Манифест «Об учреждении министерств», 1802 г.

МАНИФЕСТ «ОБ УЧРЕЖДЕНИИ МИНИСТЕРСТВ»
8 сентября 1802 г.
…Мы заблагорассудили разделить государственные дела на разные части, сообразно их естественной связи между собою, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров, постановив им главные правила, коими они имеют руководствоваться в исполнении всего того, чего будет требовать от них должность, и чего мы ожидаем от их верности, деятельности и усердия ко благу общему. — На Правительствующий же Сенат, коего обязанности и первоначальную степень власти мы указом нашим в сей день данным утвердили, возлагаем важнейшую и сему верховному месту наипаче свойственную должность рассматривать деяния министров по всем частям их управлению вверенным, и по надлежащем сравнении и соображении оных с государственными постановлениями и с донесениями прямо от мест до Сената дошедшими, делать свои заключения и представлять нам докладом.
По сему в следующих статьях означаются все сии части в естественной их связи между собою, все предметы к ним принадлежащие, равно как и главные обязанности министров, коих ведению оные препоручаем.
I. Управление государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое министерство и находится под непосредственным управлением министра, коего мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим.
Отделения сии суть следующие: 1. Военных Сухопутных. 2. Морских Сил. 3. Иностранных Дел, по которым дела производятся в первых государственных коллегиях. 4. Отделение Юстиции. 5. Внутренних Дел. 6. Финансов. 7. Коммерции и 8. Народного Просвещения.
II. Три первые государственные коллегии, Военная, Адмиралтейств и Иностранных Дел, состоят каждая в ведомстве своего министра, который также управляет и всеми местами и делами, от нее зависящими; к последней из них присоединяются и дела церемониймейстерские.
III. Как должность министра юстиции особенно определена быть имеет при издании сочиняемого уложения законов; то и повелеваем до того времени оставаться оной на основании инструкции генерал-прокурора.
IV. Должность министра внутренних дел обязывает его пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей империи. В управлении своем имеет он все части государственной промышленности, кроме части горной; в ведении его находится также построение и содержание всех публичных зданий в государстве. Сверх того возлагается на него долг стараться всеми мерами об отвращении недостатка в жизненных припасах и во всем, что принадлежит к необходимым надобностям в общежитии…
…V. Должность министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и государственными частями, кои доставляют правительству нужные на содержание его доходы; и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям государственных расходов.
Сверх того возлагается на него обязанность при конце каждого года делать для наступающего подробный штат общих государственных расходов. Сей штат должен заключать в себе, как суммы, кои по сметам министров окажутся необходимо нужными для годичного содержания в должном порядке вверенных им частей, так и государственные доходы на то ассигнованные; и для сего каждый министр по своей части обязан доставлять ему ежегодно в начале октября месяца ясный и подробный план или табель тех расходов, на кои употребляемы будут требуемые им для будущего года суммы. Министр финансов должен окончить таковой штат в ноябре месяце и вместе с генеральной ведомостью о доходах следующего года, представить на рассмотрение и утверждение наше. После чего министр сей отсылает его к государственному казначею для надлежащего по нем исполнения.
VI. Должность министра коммерции, управляющего коммерц- коллегиею и имеющего главное начальство над всеми таможенными чиновниками, остается на основании прежде изданных узаконений.
VII. Министр народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук имеет в непосредственном ведении своем главное училищное правление со всеми принадлежащими ему частями, Академию наук, Российскую Академию, университеты и все другие училища, кроме предоставленных особенному попечению любезнейшей родительницы нашей императрицы Марии Феодоровны, и находящимся по особенному повелению нашему в управлении других особ или мест, типографии частные и казенные, исключая из сих последних состоящие также под непосредственным чьим-либо ведомством, цензуру, издание ведомостей и всяких периодических сочинений, народные библиотеки, собрания крепостей, натуральные кабинеты, музеи и всякие учреждения, какие впредь для распространения наук заведены быть могут.
VIII. Министры внутренних и иностранных дел, министр юстиции или генерал-прокурор, министр финансов и министр народного просвещения, имеют каждый своего помощника с званием товарища министра .
IX. Всякой министр должен иметь непрерывное сношение со всеми местами под управлением его состоящими, и быть сведущ о всех делах, которые в них производятся. По сему каждое место обязано посылать к своему министру еженедельные мемории о всех текущих делах, о делах же затруднительных, или скорого решения требующих особенные представления. Министр сообразив всякое дело с пользою и выгодами для всех частей ему вверенных, если найдет за нужное, делает свои замечания, а на представления дает решительные ответы, и как сии последние, так и первые сообщает предложениями. Если места сии не согласны будут с замечаниями министра на их мемории, то представляют ему о том свои рассуждения. Но когда не взирая на вторичное их представление, министр настоять будет, чтоб исполнено было по его замечаниям; тогда записывается мнение присутствующих в журнале, и чинится исполнение.
X. Если в каком-нибудь деле власть министра, которой пределы ясно означены будут в тех инструкциях, коими не оставим мы снабдить каждого из них, не позволяет ему разрешить сомнения мест или чиновников, в ведомстве его состоящих, или отвратить какие-нибудь по вверенной ему части могущие встретиться неудобства, влекущие за собою потерю времени, излишние издержки, беспорядок в производстве, или какие последствия, кои преграждают путь к приведению чего-либо в лучшее состояние; в таких случаях министр придумав удобное средство к преодолению таковых затруднений входит к нам с докладом, из которого бы ясно можно было видеть, в чем состоит предлагаемый им способ, причину, заставившую его предложить оный, и наконец пользу от того произойти долженствующую. По исследовании ж сего доклада, ежели мы признаем предлагаемые им средства за полезные, и увидим, что они не требуют ни отмены существующих законов, ни введения или учреждения новых: то мы утвердив собственноручно сей доклад министра нашего, возвращаем к нему для учинения по оном исполнения и объявления Правительствующему Сенату для ведения; к чему он и приступает немедленно. Если ж представленный им в докладе способ окажется сопряженным с отменою существующих законов, или будет требовать новых узаконений, то мы повелим министру представившему нам сей доклад, написать указ, который за подписанием нашим и контрассигнированием сего министра нашего, и будет объявлен учрежденным на то порядком Правительствующему Сенату.
XI. Каждый министр прежде поднесения нам такового доклада, должен предварительно его предложить прочим министрам для надлежащего соображения со всеми государственными частями, в ведении их находящимися; в случае же нарушения сего узаконяемого нами порядка, всякой министр имеет право сделать нам о том свое представление.
XII. Каждый из министров в конце года должен подавать нам через Правительствующий Сенат письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей, исключая из них дела особенной тайне подлежащие. Отчет сей должен изображен быть так, чтобы можно было в нем видеть, какое употребление сделано из денег, отпущенных на годичное сих частей содержание, какие успехи каждая из них имела, в каком положении все они находятся и чего в будущие времена от них ожидать можно.
XIII. Правительствующий Сенат исследовав сей отчет в присутствии самого министра, требует от него, когда нужда в том настоять будет, объяснений, сравнивает его показания с рапортами, прямо от мест Правительствующему Сенату в течение того года доставленными, рассматривает все указы, по части его отделения в том году нами изданные, равно и доклады нами конфирмованные, и сим министром Правительствующему Сенату объявленные; и наконец по учинении всех сих соображений, входит нам докладом и представляет означенный отчет министра вместе со мнением своим о управлении и состоянии дел ему порученных.
XIV. Ежели Сенат и прежде окончания года усмотрит из получаемых рапортов, или из доношений губернских прокуроров, что в какую-нибудь часть вкрались злоупотребления, и что дела до нее касающиеся, производятся беспорядочно и противозаконно: в таком случае Сенат должен, не отлагая до другого времени, тотчас требовать объяснения от министра той части и ежели ответ его не будет признан удовлетворительным, то представить нам о том доклад.
XV. Все министры суть члены Совета и присутствуют в Сенате. Совет не иначе приступает к рассмотрению дел, как в присутствии по меньшой мере 5 министров, в числе которых должен находиться и министр, по части коего дело будет трактовано. Дела обыкновенные трактуются в Комитете, составленном единственно из них; для других же особенную важность в себе содержащих, прочие члены Совета будут собираться один раз в неделю.
XVI. Товарищ, как помощник министра, употребляется им по всем делам вверенных ему частей, и везде заступает его место, где по каким-либо причинам он сам присутствовать не может; но отвечает только за те дела, кои им самим подписаны будут.
XVII. Каждому министру будут назначены дни в неделе, в которые бы могли все имеющие до него надобность по его министерству, беспрепятственно его видеть и представлять ему о своих нуждах в положенные на то часы. Дни сии не прежде могут быть переменены, как по предварительном уведомлении о том в ведомостях…