Проект закона РФ о Конституционном собрании вариант А

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
«О КОНСТИТУЦИОННОМ СОБРАНИИ»
ВАРИАНТ А: «ПОРЯДОК СОЗЫВА – ВЫБОРЫ».
(1.12.1994)
Глава I.
Общие положения
Статья 1. Правовой статус Конституционного Собрания
1. Конституционное Собрание является представительным органом Российской Федерации, обладающим учредительными полномочиями.
2. Конституционное Собрание является постоянно действующим органом.
3. К ведению Конституционного Собрания относятся:
а/ подтверждение неизменности Конституции Российской Федерации;
б/ внесение изменений в Конституцию Российской Федерации;
в/ разработка проекта новой Конституции России;
г/ принятие новой Конституции России;
д/ вынесение проекта новой Конституции России на всенародное утверждение;
е/ установление порядка вступления в силу новой Конституции России.
Статья 2. Законодательство о Конституционном Собрании
Законодательство о Конституционном Собрании составляют Конституция Российской Федерации, настоящий федеральный конституционный закон, федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации», федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», иные федеральные законы.
Статья 3. Состав Конституционного Собрания
Конституционное Собрание состоит из 225 (Вариант: 403) народных представителей – членов Конституционного Собрания.
Статья 4. Созыв Конституционного Собрания
1. Конституционное Собрание созывается в соответствии с настоящим Законом на основании части второй статьи 135 Конституции Российской Федерации в случае поддержки тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации 1993 года.
2. Созыв Конституционного Собрания осуществляется путем избрания его членов гражданами Российской Федерации непосредственно гражданами Российской Федерации в субъектах Российской Федерации.
3. Выборы членов Конституционного Собрания проводятся по праву в воскресенье по истечении четырех месяцев после дня получения необходимого для созыва Конституционного Собрания количества голосов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации 1993 года.
Статья 5. Срок деятельности Конституционного Собрания
Конституционное Собрание созывается на срок до принятия решения о новой Конституции России, но не более чем на один год (ВАРИАНТ: на полгода).
Статья 6. Местонахождение Конституционного Собрания Официальной резиденцией Конституционного Собрания со дня его первого заседания и до истечения срока его полномочий является Московский Кремль.
Глава II. Порядок созыва Конституционного Собрания
Статья 7. Основы избирательной системы при выборах членов Конституционного Собрания
1. Выборы членов Конституционного Собрания проводятся на основе мажоритарной системы по единой норме представительства.
2. Для проведения выборов членов Конституционного Собрания образуются 89 территориальных избирательных округов. Территория каждого субъекта Российской Федерации является территорией избирательного округа по выборам членов Конституционного Собрания.
3. Количество членов Конституционного Собрания, избираемых в субъекте Российской Федерации, равно сумме числа депутатов в Государственной Думе Федерального Собрания России, избираемых в одномандатных территориальных округах в данном субъекте Российской Федерации.
(Вариант: …равно сумме числа депутатов от данного субъекта РФ в Федеральном Собрании России, избираемых в территориальных округах данного субъекта РФ).
4. Члены Конституционного Собрания избираются в личном качестве.
Статья 8. Основные принципы выборов членов Конституционного Собрания
1. Члены Конституционного Собрания избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан в выборах является добровольным, свободным, контроль за волеизъявлением гражданина не допускается.
2. Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе избирать членов Конституционного Собрания. Членом Конституционного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21-летнего возраста. Не имеет права избирать и быть избранным гражданин, признанный судом недееспособным, а также содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда.
3. Организация подготовки и проведения выборов членов Конституционного Собрания, деятельность государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, а также их должностных лиц, связанная с проведением выборов, осуществляется в соответствии с принципом гласности.

Статья 9. Избирательные округа, избирательные участки, списки избирателей
1. Число округов по выборам членов Конституционного Собрания равно числу субъектов Российской Федерации. На территории каждого субъекта Российской Федерации образуется только один избирательный округ.
2. Избирательными участками по выборам членов Конституционного Собрания являются избирательные участки, образованные для выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания России.
3. В списки избирателей включаются все граждане Российской Федерации, имеющие постоянное место жительства на территории соответствующего субъекта РФ, вне зависимости от срока проживания. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. Списки избирателей предоставляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до выборов.
Статья 10. Система и полномочия комиссий по проведению выборов членов Конституционного Собрания
1. Организация выборов членов Конституционного Собрания и контроль за соблюдением избирательных прав граждан возлагается на:
а/ Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, выступающую качестве Центральной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания;
б/ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, выступающие в качестве комиссий субъектов Российской Федерации по выборам членов Конституционного Собрания (далее — «комиссии субъектов РФ»);
в/ территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии, выступающие в качестве территориальных комиссий по выборам членов Конституционного Собрания (далее — «территориальные комиссии»);
г/ участковые избирательные комиссии, выступающие в качестве участковых комиссий по выборам членов Конституционного Собрания (далее – «участковые комиссии»).
2. Центральная комиссия по выборам членов Конституционного Собрания:
а/ руководит деятельностью иных комиссий по выборам членов Конституционного Собрания;
б/ осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;
в/ осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов членов Конституционного Собрания;
г/ на основании данных, представленных соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации, решает вопросы приписки избирателей, в том числе военнослужащих, находящихся за пределами территории Российской Федерации, к избирательным округам на территории Российской Федерации;
д/ дает разъяснения о порядке применения настоящего Закона и соответствующих норм иных федеральных законов о выборах, обеспечивая их единообразное применение;
е/ обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам в члены Конституционного Собрания;
ж/ в случаях, предусмотренных настоящим Законом, издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам организации и проведения выборов;
з/ заслушивает сообщения министерств и ведомств, других государственных и общественных организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
и/ устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей, подписных листов и других избирательных документов; утверждает образцы печатей комиссий по выборам членов Конституционного Собрания;
к/ распределяет выделенные из федерального бюджета Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контролирует их целевое использование;
л/ рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения голосования;
м/ рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих комиссий и принимает по ним решения;
н/ утверждает единую схему обработки результатов голосования и подведения результатов выборов членов Конституционного Собрания;
о/ устанавливает общие результаты выборов членов Конституционного Собрания, публикует их в печати; обеспечивает передачу в архивы документации, связанной с выборами членов Конституционного Собрания;
п/ составляет списки лиц, избранных членами Конституционного Собрания и передает их и необходимую документацию в Конституционное Собрание;
р/ выдает удостоверения избранным членов Конституционного Собрания;
с/ осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
3. Решения Центральной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для иных комиссий по выборам членов Конституционного Собрания, государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений, а также их должностных лиц.
4. Комиссия субъекта Российской Федерации по выборам членов Конституционного Собрания:
а/ осуществляет координацию деятельности нижестоящих комиссий по выборам членов Конституционного Собрания на территории субъекта Российской Федерации;
б/ обеспечивает взаимодействие Центральной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания с органами государственной власти субъекта Российской Федерации;
в/ обеспечивает единообразную реализацию законодательства о выборах на основе рекомендаций и методических указаний Центральной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания;
г/ распределяет между территориальными комиссиями денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств на территории субъекта Российской Федерации;
д/ осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории субъекта Российской Федерации;
е/ руководит работой территориальных и участковых комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения;
ж/ устанавливает единую нумерацию избирательных участков по округу;
з/ регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца;
и/ обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам в члены Конституционного Собрания;
к/ распоряжается денежными средствами, выделенными на проведение выборов по данному избирательному округу;
л/ утверждает текст избирательного бюллетеня для голосования по данному избирательному округу, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий;
м/ устанавливает результаты выборов по округу и передает их в Центральную комиссию по выборам членов Конституционного Собрания;
н/ контролирует обеспечение территориальных и участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов;
о/ рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) территориальных и участковых комиссий;
п/ осуществляет другие полномочия по решению Центральной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания.
5. Территориальная (районная, городская и другие) комиссия по выборам членов Конституционного Собрания:
а/ осуществляет контроль за организацией подготовки и проведения выборов членов Конституционного Собрания на соответствующей территории;
б/ содействует работе участковых комиссий;
в/ обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в выборах всем кандидатам в члены Конституционного Собрания;
г/ организует доставку бланков и другой выборной документации, а также бюллетеней участковым комиссиям; оказывает им организационно-техническую помощь в проведении голосования на избирательных участках;
д/ производит обработку протоколов участковых комиссий о результатах голосования на избирательных участках; суммирует итоги голосования на соответствующей территории и передает их в комиссию субъекта Российской Федерации по выборам членов Конституционного Собрания;
е/ обеспечивает доставку протоколов участковых комиссий о результатах голосования в комиссию субъекта Российской Федерации по выборам членов Конституционного Собрания;
ж/ контролирует на своей территории расходование денежных средств, выделенных на проведение выборов;
з/ осуществляет другие полномочия по решению комиссии субъекта Российской Федерации по выборам членов Конституционного Собрания.
6. Участковая комиссия по выборам членов Конституционного Собрания:
а/ оповещает население о месте нахождения участковой комиссии и времени ее работы, а также о дне выборов и месте голосования;
б/ проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в/ составляет списки избирателей по избирательному участку;
г/ обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования;
д/ организует на участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование;
е/ производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке;
ж/ рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Статья 11. Порядок деятельности комиссий по проведению выборов членов Конституционного Собрания
1. При подготовке и проведении выборов комиссии в пределах своей компетенции, установленной федеральными законами, независимы от государственных органов и органов местного самоуправления. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности, предоставлять необходимые для их работы сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок.
2. Каждый кандидат в члены Конституционного Собрания вправе назначить одного члена комиссии субъекта РФ по выборам членов Конституционного Собрания, а в каждой территориальной комиссии – по одному члену такой комиссии с правом совещательного голоса.
3. Организация деятельности комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссий о регистрации кандидатов, об установлении результатов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях комиссий большинством голосов от общего числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения по иным вопросам принимаются простым большинством голосов присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. Решения подписываются председателем и секретарем комиссии. Члены комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии. Решения комиссии, противоречащие действующему законодательству, либо принятые ею с превышением полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией или судом. Заседания комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии.
4. Деятельность комиссий осуществляется гласно и открыто. На их заседаниях вправе присутствовать кандидаты и их доверенные лица, представители средств массовой информации. Решения комиссии доводятся до сведения избирателей, публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации. При голосовании на избирательных участках, подсчете голосов и составлении протоколов о результатах голосования участковыми комиссиями вправе присутствовать наблюдатели, направленные избирательными объединениями, кандидатами, а также иностранные (международные) наблюдатели.
5. Решения и действия Центральной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания могут быть обжалованы в Верховном Суде Российской Федерации. Решения и действия комиссий субъектов Российской Федерации, территориальных и участковых комиссий совершенные с нарушением настоящего Закона, могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию или суд. При этом предварительное обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обязательным условием для обращения в суд. Решения по жалобам принимаются в пятидневный срок, а в день выборов – немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее, чем в десятидневный срок.
6. Полномочия комиссий заканчиваются со дня утверждения Конституционным Собранием доклада Мандатной комиссии Конституционного Собрания и Центральной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания.
Статья 12. Выдвижение и регистрация кандидатов в члены Конституционного Собрания
1. Выдвижение кандидатов в члены Конституционного Собрания осуществляется непосредственно избирателями в субъектах Российской Федерации и производится путем сбора подписей избирателей под заявлением о выдвижении кандидата. Заявление должно быть подписано не менее 500 избирателями, постоянно проживающими в данном субъекте РФ. В заявлении о выдвижении кандидата указываются его фамилия, имя, отчество, место работы, занимаемая должность, место жительства. Не позднее чем через три дня после получения заявления о выдвижении кандидата комиссия субъекта РФ выдает кандидату или уполномоченному группы избирателей справку о приеме документов. Отказ в выдаче справки может быть обжалован в Центральную комиссию или в суд.
2. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями в субъектах РФ производится на всероссийских или региональных съездах (конференциях) избирательных объединений путем утверждения кандидатов с указанием в каком округе будет баллотироваться кандидат. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием. Избирательное объединение вправе выдвигать кандидатов, не являющихся членами входящих в него общественных объединений.
3. Сбор подписей в поддержку кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателями или избирательными объединениями, начинается с момента выдачи комиссией субъекта РФ справки о приеме документов о его выдвижении. Количество подписей в поддержку кандидата должно быть не менее 1,0 процента от общего числа избирателей данного субъекта РФ. Сбор подписей проводится по месту работы, в том числе в трудовых коллективах, и по месту жительства избирателей. Администрация и трудовые коллективы предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций обязаны оказывать содействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов. В каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и занимаемая должность (род занятий), место жительства кандидата и название субъекта РФ, в котором он выдвигается. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и кандидатом.
4. Кандидаты в члены Конституционного Собрания регистрируются соответствующими комиссиями не позднее чем за 60 дней до выборов. Кандидат вносит в комиссию субъекта РФ не позднее чем за 70 дней до выборов подписные листы с подписями избирателей в его поддержку и личное заявление о согласии баллотироваться по данному округу.
5. Центральная комиссия и комиссии субъектов РФ проверяют соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего закона. При проверке подписей избирателей в поддержку кандидатов вправе присутствовать уполномоченные кандидатов. Подписные листы нумеруются и удостоверяются печатью, которая затем выдает уполномоченному или кандидату письменное подтверждение принятия подписных листов. В случае обоснованных сомнений в достоверности данных, содержащихся в подписных листах, или достоверности подписей избирателей комиссия в срок, не превышающий 10 дней, проводит проверку подписных листов. Если в результате проверки будет установлено, что количество действительных подписей меньше, чем это необходимо по закону, комиссия отказывает в регистрации кандидата. Решение может быть обжаловано, соответственно, в Верховный Суд Российской Федерации или в областной, краевой суд, суд республики, автономной области или автономного округа. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней. Решение по результатам ее рассмотрения является окончательным. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием ее даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение двух суток после регистрации сообщаются средствам массовой информации.

Статья 13. Статус кандидатов в члены Конституционного Собрания
1. Все кандидаты в члены Конституционного Собрания обладают равными правами и несут равные обязанности.
2. Кандидаты в члены Конституционного Собрания, находящиеся на государственной и муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах не вправе использовать преимущества своего служебного положения (использование служебного транспорта, служебных помещений, служебной связи и т.д.). Кандидаты в члены Конституционного Собрания вправе после их регистрации по личному заявлению освобождаться от работы, военной службы и военных сборов на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая комиссия по выборам членов Конституционного Собрания из средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию в размере, не превышающем 10-кратный размер минимальной заработной платы. Кандидаты не могут быть по инициативе администрации (работодателя) уволены с работы во время проведения выборов или без их согласия переведены на другую работу. Время участия в выборах засчитывается в трудовой стаж по той специальности, по которой кандидат работал до регистрации.
3. Кандидаты со дня регистрации и до дня опубликования результатов выборов имеют право на территории соответствующего округа бесплатно пользоваться любыми видами общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта. Если кандидат имеет постоянное место жительства вне пределов субъекта РФ, в котором он баллотируется, он вправе в течение указанного периода на три бесплатных поездки железнодорожным, водным и автомобильным транспортом (кроме такси и заказных рейсов) или на одну бесплатную поездку авиационным транспортом в округ и обратно.
4. Кандидат вправе в любое время до дня выборов снять свою кандидатуру.
5. Кандидат в члены Конституционного Собрания, зарегистрированный комиссией субъекта РФ, может иметь до 10 доверенных лиц, которые регистрируются той же комиссией. Доверенные лица получают от соответствующей комиссии удостоверение и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в части второй настоящей статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения.
6. Кандидат в члены Конституционного Собрания не может быть привлечен без согласия Генерального прокурора Российской Федерации к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Об этом должна быть извещена комиссия, осуществившая регистрацию кандидата.
Статья 14. Предвыборная агитация
1. Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям Российской Федерации свободное проведение предвыборной агитации в соответствии с федеральными законами. Граждане Российской Федерации, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за или против кандидатов.
2. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации; путем проведения предвыборных мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий); выпуска и распространения агитационных печатных материалов. В предвыборной агитации не могут участвовать государственные органы, органы местного самоуправления, члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на общих с другими кандидатами основаниях. Проведение предвыборной агитации в помещениях избирательных участков запрещается.
3. Предвыборная агитация проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается за день до дня выборов. За день до дня выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений комиссий по выборам членов Конституционного Собрания, могут сохраняться на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами, не допускается.
4. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации, агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную и религиозную вражду, ущемляющих честь, достоинство и деловую репутацию граждан, избирательных объединений. Комиссии по выборам членов Конституционного Собрания контролируют соблюдение установленного порядка проведения предвыборной агитации.
5. Кандидаты в члены Конституционного Собрания имеют право на предоставление им эфирного времени по каналам государственных телерадиокомпаний, осуществляющих телевизионное и радиовещание на территории соответствующего субъекта РФ на равных основаниях (бесплатно, при равном количестве предоставленного времени, равном времени выхода в эфир и других условиях). Кандидат имеет право на основании заключенного с государственной телерадиокомпанией договора получить за плату время вещания сверх времени вещания, предоставленного бесплатно. Условия оплаты должны носить равный по отношению к кандидату характер. Порядок предоставления эфирного времени кандидатам по каналам государственных телерадиокомпаний и его использования устанавливается Центральной комиссией по выборам членов Конституционного Собрания с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации. Кандидаты в члены Конституционного Собрания вправе использовать для проведения предвыборной агитации региональные государственные телерадиокомпании. Кандидат имеет право требовать от негосударственной телерадиокомпании (телекомпании, радиокомпании), предоставившей другому кандидату эфирное время для проведения предвыборной агитации, предоставить ему равное по времени, условиям оплаты и иным условиям эфирное время.
6. Периодические печатные издания, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, органы местного самоуправления, обязаны обеспечить равные возможности для публикации агитационных материалов всем кандидатам. Порядок опубликования агитационных материалов в периодических печатных изданиях, указанных в части 7 настоящей статьи, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с участием государственных органов, обеспечивающих соблюдение конституционных прав и свобод в сфере массовой информации.
7. Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде предвыборных дебатов, «круглых столов», пресс-конференций, интервью, выступлений, политической рекламы. При осуществлении предвыборной агитации через средства массовой информации запрещается политическая реклама продолжительностью менее 1 минуты. Запрещается прерывать теле-, радиопередачи, содержащие предвыборную агитацию, рекламой товаров, работ и услуг. В программах новостей информация о проведении предвыборной агитации кандидатами должна даваться исключительно отдельным блоком в начале программы. В программах новостей эта информация не комментируется. Данные блоки новостей кандидатами не оплачиваются.
8. В своей профессиональной деятельности при освещении избирательной кампании каждый журналист, каждый творческий работник государственной (муниципальной) телерадиокомпании, телекомпании, радиокомпании должен быть беспристрастным, объективным и точным, строго следовать своим профессиональным обязанностям и не злоупотреблять профессиональными правами. Журналистам, должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении выборов через средства массовой информации, в том числе на государственных телевидении и радио, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. Журналист, являющийся кандидатом либо доверенным лицом кандидата, обязан приостановить свое участие в подготовке передач на телевидении и радио в качестве журналиста.
9. Периодические печатные издания, учрежденные органами представительной, исполнительной, судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов нормативных и иных актов, не вправе опубликовывать агитационные материалы кандидатов в члены Конституционного Собрания. В период агитационной кампании, редакция периодического печатного издания, предоставившая кандидату место на полосе, не вправе отказать другому кандидату в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах.
10. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пятидневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом комиссией субъекта РФ по выборам членов Конституционного Собрания. Владельцы помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их в пользование на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам.
11. Кандидаты в члены Конституционного Собрания вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Агитационные печатные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, кроме зданий и помещений комиссий по выборам членов Конституционного Собрания. Комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о применении необходимых мер пресечения противоправной агитационной деятельности.
Статья 15. Финансирование выборов членов Конституционного Собрания
1. Расходы комиссий по выборам членов Конституционного Собрания производятся за счет средств федерального бюджета Российской Федерации и предусматриваются в нем отдельной строкой.
2. Средства, выделенные из федерального бюджета Российской Федерации, поступают в распоряжение Центральной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания в 10-дневный срок после принятия палатами Федерального Собрания решения о поддержке предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации 1993 года и распределяются ею между комиссиями субъектов Российской Федерации. Комиссии субъектов Российской Федерации распределяют полученные средства между нижестоящими комиссиями.
3. Кандидаты в члены Конституционного Собрания создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Кандидатам запрещается использовать иные денежные средства для ведения предвыборной агитации, кроме средств, перечисляемых в их избирательные фонды. Избирательные фонды могут состоять из следующих денежных средств:
а/ средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию соответствующей комиссией по выборам членов Конституционного Собрания;
б/ собственных средств кандидата в члены Конституционного Собрания;
в/ средств общественного объединения, выделенных выдвинутому им кандидату в члены Конституционного Собрания;
г/ добровольных пожертвований физических и юридических лиц.
4. Сумма пожертвования физического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать 20-кратного размера минимальной заработной платы. Сумма пожертвования отдельного юридического лица в избирательный фонд кандидата не может превышать размера минимальной заработной платы более чем в 200 раз. Кандидаты обязаны в пятидневный срок сообщать комиссиям субъектов РФ по выборам членов Конституционного Собрания данные о поступивших в их фонд пожертвованиях, размер которых превышает 10-кратный размер минимальной заработной платы. В информации о пожертвованиях указывается фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица, название и официальное местонахождение юридического лица. Информация о текущих добровольных пожертвованиях должна предоставляться соответствующей комиссией для ознакомления любому гражданину, имеющему право избирать членов Конституционного Собрания. Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды кандидатов от физических и юридических лиц в размерах, превышающих определенные настоящим законом пределы, полная сумма платежа возвращается этим лицам с указанием причины возврата в порядке, установленном Центральной комиссией по выборам членов Конституционного Собрания.
5. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны:
а/ иностранных государств, организаций и граждан;
б/ российских юридических лиц с иностранным участием, если в их уставном капитале доля иностранного капитала превышает 30 процентов;
в/ международных организаций;
г/ государственных организаций и учреждений, органов местного самоуправления и религиозных объединений.
6. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит кандидатам в члены Конституционного Собрания. Порядок открытия кандидатами банковских счетов для формирования избирательных фондов и их ведения устанавливается Центральной комиссией по выборам членов Конституционного Собрания по согласованию с Центральным Банком России.
7. Учет поступлений и расходования денежных средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, и средств избирательных фондов производится в соответствии с законодательством Российской Федерации. Формы финансового отчета комиссий по выборам членов Конституционного Собрания о поступлении и расходовании средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, и финансового отчета кандидатов устанавливаются Центральной комиссией по выборам членов Конституционного Собрания по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. Кандидаты представляют в комиссию субъекта РФ финансовый отчет не позднее 30 дней после опубликования результатов выборов. Копии указанных отчетов передаются соответствующей комиссией в средства массовой информации. Комиссия субъекта Российской Федерации представляет в Центральную комиссию по выборам членов Конституционного Собрания сводный финансовый отчет не позднее 60 дней со дня опубликования результатов выборов. Центральная комиссия предоставляет финансовый отчет о расходовании средств, выделенных ей из федерального бюджета Счетной Палате Федерального Собрания Российской Федерации не позднее 3-х месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован Центральной комиссией в бюллетене Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и сообщен иным средствам массовой информации не позднее одного месяца со дня его представления в Счетную Палату.
8. Кандидаты возвращают соответствующим комиссиям неизрасходованные денежные средства избирательных фондов в размере, пропорциональном размеру денежных средств, выделенных им этими комиссиями. Порядок использования оставшихся неизрасходованными денежных средств избирательных фондов после возврата части средств соответствующим комиссиям определяется Центральной комиссией по выборам членов Конституционного Собрания.
9. Контроль за целевым расходованием средств, выделенных комиссиям на организацию подготовки и проведения выборов, а также контроль за источниками поступления, правильностью учета денежных средств избирательных фондов и их расходования кандидатами осуществляется Контрольно – ревизионной службой при Центральной избирательной комиссии РФ.
10. По решению Центральной комиссии по выборам членов Конституционного Собрания председатель и члены комиссий субъектов Российской Федерации с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 60 дней. По решениям соответствующей комиссии субъекта РФ, председатель или отдельные члены участковой комиссии с правом решающего голоса могут работать в комиссии в период организации и проведения выборов с отрывом от основной работы в течение срока, не превышающего 30 дней. Оплата работы освобожденных членов комиссий производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание избирательных комиссий.
Статья 16. Голосование на выборах членов Конституционного Собрания
1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых комиссий соответствующей местной администрацией. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует подходящие здания у частных собственников. Оплата и возмещение расходов производятся комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.
2. Каждый избиратель получает избирательный бюллетень по форме, устанавливаемой Центральной комиссией по выборам членов Конституционного Собрания. Текст бюллетеня утверждается комиссией субъекта РФ и должен быть размещен только на одной стороне листа. Избирательный бюллетень для голосования по выборам членов Конституционного Собрания содержит в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества всех зарегистрированных по округу кандидатов и их данные, указанные в пунктах 1 и 3 статьи 12 настоящего закона. Справа против данных о каждом кандидате и о каждом избирательном объединении помещается пустой квадрат. В конце списка помещается строка «Против всех кандидатов» с расположенным в правой ее части пустым квадратом. В каждом избирательном бюллетене должно помещаться разъяснение о порядке его заполнения. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке, в республиках в составе Российской Федерации на государственных языках республик, а также на языках народов Российской Федерации на территории их компактного проживания по решению комиссии субъекта РФ по выборам членов Конституционного Собрания. Если для избирательного участка изготавливаются избирательные бюллетени на двух и более языках, текст на всех этих языках помещается в каждом бюллетене. Текст бюллетеня утверждается комиссией субъекта РФ по выборам членов Конституционного Собрания.
3. Избирательные бюллетени печатаются по распоряжению комиссий субъектов РФ не позднее чем за 20 дней до дня выборов. Участковые комиссии получают избирательные бюллетени не позднее чем за три дня до дня выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой комиссии, не может превышать число включенных в списки избирателей по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На оборотной стороне бюллетеней ставится печать участковой комиссии и подписи двух ее членов. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, участковые комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах.
4. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. На избирательных участках, образованных на судах, находящихся в день выборов в плавании, в воинских частях, на полярных станциях, в отдаленных и труднодоступных районах, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список.
5. Избиратель, который в период, начиная с 15 дней до дня выборов уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательный бюллетень в помещении комиссии субъекта РФ так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении комиссии, то на обороте выдаваемого ему избирательного бюллетеня ставится печать соответствующей комиссии. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать комиссии. Списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями передаются в соответствующую участковую комиссию. Комиссии субъектов РФ вправе разрешить провести голосование избирателей досрочно, но не ранее чем за 15 дней до дня выборов, на судах торгового, рыболовецкого, научно-исследовательского, военно-морского и речного флотов, которые на день голосования будут находиться в иностранных портах, экспедициях, автономном плавании, а также на полярных станциях, в других труднодоступных и отдаленных местностях Российской Федерации.
6. В 8 часов утра в день выборов председатель участковой комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получить избирательные бюллетени и приступить к голосованию. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой комиссии. В помещениях для голосования (избирательных участках) во время голосования вправе находиться наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, доверенные лица кандидатов.
7. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего паспорт удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей как членом участковой комиссии, так и иным лицом. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не входящего в состав участковой комиссии. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей в графе: «Подпись избирателя о получении бюллетеня».
8. Каждый гражданин голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии кандидата за которого он голосует. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.
9. Председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии – секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею.
10. В тех случаях, когда граждане, имеющие право участвовать в выборах, не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования и с использованием специального переносного избирательного ящика. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой комиссии. Члены участковой комиссии, выезжающие по указанным заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших вне помещений для голосования, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии – в его выдаче. В этом случае избиратель, проголосовавший вне помещения для голосования, вычеркивается из основного списка.
Статья 17. Определение результатов выборов членов Конституционного Собрания
1. По истечении времени голосования председатель участковой комиссии объявляет голосования оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. Перед началом подсчета голосов председатель участковой комиссии в присутствии всего состава комиссии, наблюдателей, представляющих кандидатов, избирательные объединения, иностранных (международных) наблюдателей, погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целостность печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно: сначала переносных, затем стационарных.
2. Подсчет голосов осуществляют непосредственно члены участковой избирательной комиссии, обладающие правом решающего голоса. Подсчет голосов на избирательном участке должен проводиться без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели.
3. Число бюллетеней, находящихся в переносных ящиках, не должно превышать число письменных заявлений от избирателей с просьбами о проведении голосования вне избирательного участка. В случае обнаружения в переносном ящике большего числа бюллетеней, чем количество заявлений с просьбой о голосовании вне помещения для голосования, все бюллетени, находящиеся в этом избирательном ящике погашаются и не учитываются при подсчете голосов. Этот факт с указанием фамилий членов комиссии, обеспечивающих голосование вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу о результатах голосования. Данные бюллетени упаковываются отдельно. При этом указываются причины погашения.
4. При подсчете голосов прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, не снабженные печатью окружной или участковой комиссии либо подписями двух членов участковой комиссии, а также такие, из которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности, такие, в которых крест или любой иной знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. В спорных случаях решения о признании бюллетеня действительным или недействительным принимается участковой комиссией.
5. Результаты подсчета голосов избирателей вносятся участковой комиссией в протокол, в котором отражаются следующие данные:
а/ число избирателей, внесенных в основной список избирателей, и число избирателей внесенных в дополнительный список;
б/ число бюллетеней, полученных избирательной комиссией;
в/ число бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день голосования;
г/ число погашенных бюллетеней;
д/ число бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно и вне помещений для голосования;
е/ число бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
ж/ число действительных бюллетеней;
з/ число бюллетеней, признанных недействительными, в том числе бюллетеней неустановленного образца или не заверенных надлежащим образом;
и/ фамилии и инициалы внесенных в бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого кандидата, включая и позицию «против всех кандидатов».
6. Протоколы составляются в двух экземплярах и подписываются всеми членами комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первым экземплярам протоколов прикладываются жалобы и заявления, поступившие в комиссию в день голосования, а также решение комиссии по ним. Первые экземпляры протоколов участковой комиссии после их подписания незамедлительно направляются в соответствующие территориальные комиссии. Вторые экземпляры протоколов вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, списками членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от избирательных объединений и кандидатов, представителей печати, телевидения, радио, присутствующих на заседании участковой комиссии, а также иностранных (международных) наблюдателей, хранятся у секретаря комиссии до окончания ее работы. Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующие территориальные комиссии не позднее чем через 10 дней после официального объявления итогов выборов.
7. На основании протоколов территориальных комиссий путем суммирования содержащихся в них данных комиссия субъекта РФ определяет результаты выборов по данному субъекту РФ. Избранным признается кандидат, который получил наибольшее число голосов, при условии, что это число голосов составляет 5 или более процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании. При равном количестве полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее. Комиссия субъекта РФ признает выборы по округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего закона не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей или выборы признаны ею недействительными более чем на половине избирательных участков.
8. По результатам выборов комиссия субъекта РФ составляет протокол, в который вносятся следующие данные:
а/ общее количество участковых комиссий в округе;
б/ количество протоколов участковых и территориальных комиссий, на основе которых составлен настоящий протокол;
в/ общее количество избирателей по избирательному округу, внесенных в основные и дополнительные списки избирателей;
г/ общее количество бюллетеней, выданных участковым избирательным комиссиям;
д/ количество бюллетеней, выданных избирателям на избирательных участках в день голосования;
е/ количество погашенных бюллетеней;
ж/ количество бюллетеней, поданных избирателями, проголосовавшими досрочно и вне помещений для голосования;
з/ количество бюллетеней, содержащихся в избирательных ящиках;
и/ количество действительных бюллетеней;
к/ количество недействительных бюллетеней;
л/ фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число голосов, поданных за каждого из них;
м/ количество голосов, поданных «против всех кандидатов».
Протоколы составляются в двух экземплярах. Один экземпляр каждого протокола незамедлительно направляется в Центральную комиссию по выборам членов Конституционного Собрания, а другой хранится у секретаря комиссии субъекта РФ. Вся документация комиссий хранится до истечения полномочий Конституционного Собрания, после чего передается в архив.
9. На основании протоколов комиссий субъектов РФ Центральная комиссия по выборам членов Конституционного Собрания не позднее чем через 10 дней после дня выборов определяет общие итоги выборов. Соответствующая комиссия субъекта РФ на основании протокола о результатах выборов членов Конституционного Собрания и после опубликования общих итогов выборов Центральной комиссией производит регистрацию избранного члена Конституционного Собрания и выдачу ему удостоверения об избрании.
Статья 18. Обнародование итогов выборов
1. Итоги голосования по каждому участку, результаты выборов по субъекту РФ в объеме данных, содержащихся в протоколе соответствующей комиссии, должны предоставляться для ознакомления любому избирателю или наблюдателю. Комиссии, проводившие регистрацию кандидатов, направляют общие данные о результатах выборов по округу в средства массовой информации не позднее трех дней после проведения выборов. Комиссии субъектов РФ публикуют данные, содержащиеся в протоколах о результатах голосования и в протоколах участковых комиссий данного округа об итогах голосования, не позднее 15 дней со дня проведения выборов.
2. Центральная комиссия публикует в средствах массовой информации общие итоги выборов не позднее чем через 15 дней после проведения выборов. Не позднее чем через один месяц после проведения выборов Центральная избирательная комиссия публикует в своем Бюллетене информацию о результатах выборов, включающую в себя данные протоколов по каждому избирательному округу, результаты статистической обработки данных о составе избранных членов Конституционного Собрания.
Статья 19. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
Лица, путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, фальсификации избирательных документов, заведомо неправильного подсчета голосов или иным путем препятствующие свободному осуществлению гражданином Российской Федерации своих избирательных прав, либо работе комиссий или членов комиссий или лица, распространяющие заведомо ложные сведения о кандидатах либо совершающие иные действия, порочащие честь и достоинство кандидатов, а равно лица, нарушающие статус доверенных лиц кандидатов, наблюдателей, иностранных (международных) наблюдателей или условия проведения предвыборной агитации, несут ответственность в соответствии с законом.
Глава III. Статус членов Конституционного Собрания
Статья 20. Равенство членов Конституционного Собрания
Все члены Конституционного Собрания равны.
Статья 21. Права членов Конституционного Собрания
1. Члены Конституционного Собрания обладают исключительным правом конституционной законодательной инициативы.
2. Члены Конституционного Собрания вправе осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе.
3. Члены Конституционного Собрания обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий, не могут быть привлечены к уголовной и административной ответственности, налагаемой в судебном порядке.
4. На членов Конституционного Собрания не являющихся депутатами палат Федерального Собрания РФ распространяются положения федеральных законов о гарантиях деятельности, трудовых прав и условиях материального обеспечения депутатов Государственной Думы.
5. Члены Конституционного Собрания обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на заседаниях Конституционного Собрания.
Статья 22. Обязанности членов Конституционного Собрания
1. Участие членов Конституционного Собрания в пленарных заседаниях, а членов Рабочей палаты – и в ее заседаниях – обязательно.
2. Ответственность за неявку на заседания Конституционного Собрания устанавливается Регламентом Конституционного Собрания.
Глава IV. Устройство Конституционного Собрания
Статья 23. Органы Конституционного Собрания
1. Конституционное Собрание создает Рабочую палату из числа своих членов, имеющих высшее юридическое образование либо ученую степень в области юридических, политических, исторических и социально-экономических наук.
2. Рабочая палата:
а/ обладает полномочиями по правовому обеспечению деятельности Конституционного Собрания, подготовке проектов документов для заседаний Конституционного Собрания;
б/ осуществляет разработку общей концепции проекта Конституции России, вариантов положений отдельных разделов, глав и статей проекта новой Конституции России, выработке предложений по ним;
в/ формирует постоянные комиссии, для разработки отдельных вопросов (разделов, глав) проекта новой Конституции России;
г/ осуществляет учет и обобщение предложений членов, постоянных комиссий и территориальных депутаций Конституционного Собрания;
д/ проводит разработку Регламента Конституционного Собрания;
е/ взаимодействует с Юридическим Совещанием.
ж/ дает разъяснение положений, обсуждаемых в Конституционном Собрании, в средствах массовой информации.
3. Для обеспечения своей деятельности Конституционное Собрание вправе образовывать организационные комиссии – по связям со средствами массовой информации, по связям с общественными объединениями, по связям с регионами, по связям с федеральными органами государственной власти, по обеспечению работы Конституционного Собрания, иные.
4. Материально-техническое, организационное, информационное и иное обеспечение работы Конституционного Собрания возлагается на Службу дел Конституционного Собрания, формируемую из состава аппарата палат Федерального Собрания России.
5. Совет Конституционного Собрания создается для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности Конституционного Собрания и координации деятельности Рабочей палаты, постоянных комиссий, территориальных депутаций членов Конституционного Собрания, иных его органов. В состав Совета Конституционного Собрания входят Председатель Конституционного Собрания, его заместители, председатели постоянных и организационных комиссий, руководитель Службы дел Конституционного Собрания.
Статья 24. Территориальная депутация членов Конституционного Собрания
1. Члены Конституционного Собрания, избранные в одном субъекте Российской Федерации составляют территориальную депутацию членов Конституционного Собрания, представляющую в Конституционном Собрании интересы граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в данном субъекте Российской Федерации и интересы данного субъекта Российской Федерации.
2. Территориальные депутации членов Конституционного Собрания независимы от органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Территориальные депутации членов Конституционного Собрания вправе осуществлять взаимодействие с органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
4. Территориальная депутация членов Конституционного Собрания принимает решение о поддержке проекта новой Конституции России большинством голосов от числа членов Конституционного Собрания, избранных в одном субъекте Российской Федерации.
Статья 25. Председатель Конституционного Собрания
1. Конституционное Собрание избирает из своего состава Председателя Конституционного Собрания и двух его заместителей.
(ВАРИАНТ: Председателем Конституционного Собрания по должности является Президент Российской Федерации. Конституционное Собрание избирает из своего состава двух заместителей Председателя Конституционного Собрания).
2. Председатель Конституционного Собрания и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком деятельности Конституционного Собрания и Рабочей палаты.
Статья 26. Юридическое Совещание
1. Юридическое Совещание создается Государственной Думой Федерального Собрания РФ как постоянно действующая консультативно-экспертная палата с совещательными полномочиями при Конституционном Собрании. Оно образуется с учетом мнения научного сообщества по предложению депутатских объединений из числа граждан Российской Федерации, достигших 30 лет, имеющих ученую степень в области юридических, политических и социально-экономических наук, а также опыт работы в области законотворчества в количестве 50 экспертов.
2. Эксперты Юридического Совещания имеют право участвовать в заседаниях Конституционного Собрания и его подразделений с правом совещательного голоса, давать справки и пояснения по запросу членов Конституционного Собрания.
Глава V. Основы порядка работы Конституционного Собрания
Статья 27. Первое заседание Конституционного Собрания
1. Первое заседание Конституционного Собрания проводится по праву во вторник по истечении четырех недель после дня выборов членов Конституционного Собрания при условии, что в него избрано не менее двух третей от общего числа его членов.
2. Подготовку к началу работы Конституционного Собрания осуществляет рабочая группа из числа членов Конституционного Собрания, сформированная по одному представителю от каждой территориальной депутации, избранной в одном субъекте Российской Федерации.
3. Палаты Федерального Собрания России, Правительство Российской Федерации, Президент Российской Федерации производят необходимые для обеспечения работы Конституционного Собрания приготовления.
Статья 28. Регламент Конституционного Собрания
1. Заседания Конституционного Собрания являются пленарными, а Рабочей палаты – рабочими заседаниями.
2. Пленарные заседания Конституционного Собрания правомочны, если на них присутствует более половины от числа его членов.
3. Регламент Конституционного Собрания принимается Рабочей палатой большинством голосов ее членов по представлению Юридического Совещания.
4. Разъяснение положений Регламента Конституционного Собрания и контроль за его соблюдением осуществляет комиссия по организации работы Конституционного Собрания.
Статья 29. Акты Конституционного Собрания и порядок их принятия
1. Конституционное Собрание принимает на пленарных заседаниях постановления по вопросам своего ведения, подписываемые в обязательном порядке Председателем Конституционного Собрания. Решения процедурного характера оформляются в виде решений Конституционного Собрания.
2. Постановления Конституционного Собрания подлежат официальному обнародованию в государственных средствах массовой информации, имеют высшую юридическую силу, обязательны к исполнению и не могут быть пересмотрены органами государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ.
3. Постановления Конституционного Собрания принимаются тайным голосованием. Постановления Конституционного Собрания о принятии новой Конституции России либо о вынесении ее проекта на всенародное голосование принимаются тайным голосованием с использованием бюллетеней.
Статья 30. Подтверждение неизменности Конституции РФ
1. Конституционное Собрание вправе подтвердить неизменность Конституции Российской Федерации 1993 года. Постановление о преодолении решения палат Федерального Собрания РФ о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции РФ принимается двумя третями голосов от общего числа членов Конституционного Собрания.
2. Конституция Российской Федерации также считается подтвержденной в случае, если за срок деятельности, определенный настоящим Законом, Конституционным Собранием не принята новая Конституция России либо решение о вынесении проекта новой Конституции России на всенародное голосование.
Статья 31. Принятие новой Конституции России непосредственно в Конституционном Собрании
1. Проекты новой Конституции России могут быть внесены в Конституционное Собрание только членом Конституционного Собрания при условии, что оно письменно поддержано не менее одной пятой членов Конституционного Собрания.
2. Конституционное Собрание вправе принять проект новой Конституции России за основу. С момента принятия этого решения Конституционное Собрание не рассматривает в целом иные проекты Конституции России.
3. Проект новой Конституции России должен быть одобрен не менее чем двумя третями от общего числа территориальных депутаций членов Конституционного Собрания.
4. Постановление о принятии новой Конституции России непосредственно в Конституционном Собрании осуществляется двумя третями от общего числа членов Конституционного Собрания.
5. Конституционное Собрание большинством голосов от числа своих членов устанавливает порядок вступления в силу новой Конституции России.
Статья 32. Вынесение проекта Конституции России или решения о его одобрении на референдум
1. Конституционное Собрание большинством голосов от общего числа своих членов вправе принять решение о вынесении проекта Конституции России либо своего решения об одобрении проекта новой Конституции России на всенародное голосование.
2. Решение Конституционного Собрания о проведении референдума Российской Федерации по проекту новой Конституции Российской Федерации направляется Президенту Росийской Федерации, а также в палаты Федерального Собрания РФ.
3. Реализация инициативы Конституционного Собрания о проведении референдума РФ по проекту новой Конституции России осуществляется в соответствии с порядком, определенным Федеральным конституционным законом «О референдуме Российской Федерации».
4. Референдум Российской Федерации по проекту новой Конституции России признается несостоявшимся, если в голосовании приняли участие менее половины граждан Российской Федерации. либо менее двух третей от общего числа субъектов Российской Федерации.
Глава VI. Гарантии деятельности Конституционного Собрания
Статья 33. Независимость Конституционного Собрания
1. Конституционное Собрание в своей деятельности независимо от действующих органов государственной власти.
2. Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации и его заместители, полномочные представители палат Федерального Собрания РФ, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, полномочные представители иных федеральных судов принимают участие в заседаниях Конституционного Собрания с правом совещательного голоса.
Статья 34. Содействие Конституционному Собранию
1. Все федеральные органы государственной власти и органы власти субъектов РФ, должностные лица обязаны оказывать содействие Конституционному Собранию и его подразделениям в их деятельности.
2. Умышленное воспрепятствование должностным лицом, а также лицом, занимающим выборную должность в органах государственной власти Российской Федерации, созыву Конституционного Собрания и осуществлению им своих полномочий со дня, когда предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации было поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, является преступлением против государства, направленным против безопасности и конституционного строя Российской Федерации и наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

Статья 35. Финансирование Конституционного Собрания
1. Финансирование Конституционного Собрания в течение всего периода его полномочий осуществляется за счет самостоятельной строки расходной части федерального бюджета, включаемой в соответствии с настоящим Законом в бюджет на соответствующий период в размере … … .
2. Смета расходов Конституционного Собрания утверждается на его пленарном заседании большинством голосов от общего числа его избранных членов.
Статья 36. Освещение деятельности Конституционного Собрания
1. Конституционное Собрание получает эфирное время в государственных электронных средствах массовой информации для объективного информирования о своей деятельности, выступлений членов Конституционного Собрания и экспертов Юридического Совещания.
2. Препятствие со стороны государственного средства массовой информации в реализации права граждан Российской Федерации на свободное получение информации о ходе разработке и принятия новой Конституции России преследуется по закону.
Статья 37. Прекращение полномочий Конституционного Собрания
1. Конституционное Собрание не может быть распущено.
2. Полномочия Конституционного Собрания прекращаются только в случае:
а/ принятия постановления о подтверждении неизменности Конституции Российской Федерации 1993 года;
б/ принятия новой Конституции России;
в/ принятия постановления о вынесении проекта новой Конституции России на всенародное голосование;
г/ истечения одного года со дня проведения его первого заседания.
Статья 38. Стабильность положений настоящего Закона Настоящий Закон не может быть изменен или отменен, действие его не может быть приостановлено со дня, когда предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы и до момента прекращения полномочий Конституционного Собрания.
Глава VII. Заключительные положения
Статья 39. Хранение документации Конституционного Собрания
1. Конституционное Собрание, его органы обеспечивают изготовление и хранение обязательной копии всех документов, связанных с реализацией его полномочий.
2. По завершении деятельности Конституционного Собрания документация Конституционного Собрания составляет Конституционный Архив и сдается на хранение в порядке, определенным законодательством.
3. Государство обеспечивает свободный доступ граждан к Конституционному Архиву в соответствии с федеральным законом.

Статья 40. Введение закона в действие
Настоящий Федеральный конституционный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации