались на Руси вирниками. Судья имел помощника (отрока), а также метельника, т. е. писца. Впервые был введен суд, состоявший из 12 судей, который рассматривал в Древнерусском государстве более сложные дела. В кодексе «Русская Правда» не разграничивались гражданская и уголовная ответственность, не говорилось о государственных и должностных преступлениях.
Ярослав Мудрый, автор «Русской Правды», установил новый порядок передачи власти в государстве. Не от отца к сыну, а к старшему в княжеском роду (дяде, брату и т. д.). Такая система наследования власти получила название лествичного права.