Новгородские берестяные грамоты
НОВГОРОДСКИЕ БЕРЕСТЯНЫЕ ГРАМОТЫ
Грамота № 157. Господину Михаилу Юрьевичу биют челом хрестяне Черенщани. Чо еси, господине, велел нам переставливати двор, а ключник нам, господине, велит переста…
(Крестьяне Черенщане жалуются своему господину на ключника, который требует от них большей работы, чем приказал господин.)
Челобитье крестьян. Грамота № 370. Поклон ко Юрью и к Миксиму от всих сирот. Цто еси дал нам за клуц(ни)ка, за нас не сто(и)ть, нас продает, и окрадони от ного есми. А лижини от ного, не отъезде да. А ми есми в том погибли. Аже ему будьть сидить, немам сили ниту сидити. А да (й) нам смирного человека. А на том тобе цолом.
Сироты – крестьяне.
Перевод. Поклон к Юрию и к Максиму от всех крестьян. Что ты дал нам за ключника? Он за нас не стоит, нас продает, и мы им ограблены. Мы из-за него стали лежебоками, так как он не разрешает нам отъезжать. Из-за него мы погибаем. Если он будет и дальше сидеть, нам нет сил. Дай нам смирного человека. А в том тебе челом бьем.
Грамота № 161. Перха 3 кади. Наум 3 ржи. Огафоноко кадь ржи. Грига 2 кади ржи. Кулба кадь ржи. Филимон 3 кади ржи. Офромеец кадь ржи. Васке 2 кади ржи. У Обакунця 2 кади ржи. У Максимця 2 кади ржи. Шестьники 5 кадей ржи. У Окиша 2 кади ржи. У Тораха 3 кади ржи. Исак пол 3 третьи ржи. У Съсъя 2 ржи. У Токаря 2 ржи. У Микитци кадь ржи. У Доманта 3 ржи. У Овсяника кадь ржи. У Понарьи полътреть ржи. У Юрка 2. У Чупровых 5 ржи. (Всего господин получает около 12 т ржи.)
Кадь – мера сыпучих тел, около 14 пудов, или 229,32 кг.
Полътреть – два с половиной.
Грамота № 162. На Терехе и на Лутьянь рубль. И на их внучате, на Микифоре, на Григорь 4 гривни. На Онане, на Пелемчах полтинна. У Сеш… коробе ржи. На Григорьи 5 коробе овса да коробья жита. На Мине 2 гривни. На Машке 2 гривне.
Коробья – мера сыпучих тел, около 7 пудов.
(Грамоты № 161 и 162 содержат записи о повинностях крестьян новгородского боярина Михаила Юрьевича. Крестьяне платили господину не только натуральный (хлебными злаками), но и денежный оброк.)
Грамота № 17. Поклон от Михайли к осподину своему Тимофею. Земля готова, надобе семена. Пришли, осподине, целовек спроста, а мы не смием имать ржи без твоего слова.
(Староста или приказчик феодала сообщает ему, что земля уже вспахана, для посева нужны семена. Просит прислать человека с разрешением взять господские семена ржи, потому что без его приказа они (пахари, «мы») не смеют взять.)
Грамота № 43. От Бориса к Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, со роди це забыле.
(Борис просит прислать одного из его слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл.)
Просьба о покупке. Грамота № 125. Поклон от Марине к с(ы)ну к моему Григорью. Купи ми зендянцу добру. А куны яз дала Давыду Прибыше. И ты, чадо, издей при себе да привези семо.
Зендянца – хлопчатобумажная ткань из Средней Азии.
Издей – сделай, от «изделать».
Семо – сюда.
(Мать Марина просит сына Григория купить ей хорошую ткань. Деньги для покупки она дала Давыду Прибышу. «И ты, сын, сделай это при себе и привези (ткань) сюда».)
Челобитье крестьян. Грамота № 94. Биють целом крестьяне господину Юрию Онцифоровицю о клюцнике, зандо, господине, не можем ницим ему удобритися. Того, господине, с села… господине, буянить. А себе, господине… (Юрий Онцифорович – боярин, в 1409–1417 гг.– посадник в Новгороде.)
Зандо – испорч. «зандра» – вражда, ссора.
(Боярские крестьяне бьют челом своему господину с жалобой на ключника, с которым у них ссора (вражда) и они ничем не могут на него угодить (удобрить его). Если слово «буянить» относится к господскому ключнику, то оно выражает жалобу крестьян на самоуправство, насилия боярского слуги.)