Из отчета III отделения о крестьянских волнениях, 1848 г.

ИЗ ОТЧЕТА III ОТДЕЛЕНИЯ О КРЕСТЬЯНСКИХ ВОЛНЕНИЯХ
1848 г.
Примеры неповиновения крестьян их владельцам значительно увеличились против прежних лет.
Побудительные тому причины заключались, главнейшее, в неудовольствии на отчинные управления, в превратных суждениях о намерении правительства освободить их из крепостного состояния или в ложном понятии закона, дозволяющего крестьянам продаваемых с публичных торгов имений права выкупа , и в подстрекательстве сочинителями просьб, беглыми одно- сельцами или поверенными возмущавшихся, духовными лицами и раскольниками; в Западном же крае преимущественно от введения правил отбывания повинностей по вновь составленным инвентарям .
Приведение этой высочайше дарованной им милости в исполнение в тех местах, где правила объясняемы были надлежащим образом, крестьяне принимали с признательностию за всемилостивейшее ограждение прав их от произвола владельцев; но там, где им дано было неправильное понятие, обнаруживались нелепые толки об изменении помещичьей власти и непокорность не только владельцам, но и местным должностным чиновникам, которых крестьяне обвиняли в пристрастии к дворянам. Этому способствовало в некоторых имениях и беспорядочное составление инвентарей: неправильный раздел участков земли или действительно тягостное для крестьян, как они жаловались, распределение работ и повинностей; и потому, для отвращения неудобств, назначен новый пересмотр и исправление инвентарей. Жалобы крестьян на эти неудобства усиливались от нарушения некоторыми помещиками инвентарных правил излишними требованиями работ и наказаниями за неисполнение, а также и от подстрекательства, в котором обвинялось большей частью сельское духовенство.
Частые по поводу сего волнения крестьян, особенно во время происходивших за границею беспорядков , побуждали губернские начальства к требованиям воинской помощи и принятию особых мер предосторожности для отвращения общего возмущения. Таковые опасения были, однако, преувеличены, и общее спокойствие сохранено повсеместно.
К исследованиям всех этого рода происшествий, в исполнение последовавшего на подобные случаи высочайшего повеления, командируемы были штаб- и обер-офицеры корпуса жандармов. Появление их между взволнованными производило почти всегда желаемую пользу. Крестьяне, оказывая к ним особенное доверие, покорялись внушениям их и исполняли все требования, а скорейшее производство исследований и строгие, на основании особых высочайших повелений, меры против зачинщиков важнейших беспорядков обращали крестьян к спокойствию и покорности властям.
[…] Всех случаев неповиновения крестьян в 1848 году было 70; более против 1847 года 22-мя.
Из этого числа 30 произошло во внутренних губерниях, 5 в малороссийских и 35 в западных, и преимущественно в Киевской. Подстрекателей обнаружено до 40 человек; из них: 14 священников, 5 дьячков, 4 чиновника, 1 дворянин; остальные принадлежат низшему сословию. Все они подвергнуты законной ответственности, а некоторые преданы военному суду или заключены под строгий арест.