Положение об агентурном аппарате
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АГЕНТУРНОМ АППАРАТЕ И ДОВЕРЕННЫХ ЛИЦАХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР
Совершенно секретно
Экз. № 213 0
ПРИКАЗ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР
4 июля 1983 года № 00140
Москва
О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АГЕНТУРНОМ АППАРАТЕ И ДОВЕРЕННЫХ ЛИЦАХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР
Комитет государственной безопасности СССР, руководствуясь указаниями Коммунистической партии, ее Центрального Комитета по надежному обеспечению безопасности страны, неуклонно повышает боеспособность органов КГБ в борьбе с усилившейся разведывательно-подрывной деятельностью классового противника. Укрепляются чекистские кадры. Последовательно проводится в жизнь ленинский принцип прочной опоры на трудящихся, их помощь и поддержку. Важнейшее значение в решении разведывательных и контрразведывательных задач придается совершенствованию агентурного аппарата, эффективному использованию агентуры как основного чекистского средства. Улучшается работа с доверенными лицами.
Вместе с тем осложнение международной обстановки, возрастание агрессивности империализма, активизация тайной подрывной деятельности противника требуют дальнейших действенных мер по повышению боеспособности и мобилизационной готовности органов КГБ, укреплению’ их оперативных сил и средств. Особое значение приобретают задачи качественного укрепления агентурного аппарата, совершенствования всей работы с агентурой и доверенными лицами.
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Ввести в действие одобренное ЦК КПСС и утвержденное Коллегией Комитета государственной безопасности СССР Положение об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР (прилагается).
2. Руководителям подразделении центрального аппарата Комитета государственной безопасности СССР, органов КГБ на местах, командованию войск пограничных округов, пограничных отрядов и ОКПП обеспечить глубокое знание оперативным составом Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР, неукоснительное исполнение его требований в агентурно-оперативной деятельности.
3. Оперативно-техническому управлению КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ СССР в шестимесячный срок подготовить Инструкцию о порядке использования агентуры и доверенных лиц при проведении оперативно-технических мероприятий.
Следственному отделу КГБ СССР совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата КГБ СССР в трехмесячный срок внести необходимые дополнения и изменения в ныне действующую Инструкцию о порядке организации и проведения в органах и войсках КГБ внутри — камерной разработки лиц, содержащихся под стражей, вытекающие из Положения об агентурном аппарате и доверенных лицах органов государственной безопасности СССР.
С приказом и Положением ознакомить руководящий и оперативный состав подразделений центрального аппарата КГБ СССР, органов КГБ на местах, разведаппаратов пограничных войск КГБ СССР, а также преподавательский состав специальных кафедр разведывательного и контрразведывательного профиля учебных (кроме военно-учебных) заведений КГБ.
Председатель Комитета В. Чебриков
Тематические индексы: 3-18-1, 4-1, 7-1, 7-00, 9-1, 9-2, 9-3, 9-4, 9-5-0, 9-6-0, 9-7-0, 9-8-0, 13-1-3, 13-3, 16-2, 17-2, 17-3-1, 19-7, 20-2-2, 40-2, 40-3, 40-4, 40-5, 40-6, 40-7, 40-8, 40-9, 40-10, 40-11.
Одобрено ЦК КПСС ПРИЛОЖЕНИЕ
Утверждено Коллегией КГБ СССР к приказу Председателя КГБ СССР
17 июня 1983 года от 4 июля 1983 года № 00140
Совершенно секретно
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АГЕНТУРНОМ АППАРАТЕ И ДОВЕРЕННЫХ ЛИЦАХ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СССР
1. Общие положения
1.1. Органы государственной безопасности, созданные ленинской партией для защиты революционных завоеваний Великой Октябрьской социалистической революции, действуют в интересах Советского государства и советского общества. Источником силы чекистских органов является повседневное руководство и контроль со стороны КПСС, ее Центрального Комитета. Органы КГБ неукоснительно соблюдают положения Конституции СССР и советские законы. В их деятельности неуклонно осуществляется ленинский принцип связи с трудящимися, опоры па массы. Патриотизм советских людей, их активная жизненная позиция в обеспечении безопасности социалистического государства – неисчерпаемый резерв дальнейшего повышения боеспособности органов КГБ.
1.2. В обеспечении безопасности Советского государства п общества органы КГБ используют весь арсенал имеющихся в их распоряжении средств, но всегда выделяли и выделяют агентуру, поскольку она была и остается основным средством чекистской деятельности.
Агентурная работа строится в полном соответствии с внешней и внутренней политикой Коммунистической партии, подчинена целям и задачам, которые она ставит перед органами КГБ в конкретных исторических условиях, неуклонно осуществляется с партийных, классовых позиций. Она требует от чекистов глубокого понимания интересов Советского государства и советского общества, высоких политических, деловых и моральных качеств.
Исходя из внутриполитического положения в пашен стране сфера применения такого острого чекистского средства, как агентура, уже сейчас могла бы быть сужена. Но поскольку империализм не отказывается и никогда не откажется от ведения тайной подрывной деятельности против СССР, советские органы госбезопасности обойтись без агентуры не могут. Более того, в условиях активизации агрессивных сил империализма, шпионских и иных подрывных зарубежных центров ее значение возрастает. С помощью агентуры чекисты действуют наступательно, проникают в политические, экономические и военные органы империалистических и недружественных государств, их спецслужбы и враждебную среду. Агенты непосредственно участвуют в других активных операциях органов КГБ, в их мероприятиях по выявлению и пресечению подрывных акций противника, вскрытию государственных преступлений, в предупредительно-профилактической работе.
1.3. Основу агентурного аппарата органов КГБ составляют преданные делу коммунизма и социалистической Родине советские граждане. В силу специфических особенностей борьбы с тайной подрывной деятельностью противника органы КГБ приобретают агентов также из числа иностранных граждан, лиц без гражданства и враждебных элементов.
1.4. Агентурный аппарат органов КГБ должен быть качественно высоким, а количественно небольшим. Иметь агентов необходимо столько, сколько требуется для решения конкретной задачи на конкретном участке оперативной деятельности.
1.5. Одним из важнейших условий успешной работы с агентурой является строжайшее соблюдение конспирации.
1.6. В решении задач по обеспечению государственной безопасности страны органы КГБ активно используют помощь советских граждан на доверительной основе.
1.7. Агентурная работа и работа с доверенными лицами осуществляется в строгом соответствии с Положением о Комитете государственной безопасности СССР, нормативными актами КГБ СССР, данным Положением .
1.8. Агентурная работа и работа с доверенными лицами – дело творческое, сложное. Она должна опираться на глубокое знание форм и методов подрывной деятельности противника, его устремлении, на объективный анализ и прогнозирование оперативной обстановки, имеющийся опыт, строгий учет требований разведки и контрразведки.
Обеспечение успешной работы с агентурой и доверенными лицами требует от руководящего и оперативного состава организационных навыков, профессиональной компетентности, умения воспитывать, обучать, эффективно использовать агентурный аппарат и доверенных лиц в борьбе с подрывной деятельностью противника и враждебных элементов.
2. Основные задачи, решаемые с помощью агентуры
• Осуществление активных мероприятий по борьбе с разведывательно-подрывной деятельностью противника.
• Добывание политической, экономической, научно-технической, военной и иной разведывательной информации.
• Разработка разведывательных органов, их резидентур, иных специальных служб, центров и организаций, действующих против Советского Союза, проникновение в них; выявление, предупреждение и пресечение подрывной деятельности разведчиков и агентов противника; розыск шпионов, террористов, диверсантов, а также скрывающихся от уголовного преследования других лиц, совершивших особо опасные и иные государственные преступления.
• Выявление, проверка и разработка лиц, установивших (намеревающихся установить) преступные связи со спецслужбами противника; предупреждение становления отдельных политически неустойчивых советских граждан на путь измены Родине.
• Ограждение советских граждан от подрывных акций противника.
• Контрразведывательное обеспечение объектов и работ оборонного и военного назначения, сохранности государственной и военной тайны; предотвращение утечки секретов к противнику, оперативное расследование фактов утечки таких сведении, утраты документов и специзделий; участие в противодействии технической разведке противника; оперативное обеспечение безопасности литерных и специальных перевозок; дезинформация противника.
• Содействие командованию и политическим органам в укреплении боевой готовности и боеспособности Вооруженных Сил СССР.
• Контрразведывательное обеспечение Министерства внутренних дел СССР, его органов и внутренних войск.
• Защита экономики страны от подрывной деятельности противника и враждебных элементов; предотвращение актов диверсии и вредительства; расследование чрезвычайных происшествии на объектах народного хозяйства, выявление лиц, умышленно создающих предпосылки к таким происшествиям, а также инспираторов и подстрекателей, антиобщественных проявлении; борьба с контрабандой и незаконными валютными операциями
• Борьба с подрывной деятельностью зарубежных антисоветских идеологических центров и организаций, предотвращение и срыв их акций; разработка нелегальных антисоветских группирований; предупреждение массовых и групповых антиобщественных проявлений, эмиграционных и иных негативных процессов, которые могут возникнуть под воздействием идеологической диверсии противника, враждебных элементов или в силу других обстоятельств, нейтрализация этих процессов; предупреждение и пресечение распространения заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный и общественный строи; розыск авторов антисоветских анонимных документов, листовок и надписей.
• Предотвращение террористических акций.
• Оперативное обеспечение охранных мероприятий.
• Оперативное обеспечение охраны государственной границы СССР.
• Охрана иностранных представительств на территории СССР.
• Создание условий для конспиративного внедрения и применения оперативно-технических средств, проведения установок и других специальных мероприятий.
• Содействие полному и всестороннему раскрытию особо опасных и иных государственных преступлений, расследованию уголовных дел.
• Обеспечение оперативно-мобилизационной готовности.
• Участие в необходимых случаях в выявлении хищений и расхитителей социалистической собственности, взяточничества и спекуляции в особо крупных размерах.
3. Агентурный аппарат
3.1. Агентурный аппарат органов КГБ состоит из агентов, резидентов, содержателей явочных квартир и не состоящих в негласном штате органов госбезопасности содержателей конспиративных квартир.
Агент – советский гражданин, иностранный гражданин (подданный) либо лицо без гражданства, негласно сотрудничающий с органами КГБ и выполняющий их задания по обеспечению безопасности СССР.
Резидент – советский гражданин, завербованный органами КГБ па идейно-политической основе и осуществляющий руководство переданными ему на связь агентами или доверенными лицами.
Содержатель явочной квартиры – завербованный органами КГБ на идейно-политической, патриотической основе советский гражданин, предоставляющий жилое помещение органам госбезопасности для работы с агентами и резидентами и обеспечивающий при этом необходимые условия конспирации.
Содержатель конспиративной квартиры (не состоящий в негласном штате органов КГБ) – завербованный па идейно-политической основе советский гражданин, обеспечивающий условия для агентурной и другой оперативной работы в помещении, находящемся в распоряжении органов госбезопасности.
3.2. На каждом участке, направлении, объекте работы органов госбезопасности создается агентурный аппарат, способный в любых условиях надежно контролировать оперативную обстановку, влиять на ее развитие в нужном направлении, активно участвовать в борьбе со шпионажем, идеологической диверсией, иной подрывной деятельностью противника и враждебных элементов.
3.3. Выполнение требования о том, что агентурный аппарат должен быть качественно высоким, а количественно небольшим, обеспечивается: вербовкой работоспособных, перспективных агентов, правильной их расстановкой и воспитанием, квалифицированной работой с каждым агентом, полным использованием его возможностей, постоянной заботой о стабильности агентурного аппарата.
3.4. Формирование агентурного аппарата осуществляется по линейно-объектовому принципу на основе постоянного изучения оперативной обстановки на конкретных участках чекистской деятельности, знания ее тенденций и возникающих оперативных задач. Первостепенное внимание уделяется созданию агентурных позиций па участках и направлениях наиболее острой борьбы с подрывной деятельностью противника, сосредоточения особо важных государственных и военных секретов. Оперативный сотрудник своевременно осуществляет подбор и изучение кандидатов па вербовку, планомерно укрепляет агентурный аппарат.
3.5. В агентурный аппарат контрразведки вербуются главным образом советские граждане – патриоты нашей Родины, обладающие высоким чувством ответственности за безопасность Советского государства, способные по своим личным и деловым качествам, занимаемому положению и другим возможностям успешно выполнять задания органов КГБ. Они приобретаются на идейно-политической основе, при соблюдении принципа добровольности.
В необходимых случаях для решения конкретных оперативных задач разрешается вербовать агентов из числа членов и кандидатов в члены КПСС.
3.6. Там, где требуется, агенты приобретаются из числа лиц, подпавших под влияние антисоветской пропаганды, вынашивавших намерение совершить преступные действия, судимых в прошлом за участие в антисоветской деятельности, из числа националистических, реакционных церковно-сектантских и иных враждебных элементов.
При их вербовке могут использоваться компрометирующие материалы, материальная и иная личная заинтересованность.
Разрешается вербовать лиц, совершивших государственные или иные преступления. Вербовка не освобождает их от уголовной ответственности. При возникновении особой необходимости и наличии смягчающих обстоятельств может решаться вопрос об освобождении агента от уголовной ответственности в установленном заколом порядке. Вербовка органами КГБ лиц, отбывающих наказание в исправительно-трудовых учреждениях МВД, осуществляется в установленном КГБ СССР порядке.
При подготовке, проведении вербовок и последующей работе с агентами из перечисленных выше категории лиц осуществляется их политическое и нравственное перевоспитание.
3.7. Агенты из числа иностранных граждан и лиц без гражданства приобретаются и используются для своевременного выявления и срыва, враждебных Советскому Союзу планов спецслужб противника по подрыву политической и экономической основы, обороноспособности Советского государства, проводимых в этих же целях акций идеологической диверсии. К сотрудничеству с органами КГБ привлекаются главным образом лица, лояльно относящиеся к Советскому Союзу. При вербовке агентов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, работе с такими агентами постоянно учитываются их социально-классовая принадлежность, мировоззрение, национально-психологические особенности. В вербовочных мероприятиях в отношении таких лиц используются материальная и иная личная заинтересованность, компрометирующие материалы.
3.8. Важная задача оперативного состава – повседневный, целенаправленный поиск лиц, из числа которых могут быть завербованы и в процессе активной деятельности, воспитания и обучения подготовлены ценные и особо цепные агенты. К категории таких агентов относятся:
из числа советских граждан – лица, принимающие эффективное участие в предупреждении и пресечении особо опасных государственных преступлений, разоблачении агентуры н эмиссаров противника, получающие сведения о планах и замыслах спецслужб противника и зарубежных антисоветских центров, активно участвующие в компрометации и разложении враждебных формировании, а также добывающие информацию, имеющую существенное значение для обеспечения сохранности важных государственных и военных секретов, укрепления обороноспособности страны, повышения боевой готовности Вооруженных Сил и улучшения охраны государственной границы СССР;
из числа иностранных граждан и лиц без гражданства – политические и государственные деятели, высокопоставленные чиновники, дипломаты США, ФРГ, Англии, Франции, Японии, Канады, Израиля, других капиталистических и недружественных государств, руководящие работники международных организаций и другие иностранные граждане, представляющие документальную и иную информацию о внешней и внутренней политике своих государств, стран главного противника и других недружественных государств, об их планах в отношении Советского Союза, социалистического содружества, а также способные оказывать влияние на формирование внешнеполитического курса своих правительств; кадровые сотрудники и агенты разведывательных н контрразведывательных органов, руководящие работники военных ведомств и генеральных штабов капиталистических и развивающихся стран и другие лица, добывающие достоверные сведения о планах, замыслах и конкретных акциях спецслужб противника, военно-экономическом потенциале, оперативных и мобилизационных планах США, их союзников по военно-политическим блокам, других недружественных государств, а также иную важную информацию по оперативным и военным вопросам; сотрудники шифровальных служб капиталистических и развивающихся стран; ученые и специалисты, передающие документальные и другие данные о научно-техническом потенциале, военных достижениях и новейших видах вооружения, важных научных проблемах и разработках, ведущихся в капиталистических государствах, и иную ценную научно-техническую информацию; крупные промышленники, финансисты и коммерсанты капиталистических стран, оказывающие выгодное для Советского Союза влияние на формирование экономической политики своих государств; руководители, функционеры и авторитеты эмигрантских, сионистских, националистических, клерикальных и других антисоветских зарубежных организаций, а также их эмиссары, активно сотрудничающие с органами КГБ.
Определение принадлежности к ценным и особо цепным агентам осуществляется с учетом добываемой ими информации и перспектив их использования по мотивированным заключениям, утверждаемым соответственно начальниками Второго и Третьего главных, Четвертого, Пятого и Шестого управлений, Главного управления пограничных войск КГБ СССР, по представлениям председателей КГБ союзных республик и КГБ автономных республик РСФСР, начальников КГБ СССР по краям и областям, начальников войск пограничных округов, управлений особых отделов КГБ СССР особых отделов КГБ СССР по группам войск, округам, илотам, объединениям центрального подчинения. Утверждение заключение на агента приобщается к его личному делу.
3.9. Вербовка агента, как правило, разрешается после проверки и всестороннего изучения кандидата, получения полных данных о его надежности, личных качествах и реальных возможностях, необходимых для успешного выполнения заданий органов КГБ. Выводы о пригодности кандидата к негласному сотрудничеству с органами КГБ должны опираться па конкретные, убедительные данные. В этих целях используются официальные источники, оперативный учет, агентура и доверенные лица, наружное наблюдение, оперативная установка, информационно-поисковые системы органов КГБ, а при необходимости и другие оперативные и оперативно-технические средства . Во всех случаях выясняются возможные препятствия к привлечению данного лица к сотрудничеству с органами КГБ (душевный и физический недуг, низкие моральные качества, болтливость, замкнутость, предвзятость, трусость и т. п.).
Наиболее тщательно проверяются и изучаются кандидаты на вербовку из числа иностранных граждан, лиц без гражданства, советских граждан, постоянно проживающих за границей, враждебных элементов, а также лиц, вербуемых для участия в особо сложных контрразведывательных мероприятиях и операциях (внедрение в спецслужбы противника, его подрывные идеологические центры и организации, разработка иностранных разведчиков, враждебных группирований, других объектов дел оперативного учета).
3.10. В целях изучения кандидата на вербовку из числа советских граждан, проверки его па конкретных поручениях, получения объективных характеризующих данных с ним может устанавливаться личный оперативный контакт. Для установления личного оперативного контакта избирается соответствующий предлог и необходимая основа. Принимаются меры к сохранению кандидатом в тайне контакта с оперативным сотрудником. Поручения кандидату на вербовку должны иметь отношение к компетенции органов госбезопасности, соответствовать возможностям кандидата, способствовать более полному изучению его личных качеств. Не допускается расшифровка перед кандидатом объектов заинтересованности органов КГБ.
Продолжительность поддержания личного оперативного контакта с кандидатом па .вербовку определяется дифференцированно в зависимости от личности кандидата, полноты и достоверности уже имеющихся о нем сведений, цели вербовки, характера и важности задач, для решения которых имеется в виду использовать будущего агента.
3.11. Вербовка агентов проводится как путем постепенного привлечения, вербуемого к выполнению заданий органов КГБ, так и путем прямого вербовочного предложения.
Вербовка агента может быть закреплена письменным обязательством (подпиской), получением от агента оперативной информации, распиской о получении денежного или иного вознаграждения, негласной документацией процесса вербовки и т. п. По завершении вербовки в целях конспирации, как правило, совместно с агентом избирается его псевдоним.
3.12. В качестве резидентов вербуются в основном члены КПСС, способные по своим политическим, моральным, деловым данным и возможностям обеспечивать успешное руководство группой агентов или доверенных лиц и эффективное их использование в интересах решения контрразведывательных задач.
При изучении кандидатов на вербовку в качестве резидентов исходить из того, что резидент должен быть преданным делу Коммунистической партии и Советского государства, политически грамотным, обладать волевыми качествами, способностью убеждать людей, оказывать на них нужное влияние. Важными чертами резидента являются душевная теплота, доброжелательность, умение добиваться глубокого взаимопонимания с людьми. При необходимости с кандидатом на вербовку в качестве резидента может быть установлен личный оперативный контакт.
Вербовка резидентов осуществляется при строгом соблюдении принципа добровольности. Она завершается отбором подписки о негласном сотрудничестве с органами КГБ.
3.13. Содержатели конспиративных и явочных квартир приобретаются из числа советских граждан, надежных в политическом и моральном отношении, малосемейных, добровольно и с желанием дающих согласие оказывать помощь органам госбезопасности. Они должны сохранять в тайне использование жилплощади в интересах органов КГБ, создавать необходимые условия для встреч с агентами, способствовать обеспечению конспирации.
3.14. Резерв кандидатов на вербовку для формирования агентурного аппарата в особый период готовится в плановом порядке из числа невоеннообязанных и лиц, должности которых на военное время бронируются. В органах военной контрразведки – в основном из числа военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов) и военнообязанных Вооруженных Сил СССР приписного состава.
Систематически ведется изучение кандидатов на вербовку в особый период, при необходимости с ними устанавливается личный оперативный контакт для ознакомления и проверки на выполнении отдельных поручений (особенно во время проведения войсковых учений, расследования чрезвычайных происшествий и т. п.).
3.15. Членов КПСС и ВЛКСМ, избранных в партийные и комсомольские комитеты (бюро), секретарей первичных партийных и комсомольских организаций, ответственных и технических работников партийного, комсомольского аппаратов, политических органов Вооруженных Сил СССР, депутатов Верховного Совета СССР, Верховных Советов союзных и автономных республик и местных Советов народных депутатов, работников профсоюзных органов, суда и прокуратуры использовать в качестве агентов, резидентов, содержателен конспиративных и явочных квартир не разрешается.
4. Работа с агентурой
4.1. Непосредственным организатором работы с агентурой па конкретном участке чекистской деятельности является оперативный сотрудник. Он песет персональную ответственность за правильную, исходя из условий оперативной обстановки и решаемых задач, расстановку, воспитание, обучение, использование и проверку агентуры.
Оперативный сотрудник должен хорошо знать личные и деловые качества каждого агента, находящегося у него на связи, видеть его возможности в данный момент и в перспективе, постоянно заботиться об их расширении, добиваться, чтобы агентура умело действовала в любой обстановке и особенно в сложных и острых ситуациях; создавать необходимые условия для дальнейшего использования агентов, решивших задачи в соответствии с целями вербовки, путем перевода их на другие участки, передачи на связь в другие подразделения и т. п. Максимальное и эффективное использование оперативных возможностей агентов – залог стабильности агентурного аппарата, путь к решению наличными агентурными силами задач, относящихся к компетенции органов КГБ;
4.2. Непосредственные начальники оперативного сотрудника отвечают за организацию агентурной работы подчиненных оперативных сотрудников. Они обязаны систематически участвовать в изучении кандидатов па вербовку, в вербовках агентов, особенно из числа иностранных граждан, враждебных элементов; знать оперативные возможности агентов, состоящих на связи у подчиненных, оказывать повседневную помощь оперативным сотрудникам в подготовке к явкам, оценке агентурных материалов, принятии по ним необходимых решении; постоянно контролировать работу подчиненных с агентурой, регулярно проводить контрольные встречи с агентурой.
4.3. Вышестоящие руководители направляют и контролируют процесс формирования, расстановки и использования агентурного аппарата подчиненных органов и подразделений, оказывают им действенную помощь в этой работе, уделяют первостепенное внимание ценной и особо ценной агентуре, положению дел на наиболее острых и сложных участках. Руководящие работники личным примером учат подчиненных искусству работы с агентами, воспитывают у сотрудников любовь к этому важному делу, сами вербуют и имеют на связи агентов.
4.4. Руководящий и оперативный состав постоянно анализирует работу с агентурой, соизмеряет ее результаты с целями и задачами, решаемыми органами КГБ в конкретных условиях, разрабатывает и осуществляет необходимые меры по дальнейшему совершенствованию агентурного аппарата, повышению эффективности использования агентов, их специализации по линиям и направлениям работы.
4.5. Особое значение имеют повседневное взаимодействие в агентурной работе органов и подразделений, координация в использовании агентов, маневрирование ими при решении контрразведывательных задач. При необходимости агент может быть передан другому оперативному сотруднику или в другое оперативное подразделение, где его использование принесет наибольшую пользу. Практикуется маршрутирование опытных, проверенных агентов, передача их на временную связь из одного органа пли подразделения в другие.
4.6. В оперативно оправданных случаях разрешается с согласия начальников, которым: предоставлено право санкции па вербовку, использование спаренных агентов.
При осуществлении оперативных игр, других активных контрразведывательных мероприятий в отношении специальных служб противника разрешается создание агентурных групп с взаимной расшифровкой агентов. Агентурные группы создаются по согласованию с руководством соответствующих главных управлений и самостоятельных управлений КГБ СССР с санкции Председателя КГБ СССР или его заместителей. Расшифровка агентов друг перед другом и участие их в таких мероприятиях осуществляется при их согласии.
4.7. Основной формой работы с агентами являются личные конспиративные встречи (явки) с ними оперативных сотрудников. На встречах осуществляется живое, непосредственное руководство агентами, их инструктирование, воспитание и обучение. Успешное проведение встречи с агентом обеспечивается всесторонней подготовкой к ней сотрудника, его умением создать в ходе встречи деловую обстановку, стимулировать заинтересованное участие агента в обсуждаемых вопросах.
На встрече агент отчитывается о выполнении задания, обсуждается представленная им информация, выясняются обстоятельства ее получения или причины невыполнения заданий. При участии агента отрабатывается новое задание, определяются пути и способы его выполнения, линия поведения агента. Задания должны быть конкретными, реальными, при их постановке учитываются оперативные возможности агента, его опыт и надежность. Для глубокого усвоения агентом сложных и ответственных задач, способов их выполнения могут отрабатываться письменные задания. Квалифицированная постановка заданий агентуре – одно из условий ее целенаправленного и активного использования.
Оперативный сотрудник оказывает агенту помощь в ходе выполнения задания, осуществляет постоянный контроль за его действиями.
4.8. Информация агента о выполнении заданий органов КГБ, сведения, добытые им по собственной инициативе, представляются, как правило, в виде письменного агентурного сообщения. В агентурном сообщении должны содержаться ответы на вопросы, поставленные в задании, указываться обстоятельства, связанные с выполнением задания и получением необходимых сведений, излагаться факты и явления, заслуживающие внимания органов КГБ.
Агентурное сообщение – документ, на основании которого принимаются решения, затрагивающие интересы людей, поэтому факты и явления агент обязан излагать точно и строго объективно. Он должен хорошо понимать спою политическую и моральную ответственность за каждый поданный сигнал.
В порядке исключения информация агента может оформляться оперативным работником (резидентом) в виде справки. Разрешается фиксировать информацию агента па звукозаписывающей аппаратуре (гласно и негласно) с последующим составлением справок.
Запрещается принимать письменные сообщения о лицах, изучаемых в связи с выездом за границу, допуском к совершенно секретной и особой важности работе, призывом в пограничные войска КГБ СССР, особорежимные части Вооруженных Сил СССР, оформлением на службу (работу) в органы КГБ, а также о кандидатах на вербовку из числа советских граждан, если указанные лица характеризуются агентами положительно. Информация в этих случаях оформляется справкой оперативного сотрудника.
Агентурные сообщения рассматриваются и оцениваются оперативным сотрудником и его непосредственным начальником. В зависимости от важности они докладываются вышестоящим руководителям.
В агентурных сообщениях не допускается дословное изложение клеветнических измышлений в отношении руководителей КПСС и Советского правительства.
4.9. Связь с агентами должна осуществляться регулярно, надежно обеспечиваться в любых сложных условиях. Периодичность встреч определяется исходя из оперативной потребности, характера заданий, времени, нужного для их выполнения, необходимости воспитания и обучения агента. Встречи с агентами осуществляются в удобное для них, главным образом свободное от работы и службы время. Встречи, как правило, планируются. О содержании, месте и времени предстоящей явки и готовности к ней оперативный работник докладывает непосредственному начальнику. Оперативными работниками ведется в рабочих тетрадях список агентов по псевдонимам, и производятся необходимые отметки о намечаемых явках и их результатах.
Отрабатываются способы срочной связи агента с оперативным сотрудником и сотрудника с агентом.
4.10. В случаях, когда оперативные сотрудники по тем или иным обстоятельствам не имеют возможности обеспечить личную регулярную и конспиративную связь с агентами, создаются резидентуры. В резидентуры включаются надежные агенты, уже имеющие опыт сотрудничества с органами КГБ. Передача агента на связь резиденту производится с их обоюдного согласия. На связь резиденту, как правило, не передаются агенты, находящиеся в его прямом служебном подчинении, а также агенты, в отношении которых должны проводиться мероприятия по их идейному перевоспитанию. Передача агентов на связь резиденту осуществляется оперативным сотрудником лично на основании письменного разрешения его непосредственного начальника.
Сотрудник постоянно заботится о повышении политической бдительности резидента, разъясняет ему политическое и оперативное значение агентурной работы, задачи, которые он должен решать с помощью переданных ему на связь агентов; прививает резиденту необходимые для работы с агентами навыки, обучает в необходимых пределах принятым в контрразведке методам их воспитания, обучения и использования; оказывает помощь в руководстве конкретными агентами, сам периодически с ними встречается, контролирует работу резидента.
4.11. Встречи с агентурой проводятся, как правило, па конспиративных и явочных квартирах или явочных пунктах.
Конспиративная квартира – находящееся в распоряжении органов КГБ помещение и используемое ими под определенным прикрытием для встреч с ценными и другими надежными агентами, а также резидентами.
Явочная квартира – жилое помещение, используемое для конспиративных встреч с агентами и резидентами.
Явочный пункт – служебное помещение организации, учреждения, колхоза, совхоза, войсковой части, используемое органами КГБ в определенное время для встреч с агентами п резидентами.
Явочные квартиры и явочные пункты оперативный сотрудник подбирает лично. В приобретении квартир и пунктов для встреч с агентами, находящимися на связи у резидентов, могут участвовать и резиденты. Квартира должна отвечать требованиям конспирации, быть удобной для работы с агентурой. Не рекомендуется приобретать квартиры в домах, где проживают иностранные граждане.
Для каждой явочной и конспиративной квартиры разрабатывается легенда прикрытия. Посещающие се оперативные сотрудники, агенты и резиденты также должны иметь соответствующие легенды. Систематически проводится проверка квартир на предмет возможной их расшифровки, а при необходимости – корректировка легенд. Работа на явочной и конспиративной квартирах прекращается (или па время приостанавливается), если возникает угроза расшифровки принимаемых на них агентов. Не реже одного раза в два года, а также при передаче другому сотруднику по каждой явочной и конспиративной квартире, явочному пункту выносится заключение о возможности их дальнейшего использования. Заключение утверждается начальником отделения центрального аппарата КГБ СССР, территориального органа КГБ, особого отдела КГБ СССР по бригаде, разведывательнoгo отдела (отделения) пограничного отряда (ОКПП) или их заместителями, им равными и выше.
Явочные пункты создаются в сельской местности, на территории закрытых объектов и воинских гарнизонов, где затруднен подбор и использование явочных квартир. Советские граждане, обеспечивающие необходимые условия приема агентов на явочных пунктах, привлекаются для этих целей па идейно-политической и патриотической основе и являются доверенными лицами. Справки о создании явочных пунктов, материалы по их последующей проверке и другие материалы приобщаются к литерным делам.
В отдельных случаях непосредственный начальник оперативного сотрудника может санкционировать работу с агентами и резидентами и в других обеспечивающих конспирацию местах.
4.12. Личные качества агентов, необходимые для успешного сотрудничества с органами КГБ, совершенствуются и формируются посредством политического, правового и нравственного воспитания, психологической подготовки к негласной работе, обучения приемам и способам выполнения заданий органов госбезопасности. Воспитание и обучение агентов осуществляется предметно и непрерывно при соблюдении индивидуального подхода. Учитывается политический, общеобразовательный и культурный уровень агента, его опыт и навыки, особенности мировоззрения и склад характера, сложность выполняемых заданий. У агентов формируется чувство высокой политической бдительности, ненависть к фагам, внутренняя готовность к сознательной и решительной борьбе с подрывной деятельностью противника, глубокое понимание того, что органы КГБ действуют исходя из указаний партии, в интересах государства и советского народа. Основой воспитательной работы с агентами, их морально-политической подготовки к выполнению заданий органов КГБ являются марксистско-ленинское учение, коммунистическая идеология, указания КПСС по вопросам идеологической, политико-воспитательной работы.
В процессе воспитания и обучения вырабатывается умение агента видеть, выявлять факты и события, представляющие интерес для органов государственной безопасности, разбираться в их сущности, давать им объективную оценку. Прививаются навыки установления и закрепления контактов с интересующими органы госбезопасности людьми, оказания па них при необходимости нужного влияния.
Агент должен быть дисциплинированным и выполнении задании и указаний оперативного работника, следовать выработанной ему липни поведения, в то же время проявлять находчивость, инициативу, уметь действовать самостоятельно.
Предметом пристальной заботы должны быть вновь завербованные агенты, работа с ними па начальной стадии сотрудничества, когда им прививаются знания и умения, необходимые для успешного выполнения заданий органов КГБ.
Особое внимание уделяется воспитанию агентов, мировоззрение которых складывалось или находится под влиянием классово-чуждой идеологии, а также выполняющих задания в обстановке непосредственного соприкосновения с противником. Первоочередная задача воспитания агентов, завербованных с использованием компрометирующих материалов или на основе личной заинтересованности, состоит в переводе их сотрудничества на идейно-политическую основу.
Агенту, независимо от основы его вербовки, должны быть присущи честность, верность обязательствам, данным органам госбезопасности. Своевременно пресекаются любые возможные попытки агента использовать связь с органами КГБ в корыстных, тем более в преступных целях, для подстрекательства людей к совершению уголовно наказуемых действий.
Воспитание и обучение агентов осуществляется с учетом перспектив их использования, всецело подчиняется успешному решению поставленных перед ними конкретных задач. Решающим фактором воспитания и обучения агентов является труд, его результаты,- практическое выполнение ими оперативных заданий органов КГБ.
4.13. В работе с агентами проявляется принципиальная, справедливая требовательность. Вместе с тем должны соблюдаться тактичность, чуткость, доброжелательность, уважение достоинства личности. Оперативный сотрудник обязан постоянно помнить и учитывать, что на плечи агента ложится дополнительная и ответственная нагрузка, ему зачастую поручаются тонкие, сложные, а порой и опасные задания, для выполнения которых его надо не только обучать и воспитывать, но и по-человечески воодушевлять. Надо уметь тактично поправлять ошибки агента, не допустить, чтобы он психологически надломился и тем более затаил обиду. Взаимоотношения с агентом должны быть такими, чтобы он шел на встречу не только для отчета о выполнении задания, но и для того, чтобы поделиться самым сокровенным из своей личной, семейной жизни, стремился бы найти у оперативного сотрудника и добрый совет, и дружескую поддержку, а если надо, то и помощь. К каждому агенту следует относиться сугубо индивидуально, учитывать его возраст, служебное и общественное положение, характер, продолжительность сотрудничества с органами КГБ, его результаты. Наиболее тактично следует строить отношения с женской агентурой, постоянно учитывать психофизиологические и другие присущие женщинам особенности.
Оперативный сотрудник в случае возникновения осложнений во взаимоотношениях с агентом своевременно докладывает об этом непосредственному начальнику.
4.14. Важнейшее условие успешного использования агентуры в борьбе с подрывной деятельностью противника и враждебных элементов – строжайшее соблюдение принципа конспирации. Конспиративность в агентурной работе – необходимая профессиональная черта чекиста, предмет постоянной заботы и внимания всего руководящего и оперативного состава.
Конспирация в работе с агентами, резидентами, содержателями явочных и конспиративных квартир обеспечивается их воспитанием в духе политической бдительности, обучением методам сохранения в тайне факта сотрудничества с органами КГБ и содержания негласной работы, правилам конспиративного поведения при выполнении заданий, поддержания связи с оперативными сотрудниками и строгим их соблюдением, умелым использованием представляемой агентами информации и т. п. Особого внимания требует зашифровка агента при вводе его в разработку и выводе из нее, а также при проведении следственных действий.
Объем сообщаемых агенту сведений, раскрывающих некоторые приемы контрразведывательной работы, должен строго соизмеряться с выполняемыми им заданиями. Данные о конкретном советском гражданине – объекте заинтересованности органов КГБ могут быть сообщены агенту только после выяснения реальной перспективы его участия в проверке, разработке этого лица или наблюдении за ним.
При подготовке документов, в которых раскрываются сведения об агенте и его работе, соблюдается установленный режим секретности. Данные об агенте могут быть раскрыты перед другим оперативным сотрудником только в случаях острой необходимости и с разрешения непосредственного начальника.
4.15. Постоянно и целенаправленно проводится работа по ограждению агентурного аппарата от проникновения в него агентуры противника, дезинформаторов, лиц, неспособных объективно оценивать факты и события, склонных к очернительству, по проверке надежности агентов, их пригодности для дальнейшего использования. Эта работа осуществляется, прежде всего, посредством тщательного анализа деятельности агента но выполнению заданий органов КГБ, его агентурных сообщений, поведения па встречах и т. п. Особое внимание обращается на изучение и проверку агентов из числа иностранных граждан, лиц без гражданства и враждебных элементов.
В случае возникновения подозрении в предательстве, сомнений в честности агента проводится его глубокая проверка с использованием при необходимости имеющихся в распоряжении органов КГБ оперативных и оперативно-технических средств.
По результатам проверки выносится заключение, утверждаемое начальником оперативного отдела, горрайоргана, особого отдела, разведывательного отдела (отделения) пограничного отряда (ОКПП) КГБ СССР или его заместителем.
В политически и оперативно оправданных случаях с санкции руководства КГБ СССР может проводиться работа с агентами-двойниками в интересах развития оперативных игр, дезинформирования противника, дискредитации сотрудников его спецслужб и т. п. При этом обязательным условием является удержание инициативы в руках органов КГБ не допускается утечка информации, которая могла бы быть использована в ущерб Советскому государству.
4.16. Основополагающий метод во всей работе с агентурой – убеждение. Принуждение, необходимость применения которого может возникнуть в работе с некоторыми агентами из числа иностранных граждан, лиц без гражданства, враждебных элементов, лиц, находящихся под влиянием классово чуждой идеологии, рассматривается как вспомогательный, вынужденный метод, преследующий в конечном итоге цель переубеждения и перевоспитания. Принуждение должно быть каждый раз оперативно оправданным, основываться на реальных фактах, осуществляться в рамках законов, охраняющих права и интересы личности.
4.17. Раз в два года проводится аттестование агентов и резидентов, являющееся одной из форм контроля за работой агентуры. Аттестование оформляется в виде характеристики. Характеристика составляется также при постановке перед агентом и резидентом задания особой важности, при передаче их другому оперативному сотруднику, в другое оперативное подразделение или орган КГБ, если с момента последнего аттестования прошло больше года.
В характеристике агента отражаются его деловые и политические качества, отношение к сотрудничеству с органами госбезопасности, оперативные возможности, направление основного использования, результаты выполнения задач, которые перед ним ставились, и проводившихся проверок, его осведомленность о методах и средствах органов КГБ, особенности характера, наклонности, перспективы дальнейшей работы с агентом. В характеристике резидента отражаются кроме того его умение руководить агентами, правильно строить с ними взаимоотношения, результативность работы находящихся у него на связи агентов. Характеристика подписывается оперативным сотрудником и утверждается его непосредственным начальником.
При выезде за границу лиц, состоящих в агентурном аппарате органов КГБ, оперативный сотрудник, у которого агент (резидент, содержатель конспиративной или явочной квартиры) состоит на связи, выносит мотивированное заключение, в котором отражаются характеризующие его данные, и делается вывод о возможности выезда за границу.
Заключения на агентов, выезжающих за границу, а также характеристики на ценных и особо ценных агентов, агентов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства (кроме постоянно проживающих на территории СССР) и постоянно проживающих за границей советских граждан утверждаются начальниками главных управлений, самостоятельных управлений и отделов КГБ СССР, председателями КГБ союзных и автономных республик, начальниками управлений особых отделов КГБ СССР, начальниками особых отделов КГБ СССР по группам войск, округам, флотам, армиям, начальниками войск пограничных округов, им равными и выше, а также их заместителями.
5. Доверенные лица
5.1. Доверительные отношения, являющиеся одной из форм опоры органов КГБ па помощь трудящихся, устанавливаются с преданными Родине, честными советскими гражданами строго на добровольных началах, главным образом в информационных целях и для выполнения оперативных поручений органов КГБ, не требующих специального обучения привлекаемых к этому лиц и особых мер конспирации. Доверительные отношения устанавливаются только с конкретной целью.
5.2. В исключительных случаях доверенные лица могут привлекаться и к участию в активных контрразведывательных мероприятиях, в том числе по оказанию нужного влияния на развитие оперативной обстановки, по делам оперативного учета и т. п., с письменного согласия руководителей, санкционирующих проведение таких мероприятий. При этом осуществляется соответствующая подготовка доверенного лица, а при необходимости и дополнительная проверка. Доверенные лица, используемые для выполнения такого рода поручений длительное время и па конспиративной основе, вербуются в качестве агентов. В этом и других случаях вербовка доверенных лиц осуществляется в установленном порядке.
5.3.Относить к числу доверенных лиц руководителей предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, совхозов, колхозов, командование воинских частей, с которыми оперативный сотрудник поддерживает деловые, официальные отношения, не следует.
5.4. Работу с доверенными лицами па конкретном участке, направлении, объекте организует оперативный сотрудник. Он определяет необходимость привлечения того или иного лица для выполнения поручений на доверительной основе, проводит его проверку по оперативному учету и учету агентуры КГБ–МВД, составляет краткую справку, в которой отражаются цель установления доверительных отношении и характеристика привлекаемого лица. Разрешение на установление доверительных отношений дается па указанной справке.
Доверенные лица воспитываются в духе высокой политической бдительности, сохранения ими в тайне поручений органов КГБ. Методы работы органов госбезопасности и данные об объектах оперативной заинтересованности раскрываются перед ними только в случаях крайней необходимости, строго в рамках выполняемого конкретного поручения.
В воспитательной работе с доверенными, лицами и взаимоотношениях с ними оперативный сотрудник руководствуется теми же основополагающими принципами, которые предусмотрены в работе с агентурой.
При необходимости к подбору доверенных лиц и работе с ними привлекаются внештатные сотрудники и резиденты.
5.5. Непосредственные начальники оперативных сотрудников контролируют и оказывают им помощь в подборе и использовании доверенных лиц, их инструктаже, реализации полученной информации, в создании резидентур из доверенных лиц.
5.6. Информация от доверенного лица принимается устно и оформляется справкой, составляемой оперативным, внештатным сотрудниками или резидентом. Если в информации содержатся сведения о подготовке или совершении особо опасных и иных государственных преступлений и другие оперативно значимые сведения, в отношении которых может возникнуть необходимость их легализации, доверенное лицо представляет письменное сообщение за своей подписью. Информация доверенного лица регистрируется и используется, как и другая оперативная информация.
5.7. Связь с доверенными лицами осуществляется по мере необходимости. В зависимости от оперативной обстановки, решаемых задач и личности доверенного она может поддерживаться как открыто, так и на конспиративной основе. В случаях особой необходимости, когда доверенное лицо участвует в важных чекистских мероприятиях, встречи с ним могут проводиться на явочной квартире. Разрешение на такие встречи дают лица, имеющие право санкции на вербовку содержателей явочных квартир.
5.8. Резидентуры из доверенных лиц могут создаваться в воинских частях, па судах загранплавания, в целях оперативного обеспечения охраны государственной границы. В порядке исключения они могут также создаваться на некоторых предприятиях промышленности, транспорта, связи и в высших учебных заведениях. Резиденты, имеющие на связи агентов, к работе с доверенными лицами не привлекаются. Передача оперативным сотрудником доверенных лиц на связь резиденту осуществляется с разрешения его непосредственного начальника.
5.9. При передаче участка работы оперативный сотрудник знакомит нового сотрудника с имеющимися у пего доверенными лицами. Передача доверенных лиц в этом и других случаях проводится с разрешения непосредственных начальников оперативных сотрудников.
5.10. Учет доверенных лиц ведется списочно в литерных делах, в списках отражаются установочные данные, время и цель установления доверительных отношений. При прекращении доверительных отношений в списках своевременно делаются необходимые отметки.
6. Поощрение, вознаграждение
6.1. Поощрение и вознаграждение агентов, резидентов, содержателей конспиративных и явочных квартир, доверенных лиц за плодотворное сотрудничество, успешное выполнение оперативных задании и поручений органов КГБ осуществляются в форме:
• объявления благодарности от имени Председателя или Коллегии КГБ СССР, заместителей Председателя КГБ СССР;
• объявления благодарности в приказе пли устно начальником главного управления, самостоятельного управления и отдела КГБ СССР, председателем или коллегией Комитета госбезопасности союзной или автономной республики, начальником УКТБ по краю и области, управления особых отделов КГБ СССР, особого отдела КГБ СССР, по группе войск, округу, флоту, объединению центрального подчинения, войск пограничного округа;
• устной благодарности оперативного работника или его начальника;
• вручения ценных подарков, денежных вознаграждений;
• оказания с соблюдением требований конспирации помощи в удовлетворении личных, не противоречащих законам просьб и пожелании.
За особые заслуги в деле обеспечения государственной безопасности агенты, резиденты и доверенные лица могут представляться к государственным наградам. При этом принимаются меры к зашифровке сотрудничества награждаемого лица с органами КГБ перед его окружением.
Поощрение или вознаграждение должно быть заслуженным и своевременным.
Выписки из приказов, справки, отражающие поводы и основания для поощрения, вознаграждения, представления к государственным наградам, приобщаются к личному делу агента, резидента, содержателя конспиративной или явочной квартиры, а по доверенным лицам – к литерному делу.
6.2. За заслуги в деле обеспечения государственной безопасности агентам и резидентам и по случаю потери кормильца членам их семей могут назначаться по заключениям, утвержденным руководством КГБ СССР, пенсии или дотации к пенсиям, получаемым ими от органов социального обеспечения.
6.3. Руководящий и оперативный состав органов госбезопасности за успешную агентурную работу и работу с доверенными лицами представляется к поощрению соответствующими начальниками в установленном порядке.
Наиболее отличившиеся руководящие и оперативные работники, лично участвовавшие в вербовке ценных и особо ценных агентов и обеспечившие высокую результативность их работы, представляются к награждению орденами и медалями СССР, Почетными грамотами Президиумов Верховных Советов союзных республик, нагрудным знаком «Почетный сотрудник госбезопасности», к досрочному присвоению очередного воинского звания или по истечении установленного срока выслуги в предыдущем звании па одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности, к награждению деньгами или ценным подарком па сумму до 1000 рублей; используются также другие виды морального стимулирования и материального поощрения.
Представление руководящего и оперативного состава за успешную агентурную работу к государственным наградам СССР, награждению Почетными грамотами Президиумов Верховных Советов союзных республик, к поощрению приказами Председателя КГБ СССР осуществляется в установленном порядке по ходатайствам руководителей подразделений центрального аппарата КГБ СССР, органов КГБ на местах, начальников войск пограничных округов КГБ СССР.
Подготовка материалов по этому вопросу и согласование их с Управлением кадров КГБ СССР возлагаются на начальников соответствующих главных управлений и самостоятельных управлений КГБ СССР.
7. Право санкции на вербовку агентуры или исключение ее из агентурного аппарата, установление личного оперативного контакта, оперативного контакта
и доверительных отношений
7.1. Право санкции па вербовку или исключение из агентурного аппарата агентов, резидентов, содержателей конспиративных и явочных квартир из числа советских граждан, агентов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в СССР, предоставляется начальникам главных управлений, входящих в них управлений, самостоятельных управлений и отделов КГБ СССР; председателям КГБ союзных и автономных республик; начальникам УКГБ по краям и областям; начальникам 2, 4, 5, 6, 7 и 9 подразделений КГБ союзных республик, УКГБ СССР по г. Москве и Московской области, УКГБ СССР по Ленинградской области; начальникам служб КГБ–УКГБ; начальникам отделов КГБ–УКГБ по автономным областям. Данное право предоставляется также заместителям перечисленных должностных лиц.
Право санкции на вербовку или исключение из агентурного аппарата содержателей конспиративных и явочных квартир предоставляется также начальникам отделов, входящих в состав главных управлений и управлений КГБ СССР.
Председателям КГБ союзных и автономных республик, начальникам УКГБ по краям и областям разрешается, исходя их конкретных условий, предоставлять в порядке исключения право санкции на вербовку или исключение из агентурного аппарата агентов из числа советских граждан начальникам окружных, городских, районных отделов. О предоставлении такого права издается приказ.
Право санкции на установление личного оперативного контакта с кандидатами на вербовку из числа советских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в СССР, предоставляется начальнику отделения центрального аппарата КГБ СССР и территориальных органов КГБ, начальнику особого отдела КГБ СССР по бригаде, начальнику разведотдела (отделения) пограничного отряда (ОКПП), им равным и выше.
7.2. В управлениях особых отделов КГБ СССР и особых отделах КГБ СССР право санкции на вербовку или исключение из агентурного аппарата агентов, резидентов, содержателей конспиративных и явочных квартир из числа советских граждан предоставляется начальникам особых отделов по бригадам, пограничным отрядам, им равным и выше и соответственно их заместителям.
Оперативным работникам на кораблях, несущих боевую службу, на специальных и технического обеспечения судах ВМФ СССР, судах измерительных комплексов, а также в подразделениях Советской Армии, временно находящихся па территории капиталистических и развивающихся стран, в случаях, не терпящих отлагательства, разрешается осуществлять вербовки советских военнослужащих самостоятельно с последующим утверждением начальником соответствующего особого отдела КГБ.
Право санкции на вербовку или исключение из агентурного аппарата агентов, резидентов и содержателей явочных квартир из числа военнослужащих в звании полковник (капитан I ранга) и старше предоставляется начальникам и заместителям начальников особых отделов КГБ СССР по корпусам, им равным и выше.
Право санкции на вербовку или исключение из агентурного аппарата агентов из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих в СССР, предоставляется начальникам особых отделов КГБ СССР по армиям, им равным и выше.
7.3. В пограничных войсках право санкции на вербовку или исключение из агентурного аппарата агентов, резидентов, содержателей конспиративных и явочных квартир из числа советских граждан предоставляется начальникам войск пограничных округов, начальникам пограничных отрядов, отдельных контрольно-пропускных пунктов и их заместителям по разведке.
7.4. Право санкции на установление оперативного контакта от имени органов КГБ с временно находящимися па территории СССР иностранными гражданами и лицами без гражданства, вербовку или исключение агентов из их числа (членов различных делегаций и команд иностранных судов, персонала иностранных фирм, специалистов, ведущих шефмонтажные работы, лиц, прибывающих по частным делам, иностранных туристов, студентов, стажеров, аспирантов учебных заведений, военнослужащих иностранных армий, обучающихся в СССР, участников выставок, симпозиумов и других лиц, не пользующихся дипломатическим иммунитетом) предоставляется: в центральном аппарате КГБ СССР – начальникам главных управлений и самостоятельных управлений и соответственно их заместителям; в органах КГБ на местах–председателям КГБ союзных и автономных республик, начальникам УКГБ по краям и областям, начальникам управлений особых отделов КГБ СССР и начальникам особых отделов КГБ СССР по группам войск, округам, флотам, начальникам войск пограничных округов и их заместителям. Указанным должностным лицам предоставляется право санкции па установление оперативного контакта от имени органов КГБ, вербовку или исключение из агентурного аппарата агентов из числа советских граждан, постоянно проживающих за границей и временно находящихся в СССР.
Вербовки в указанных случаях органами КГБ на местах согласовываются с соответствующими главными управлениями и самостоятельными управлениями КГБ СССР.
Установление оперативного контакта па нейтральной основе (не от имени органов КГБ) с временно находящимися в СССР иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляется с санкции начальников оперативных отделов подразделений центрального аппарата КГБ СССР и выше, начальников 2, 4, 5, 6 и 7 подразделений КГБ–УКГБ, начальников управлений особых отделов КГБ СССР, особых отделов КГБ СССР по группам войск, округам, флотам, объединениям центрального подчинения, отдельным армиям, им равных и выше, а также их заместителей.
7.5. Право санкции на установление оперативного контакта от имени органов КГБ, вербовку и исключение из агентурного аппарата агентов из числа временно находящихся на территории СССР иностранных граждан – видных государственных и общественных деятелей, дипломатов и других лиц, пользующихся дипломатическим иммунитетом, принадлежит исключительно руководству КГБ СССР.
7.6. За границей вербовка агентуры из числа иностранных граждан, лиц без гражданства и постоянно проживающих там советских граждан осуществляется с санкции руководства КГБ СССР по представлениям Второго и Третьего главных. Четвертого, Пятого и Шестого управлений КГБ СССР по согласованию и во взаимодействии с Первым главным управлением КГБ СССР.
Право санкции па установление оперативных контактов па нейтральной основе за границей с иностранными гражданами и лицами без гражданства (кроме видных общественных и политических деятелей) и постоянно проживающими там советскими гражданами предоставляется начальникам главных управлений, самостоятельных управлении КГБ СССР, председателям КГБ союзных и автономных республик, начальникам УКГБ по краям и областям, начальникам управлении особых отделов КГБ СССР и особых отделов КГБ СССР по группам войск, округам, флотам, объединениям и соединениям Военно-Морского Флота СССР и их заместителям.
7.7. Непосредственным начальникам оперативных работников предоставляется право санкции на прием агентов па конспиративных и явочных квартирах, утверждать постановления об исключении из агентурного аппарата агентов, резидентов и содержателей, явочных и конспиративных квартир в связи с выбытием в другие районы страны, если органом КГБ по новому месту жительства их использование признано нецелесообразным.
7.8. Право санкции на установление доверительных отношении предоставляется заместителю начальника отделения центрального аппарата КГБ СССР, территориального органа КГБ, начальника особого отдела КГБ СССР по бригаде, начальника разведывательного отдела (отделения) пограничного отряда (ОКПП), им равным и выше.
В случаях, не терпящих отлагательства, особенно при расследовании чрезвычайных происшествий, предупреждении диверсионных, террористических и иных особо опасных действии, оперативному сотруднику разрешается устанавливать доверительные отношения самостоятельно с последующим утверждением соответствующим руководителем.
* * *
Деятельность органов госбезопасности по приобретению, расстановке, воспитанию, обучению и использованию агентуры и доверенных лиц в интересах надежного обеспечения государственной. безопасности страны включает большой круг сложных процессов, явлении и отношений. Успех этой работы в значительной степени зависит от уровня политической и профессиональной подготовки руководящего и оперативного состава органов КГБ, умения творчески подходить к делу, постоянного совершенствования оперативного искусства, поиска новых форм и методов чекистской деятельности, наиболее полно отвечающих оперативной обстановке и тенденциям ее развития.