Закон Венгрии о судах
ЗАКОН ВЕНГЕРСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ IV 1972 ГОДА О СУДАХ
Наши суды в значительных масштабах способствуют защите государственного, общественного и экономического строя Венгерской Народной Республики, обеспечению прав и законных интересов граждан.
Общественное и экономическое развитие Венгерской Народной Республики, задачи дальнейшего развития государственной жизни и социалистической демократии, равно как и требования осуществления прав, выполнения обязанностей, обеспечения законности, делают необходимым издание нового закона об организации и деятельности судов.
Цель Закона состоит в том, чтобы обеспечивать организационные условия для выполнения задач и осуществления основных принципов правосудия, определенных в Конституции. Обеспечивая единообразие в судебной деятельности и вводя выборность судей, создавая эффективные гарантии для профессиональной практики судей, Закон служит росту общественного влияния правосудия, осуществлению социалистической законности.
Поэтому Государственное Собрание издает следующий Закон.
ГЛАВА I. ОТПРАВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ
Задачи суда
§ 1. В Венгерской Народной Республике отправление правосудия является задачей судов.
§ 2. 1. При отправлении правосудия суд:
а) защищает и обеспечивает государственный, общественный и экономический строй Венгерской Народной Республики, права и законные интересы граждан, а также государственных, общественных и хозяйственных органов (организаций), наказывает лиц, совершающих преступления;
б) воспитывает в гражданах уважение законов, гражданскую дисциплину и соблюдение правил социального общежития.
2. В ходе своей деятельности суды обеспечивают реализацию требований социалистической законности.
3. Суд содействует устранению тех выявляемых в ходе судебных процессов причин и обстоятельств, которые делают возможным совершение правонарушений.
Судебный порядок
§ 3. 1. Суд разрешает:
а) уголовные дела;
б) гражданско-правовые дела;
в) семейно-правовые споры;
г) трудовые споры и правовые споры, связанные с отношением членства в кооперативе.
2. Дела, перечисленные в абзаце 1, в случаях, определенных законом или постановлением Совета Министров, может рассматривать также другой орган. Однако по делам, затрагивающим основные права и обязанности граждан, решение этого органа в случаях, определенных в правовой норме, стороны могут обжаловать в суде.
§ 4. 1. В случаях, определенных в правовой норме, суд проверяет административные решения.
2. Суд разрешает также другие дела, которые правовая норма относит к его компетенции.
§ 5. 1. Если суд по какому-либо делу устанавливает свою компетенцию или ее отсутствие либо выносит решение по существу дела, это решение обязательно для всех других органов.
2. Если по делу, подлежащему разрешению в судебном порядке, судебному процессу предшествует производство в другом органе, и этот орган отклонил протест прокурора на вступившее в законную силу решение, принятое вне судебного процесса, прокурор может опротестовать отрицательное решение в суде.
Основные принципы отправления правосудия
§ 6. 1. В Венгерской Народной Республике законы и другие правовые нормы одинаково обязательны для всех судов.
2. По делу каждого гражданина действуют одни и те же суды, без учета его общественного положения, а также его национальности.
3. Суды выносят свои решения именем Народной Республики.
§ 7. 1. Языком судопроизводства является венгерский. Никто не может нести ущерб из-за незнания венгерского языка.
2. В судебном процессе каждый может пользоваться родным языком.
§ 8. Заседание суда, если закон не делает исключения, является открытым.
§ 9. 1. Обвиняемому принадлежит право на защиту и на выбор защитника. В случаях, определенных в процессуальном законе, участие защитника обязательно.
2. В ходе судебного процесса сторона или заинтересованное лицо для осуществления своих прав может уполномочить представителя способом, определенным в правовой норме.
§ 10. 1. Сторона, заинтересованное лицо, а также прокурор могут обжаловать решение, принятое судом первой инстанции, если закон не предусматривает исключения.
2. В интересах законности Генеральный прокурор Венгерской Народной Республики (в дальнейшем Генеральный прокурор) и Председатель Верховного Суда Венгерской Народной Республики (в дальнейшем Верховный Суд) могут на вступившее в законную силу решение суда принести протест в порядке надзора за законностью.
§ 11. 1. Суд действует коллегиально, однако по делам, определенным в процессуальном законе, может действовать также один судья.
2. Состав суда, действующего в качестве суда первой инстанции, включает профессионального судью и двух народных заседателей. По делам, определенным в законе, суд может действовать также в другом составе. Председательствующим в составе суда является профессиональный судья.
3. Состав суда, действующего в качестве суда второй инстанции, включает трех профессиональных судей.
§ 12. При вынесении решения народные заседатели имеют такие же права и обязанности, что и профессиональные судьи. В качестве единоличного судьи и председательствующего в составе суда может действовать только профессиональный судья.
§ 13. В Венгерской Народной Республике судейскую должность судьи занимают путем выборов. Судьи могут быть отозваны.
§ 14.1. В Венгерской Народной Республике судьи независимы и подчинены только законам и другим правовым нормам.
2. За деяние, связанное с участием в отправлении правосудия, профессионального судью, а также народного заседателя можно привлечь к уголовной ответственности только с согласия Президиума Венгерской Народной Республики (в дальнейшем Президиум Народной Республики).
3. С инициативой привлечения к ответственности выступает Генеральный прокурор. Для этого следует запросить мнение Министра юстиции, а если дело касается судьи Верховного Суда – также Председателя Верховного Суда.
ГЛАВА II. СУДЫ
Судебная организация
§ 15. 1. Отправление правосудия производится Верховным Судом, областными судами, районными судами, трудовыми судами и военными судами. В Будапеште Столичному суду принадлежит компетенция областного суда, районным в столице судам – компетенция районного суда. В городах может действовать городской суд с компетенцией районного суда.
2. Организация, слияние, упразднение судов и установление подведомственной им территории входит в компетенцию Президиума Народной Республики. При установлении территории, подведомственной суду, как правило, следует придерживаться государственно-административного территориального деления.
3. Наименование суда, как правило, определяется местом его нахождения.
Районный суд
§ 16. Дела, подлежащие разрешению в судебном порядке, рассматривает по первой инстанции, если правовая норма не постановляет иного, районный суд (городской, районный в городе суд, в дальнейшем вместе – районный суд).
§ 17. 1. В районном суде действуют председатель (заместитель председателя), профессиональные судьи и народные заседатели.
2. Районным судом руководит председатель.
Областной суд
§ 18. 1. В областях действует областной суд с компетенцией, распространяющейся на территорию области, в Будапеште – Столичный суд (в дальнейшем вместе – областной суд).
2. Областной суд рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные процессуальными законами к его компетенции; по второй инстанции рассматривает обжалованные решения районного суда и трудового суда.
§ 19. В областном суде действуют председатель, заместители председателя, председатели составов, профессиональные судьи и народные заседатели.
§ 20.1. В областном суде действуют уголовная, гражданская и хозяйственная коллегии. Две или несколько коллегий могут действовать совместно.
2. Коллегия является коллективом судей, разрешающих дела одного и того же характера, которым руководит заместитель председателя областного суда. Членами коллегии являются судьи областного суда, равно как и назначенные председателем областного суда на пять лет в качестве членов коллегии судьи других судов, действующих на территории области. Председатель областного суда может также приглашать на заседания коллегии, в зависимости от обсуждаемого вопроса, других специалистов (прокуроров, адвокатов, юрисконсультов, научных работников и т. д.).
3. В интересах обеспечения единообразной практики разрешения дел на территории областного суда коллегия анализирует практику судов, выражает мнение по спорным вопросам правоприменения и в случае необходимости вносит предложения о даче принципиального направления судебной практики.
4. Члены коллегии имеют право голосовать; приглашенные судьи принимают участие в обсуждении вопроса с правом совещательного голоса.
§ 21. 1. Областным судом руководит председатель.
2. Председатель областного суда осуществляет надзор за общей деятельностью действующих на территории областного суда районных судов и трудовых судов.
Трудовой суд
§ 22. Трудовой суд действует в столице и областях.
§ 23. 1. Трудовой суд:
а) рассматривает исковые заявления, поданные против решений трудовых арбитражных комиссий, соответственно против решений вышестоящих по отношению к ним органов, равно как и против решений арбитражных комиссий и общих собраний кооперативов, принятых по трудовым спорам служащих кооперативов;
б) рассматривает такие трудовые споры, которые в случаях, определенных в особой правовой норме, могут быть непосредственно переданы в трудовой суд;
в) рассматривает правовые споры, связанные с членством в кооперативе, а также дела, связанные с оспариванием решений по социальному страхованию.
2. Трудовой суд решает дела по предмету протеста прокурора (абзац 2, § 5), принесенного на вступившее в законную силу досудебное решение другого органа (трудовая, кооперативная арбитражная комиссия, орган социального страхования и т. д.), а также о возбуждении нового процесса.
3. Обжалование решений трудового суда по существу имеет место только по делам, определенным в процессуальном законе.
§ 24. 1. В трудовом суде действуют председатель, профессиональные судьи и народные заседатели.
2. Трудовой суд рассматривает дела в составе одного профессионального судьи и двух народных заседателей.
§ 25. Трудовым судом руководит председатель.
Военный суд
§ 26. Военный суд действует в более крупных гарнизонах и в войсковых соединениях.
§ 27. 1. По уголовным делам, отнесенным к компетенции военных судов, в качестве суда первой инстанции общей компетенции действует военный суд.
2. Компетенция военных судов распространяется:
а) на преступления, совершенные членами Вооруженных Сил, определенными в особой правовой норме вооруженных формирований и органов инспекции;
б) на определенные в особом законе преступления, совершенные другими лицами и непосредственно нарушающие интересы обороны или угрожающие им.
3. Военные суды участвуют в укреплении дисциплины Вооруженных Сил и вооруженных формирований.
§ 28. 1. В военном суде действуют председатель (заместитель председателя), профессиональные судьи и народные заседатели.
2. Военным судом руководит председатель.
Верховный Суд
§ 29. Высшим судебным органом Венгерской Народной Республики является Верховный Суд.
§ 30. 1. Верховный Суд:
а) рассматривает по первой инстанции дела, которые процессуальные законы относят к его компетенции либо по которым обвинение предъявлено Генеральным прокурором в Верховном Суде, либо по которым решение по первой инстанции Председатель Верховного Суда отнес к компетенции Верховного Суда;
б) по второй инстанции рассматривает обжалованные решения, вынесенные Верховным Судом, областными судами и военными судами по первой инстанции; рассматривает дела, по которым рассмотрение обжалованных решений Председатель Верховного Суда отнес к компетенции Верховного Суда;
в) рассматривает в порядке надзора за законностью протесты, принесенные на вступившие в законную силу решения судов.
2. Верховный Суд осуществляет принципиальное направление судебной практики (глава III).
§ 31. В Верховном Суде действуют Председатель, заместители Председателя, руководители коллегий, заместители руководителей коллегий, председатели составов, профессиональные судьи и народные заседатели.
§ 32. 1. Верховный Суд выносит решения в уголовном, гражданском, хозяйственном, трудовом и военном советах. Совет, рассматривающий дело, состоит из трех профессиональных судей. Дела, определенные в процессуальном законе, могут по первой инстанции рассматриваться в ином составе суда или единолично судьей.
2. Протест в порядке надзора за законностью, принесенный на решение Верховного Суда, рассматривается Президиумом Верховного Суда.
3. Президиум состоит из семи членов. Его председателем является Председатель Верховного Суда.
§ 33. 1. Верховным Судом руководит Председатель.
2. Председатель Верховного Суда:
а) может истребовать любой документ по судебному делу на любой стадии процесса; может относить дела к компетенции Верховного Суда; может принести протест в порядке надзора за законностью на вступившее в законную силу решение любого суда;
б) может предложить Верховному Суду дать принципиальное направление по какому-либо вопросу толкования права.
§ 34. 1. Председатель Верховного Суда избирается Государственным Собранием на первом заседании на период до первого заседания Государственного Собрания следующего созыва.
2. Заместителей Председателя Верховного Суда избирает на неопределенный срок Президиум Народной Республики.
§ 35. 1. Высшим принципиальным направляющим органом Верховного Суда является пленарное заседание, которое созывает Председатель Верховного Суда не менее одного раза в год.
2. Председателем пленарного заседания является Председатель Верховного Суда, его членами – профессиональные судьи Верховного Суда.
3. В пленарном заседании с правом совещательного голоса принимают участие Министр юстиции и Генеральный прокурор. На пленарное заседание, занимающееся разрешением трудового дела, Председатель Верховного Суда приглашает также Министра труда и Генерального секретаря Всевенгерского совета профессиональных союзов, которые принимают участие в заседании с правом совещательного голоса.
§ 36. 1. Пленарное заседание:
а) обсуждает отчет о деятельности коллегий и дает принципиальное направление в интересах обеспечения единообразия судебной практики;
б) избирает членов и кандидатов в члены дисциплинарного совета, заслушивает отчет председателя дисциплинарного совета Верховного Суда о дисциплинарных производствах.
2. Пленарное заседание правомочно принимать решения, если присутствует не менее двух третей судей Верховного Суда; решения принимаются большинством голосов.
§ 37. 1. В Верховном Суде действуют коллегии по уголовным, гражданским, хозяйственным, трудовым делам и военная коллегия. Коллегия является коллективом судей, назначенных Председателем Верховного Суда по одной и той же отрасли дел.
2. Коллегией руководит заместитель Председателя Верховного Суда, соответственно руководитель коллегии.
3. В заседании коллегии с правом совещательного голоса принимает участие Министр юстиции и представитель Генерального прокурора. В случае обсуждения принципиальных вопросов, связанных с вынесением решения по трудовому делу, руководитель коллегии приглашает также представителей Министра труда и Генерального секретаря Всевенгерского совета профессиональных союзов, которые принимают участие в заседании с правом совещательного голоса.
4. Заседание коллегии правомочно принимать решения, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов; заключение принимается большинством голосов.
Нотариус
§ 38. 1. Задача нотариуса заключается в ведении наследственных и других неисковых производств, отнесенных к его компетенции особыми правовыми нормами, в составлении официальных документов, в заверении подписей и копий, в хранении официальных документов и ценных предметов.
2. Нотариусы действуют при районных судах.
§ 39. 1. Решение нотариуса имеет ту же силу, что и решение районного суда.
2. В случаях, определенных в правовых нормах, на основании составленного нотариусом документа имеет место принудительное исполнение.
§ 40. 1. Нотариусов назначает Министр юстиции. Нотариусом можно назначить только того, кто вообще отвечает требованиям, предъявляемым к кандидатам в судьи (§ 54).
2. Деятельность нотариусов контролируется председателем районного суда.
Исполнение судебных решений
§ 41. Об исполнении решений заботится суд.
§ 42. Исполнение обязывающего сторону решения по гражданским делам, трудовым спорам, исполнение судебного соглашения, а также решения, устанавливающего имущественное обязательство, вынесенного по уголовному делу, если правовая норма не предусматривает исключения, является задачей судебного исполнителя.
§ 43. 1. Судебный исполнитель действует при районном суде и областном суде.
2. Деятельность судебного исполнителя контролируется председателем суда.
3. Распоряжение судебного исполнителя, сделанное в пределах его компетенции, обязательно для государственных, хозяйственных и общественных организаций, а также для граждан.
§ 43-а. 1. В ходе исполнения наказаний и мер задачи, возложенные на суд, выполняются назначенными Министром юстиции уголовно-исполнительным судьей и профессиональными защитниками.
2. Уголовно-исполнительный судья и профессиональные защитники действуют в областных судах.
§ 44. 1. Лишение свободы и смертный приговор исполняются в уголовно-исполнительных учреждениях.
2. Надзор в отношении деятельности уголовно-исполнительных учреждений осуществляет Министр юстиции.
ГЛАВА III. НАПРАВЛЕНИЕ РАБОТЫ СУДОВ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ
Правомочия и задачи Верховного Суда
§ 45. В целях обеспечения законности и единообразного применения права Верховный Суд осуществляет принципиальное направление судебной практики.
§ 46. 1. В рамках принципиального направления Верховный Суд:
а) издает директивы и выносит принципиальные решения;
б) путем опубликования заключений и судебных решений ориентирует суды.
2. В целях принципиального направления Верховный Суд:
а) использует опыт, приобретенный в ходе судебной практики, равно как и рассмотрения заявлений и жалоб, и способом, согласованным с Министром юстиции, непосредственно получает информацию о практике принятия решений;
б) принимает участие через своего представителя в заседаниях коллегий областных судов;
в) принимает во внимание данные, вскрытые на основе анализа Министром юстиции и Генеральным прокурором;
г) использует инициативы, информацию и данные государственных и общественных органов, а также результаты научных исследований.
§ 47. Пленарное заседание Верховного Суда издает директиву, соответственно выносит принципиальное решение, если принципиальное направление по вопросу толкования права необходимо в интересах обеспечения единообразной судебной практики.
§ 48. Директива и принципиальное решение обязательны для судей. Директиву и принципиальное решение следует опубликовывать в официальном печатном органе.
§ 49. По вопросам, не требующим издания директивы или вынесения принципиального решения, коллегия Верховного Суда формулирует заключение коллегии с целью содействия единообразному применению права.
Правомочия и задачи Министра юстиции
§ 50. 1. Министр юстиции осуществляет надзор в отношении общей деятельности судов. Осуществление надзора не может нарушать реализацию принципа независимости судей. Этим положением следует руководствоваться также в отношении руководящей и надзорной деятельности председателей судов.
2. Министр юстиции регулярно информирует Министра труда и Генерального секретаря Всевенгерского совета профессиональных союзов об опыте судебной практики трудовых судов.
3. Относящиеся к организации и процессу суда правила, а также другие правовые нормы, содержащиеся в уголовном, гражданском, семейном праве, регулирующие отправление правосудия, подготавливает Министр юстиции; соответственно он издает правовые нормы, относящиеся к его компетенции.
§ 51. В рамках правомочий, определенных в настоящем Законе, Министр юстиции:
а) обеспечивает необходимые для деятельности судов штатные и материальные условия;
б) оценивает общественное влияние деятельности судов по осуществлению правосудия, анализирует общественные причины правонарушений и принимает меры по их устранению или выступает с инициативой этого;
в) в интересах содействия единообразной судебной практике на основе вступивших в законную силу решений получает информацию о практике судов, по принципиальным вопросам обращается к Верховному Суду с инициативой дачи принципиального указания, предлагает принесение протеста в порядке надзора за законностью на вступившие в законную силу решения, информирует о своих установках судей;
г) направляет и контролирует деятельность председателей судов;
д) выполняет задачи, которые относит к его компетенции особая правовая норма.
ГЛАВА IV. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУДЬИ
Основные права и обязанности судьи
§ 52. 1. Основная обязанность судьи заключается в том, чтобы быть верным Венгерской Народной Республике, ее народу и Конституции; соблюдать правовые нормы, беспристрастно, добросовестно исполнять свою работу. Судья обязан всегда вести себя соответственно своей должности.
2. В ходе своей деятельности по осуществлению правосудия судья независим; в интересах обеспечения этого лишить его должности или привлечь к уголовной ответственности можно только способом, определенным в настоящем Законе.
Выборы судей
§ 53. 1. Судей избирает Президиум Народной Республики на неопределенный срок. Судей Верховного Суда и военных судей на их должности следует избирать.
2. Кандидатуры судей выдвигает Министр юстиции. Об избрании судьи Верховного Суда Министр юстиции вносит предложение совместно с Председателем Верховного Суда, а об избрании военного судьи – совместно с Министром обороны.
§ 54. Профессиональным судьей может быть избран венгерский гражданин, который не имеет судимости, обладает безупречной репутацией, имеет избирательное право, достиг 24-летнего возраста, имеет высшее юридическое образование и сдал специальный экзамен, определенный в особой правовой норме. Предпосылкой для избрания военного судьи является также то, что подлежащее избранию лицо должно быть кадровым офицером Народной армии.
§ 55. Избранный судья приносит присягу.
Назначение судей
§ 56. 1. Избранного судью Министр юстиции назначает на должность районного судьи, судьи по трудовым делам, судьи областного суда, соответственно председателя состава областного суда.
2. Судью Верховного Суда на должность председателя состава назначает Председатель Верховного Суда.
3. Судей в военные суды назначает Министр юстиции по согласованию с Министром обороны.
4. Министр юстиции может назначить судью с его согласия в Министерство юстиции. Для назначения судьи Верховного Суда необходимо также согласие Председателя Верховного Суда. Назначенный в Министерство юстиции судья судебных решений выносить не может.
5. Министр юстиции может присвоить районному судье звание судьи областного суда, соответственно судье областного суда – звание председателя состава областного суда.
§ 57. Член семьи председателя суда, соответственно его заместителя, не может действовать в качестве судьи в суде, находящемся под его руководством или надзором.
§ 58. 1. Назначение судьи производится на неопределенный срок.
2. Судью в интересах отправления правосудия можно на шесть месяцев в календарном году временно назначить на судейскую должность в другом месте службы.
Назначение руководителей судов
§ 59. 1. Министр юстиции из числа избранных судей назначает на должность и освобождает от должности председателей судов и их заместителей, равно как и судей – руководителей групп. Министр юстиции назначает на должность и освобождает от должности председателей и заместителей председателей военных судов совместно с Министром обороны.
2. Руководителей коллегий Верховного Суда (их заместителей) назначает на должность и освобождает от должности Председатель Верховного Суда.
Трудовые отношения судьи
§ 60. 1. Трудовые отношения судьи возникают с его избранием; началом трудовых отношений является день, когда судья приносит присягу. Служебные отношения военного судьи возникают с зачислением в кадровый состав.
2. Трудовые отношения прекращаются отзывом судьи, освобождением его от должности, вступившим в законную силу приговором суда, которым запрещается заниматься общественными делами, равно как и смертью судьи.
3. Правовое последствие отзыва то же, что и дисциплинарного увольнения, урегулированного в Кодексе труда.
§ 61. Если настоящий Закон не постановляет иное, права работодателя осуществляет в отношении судей Министр юстиции, в отношении судьи Верховного Суда – Председатель Верховного Суда.
§ 62. 1. Судья не может осуществлять такую деятельность, которая не согласуется с должностью судьи.
2. Судья не может осуществлять другую трудовую деятельность, за исключением научной, педагогической, художественной и литературной.
Дисциплинарная ответственность судьи
§ 63. 1. Дисциплинарный проступок совершает тот судья, который допускает виновное нарушение своих обязанностей (абз. 1, § 52).
2. Дисциплинарное производство могут возбуждать Министр юстиции и Председатель Верховного Суда, равно как и председатели судов в отношении судей судов, находящихся под их руководством, соответственно надзором.
§ 64. 1. Дисциплинарные дела судей рассматриваются дисциплинарными советами, избранными из судей областных судов, военных судов, соответственно Верховного Суда.
2. Дисциплинарные дела председателей судов, связанные с их административной деятельностью, может рассматривать также Министр юстиции.
3. Дисциплинарные правомочия в отношении судей, назначенных в Министерство юстиции, осуществляет Министр юстиции.
4. Дисциплинарные дела судей военных судов, не связанные с судебной деятельностью, рассматриваются военными органами.
§ 65. 1. Судья, против которого возбуждено дисциплинарное производство вследствие совершения тяжкого дисциплинарного проступка, может быть отстранен от исполнения судебной должности на срок не дольше, чем до окончания дисциплинарного производства. Решение об отстранении принимает дисциплинарный совет.
2. Отстранение должно быть прекращено, если основания для него уже не существует.
§ 66. 1. Дисциплинарные взыскания следующие:
а) выговор;
б) строгий выговор;
в) освобождение от руководящей должности;
г) назначение на более низкую судейскую должность, равно как и инициатива отзыва с судейской должности.
2. Если Президиум Народной Республики не поддерживает инициативу дисциплинарного совета, следует назначить другое дисциплинарное взыскание.
§ 67. 1. Обжаловать дисциплинарное решение первой инстанции может лицо, имеющее право выступать с инициативой дисциплинарного производства, привлеченный к производству судья и участвовавший в производстве прокурор.
2. На вступившее в законную силу дисциплинарное решение Министр юстиции, Председатель Верховного Суда и Генеральный прокурор могут принести протест в порядке надзора за законностью в отношении как суровости, так и мягкости взыскания, наложенного на лицо, привлеченное к производству.
Отзыв судьи и освобождение его от должности
§ 68. 1. Предложение об отзыве судьи или освобождении его от должности вносится в Президиум Народной Республики органом, управомоченным на выдвижение кандидатуры судьи. Инициативу дисциплинарного совета в отношении отзыва вносит в Президиум Народной Республики орган, управомоченный на выдвижение кандидатуры.
2. Служебное отношение состоящего в Венгерской народной армии военного судьи может быть прекращено только в том случае, если упраздняется судейская должность.
§ 69. 1. Судью следует отозвать с должности, если он противоправно прекратил трудовые отношения.
2. Судью можно отозвать с должности, если дисциплинарный совет выступил с инициативой отзыва вследствие совершения судьей дисциплинарного проступка.
§ 70. Судью следует освободить от должности, если судья:
а) отказывается от должности и ходатайствует об освобождении;
б) непригоден длительное время для постоянного исполнения должности.
§ 71. Судью можно освободить от должности, если:
а) судья ходатайствует о переводе в другой государственный или общественный орган;
б) судья приобретает право на пенсию по старости или инвалидности.
Народный заседатель
§ 72. 1. Народным заседателем может быть избран венгерский гражданин, который не имеет судимости, обладает безупречной репутацией, имеет избирательное право и достиг 24-летнего возраста.
2. Народным заседателем военного суда можно избрать также лицо, которое не достигло 24-летнего возраста.
§ 73. 1. Кандидатуры народных заседателей, за исключением случаев, предусмотренных в абзацах 2-4, выдвигаются трудящимися действующих на территории суда предприятий, кооперативов, общественных органов и государственных учреждений.
2. Кандидатуры народных заседателей трудового суда, равно как и педагогов – заседателей судов, рассматривающих уголовные дела несовершеннолетних, выдвигаются компетентными по местонахождению суда областными (столичным) советами профессиональных союзов.
3. Кандидатуры народных заседателей военным судом выдвигаются компетентными командирами Вооруженных Сил и вооруженных формирований.
4. Кандидатуры народных заседателей Верховного Суда выдвигаются Всевенгерским советом Отечественного народного фронта.
§ 74. 1. Народных заседателей районного суда избирают компетентные местные Советы по местонахождению органа, в который выдвигаются заседатели, народных заседателей же областного и трудового суда областные и столичный Советы избирают на пять лет из граждан, проживающих или работающих на их территории. Народных заседателей Верховного Суда избирает на пять лет Президиум Народной Республики.
2. Народных заседателей военного суда избирают на офицерских собраниях, на собраниях старшин, соответственно на групповом собрании, в соответствии с их званием. Мандат народных заседателей кадрового и сверхсрочного состава действует 5 лет, мандат же народных заседателей рядового состава – в течение срока их службы.
§ 75. 1. Дату выборов народных заседателей следует назначать в пределах срока, установленного Президиумом Народной Республики.
2. Мандат ранее избранных народных заседателей истекает на тридцатый день со дня избрания новых заседателей.
3. Министр юстиции устанавливает в отношении народных заседателей Верховного Суда по согласованию с Председателем Верховного Суда, в какой суд сколько народных заседателей выбирает избирающий орган.
§ 76.1. Народных заседателей призывает и распределяет по составам суда председатель суда.
2. На период исполнения должности народного заседателя ему причитается заработная плата (оплата труда) или гонорар.
3. Избранные народные заседатели приносят судейскую присягу.
4. Председатель суда не менее одного раза в год ила тогда, когда это вызвано необходимостью обсуждения актуальных задач, проводит совещание для народных заседателей, избранных в суд (совещание заседателей). На совещание заседателей следует приглашать также представителей местной организации Отечественного народного фронта и областного совета профессиональных союзов (межпрофессиональной комиссии).
§ 77. 1. Мандат народного заседателя до его истечения прекращается отзывом, освобождением от должности, вступившим в законную силу приговором, которым запрещается заниматься общественными делами, равно как и смертью заседателя.
2. Народного заседателя по предложению Министра юстиции отзывает избравший его орган. Отзыв народных заседателей Верховного Суда Министр юстиции предлагает по согласованию с Председателем Верховного Суда.
3. Мандат народного заседателя военного суда истекает, если по какой-либо причине прекращаются его служебные отношения.
Судебный стажер и судебный секретарь
§ 78. 1. В целях приобретения необходимых для обеспечения судейской должности знаний в судах могут действовать стажеры.
2. Успешно сдавший специальный судейский экзамен стажер может действовать в качестве судебного секретаря.
§ 79. 1. Судебного стажера и судебного секретаря назначает Министр юстиции.
2. Судебным стажером может быть назначен совершеннолетний венгерский гражданин, который не имеет судимости, обладает безупречной репутацией и имеет высшее юридическое образование.
§ 80. 1. Судебный секретарь в гражданском неисковом производстве, входящем в компетенцию суда или нотариуса, а также по другим делам, входящим в компетенцию нотариуса, может осуществлять процессуальные действия и выносить решения, а по уголовным делам может осуществлять процессуальные действия, не затрагивающие существа дела.
2. Задачи судебного стажера и судебного секретаря определяет закон, а также Министр юстиции в рамках процессуальных законов.
ГЛАВА V. РАЗНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
§ 81. По вопросам, не регулируемым настоящим Законом, к трудовым отношениям судей и других судебных работников следует соответственно применять положения Кодекса труда, в отношении служебных отношений военных судей – правовые нормы о служебных отношениях кадрового состава Вооруженных Сил и вооруженных формирований.
§ 82. 1. Подробные правила дисциплинарного производства в отношении судей устанавливаются решением Президиума Народной Республики.
2. Председателю Верховного Суда передаются полномочия для того, чтобы устанавливать подробные правила в отношении организации Верховного Суда.
3. В случаях, заслуживающих особого внимания, Президиум Народной Республики может предоставить освобождение от квалификационных условий, определенных в § 54, а Министр юстиции – от запрещения совместной работы, предусмотренного § 57.
§ 83. 1. Настоящий Закон вступает в силу 1 января 1973 года.
2. С вступлением Закона в силу теряют свою силу Закон II 1954 года о судебной организации Венгерской Народной Республики, равно как и Постановление, имеющее силу закона, № 32 1951 года о согласовании территориальных единиц, в которых обеспечивается законность и осуществляется государственная администрация, Постановление, имеющее силу закона, № 57 1957 года о временном назначении судей в Верховный Суд, Постановление, имеющее силу закона, № 43 1959 года о судебном секретаре, Постановление, имеющее силу закона, № 8 1971 года о выборах народных заседателей судов.
3. Об общественных судах и арбитражных комиссиях постановляют особые правовые нормы.
Magyar Közlöny
1972. éѵі 52. sz.; 1975. éѵі 23. sz.;
1979. éѵі 53. sz.