Сообщение Компартии Китая
КОММЮНИКЕ О ПЕРЕГОВОРАХ МЕЖДУ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИЕЙ КИТАЯ И ГОМИНДАНОМ. 10 ОКТЯБРЯ 1945 ГОДА
В ходе переговоров между КПК и гоминданом, начавшихся 28 августа 1945 г., КПК выдвинула на обсуждение важнейшие вопросы внутриполитической обстановки в Китае, разрешение которых способствовало бы избежанию гражданской войны и созданию условий для мирной демократизации страны. Гоминдан под давлением общественного мнения вынужден был принять ряд требований КПК (о созыве Политического консультативного совета, о необходимости предоставления демократических прав народу, о запрещении гоминдановской тайной полиции производить аресты и т. д.). Вместе с тем гоминдан в ходе переговоров отказался признать законность избранных народом демократических органов власти в освобожденных районах и по существу уклонился от обсуждения предложений КПК о реорганизации вооруженных сил страны на демократической основе и об участии народных вооруженных сил в приеме капитуляции японских войск. Это свидетельствовало о нежелании гоминдановской реакции достичь соглашения с КПК. Указанные переговоры, как показали последующие события, велись гоминданом главным образом с целью прикрыть подготовку военного наступления реакции на освобожденные районы.
…Настоящим объявляется о содержании этих переговоров.
1. По вопросу об основном курсе мирного строительства государства. Обе стороны единодушно признали, что в результате победы Китая в войне с Японией начался новый этап мирного строительства государства. Необходимы совместные усилия, чтобы на основе мирного демократического сплочения, под руководством председателя Чан Кай-ши, при длительном сотрудничестве и решительном избежании гражданской войны построить независимый, свободный и мирный новый Китай и осуществить 3 народных принципа Сунь Ят-сена. Обе стороны признали, что политическая демократизация под руководством председателя Чан Кай-ши, огосударствление вооруженных сил и равноправный легальный статут для дружественных партий являются необходимым путем для мирного строительства государства.
2. По вопросу о демократизации политического строя. Обе стороны единодушно признали, что необходимо быстрее покончить с «политической опекой» и осуществить конституционное правление. При этом необходимо прежде всего осуществить такое обязательное мероприятие, как созыв национальным правительством Политического консультативного совета из представителей от всех партий и беспартийных общественных деятелей для обсуждения указанного вопроса обсуждения проекта программы мирного строительства государства и вопросов, связанных с созывом национального собрания. Ныне обе стороны ведут переговоры с другими заинтересованными сторонами о составе и организации Политического консультативного совета, его полномочиях и т. д. Обе стороны согласились с тем, что как только упомянутые переговоры будут закончены, должен быть в кратчайший срок созван Политический консультативный совет.
3. По вопросу о национальном собрании. Представители коммунистической партии выдвинули предложения об избрании заново депутатов национального собрания, отсрочке созыва его, пересмотре закона о национальном собрании, избирательного закона и проекта конституции, опубликованного 5 мая 1936 г. Представители правительства заявили в ответ, что полномочия избранных в 1937 г. депутатов национального собрания должны оставаться действительными что вопрос о депутатах может быть должным образом разрешен путем пополнения состава уже избранных депутатов что проект конституции, опубликованный 5 мая 1936 г. тогда же вызвал замечания со стороны различных кругов о необходимости изучения его с целью внесения изменений и что именно поэтому обе Договаривающиеся Стороны согласились созвать Политический консультативный совет. Представители компартии после этого заявили, что КПК не желает продолжать дискуссию по этому вопросу и срывать единство из-за него. Одновременно обе стороны согласились передать этот вопрос на разрешение Политическому консультативному совету.
4. По вопросу о народных свободах. Обе стороны единодушно признали, что правительство должно обеспечить гражданам все права, которыми пользуется население демократических государств в обычное время, а именно: свободы вероисповедания, слова, печати, собраний и организаций, а также отменить либо изменить те из ныне действующих законов, которые противоречат перечисленным свободам.
5. По вопросу о легальности партий. Представители коммунистической партии выдвинули предложение о том, что правительство должно признать равноправное и легальное положение гоминдана, коммунистической партии и всех других партий. Правительственная сторона заявила в ответ, что равноправие всех политических партий перед законом будет нормой конституционного правления и что признание правительством равноправного и легального положения партий может быть осуществлено уже ныне.
6. По вопросу об органах особой службы. Обе стороны согласились в том, что правительство должно строго запретить всем органам, кроме органов юстиции и полиции, производить аресты и допросы граждан.
7. По вопросу об освобождении политических заключенных. Коммунистическая сторона выдвинула предложение о том, что необходимо освободить всех политических заключенных, кроме национальных предателей. Правительственная сторона заявила, что правительство по своей инициативе подготавливает мероприятия по данному вопросу и что коммунистическая партия может представить список лиц, подлежащих освобождению.
8. По вопросу о местном самоуправлении. Обе стороны согласились, что повсюду должно деятельно осуществляться местное самоуправление, должны проводиться всеобщие выборы снизу доверху. Вместе с тем правительство выражает надежду, что это не отразится на созыве национального собрания.
9. По вопросу об огосударствлении вооруженных сил. Представители коммунистической партии выдвинули предложение о том, что правительство должно провести реорганизацию и огосударствление вооруженных сил страны на основе принципов справедливости и разумности, разработать полный план размещения этих сил, пересмотреть военные районы утвердить систему комплектования армии и наметить план объединения военного командования. Коммунистическая партия готова сократить руководимые ею анти-японские вооруженные силы до 24-20 дивизий. Она заявила, что может быстро демобилизовать руководимые ею анти-японские войска в Гуандуне, Хубэе и Хэнани (за исключением тех которые находятся в северной части Хэнани) и отвести их из указанных районов в освобожденные районы, расположенные к северу от Лунхайскои железной дороги, я также в северной части провинции Цзянсу и Аньхои. Правительственная сторона заявила, что план реорганизации всех вооруженных сил уже разрабатывается и что если вопросы выдвинутые в ходе переговоров, будут полностью разрешены то компартия сможет выдвинуть проект о сокращении ее вооруженных сил до 20 дивизий. Коммунистическая партия выдвинула далее предложения о том чтобы ее представители и представители местных военных формирований участвовали в работе Военного Совета и всех его отделов чтобы правительство обеспечивало личный состав войск, использовало военнослужащих на всех командных должностях, чтобы оно после упорядочения командного состава создало районные группы переподготовки офицеров, установило справедливую и рациональную систему комплектования командного состава и разработало план политической подготовки его. Правительственная сторона заявила, что мероприятия по всем выдвинутым пунктам и проблемам желательно обсудить более подробно.
Представители коммунистической партии выдвинули предложение о том, чтобы народное ополчение во всех освобожденных районах было преобразовано в местные войска самообороны. Правительственная сторона заявила, что, когда в этом возникнет необходимость, можно будет, сообразуясь с положением на местах, поднять вопрос о таком преобразовании. Для разработки конкретных мероприятий по всем указанным выше вопросам обе стороны решили создать группу в составе 3-х человек: по одному представителю от военного командования, военно-политического управления и 18-й армейской группы; эта группа уже функционирует.
10. По вопросу о местных правительствах освобожденных районов. Представители КПК предложили, чтобы правительство признало законность избранных населением местных правительств освобожденных районов. Правительственная сторона заявила в ответ, что самое название «освобожденные районы» потеряло смысл после безусловной капитуляции Японии и что необходима унификация административной системы. Тогда представители КПК выдвинули проект о преобразовании ныне существующих 18 освобожденных районов в провинциальные и административные районы с тем, чтобы избранные населением местные правительства были узаконены Центральным правительством и тем самым была обеспечена унификация административной системы. Правительственная сторона сообщила в ответ, что в соответствии с заявлением, сделанным Чан Кай-ши Мао Цзэ-дуну, после унификации военной и административной систем правительство может рассмотреть вопрос об административных работниках, выдвинутых компартией, и что оно может использовать на местах административных работников освобожденных районов с учетом их квалификации и способностей и независимо от их партийной принадлежности. Тогда представители КПК предложили второй проект разрешения данного вопроса, сводившийся к тому, чтобы лица, выдвинутые коммунистической партией, были назначены председателями и членами правительств в пограничном районе Шаньси – Гань-су – Нинся, в провинциях Жэхэ, Хэбэй, Шаньдун, Чахар и Шаньси; заместителями председателей и членами правительств – в провинциях Суйюань, Хэнань, Цзянсу, Аньхой, Хубэй и Гуандун (поскольку во всех перечисленных 11 провинциях имеются обширные, а также отдельные освобожденные районы); заместителями председателей городских управлений – в городах Бэйпине, Тяньцзине, Циндао и Шанхае. Что же касается северо-восточных провинций, то лица, выдвинутые компартией, должны быть допущены к участию в административных делах этих провинций. Этот вопрос обсуждался многократно. Затем представители КПК пересмотрели свое предложение о назначении лиц, выдвинутых компартией, на посты председателей и членов провинциальных правительств и ограничили его пограничным районом Шэньси – Гансу – Нинся и провинциями Жэхэ, Чахар, Хэбэй и Шаньдун; на посты заместителей председателей провинциальных правительств – провинциями Шаньси и Суйюань; на посты заместителей председателей городских управлений – городами Бэйпин, Тяньцзинь и Циндао. Правительственная сторона в ответ на это заявила, что, хотя коммунистическая партия имеет выдающиеся заслуги в антияпонской войне, способных единомышленников в политической области и может просить правительство утвердить предложенные ею назначения, однако если принять проект компартии, то это неблагоприятно отразится на унификации военной и административной системы. Тогда представители КПК заявили, что можно снять 2-й проект и заменили его 3-м проектом разрешения вопроса: избранные населением освобожденных районов правительства различных ступеней вновь произведут всеобщие народные выборы под наблюдением членов Политического консультативного совета, к участию в выдвижении кандидатов будут приглашены все партии и общественные деятели от различных прослоек. В выборах уездных властей будет участвовать более половины волостей в каждом уезде, в выборах провинциальных и ОКРУЖНЫХ властей – более половины уездов каждой провинции или округа. Избранные таким путем уездные, окружные и провинциальные правительства должны быть узаконены центральным правительством в целях унификации административной системы. Правительственная сторона заявила, что подобный метод узаконения окружных и провинциальных властей не способствует унификации административной системы, что можно еще подумать о выборах только уездных властей, а с выборами провинциальных властей следует обождать до провозглашения конституции и определения статута провинций. Ныне же положение таково, что назначенные центром провинциальные правительства должны направиться на места, взять там административные дела в свои руки и восстановить обычный порядок. Тогда представители КПК выдвинули 4-й проект решения вопроса: в освобожденных районах сохраняется без изменений существующее положение до времени утверждения конституции, после чего население должно будет избрать провинциальные правительства; таким образом, вопрос будет разрешен сохранением ныне существующего положения в качестве временной меры поддержания мира и порядка. Одновременно представители КПК заявили, что этот вопрос можно также передать на разрешение в Политический консультативный совет. Правительственная сторона, считая, что необходимо, прежде всего, осуществить унификацию административной системы и что отсутствие такой унификации является препятствием для мирного строительства, желает по-прежнему по возможности договориться о мероприятиях по разрешению данного вопроса. Представители КПК согласились продолжать переговоры по этому вопросу.
11. По вопросу о национальных предателях. Представители КПК выдвинули предложения о строгом наказании национальных предателей и роспуске марионеточной армии. Правительственная сторона заявила, что в принципе это само по себе не составляет проблемы, что предателей, однако, следует наказывать только в соответствии с законами и что следует продумать меры по роспуску марионеточных войск, сообразуясь при этом с обстановкой, во избежание отрицательного влияния этого роспуска на общественный порядок на местах.
12. По вопросу о приеме капитуляции японских войск. Представители КПК выдвинули предложение о новом определении районов, где военные силы, руководимые КПК, должны принимать капитуляцию японских войск, и о допущении этих сил к участию в работе, связанной с капитуляцией Японии. Правительственная сторона заявила в ответ, что вопрос об участии в указанной работе можно будет обсудить после получения приказа от Центрального правительства.