Соглашение прочного мира

СОГЛАШЕНИЕ ПРОЧНОГО МИРА
Вступило в силу
Гватемала, 29 декабря 1996
ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ, ЧТО
Подписание настоящего Соглашения положит конец трем десятилетиям вооруженной конфронтации в Гватемале и закроет болезненную страницу нашей истории.
На протяжении последних лет поиск политического разрешения проблемы вооруженной конфронтации создал новое пространство для диалога и понимания в рамках гватемальского общества.
С сегодняшнего дня начинается реализация задачи по укреплению и сохранению мира, которая должна объединить усилия всех гватемальцев.
Для достижения этой цели страна располагает, наряду с Мирными соглашениями, всеобщей программой действий, ориентированной на преодоление причин конфронтации и создание основ нового развития,
Исполнение настоящих Соглашений является историческим обязательством, от которого невозможно отказаться,
Для осведомленности настоящих и будущих поколений важно собрать глубокий смысл Мирных соглашений,
Правительство Гватемалы и Национальный Революционный Союз Гватемалы договорились о нижеследующем:
1. КОНЦЕПЦИЯ
1. Мирные соглашения выражают консенсус национального характера. Они были гарантированы различными слоями, представленными Гражданской Общественной Ассамблеей и другими внешними органами. Их прогрессивное исполнение должно удовлетворить законные стремления гватемальцев и, в то же время, объединить всех для достижения общей цели.
2. Правительство вновь подтверждает поддержку принципов и норм, ориентированных на гарантирование и защиту полного соблюдения прав человека, а также свою политическую волю обеспечить их достойного уважения.
3. Население, затронутое вооруженной конфронтацией, имеет право свободно проживать и находиться на территории Гватемалы. Правительство обязуется обеспечить их возврат и поселение в безопасных и достойных условиях.
4. Население Гватемалы имеет право полностью знать правду о нарушениях прав человека и актах насилия, возникших в ходе внутренней вооруженной конфронтации. Выявление фактов с полной объективностью и ясностью будет содействовать укреплению национального примирения и процессу демократизации в стране.
5. Признание идентичности и прав коренного населения имеет основное значения для построения государства с многонациональным, многокультурным и многоязыковым единством. Уважение и реализация политических, культурных и экономических прав всех гватемальцев является основой нового существования, которое отражает разнообразие их государства.
6. Прочный мир должен опираться на социально-экономическое развитие, основанное на участии, ориентированное на общее благо и удовлетворяющее все потребности населения. Для такого развития необходима социальная справедливость в качестве одной из основ национального единства и солидарности, а также устойчивого экономического роста в качестве условия выполнения социальных требований населения.
7. Для достижения социальной справедливости и экономического роста необходимо эффективное участия граждан всех слоев населения. Обязанностью Правительства является расширение возможностей участия и укрепления его роля в качестве советника социального примирения и разрешения конфликтов. С этой целью, Правительство должно повысить налоговые сборы и отдавать приоритет государственному финансированию социальных инвестиций.
8. В поисках роста необходимо направлять экономическую политику для предотвращения социально-экономического исключения, такого как безработица и обнищание, а также для оптимизации выгод экономического роста для всех гватемальцев. Повышение уровня жизни, медицинского обслуживания, образования, социальной безопасности и обучения населения является ключом к устойчивому развитию Гватемалы.
9. Правительство и организованные слои общества должны объединить усилия для разрешения аграрных проблем и проблем развития, которые имеют основополагающее значение для улучшения ситуации большинства населения, живущего в сельской местности и наиболее страдающего от бедности, беззакония и слабости национальных институтов.
10. Укрепление гражданской власти является неотъемлемым условием существования демократического режима. Окончание вооруженной конфронтации создает историческую возможность обновить институты, чтобы они могли эффективно гарантировать гражданам Гватемалы свободу, справедливость, безопасность, мир и всестороннее развитие личности. Армия Гватемалы должна адаптировать свои обязанности к новому периоду мира и демократии.
11. Придание НРСГ законности в условиях безопасности и достоинства является приоритетом национальных интересов, что соответствует цели примирения и всеобщего улучшения демократической системы.
12. Конституционные изменения, предусмотренные Мирными соглашениями, являются основой примирения гватемальского общества в ходе укрепления демократии, демократического сосуществования, полного соблюдения и строгого уважения прав человека.
13. Выборы являются важнейшей основой для перехода Гватемалы к функциональной демократии, основанной на участии. Совершенствование порядка выборов позволит укрепить законность государственной власти и стимулировать демократическую трансформацию страны.
14. Исполнение национального плана действий, определенного Мирными соглашениями, является сложным, долгосрочным проектом, требующим воли к исполнению принятых обязательств и участия правительственных организаций и различных социальных и политических национальных сил. Такое стремление предполагает стратегию, которая уделяет приоритетное внимание постепенному исполнению обязательств, что открывает новую главу демократического развития и сосуществования в истории Гватемалы.
I. ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ МИРНЫХ СОГЛАШЕНИЙ
15. К настоящему Соглашению прочного мира прилагаются все подписанные Соглашения, основанные на Рамочном соглашении о демократизации для поиска мира с помощью политических методов, подписанном в Керетаро, Мексика, 25 июля 1991 и Рамочном соглашении о возобновлении переговорного процесса между Правительством Гватемалы и Национальным Революционным Союзом Гватемалы, подписанное в Мехико 10 января 1994. К таким Соглашениям относятся:
— Глобальное соглашение о правах человека, подписанное в Мехико 29 марта 1994;
— Соглашение о переселении населения, перемещенного в ходе вооруженной конфронтации, подписанное в Осло 17 июня 1994;
— Соглашение о создании Комиссии по историческому выявлению нарушений прав человека и насильственных действий, которые привели к страданию гватемальского населения, подписанное в Осло 23 июня 1994;
— Соглашение об идентичности и правах коренного населения, подписанное в Мехико 31 марта 1995;
— Соглашение о социально-экономических аспектах и аграрной ситуации, подписанное в Мехико 6 мая 1996;
— Соглашение об укреплении гражданской власти и роли армии в демократическом обществе, подписанное в Мехико 19 сентября 1996;
— Соглашение об окончательном прекращении огня, подписанное в Осло 4 декабря 1996;
— Соглашение о конституционных изменениях и порядке выборов, подписанное в Стокгольме 7 декабря 1996;
— Соглашение об основах придания законности НРСГ, подписанное в Мадриде 12 декабря 1996;
— Соглашение о хронограмме исполнения, реализации и контроля за исполнением Мирных соглашений, подписанное в Гватемала 29 декабря 1996.
16. За исключением Глобального соглашения о правах человека, которое вступило в силу с момента подписания, все Соглашения, входящие в состав Соглашения прочного мира, вступают в полную силу с момента подписания настоящего Соглашения.
III. ПРИЗНАНИЕ
17. В качестве кульминации исторического переговорного процесса для поиска мира с помощью политических методов, Правительство Гватемалы и Национальный Революционный Союз Гватемалы документально закрепили признание национальных и международных усилий, направленных на заключение Соглашения прочного мира в Гватемале. Они отмечают роль в данном процессе Комиссии Национального Примирения, Конституции, Ассамбеи гражданского общества и ООН. Они также ценят содействие Группы дружественных стран гватемальского мирного процесса, которая включает Республику Колумбию, Королевство Испании, Соединенные Штаты Америки, Мексику, Королевство Норвегии и Республику Венесуэлу.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Соглашение прочного мира вступает в силу с момента подписания.
2. Должно проводиться самое широкое обнародование настоящего Соглашения, особенно через официальные программы образования.