Соглашение о законности нац. рев. совету

СОГЛАШЕНИЕ ОБ ОСНОВАХ ПРИДАНИЯ ЗАКОННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОМУ РЕВОЛЮЦИОННОМУ СОВЕТУ ГВАТЕМАЛЫ
Вступило в силу
Мадрид, Испания, 12 декабря 1996
Причиной внутренней вооруженной конфронтации, в которой Гватемала жила на протяжении более трех десятилетий, была закрытость политического пространства для демократического выражения и участия, а также принятие мер для политических репрессий, направленных простив лиц и организаций, связанных со свержением режима 1954;
На фоне социальной и экономической несправедливости, в том числе дискриминационных действий против коренного населения, а также систематического нарушения личных и социальных прав и гарантий, население имеет право стремиться к необходимым трансформациям;
Группа Мирных соглашений между Правительством Гватемалы и Национальным Революционным Союзом Гватемалы (НРСГ) представляют новую перспективу для демократической жизни страны с использованием новых форм политического участия и институциональной структуры;
Для построения демократического, многонационального, многокультурного и многоязычного государства с социальной справедливостью необходимо равное участие всех граждан в рамках чистого политического и идеологического плюрализма;
Гватемальское общество нуждается в развитии условий для возможного примирения и устойчивого управления;
Принимая во внимание, что переговорный процесс в целях поиска политического решения проблемы вооруженной конфронтации предусматривает разработку мероприятий по приданию законности НРСГ;
Признавая стремление НРСГ трансформировать из политически-военной силы в надлежащим образом учрежденную политическую партию, действия которой находятся в рамках, установленных национальным законодательством рамках; признавая, что придание законности членам НРСГ, в рамках полной реализации их конституционных прав и обязанностей и на основе безопасности и достоинства, представляет собой движущий фактор для развития и углубления демократического процесса, восстановления общества Гватемалы, примирения и укрепления прочного мира;
Призывая Правительство, все слои общества Гватемалы и международное сообщесто к сотрудничеству и содействию в реализации процесса придания законности НРСГ;
Правительство Гватемалы и НРСГ (далее именуемые “Стороны”) договорились о нижеследующем:
1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ
1. Признается, что путем придания законности НРСГ его члены будут интегрированы в политическую, экономическую, социальную и культурную жизнь на основе достоинства, безопасности, законных гарантий и полной реализации гражданских прав и обязанностей.
2. Процесс придания законности членов НРСГ начинается с подписания Соглашения прочного мира и имеет целью их постепенную интеграцию в гражданскую жизнь страны. Процесс придания законности предусматривает два этапа: этап первоначального придания законности, который будет длиться один календарный год с даты “D+60”; этап окончательного придания законности, который предусматривает средний срок реализации и необходимую поддержку для окончательной интеграции.
Этап первоначального придания законности
3. Этап первоначального придания законности предусматривает два режима в зависимости от положения членов НРСГ:
a) Режим, применимый к членам различных партизанских отрядов и другим бойцам согласно определению параграфа 20 Соглашения об окончательном прекращении огня. Такой режим предусматривает два этапа:
i) Демобилизация: Данный этап длится два месяца и предусматривает закрепление военных структур НРСГ в ранее согласованных районах концентрации. На данном этапе предоставляются такие услуги, как временные документы, обучение и профессиональная ориентация, в целях облегчения дальнейшей интеграции демобилизованных членов. Контрольная миссия должна передать Специальной Комиссии по приданию законности окончательный список демобилизованных членов, закрепленных в районах концентрации, не позднее “D+30” дня.
ii) Интеграция: Данный этап начинается после окончания демобилизации (“D+60”) и заканчивается через один год. Его основная цель – помощь бывшим бойцам и создание условий для быстрой реализации этапа окончательного придания законности. На данном этапе необходимо создать следующие условия:
— обеспечение запасов и услуг, необходимых в условиях чрезвычайной ситуации;
— начало реализации обучения и занятости в рамках придания законности;
— создание финансовых механизмов для получения необходимых ресурсов для начала реализации этапа окончательного придания законности;
— разработка социальных и экономических правительственных программ для населения, имеющего возможность навещать бойцов, и членов внутренних структур НРСГ, которые участвуют в этапе окончательного придания законности, при соблюдении одинаковых условий, которые действуют для других участников таких программ;
b) Режим, действующий для других членов НРСГ, который закрепляет внутреннюю политическую структуру и участие гватемальцев в ней, а также структуру международной поддержки процесса демобилизации. Предусматривается необходимая поддержка для полной интеграции в законную жизнь и, в зависимости от личного положения участников, другие услуги, направленные на облегчение интеграции в производственную жизнь. НРСГ должен передать Контрольной миссии список немобилизованных членов, на которых распространяется данный режим, не позднее “D-15” дня. Миссия, в свою очередь, обязана передать список Специальной Комиссии по приданию законности после его утверждения.
4. Правительство и НРСГ договорились принимать все необходимые меры для реализации этапа первоначального придания законности и с этой целью обращаются к поддержке международного сообщества. Для выполнения соответствующих программ, подпрограмм и проектов учреждается Специальная комиссия придания законности при участии Правительства, НРСГ, а также спонсоров и партнеров, имеющих консультативные полномочия. Для обеспечения полного участия заинтересованных сторон в разработке, реализации и оценке проектов и программ учреждается Фонд придания законности. Данный Фонд будет принимать непосредственно участие в различных этапах придания законности.
Этап окончательного придания законности
5. После истечения одного года с “D” дня, участники двух режимов имеют право на доступ к долгосрочным услугам, которые предлагает Правительство, включая финансовую помощь, консультирование по техническим, правовым и трудовым вопросам, образование, обучение и производственные проекты, разработанные для окончательной интеграции в экономическую, социальную и культурную жизнь страны на равных условиях с остальным населением Гватемалы. Специальные дополнительные проекты для членов НРСГ находятся в рамках компетенции Фонда придания законности. Стороны призывают международное сообщество к техническому и финансовому содействию для успешной реализации этапа окончательного придания законности.
Программа придания законности
6. Программа придания законности НРСГ – это группа правовых, политических, экономических мер и мер безопасности, а также подпрограмм и проектов, которые должны обеспечить успешную реализацию этапа окончательного придания законности. Данная программа должна реализовываться в соответствии со следующими целями и принципами.
II. ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ
Цели
7. Цель программы придания законности – создание наилучших условий для интеграции НРСГ в правовую, политическую, социальную, экономическую и культурную жизнь страны на основе достоинства и безопасности.
8. Цель этапа первоначального придания законности – предоставить членам НРСГ, в частности, бывшим бойцам, необходимые средства для начала их интеграции через производственную деятельность, образование и обучение. Надлежащее использование этих средств – это обязанность участников программы.
9. Цель этапа окончательного придания законности — предоставить членам НРСГ, в частности, бывшим бойцам, необходимую поддержку для укрепления их интеграции. В то же время, программа придания законности направлена на то, чтобы стать фактором развития страны и элементом национальной гармонии.
Принципы
10. Правительство обязуется гарантировать политические, правовые условия и условия безопасности, а также поддерживать социальные и экономические условия, необходимые для реализации программы придания законности.
11. НРСГ обязуется принимать все необходимые меры для успешной интеграции своих членов в социальную, экономическую и культурную жизнь посредством реализации программы.
12. Приоритетными участниками программы являются такие категории, как бывшие бойцы, женщины, молодежь и лица с ограниченными возможностями.
13. Принимая во внимание личные ситуации членов НРСГ, возвращающихся к законной жизни, программ должна реализовываться с гибким подходом и учетом всех особенностей.
14. Для обеспечения такой гибкости необходимо поддерживать подпрограммы и проекты, которые должны разрабатываться и реализовываться при полном участии заинтересованных сторон в соответствии с институциональными договоренностями, закрепленными настоящим Соглашением.
15. При необходимости, в частности в рамках производственных проектов, следует обеспечить положительное влияние программы на сообщества, в рамках которых проводится ее реализация, а также ее разработку и реализацию при участии этих сообществ.
III. СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОГРАММЫ ПРИДАНИЯ ЗАКОННОСТИ
16. Программа придания законности НРСГ должна разрабатываться на основании следующих составляющих:
A. СУДЕБНАЯ СФЕРА
Закон о национальном примирении
17. Правительство обязано продвигать в Конгрессе Республики предложенный Закон о национальном примирении, целью которого, в соответствии с духом и содержанием Мирных соглашений, является поддержание культуры гармонии и взаимного уважения, которая устраняет все формы мщения и насилия и одновременно охраняет основные права жертв в качестве неотъемлемого условия прочного мира.
Право на истину
18. Признается неотъемлемое право каждого общества на истину, поэтому Комиссии по историческому выявлению нарушений прав человека и насильственных действий, которые привели к страданию гватемальского населения передается задача по разработке Закона о национальном примирении, средств, направленных на обнародование и признание исторической истины о периоде внутренней вооруженной конфронтации, в целях предотвращения повторения таких действий. Закон должен закрепить обязательство всей структуры и органов Правительства оказывать содействие Комиссии, которое требуется ей для выполнения задач в соответствии с целями, определенными соответствующим Соглашением.
Право на возмещение
19. На основании принципа, который состоит в том, что все нарушения прав человека предоставляют жертвам право на получение возмещения и налагают на Правительство обязательство предоставить соответствующую компенсацию, закон обязан определить один национальный орган, ответственный за политику компенсации и/или содействие жертвам нарушения прав человека. Такой институт обязан принимать во внимание рекомендации Комиссии по историческому выявлению.
Отмена уголовной ответственности
20. С учетом интересов национального примирения и принимая во внимание необходимость борьбы с беззаконием, Закон о национальном примирении обязан определять правовую основу для придания законности членам НРСГ.
Политические преступления
21. Относительно правовой основы, упомянутой в предыдущем пункте, Закон о национальном примирении должен закрепить отмену уголовной ответственности за политические преступления, совершенные в период внутренней вооруженной конфронтации до даты вступления закона в силу, и такие положения должны распространяться на организаторов, соучастников и сообщников преступлений против безопасности Правительства, конституционного порядка и государственного управления, предусмотренных статьями 359, 360, 367, 368, 375, 381, 385-399, 408-410, 414-416 Уголовного кодекса, а также Главой VII Закона об оружии и боеприпасах. В таких случаях, Прокуратура обязана прекратить судебные иски, а судебный орган обязан издать распоряжение об окончательном приостановлении судебного производства.
Общие связанные преступления
22. Относительно правовой основы, упомянутой в пункте 20, Закон о национальном примирении также должен закрепить отмену уголовной ответственности за общие преступления, совершенные в период внутренней вооруженной конфронтации и связанные, прямо, косвенно и случайно, с политическими преступлениями, указанными в предыдущем параграфе, а также в отношении которых отсутствуют доказательства, что они не преследовали личные цели. Общие преступления, связанные с ранее определенными политическими преступлениями, соответствуют преступлениям, классифицированным в статьях 214-216, 278, 279, 282-285, 287-289, 292-295, 321, 325, 330, 333, 337- 339, 400-402, 404, 406 и 407 Уголовного кодекса.
Другие формы отмены уголовной ответственности
23. Для лиц, которые на основании институциональных полномочий были вовлечены во внутреннюю вооруженную конфронтацию, Закон о национальном примирении должен предусматривать специальные положения, равные предусмотренным выше положениям по содержанию, в силу которого они должны закрепить отмена уголовной ответственности за общие преступления, совершенные в целях предотвращения, предупреждения, подавления или наказания за совершение политических преступлений и связанных общих преступления, если они прямо, намеренно и случайно связаны с целями, определенными выше, а также, если доказана связь между уголовным действием и определенными выше целями.
Ограничения
24. Положения Закона о национальном примирении, закрепляющие отмену уголовной ответственности, ни при каких обстоятельствах не должны распространяться на преступления с неограниченным сроком давности и преступления, на которые не может распространяться отмена уголовной ответственности в соответствии с национальным законодательством или международными договорами, ратифицированными или подписанными Гватемалой.
Судебная процедура
25. В отношении связанных общих преступлений должна быть закреплена соответствующая судебная процедура в рамках гарантирования соответствующего процесса, она должна быть быстрой и непротиворечивой и включать следующие стадии:
i) Если Прокуратура или судебный орган получает информацию о преступлениях, предусмотренных параграфами 22 и 23, они обязаны немедленно передать дело в Апелляционный Суд с соответствующей компетенцией в отношении своей юрисдикции. Затем Суд обязан передать потерпевшую сторону, определенную как таковую статьей 117 Уголовно-процессуального кодекса, Прокуратуре для слушания в течение десяти рабочих дней.
ii) После окончания срока суд обязан принять обоснованный приговор о правомерности или неправомерности отмены ответственности и, в случае положительного решения, приговор об окончательной отмене, которая должна произойти в течение пяти рабочих дней. Если срок передачи сторон истекает, и суд считает необходимым изучить другие аспекты для принятия решения, он обязан немедленно созвать устное слушание при исключительном участии сторон, на котором он должен принять соответствующие доказательства, выслушать показания присутствующих сторон или их адвокатов и должен немедленно принять обоснованный приговор о правомерности или неправомерности отмены ответственности и, в случае положительного решения, приговор об окончательной отмене. Устное слушание должно пройти в течение десяти рабочих дней, начиная с даты истечения срока передачи сторон. Между повесткой и слушанием должно пройти не менее трех рабочих дней.
iii) Приговор суда должен только признать апелляцию, поданную в течение трех дней после последнего уведомления в письменной форме и с описанием обвинений. После принятия апелляции разбирательство должно быть немедленно передано в Палату апелляций и предварительных слушаний при Верховном Суде, которая обязана принять решение без дополнительных процедур в течение пяти дней о подтверждении, отмене или изменении приговора, против которого была подана апелляция.
26. В ходе разбирательств не должны приниматься принудительные меры, такие как приговор об уголовном преследовании, предварительное заключение, меры, заменяющие предварительное заключение, перевозка и арест. Предполагаемые ответственные стороны, подвергающиеся уголовному преследованию или обвинению, могут быть представлены адвокатами в ходе дела.
27. После завершения процедуры, Комиссии по историческому выявлению должен быть вручен сертификат по всем разбирательствам.
Демобилизация
28. Для реализации процесса демобилизации членов НРСГ, предусмотренного Соглашением об окончательном прекращении огня, Закон о национальном примирении должен закрепить полную отмену уголовной ответственности организаторов, соучастников и сообщников преступлений, определенных статьями 398, 399, 402, 407 Уголовного кодекса и 87, 88, 91-97 c) Закона об оружии и боеприпасах и совершенных членами НРСГ до дня демобилизации, в соответствии с положениями, условиями и сроками, предусмотренными указанным Соглашением. Дата завершения демобилизации должна быть официально передана Контрольной миссии.
Документы
29. В результате развития внутренней вооруженной конфронтации большая часть членов НРСГ потеряла удостоверяющие личность документы. Этот факт ограничивает реализацию гражданских прав и обязанностей. Для содействия немедленному решению данной проблемы Правительство Республики обязуется продвигать в Конгрессе Республики изменения в соответствующих закон об удостоверяющих личность документах для населения, перемещенного в ходе внутренней вооруженной конфронтации (Указ 73-95). Эти изменения, которые решают проблему перемещенного населения, также обеспечивают решение проблемы отсутствия удостоверяющих личность документов у членов НРСГ. Необходимо направить запрос Конгрессу Республики об изучении и разрешении данной проблемы в течение двух месяцев после подписания Соглашения прочного мира.
Временные документы
30. До окончания необходимого документального оформления для выдачи постоянных удостоверяющих личность документов, необходимо направить Контрольной миссии запрос о выдаче временных документов перемещенным и другим лицам, на которых распространяется Соглашение об основах придания законности НРСГ.
Другие документы
31. Документально оформление гражданства детей гватемальцев-членов НРСГ, рожденных за границей.
Другие правовые положения
32. Правительство обязуется продвигать в Конгрессе правовые реформы, которые обеспечивают полную осведомленность о настоящем Соглашении.
B. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА
33. Стороны договорились развивать среду терпимости, либерализации и плюрализма, которая обеспечивает пространство для примирения и понимания.
34. После подписания Соглашения прочного мира члены НРСГ, как и все граждане, обязаны полностью реализовывать свои основные права и свободы (кроме всего прочего, право на объединения, мобилизацию, свободу, проживание и политическое участие), а также обязаны соблюдать все свои обязанности.
35. Правительство считает, что трансформация НРСГ в политическую партию, надлежащим образом аккредитованную в соответствующих организациях, приведет к укреплению и усилению плюралистической демократии.
C. СФЕРА БЕЗОПАСНОСТИ
36. Правительство обязуется принять административные меры и гарантировать необходимые условия для реализации гражданских прав членов НРСГ, в частности, права на жизнь, безопасность и неприкосновенность. Выполнение этого обязательства должно особенно контролироваться Международной контрольной миссией. Такая миссия должна иметь возможность обеспечивать временное сопровождение членам НРСГ, при необходимости.
37. Правительство обязано уделять особое внимание каждому обвинению в попытках, направленных против безопасности членов НРСГ.
D. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА
38. В социально-экономической сфере программа придания законности должна предусматривать следующее:
Профессиональная подготовка и обучение
39. Члены НРСГ обязаны иметь в своем распоряжении профессиональное консультирование и ориентацию в течение стадии демобилизации, а также после нее. После определения вида экономической деятельности, которые должны осуществлять члены, для них должны быть разработаны специальные программы технического и профессионального обучения.
Образование
40. Правительство Республики обязуется принять необходимые административные меры для признания, сертификации, утверждения и легализации формального и неформального образования, которое получили члены НРСГ, посредством соответствующих механизмов проверки и присвоения уровней.
41. В течение первоначальной стадии придания законности необходимо запустить реализацию специальных программ образования и интенсивного технического обучения.
42. В качестве подпрограмм придания законности члены НРСГ могут получать стипендии, гранты и другие стимулирующие механизмы для продолжения обучения при сотрудничестве с Правительством.
43. Стороны запрашивают международное сотрудничество для исполнения этих положений об образовании, при котором необходимо принимать во внимание технические рекомендации Фонда придания законности.
Жилище
44. В течение первоначальной стадии придания законности Специальная комиссия по приданию законности обязана развивать условия проживания для членов НРСГ, которые нуждаются в них для реализации соответствующих подпрограмм и проектов, при этом необходимо уделять особое внимание потребностям демобилизованного населения. До окончания первоначальной стадии придания законности Специальная комиссия придания законности обязана уделять особое внимание гарантированию доступа к жилищу демобилизованного населения, которое проживает в сельской местности, и предоставлению достаточных кредитных возможностей лицам, проживающим в городской местности.

Здравоохранение
45. На данной стадии демобилизация необходимо провести медицинское обследование бойцов в районах концентрации. Необходимо принять соответствующие меры для лечения выявленных случаев в лагерях или на местном уровне. Специальная комиссия придания законности обязана обеспечить доступ пациентов к любому необходимому уходу. Эти подпрограммы должны реализовываться при сотрудничестве и при консультировании с медицинским персоналом НРСГ.
Экономические и производственные проекты
46. Стороны признают, что включение членов НРСГ в повседневную жизнь требует их активного производственного участия в условиях достоинства, развития и законности. С этой целью, Стороны признают необходимость поддержки Специальной комиссии придания законности и Фонда придания законности проектов производственного развития и занятости населения сельской и городской местности, что соответствует исполнению настоящего Соглашения.
47. Ориентация этих проектов должна соответствовать положениям Соглашения о социально-экономических аспектах и аграрной ситуации. Проекты производственного развития должны осуществляться в соответствии с планами и потребностями общин, на которых они направлены.
48. Правительство Республики, в соответствии со своими финансовыми возможностями, технической и финансовой поддержкой международного сотрудничества, обязано выделить необходимые ресурсы для реализации этих проектов. Они должны обеспечить доступ к производственным средствам, техническому консультированию, кредитным и коммерческим системам на тех же условиях, что и подобные проекты. Подобным образом, Правительство обязуется принять меры для стимулирования и признания на законных основаниях организационных форм, необходимых для такой экономической деятельности. Программы, связанные с землей, индивидуальные или коллективные, должны осуществляться Земельным фондом на равных условиях с другими участниками.
E. КУЛЬТУРНАЯ СФЕРА
49. Принимая во внимание, что значительный процент членов НРСГ по происхождению майя, Стороны признают, что программа придания законности должна осуществляться в соответствии с Соглашением об идентичности и правах коренного населения.
F. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДПРОГРАММЫ
Подпрограмма для инвалидов
50. В результате внутренней вооруженной конфронтации возник сектор населения – инвалидов – который является наиболее уязвимым и пострадавшим от конфликта, и требующим специального и приоритетного внимания в рамках программы, включенной в настоящее Соглашение .
51. Их включение в повседневную жизнь представляет собой более сложную задачу в силу личного и социального влияния их ограниченных способностей. Поэтому специальные проекты должны уделять соответствующее профессиональное внимание для их реабилитации и доступа к образованию и обучению в целях социального и производственного включения в достойную жизнь.
Юридическое сопровождение
52. Программа придания законности обязан предоставлять юридическое сопровождение членам НРСГ для их поддержки в правовых вопросах, связанных с их включением в жизнь общества.
Воссоединение семей
53. Стороны договорились принять все необходимые меры для воссоединения членов НРСГ с их семьями. Правительство обязуется предоставлять все возможности для этих целей.
54. Правительство обязуется сотрудничать с Комиссией по историческому выявлению по всем вопросам, связанным с арестованными или пропавшими членами НРСГ, а также предоставлять все актуальные данные и информацию для возврата останков членов НРСГ, включая погибших бойцов.
IV. ИНСТИТУТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
Первоначальная стадия придания законности
55. Данная стадия должна финансироваться ресурсами Правительства Республики и взносами международного сообщества.
56. Стороны договорились о создании Специальной комиссии придания законности, которая должна состоять из равного количества представителей Правительства Республики и НРСГ, а также представителей доноров, сотрудничающих органов и ведомств международного сотрудничества. При этом ведомства должны выполнять консультационную роль.
57. Комиссия должна быть создана в течение пятнадцати дней после подписания Соглашения прочного мира и в этом отношении Правительство Гватемалы обязано принять соответствующий правительственный указ.
58. С момента учреждения Комиссия несет ответственность за координацию программы придания законности и принятие решений по финансовым отчислениям на соответствующие подпрограммы и проекты, а также решений для привлечения технических и финансовых ресурсов. Стороны договорились о реализации программы в соответствии с целями и принципами настоящего Соглашения.
59. Для выполнения своих функций Специальная Комиссия должна систематизировать, посредством специальных постановлений, принятых в течение 30 дней после ее учреждения, организацию своих обязанностей координации, финансового управления и принятия решений в отношении подпрограмм и проектов, закрепленных настоящим Соглашением; подобно этому, Специальная комиссия обязана определить соответствующие финансовые механизмы, включая возможность создания трастов, при консультации с донорами и сотрудничающими органами, которые обеспечат точное и эффективное исполнение программы придания законности.
Окончательная стадия придания законности
60. Специальные дополнительные проекты для членов НРСГ находятся в рамках ответственности Фонда придания законности. НРСГ обязуется создать этот Фонд в течение 90 дней после подписания Соглашения прочного мира. Правительство обязуется содействовать документальному оформлению учреждения Фонда. Стороны приглашают международное сообщество для оказания технической и финансовой помощи, направленной на успех окончательной стадии придания законности.
V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Соглашение является частью Соглашения прочного мира и вступает в силу в день подписания последнего упомянутого Соглашения, за исключением специальных положений, которые вступили в силу ранее.
2. В соответствии с Рамочным Соглашением запрашивается содействие Генерального Секретаря ООН для контроля за исполнением настоящего Соглашения.
3. Настоящему Соглашению необходимо обеспечить самую широкую огласку.