Военная доктрина Румынии

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА РУМЫНИИ

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОБСТАНОВКА БЕЗОПАСНОСТИ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЕННЫЕ ЗАДАЧИ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
КОМАНДОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СИСТЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ
ВОЕННЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ PROJECT FORCE 2005
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ И РУКОВОДСТВА ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ
ТРАНСПОРТ
РЕСУРСЫ ВООРУЖЕННОЙ ЗАЩИТЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ
Военная доктрина Румынии является документом, впервые разработанным в румынской военной практике. В этом документе министерство национальной Обороны страны указывается стратегические цели достижения фундаментальных задач, озвученных президентом в Стратегии Национальной Безопасности и положениях Белой Книги по Обороне, изданной правительством страны. Вооруженные Силы страны были и будут фундаментальным институтом обеспечения национальной безопасности. Эта задача становится все сложнее и сложнее, поскольку необходимо поддерживать адекватный военный потенциал и проводить реструктуризацию процессов, которые больше всего требуют реструктуризации.
Систему национальной безопасности Румынии не следует воспринимать обособленно от систем безопасности остальных стран Европы. Румыния продолжает обеспечивать региональную стабильность в сфере безопасности, которая характеризуется множеством предвиденных и непредвиденных рисков, а также рисков, которые могут стать полной неожиданностью. Вооруженные силы страны способны защитить и гарантировать национальную безопасность Румынии в приемлемых рамках риска. В целях внедрения вышеописанной стратегии румынскую армию необходимо модернизировать: реструктуризировать кадровый состав и оснастить современным военным оборудованием.
Целью подобной модернизации является создание более компактной, эффективной, действенной, гибкой и совместимой со стандартами НАТО доктрины Project Force 2005. Подобная оснащенная по последнему слову техники сила будет способна наилучшим образом защищать интересы румынского государства.
Вооруженные силы страны установят международное партнерство и сотрудничество с целью обмена опытом в этой сфере. Нашей целью является укрепление региональной уверенности, целью которой является наша интеграция. Мы готовы принимать активное участие в этом процессе, осознавая преимущества коллективной системы обороны и безопасности. Доктрина национальной безопасности признает, что в рамках своих возможностей Вооруженные Силы Румынии были и будут способны отражать и в случае необходимости защищать страну от возможной военной агрессии. Вооруженные Силы Румынии готовы способствовать национальным интересам в соответствии с политическими решениями, принятыми верховным командованием одновременно не становясь источником тревоги вооруженных сил других государств.
ВВЕДЕНИЕ
Военная доктрина Румынии является основным документом вооруженных сил страны, в котором описаны фундаментальные задачи и средства проведения военной политики румынского государства посредством военных средств и действий. В документе указаны место и роль румынских вооруженных сил в рамках усилий для достижения задач, описанных в Стратегии Национальной Безопасности и белой книге Правительства по вопросам национальной безопасности и обороны. Военная стратегия является основным документом руководством к действию румынских вооруженных сил в первые десятилетия следующего века.
Основная задача вооруженных сил страны – гарантия соблюдения прав человека для всех граждан Румынии в суверенном, независимом, унитарном и неделимом государстве, активно участвующем в процессе европейской и евроатлантической интеграции политическим режимом, основанном на конституционной демократии с единовременным сохранением жесткого политико-гражданского контроля над вооруженными силами.
Для выполнения поставленной задачи вооруженные силы страны выполняют и будут выполнять только волю народа Румынии. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, Вооруженные Силы Румынии должны быть готовы предотвратить, не допустить и отразить в случае необходимости атаки любого агрессора, угрожающего и подрывающего безопасность румынского государства одновременно предоставляя возможности участия в предотвращении конфликта, управлении кризисом и коллективной защитой на региональном уровне. Основа разработки военной доктрины Румынии следующая: у государства нет подтвержденных врагов; государство устанавливает мирные взаимоотношения с соседями и возможность возникновения краткосрочной или среднесрочной основной угрозы военной безопасности страны является минимальной. Стратегия является четко активно оборонительной. Суть стратегии состоит из четырех стратегических концепций:
Под первой концепцией – НАДЕЖНОЙ ОБОРОНИТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ – подразумевается постоянная возможность эффективного и четкого реагирования на существующие и предусмотренные риски сферы безопасности. Концепция основана на реальной оценке рисков, которая приводит к выводу о том, что государство должно постоянно поддерживать качественно эффективный состав вооруженных сил, подготовленных в соответствии с современными военными стандартами.
Вторая концепция – РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ – состоит в первую очередь в создании адекватных уменьшенных более компактных и гибких структур, способных к быстрому развертыванию, полностью укомплектованных для ведения боевых действий. Во-вторых, речь идет о качественном улучшении военного оборудования, подразумевая под собой обновление существующего и покупку нового оборудования. Эта концепция подразумевает укомплектование армии новым оборудованием и выполнение задач проекта Project Force 2005. Первый этап проекта (2003-2005) подразумевает перегруппировку вооруженных сил страны и утверждение новой структуры, подготовку руководства, создание профессиональной армии, модернизацию и стандартизацию военной подготовки. На этом этапе проекта будут внедрены только программы с утвержденным финансированием, программы без утвержденного финансирования будут перенесены. На втором этапе проекта (2004-2007) будет сделан акцент на модернизацию и приобретение военного, сопутствующего и защитного оборудования соответствующего требованиям ведения боевых действий в 21 веке.
Третья концепция – РАСШИРЕННОГО И БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ПАРТНЕРСТВА – основана на особом двустороннем и многостороннем партнерстве и установлением новых партнерских отношений, направленных на укрепление национальной безопасности. Четвертая концепция – ПОСТЕПЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ – состоит в ускорении процесса присоединения к европейским и евроатлантическим военным структурам. Концепция основана на постепенной взаимной интеграции вооруженных сил страны с военными структурами стран-участниц, давая, таким образом, стране возможность занять желаемое и заслуженное положение на международной арене. Обстановка коллективной безопасности является наилучшим средством защиты интересов Румынии в 21 веке.
ОБСТАНОВКА БЕЗОПАСНОСТИ
Угроза возникновения крупных военных конфликтов на территории Европы значительно уменьшилась. После падения коммунистических режимов Румыния переживает переходный период, являющийся одновременно периодом возможностей и проблем. Одновременно с процессами интеграции и сотрудничества происходят процессы, угрожающие безопасности: разрывы старых связей, отстранение и изоляция международных игроков. Неполный диалог, возникновение конфликтов, которые могут перерасти в международные и повлечь за собой использование военной силы и угрозу безопасности государств, что может привести к серьезным последствиям на региональном и международном уровнях. В целях укрепления стабильности и уменьшения возможности возникновения вооруженного конфликта государства, участвующие в строительстве Европейской Безопасности, обязаны улучшать сотрудничество друг с другом. Обстановка безопасности является краткосрочной возможностью подготовки к интеграции в Североатлантический Альянс.
Румыния ясно доказала свою готовность идти к этой цели. Практическое внедрение своей готовности к интеграции постоянно было и продолжает являться одной из стратегических задач нашего государства. Румынии необходимо повторно оценить эту возможность. Страна не рассматривает какое-либо из государств в качестве своего потенциального врага. На данный момент основной проблемой является нестабильность в регионе, которая может привести к увеличению среднесрочных и долгосрочных рисков. Настроение открытости, партнерства и сотрудничества в Европе способствует укреплению тенденции к стабильности.
Вооруженные силы Румынии принимают активное участие в расширении сотрудничества с военными других стран для поддержания увеличившейся уверенности и стабильности. Текущая обстановка безопасности предоставляет вооруженным силам страны возможности для перегруппировки в приемлемых рамках риска. В условиях неоднородной, сложной, динамичной и нестабильной обстановки безопасности, существующее финансово-экономическое положение Румынии и остальных стран региона являются потенциальными источниками нестабильности. Подобная ситуация может отсрочить положительные тенденции в развитии региона, одновременно усилив негативные тенденции. Именно поэтому Вооруженные Силы Румынии должны быть готовы четко решать проблемы 21 века, в особенности проблемы находящиеся в сферах стратегических интересов Румынии.
Эта сфера меняется в зависимости от изменения обстановки безопасности и национальных интересов, определяется существованием действующих или потенциальных источников возникновения крупных конфликтов, для разрешения которых понадобится вмешательство Вооруженных Сил страны, и наличием возможностей, используемых для внедрения национальных военных задач.
Румыния находится на перекрестке четырех стратегических изменений в следующих сферах:
– Центральная Европа будущий полюс регионального благосостояния;
– Юго-Восточная Европа – источник нестабильности;
-Содружество независимых государств – на данный момент переживают кризис идентификации и кризис Черного Моря – стратегически важной зоны южного фланга НАТО и транзитного пути энергетических ресурсов из Центральной Азии.
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЕННЫЕ ЗАДАЧИ
Для достижения фундаментальных задач в военной стратегии Румынии определены национальные военные задачи:
– предотвращение конфликтов и кризис менеджмент, который может оказать непосредственное влияние на военную безопасность Румынии;
– поддержка государственных властей при возникновении чрезвычайных ситуаций и проведении гуманитарных акций;
-предотвращение, недопущение и отражение всех возможных военных агрессий против Румынии;
-увеличение вклада страны в стабильность в регионе посредством участия в предотвращении конфликтов, кризис менеджменте, коллективной защите и гуманитарных акциях;
– постепенная интеграция в военные структуры НАТО.
Для содействия и защиты интересов Румынии и достижения целей национальной безопасности посредством адекватного использования военных ресурсов государству необходимо самостоятельно или в сотрудничестве с партнерами и будущими союзниками отражать, не допускать и отражать любую возможную агрессию. В тоже время необходимо ускорить процесс вступления в НАТО для получения пользы и участия в коллективной системе безопасности.
В целях повышения своей надежности вооруженным силам Румынии необходимо наладить взаимодействие с вооруженными силами НАТО и перегруппировать состав собственных вооруженных сил в меньшие, мобильные и более эффективные военные структуры. Продолжая текущие стратегические, многосторонние, двусторонние партнерские отношения и создавая новые, государство создаст благоприятные условия для укрепления безопасности региона и облегчения процесса модернизации вооруженных сил. Таким образом, Вооруженные Силы Румынии станут источником региональной стабильности и будут способствовать миру и безопасности в Европе.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
– концепция постепенной и гибкой реакции
– концепция реструктуризации и модернизации
– концепция улучшенного и более эффективного партнерства
– концепция постепенной интеграции
– концепция контроля вооружений
Стратегические концепции являются основным руководством к действию по использованию вооруженных сил для внедрения военной доктрины страны. Кроме этого концепция определяет структуру организации, оснащения и подготовки вооруженных сил. Среди концепций можно выделить следующие: концепция готовности к надежной защите, концепция реструктуризации и модернизации, концепция расширения партнерства и концепция постепенной интеграции.
Концепция готовности к надежной защите
Вооруженные Силы Румынии должны находиться в постоянной готовности эффективно и адекватно реагировать на риски, возникающие в обстановке безопасности. Для адекватной реакции на угрозы необходимо применять концепцию постепенной и гибкой реакции, которая включает в себя одновременные и ответные действия с применением контролирующих соединений, соединений раннего оповещения, миротворческих соединений, основных и резервных соединений.
Концепция включает в себя четыре этапа:
Концепция раннего оповещения – специализированные соединения мирного времени, дислоцирующиеся вблизи границ и в глубине территории государства, обеспечивают контроль и ранее оповещение.
В задачу таких соединений входит участие в предупреждении стратегических сюрпризов, обнаружении и мониторинге любых признаков, связанных с чрезвычайными ситуациями и развитием кризиса, конфликтных ситуаций или опасностей начала военной агрессии против Румынии.
Концепция быстрого реагирования – достигается посредством спланированного начала специальных предусмотренных договорами процедур по установлению доверия, контроля вооружений, сотрудничества на региональном уровне, консультаций в рамках мирного партнерства и механизмов, указанных в Хартии ООН.
В случае увеличения размера угрозы, подразумевающего опасность враждебных действий, необходимо провести немедленное и четкое развертывание вооруженных соединений. Военные получают доступную зону для развертывания действующих соединений и соединений быстрого реагирования, способных надлежащим образом отразить любой вид военной агрессии. Действия таких соединений основаны на особой способности к реагированию, своевременности, избирательности, динамизме и гибкости.
В зависимости от масштаба угрозы, часть основных сил будет направлена в поддержку соединений быстрого реагирования. При четко определенных ситуациях Вооруженные Силы Румынии, в соответствии с задачами международной политики международными обязательствами государства, должны быть способны подготовить, развернуть и поддержать участие военных соединений в миротворческих операциях, направленных на разрешение кризисных ситуаций, влияющих на национальные интересы Румынии или международного сообщества.
При крупномасштабной военной агрессии против Румынии, государства партнера или группы государств, которым Румыния пообещала оказывать поддержку, Вооруженные Силы Румынии должны быть готовы к участию в совместных или смешанных операциях в соответствии с военными стандартами НАТО и/или стандартами ООН. При наличии подобных обстоятельств у Вооруженных Сил Румынии должны быть свободные соединения, которые могут развернуться на территории государства или территории, представляющей стратегический интерес для Румынии, соединения, у которых есть возможность проведения операций по защите территорий и соединений, оказывающих поддержку по рассредоточению и развертыванию партнерских (союзнических) военных соединений.
Концепция общей вооруженной защиты
При чрезвычайных ситуациях используется централизованная вооруженная защита.
Для отражения вражеского нападения мобилизируется система национальной защиты и все доступные людские и материальные ресурсы. При положении централизованной военной защиты вооруженные силы страны должны быть готовы к отражению вооруженной агрессии на территории страны на стратегическом и военном уровнях. Врага будут заманивать вглубь страны с целью уменьшения его враждебного нападающего потенциала. Военные действия за пределами страны будут проводиться с целью предотвращения продолжительной агрессии и лишения противника возможности немедленного перехода к наступательным действиям.
Концепция реструктуризации и модернизации
С одной стороны руководством в этой сфере является создание новых управленческих структур, структур современных, мобильных, гибких с организационной точки зрения военных соединений, тыловых военных и транспортных соединений с высокой степенью развертывания, защиты и эффективности, хорошо оснащенных оружием и способных проводить разноплановые военные операцию. С другой стороны следует учитывать оснащенность военных соответствующим оборудованием. Нам следует пересмотреть роль информационного компонента в сравнении с энергетическим при вооруженном конфликте. Цель модернизации состоит в формировании эффективных, уменьшенных в численном составе, активных и сильных военных соединений способных действовать в новой обстановке безопасности и своевременно реагировать на возникающие угрозы.
Реструктуризация вооруженных сил
Будущее вооруженных сил Румынии определено в проекте Project Force 2005. Армия Румынии будет состоять 112000 военных и 28000 гражданского персонала. Будет производиться реорганизация командования, рядового состава, членов тыловых и транспортных подразделений. Количество профессиональных военных увеличится с 47до 71%. Командование и рядовой состав вооруженных сил будет реорганизовано в компактные, высокоэффективные, действенные, гибкие и структурированные в соответствии со стандартами НАТО военные соединения, способные взаимодействовать с военными соединениями Альянса. Действующие соединения будут находиться в состоянии повышенной боевой готовности. Территориальные и резервные соединения будут укомплектованы личным составом, обучены и будут находиться в состоянии боевой готовности в соответствии с необходимостью обеспечения защиты территории, поддержки государства и мобилизации. В обстановке безопасности Румынии большее значение имеет качество, способности кадрового состава вооруженных сил, быстрота их реакции и способность к адаптации, а не их количественный состав.
Руководство отставными кадрами, лишним оборудованием и инфраструктурой
Будет четко утвержден состав проекта Project Force 2005. Это предполагает идентификацию и определение предназначения, должностных обязанностей и задач в соответствии с рангом, специальностью и необходимостью. Кадровый состав, оборудование и инфраструктура, находящиеся в рамках вышеуказанного проекта будут использованы в соответствии с законодательством о кадровом составе и политики закупок. Начиная с 2000 года, вышеуказанный кадровый будет находиться в активном резерве. С одной стороны подобная политика предоставит возможность использовать вышеуказанный кадровый состав в случае возникновения угроз сферы безопасности. С другой стороны, вышеуказанный персонал получит время, необходимое для адаптации к жизни на гражданском уровне. Реформирование военного кадрового состава, исполнительной инфраструктуры приведет, в зависимости от ситуации, к созданию законодательных документов для представления в соответствующие инстанции и направленных на получение отдачи с вышеуказанного кадрового состава.
Профессионализация вооруженных сил.
Кадровый состав является основной составляющей силы военных соединений. Природные бойцовские навыки Румынских граждан являются гарантией быстрой профессионализации вооруженных сил. Современная система призыва, основанная на обязательном и альтернативном прохождении военной службы, является дорогим способом укомплектования армии личным составом. Военные соединения приоритетного контроля, раннего реагирования и разрешения кризисных ситуаций должны состоять из профессиональных солдат, готовых посвятить военной службе часть своей жизни. Подобная система призыва будет использоваться для комплектации действующих военных соединений. Начиная с 2000 года, количество призывников будет регулироваться в соответствии с требованиями комплектации, указанными в Project Force 2005.
Закупки оборудования.
В течение последующих пяти лет программа закупок должна быть обоснована и включать в себя только необходимые элементы. Основной упор будет сделан на выполнение действующих программ закупок, направленных на модернизацию армии с 2004 года. Будут производиться только те закупки, которые необходимы для сохранения соответствующей экипировки вооруженных сил и выполнения перехода на проект Project Force 2005. Остальные программы модернизации будут перенесены на 2005 год. Перенос не коснется программ развития С41 (управление, контроль, коммуникация, компьютеры и информация). Программы действительны для всех эшелонов вооруженных сил и уже полностью профинансированы.
Улучшенное и более эффективное партнерство
На данный момент наилучшим способом интеграции румынских вооруженных сил в систему коллективной безопасности является система партнерства. Страна активно расширяет партнерские взаимоотношения со странами участницами НАТО, опираясь в основном на возможности программы мирного партнерства, программы стратегического партнерства с США и программы специального партнерства, разработанной Великобританией, Германией, Францией и Италией. Кроме этого страна планирует расширить двустороннее партнерство со странами – кандидатами на вступление в НАТО и странами, способными поддержать усилия Румынии по вступлению в Североатлантический Альянс. В рамках двустороннего и многостороннего сотрудничества вооруженные силы страны будут принимать участие в совместных учениях и многонациональных миротворческих операциях. Во-первых, страна планирует принимать участие в миротворческих операциях в составе совместных подразделений , тыловых и обслуживающих подразделений с офицерами, являющимися экспертами военно-гражданских взаимоотношений.
Посредством вышеописанного партнерства в рамках вооруженных сил страны, руководство страны планирует усовершенствовать собственную систему кризис – менеджмента. В рамках субрегионального партнерства страна планирует принять активное участие в следующих операциях:
-многонациональная миротворческая операция в Юго-Восточной Европе – совместно с Албанией, Болгарией, FYROM, Грецией, Италией и Турцией;
– Центрально-европейская инициатива о сотрудничестве – совместно с Австрией, Швейцарией, Словакией, Словенией и Венгрией;
-Многонациональная бригада повышенной готовности в режиме ожидания, Группа морского сотрудничества на Черном Море – совместно с Болгарией, Грузией, Российской Федерацией, Турцией и Украиной.
Концепция постепенной интеграции
С целью достижения задач национальной безопасности Румыния должна интегрироваться в евроатлантические и европейские организации и расширить в остальных организациях по безопасности. Наиболее приоритетной для страны является интеграция в НАТО, поскольку является наиболее приемлемым для Румынии вариантом интеграции в систему коллективной безопасности.
Интеграция в НАТО
На вашингтонском саммите были приняты новые рамки расширения НАТО, отраженные в концепции Плана Действий для получения членства. Вооруженные Силы Румынии выразили полную готовность выполнить отраженные в национальной программе требования к вооруженным силам страны.
В рамках вышеуказанной программы Вооруженные Силы Румынии планируют предпринять – следующие действия:
– выполнить задачи, указанные в ежегодных программах интеграции;
— полноправное участие в оперативном партнерстве ради Мира;
– решение вопросов безопасности и подготовка защитных операций в соответствии с новой стратегической концепцией НАТО;
– постепенное увеличение участия в совместных подразделениях и действиях. В основном – стратегическое и операционное планирование, системы командования, контроля, коммуникации и информации, управление защиты воздушного пространства, системы подготовки и инфраструктуры и координация передвижений;
– предоставление фактических мощностей для коллективной защиты и внедрение остальных мер, предпринимаемых Альянсом;
– достижение стандартизации и улучшение способности взаимодействия.
В рамках партнерского сотрудничества с НАТО Румыния поддерживает развитие системы Европейской Безопасности и Подлинности Защиты (ЕБПЗ).
Вышеуказанная система является основным элементом интеграционной политики Румынии и инструментом для рассмотрения и решения дальнейших проблем региона. Государство планирует поддержку и участие в запланированных учениях по кризис менеджменту, ответным операциям в рамках миротворческих операций, операциям по поиску и спасению, а также гуманитарным операциям.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе и НАТО
Страна будет продолжать принимать участие в миротворческих операциях. Участие страны в операциях подобного типа будет являться подтверждением полной готовности Румынии к созданию новой региональной и европейской системы безопасности. Участие страны в операциях подобного типа будет зависеть от их влияния на национальные интересы. В особенности это касается организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, при работе в которой Румыния будет придерживаться политики превентивной дипломатии, предотвращения конфликтов и инициатив европейских государств касательно пост – конфликтной реабилитации. Готовность страны будет подтверждаться фактами участия Вооруженных Сил Румынии в инициативах военного сотрудничества в сфере создания многонациональных военных соединений, задачей которых, в большинстве случаев, будет являться проведение миротворческих и гуманитарных операций под эгидой ООН или организации по безопасности и сотрудничеству в Европе.
Концепция контроля вооружений
Концепция контроля вооружений играет значительную роль в интеграционной стратегии страны. Румыния является участницей нескольких международных соглашений по контролю вооружений, подписание которых значительно снизило напряженность в Европе и ограничило распространение обычного оружия и оружия массового поражения. На данном этапе приоритетным является укрепление и разработка мер по укреплению уверенности и прозрачности в этом вопросе на территории Центральной и Восточной Европы, эффективность двусторонних и региональных договоренностей, а также принятие мер по снижению напряженности и разрешению конфликтов на территориях, находящихся в непосредственной близости к Румынии. ( территория бывшей Югославии, европейская часть бывшего СССР). Основной задачей страны является внедрение положений Адаптированного Договора CFE, являющегося одним из основных элементов новой системы безопасности в Европе. Кроме этого, страна поддерживает и принимает участие в остальных инициативах по контролю вооружений, одновременно укрепляя национальную систему проверки.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Основной задачей вооруженных сил Румынии является способствование и защита основных национальных интересов, защита и гарантия суверенитета, независимости, территориальной целостности и единства страны, принципов конституционной демократии и верховенства закона. Кроме этого, в задачу вооруженных сил Румынии входит поддержка права страны на свободу действий в сфере налаживания контактов с остальными государствами, обеспечение активного участия страны в кризис – менеджменте, поддержка местных властей при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций гражданского характера. (природные катаклизмы, промышленные аварии и другие непредвиденные обстоятельства)
Исходя из действующих политико-военных возможностей румынского государства и национальных традиций, военная доктрина Румынии основана на принципе не агрессии, с преобладанием действий защитного характера, что соответствует принципам международной политики румынского государства. Именно поэтому Румыния применяет военные мощности страны только в рамках своих стратегических интересов, применяет их для поддержки, защиты и продвижения своих национальных интересов, исходя из приказов верховного командования.
Вооруженные силы страны подотчетны и отвечают гражданскому демократическому лидеру государства. Законодательная база конституции предусматривает демократический гражданский контроль вооруженных сил политическими лидерами государства – Парламентом, Президентом, Верховным Советом по Национальной Обороне и Правительством, которые в своих действиях по контролю основываются на процедуре принятия стратегических решений. Использование военных соединений для защиты страны может быть утверждено только решением политических лидеров Румынии.
Политика защиты и финансирования государственным бюджетом является прозрачной и регулируется решениями Парламента. До момента интеграции в Североатлантический альянс, военная доктрина страны будет руководствоваться принципами надежных защитных мощностей, которые в большинстве своем берутся из государственных резервов. Брешь в военной безопасности будет закрыта за счет участия вооруженных сил страны в программе Партнерство Ради Мира в рамках Североатлантического Альянса, стратегического и специального партнерства, двусторонних и других договоренностей с остальными государствами по вопросам безопасности.
Вышеуказанная доктрина является руководством к усовершенствованию для военных, способности вести маневры и предпринимать решительные действия. Подобная сила наиболее полно служит интересам Румынии, поскольку облегчает активное участие страны в структурах международной безопасности и дает возможность быстрого реагирования для недопущения превращения кризисов в конфликты. В тоже время подобная сила является наилучшей основой для защиты государства собственными силами или в рамках международной структуры в случае нападения.
В условиях усовершенствования стратегических концепций проведения военных операций, усложнения тактики современного ведения боевых действий и развития технологий Вооруженные Силы Румынии должны быть готовы к проведению военных операций на стратегическом и операционном уровнях, основываясь на положениях совместной доктрины. При определенных обстоятельствах, в особенности при участии в многонациональных операциях вышеуказанный принцип можно применять и на тактическом уровне.
Для выполнения вышеуказанных задач Вооруженные Силы Румынии, по-прежнему, берут за основу принципы Альянса. Принципы подразумевают совместную солидарность, стратегическое единство, равномерное распределение обязанностей, рисков и ответственности, действия по коллективной защите, многонациональное финансирование, поддержка разработки ЕБПЗ и надежное отражение агрессии.
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
Стратегические операции вооруженных сил Румынии основаны на задачах и приоритетах оборонительной политики страны, стратегических принципах и решениях, принимаемых уполномоченными органами и обстановке внутренней и международной безопасности.
Исходя из обстановки с безопасностью операции подразделяются на следующие категории:
– миротворческие операции
-операции при кризисных ситуациях
– военные операции
В мирное время Вооруженные Силы страны обязаны обеспечивать надежную защиту, занимаясь вопросами организации вооруженных сил, закупками, подготовкой кадрового состава и налаживанием сотрудничества.
К основным стратегическим операциям относятся следующие:
– операции по развертыванию войск для выполнения ответных операций на планируемом уровне, исходя из задач, представленных в данном документе и имеющихся ресурсов;
– предотвращение конфликтов или участие в предотвращении конфликтов или агрессии;
-подготовка населения, экономики и территории страны к оборонительным мероприятиям и государственной поддержке многонациональных операций;
– выполнение военных задач предусмотренных Планом Действий для вступления в НАТО с учетом задач взаимодействия и стандартизации, партнерства и интеграции;
– сотрудничество при подготовке кадрового состава в рамках программы Партнерство ради Мира, двусторонних и многосторонних договоренностей, заключенных с остальными государствами;
– участие в миротворческих и гуманитарных операциях;
– поддержка местных властей в случае возникновения чрезвычайных ситуаций природного и другого характера.
В зависимости от характера кризиса (внутренний или международный), оказывающего непосредственное влияние на Румынию, Вооруженные Силы Румынии согласно законодательной базе могут принимать участие в сотрудничестве с вооруженными силами других стран в операциях следующего типа:
– транспортная поддержка Министерства Внутренних Дел и местных властей;
– предотвращение дестабилизирующих действий;
– отражение терактов и борьба с другими незаконными вооруженными элементами;
– контроль оценки определенных задач стратегической важности;
– предотвращение распространения обычного оружия и оружия массового поражения;
– интервенция для защиты граждан и основных элементов инфраструктуры;
– мониторинг и стратегическое ведение войск специального назначения;
– достижение стратегической безопасности на границах и объектах особой важности;
– прекращение циркуляции оружия и обмундирования;
– захоронение и очистка территорий от последствий катастроф.
Вооруженные силы страны будут участвовать в операциях подобного типа в соответствии с положениями правительственных и местных планов (региональных и на уровне департаментов). Участие вооруженных сил будет вводиться постепенно и «обтекаемо» после информирования местного населения об опасности и необходимости использования вооруженных сил для ее устранения.
Для выполнения подобных операций командование вооруженных сил страны должно предоставить специально обученные войска, оснащенные необходимым оборудованием. Вооруженные силы будут оказывать поддержку в случае возникновения природных катаклизмов по просьбе центральных или местных властей.
Для этого в вооруженных силах будут созданы специальные структуры, занимающиеся сотрудничеством с гражданскими службами защиты от ЧС и местной администрацией. В некоторых случаях, исходя из принятых верховным командованием решений, соответствующие военные соединения могут принимать участие в операциях подобного типа на территории других стран с целью захоронения и минимизации последствий катаклизмов подобного рода.
Участие военных в операциях по кризис менеджменту и ответных операциях на региональном уровне будет происходить только после утверждения участия верховным командованием и наличием соответствующего финансирования. Участие военных будет прекращаться гибко и «обтекаемо» в целях предотвращения повторного возникновения кризиса.
Вмешательство вооруженных сил прекращается с момента восстановления контроля над ситуацией со стороны гражданских властей. При проведении многонациональных операций Румыния передает командование международному командному центру в соответствии со стандартно принятыми процедурами, утвержденными парламентом Румынии. Во время войны задания, предоставляемые вооруженным силам, должны соответствовать политическим задачам и предоставляться после оценки стратегической ситуации. Политические задачи определяются верховным командованием страны. При выполнении вышеуказанных задач страна может столкнуться с врагами, использующими простые технологии на новый манер и врагами, использующими современные технологии и большие объемы информации. Подобная градация потенциальных конфликтов является проблематичной, поскольку для ее разрешения необходимы вооруженные силы, способные к быстрому реагированию. Т.е. высокоорганизованные вооруженные силы, имеющие соответствующую доктрину и подготовку, оснащенные современным оборудованием и обладающие потенциалом для эффективных действий.
При военных действиях вооруженные силы, обладающие высокой степенью организованности и способностью быстрого реагирования, должны отразить военные действия врага и создать благоприятные условия для установления мира в соответствии с интересами Румынии и четко в соответствии с ситуацией, созданной верховным командованием страны с целью прекращения военных действий.
Насильственные конфликты будут вестись в информационном и технологическом поле или война будет проводиться на всех уровнях, а не между количественным составом вооруженных сил и количеством оборудования. Коэффициент количественного и энергетического факторов будет постепенно уменьшаться в пользу качественной и информационной составляющей.
Успех Вооруженных Сил Румынии в дальнейших вооруженных конфликтах будет зависеть от:
– избегания непредвиденных ситуаций в особенности в информационной сфере;
– способности эффективного реагирования;
– активного сотрудничества с партнерскими (союзническими) вооруженными силами;
– своевременного использования резервов;
– профессионального проведения совместных операций;
-активной защиты;
– полной защищенности собственных вооруженных сил.
КОМАНДОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СИСТЕМЫ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ
Военно-политическое командование вооруженными силами страны осуществляется верховным главнокомандованием (Парламент, Президент Румынии, Верховный Совет по Национальной Безопасности, Правительство, Министерство Национальной Обороны и местные власти, в полномочия которых входит управление системой национальной обороны).
Президент Румынии является верховным главнокомандующим вооруженных сил и председателем Совета Национальной Безопасности, в полномочия которого входит организация и координация мероприятий по национальной обороне. Основываясь на решениях, принятых верховным командованием на стратегическом уровне, Генеральный Штаб занимается операционным военным командованием Вооруженных Сил и операций, проводимых вооруженными силами. В полномочия Верховного Совета по Национальной Обороне входит единая координация вышеуказанных мероприятий и действий.
В полномочия национального военного командного центра входит операционное командование военными действиями в мирное время и в период кризисных ситуаций (Операционный Центр Кризисных Ситуаций). При особых ситуациях решением Верховного Совета Национальной Обороны создается генеральный Штаб, в полномочия которого входит проведение основных военных операций.
При генеральных Штабах Объединенных Сил, командование Военно-Воздушных, Военно – Морских и территориальных сил проводят военные действия на операционном уровне. Штабы объединенных сил на уровне подразделений создаются при необходимости проведения «точечных» военных операций и/или военных операций на территории со специфическими условиями.
Командование штабов объединенных сил и тактическое командование, являющиеся частью объединенных сил, должны быть готовы проводить военные операции на любом участке территории страны и на территории, представляющей стратегический интерес для Румынии. Военное командование, имеющее в своем подчинении в мирное время все военные, тыловые и транспортные соединения, выполняет организацию, закупки и подготовку кадрового состава военных соединений, транспортную и административную поддержку войск и текущее руководство проведения территориальных военных операций. При кризисных ситуациях или операциях, проводимых вне территории Румынии, вышеуказанные вооруженные силы должны предоставить командованию Объединенных Вооруженных Сил или тактическому командованию свои соединения, необходимые для выполнения задач Генерального Штаба.
В полномочия командования территориальных вооруженных сил входит защита территории Румынии, тренировка основного и резервного состава войск, обеспечение постепенного перехода с мирного на военный режим, постепенное увеличение готовности войск и проведения мобилизации.
Для проведения совместных операций необходимо улучшение знаний, необходимых для постоянного сбора, обработки и использования информации. Руководство войсками на всех эшелонах не возможно без системы С41. С помощью подобной системы верховное командование получает возможность контроля всех эшелонов войск, управления и контроля всех имеющихся кадровых и материальных ресурсов, что необходимо при проведении динамичных военных операций и быстрого перемещения линии военных действий. В мирное время, при кризисных ситуациях и в военное время командование министерством Национальной Обороны осуществляется Министром Национальной Обороны, который является представителем данного министерства перед остальными министерствами и правительственными учреждениями, органами местной власти и учреждениями подобного типа остальных государств.
Начальник генерального Штаба является высшим военным должностным лицом, выступающим военным советником Президента, Верховного Совета Национальной Обороны, Министра Национальной Обороны, осуществляющего военное командование вооруженными силами страны. При выполнении своих полномочий начальник Генерального Штаба руководствуется консультациями Генерального Штаба Объединенных Сил. При чрезвычайных ситуациях, в случае угрозы национальной безопасности или конституционной демократии, в случае необходимости, Министерство Национальной Обороны организовывает и руководит мероприятиями по транспортной поддержке Министерства Внутренних Дел.
В случае предстоящей катастрофы Генеральный Штаб организовывает и руководит, в соответствии с планами по сотрудничеству/интервенции и планами, утвержденными правительственной комиссией по ликвидации последствий катастроф, участием вооруженных сил с имеющимися у них кадровыми и материальными ресурсами захоронением и минимизацией последствий природных катаклизмов и аварий. В случае осадного положения Министерство Национальной Обороны является основным ответственным органом по координации внедрения мероприятий, предпринимаемых для объявления вышеуказанного статуса.
Генеральный Штаб осуществляет практическое руководство военными действиями посредством Национального Военно-Командного Центра (Операционного Центра по кризисным ситуациям). На основании решения, принятого Верховным Советом Национальной Обороны, на территориальном уровне для каждого графства, включая столицу, назначается военное руководство. В мирное время должностные обязанности вышеуказанного руководства определяются на основании решений, принятых Верховным Советом Национальной Обороны. Организационная структура командования в мирное и военное время, стандартные операционные процедуры по созданию концепций, планов и документов для их внедрения соответствуют документации НАТО.
Подобная политика направлена на улучшение военного командования и контроля на всех эшелонах и создания условий для взаимодействия с подобными структурами НАТО и ЗЕС (Западноевропейский Союз).
ФАКТОРЫ РИСКА
Риск возникновения крупных военных конфликтов остается низким. Тем не менее, существуют региональные, местные, не военные и военные риски, которые трудно предугадать, но могущие перерасти в угрозы. Подобные риски подразделяются на следующие группы:
Региональные, ассиметричные, транснациональные риски и непредвиденные опасности.
К региональным рискам относятся:
-стратегический дисбаланс военных возможностей Румынии в сферах стратегических интересов Румынии;
– военные конфликты и напряженности с возможностью продолжения;
-постоянный социально– экономический кризис, непосредственно влияющий на военные возможности и подрывающий авторитет органов государственной власти;
– возможность подрыва финансовых, информационных, энергетических, телекоммуникационных и коммуникационных государственных систем, политико-военная конкуренция между ними.
Под ассиметричными рисками подразумеваются стратегии и умышленно предпринятые действия, направленные против Румынии с использованием различных методов, начиная с классических терактов, направленных на подрыв уязвимых объектов гражданского назначения, которые могут прямо или косвенно повлиять на функционирование вооруженных сил.
Среди вышеуказанных рисков можно выделить следующие:
– расширение террористических организаций и их действий;
-неконтролируемое распространение и продажа ядерных технологий и материалов, оружия массового поражения, боеприпасов и других смертельных, 100% действующих средств, информационная война;
– изолированность Румынии на международной арене с информационной точки зрения в связи с отсутствием соответствующей инфраструктуры. К таким рискам относится утечка информации, создание негативного имиджа о румынском демократическом сообществе и соблюдение международных пактов и договоренностей, ограничение доступа к стратегическим ресурсам, деградация общества и наличие задач с высокой степенью риска в непосредственной близости к национальной границе.
Согласно определению транснациональные риски не ограничиваются государственными границами. Новые угрозы из этой категории рисков могут исходить от групп, исповедующих сепаратизм или экстремизм. Остальные риски этой категории могут возникнуть в результате этнических разногласий, религиозных войн и нарушения прав человека. Организованная преступность, торговля запрещенными препаратами, вооружением и стратегическими запасами создают новые риски. Недавние события являются подтверждением негативных последствий массового потока беженцев.
К непредвиденным опасностям относятся риски из неизученной сферы, основанные на объективных или субъективных факторах. Существующие отношения с другими государствами могут изменить или ухудшить ситуацию.
Кроме этого регион склонен к катаклизмам природного характера: наводнениям, засухам и землетрясениям. Поэтому очень важно оценить степень риска для национальной безопасности в результате последствий природных катаклизмов. При отсутствии определения рисков или их определения или оценки в период возникновения природных катаклизмов их последствия могут возникнуть изолированно или, что более вероятно, возникнуть как «снежный ком».
Следует обратить особое внимание на следующие факторы:
– потеря репутации страны, повсеместно проводящей интеграцию в европейское и евроатлантическое пространство. Смена власти и дезорганизация исполнительных политических, финансово-экономических и военных систем на уровне страны или в определенных сферах, что подразумевает частичное или полное исключение страны из регионального и международного информационного потоков;
– неспособность проведения реформ, понижение жизненных стандартов до критического уровня и уменьшение репродуктивного потенциала населения страны;
-снижение патриотизма граждан и доверия к руководящим эшелонам власти, внутренние беспокойства, непосредственно влияющие на демократическую стабильность в государстве;
– уменьшение боеготовности вооруженных сил и уверенности со стороны населения в вооруженных силах как средстве предотвращения, недопущения и уничтожения возможных военных агрессий;
– временные и пространственные ограничения реагирования вооруженных сил при кризисных ситуациях и в военное время;
-предубеждения касательно независимости и суверенитета государства, непосредственно влияющие на поддержание единства и территориальной целостности румынского государства.
Необходимо принятие четких и своевременных мер для минимизации последствий вышеописанных рисков. Промедление в принятии подобных мер только увеличит степень риска, и стоимость последующих мер. В целях соответствующего реагирования на весь спектр вышеописанных рисков страна должны использовать вооруженные силы с высокой степенью боеготовности. Исходя из структуры, укомплектованности и подготовки Вооруженных Сил Румынии можно сделать вывод, что они не готовы для отражения социально-экономических рисков, поскольку обладают ограниченными возможностями для ликвидации последствий ассиметричных и транснациональных рисков. Принимая во внимание решение Верховного Командования, Вооруженные Силы Румынии будут сотрудничать с остальными структурами системы национальной безопасности, специально подготовленными для ликвидации последствий рисков вышеописанных категорий.
ВОЕННЫЕ ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВА
В целях выполнения вышеуказанной фундаментальной задачи в военной доктрины Румынии определены следующие военные задачи государства:
– предотвращение конфликтов и кризис менеджмент, который может оказать непосредственное влияние на военную безопасность Румынии;
-поддержка гражданских властей в случае чрезвычайных ситуаций и гуманитарных операций;
-предотвращение, недопущение и отражение любой возможной вооруженной агрессии против Румынии;
– увеличение вклада страны в стабильность в регионе посредством участия в предотвращении конфликтов, кризис менеджменте, коллективной безопасности и гуманитарных операциях;
-постепенная интеграция в военные структуры НАТО
В целях содействия и защиты интересов Румынии и выполнения задач национальной безопасности посредством рационального использования военных активов, вооруженные силы Румынии обязаны предотвращать, не допускать и отражать любую возможную агрессию самостоятельно или в сотрудничестве с партнерами и будущими союзниками. В тоже время государству для получения выгоды и участия в коллективной безопасности следует удвоить свои усилия по присоединению к НАТО.
В целях повышения своей надежности Вооруженные Силы Румынии должны взаимодействовать с вооруженными силами НАТО и создать небольшие по численности, мобильные, эффективные и современные военные соединения. Продолжая действующие стратегические, многосторонние и двусторонние партнерские отношения с другими государствами и устанавливая новые, страна создаст благоприятные возможности для укрепления безопасности в регионе и облегчения модернизации вооруженных сил страны. Вооруженные силы Румынии станут гарантом стабильности в регионе и будут способствовать миру и безопасности в Европе.
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ PROJECT FORCE 2005
Военные мощности должны соответствовать требованиям, предъявляемых к целому ряду стратегических операций, организовываемых в мирное и военное время. В целях решения проблем национальной безопасности Румынии в следующем десятилетии Вооруженные Силы Румынии должны задействовать действующие соединения, несущие службы в мирное время и резервный состав войск. Вооруженные Силы Румынии включают в себя действующие, территориальные и резервные военные соединения.
Действующие соединения включают в себя механизированные, танковые, артиллерийские, горные, десантные, военно-воздушные, противовоздушные, военно-морские и соединения специального назначения. При кризисных ситуациях и в военное время вышеуказанные соединения должны подчиняться действующему командованию и создать группы, необходимые для ведения боевых действий на территории Румынии и за ее пределами, а также в составе многонациональных вооруженных сил. Территориальные и резервные соединения включают в себя все рода войск.
Вышеупомянутые соединения предназначены для защиты территории, подготовки, мобилизации и оказании местным властям помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций гражданского характера. При кризисных ситуациях вышеупомянутые соединения вливаются в состав действующей армии, находящейся в подчинении Штаба Объединенных Сил и выполняют назначенные им задачи.
В военное время после мобилизации и прохождения интенсивной военной подготовки территориальные соединения могут проводить операции в зависимости от ситуации, находясь в подчинении Штаба Объединенных Сил или Территориального Командования. В зависимости от характера операции военные соединения подразделяются на следующие категории: контролирующие соединения, соединения раннего реагирования, соединения по разрешению кризисных ситуаций, действующие и резервные соединения. Структурная категория, к которой принадлежит каждое из соединений, определяет приоритетность в распределении ресурсов, кадрового состава, оборудования и подготовки.
Крайне рекомендуется сбалансированность снабжения вооруженных сил – приоритетных с высокой степенью боеготовности и вооруженных сил с уменьшенной и переменчивой боеготовностью, но являющихся наиболее необходимыми соединениями в период войны. Военные соединения контроля и раннего реагирования состоят из специализированных соединений, подчиняющихся Генеральному Штабу, остальным центральным органам министерства национальной обороны и остальным военным структурам. Подобные соединения включают в себя разведывательные и информационные подразделения, центральные разведывательные структуры, подразделения, отвечающие за работу системы С41, и небольшие модульные и мобильные соединения.
В их обязанности входит определение предстоящих угроз и кризисов и контроль факторов, ведущих к увеличению угрозы национальной безопасности и предотвращение непредвиденных кризисов. Обычно подобные соединения находятся в состоянии постоянной боевой готовности. Соединения по реагированию на кризисные ситуации участвуют в кризис менеджменте и первыми вступают в бой в случае вооруженного конфликта. Вышеуказанные соединения принимают участие в воплощении военно-стратегических задач страны в мирное время и являются основным сдерживающим элементом.
Вышеуказанные соединения разворачиваются на основных направлениях и зонах проведения военных операций. В структуру соединений, действующих в кризисных ситуациях, входят следующие подразделения:
– подразделения немедленного реагирования;
– подразделения быстрого реагирования;
– командование, подразделения и соединения, призванные участвовать в программе Индивидуального партнерства
Подразделения быстрого реагирования состоят из подразделений и соединений всех родов войск, способных действовать независимо и слаженно. Согласно решению, принятому Верховным Командованием, подразделения такого типа действуют в составе многонациональных структур и участвуют в предотвращении конфликтов, ликвидации кризисных ситуаций и других международных операциях, проводимых под эгидой ООН и ОБСЕ.
Подобные соединения должны иметь соответствующую численность, мощности для действий и развертывания и транспортное сопровождение. Действующие соединения состоят из подразделений и соединений, несущих службу в мирное время и укомплектованных только частично. Не смотря на то, что основной кадровый состав таких подразделений состоит из солдат срочной службы, подразделения будут дополняться за счет призывников. Подобные подразделения приобретут статус действующих подразделений только после полной комплектации кадровыми и материальными ресурсами и прохождения курса ускоренной военной подготовки. При определенных кризисных ситуациях в случае быстрой эскалации кризиса основной состав этих подразделений будет перенаправлен в подразделения, участвующие в ликвидации кризисной ситуации.
В резервные военные соединения будут входить подразделения, состоящие из мобилизованных солдат. В этих подразделения будет командование, тренировочные центры и другие соединения с соответствующими центрами и структурами, необходимыми для функционирования в мирное время. Из кадрового состава этих центров будут сформированы мобилизационные, военные, тыловые и транспортные соединения и подразделения. Основные и резервные соединения станут действующими только после их полной комплектации кадровым составом, формирования и прохождения интенсивного курса боевой подготовки.
Структурно вооруженные силы Румынии состоят из следующих видов войск:
– наземные войска
– военно-воздушные войска
– военно-морские войска
Центральное военное управление и управление каждого из родов войск создает диверсионные подразделения, в задачу которых входит проведение спец операций. Эти подразделения инициируют, разрабатывают и руководят проведением операций на территории, находящейся под контролем противника.
Наземные войска являются основным компонентом вооруженных сил, в задачу которых входит проведение наземных и десантных операций оборонительного и наступательного характера, направленных на захват или нейтрализацию противника, проникшего на территорию государства на любой территории и в любом направлении независимо или взаимодействуя с другими родами войск государственных или многонациональных вооруженных сил.
Этот вид войск включает в себя 8 действующих, 4 тыловых и 2 транспортных бригады. Часть этих войск должна иметь мощности для проведения операций за пределами территории государства в составе многонациональных военных соединений. Мобилизованные и резервные соединения состоят из 10 действующих, 5 тыловых и 2 транспортных бригад.
В полномочия военно-воздушных сил входит защита суверенитета государства с воздуха самостоятельно или взаимодействуя с другими родами войск и в составе многонациональных групп с целью получения и сохранения контроля над воздушным пространством и поддержки наземных и военно-морских соединений, ведущих военные действия. В большинстве случаев эти подразделения включаются в категорию контролирующих соединений или соединений быстрого реагирования.
Действующие военно-воздушные подразделения находятся в подчинении центрального военно-воздушного командования, двух командиров авиа дивизий, имеют в своем распоряжении 4 авиа базы и две бригады противовоздушной обороны. В резерве находятся две авиа базы и 2-3 аэродрома.
В полномочия военно-морских сил входит проведение военно-морских операций самостоятельно или в сотрудничестве с другими родами войск, в составе многонациональных вооруженных сил на морском, речном или наземном пространстве, являющемся сферой национальных интересов Румынии. В задачу военно-морских сил Румынии входит защита морских и речных коммуникаций; обеспечения выхода Румынии в море; охрана законных прав государства на отведенные ему экономические зоны; удар по военно-морским коммуникациям противника; отражение высадки военно-морских сил; защита Добруджи; выполнение миротворческих и гуманитарных операций.
Военно-морские соединения включены в категорию подразделений контроля и быстрого реагирования, подчиняются центральному командованию, имеют в своем составе Военно-Морской Флот, Речную Флотилию и другие структуры.
Военно-Морской Флот обеспечивает защиту и охрану морского побережья, территориальных вод, защиту товаров и интересов румынского государства в морском пространстве, находящемся в режиме экономической зоны (или подобное).
Действующие соединения Военно-Морского Флота обязаны обеспечить активное присутствие в международном пространстве Черного Моря для защиты интересов румынского государства или международного законодательства, действовать самостоятельно или в сотрудничестве с союзническими/партнерскими войсками. Военно-морские подразделения Военно-Морского Флота должны быть готовы принимать участие в совместных миротворческих операциях в составе многонациональных вооруженных подразделений в сферах стратегических интересов Румынии и обеспечить ограниченное присутствие на остальных территориях в соответствии с обязательствами, взятыми на себя Румынией по программе Партнерство ради Мира (интеграция в Североатлантический Альянс).
Речной Флот обеспечивает охрану и защиту дельты Дуная, морского и речного пространства Дуная и защиту государственных интересов Румынии в приграничных водах.
КОНЦЕПЦИЯ ПОДГОТОВКИ И РУКОВОДСТВА ВООРУЖЕННЫМИ СИЛАМИ
Подготовка вооруженных сил включает в себя два основных компонента: обучение и профессиональное развитие военных в системе военного образования и боевой подготовки в военных структурах.
Система подготовки офицеров и МКС (младшего командного состава) построена таким образом, чтобы обучить навыкам руководства, обеспечить техническую и специальную подготовку. Кроме этого, система подготовки включает в себя подготовку профессиональных сержантов и рядовых и систему оценки гражданских на пригодность к военной службе. Особое внимание будет уделять направлению как можно большего количества офицеров на обучение в иностранные школы, колледжи и тренировочные центры (включая изучение иностранного языка). В региональном тренировочном центре НАТО расположенном на территории Румынии будет проходить обучение процедурам НАТО на уровне тактики и взаимодействия. Будет пересмотрено место и роль МКС в профессиональной структуре вооруженных сил. МКС будут назначены командирами военных соединений согласно военной иерархии (расчет, отряд, взвод), инструкторы, обслуживающий персонал, технические и административные специалисты.
Военная подготовка вооруженных сил направлена на увеличение боеспособности командования и кадрового состава вести военные действия самостоятельно, взаимодействуя и сотрудничая с остальными родами войск системы национальной обороны и войсками коалиций и альянсов. Военная подготовка ключевых элементов ведения боевых действий имеет ряд специфических особенностей в зависимости от места рода войск в армейской структуре. Военная подготовка подразделений контроля и раннего реагирования будет проводиться одновременно с проведением предназначенных им операций согласно роду войск и их места в структуре военной иерархии. Тренировка подразделений по ликвидации последствий кризисных ситуаций будет проводиться таким же образом.
Во время подготовительного этапа участия подразделений в многонациональных операциях подразделения будут принимать участие в специализированных учениях. Полностью укомплектованные и включенные в состав действующих подразделений подразделения будут принимать участие в учениях по проведению операций, предполагающих взаимодействие с подразделениями быстрого реагирования или через короткий промежуток времени, необходимый для укомплектования согласно требованиям военного времени и период прохождения интенсивной боевой подготовки. Недоукомплектованные кадровым составом действующие подразделения будут проводить тренировку кадрового состава резервных подразделений, повышая их готовность к мобилизации. Командование резервных подразделений будет принимать участие в тренировках командного состава, одновременно проводя мероприятия по мобилизации. Мобилизованные подразделения будут организовывать подготовку резервистов, являющихся частью мобилизационного плана. Подготовка будет проходить в форме сборов или тренировочных мероприятий.
Основной характеристикой подготовки вооруженных сил страны будет приведение основной структуры подготовки до максимально возможного уровня, характерного для каждого из родов войск. Будет уделяться специфическим аспектам, кадровым процедурами и использованию военного оборудования с особым акцентом на использование системы С41 при проведении операций.
Приоритетной задачей подготовки военных является профессионализация кадрового состава в соответствии с национальными стандартами и стандартами НАТО. Тренировка кадрового военного состава будет направлена на поддержание навыков использования военного оборудования при выполнении операций. Будет постепенно увеличиваться количество практических заданий, проводимых на полигонах, практических заданий по управлению механизмами, полетов, морской и речной навигации. Подготовка будет направлена на увеличение боеготовности войск. Подготовка подразделений контроля и раннего реагирования будет направлена на тренировку навыков определения и соответствующего реагирования на первые признаки ухудшения ситуации на территории страны и за рубежом.
Подготовка подразделений быстрого реагирования будет направлена на увеличение способности этих подразделений к быстрому развертыванию к ведению боевых действий с гарнизонов, где они дислоцируются. Подразделения будут улучшать и тренировать навыки слаженного и быстрого проведения операций. Вооруженные силы будут соблюдать действующие стандарты военного времени. Подразделения контроля и раннего реагирования и подразделения по ликвидации последствий кризисных ситуаций будут укомплектованы, по крайней мере, на 90%. (коэффициент комплектации военно-воздушных подразделений будет составлять 2 к 1 – звено/экипаж). Комплектация подразделений материальными ресурсами будет составлять не менее 90% от нормы.
Стандарт боеготовности подразделения будет составлять 80% от нормы. Для выполнения требований учений будет использовано не менее 80% нормативных ресурсов. По мере достижения необходимого ресурсного коэффициента стандарты будут увеличены до максимально возможного уровня. Коэффициент будет увеличен в первую очередь для подразделений быстрого реагирования, являющихся приоритетным звеном вооруженных сил.
Концепция участия вооруженных сил Румынии в разрешении кризисных ситуаций и военных действиях основана на принципах, стратегических концепциях, операциях и возможностях вооруженных сил и, в перспективе, возможностях Project Force 2005. Концепция включает в себя способы и процедуры использования вооруженных сил для выполнения задач (и), поставленной верховным командованием.
Для получения достаточного времени на мобилизацию имеющихся ресурсов, повышение эффективности и боеготовности военных подразделений, исходя из перемены характера угроз и существующих опасностей, необходим заблаговременный переход с мирного на военное время. При кризисных ситуациях согласно существующим полномочиям вооруженные силы будут предоставлять только те подразделения, которые необходимы для ликвидации последствий кризисных ситуаций, одновременно сохраняя их свободу действий для реакции на эскалацию. Участие Вооруженных Сил Румынии в миротворческих операциях будет регулироваться положениями совместной военной доктрины и стратегии и положениями утвержденной общей военной стратегии (доктрины).
В военное время концепция участия вооруженных сил будет состоять в остановке и недопущении продвижения врага посредством использования подразделений быстрого реагирования с одновременным принятием контр мер для недопущения выполнения противником своих ключевых задач (уменьшение наступательного потенциала противника). Технологическое отставание страны подразумевает использование нетрадиционных технологий ведения боевых действий, состоящих в ответных на действия агрессора нестандартных тактик ведения боя.
Таким образом, будут созданы условия готовности действующих соединений к достижению благоприятного конечного результата исходя из ситуации проведения операции, назначенной Верховным Командованием, взаимодействуя с остальными родами войск, являющихся частью системы национальной обороны. При участии в международных операциях в составе многонациональных подразделений, организация и методы действия задействованных подразделений вооруженных сил Румынии будет регулироваться правилами участия вооруженных сил стран участниц в совместных операциях и общими военными планами. Задействованные подразделения Вооруженных Сил Румынии будут подчиняться военному командованию, указанному в договоренностях на участие.
В полномочия национального командования будет входить руководство кадровым составом, юрисдикцией, дисциплиной, ответственность за оборудование, транспортную поддержку, медицинскую помощь и духовные (религиозные аспекты). Взаимосвязь между Вооруженными Силами и гражданскими властями (правительственными и неправительственными структурами) на месте проведения операции является важной составляющей успеха проведения операции. Гражданско – военное сотрудничество взаимозависимо: содержание военного имущества не возможно без помощи гражданских властей, а военные операции не возможны без поддержки гражданских властей в сфере транспорта, медицины, коммуникации и связей с общественностью.

ТРАНСПОРТ
Транспортная сфера должна адаптировать свои возможности целям и задачам, указанным в военной стратегии, расставив приоритеты для получения возможности предоставления качественной, динамичной и своевременной поддержки вооруженных сил.
Транспортная система должна обеспечивать свободу действий в мирное время, военное время и в период ликвидации последствий кризисных ситуаций. Транспортная система должна быть гибкой и мобильной для обеспечения участия вооруженных сил в операциях нового типа/миротворческих операциях.
Поэтому Румыния планирует модернизацию собственной транспортной системы для выполнения следующих задач:
– создание модульной структуры, способной взаимодействовать с транспортной структурой стран участниц НАТО в целях обеспечения первоначальной автономии подразделений, согласно их места в военной иерархии (подразделения контроля и раннего реагирования, подразделения по ликвидации последствий кризисных ситуаций, действующие и резервные подразделения);
– обеспечение высокой степени эффективности, гибкости и модульной адаптивности для поддержки военных подразделений выполняющих операции различного вида;
– введение централизованного планирования и упразднение децентрализации для предоставления требуемой для проведения операция транспортной поддержки;
– обеспечение транспортной поддержки на территории государства и территории, являющейся сферой стратегических интересов Румынии;
– разработка компьютерной транспортной системы по примеру транспортной системы НАТО;
– упразднение параллельных и дублирующих друг друга транспортных задач в военных подразделениях, командованиях и центральных органах управления;
– отход от превентивного принципа планового ремонта военного оборудования Вооруженных Сил Румынии и использование системы ремонта в зависимости от необходимости и поломки оборудования;
– использование гражданских производственных структур для выполнения задач транспортного характера
Адаптация транспортной системы новой структуре вооруженных сил и ее модернизация создаст необходимые материальные и производственные условия для выполнения военных стратегических задач.
РЕСУРСЫ ВООРУЖЕННОЙ ЗАЩИТЫ
В эти ресурсы входят кадровые, финансовые, технологические, научные материальные и остальные средства предоставляемые государством на подготовку вооруженной защиты.
Эти ресурсы определяют качественный и количественный состав вооруженных сил и поставку необходимого военного оборудования.
Следует уделить особое внимание улучшению жизненных, рабочих условий и условий организации досуга военных. Человеческий фактор должен стать основным генератором национальной обороны и стать центром усилий, предпринимаемых в военной системе. Новая румынская система планирования, программирования и финансирования совместима с подобными системами стран – участниц НАТО.
Интегрированный подход управления ресурсами должен соответствовать операциям, выполняемым вооруженными силами страны и учитывать структурные изменения и их влияние на военную мощность. Кадровый состав Вооруженных Сил Румынии включает в себя 112000 военных и 28000 гражданского персонала.
Внедрение требований реструктуризации вооруженных сил и поставок оборудования значительно увеличивает размер фондов, необходимых для финансирования армии с 710 миллионов долларов США в 2000 году до 1 миллиарда 190 миллионов долларов США по состоянию на 2007. К этим суммам следует добавить расходы на закупки и средства, необходимые на подготовку и медицинское обслуживание кадрового состава.
Подобная концепция является наиболее приемлемым для Румынии вариантом и в тоже время действенным элементом стабильности процесса планирования. При таких обстоятельствах стратегия распределения ресурсов должна охватывать два одновременных фундаментальных аспекта. Во– первых речь идет о финансировании программ, внедрение которых необходимо для достижения задач, указанных в Project Force 2005 с одновременным резким сокращением финансирования программ, в которых больше нет необходимости. Во-вторых, приоритетной будет являться сбалансированность бюджета при распределении ресурсов. В 2000 году финансирование армии распределялось следующим образом: 57% на кадровый состав, 33% на руководство и содержание, 28% на закупку военного оборудования, 13% на административные расходы. По подсчетам, Румыния сможет выполнить требования Альянса в 2006 году (40% на кадровый состав, 35-40% на закупки, 20-25% на руководство и содержание).
Распределение ресурсов будет тесно связано с бюджетом, предусмотренным для многолетнего планирования. Планирование состоит из двух этапов. Первый этап (2000-2003 год) подразумевает распределение ресурсов на реструктуризацию действующих соединений в соответствии с минимальными требованиями к надежной обороне. При втором этапе (2004-2007 год) особое внимание будет уделяться модернизации военного оборудования. Этапы этого процесса взаимосвязаны, поэтому сроки их выполнения могут регулироваться на основании поступления дополнительного финансирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вооруженные Силы Румынии действуют на основании приказов Верховного командования, защищая и способствуя интересам национальной безопасности страны, которые указаны в официальных документах. Человеческие и материальные ресурсы Румынии и важность ее географического расположения в регионе подразумевают, что национальные интересы страны можно выполнить, внося вклад в безопасность региона. Наиболее приемлемым вариантом выполнения национальных интересов страны являются военные, действующая сила, способная выполнять адекватные действия.
Подобная сила может внести свой вклад в операции, проводимые под эгидой ООН, ОБСЕ и других международных организаций, благодаря своей способности к развертыванию, мобильности и быстрой интеграции в состав объединенных вооруженных сил. Подобная сила обеспечивает безопасность в регионе, являясь основой для партнерских действий с соседями и остальными государствами региона и моделью подготовки профессионального военного. Профессиональная армия способна быстро и эффективно действовать при предотвращении конфликта и ликвидации последствий кризисных ситуаций, не допускать перерастания кризиса в конфликт, отражать нападение противника (в случае необходимости) и побеждать.
Несмотря на дороговизну внедрения и разработки Project Force 2005 существующая ситуация с безопасностью дает стране возможность выполнить его задачи, одновременно поддерживая соответствующий уровень боеготовности.
Создание новой структуры армии, ее модернизация, профессионализация и стандартизация подготовки кадрового состава, и временная рационализация определенных категорий закупок является наилучшим вариантом при наличии ограничений, связанных с переходом. Транспортная система должна адаптировать свои ресурсы целям и задачам, указанным в стратегии, предоставляя адекватную поддержку снабжения вооруженных сил. Существующая инфраструктура должна обладать мощностями для поддержки Вооруженных Сил Румынии и вооруженных сил партнеров и будущих союзников.
Ресурсы вооруженной защиты, включая кадровые, финансовые, технологические, научные, материальные и другие средства, предоставляемые государством, определяют качественный и количественный состав вооруженных сил и процент поставок военного оборудования, необходимого для обеспечения безопасности страны. В дальнейшем Вооруженные Силы Румынии должны быть готовы не допустить и отразить, в случае необходимости, любую возможную вооруженную агрессию против Румынии.
Вооруженные Силы Румынии готовы защищать национальные интересы страны, основываясь на приказах политических лидеров и положениях конституции. Вооруженные Силы Румынии не призваны быть источником беспокойства остальных государств. Вооруженные Силы Румынии были и будут одним из фундаментальных институтов страны и национальной обороны.