Соглашение об аграрной ситуации

СОГЛАШЕНИЕ О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТАХ
И АГРАРНОЙ СИТУАЦИИ
Вступило в силу
Мексика, 6 мая 1996.
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО
Прочный и стабильный мир должен основываться на социально-экономическом развитии, ориентированном на общую волю, которая учитывает потребности всего населения:
Необходимо преодолеть проблемы бедности, крайней степени бедности, дискриминации, социального и политического пренебрежения, которые нарушают и тормозят социально-экономическое, культурное и политическое развитие страны и являются источником конфликтов и нестабильности;
Для социально-экономического развития необходима социальная справедливость в качестве одной из основ национального единства и солидарности, а также устойчивого экономического роста в качестве условия удовлетворения социальных потребностей населения;
Необходима всеобщая стратегия для сельской местности, которая обеспечит доступ крестьян к земле и другим производственным ресурсам, обеспечивающим судебную безопасность и разрешение конфликтов;
Для использования производственного потенциала гватемальского общества и создания лучшей социальной справедливости важное значение имеет эффективное участие всех слоев общества в удовлетворении своих потребностей и, в частности, в разработке соответствующей государственной политики;
Для создания таких возможностей участия и укрепления Правительства в качестве консультанта национального развития, законодателя, источника государственных инвестиций, гаранта услуг и покровителя социального согласия и разрешения конфликтов, необходимо провести демократизацию Правительства;
Целью настоящего соглашения является создание и укрепление механизмов и условий, которые гарантируют эффективное участие населения и объединяет наиболее важные цели правительственной деятельности для определения основ такого развития участия;
Исполнение настоящего соглашения должно примирить все социальные и политические силы страны, которым предстоит согласованно и ответственно выполнять срочные задачи преодоления бедности, дискриминации и привилегий, и, следовательно, построения единой, процветающей и справедливой Гватемалы, которая обеспечивает достойную жизнь всему населению;
Правительство Гватемалы и Национальный Революционный Союз Гватемалы (далее именуемые “Стороны”) договорились о нижеследующем:
I. ДЕМОКРАТИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ, ОСНОВАННОЕ НА УЧАСТИИ
A. Участие и социальное согласие
1. Для углубления фактической, функциональной и основанной на участии демократии, процесс экономического и социального развития должен быть демократическим и основанным на участии и должен включать: a) согласие и диалог между участниками социально-экономического развития; b) согласие между такими участниками и правительственными учреждениями в разработке и реализации стратегий и действий развития, c) эффективное участие граждан в выявлении, приоритезации и удовлетворении их потребностей.
2. Расширение социального участия является основой борьбы против коррупции, привилегий, неравномерности развития и злоупотребления экономической и политической властью во вред обществу. Следовательно, оно является инструментом устранения экономической, социальной и политической поляризации общества.
3. В дополнение к фактору демократизации, участие граждан в экономическом и социальном развитии необходимо для повышения производительности и экономического роста, равенства в распределении доходов и повышения человеческого потенциала.
Оно позволяет обеспечить прозрачность государственной политики, ее ориентацию на общее благо, а не на отдельные интересы, и эффективную защиты интересов наиболее уязвимых слоев, эффективность предоставления услуг и, как следствие, разностороннего развития личности.
4. В данном направлении и в соответствии с уже подписанными соглашениями о переселении населения, перемещенного в ходе вооруженной конфронтации, и об идентичности и правах коренного населения, Стороны признают важность создания или укрепления механизмов, которые позволяют гражданам и различным социальным группам эффективно реализовывать свои права и полностью участвовать в принятии решений по различным вопросам, влияющим на них или связанных с ними, с полным сознанием и ответственным соблюдением коллективных и личных социальных обязательств.
5. Для укрепления социального участия необходимо создание широких возможностей организованного населения для принятия социально-экономических решений. Из этого следует признание и примирение всех форм организации населения, в которых выражаются различные интересы. В частности, необходимо полное и эффективное гарантирование прав городских и сельских рабочих и крестьян, связанных с их участием в качестве организованных структур в процессе согласия с предпринимательским сектором на национальном уровне. С этой целью, необходимо принять правовые и административные положения о предоставлении правоспособности или другой формы законного признания таких организаций.
6. Необходимы усилия по развитию культуры согласия и поддержанию предпринимательских, трудовых и других организаций для расширения их возможностей по внесению предложений и ведению переговоров и, следовательно, для эффективной реализации своих прав и обязанностей, присущих демократическому участию.
Согласие
7. Социальное согласие на национальном уровне, уровне департаментов, коммунальном уровне и уровне производственных сельских и городских союзов необходимо для стимулирования и стабилизации социальной и экономической динамики. Правительственные структуры следует реформировать для реализации такой роли согласия и примирения интересов и возможности эффективной деятельности в направлении производственной модернизации и конкурентоспособности, ускорения экономического роста и эффективного предоставления основных услуг.
Участие на местном уровне
8. Принимая во внимание, что жители департамента или поселка, предприниматели, рабочие, члены кооперативных сообществ и организаций, представляющих общины, могут лучше определять меры, влияющие на них, необходимо принять группу инструментов по институционализации децентрализации социально-экономических решений, с фактической передачей правительственных экономических ресурсов и возможности обсуждения и принятия решений на местном уровне о распределении ресурсов, порядке реализации проектов, приоритетов и характеристики программ или правительственных действий. Таким образом, правительственные органы могут основывать свои действия на предложениях, которые возникли в результате согласования интересов различных слоев общества.
9. Посредством настоящего соглашения Правительство обязуется предпринять комплексные меры, направленные на участие населения в различных сферах государственного управления, включая политику социального и сельского развития. Такая группа реформ должна привести к замене структур, которые провоцируют социальные конфликты, новыми отношениями, которые обеспечивают укрепление мира, гармонии совместной жизни и демократии в качестве динамического процесса, в рамках которого возможно участие различных социальных группа в определении политических, социальных и экономических действий страны.
10. Для укрепления возможности населения к участию и возможности Правительства к переговорам, оно обязуется:
Общины
a) Продвигать внесение изменений в Муниципальный кодекс о том, что муниципальный мэр имеет право назначать помощников мэра на основании предложений жителей на открытом городском совете.
Поселки
b) Развивать социальное участие в рамках муниципальной автономии, углубляя процесс децентрализации в направлении муниципального руководства, с дальнейшим улучшением технических, административных и финансовых ресурсов.
c) В кратчайшие сроки разработать и привести в исполнение, по согласованию с Национальной Ассоциацией Муниципалитетов (НАМ), программу муниципального развития в качестве основы национальных усилий и международного сотрудничества в данной сфере. Такая программа уделять особое внимание развитию муниципального персонала, специализирующегося в исполнении новых задач, связанных с поселками и возникшие в процессе децентрализации, а именно, задач территориального управления, кадастра, муниципального планирования, финансового управления, управления проектами и развития местных организаций с целью их эффективного участия в реализации своих потребностей.
Департаменты
d) Продвигать в Конгресс внесение изменений в Правительственный Закон о Департаментах Республики о том, что губернатор департамента назначается Президентом Республики с учетом кандидатов, предложенных неправительственными представителями Советов Развития Департаментов.
Районы
e) Районировать медицинские, образовательные и культурные услуги коренного населения и обеспечить полное участие организаций коренного населения в разработке и реализации такого процесса.
Система Советов городского и сельского развития
f) Учитывая основополагающую роль Советов городского и сельского развития в обеспечении, стимулировании и гарантировании участия населения в определении местных приоритетов, государственных проектов и программ и реализации национальной политики городского и сельского развития, предпринять следующие меры:
(i) Провести реорганизации. Советов местного развития;
(ii) Продвигать внесение изменений в Закон о Советах городского и сельского развития для расширения слоев, участвующих в Советах развития департаментов и регионов;
(iii) Обеспечить надлежащее финансирование системы советов.
B. Участие женщин в экономическом и социальном развитии
11. Для экономического и социального развития Гватемалы необходимо активное участие женщин, и обязанностью Государства является содействие устранению всех форм дискриминации в отношении женщин.
12. Признавая вклад женщин, который часто недооценивается, во все сферы экономической и социальной деятельности, в частности, ее работу в пользу улучшения общины, Стороны соглашаются с необходимостью укрепления участия женщин в экономическом и социальном развитии на основе равенства.
13. С этой целью, Правительство обязуется учитывать особое экономическое и социальное положение женщин в стратегиях, планах и программах развития гражданского персонала, проводя анализ и планирование, исходя из такой позиции. Это предусматривает:
a) Признание равных прав женщин и мужчин дома, на работе, в производстве, социальной и политической жизни и предоставление им равных с мужчинами возможностей, в частности, доступа к кредиту, приобретению земли и других производственных и технологических ресурсов.
Образование и развитие
b) Гарантировать женщинам равные возможности и условия обучения и развития и содействие образования запрету всех форм дискриминации против женщин в образовательном контексте.
Жилье
Гарантировать женщинам доступ, на равных условиях, к аренде, кредиту и строительству жилья.

Медицинские услуги
c) Реализовать национальные всеобщие программы в сфере здравоохранения для женщин, которые обеспечивают доступ к услугам информирования, предотвращения и медицинского обслуживания.
Занятость
d) Гарантировать женщинам право на труд, что требует:
(i) Продвижения различных средств развития женщин для труда;
(ii) Пересмотра трудового законодательства с целью закрепления гарантий равных прав и возможностей мужчин и женщин;
(iii) В сельской местности, признания женщин в качестве сельскохозяйственных рабочих с учетом объема и оплаты их работы;
(iv) Принятия законодательства для защиты прав работающих женщин в частных домах, особенно, в отношении справедливой заработной платы, графика работы, социальных выгод и уважения ее достоинства.
Организация и участие
e) Гарантировать женщинам право организации и участия на равных условиях с мужчинами, на уровнях принятия решений и власти в местных, региональных и национальных органах;
f) Продвигать участие женщин в государственном управлении, особенно в разработке, исполнении и контроле планов и политики Правительства.
Законодательство
h) Пересмотреть национальное законодательство и нормативно-правовые акты для устранения всех форм дискриминации против женщин в сфере экономического, социального, культурного и политического участия и эффективной реализации обязательств Правительства, возникших после ратификации Конвенции об устранении всех форм дискриминации против женщин.
II. СОЦИАЛЬНЫЕ РАЗВИТИЯ
14. Правительство несет ответственность за стимулирование, управление и регулирование социально-экономического развития страны, и, совместно с усилиями общества, оно обеспечивает экономическую эффективность, улучшение социальных услуг и социальную справедливость. В целях достижения роста экономическая политика должна быть ориентирована на сдерживание процессов социально-экономического неравенства, таких как безработица и обнищание, и, с другой стороны, на максимизацию выгод экономического роста для каждого гватемальца. В целях благосостояния всех гватемальцев социальная политика должна балансировать экономическое развитие, влияя на производство и эффективность.
15. Для создания рабочих мест и социального развития необходимо ускорение экономического роста страны. В то же время социальное развитие страны неотъемлемо для экономического роста и эффективной интеграции в мировую экономику. С этой точки зрения, для устойчивого развития Гватемалы необходимо повышение жизненных стандартов, медицинского обслуживания жителей и стимулирование жилищного строительства.
Обязанности Правительства
16. Правительство обязано выполнить задачу преодоления неравенства и социальных различий посредством регулирования развития, государственных инвестиций и оказания всеобщих социальных услуг. Кроме этого, Правительству принадлежат особые обязательства по конституционному мандату, связанные с получением выгоды без дискриминации права на труд, медицинское обслуживание, образование, жилище и других социальных прав. Для преодоления исторического социального дисбаланса, в котором живет Гватемала, и укрепления мира необходима точная политика Правительства и всего общества.
Инвестиции в производство
17. Социально-экономическое развитие страны не может зависеть исключительно от государственных средств или международного сотрудничества. Для него необходимо повышение уровня инвестиций в производство, которые стимулируют занятость с надлежащим вознаграждением. Стороны призывают национальных и иностранных предпринимателей осуществлять инвестиции в страну, принимая во внимание, что подписание Соглашения прочного мира и его исполнение являются неотъемлемыми условиями стабильности и прозрачности, которые необходимы для инвестиций и экономического расширения.
Валовый внутренний продукт
18. Со своей стороны, Правительство обязуется принять экономическую политику, нацеленную на достижение устойчивого роста валового внутреннего продукта в размере 6% в год, который позволяет проводить расширенную социальную политику. В тоже время оно обязуется проводить социальную политику, нацеленную на благосостояние каждого гватемальца и такие приоритетные сферы, как здравоохранение, питание, образование, обеспечение жилищем, санитария окружающей среды и доступ к производственной занятости и достойному заработку.
Главная роль государства
19. Для достижения этой цели и реализации главной роли государства в социальной политике Правительство обязуется:
a) Реализовать и разработать нормативную базу для гарантии конкретизации социальных прав и предоставления социальных услуг через государственные учреждения, а при необходимости, через частные учреждения и учреждения смешанной формы собственности; кроме этого, Правительство обязано контролировать полное соблюдение этих норм;
b) Стимулировать и гарантировать участие, в соответствии с нормативной базой, всех социальных и экономических секторов, которые могут сотрудничать в рамках социального развития и всеобщего доступа к основным услугам;
c) Обеспечивать эффективное предоставление услуг государственным сектором, выполняя обязательство Правительства по обеспечению доступа населения к качественным услугам.

20. Для выполнения срочных требований населения Правительство обязуется:
a) Существенно повысить уровень социальных инвестиций, в частности, в сферу здравоохранения, образования и занятости;
b) Пересмотреть бюджет в пользу социальных расходов;
c) Выделить приоритетные наиболее нуждающиеся слои общества и регионы страны, без пренебрежения другими слоями общества;
d) Улучшить управление ресурсами и государственными инвестициями путем его децентрализации, доступности и отсутствия бюрократии, реформирования механизмов исполнения бюджета, обеспечения автономии принятия решения и финансового управления в целях гарантирования его эффективности и прозрачности, а также укрепления механизмов контроля и аудита.
A. Образование
21. Образование играет основополагающую роль для экономического, культурного, социального и политического развития страны. Оно необходимо для реализации стратегии равенства и национального единства; и является определяющим фактором для экономической модернизации и международной конкуренции.
Следовательно, необходима реформа системы образования и ее управления, а также реализация всеобщей и стимулирующей государственной политики в образовательной сфере для достижения следующих целей:
a) Утвердить и распространить моральные и культурные ценности, концепции и принципы, которые являются основой демократической жизни и уважения прав человека, культурного разнообразия Гватемалы, творческой деятельности ее населения и защиты окружающей среды, а также ценности и механизмы социального и политического участия граждан и согласия, которые являются основой культуры мира;
b) Бороться с распространением бедности, социальной, этнической и географической дискриминации женщин, в частности, с дискриминацией, которая обусловлена разделением «город — сельская местность».
c) Участвовать в техническом и научном прогрессе, и, следовательно, достигнуть повышенного уровня производительности, создания рабочих мест, увеличение доходов населения и выгодной интеграции в мировую экономику.
22. Принимая во внимание потребности в сфере образования, Правительство обязуется:
Расходы на образование
a) Значительно увеличить объем ресурсов, которые выделяются на образование. Как минимум, Правительство предлагает в 2000 году увеличить на государственные расходы на образование по отношению к валовому внутреннему продукту на 50%, по сравнению с 1995г. Эти показатели следует пересматривать в зависимости от развития фискальной ситуации.
Принятие образовательных программ
b) Принять образовательные программы в соответствии с целями пункта 21. При этом необходимо учитывать результаты работы Комиссии по вопросам образовательной реформы, созданной в рамках Соглашения об идентичности и правах коренного населения.
Распространение образования
c) Обеспечить быстрое распространение образовательных услуг на всех уровнях и, в частности, предложение двуязычного образования в сельской местности путем:
(i) Включения населения школьного возраста в образовательную систему, обеспечивая им получение дошкольного, начального и среднего образования. В частности, Правительство обязуется стимулировать до 2000 г. доступ всего населения в возрасте 7-12 лет, по крайней мере, к трем годам школьного образования;
(ii) Программ алфабетизации на всех языках, которые технически возможны, при участии организаций коренного населения; Правительство обязуется в 2000 году увеличить процент алфабетизации до 70%;
(iii) Программ в сфере образования и технического обучения взрослых.
Создание возможностей для занятости
d) Разработать, используя обоснованную и эффективную методологию, программы создания возможностей в общинах и предприятиях для технической модернизации и повышения квалификации рабочих, уделяя особое внимание жителям отсталых районов и сельских общин и поддерживая сектора, которые могут сотрудничать в данном направлении.
Создание возможностей для социального участия
e) Создание для социальных организаций на муниципальном, региональном и национальном уровне возможностей участия в социально-экономическом развития, в том числе, в государственном управлении, основных обязанностях и согласии.
Программа гражданского образования
f) Разработать и реализовать программу национального гражданского образования ради демократии и мира, которая побуждает к защите прав человека, обновлению политической культуры и мирному решению конфликтов. Для такой программы необходимо участие всех средств социальной коммуникации.
Взаимодействие «общины-школа» и участие общин
g) Поддерживать включение и удержание детей в образовательной системе, сделать участие общин и учителей эффективным в различных аспектах образования и услуг по созданию возможностей (содержание образования, назначение учителей, школьный график).
Финансовая поддержка
h) Разработать программы стипендий, учебных пакетов, экономической поддержки и других видов стимулирования для обеспечения возможности непрерывности образовательных формирований студентов.
Создание возможностей для сотрудников сферы образования
i) Разработать программы создания возможностей для учителей и сотрудников сферы образования.
Консультационная комиссия
j) Разработать и реализовать реформу в сфере образования во главе с Министерством Образования и консультационной комиссией при Министерстве, членами которой являются участники образовательного процесса, в т.ч. члены Комиссии образовательной реформы, предусмотренной Соглашением об идентичности и правах коренного населения.
Высшее образование и исследования
k) Правительственное высшее образование, управление, организация и развитие которого является исключительной обязанностью Университета Гватемалы Сан Карлос, (УГСК), является ключевым фактором для достижения экономического роста, социального равенства, распространения культуры и повышения технологических ценностей нации. Правительство Республики обязуется осуществлять своевременное финансирование УГСК, предусмотренное конституционным мандатом. Уважая автономию УГСК, Стороны призывают органы внутренних исследований поддерживать все инициативы для стимулирования развития страны и укрепления мира. Правительство обязуется поддерживать такие взносы и инициативы. В частности, оно признает ценность развития региональных центров и программ контролируемой профессиональной деятельности, уделяя особое внимание бедным регионам. В том же порядке, они призывают предпринимательский сектор прилагать усилия для прикладных технологических исследований и формирования человеческих ресурсов путем объединения своих облигаций с УГСК.
Покровители образования
I) Соблюдая Соглашение о переселении населения, перемещенного в ходе вооруженной конфронтации и Соглашение об идентичности и правах коренного населения, покровители образования общин должны быть включены в национальную систему образования, а образовательные программы коренных общин и перемещенного населения подлежат уважению.
B. Здравоохранение
23. Стороны признают необходимость продвижения изменений в сфере национального здравоохранения. Такая реформа должна ориентироваться на эффективную реализацию населением основных прав на медицинское обслуживание без дискриминации и эффективное исполнение Правительством, наделенным соответствующими ресурсами, своих обязательств в сфере здравоохранения и социального обеспечения. Основные аспекты такой реформы следующие:
Концепция
a) Оно должно основываться на всеобщей концепции здравоохранения (предотвращение, поддержка, восстановление и реабилитация), гуманистической и солидарной практике, которая определяет направление обслуживания, применяемое на всех уровня государственного здравоохранения страны.
Система здравоохранения, координируемая на национальном уровне
b) К задачам Министерства Здравоохранения относится разработка политики, которая обеспечит доступ всего населения Гватемалы к комплексному медицинскому обслуживанию. При координации Министерства Здравоохранения, согласовании с государственными институтами, в том числе с Гватемальским Институтом Социального Обеспечения (ГИСО), частными и неправительственными институтами, связанными с этим сектором, осуществлять меры, которые обеспечат всему гватемальскому населению доступ к медицинским услугам.
Малообеспеченное население
c) Создать условия, гарантирующие эффективный доступ к качественному медицинскому обслуживанию малообеспеченного населения. Правительство обязуется увеличить ресурсы, выделяемые на здравоохранение. Как минимум, Правительство предлагает в 2000 году увеличить на государственные расходы на образование по отношению к валовому внутреннему продукту на 50%, по сравнению с 1995г. Эти показатели следует пересматривать в зависимости от развития фискальной ситуации.
Приоритеты развития
d) Уделять особое внимание борьбе с недостаточным питанием, санитарии окружающей среды, превентивному здравоохранению и решению первоочередных задач, таких как материнство-детство. Правительство обязуется выделять, по крайней мере, 50% государственных расходов здравоохранения на превентивные меры и снижение уровня смертности детей и матерей до конца 2000 до 50% соответствующего показателя в 1995. Правительство также обязуется поддерживать сертификацию лечения детского паралича и ввести сертификацию для кори к 2000.
Лекарственные препараты, оборудование и сырья для производства
e) Министерство здравоохранения и социальной поддержки обязано пересмотреть действующие нормы и практику производства и продажи лекарственных препаратов, оборудования и сырья для производства и обязано проводить меры для обеспечения их снабжения, низких цен и качества. В случае основных или непатентованных лекарственных препаратов с высоким спросом в государственном секторе, необходимо изучить и применять маркетинговые методы, которые обеспечат прозрачность коммерческих переговоров, качестве и низкие цены на лекарственные препараты для гарантирования предоставления эффективных услуг.
Медицина коренного населения и традиционная медицина
Признавая важность медицины коренного населения и традиционной медицины, необходимо поддерживать ее изучение и сохранение ее концепций, методов и практики.
Социальное участие
f) Стимулировать активное участие муниципалитетов, общин и социальных организаций (включая организации женщин, коренного населения, гражданские и гуманитарные союзы) в планировании, реализации и контроле управления услугами и программами здравоохранения через местную систему здравоохранения и Советы городского и сельского развития.
Административная децентрализация и разделение
g) Децентрализованная организация различных уровней управления должна обеспечивать существование программ и здравоохранения на общинном, региональном и национальном уровне, которые являются основами системы здравоохранения, координируемой на национальном уровне.
C. Социальное обеспечение
24. Социальное обеспечение представляет собой механизм человеческой солидарности, который способствует социальному благосостоянию и создает основы стабильности, экономического развития, национального единства и мира. Согласно Политической Конституции Республики, применение режима социального обеспечения является ответственностью Гватемальского Института Социального обеспечения (ГИСО), который представляет собой автономное образование. Стороны считают, что необходимо принять соответствующие меры для расширения его деятельности, улучшения результатов и повышения качества и эффективности услуг. С этой целью, следует рассмотреть следующее:
a) Гарантировать полное автономное административное управление от ГИСО в ходе применения принципа координации с институтами здравоохранения в рамках системы здравоохранения, координируемой на национальном уровне;
b) В соответствии с соглашением Международной Организации Труда, ратифицированным Гватемалой, социальное обеспечение должно включать программы медицинской помощи и льготы, связанные с болезнью, материнством, неспособностью, пожилым возрастом, выживанием, производственными травмами, трудом и семьями;
c) Укреплять и гарантировать использование принципов эффективности, всеобщности, единства и ответственности в рамках ГИСО;
d) Укреплять финансовое положение Института путем системы трехстороннего контроля вкладов;
e) Поддерживать новые формы управления Институтом при участии секторов-учредителей;
f) Обеспечить эффективное включение ГИСО в координированную систему здравоохранения;
g) Создать условия, которые стимулируют общее включение всех рабочих в систему социального обеспечения.
D. Жилище
25. Подтвердить необходимость выполнения, в рамках конституционного мандата, политики стимулирования, приоритетом которой является общедоступное жилье, через системы надлежащего финансирования в целях обеспечения выгод владения большинству гватемальских семей. С этой целью, Правительство обязуется:
Планирование
a) Проводить тесное согласование с политиками территориального регулирования, в частности, городского планирования и защиты окружающей среды, которые создают для бедного населения доступ к жилью с гигиеническими условиями и устойчивости окружающей среды.
Нормы
b) Обновить нормы полезности для здоровья и безопасности, применимые в строительстве и контроле за их исполнением; проводить координацию с муниципалитетами страны, что обеспечит единство, четкость и простоту норм для строительства и надзора, сохранение высокого качества и надлежащей безопасности домов.
Предложение
c) Поддерживать политику повышения уровня предложения жилья в стране, которая повышает доступ к жилью в форме собственности или аренды малообеспеченных слоев населения.
d) Поддерживать предложение услуг, жилищных решений, качество строительных материалов и обоснованные расходы; в данном контексте, применять антимонопольные меры в производстве и продаже строительных материалов и услуг в соответствии со Статьей 130 Конституции.
Финансирование и простые условия
e) Реализовывать денежную политику, направленную на снижение стоимости кредита.
f) Поддерживать и развивать фондовый рынок для приобретения жилья, включая первичную и вторичную ипотеку, стимулирование покупки и продажи кредитных инструментов, выпущенных для операций с жильем, в том числе, общие и преференциальные акции компаний по операциям с недвижимостью, облигации и закладные, сертификаты собственности на недвижимость, вспомогательные ведомости, векселя и другие документы, связанные с арендой с обещанием продажи.
g) Разработать и применить механизм прямых субсидий для помощи самым нуждающимся слоям населения. С этой целью, укрепить Гватемальский Жилищный Фонд (ГЖФ) для улучшения его возможностей по предоставлению финансовых ресурсов бедным и крайне бедным слоям населения.
Участие
h) Стимулировать создание и укрепление системы общинного участия, таких как кооперативные сообщества, самоуправляемые и семейные предприятия, которые обеспечивают участие бенефициариев в исполнении планов и строительстве домов и услуг.
Регулирование
i) Поддерживать легализацию, доступ и регистрацию земли, не только в окрестностях города Гватемала, но и в рамках городского развития в столицах других департаментов и поселков страны, а также реализацию жилищных проектов в деревнях и фермах, особенно, жилище в сельской местности.
Национальное обязательство
j) В силу масштабов и срочности проблемы жилищного обеспечения необходимо направить национальные усилия для решения этой задачи. Правительство обязуется выделять не менее 1.5% бюджета налоговых поступлений на реализацию политики жилищного обеспечения, по сравнению с 1997, уделяя приоритетное внимание спросу на доступное жилье.
E. Занятость
26. Труд является неотъемлемым условием развития личности, благосостояния семьи и социально-экономического развития страны. Трудовые отношения – это важнейший элемент социального участия в социально-экономическом развитии и экономической эффективности. В этом смысле, государственная политика в сфере труда имеет определяющее значение для стратегии роста с соблюдением социальной справедливости. Для выполнения этой политики Правительство обязуется:
Экономическая политика
a) Посредством экономической политики, ориентированной на повышение использования ручного труда, создать условия для роста занятости, значительного снижения уровня структурного поднайма и прогрессивного роста доходов рабочих.
b) Проводить согласительные меры с различными социальными слоями в целях увеличения инвестиций и производительности в рамках общей стратегии роста, сопровождаемого стабильностью и социальным равенством.
Опекунское трудовое законодательство
c) Продвигать, в течение 1996 года, законодательные и нормативные изменения для повышения эффективности трудового законодательства и ужесточения наказания за его нарушение, в том числе, законов о минимальной заработной плате, невыплате, удержании или задержке заработной платы, условиях гигиены и безопасности на работе.
d) Провести децентрализацию и увеличить масштабы деятельности трудовой инспекции, что позволит осуществлять контроль за соблюдением трудовых норм внутренних законов и международных трудовых соглашений, ратифицированных Гватемалой, уделяя особое внимание контролю соблюдения трудовых прав женщин, сельскохозяйственных рабочих, мигрантов и сезонных рабочих, рабочих в частных домах, несовершеннолетних, пожилых людей, инвалидов и других рабочих, которые находятся в ситуации особой незащищенности.
Создание возможностей занятости
e) Создать постоянный и современный процесс создания возможностей и профессионального развития, который гарантирует обучение на всех уровнях и соответствующее повышение производительности посредством принятия законопроекта, который регулирует профессиональные формирования на национальном уровне.
f) Продвигать программы создания профессиональных возможностей и формирований на национальном уровне, к 2000 году создать места, по крайней мере, для 200,000 рабочих, уделяя особое внимание тем, которые задействованы в экономической деятельности и требуют специального обучения для адаптации к новым условиям на рынке труда.
Министерство Труда
g) Укрепить и модернизировать Министерство труда и социального планирования, гарантируя его роль в качестве управляющего правительственной политикой в сфере труда и эффективную деятельность в поддержании занятости и трудового согласия. С этой целью, необходимыми являются следующие меры:
Участие, согласие и переговоры
(i) Поддерживать переориентацию трудовых отношений в компаниях, обеспечивая сотрудничество и согласие «рабочие-работодатели», что приведет к развитию компании ради общего блага, в том числе, к возможному участию рабочих в доходах компании-работодателя;
(ii) Поддерживать порядок утверждения юридической правоспособности трудовых организаций;
(iii) Если сельскохозяйственные рабочие всё еще работают по договору, провести реформы, направленные на гибкое юридическое оформление ассоциаций, которые позволят вести переговоры по таким контрактам;
(iv) Поддерживать культуру переговоров и, в частности, создавать возможности посредничества для урегулирования споров и согласительных действий ради выгоды всех вовлеченных сторон.
III. АГРАРНАЯ СИТУАЦИЯ И СЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ
27. Разрешение аграрной проблемы и сельского развития необходимо и неотъемлемо для разрешения ситуации большинства населения, которое проживает в сельской местности и больше других страдает от бедности, крайней бедности, беззакония и слабости государственных институтов. Трансформация структуры владения и использования земли должна проходить с целью включения сельского населения в экономическое, социальное и политическое развитие, таким образом, чтобы земля была основой экономической стабильности для тех, кто работает на ней, а также основой прогрессивного социального благосостояния и гарантирования свободы и достоинства.
28. В рамках проблемы сельского развития земля имеет центральное значения. Со времен Завоевания до наших дней частные трагические исторические события оставили глубокий след на этнических, социальных и экономических отношениях, связанных с собственностью и эксплуатацией земельных ресурсов. Они привели к концентрации ресурсов, которая противостоит бедности большинства, что тормозит развитие страны, в целом. Жизненно важно преодолеть такую ситуацию, поддерживать более эффективное и равное фермерство, укрепление потенциала всех участников, не только в сфере производственных возможностей, но и в углублении культуры и системы ценностей.
29. Такие изменения позволят стране получать эффективную выгоду от возможностей ее жителей и, в частности, от обогащения традиций и культур коренного населения. Кроме этого, страна сможет получать выгоду от высокого потенциала развития богатых сельскохозяйственных, промышленных, коммерческих и туристических ресурсов.
30. Разрешение аграрной ситуации – это сложный процесс, который затрагивает множественные аспекты сельской жизни, начиная от модернизации систем производства и культивации и заканчивая защитой окружающей среды, обеспечением бедности, рациональным использованием земли и труда, защитой труда и более справедливым распределением ресурсов и стимулов развития. Оно также связано с социальным процессом, успех которого зависит не только от Правительства, но и от совместных усилий организованных слоев общества, при этом общее благосостояние требует преодоления противоречий прошлого и поиска новых и демократических путей совместного проживания.
31. Правительство должно уделять первоочередное внимание данному процессу. В качестве лидера национального развития, законодателя, источника государственных инвестиций, заемщика, вдохновителя социального согласия и разрешения конфликтов, Правительство обязано направить и переориентировать все свои усилия и ресурсы в направлении устойчивой аграрной модернизации, основанной на справедливости и эффективности.
32. Уже подписанные соглашения о правах человека, переселении населения, перемещенного в ходе вооруженной конфронтации и идентичности и правах коренного населения содержат обязательства, которые являются составляющими глобальной стратегии, направленное на сельское развитие. В рамках данного направления Правительство обязуется, посредством настоящего соглашения, поддерживать всеобщую стратегию, которая включает различные элементы аграрной структуры, владение и использование земли и использование природных ресурсов; кредитные системы и механизмы; обработка и коммерческая деятельность; аграрное законодательство и правовая однозначность; трудовые отношения; техническое содействие и создание возможностей; устойчивое развитие и организация сельского населения. Такая стратегия включает:
A. Участие
33. Создать возможности для предложений и конструктивности всех участников, вовлеченных в фермерство, а именно, организаций коренного населения, ассоциаций производителей, предпринимателей и союзов сельских рабочих, крестьян, женщин, а также университетов и исследовательских центров. С этой целью, а также в целях, определенных другими разделами настоящего соглашения, Правительство обязуется:
a) Укрепить возможности сельских организаций, таких как Объединенные крестьянские предприятия, кооперативные сообщества, крестьянские ассоциации, смешанные предприятия, семейные предприятия, для участия в процессе принятия решений по всем вопросам, связанным с ними, а также создать и укрепить правительственные институты, особенно в рамках государственного сельскохозяйственного сектора, для участия в сельском развитии и, в частности, поддержания полного доступа женщин к принятию решений. Это укрепит эффективность действий государства и их соответствие потребностям сельских регионов. В частности, особой поддержки требует участие советов развития в качестве инструмента разработки планов развития и территориального регулирования.
b) Укрепить и расширить участие крестьянских организаций, женщин, организации коренного населения, объединений производителей и неправительственных организаций в Национальном Совете Сельскохозяйственного Развития, в качестве основного механизма консультаций, координации и социального участия в принятии решений в сфере сельского развития и соблюдения настоящего раздела.
B. Земля и производственные ресурсы
34. Расширять доступ крестьян к собственности на землю и устойчивое использование ресурсов территории. С этой целью, Правительство обязано принять следующие меры:
Доступ к собственности на землю: Фонд земли
a) создать трастовый фонд для земли с участием банковского института для кредитного содействия и стимулирования накопления денег, направленного на мелких и средних предпринимателей.
Фонд земли должен концентрировать государственное финансирование на приобретении земли, создать прозрачный рынок земли и поддерживать развитие планы территориального регулирования. Политика реализации деятельности фонда должна уделять приоритетное внимание предоставлению земли крестьянам, как женщинам, так и мужчинам, которые организованы для этой цели, учитывая критерий экономической и экологической устойчивости.
b) Для обеспечения получения выгод наиболее нуждающимися слоями населения Фонд земли должен иметь специальный департамент урегулирования и управления для оказания помощи крестьянским общинам и организациям.
c) Изначально Фонд должен быть сформирован из следующей земли:
(i) Национальная свободная земля и фермерские хозяйства, зарегистрированные под именем Правительства;
(ii) Национальные земли, передаваемые на нерегулярной основе в регионах колонизации, особенно, в Петен (Peten) и Северной Поперечной Полосе, которые Правительство обязуется распределить на законной основе;
(iii) Земля, приобретенная на средства, которые Правительство передало Национальному Фонду Земли и Национальному Фонду Мира с этой целью;
(iv) Земли, приобретенные на дотации дружественных правительств и международных неправительственных организаций;
(v) Земли, приобретенные на ссуды международных финансовых организаций;
(vi) Брошенные земли, экспроприированные в соответствии со Статьей 40 Конституции;
(vii) Земли, приобретенные на средства от продажи избыточных земель, которые могли возникнуть в результате излишка земли после сравнения фактической и зарегистрированной площади и которые принадлежат Правительству;
(viii) Земли, которые Правительство могло приобрести на основании Статьи 40 Указа 1551 о зонах аграрного развития;
(ix) Земли, которые Правительство могло приобрести на основании права собственности;
(x) Пожертвования любого вида.
d) Правительство обязано продвигать и провозгласить закон, который регулирует деятельность Фонда земли. Этот закон должен определять, кроме всего прочего, цели, функции, механизмы финансирования, приобретение, судебные решения, происхождение и назначение земель. К 1999 должна быть проведена проверка для определения выполнения целей судебных решений и, при необходимости, корректировки программы принятия решений.
Доступ к собственности на землю: Финансовые механизмы
e) Согласовать создание механизмов, возможных для развития активного рынка земли и приобретения земли для всех безземельных крестьян и крестьян, имеющих недостаточное количество земли, через долгосрочные операции по коммерческим процентным ставкам или более низким ставкам, с минимальной предоплатой или без нее. В частности, для приобретения выпущенных закладных, обеспеченных гарантией Правительства, важна их привлекательность для частного рынка и, в частности, для финансовых институтов.
Доступ к использованию природных ресурсов
f) Предоставить к 1999 мелким и средним крестьянам на условиях концессии природных ресурсов 100,000 гектаров в регионах многократного использования в целях устойчивого лесного использования, управления защищенными регионами, экотуризма, защиты водных ресурсов и другой деятельности, связанной с потенциальным устойчивым использованием природных ресурсов в регионах.
g) Продвигать и поддерживать участие частного сектора и общинных организаций в проектах управления и сохранения возобновляемых природных ресурсов.