Из воспоминаний Н.А. Морозова о «хождении в народ»

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ Н.А. МОРОЗОВА О «ХОЖДЕНИИ В НАРОД»
— Садись, подвезем! — весело обратился ко мне, останавливая лошадь, один из двух… уже знакомых мне по корчме крестьян…
Я сел в тряскую телегу на свой снятый с плеча мешок, и мы поехали…
— А вы сами куда?
— Да верст за десять отсюда, делить землю. Прикупили нас восемь человек из деревни в складчину у барина, а теперь хотим разделить. Другие наши уж там.
— А зачем же делить? Вы бы так и оставили общую.
— Ты городской, видно, — спросил он меня вместо ответа.
— Из Москвы — фабричный.
— Я так и думал, — заметил он. — А ты запасись-ко сам землей, тогда и увидишь, как хозяйничать на ней всем вместе.
— Да ведь земля божия? Общая? — задал я ему хитрый вопрос, так как в среде молодежи на все лады повторялось, что простой народ даже не понимает, как это земля, которую создал бог для всех, может быть в частной собственности.
— Божия там, где никто не живет, — философски заметил он. — А где люди, там она человеческая.
Против этого я не нашел возражения. Но мне в первый раз пришла в голову мысль: вот крестьяне и у нас, в Ярославской губернии, сложившись
по нескольку вместе, а то и целой деревней, прикупают себе землю у помещиков. И у отца моего купили несколько пустошей, и у соседей, как я не раз слышал, но они никогда не присоединяли их к общине, а всегда делили как свое личное добро, и даже раньше, чем купить, уже уславливались, какой участок кому достанется. Значит, все такие прикупившие крестьяне в глубине души предпочитают частную собственность своей общинной. Иначе они, конечно, сейчас же присоединили бы прикупленные участки к общине. В чем же тут дело? Ведь видят же они, что община справедливее, что при частной собственности и наследственной передаче среди их внуков непременно разовьется пролетариат?
— Да ведь и человеческая земля может быть общей, — сказал я. — Вот ведь и в общине общественная же земля!
— И простота же ты, человек! — ответил он. — Своя-то выгоднее, да и спору меньше.