Конституция Омана
КОНСТИТУЦИЯ СУЛТАНАТА ОМАН
(принята 6 ноября 1996 года)
Часть первая. Государство и форма правления.
Статья 1.
Султанат Оман – арабское, исламское, независимое, суверенное государство со столицей в г. Маскат.
Статья 2.
Государственная религия – ислам, основа правовой системы – мусульманский шариат.
Статья 3.
Официальный государственный язык – арабский.
Статья 4.
Государственный флаг, герб, гимн, государственные награды устанавливаются законом.
Статья 5.
Форма правления – монархия в форме султаната, передаваемого по наследству потомкам Сейида Турки бен Сайда бен Султана Аль Сайда по мужской линии. Избранный для наследования власти должен быть совершеннолетним, дееспособным мусульманином, законнорожденным сыном подданных Омана, исповедующих ислам.
Статья 6.
В течение 3 дней с момента освобождения султанского трона Совет правящей семьи утверждает наследника власти.
В случае, если Совет правящей семьи не придёт к единому решению по вопросу кандидатуры нового Султана, Совет обороны утверждает того претендента, который будет рекомендован Султаном в послании к Совету правящей семьи.
Статья 7.
Перед принятием на себя полномочий Султан на совместном заседании Совета «Оман» и Совета обороны дает соответствующую присягу:
«Клянусь Великим Оманом уважать Основной закон государства и его законы, охранять все интересы и свободы его граждан, хранить независимость родины, ее территориальную целостность».
Статья 8.
Правительство продолжает свою обычную работу вплоть до утверждения Султана и возложения им на себя полномочий.
Статья 9.
Система правления в Султанате Оман основана на принципах справедливости, консультативности и равенства. Подданные страны в соответствии с Основным законом и положениями, определенными в соответствующих законах, пользуются правом участвовать в делах государства.
Часть вторая. Принципы, определяющие политику государства.
Статья 10.
Политические принципы:
• Обеспечение независимости, суверенитета, безопасности и стабильности страны; охрана государственного строя; оборона государства от любой агрессии.
• Укрепление уз сотрудничества и дружбы со всеми государствами и народами на основе взаимного уважения, общности интересов, невмешательства во внутренние дела, соблюдения международных и региональных соглашений и договоров, международного права, что приведет к распространению мира и безопасности между государствами и народами.
• Рациональное применение принципа консультативности в соответствии с национальным наследием и его ценностями, мусульманским шариатом, проверенным историей и вобравшим в себя все достижения современности.
• Создание эффективной системы административного устройства, которая будет гарантировать справедливость, спокойствие и равенство подданных, обеспечивать уважение общественного порядка и соблюдение высших интересов родины.
Статья 11.
Экономические принципы:
• Национальная экономика строится на основе справедливости, на принципах свободной рыночной экономики. Ее база – конструктивное и плодотворное взаимодействие государственного и частного секторов, ее цель – обеспечение социально-экономического развития, что приведет к увеличению производства, повышению жизненного уровня подданных в соответствии с генеральным планом развития государства и в рамках закона.
• Свобода экономической деятельности гарантирована в рамках закона, общественного блага и необходимости защиты национальной экономики. Государство поощряет накопление и наблюдает за условиями кредита.
• Все природные богатства и ресурсы находятся в собственности государства, которое оберегает их и обеспечивает их рациональное использование в целях сохранения безопасности страны, укрепления национальной экономики Предоставление концессий на разработку какого-либо полезного ископаемого допускается только в соответствии с законом и в рамках ограниченного периода времени для обеспечения национальных интересов.
• Государственная собственность неприкосновенна; государство должно обеспечить его защиту, а подданные и жители страны должны ее оберегать.
• Частная собственность защищена; ограничение прав распоряжения своей собственностью может быть введено только по закону. Отчуждение частной собственности допускается только при необходимости соблюдения общественного блага в случаях, предусмотренных законом, определяющим, какая собственность может быть отчуждена и каким будет порядок компенсации за собственность при условии, что компенсация будет справедливой.
• Право на наследство определяется мусульманским шариатом.
• Конфискация государственной собственности не допускается; конфискация частной собственности возможна только по судебному приговору в случаях, предусмотренных законом.
• Налоги и государственные сборы должны вводится на основе справедливости и служить целями развития национальной экономики.
• Введение государственных налогов, их изменение или отмена производится только в соответствии с законом; освобождение от всех или части налогов производится только в случаях, предусмотренных законом. Изменение размера налога, сбора или пошлины независимо от вида не может иметь обратной силы.
Статья 12.
Социальные принципы:
• Справедливость, равенство, равные возможности оманских подданных составляют основу общества и охраняются государством.
• Взаимопомощь и милосердие Друг к другу объединяют подданных; укрепление национального единства – их обязанность. Государство предотвращает действия, ведущие к разжиганию розни, смуты или нарушению национального единства.
• Семья – основа общества, закон определяет способы ее охраны и соблюдения ее законности, укрепления семейных уз и ценностей, защиты ее членов, создания необходимых условий для увеличения достатка и возможностей семьи.
• Государство гарантирует поддержку подданных и их семей в чрезвычайных ситуациях: в случае болезни, инвалидности и старости в соответствии с системой социальных гарантий. Государство способствует сплочению общества и преодолению последствий катастроф и бедствий.
• Государство заботится об охране здоровья путем профилактики и лечения болезней и борьбы с эпидемиями, стремится обеспечить охрану здоровья каждого подданного, поощряет строительство частных больниц, клиник и лечебниц под надзором государства в соответствии с нормами, определенными законом, Государство способствует охране окружающей среды, ее защите от загрязнения.
• Государство издает законы, регулирующие положение работника и работодателя, определяющие их взаимоотношения. Каждый подданный имеет право заниматься тем видом деятельности, который он для себя выберет в рамках закона. Принуждение к определенной деятельности допускается только в соответствии с положениями закона для выполнения государственной службы за справедливую плату.
• Государственная служба есть служение отечеству и поручается тем, кто на ней состоит. Государственные служащие посредством выполнения своих обязанностей служат общественному благу и обществу. Подданные равны в правах на получение должностей в государственной службе в соответствии с условиями, определяемыми законом.
Статья 13.
Культурные принципы:
• Образование – основа прогресса общества, оно находится под покровительством государства, которое стремится к развитию и совершенствованию образования.
• Образование имеет целью повышение общего культурного уровня, развитие научного мышления, укрепление стремления к знаниям. Образование нацелено на удовлетворение требований социально – экономического развития, создание нового поколения, сильного духом и моралью, гордящегося за свою нацию, родину, наследие и готового оборонять свои достижения.
• Государство гарантирует всеобщее образование и действует для искоренения неграмотности. Государство поощряет создание частных школ и колледжей под надзором государства в соответствии с положениями закона.
• Государство оберегает национальное наследие, поощряет науку, искусство, литературу и научные исследования, способствует их развитию.
Статья 14.
Принципы безопасности:
• Мир – цель государства; обеспечение безопасности отечества – священный долг каждого подданного.
• Совет обороны занимается вопросами, связанными с обеспечением безопасности Султаната Оман и строительством его обороны.
• Только государство создает вооруженные силы, службы обеспечения общественной безопасности и любые другие военные органы. Все эти органы являются достоянием народа, их задача заключается в охране неприкосновенности территорий, обеспечении безопасности и спокойствия подданных. Создание какой-либо организацией или группой военных или полувоенных формирований запрещается. Закон определяет порядок прохождения военной службы, объявления всеобщей или частичной мобилизации, права, обязанности и порядок призыва на военную службу, в службы обеспечения общественной безопасности и в другие военные органы, которые могут быть созданы по решению государства.
Часть третья. Общие права и обязанности.
Статья 15.
Закон определяет порядок получения подданства; отказ от подданства или лишение подданства осуществляется только в рамках закона.
Статья 16.
Запрещается ссылка, высылка подданных из страны, а также лишение подданного права на возвращение в Султанат Оман.
Статья 17.
Все подданные равны перед законом, равны в общих правах и обязанностях, не разрешается дискриминация подданных в зависимости от пола, происхождения, цвета кожи, языка, религии, религиозных течений, места рождения или социального положения.
Статья 18.
Личная свобода гарантирована законом; арест, обыск, задержание, заключение в тюрьму, вынужденное поселение, ограничение свободы выбора места жительства или передвижения допускаются только в соответствии с положениями закона.
Статья 19.
Содержание арестованных и заключенных допускается только в местах, предусмотренных законом о тюремном заключении и имеющих соответствующее медицинское и социальное обслуживание.
Статья 20.
Запрещается подвергать человека физическим или психологическим пыткам и издевательствам; закон будет определять ответственность за эти действия. Любые заявления или признания, сделанные под пыткой, обманным путем или в результате издевательств или под угрозой таких действий – недействительны.
Статья 21.
Преступление и наказание может быть установлено только на основе закона; наказание может быть применено только в соответствии с законом; наказание индивидуально,
Статья 22.
Обвиняемый невиновен до тех пор, пока его вина не будет доказана в ходе судебного процесса, во время которого обвиняемому гарантируется обязательное право на защиту в соответствии с законом; запрещается наносить обвиняемому физические или психологические травмы.
Статья 23.
Обвиняемый имеет право назначить защитника, обладающего возможностями представлять его интересы в суде; закон определяет случаи, в которых наличие у осужденного адвоката обязательно и предоставляет тем, кто не обладает средствами, возможностью использования адвоката для защиты своих прав.
Статья 24.
Задержанный или арестованный должен быть немедленно информирован о причинах задержания или ареста; он имеет право связаться с любым лицом и запросить его помощи в соответствии с законом; ему должно быть незамедлительно предъявлено обвинение; он или лицо, представляющее его в суде, имеет право заявить перед судом о действиях, ограничивающих его личную свободу; закон определяет порядок подачи жалоб и гарантирует свободу обвиняемому в случае, если суд не будет завершен в определенный промежуток времени.
Статья 25.
Право на обжалование приговора гарантировано всем, закон определяет порядок и необходимые условия реализации этого права; государство, в меру возможности, гарантирует территориальную близость между органами суда и сторонами спора, а также быстроту судебного разбирательства.
Статья 26.
Не разрешается проведение медицинских или научных экспериментов на человеке без его свободно выраженного согласия.
Статья 27.
Жилище неприкосновенно; проникновение в жилище без согласия лиц, проживающих в нем, допускается только в случаях, предусмотренных законом и путем, определенным законом.
Статья 28.
Свобода исполнения религиозных обрядов в соответствии с признанными нормами гарантирована в случаях, если она не нарушает общественный порядок и нравственность.
Статья 29.
Свобода мнения и право излагать свое мнение устно, письменно или другим способом изложения гарантированы в рамках закона.
Статья 30.
Свобода и тайна почтового, телеграфного и телефонного сообщения гарантированы; подслушивание, вскрытие корреспонденции, нарушение ее тайны, задержка или конфискация допускается только в случаях, предусмотренных законом и только путем, определенным законом.
Статья 31.
Свобода печати, издательской деятельности и распространения печатных издании гарантирована в соответствии с условиями и правилами, изложенными в законе; свобода не распространяется на действия, веющие к смуте, затрагивающие безопасность государства, нарушающие честь и права человека.
Статья 32.
Подданные пользуются правом на свободу собраний в рамках закона.
Статья 33.
Свобода создания обществ на основе национальной принадлежности с законными целями и средствами их достижения, не противоречащая положениям и целям настоящего Основного закона, гарантирована в соответствии с условиями и правилами, определенными законом. Запрещается создавать общества, деятельность которых направлена против общественного порядка или секретна или носит военный характер; не допускается принуждение ко вступлению в какую-либо организацию.
Статья 34.
Подданные имеют право обращаться в государственные организации по вопросам, касающимся их лично, или имеющим отношение к делам государства; процедуры и условия обращения определяются законом.
Статья 35.
Каждый иностранец, находящийся в Султанате Оман на законных основаниях, пользуется правом на защиту личности и собственности в соответствии с законом; иностранцы должны уважать общественные ценности, обычаи и нравственность подданных.
Статья 36.
Не разрешается выдача политических беженцев; законы и международные соглашения определяют правила выдачи преступников.
Статья 37.
Защита отечества – святой долг; служба в вооруженных силах – честь для подданного, ее порядок регулируется законом.
Статья 38.
Сохранение национального единства, хранение государственной тайны – долг каждого подданного,
Статья 39.
Плата налогов и общественных сборов обязательна в соответствии с законом.
Статья 40.
Уважение Основного закона государства, законов и распоряжений органов государственной власти, их выполнение, соблюдение общественного порядка и морали – долг всех жителей Султаната Оман.
Часть четвертая. Глава государства.
Статья 41.
Султан – глава государства и верховный главнокомандующий вооруженными силами; его личность неприкосновенна; уважение Султана обязательно, его решения окончательны; Султан является символом национального единства, он обязан защищать и хранить национальное единство.
Статья 42.
Султан выполняет следующие обязанности:
• Защищает независимость страны, ее территориальную целостность, обеспечивает ее внутреннюю и внешнюю безопасность, соблюдение прав и свобод подданных, гарантирует верховенство закона и определяет генеральную политическую линию государства.
• Принимает должные меры по защите от опасности, угрожающей спокойствию султаната Оман, его территориальной целостности, безопасности его народа и его интересов или затрудняющей выполнение государственными органами своих задач.
• Представляет государство во внутренних делах и во всех видах международных отношений с другими государствами.
• Председательствует в Совете Министров или назначает Председателя Совета Министров; председательствует в специализированных Советах или назначает Председателей этих Советов.
• Назначает на должность заместителей Председателя Совета Министров, министров, других государственных служащих такого ранга и освобождает их от должностей.
• Назначает на должность заместителей министров, генеральных секретарей, других государственных служащих такого ранга и освобождает их от должностей.
• Назначает верховных судей и освобождает их от должностей.
• Объявляет чрезвычайное положение, всеобщую мобилизацию, войну, заключает перемирие в соответствии с положениями закона.
• Принимает и утверждает законы.
• Заключает международные соглашения и договоры в соответствии с положениями закона или делегирует полномочия на подписание договоров; издает декреты, ратифицирующие договоры.
• Назначает политических представителей при других государствах и международных организациях и освобождает их от должности в рамках положений закона; принимает верительные грамоты представителей других государств и международных организаций.
• Объявляет амнистию или отменяет наказание.
• Награждает орденами и присваивает военные звания.
Статья 43.
Совет Министров и специализированные Советы оказывают помощь Султану в проведении генеральной политической линии государства.
Совет Министров.
Статья 44.
Совет Министров – орган, ответственный за реализацию генеральной политической линии государства, и выполняет следующие задачи в пределах своей компетенции.
• Направляет Султану рекомендации по экономическим, политическим, оциальным, исполнительным вопросам, которым правительство уделяет особое нимание, а также предлагает проект законов и декретов.
• Защищает интересы подданных, гарантирует предоставление им необходимых услуг, повышает уровень социально-экономического и культурного развития, способствует развитию здравоохранения.
• Определяет цели и политику социально-экономического и административного развития, предлагает пути и меры, необходимые для ее реализации; обеспечивает рациональное использование финансовых, экономических и людских ресурсов.
• Обсуждает планы развития, подготовленные соответствующими органами, и направляет эти планы на утверждение Султана; контролирует выполнение планов развития.
• Обсуждает предложения министров по вопросам их компетенции; принимает необходимые рекомендации и решения в этой связи.
• Контролирует работу административного аппарата государства; наблюдает за выполнением стоящих перед аппаратом задач; обеспечивает координацию его структурными подразделениями.
• Обеспечивает общий контроль за выполнением законов, декретов, постановлений, указов, соглашений, приговоров судов, обязательных для исполнения.
• Выполняет другие полномочия, определяемые для Совета Министров Султаном или полномочиями законов.
Статья 45.
Председатель Совета Министров руководит заседаниями Совета; он имеет право делегировать полномочия по ведению заседаний одному из своих заместителей, в случае, если сам Председатель не будет присутствовать на заседании; в случае отсутствия Председателя и его заместителей Султан передает полномочия по ведению заседаний тому, кому сочтет нужным.
Статья 46.
Заседания Совета Министров могут проводится в случае, если присутствует более половины членов Совета Министров; заседания Совета Министров являются тайными, решения принимаются большинством голосов присутствующих членов Совета Министров.
Статья 47.
Совет Министров принимает внутренний регламент, определяющий порядок его функционирования; при Совете Министров функционирует Генеральный секретариат с таким числом сотрудников, которое достаточно для обеспечения выполнения Советом Министров своих задач.
Председатель Совета Министров, его заместители и министры.
Статья 48.
В случае, если Султан назначит Председателя Совета Министров, в декрете о назначения будут определены его полномочия.
Статья 49.
Кандидаты на пост Председателя Совета Министров, его заместителей и министров должны отвечать следующим требованиям:
• Должны быть оманскими подданными по рождению в соответствии с законом.
• Должны быть старше тридцати лет.
Статья 50.
Перед исполнением обязанностей Председатель Совета Министров, его заместители и министры приносят перед Султаном следующую присягу:
«Клянусь Великим Аллахом быть верным моему Султану и моей стране, уважать Основной закон государства, действующие законы, безусловно оберегать государственный строй и территориальную неприкосновенность, полностью следовать ее интересам и интересам ее подданных, выполнять свой долг верно и преданно».
Статья 51.
Заместители Председателя Совета Министров и министры контролируют работу порученных им подразделений, выполняют генеральную политическую линию Правительства, разрабатывают основные направления деятельности порученных им подразделений и наблюдают за их выполнением.
Статья 52.
Члены Совета Министров несут коллективную политическую ответственность перед Султаном за проведение генеральной политической линии государства; каждый из них несет личную ответственность перед Султаном за выполнение своих функций и полномочий в порученном ему министерстве или подразделении.
Статья 53.
Членам Совета Министров не разрешается совмещать министерские посты с председательствованием или членством в советах директоров акционерных компаний; не допускается, чтобы структурные подразделения Правительства, находящиеся под их руководством, напрямую или косвенно взаимодействовали с любыми компаниями или организациями, от деятельности которых министр, возглавляющий это подразделение, имеет личную прибыль. Во всех случаях деятельность министров должна быть подчинена интересам государства; не допускается использование министрами их официальных постов для извлечения личной выгоды или для людей, лично связанных с ними.
Статья 54.
Размер заработной платы заместителей Председателя Совета Министров и министров во время исполнения обязанностей и после ухода на пенсию определяется распоряжениями Султана.
Статья 55.
Действие статей 49, 50, 51, 52, 53, 54 и 55 распространяется на всех государственных служащих в ранге министра.
Специализированные Советы.
Статья 56.
Создание, определение полномочий и состава Специализированных Советов производится султанскими декретами.
Финансовые вопросы.
Статья 57.
Закон регулирует следующие сферы и определяет органы, несущие за них ответственность:
• Поступление налогов, тарифов и других государственных сборов и их расходование.
• Хранение государственного имущества, пользование и порядок распоряжения государственным имуществом, условия отказа от части государственного имущества.
• Подготовка государственного бюджета и платежного баланса.
• Подготовка самостоятельных частей государственного бюджета и платежных балансов.
• Финансовый контроль в государстве.
• Кредиты, предоставленные от имени государства, и займы, полученные государством.
• Денежное обращение, банковская система, стандарты мер и весов.
• Заработная плата, пенсии, компенсации и пособия, выплачиваемые за счет государственного казначейства.
Часть пятая. Совет «Оман»
Статья 58.
Совет «Оман» состоит из:
1. Консультативного Совета.
2. Государственного Совета.
Закон определяет полномочия каждого из Советов, срок их созыва, периодичность проведения сессий, число членов, порядок смещения членов, а также другие вопросы, имеющие отношение к работе Советов.
Часть шестая. Судебная система.
Статья 59.
Верховенство закона составляет основу власти в государстве; непредвзятость и честность судей – гарантия прав и свобод.
Статья 60.
Судебная власть независима, она состоит из судов различной инстанции; приговоры судов выносятся в соответствии с законом.
Статья 61.
В ходе судебного разбирательства над судьей нет другой власти, кроме власти закона; судьи могут быть отстранены от должности только в случаях, предусмотренных законом; не допускается вмешательство какого-либо органа в ход рассмотрения дел в суде или в вопросы правосудия; такое вмешательство считается преступлением, преследуемым по закону. Закон определяет требования, предъявляемые кандидатам на должность судьи, порядок назначения, перемещения и повышения судей, а также гарантии, предоставляемые судьям, случаи, в которых отстранение судей от должности не допускается и другие вопросы, связанные с деятельностью судей.
Статья 62.
Закон определяет специализацию судов различных инстанций и их компетенцию; к компетенции военных судов относятся только военные преступления, совершенные личным составом вооруженных сил и служб безопасности; привлечение к военному суду других лиц возможно только в условиях военного времени в рамках, определяемых законом.
Статья 63.
Заседания судов, носят открытый характер во всех случаях, кроме тех случаев, когда суд принимает решение провести закрытое заседание, исхода из необходимости сохранения общественного порядка и нравственности, но во всех случаях оглашение приговора производится на открытых заседаниях.
Статья 64.
Генеральный прокурор, представляет обвинение от имени общества, наблюдает за судебной дисциплиной, за точным применением уголовного законодательства, за содержанием заключенных и исполнением судебных приговоров; закон определяет порядок назначения Генерального прокурора и его полномочия, устанавливает требования, необходимые для поста Генерального прокурора и гарантии его деятельности. В исключительных случаях в соответствии с законом службы безопасности могут выступать в качестве общественного обвинителя.
Статья 65.
Закон определяет функции адвокатуры.
Статья 66.
Высший судебный Совет наблюдает за работой судов и других вспомогательных органов; закон регулирует его полномочия в вопросе назначений судей и Генерального прокурора.
Статья 67.
Разрешение административных споров относится к компетенции специального органа или Суда, чьи полномочия в области урегулирования административных споров определяются законом.
Статья 68.
Закон определяет порядок разрешения противоречий между полномочиями различных судов и в случаях вынесения взаимоисключающих приговоров.
Статья 69.
Закон определяет круг полномочий органа, в компетенцию которого будет входить подготовка рекомендаций по юридическим вопросам для министерств и других структурных подразделений, редактирование проектов законов и распоряжений; закон определяет порядок представления государства, государственных организаций и ведомств в судебных органах.
Статья 70.
Закон назначает судебную инстанцию, в компетенцию которой входит определение соответствия законов, актов и распоряжений Основному закону государства, регулирует ее полномочия и порядок работы.
Статья 71.
Приговоры принимаются и приводятся в исполнение от имени Его Величества Султана; отказ или затягивание исполнения приговоров со стороны государственных служащих считается уголовным преступлением, меру ответственности за которое определяет закон; в таких случаях сторона, выигравшая судебный процесс в соответствии с приговором, имеет право обратиться с иском непосредственно в суд.
Часть седьмая. Общие положения
Статья 72.
Выполнение настоящего Основного закона не противоречит международным соглашениям и договорам, заключенным султанатом Оман с другими государствами и международными организациями.
Статья 73.
Отмена любого положения настоящего Основного закона допускается только в условиях введения военного положения или в других случаях, предусмотренных законом.
Статья 74.
Законы публикуются в «Официальной газете» в течение двух недель с момента их утверждения и действительны с момента публикации, если иное не предусматривается самим законом.
Статья 75.
Сила закона распространяется только на те действия, которые были совершены после утверждения закона. Закон не имеет обратной силы кроме случаев, предусмотренных законом. Не имеет обратной силы уголовное, налоговое, тарифное и финансовое законодательство.
Статья 76.
Договоры и соглашения приобретают силу закона только после их ратификации; но допускается наличие в договорах или соглашениях секретных положений, противоречащих опубликованным положениям договоров или соглашений.
Статья 77.
Все законы, акты, декреты, распоряжения и решения, утвержденные до вступления настоящего Основного закона в силу, сохраняют свою силу, кроме тех случаев, когда они противоречат положениям настоящего Основного закона.
Статья 78.
Компетентные организации в течение двух лет с момента принятия Основного закона подготовят и утвердят законы, необходимые для реализации настоящего Основного закона.
Статья 79.
Законы и другие акты, имеющие силу закона, должны соответствовать настоящему Основному закону государства.
Статья 80.
Не допускается издание каким-либо органом в государстве актов, распоряжений или указаний, противоречащих законам и султанским декретам, а также международным соглашениям и договорам, составляющим часть законодательной базы государства.
Статья 81.
Внесение в настоящий Основной закон изменений возможно только тем же путем, каким настоящий Основной закон был утвержден.