Просительные пункты и клятвенное обещание имеретинского царя Соломона

ПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПУНКТЫ И КЛЯТВЕННОЕ ОБЕЩАНИЕ ИМЕРЕТИНСКОГО ЦАРЯ СОЛОМОНА ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В ПОДДАНСТВО РОССИИ
24 апреля 1804 г.
1. Я, Соломон из рода Багратионов, царь всея Имеретии и законный царства Имеретинского владетель, от дня подписи сего акта по совершении клятвенного обещания по обряду предаю себя со всем моим законным потомством и со всем моим царством в вечное и верное рабство* и подданство высочайшей Всероссийской державе, ныне счастливо царствующему всепресветлейшему державнейшему великому государю императору Александру Павловичу, самодержцу всея России, и высочайшим его преемникам.
2. Да благостью е.и.в., всемилостивейшего моего государя и повелителя, предоставлено будет мне и детям моим, а буде Богу не угодно будет благословить дом мой мужского рода потомством, то по мне царевичу Константину и его потомству по старшинству колена пользоваться правами и преимуществами царя имеретинского со всеми обязанностями верноподданного раба всероссийского государя императора яко верховного моего и преемников моих великого государя и повелителя, на каковое достоинство да буду я осчастливлен высочайшею е.и.в. грамотой, так как и преемники мои при всяком новом вступлении на царский престол да будут утверждаемы подобными высочайшими грамотами, с упоминанием о зависимости Гурии от Имеретии.
3. Да милосердием е.и. в., всемилостивейшего моего государя и повелителя, предоставлены будут мне и преемникам моим суд и расправа в царстве моем и во всероссийском подданстве находящемся. А как […] во всероссийском подданстве смертная казнь или лишение членов не могут быть терпимы, то да снабжен я буду по повелению е. и. в., всемилостивейшего моего государя и повелителя, законами, коими бы указаны были показания за человекоубийство, за пленникопродавство, за воровство и разбой. До издания же сих высочайших законов да позволено будет продолжать наказание по-прежнему для обуздания злодеяний, могущих умножиться по необычности народной к кроткому управлению.
4. Да силою высокославного оружия е.и.в., всемилостивейшего моего государя и повелителя, ограждена будет Имеретия яко во всероссийском подданстве находящаяся; да назначены будут квартиры некоторой части всероссийского войска на вечное пребывание для защиты от внешних врагов и сопостатов и для водворения спокойствия и тишины посреди самого царства Имеретинского.
5. Да от щедрот е.и.в., всемилостивейшего моего государя и повелителя, не оставлен я буду некоторой частью дохода в случае отыскания и раз- работывания в царстве Имеретинском золотых, серебряных или иных каких руд.
6. В случае возведения какого-либо нового города в царстве Имеретинском всероссийского подданства да воспользуюсь и я по благости е.и.в., всемилостивейшего моего государя и повелителя, некоторой частью дохода со оного, буде во Всероссийской империи в казну поступают какие-либо доходы с городов.
7. Во взаимность вышесказанных моих молений к е.и.в., всемилостивейшему моему государю и повелителю, я, нижеподписавшийся, с преемниками моими обязуюсь властям, от е.и.в. поставленным, как то управляющему Грузией, повиноваться во всем яко верноподданный раб всероссийского государя императора.
8. Я с преемниками моими обязуюсь высокославным всероссийским войскам, назначенным квартировать в царстве Имеретинском всероссийского подданства, выстроить дома с отапливанием, то есть доставляя чрез моих подданных дрова.
9. Я с преемниками моими обязуюсь оным войскам доставлять пшеницу и гоми или сорочинское пшено, также ячмень и сено или мякину за цены умеренные, стараясь всеми мерами по всеподданнейшему усердию, чтоб никогда недостатка ни в чем не было.
10. Я с преемниками моими обязуюсь в случае отыскания и разработывания руд российскими художниками доставлять потребное число работников за цену, от горного начальства определяемую.
11. Буде в лесах царства Имеретинского найден будет годный на корабельное строение для Черноморского российского флота лес, то яко верноподданные е.и.в., всемилостивейшего моего государя и повелителя, я с преемниками моими за оный лес ни малейшей платы претендовать не можем, и да будет невозбранно морским российским офицерам их клеймить, с тем чтоб их никто из подданных Имеретии не отваживался рубить. За срубку же оных деревьев и вывозку их к морской гавани да повелено будет из особого милосердия е.и.в., всемилостивейшего моего государя и повелителя, платить по умеренной цене, дабы оно не послужило народу в отягощение.
12. Всех пленных, взятых из владения князя Дадиана, возвратить, так как и крепости, взятые в Одижской и Лечгумской провинциях с их округами, очистить и никогда не претендовать на них, одним словом, ни мне, ни преемникам моим до владения князя Додиана никогда притязаний не чинить.
13. Дорогу от грузинской границы, чрез Вахань лежащую к Кутайсу, оттоль в Одишу и Поти, я с преемниками обязуюсь расчистить и сделать арбенною (повозочною) дорогою, содержа ее во всей исправности, также отвечая за целость и невредимость по оной проезжать имеющих транспортов и разного рода людей, кольми паче военных служителей.
14. Принадлежавший удел царевичу Константину Давыдовичу под именем Сабатонишвили весь без остатка так, как он известен всему знатному имеретинскому дворянству, уступаю я в непосредственное светлейшего царевича Константина управление на содержание его из оных доходов.
15. Во взаимность сей моей добровольной уступки царевич Константин Давыдович для избежания развлечения власти моей да пребудет в Грузии или России до конца дней моих для получения пристойного сану его воспитания под покровом и гарантиею е.и.в., всемилостивейшего моего государя и повелителя, и да не возмутится управление мое его присутствием от неблагомыслящих в Имеретии находящихся людей.
16. С товаров, провозимых чрез Имеретию в Грузию от морских пристаней, а из Грузии к оным, также во владения князя Дадиана и из оных, я с преемниками моими к расширению торговли не должен брать пошлин, а взамен того да определена мне будет от щедрот е.и.в., всемилостивейшего моего государя и повелителя, из таможенных российских доходов некоторая часть в вознаграждение убытков.
17. Грузия и Имеретия, состоя равномерно в подданстве Всероссийской державы, а потому от дня подписки сего акта никто из имеретин в Грузию на переселение без ведома и воли моей не волен переходить, также никто из Грузии в Имеретию на переселение без воли главнокомандующего Грузиею не волен переходить; доныне же перешедшие из Грузии в Имеретию и из Имеретии в Грузию имеют оставаться там, где они теперь находятся, потому что Имеретия и Грузия, доселе имея разные начальства, могли и должны были защищать и покровительствовать вышельцам из чужой земли так, как сие принято во всех просвещенных державах.
В заключение того я за свое лицо и за всех моих преемников утверждаю сие мое всеподданейшее моление к е.и.в., всемилостивейшему моему государю и повелителю, собственноручным моим подписом с приложением под всякою статьею именной моей печати, предая все на всевысочайшее е.и.в., всемилостивейшего моего государя и повелителя, благоусмотрение и утверждение.
Царь имеретинский Соломон.
Совершено и подписано лета от воплощения Христова 1804-го апреля 25-го дня на имеретинской границе при урочище Елазнаури.
В присутствии моем и подписании
Генерал от инфантерии П. Цицианов.