Директива национальной обороны Испании

ДИРЕКТИВА НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ ИСПАНИИ 1/2004
ВВЕДЕНИЕ
После перехода к демократии, испанская оборонная политика развивалась, чтобы отражать изменения в международной стратегической ситуации, все более и более возрастающую роль Испании в мире, а также развитие нашего общества и последовательных национальных правительств.
Этот процесс управлялся последовательными Директивами Национальной обороны, выпущенными в 1980, 1984, 1986, 1992, 1996 и 2000.
На международной арене эти директивы вели нас к широкому участию в западных организациях по безопасности и защите. Таким образом, мы продвинулись от традиционной концепции, связанной с суверенитетом, наблюдаемым в территориальных условиях – с почти единственным фокусом на военных аспектах – к другой, более широкой концепции общей безопасности и коллективной обороны с нашими партнерами и союзниками, в которую должно быть вовлечено все общество.
На национальной арене директивы всегда в числе своих целей включали усовершенствование органической и функциональной структуры Министерства обороны и модернизацию Вооруженных сил, особенно относительно модели, размера, структуры и операционных способностей сил, а также объединенного характера военных операций.
В связи с этим правительство представило верхней и нижней палате испанского Парламента основные принципы, описывающие эту Директиву, и включило ряд комментариев, сделанных различными парламентскими группами.
1. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ
Стратегическая ситуация в начале двадцать первого столетия характеризуется тем фактом, что наряду с традиционными рисками и угрозами для международного мира, стабильности и безопасности появились другие, новые риски и угрозы, такие как межнациональный терроризм с его глобальной досягаемостью и его огромным потенциалом для причинения ущерба различным способом.
Атаки в Нью-Йорке, Мадриде и Беслане, выявили, что перед лицом этих новых рисков и угроз, традиционное военное превосходство не является эффективным средством устрашения, и при этом оно не может больше автоматически гарантировать безопасность. К тому же, оно неспособно обеспечить эффективное предотвращение террористических атак или предотвратить риск быстрого распространения оружия массового поражения, несмотря на то, что возможность террористических группировок приобретать это оружие на сегодня представляет наиболее серьезную угрозу глобальной безопасности.
Противостояние этим новым угрозам, особенно терроризму, является ключом к стратегии организаций международной безопасности и защиты. Европа также должна занять решительную позицию против этих угроз и проблем, пока она не стала легкой целью. В рамках этих усилий Европа может рассчитывать на явную и твердую поддержку Испании, как одного из ее наиболее преданных партнеров.
Впервые в его истории Европейский союз принял собственную стратегию безопасности. Эта стратегия, однако, требует большей решительности, адекватных ресурсов и более эффективного и последовательного использования в распоряжении средств для урегулирования кризисов и предотвращения конфликтов. Это – по-настоящему решительные требования, чтобы ни одна европейская страна не была способна к самостоятельной встрече.
Европейская стратегия основана на многосторонней системе согласованных действий и инициатив в пределах организаций по безопасности и защите, с возможностью выполнения ранних и быстрых вмешательств и, в случае необходимости, применения силы; системе, основанной на признании того, что Совет Безопасности ООН несет фундаментальную ответственность за поддержание международного мира и безопасности.
Со своей стороны Североатлантический альянс, членами которого мы являемся, и который был первой организацией, признающей необходимость адаптации традиционных ответов на новую стратегическую ситуацию, погружается в глубокий процесс, включающий преобразование ее структуры, процедур и возможностей с целью создания союзных войск, лучше снабженных, действующих между собой и способных к действию с максимальной производительностью.
Поэтому мы сталкиваемся с новой стратегической ситуацией, в которой политика безопасности требует новые подходы и изменения в менталитете, особенно относительно кризисного управления и разрешения конфликта, а также потребности приспособить Вооруженные силы к любым изменяющимся обстоятельствам.
Все это должно быть включено в новую оборонную политику, которая, как и национальные иностранные и прочие политики, будут содержать элементы преемственности и новые элементы, отражающие изменения по сравнению с методами прошлых периодов.
2. СТРУКТУРА ИСПАНСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ЗАЩИТЫ
В вопросах безопасности и защиты, Европа – наша область приоритетного интереса. Мы – европейцы, и наша безопасность неразрывно связана с континентом.
Испания будет способствовать и поддерживать подлинную европейскую безопасность и оборонную политику, поддержит инициативы, разработанные, чтобы достигнуть общей защиты, и будет способствовать обеспечению Европейского союза гражданскими и военными возможностями, необходимыми для активного и независимого вмешательства для предотвращения и решения конфликтов и для способствования сохранению международного мира и безопасности, в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
Если мы хотим это сделать, мы должны быть в состоянии сотрудничать с определенными странами, если будет принято такое решение, развивать более требовательные военные способности и брать более жесткие обязательства, в порядке, предусмотренном в Конституционном Соглашении относительно Европейского союза.
Этот приоритет сочетается со здравыми и сбалансированными трансатлантическими отношениями, другим существенным элементом европейской защиты, как признано непосредственно в Конституционном Соглашении. Союзники по обе стороны Атлантики разделяют и защищают те же самые принципы и ценности. Испания убеждена, что сильная Европа не ослабляет эти отношения, а, напротив, усиливает их.
В этой вязи, Испания твердо и ясно является переданным союзником в пределах Североатлантического альянса и тем, кто, кроме всего прочего, поддерживает тесную связь и прочные отношения с Соединенными Штатами Америки – отношения, которые должны быть основаны на кредитоспособности и диалоге, а также на взаимном доверии и уважении.
Аналогичным образом, Средиземноморье представляет особый интерес для Испании. Что касается безопасности и защиты, инициативы, которые способствуют диалогу и развивают двустороннее сотрудничество со странами Средиземноморского региона, являются обязательными. Мы также будем поддерживать многосторонние инициативы Европейского союза, Североатлантического альянса и ОБСЕ в Средиземноморском регионе.
Латинская Америка составляет другую привилегированную область для Испании. Оборонная политика усилит двусторонние отношения и, при необходимости, военное сотрудничество. Кроме того, мы поддержим региональные инициативы, разработанные, чтобы расширить многостороннее сотрудничество между странами латиноамериканского Сообщества.
3. ИСПАНСКИЙ ОТВЕТ
Внешняя деятельность Испании должна быть основана на скрупулезном уважении к международному праву, как средству решения конфликтов, а также на признании Организации Объединенных Наций, в качестве организации, отвечающей за обеспечение международного мира и безопасности. Подобная деятельность также делает акцент на более эффективном использовании всех доступных политических, дипломатических, экономических и социальных инструментов, чтобы добиться мирного урегулирования споров и предотвращения конфликтов таким образом, чтобы военное вмешательство было рассмотрено только в качестве крайней меры.
Кроме того, в целях содействия распространению мира, безопасности и стабильности во всем мире, и особенно в свете приоритета, отведенного для борьбы с терроризмом, действия Испании за пределами её границ будут направлены на осуществление наших обязательств перед международными организациями, такими как Европейский союз, Североатлантический альянс и ОБСЕ.
В результате, участие наших Вооруженных Сил за рубежом будет осуществляться в контексте эффективного принципа многосторонних отношений, требующего выполнения двух условий: во-первых, то, что будет иметь место предшествующее решение, вынесенное Организацией Объединенных Наций или, если требуется, другой многонациональной организацией, в которой Испания является членом и, во-вторых, что вовлечение испанских Вооруженных сил должно быть только с согласия Парламента. Все это должно быть без ущерба для права на самооборону, осуществленную или в одностороннем порядке или совместно, как предусмотрено в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций и в международных оборонных соглашениях, ратифицированных Испанией.
Ввиду необходимости быть наготове и быть способными ответить на любой случай, испанская стратегическая концепция будет базироваться, с одной стороны, на поддержании способности национальной обороны как сдерживающего фактора, и по-настоящему национальной способности дать ответ, а, с другой стороны, на коллективной защите и безопасности, которую мы разделяем с нашими партнерами и союзниками.
В целях решения новых задач, существует потребность в новых военных способностях и структурах, и в новых рабочих процессах. Поэтому будет необходимо провести процесс преобразования Вооруженных сил и разработать реалистическую модель для их профессионализации, чтобы они могли быть в состоянии эффективно выполнять миссии, возложенные на них правительством.
Точно так же в соответствии с этой стратегической концепцией, мы должны определить, до какой степени мы хотели бы развивать наш военный уровень амбиций; то есть, мы должны определить те усилия, которые Испания готова сделать для удовлетворения национальных требований, а также наши обязательства в области общей безопасности и коллективной обороны.
Все вышеупомянутые, наряду с тем, что новое правительство, делает необходимым выпускать новую Директиву Национальной обороны, которая, в свете того, что было сказано, регулирует развитие испанской оборонной политики на время VIII законодательного периода.
4. ЦЕЛЬ ДИРЕКТИВЫ
Цель этой Директивы состоит в том, чтобы установить руководящие принципы для оборонной политики и для ее развития, с целью обеспечения защиты родины, вклада в безопасность испанского народа и продвижения международного мира, безопасности и стабильности.
5. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ
Оборонной политикой будут управлять следующие руководящие принципы:
1. Укрепление роли Вооруженных сил, в качестве важного фактора во внешних действиях испанского государства;
2. Динамическая и постоянная реформа Вооруженных сил, чтобы приспособить их к обстоятельствам и потребностям, являющимся результатом стратегической ситуации, существующей в любой момент времени;
3. Выполнение, совместно с нашими партнерами и союзниками, наших обязательств в области общей безопасности и коллективной защиты;
4. Устойчивая и решительная поддержка эффективной многосторонней системы, как средство разрешения конфликтов, с полным соблюдением резолюций Совета Безопасности ООН;
5. Активное участие Парламента в обсуждении главных проблем оборонной политики и поиск парламентской поддержки для решений правительства относительно участия испанских Вооруженных сил в операциях за границей.
6. РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ОБОРОННОЙ ПОЛИТИКИ
Оборонная политика будет разработана в соответствии со следующими руководящими принципами:
(a) В международной сфере:
1. Решительно поддерживать коллективную безопасность и оборонную политику Европейского союза через нашу приверженность глобальной цели Хельсинки 2010, наш вклад в развитие Боевых групп, и наше участие в Плане действий Европейских Способностей и Европейской Оборонной Службы;
2. Принимать активное участие в инициативах расширенного и преобразованного НАТО, в особенности в пражском обязательстве о потенциале и силах реагирования, с целью содействия эффективному предотвращению конфликтов и, при необходимости, урегулированию кризисов;;
3. Укреплять отношения между Европейским союзом и НАТО в твердом убеждении, что твердая, здравая и сбалансированная, трансатлантическая связь – решающий фактор в достижении международного мира и стабильности;
4. Способствовать повышению безопасности в Средиземноморском регионе путем укрепления средиземноморского измерения общей безопасности Европейского Союза и оборонной политики, в пределах более широкой структуры Барселонского Процесса и средиземноморского диалога Североатлантического альянса;
5. Способствовать основательным и сбалансированным отношениям с Соединенными Штатами Америки, основанными на Оборонном Соглашении о сотрудничестве и управляемыми целями и задачами совместной декларации от 11 января 2001, которая, среди прочего, предусматривает политическое, научное, промышленное и технологическое сотрудничество;
6. Установить более близкие отношений, касательно безопасности, защиты и военного сотрудничества со странами латиноамериканского Сообщества Стран;
7. Расширить оборонную дипломатию, укрепить взаимное доверие с вооруженными силами стран в областях, представляющих стратегический интерес.
(b) В национальной сфере:
По организации обороны
1. Проект нового конституционного права по национальной обороне. Этот закон изложит задачи и назначения Вооруженных сил, установит основные принципы военной организации в соответствии с конституционными принципами, определит существенные принципы, которые должны лежать в основе использования Вооруженных сил, и определит путь, которым Парламент должен представить свои решения относительно участия испанских Вооруженных сил в военных операциях за границей;
2. Реорганизация Штаба обороны:
– Рационализация структуры Совместного Штаба обороны;
– Сведение вместе военных разведывательных служб в Центре Разведки Вооруженных сил и координирование их операций с Национальным Центром Разведки;
– Инициирование работы Операционной Команды Вооруженных сил для планирования и проведения операций;
– Учреждение организации реструктурирования Вооруженных сил с миссией наблюдения за реформой структуры, способностями и военной доктриной Вооруженных сил, в целях увеличения их операционной эффективности.
3. Создание совместных сил быстрого реагирования из хорошо обученных подразделений, которые доступны в короткие сроки, и которые могут быть собраны очень быстро для чрезвычайной миссий под оперативным командованием Вооруженных Сил.
По реформе Вооруженных сил
1. Определение модели Вооруженных Сил, их возможностей, численности персонала, а также размер сил и их вспомогательных подразделений с целью сделать их более мобильными и гибкими и лучше подходящими для совместной миссии, а также полностью совместимыми с вооруженными силами наших партнеров и союзников;
2. Содействие реформе вооруженных сил в соответствии с новой моделью по оснащению их технологически продвинутыми возможностями, и структурируя их таким образом, чтобы у них была градуированная возможность для ответа;
3. Определение, с утверждением правительства, до какой степени страна хочет развить свой военный потенциал на время текущего законодательного периода; оно будет включать определение суммы ресурсов, их уровень доступности и численность персонала, чтобы удовлетворить национальные потребности, так же как количество и объем операций за границей, в которых Вооруженные силы должны быть в состоянии одновременно участвовать;
4. Разработка новой и реалистичной модели для профессионализации Вооруженных Сил, которая соответствует особенностям испанского общества, основанного на уровнях квалификации и специализации, необходимых, чтобы удовлетворить новые технологические и органические требования современных армий, и это будет способствовать изменению в менталитете, позволяющем силам приспособиться к их новым миссиям;
5. Определение численности персонала штата команды, войск, военно-морского персонала и резервистов в соответствии с моделью вооруженных сил, демографическими прогнозами и возможностями финансирования;
6. Реформа военной профессии путем принятия новой структуры корпусов и званий, с системами для поощрения и продвижения, которые служат стимулированием для самоотверженности и профессионального усилия;
7. Улучшение оборудования в целях повышения оперативной эффективности вооруженных сил, завершив программы вооружения, которые уже идут полным ходом, а также инициирование других подобных программ, которые могут быть необходимы для реформы Вооруженных сил; будет поддержан баланс между приобретением нового оборудования и обслуживанием текущей операционной силы;
8. Поощрение исследования, развития и инновации, для поддержания высокого уровня технологии, таким образом, улучшая операционные способности Вооруженных сил и способствуя конкурентоспособности отрасли национальной обороны;
9. Поддержание, во время текущего законодательного периода, устойчивое увеличение бюджетной суммы не менее той, которая была между 2003 и 2005, чтобы обеспечить устойчивую экономическую среду, позволяющую успешно выполнять реформу Вооруженных сил.
По сотрудничеству с другими организациями
1. Развитие новой национальной системы кризисного управления, чтобы заменить существующую профилактическую оборонную систему;
2. Достижение эффективной координации между гражданскими и военнослужащими, участвующими в операциях гуманитарной помощи, кризисного управления и поддержки гражданских властей;
3. Сотрудничество в системе гражданской обороны и, вместе с другими государственными учреждениями, в особенности силами безопасности и агентствами, содействие поддержанию безопасности и благосостояния со стороны граждан;
4. Повышение уровня культуры безопасности и обороны в испанском обществе; с этой целью правительство, действуя по приказу Министерства обороны и в координации с другими государственными учреждениями, будет способствовать распространению сообщения о роли и значении обороны с целью поощрения более активного участия со стороны общества, а также чтобы сделать возможным осуществление права и обязанности защитить Испанию, как предусмотрено в соответствии с Конституцией.
7. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
1. Министр обороны уполномочен издавать особые руководящие принципы, которые могут быть необходимы для осуществления этой Директивы.
Мадрид, 30 декабря 2004
Премьер-министр
Хосе Луис Родригес Сапатеро