Cоглашение об укреплении гражданской власти
СОГЛАШЕНИЕ ОБ УКРЕПЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВЛАСТИ И РОЛИ АРМИИ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ
Вступило в силу
Мехико, 19 сентября 1996.
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО
Основой мира является демократизация и создание структур и практики, которая в будущем поможет избежать политической изоляции, идеологической нетерпимости и поляризации гватемальского общества;
Крайне необходимо в целях устранения недостатков и преодоления слабости гражданских институтов, часто недоступных для большинства населения и действующих на принципах и поведении, направленных в ущерб свобод и прав граждан;
Подписание Соглашения прочного мира создает историческую возможность для преодоления последствий прошлой военной и идеологической конфронтации, реформирования и укрепления институтов в соответствии с требованиями развития нации и примирения гватемальской нации;
При активном и постоянном участии общества через структуры страны, политические силы и социальные сектора, такое обновление институтов должно охватывать, как местные органы, так и правительственные ведомства, что обеспечит выполнения лицами, находящимися на службе общества, свои задач с соблюдением социальной справедливости и политического участия, а также безопасности и всестороннего развития личности;
Жизненно необходимо укрепить гражданскую власть, которая является выражение общественной воли, путем реализации политических прав, закрепления законодательной деятельности, реформирования структуры правосудия и гарантирования гражданской безопасности, что в совокупности имеет решающее значение для реализации свобод и гражданских прав. И принимая во внимание, что в рамках системы демократических институтов армии Гватемалы принадлежит важнейшая задача защиты национального суверенитета и территориальной целостности страны ;
Совместно с уже подписанными Соглашениями целью настоящего Соглашения является создание условий для настоящего примирения гватемальцев, основанного на уважении прав человек и разнообразии населения, а также всеобщей нацеленности на разрешение проблемы недостатка социальных, экономических и политических возможностей, которая подрывает демократическое сосуществование и ограничивает развитие нации;
Исполнение настоящего Соглашения благоприятно повлияет на всех граждан, укрепит управляемость страны и обеспечит законность демократических институтов ради блага нации Гватемалы;
Правительство Гватемалы и Национальный Революционный Союз Гватемалы (далее именуемые “Стороны”) договорились о нижеследующем:
1. ПРАВИТЕЛЬСТВО И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
1. Для углубления в демократический процесс участия в целях укрепления гражданской власти необходимо улучшение, модернизация и укрепление Правительства, его республиканской, демократической и представительской системы управления.
2. Согласно статье 141 Политической Конституции Республики, суверенитет принадлежит народу, который делегирует его для реализации законодательным, исполнительным и судебным органам. Стороны согласны, что улучшение, модернизация и укрепление органов Правительства требует полного и всеобщего уважения принципа независимости, разделения и неподчиненности между ними.
3. В то же время, необходимо, чтобы три ветви власти в ясном и определенном порядке приняли на себя обязательства по гарантированию гражданам Республики жизни, свободы, справедливости, безопасности, мира и личного всестороннего развития. Государственная власть, ради общего благосостояния, должна реализовываться всеми институтами, которые составляют Правительство, и предотвращать попытки захвата власти любым лицом, группой лиц, вооруженной или политической силой.
II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
4. Законодательная власть принадлежит Конгрессу Республики, который из состоит из конгрессменов, избираемых путем прямого, тайного и всеобщего голосования. Его основная цель состоит в реализации главной роли в представительстве гватемальского общества, поскольку демократия требует наличие органа, который в институциональном порядке регулирует ситуацию в стране и обеспечивает сбалансированное соблюдение интересов.
5. Для закрепления законности законодательного органа, он обязан выполнять следующие обязанности:
a) законодательные обязанности на благо гватемальского народа;
b) общественные дебаты по основным национальным вопросам;
c) представительство населения;
d) соответствующие обязанности в отношении других правительственных органов.
6. Стороны признают необходимость улучшения, модернизации и укрепления законодательной власти. С этой целью необходимо направить Президенту Конгресса Республики запрос на создание многофункциональной инстанции. Эта инстанция обязана вести совместную работу с законодательными комиссиями, которым передаются задачи по контролю соблюдения Соглашения прочного мира, модернизации и укреплении процесса Конгресса Республики. Его повестка дня, минимальная и неограничительная, обязана отдать приоритете следующим аспектам:
a) Пересмотр Закона о внутреннем режиме, позволяющего ускорить парламентские игры и дающего возможность Конгрессу Республики, в качестве правительственного органа, отвечать на любые вопросы, затронутые Политической Конституцией и мнением народа, а также стимулировать гибкий процесс утверждения закона на всех стадиях, связанных с его предложением, обсуждением и одобрением;
b) Регулярное использование средств конституционного контроля исполнительной власти со следующей целью: оптимальное толкование государственной политики, утверждение содержания программ, прозрачная разработка и исполнение бюджета Правительства, толкование и оценка обязанностей министров и других высших должностных лиц в отношении их административных действий и бездействий, реализация последовательного исполнения правительственного управления для соблюдения общих интересов населения и, в то же время, для охраны законности институтов;
c) Законодательные меры, необходимые для укрепления отправления правосудия;
d) Правовые или конституционные изменения для поддержания фиксированного числа конгрессменов/женщин в Конгрессе;
e) Изменение статьи 157 Конституции с целью отмены возможности повторного избрания на третий срок конгрессменов/женщин, но, в то же время, создания возможности для восстановления нового политического лидерства в Конгрессе;
f) Закрепление задач комиссий, в частности, Комиссии технического консультирования;
g) Повторное определение задач Комиссии по правам человека при Конгрессе, в целях осуществления надлежащего контроля за резолюциями и рекомендациями, принятыми уполномоченным по правам человека и другими признанными государственными органами в сфере прав человека в Гватемале.
7. Стороны договорились направить председателю Конгресса Республики требование о формировании данного парламентского органа в течение периода трех месяцев после подписания Соглашения прочного мира и об определении и передаче его задач на обсуждение общества в течение одного года после его учреждения.
III. СИСТЕМА ПРАВОСУДИЯ
8. Одной из самый главных слабостей гватемальского Правительства является система правосудия, которая является неотъемлемым фактором для государственной службы. Эта система и прогресс судебных процессов страдает от нарушений и недостатков. Устаревание правовых процессов, низкая скорость осуществления процедур, отсутствие современных систем управления ведомствами и недостаток контроля деятельности судебных должностных лиц и работников порождают коррупцию и низкую эффективность.
9. Реформирование и модернизация отправления правосудия должны осуществляться в целях предотвращения возникновения и сокрытия системы безнаказанности и коррупции. Судебный процесс – это не простая процедура, регулируемая кодексами и обычными законами, а инструмент для реализации неотъемлемых прав народа ради справедливости, право, которое реализуется через гарантию беспристрастности, объективности и равенства перед законом.
10. Приоритетом в данной сфере является реформа отправления справедливости в целях преодоления неэффективности, искоренения коррупции, гарантирования свободного доступа к правосудию и беспристрастности в ходе его реализации, судебной независимости, моральной власти, честности и модернизации системы в целом.
11. Для реализации всех вышеприведенных целей Правительство обязуется принять, после получения полномочий, и продвигать в Конгрессе, после его формирования, следующие меры:
Конституционные изменения
12. Продвигать в Конгрессе Республики изменения следующих статей Политической Конституции:
ГЛАВА IV – Судебная власть
Раздел 1: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
a) Статья 203: Статья должна включать первоначальную ссылку на гарантии отправления правосудия, которые предусматривают: свободный доступ на надлежащем языке; уважение многонационального, многокультурного и многоязычного характера страны; защита финансово несостоятельных лиц; беспристрастность и независимость судей, обоснованное и быстрое разрешение социальных конфликтов и открытость к альтернативным механизмам разрешения конфликтов;
b) Текущее содержание статьи 203 следует объединить в отдельный параграф;
c) Статьи 207, 208 и 209: должны ссылаться на Закон о судебной профессии, определяя:
— Права и обязанности судей, достойный уровень вознаграждения;
— Систему назначения и продвижения судей на основании открытых конкурсов, направленных на поиск профессионалов;
— Право и обязанность обучаться и реализовываться в развитии обязанностей;
— Порядок дисциплинарных наказаний с предопределенными гарантиями, процедурами, инстанциями и санкциями, а также с соблюдением принципа того, что судья/магистрат может привлекаться к ответственности и наказанию только лицом, имеющим соответствующую юрисдикцию;
d) Статья 210: Гарантию, содержащуюся во втором параграфе, следует отменить, поскольку ее содержание будет включено в трех предыдущих статьях. Статья 210 должна ссылаться только на лиц, принятых на работу в судебный орган на иную должность, кроме как должность судьи или магистрата.
Правовые реформы
13. Продвигать в Конгрессе Республики следующие правовые реформы:
Судебная профессия
a) Утвердить судебную профессию, предусмотренную статьей 209 Политической Конституции, в соответствии с содержанием настоящего Соглашения;
Общественная защита обвиняемого
b) Учредить государственную службу защиты обвиняемого для помощи лицам, которые не могут оплатить услуги частного адвоката. Эта служба должна обладать функциональной и независимой автономией от трех ветвей власти, такую же иерархия, что и Прокуратура, и эффективные национальные масштабы деятельности;
Уголовный кодекс
c) Продвигать изменения Уголовного кодекса, в котором приоритетное внимание необходимо уделять уголовному преследованию тех преступлений, который наносят наибольший социальный вред, и который будет учитывать культурные различия и традиции страны, полностью гарантировать права человека и определять в качестве особо тяжких преступлений угрозы и оказание давления на судебных должностных лиц, запугивание, взяточничество и коррупцию, за совершение которых предусмотрено строгое наказание.
Административные инициативы и меры
14. Реализовывать инициативы и принимать необходимые административные меры в целях:
a) Предоставления судебной власти и Прокуратуре значительных финансовых ресурсов для осуществления технологической модернизации и расширения национальных масштабов деятельности, введения многоязычных операций в системе правосудия в соответствии с Соглашением об идентичности и правах коренного населения и реализации план эффективной защиты свидетелей, прокуроров и других сотрудников систему правосудия. В данном вопросе Правительство предлагает увеличить к 2000 году эффективное выделение государственных средств в интересах судебной власти и прокуратуры по отношению к Валовому Национальному Продукту (ВНП) на 50% по сравнению с аналогичным показателем 1995 года;
b) Предоставления службе защиты обвиняемого необходимых ресурсов для ее учреждения и оперативного запуска, начиная с 1998 года.
Комиссия по укреплению правосудия
15. Стороны также договорились о том, что в течение тридцати дней с момента подписания Соглашения прочного мира, Президент Республики обязан поддержать учреждение комиссии для разработки в течение шести месяцев на основании обширных обсуждений в рамках системы правосудия отчета и рекомендаций для максимально оперативной реализации. В состав такой комиссии, после консультаций с Контрольной миссией по правам человека и исполнения обязательств, предусмотренной Глобальным соглашением по правам человека в Гватемале (ГСПЧГ), должны входить квалифицированные представители различных государственных институтов, любых компетентных социальных и частных учреждений и/или субъектов правосудия.
16. Комиссия должна выполнять свои задачи в соответствии с минимальной и неограниченной повесткой дня, которая уделяет приоритетное значение следующим вопросам:
Модернизация
a) Порядок, при котором адекватно разделены административные и судебные обязанности в судебной власти и Прокуратуре и который предусмотрен для освобождения судей и прокуроров от задач, перегружающих их работу, и предотвращения полной занятости в решении повседневных задач; система, которая внедрит в обоих институтах современное и эффективное управление;
b) Обоснованное распределение финансовых ресурсов, доступных для дальнейшего укрепления системы с учетом необходимости повышения эффективности использования ресурсов;
c) Создание основного содержания закона о гражданской службе в судебной власти;
Доступ к правосудию
d) При участии организаций коренного населения контролировать исполнение обязательств, закрепленных Соглашением об идентичности и правах коренного населения в отношении порядка привлечения такого населения к судебной ответственности, в целях обеспечения простого и прямого доступа к правосудию крупных регионов страны, которые не имеют доступа к системе правосудия и не могут предстать перед этой системой без явных невыгодных условиях;
Ускорение
e) Прогрессивное распространение качества судебных процессов, повышение выгод от такого качества в тех регионах, в которых оно отсутствует на данный момент, а также гарантия посредничества судей во всех процессах;
f) Распространение и признание альтернативных механизмов разрешения конфликтов;
Профессиональная компетенция
g) Разработать порядок отбора и назначения для магистратов апелляционных судов посредством открытого конкурса;
h) Укрепление Института судебной профессии и образовательного учреждения Прокуратуры, в качестве основных мест отбора и профессионального обучения судей, магистратов и прокуроров;
Неправительственные участники
i) Важное значение для судебной реформы имеют те учреждения, которые не являются частью системы правосудия, но играют решающую роль для вышеупомянутой реформы.
IV. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Для укрепления гражданской власти и модернизации исполнительной власти Правительство обязуется, после принятия своих полномочий, принять и продвигать в Конгрессе, после его формирования, следующие меры:
A. D Концепция безопасности
18. Безопасность представляет собой широкую концепцию, которая охватывает не только защиту со стороны армии от внешних военных угроз или защиту со стороны Национальной Гражданской Полиции от угроз нарушения общественного порядка и внутренней безопасности. Гватемальские мирные соглашения в целом подчеркивают, что ради прочного мира необходимо уважение прав человек, многонационального, многокультурного и многоязычного характера гватемальского народа, а также экономическое развитие страны с соблюдением социальной справедливости, социальное участие, примирение интересов и укрепление демократических институтов.
19. В рамках данной концепции, общественная и правительственная безопасность неотделимы от полной реализации гражданами своих политических, экономических, социальных и культурных прав и обязанностей. Социальная и экономическая нестабильность, бедность и крайняя форма бедности, социальная и политическая дискриминация и коррупция, кроме всего прочего, несут прямой риск и угрозу для демократического сосуществования, социального мира и демократического конституционного порядка.
20. Для содействия исполнительной власти в реализации данной концепции всеобщей безопасности, Стороны считают необходимым учреждение Консультативного совета по вопросам безопасности. Этот совет должен состоять из выдающихся личностей, представляющих экономическое, социальное, профессиональное, академическое, национальное, политическое и культурное разнообразие Гватемалы. Эти лица должны выбираться Президентом Республики в порядке, который позволяет Совету в полной мере выполнять свою задачу проведения исследований и разработки общих согласованных стратегий для преодоления приоритетных рисков, с которыми сталкивается страна, а также предоставления соответствующих рекомендаций Президенту Республики.
B. Государственная безопасность. Национальная Гражданская Полиция
21. Защиту жизни и государственной безопасности, поддержание общественного порядка, предотвращение и расследование преступлений, а также быстрое и прозрачное отправление правосудия невозможно гарантировать без надлежащей организации сил государственной безопасности. Разработка новой модели и ее реализация является основой укрепления гражданской власти.
22. Соответственно, необходимо в кратчайшие сроки провести реструктуризацию действующих полицейских сил страны, объединив их в одну Национальную Гражданскую Полицию, которая будет во главе общественного порядка и внутренней безопасности. Такая новая полиция должна быть профессиональной и находиться под руководством Министерства внутренних дел. С этой целью, Правительство обязуется принять, после получения своих полномочий, и продвигать в Конгрессе следующие меры:
Конституционные изменения
23. Конституционные изменения должны определять следующие обязанности и основные характеристики полиции:
“Национальная Гражданская Полиция является профессиональным и иерархическим институтом. Это единственная вооруженный полицейский орган с национальной компетенцией, обязанность которой состоит в защите и гарантировании реализации народом своих прав и свобод, предотвращении, расследовании и борьбе с преступлениями, поддержание общественного порядка и внутренней безопасности. Полиция осуществляет свои обязанности со строгим соблюдением прав человека под руководством гражданских органов.
Закон обязан регулировать условия и порядок начала полицейской карьеры, продвижений, повышений, переводов, дисциплинарных санкций для соответствующих офицеров и работников, а также другие вопросы, связанные с деятельностью Национальной Гражданской Полиции.”
Правовая реформа
24. Предложить соответствующий закон о государственной службе безопасности, который регулирует деятельность гватемальской полиции в соответствии с конституционными изменениями и положениями настоящего Соглашения.
25. Необходимо продвигать новый закон об общественном порядке. Данный закон должен соответствовать демократическим принципам и укреплению гражданской власти. Несоблюдение исполнения нового закона подлежит строгому наказанию. Ограничения, предусмотренные законом ради поддержания общественного порядка, не могут закреплять нарушение общих прав человека либо предоставление другим органам полномочий для ограничения прав, не содержащихся в статье 138 Конституции.
Организация
26. Организация Полиции должна соответствовать следующим характеристикам:
a) Создать единый орган полиции под руководством Министерства внутренних дел;
b) Иметь иерархическую структуру с цепочкой командования и надлежащим образом определенных обязанностей;
c) Соблюдать гватемальский многоэтнический и многокультурный характер в ходе набора, отбора, обучения и развития полицейского персонала;
d) Создать специализированные отделы, необходимые для выполнения своих обязанностей, к которым относится борьба с торговлей и контрабандой наркотиков, фискальный и таможенный контроль, регистрация и контроля оружия, уголовная информация и расследование, защита культурного и экологического наследия, безопасность границ, транзит и безопасность дорог.
Полицейская карьера
27. Для создания полицейской карьеры в соответствии со следующими критериями:
a) Организовать всех членов новой полицейской структуры для получения обучения в Полицейской Академии, в рамках которого должны распространяться высшее профессиональное обучение, уважение прав человека и демократии, культура соблюдения закона и мира;
b) Надлежащим органом регулировать набор персонала и политику управления. Полицейская карьера должна предусматривать обязательства офицеров по оказанию услуг в рамках института в течение минимального срока двух лет;
c) Обеспечить членам полиции достойную заработную плату, соизмеримую их обязанностям, и соответствующим план социального обеспечения.
Полицейская Академия
28. Начало полицейской карьеры, а также продвижение по службе и специализация проходит только через Полицейскую Академию, которая должна объективно гарантировать выбор и равенство возможностей кандидатов, а также соответствие отобранных кандидатов их деятельности в качестве полицейских профессионалов.
29) Задача Полицейской Академии заключается в образовании полицейского персонала в ранге офицеров, главных инспекторов и высшего командования, а также повышать квалификацию текущего персонала, предоставляя необходимые ресурсы для выполнения своей миссии. Основное обучение полиции длиться, по крайней мере, шесть месяцев.
Деятельность
30. Правительство обязуется продвигать план государственной безопасности и реструктуризации полиции, основанный на настоящем Соглашении. С этой целью, необходимо запросить содействие международного сотрудничества и ГСПЧГ, принимая во внимание международные стандарты в данной сфере. Такой план реструктуризации должен предусматривать необходимые ресурсы для национального размещения профессионального персонала, принимая во внимание те специальности, которые необходимы в современной полицейской службе, а также следующие аспекты:
a) До конца 1999 года Национальная Гражданская Полиция обязана реформировать свои обязанности в каждой части страны, в качестве филиала под надзором Министерства внутренних дел, с минимальным количеством в 20 000 офицеров для выполнения своих текущих задач и специальных задач;
b) Необходимо укрепить способности полиции, в частности, в отношении уголовной информации и расследования, для эффективного сотрудничества в борьбе с преступностью, быстрого и эффективного отправления правосудия, с особым упором на межинституциональную координацию между Национальной Гражданской Полицией, Прокуратурой и судебным органом;
c) Сотрудничество между Национальной Гражданской Полицией и муниципальной полицейской службой, с соблюдением их полномочий;
d) Необходимо определить переходный период для исполнения положений подпункта a) данного пункта, обеспечить трудоустройство всех офицеров, выпущенных из Академии, в Национальной Гражданской Полиции;
e) Общины, через своих представителей, обязаны участвовать в продвижении полицейской карьеры, предложении кандидатов в соответствии с определенными требованиями и поддержке офицеров, стоящих во главе государственной безопасности на местном уровне;
f) Правительство предлагает повысить к 2000 году государственные расходы на государственную безопасность по отношению к ВНП на 50%, по сравнению с расходами 1995 года.
Международное сотрудничество
31. Стороны призывают международное сообщество предоставить техническую и финансовую помощь, необходимую для немедленной реализации всех мер по модернизации и повышения профессионализма гватемальского системы государственной безопасности.
Частные компании по обеспечению безопасности
32. Правительство обязуется продвигать в Конгрессе Республики закон, который регулирует деятельность и полномочия таких компаний в целях осуществления контроля за их операциями, профессионализма их персонала и обеспечения того, чтобы такие компании и их персонал ограничивались исключительно задачами, выполнения которых от них требуют, под строгим контролем Национальной гражданской полиции.
Владение и ношение оружия
33. Согласно Глобальному соглашению по правам человека и в целях борьбы с распространением оружия в руках частных граждан и недостатком контроля его приобретения и использования, Правительство обязуется продвигать изменение закона об орудии и боеприпасах ради:
a) Дальнейшего ограничения владения и ношения оружия частными гражданами, согласно статье 38 Конституции;
b) Передать ответственность по вопросу Министерству внутренних дел. Все вопросы, связанные с владением и ношением оружия подлежат рассмотрению в наиболее исключительных случаях, и следует принимать во внимание мнение Министерства Обороны.
34. В отношении такого закона Правительство обязуется:
a) Вести систему учета оружия путем определения движения и их собственников;
b) Передать реестры, находящиеся на хранении у Департамента контроля за оружием и боеприпасами при Министерстве Обороны Министерству внутренних дел, с соответствующим утверждением ГСПЧГ, до конца 1997.
C. Армия
35. Подписание Соглашения прочного мира является основным изменением условий, существующих в Гватемала более трех десятилетий. Эти изменения вовлекают в положительном направлении институты Правительства, и среди них, в частности, армию Гватемалы. Миссия армии Гватемалы заключается в обороне суверенитета страны и целостности ее территории; данное образование не будет получать других задач, и его участие в других сферах ограничивается задачами сотрудничества. Меры, предусмотренные настоящим Соглашением, принимают их доктрину, средства, ресурсы и распределение функций и приоритетов развития страны.
Конституционные изменения
36. Правительство обязуется продвигать следующие изменения к Конституции Республики:
a) Статья 244. Создание, организация и задачи армии. Армия Гватемалы является постоянным институтом на службе народа. Это единый и неделимый институт, профессиональный, aполитический, подчиняющийся и несовещательный. Ее задача – оборона суверенитета Правительства и целостности территории. Она состоит из наземных, воздушных и морских сил. Ее организация иерархическая и основывается на принципах дисциплины и повиновения;
b) Статья 219. Военный трибунал. Военный трибунал обязан рассматривать преступления и проступки, определенные законом о военной службе и соответствующими нормативно-правовыми актами. Обычные преступления и проступки, совершенные военным персоналом, должны рассматриваться судами обычной юрисдикции. Гражданские лица не могут привлекаться к судебной ответственности Военным трибуналом;
c) Статья 246. Обязанности и полномочия Президента в армии. Заменить первый параграф на следующее:
“Президент Республики является Верховным главнокомандующим армии, и как гражданские, так и военные лица обязаны соблюдать его приказы, передаваемые через Министерство Национальной Обороны”.
Правовая основа
37. Необходимо продвигать изменения к Основному закону об армии, вытекающие из изменений Политической Конституции Республики и мирных соглашений.
Доктрина армии
38. Необходимо разработать новую доктрину в соответствии с изменениями, предусмотренными настоящим Соглашением. Доктрина должна быть направлена на уважение Политической Конституции Республики, прав человека, международных договоров, ратифицированных Гватемалой по вопросам военной сферы, оборону национального суверенитета и независимости, территориальной целостности страны и положений Соглашения прочного мира.
Размер и ресурсы
39. Размер и ресурсы армии Гватемалы должны определяться с учетом потребностей для выполнения ее задача, связанных с обороной, суверенитетом и целостностью территории, а также финансовых возможностей страны.
Система образования
40. Необходимо продвигать изменения соответствующих нормативно-правовых актов для обеспечения сбалансированности системы военного образования, ее философской основы, соблюдая при этом уважение Конституции Республики Гватемала и других народов, демократическое сосуществование и культуру мира, доктрину, закрепленную настоящим Соглашением, национальные ценности, целостное развитие личности, знание национальной истории, уважение прав человек, идентичности и прав коренного населения и верховенства личности.
Вооружение и боеприпасы
41. Правительство обязано принять обоснованную политику приобретения огнестрельного оружия и военного оборудования в соответствии с новыми задачами армии. Необходимо принимать во внимание деятельность завода по производству боеприпасов, чтобы удовлетворить потребности гражданских сил государственной безопасности.
Реструктуризация
42. Институты образования, финансовые институты, медицинские учреждения, коммерческие учреждения, институты государственного обеспечения и страховые институты, строения и отрасли государственной природы, связанные с потребностями и операциями армии Гватемалы, должны работать в тех же условиях, что и подобные неприбыльные институты. Все выпускники Института им. Адольфо В. Холла становятся частью военных резервов страны. Армия Гватемалы распределяет их на соответствующие программы.
Правительство должно иметь в своем распоряжении телевизионную частоту, предназначенную для армии Гватемалы.
Военная и социальная служба
43. Оправданным является продолжение практики добровольного приема в армию до тех пор, пока Правительство Гватемалы, на основании Глобального соглашения о правах человека, не примет необходимые административные решения, и Конгресс Республики не одобрит закон о Гражданской службе, которая включает военную и социальную службу; этот закон должен обеспечивать реализацию конституционного права и долга, который не является принудительным и не нарушает права человек, является всеобщим и недискриминационным, уменьшает срок службы и предлагает гражданам выбор.
44. На основании этих общих принципов Правительство обязуется поддержать вышеупомянутый закон, который должен формулироваться на основе результатов работы совместных рабочих групп, которые на данный момент изучают вопрос.
D. Президент Республики. Конституционная реформа
45. Правительство обязано продвигать в Конгрессе Республики следующие изменения Политической Конституции Республики:
a) В отношении обязанностей Президента Республики, включить следующее:
“В случае, когда обычных мер для поддержания общественного порядка и национального мира недостаточно, Президент Республики имеет право, в исключительных случаях, использовать армию в этих целях.
Деятельность армии всегда имеет временную природу и осуществляется под руководством гражданской власти и не может вводить любые ограничения на реализацию конституционных прав граждан. Для реализации этих исключительных мер Президент Республики обязан принять соответствующее распоряжение. Роль армии ограничивается строго необходимым временем и тактикой и прекращается после достижения ее цели. Президент Республики обязан информировать Конгресс о деятельности армии, и Конгресс может в любой момент прекратить эту деятельность. В любом случае, в течение пятнадцати дней после прекращения этой деятельности Президент Республики обязан представить предоставить Конгрессу детальный отсеет от деятельности армии”;
b) Изменить Статью 246 под названием “Обязанности и полномочия Президента в армии”, исключив фразу пункта b) данной статьи, которая гласит: “Имеет право, подобно этому, предоставлять внеочередные пенсии”.
c) Изменить Статью 183 под названием: “Обязанности Президента Республики”, исключив пункт r) и изменив содержание пункта t) следующим образом:
“Предоставлять внеочередные пенсии”.
Безопасность Президента и Вице-президента
46. Для гарантии безопасности Президента, Вице-президента и их семей, а также транспортного обеспечения исполнения функций президента, и для замены Главы президентской администрации Президент Республики, с использованием законно предоставленных возможностей, обязан организовать соответствующее ведомство по своему усмотрению.
E. Информация и разведка. Разведка Правительства
47. Сфера деятельности Управления разведки президентской администрации по вопросам национальной обороны ограничивается деятельностью армии, предусмотренной Конституцией и реформами, закрепленными настоящим Соглашением. Его структура и ресурсы ограничиваются данным объемом операций.
48. Необходимо создать Департамент гражданской разведки и информационного анализа. Данный Департамент подотчетен Министерству внутренних дел и несет ответственность за сбор информации в целях борьбы с организованной преступностью и общими преступлениями в пределах законно определенной компетенции и на основании строго уважения прав человека. Департамент гражданской разведки и информационного анализа не имеет права взаимодействовать с гражданами, ограничивая их гражданские или политические права.
49. В целях информирования и консультирования Президента Республики для предотвращения и уничтожения риска или различных угроз демократическому Правительству, необходимо создать Секретариат стратегического анализа. Данный Секретариат должен осуществлять свою деятельность только под прямым руководством президента Республики. Данное ведомство имеет строго гражданскую природу и имеет доступ к информации из государственных источников, а также к данным, собранным Департаментом гражданской разведки и информационного анализа при Министерстве внутренних дел и Управлением разведки президентской администрации по вопросам национальной обороны. Оно не обладает полномочиями для проведения собственных секретных расследований.
50. Секретариат стратегического анализа, Управление разведки президентской администрации по вопросам национальной обороны и Департамент гражданской разведки и информационного анализа при Министерстве внутренних дел обязаны строго соблюдать разделение разведки и информационных обязанностей, а также операций, возникающих исходя из этих обязанностей. Ответственность осуществления оперативных действий для борьбы с любой угрозой лежит на соответствующих исполнительных органах Правительства.
51. Правительство обязуется предотвратить существование систем и групп, которые не наделены обязанностями, предусмотренными органами разведки и анализа, перечисленными в пунктах 47, 48 и 49.
52. В целях предотвращения злоупотребления властью и гарантирования уважения прав и свобод граждан, Правительство обязуется продвигать в Конгрессе Республики:
a) Закон, определяющий порядок контроля органов разведки Правительства специальной Комиссией законодательного органа;
b) Закон, регулирующий доступ к информации военного и дипломатического характера, связанной с национальной безопасностью, определенной статье 30 Конституции, а также содержащей порядок и уровни определения и снятия грифа секретности.
Архивы
53. Вся информация, содержащаяся в архивах Правительства, подлежит соблюдению строгого порядка, определенного статьей 31 Политической Конституции. Когда в соответствии с настоящим Соглашением будет проведена конституционная реформа, все записи, картотеки и другие формы национальных архивов, связанные с национальной безопасностью, переходят Министерству внутренних дел. Все записи, картотеки и другие формы национальных архивов, связанные с целостностью и суверенитетом обороны территории передаются Министерству Обороны. Эти министерства несут ответственность за управление данной информацией.
54. Согласно статье 31 Политической Конституции, Правительство обязано стимулировать признание преступлением незаконное владение жителями Гватемалы архивами и записями политической информации.
F. D Повышение уровня специалистов государственной службы
55. Согласно статье 136 Политической Конституции, гарантирует право гватемальцев выдвигать свою кандидатуру для избрания на государственные должности. Тем не менее, те лица, которые не соответствуют требованиям квалификации, честности и опыт, не могут выдвигать свою кандидатуру. В данном контексте и в соответствии с положениями Соглашения о социально-экономических вопросах и аграрной ситуации, Правительство обязано отдать приоритет следующим действиям:
a) Модернизировать государственное управление путем создания открытых механизмов выбора персонала и классификации для всех органов исполнительной власти, а также механизмов контроля соответствия всех работников таких органов критериям честности и квалификации;
b) Учредить карьеру в государственной службе;
c) Стимулировать эффективное применение законодательства для обеспечения честности и ответственности;
d) Укрепить и модернизировать Службу финансового контроля;
e) Продвигать уголовное наказание за коррупцию и растрату государственных средств.
V. СОЦИАЛЬНОЕ УЧАСТИЕ
56. Укрепление гражданской власти связано с укреплением социального участия путем улучшения возможностей и способности участия населения.
57. В частности, социальное участие на уровне общин обеспечивает уважение идеологического плюрализма и социальной недискриминации, стимулирует широкое, организованное и концентрированное участие населения в принятии решений и позволяет ему принимать обязательства в поиске социальной справедливости и демократии.
58. Для укрепления такого общинного участия и сбалансированности уже подписанных Соглашений Правительство вновь заявляет о своем обязательстве децентрализации государственного управления, цель которого заключается в мобилизации всех усилий Правительства ради блага населения, с которым необходимо установить лучший уровень отношений. Для этого, в частности, необходимы такие меры:
a) Укрепить муниципальные правительства и обеспечить эффективную деятельность Системы развития советов. Для этого необходимо улушить отношения между этими организациями и общиной путем укрепления демократической практики органов власти; а также для этого необходимоулучшение отношений между этими организациями и центральным руоководством;
b) В частности, создать советы местного развития. С этой целью, к таким советам следует присоединить различные социальные образования, созданные ради блага населения, такие как институты коренных общин, комитеты по усовершенствованию и другие, которые являются каналом участия населения в процессе развития их общин и городов, обладающих самоуправлением;
c) Создать в соответствии с положениями Соглашения об идентичности и правах коренного населения и Соглашения о социально-экономических вопросах и аграрной ситуации группу условий для развития местных организаций, которые представляют население. В частности, Правительство вновь заявляет о своем обязательстве согласно Соглашению о социально-экономических вопросах и аграрной ситуации укрепить социальное участие путем различных типов информирования и образования, связанных с защитой прав человек, возрождением политической культуры и мирным решением конфликтов. Правительство также подтверждает свое намерение обучать социальные организации для участия в социально-экономическом развитии.
VI. УЧАСТИЕ ЖЕНЩИН В УКРЕПЛЕНИИ ГРАЖДАНСКОЙ ВЛАСТИ
59. Для укрепления возможностей участия женщин в реализации гражданской власти Правительство обязуется:
a) Стимулировать национальные кампании распространения информации и программы образования, направленные на повышение осведомленности среди населения о праве женщин на активное и решительно участие в укреплении процесса гражданской власти, без дискриминации и с соблюдением полного равенства женщин из сельской и городской местности;
b) Предпринимать соответствующие меры для содействия принятию политическими и социальными организациями специальной политики, которая поощряет участие женщин в качестве части укрепления процесса гражданской власти;
c) Уважать, стимулировать, поддерживать и институционализировать сельские и городские организации женщин;
d) Определить необходимость закрепления и гарантирования участия женщин в ходе реализации любой власти.
60. Стороны ценят работу различных национальных организаций женщин и призывают их объединить усилия для содействия процессу исполнения Соглашения прочного мира, в частности, обязательств, которые напрямую касаются женщин.
VII. ОПЕРАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ, ВОЗНИКШИЕ ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ВООРУЖЕННОЙ КОНФРОНТАЦИИ
Добровольные комитеты гражданской обороны (ДКГО):
61. Правительство обязано продвигать в Конгресс Республики отмену указа о создании ДКГО и обязано внести предложение о вступлении в силу данного закона после подписания Соглашения. Демобилизация и разоружение ДКГО должны пройти в течение 30 дней после отмены указа. ДКГО, в том числе, ранее демобилизованные, обязаны прекратить свои институциональные отношения с армией Гватемалы и не могут вернуться в прежнее положение для восстановления этих отношений.
Временная военная полиция
62. Стороны договорились о роспуске Временной военной полиции в течение одного года после подписания Соглашения прочного мира. В то же время должна быть завершена демобилизация ее членов.
Уменьшение количества членов и бюджета армии
63. После подписания Соглашения прочного мира, учитывая новую ситуацию и определение обязанностей армии Гватемалы, закрепленных данным Соглашением, Правительство обязано инициировать активный процесс, которые включает следующие меры:
a) Реорганизация размещения вооруженных сил на национальной территории, в течение 1997 года, путем определения их места в национальной обороне, охране границы, защите морской, наземной и воздушной территории;
b) Уменьшение армейского персонала на 33%, в течение 1997 года, принимая за основу организационную структуру и действующих членов;
c) Переориентирование использования бюджета и распределения на конституционные функции и военную доктрину, на которую ссылается настоящее Соглашение, путем оптимизации существующих ресурсов в целях достижения в 1999 снижения расходов по сравнению с 1995, которые доставят 33% по отношению с ВНП. Это позволят освободить ресурсы общего бюджета Правительства на образование, здравоохранение и программы общественной безопасности.
Военное обучение
64. Правительство обязано провести адаптацию и трансформацию содержания курсов, созданных для военной конфронтации с повстанческой деятельностью, для приведения данных курсов в соответствие с новой системой военного образования и гарантирования достоинства участников, соблюдения прав человека и реализации призвания их службы в интересах народа.
Программы повторного внедрения
65. Правительство обязуется разработать и реализовать после подписания Соглашения прочного мира программы для эффективного повторного внедрения членов армии, которые были демобилизованы на основании данного Соглашения, кроме тех членов, которые были приговорены за осуществление определенных преступлений. Эти планы предусматривают период одного года. Правительство обязано продвигать эти планы для сбора соответствующих средств.