Из Жития святого Северина Евгиппия

ИЗ ЖИТИЯ СВЯТОГО СЕВЕРИНА ЕВГИППИЯ
V. 1. В это время король ругиев по имени Флакцитей, едва вступив на престол, был сильно напуган неисчислимым множеством своих соседей – весьма враждебно настроенных к нему готов , проживавших в Нижней Паннонии. По этой причине Флакцитей попросил блаженнейшего Северина вопросить как бы небесного оракула. Придя к слуге Божьему, поведал король рыдая, что желает уйти от готских вождей в Италию , ибо они, вне всякого сомнения, замыслили его убить, хотя и отрицают это.
2. Тогда Флакцитей получил от святого мужа такой ответ: «Если бы нас с тобой связывала общая католическая вера , то ты должен был бы больше расспрашивать меня о жизни вечной, но, поскольку ты печешься только о земном благополучии, которое и нам небезразлично, то выслушай наставление. Не бойся ни войска, ни враждебных готов, ибо скоро, с их уходом , ты будешь править в желанном спокойствии и благополучии, если только не оставишь без внимания предсказаний моих по малости моей. Итак, да не постыдно будет тебе заключать мир даже с самыми ничтожнейшими, не уповая на свои добродетели. Святое Писание говорит: «Проклят тот, который надеется на человека и плоть делает своею опорой и которого сердце удаляется от Господа». Итак, учись избегать козней, но не строить их, и тогда в конце жизни с миром перейдешь ты на погребальное ложе свое».
3. После этого, возрадовавшись душой и телом, Флакцитей удалился. Но тут ему сообщили, что шайка разбойничающих варваров захватила в плен нескольких ругиев. Король немедленно послал людей к человеку Божьему за советом. Северин же предостерег Флакцитея святыми наставлениями, дабы не преследовал он разбойников, говоря при этом по Божественному наущению: «Если станешь преследовать, то тебя убьют. Опасайся переходить Дунай и бойся засад, приготовленных тебе в трех местах. Не торопись, ибо скоро придет надежный человек, который расскажет тебе об этих варварах подробнее».
4. Вскоре двое пленников, бежав из расположения врага, благополучно прибыли к Флакцитею, как то и предсказывал в своем откровении блаженнейший муж Христов. Так славный король, порушив козни многочисленных противников, окончил жизнь свою в счастии и спокойствии .
VI. 1. Однажды некий ругий, терзаемый на протяжении двенадцати лет болезнью костей, был полностью разбит параличом. Нестерпимейшая боль во всем теле продолжительностью своей сделала его известным даже соседям. И вот, поскольку никакие лекарства не оказывали улучшающего воздействия, мать-вдова, поместив сына на повозку, пришла к святому мужу и, положив страждущего перед входом в монастырь, с обильными слезами стала умолять, чтобы ей вернули единственное дитя здоровым.
2. Но человек Божий, взволнованный настоятельными просьбами и великими слезами, так сказал: «Кто гнетет меня ложным слухом? Почему меня считают способным к тому, чего я не могу? Ведь не простирается моя добродетель столь далеко. Однако я дам тебе совет». И повелел женщине, дабы она что-нибудь подала бедным. Та, нисколько не медля, быстро сняла с себя верхнюю одежду и поспешила поделиться ею с нуждающимися.
3. Услышав об этом, человек Божий был весьма удивлен ее пылу и приказал, чтобы она покрылась плащом своим, говоря при этом: «Когда сын твой после исцеления по воле Божьей вместе с тобой отправится обратно, дары свои умножь». Сказав так, спустя несколько дней Северин, по обыкновению своему постом и продолжительными молитвами, исцелил расслабленного и отправил домой здорового, на своих ногах пошедшего.
Тот же, когда находился после исцеления в рыночные дни среди собравшихся на торжище людей, поведал всем об удивительном чуде. Некоторые сказали: «Вот тот, все тело которого было разложено гниением». Между другими же присутствующими разгорелся великий спор.
И вот с того времени, когда было возвращено здоровье отчаявшемуся, народ ругиев, приходя к слуге Божьему, начал за кротость воздавать благодарностью и просить сил своим расслабленным. Из других же народов, к которым достигла слава о столь великих чудесах, многие пожелали увидеть Христова воина.
VII. 1. И с таким же благоговением предстали перед ним некие варвары, которые, идя в Италию, завернули к Северину, желая получить благословение.
2. Среди них был и Одоакр, который позже правил в Италии , в то время юноша высокого роста, облаченный в самые жалкие шкуры. Он, дабы не задевать своей головой очень низкий потолок кельи, нагнулся и, стоя в дверях, вопросил человека Божьего о своей судьбе. Ему, прощаясь, Северин сказал так:
«Иди в Италию, иди! Ныне ты покрыт самыми жалкими шкурами, но вскоре будешь раздавать великие богатства».
ѴШ. 1. Король Фелетей, он же Фева , сын упомянутого Флакцитея, следуя примеру отца, стал усердно посещать святого мужа еще до начала своего правления. Но злобная и зловредная супруга его, по имени Гизо, часто отвлекала своего мужа от дел благочестия. И вот она, среди прочих своих несправедливостей, задумала как-то перекрестить нескольких католиков , но по робости своей, а также из-за страха мужа своего перед блаженным Северином, от святотатственного своего замысла отказалась.
2. Однако, будучи отягощенная жестоким характером, все же приказала переправить через Дунай нескольких римлян. И вот однажды повелела она увезти к себе на другой берег Дуная нескольких человек, шедших в одну из деревень, что была расположена недалеко от Фавиан , желая, наверное, обречь их на унизительное прислужничество в рабстве. Сразу отправившись к ней, человек Божий потребовал немедленно отпустить пленных обратно. Однако королева, учинив это злодеяние, воспылала огнем женской ярости и повелела его прогнать. «Молись себе, – сказала она, – раб Божий, забившись в своей келье: нам же подобает поступать с нашими рабами так, как нам заблагорассудится».
3. Выслушав эти слова, человек Божий ответил: «Полагаюсь во всем на Господа Иисуса Христа, ибо силой принуждается человек к исполнению того, что презрел он по своему дурному умыслу». И скорое наказание не замедлило настигнуть посягнувшую на души похищенных. Незадолго до этого приказала она взять под крепкую стражу неких золотых дел мастеров, родом варваров, работавших над украшением знаков королевского достоинства. К этим мастерам в тот день, когда королева пренебрегла рабом Божьим, зашел, влекомый детским любопытством, юный сын упомянутого короля, по имени Фредерик. Тут же золотых дел мастера приставили к груди ребенка меч и объявили, что дали друг другу клятву: если кто-либо из стражи попытается к ним войти, то они сначала убьют малолетнего принца, а затем себя, ибо не имеют уже никакой надежды, изнуренные долгим пребыванием в заточении.
4. Узнав об этом, жестокая и нечестивая королева, разорвав от горя на себе одежды, так воскликнула: «О раб Божий Северин, так-то воздались Богом твоим причиненные мной несправедливости? Такое наказание ты испросил мне своими многочисленными молитвами, дабы покарать меня во плоде чрева моего? «И в столь великом горе пребывала она, и с такими жалобными стенаниями металась, признавая себя проклятой за грех злодеяния, что, стремясь пробудить в рабе Божьем жалость, приказала немедленно переправить на конях обратно тех римлян, которые в тот день были захвачены ею и из-за которых она отвергла просящего. Золотых же дел мастеров, вскоре принявших от нее клятву и отпустивших ребенка, королева также выпустила из заточения.<…>
XXXI. 1. Фелетей, он же Фева, король ругиев, зная, что оставшееся население всех городов, что были разрушены оружием варваров, перебралось в Лавриак, собрал свое войско и направился туда, надеясь всех осевших в Лавриаке увести с собой и разместить их как платящих подати в своих городах и землях. Одним из таких городов были Фавианы, отделенные от ругиев только Дунаем.
2. По этой причине встревоженные жители Лавриака всем миром пришли к святому Северину, умоляя его выйти навстречу Фелетею и при личном свидании с королем смягчить его душу. Северин, проведя в пути всю ночь, ранним утром на двадцатой миле от города встретил его. Король, сразу же испугавшись блаженного мужа, сослался на свою усталость от многочисленных тягот пути, ибо искал повода, дабы избежать неожиданной встречи.
Ему же раб Божий так сказал: «Мир тебе, наилучший король. Я пришел посланником Христа, намереваясь просить снисхождения к подданным твоим. Вспомни милости, вспомни Божественные благодеяния, в которых отец твой часто ощущал поддержку. Ибо во все времена своего правления он не предпринимал ничего, не посоветовавшись со мной. Потому, не прекословя полезным предсказаниям, насколько душа его была сильна кротостью и насколько он от своих триумфальных побед смог не впасть в гордыню, познал Флакцитей долгое благополучие».
И сказал король: «Народ этот, за который ты пришел милосердным заступником, я не позволю подвергнуть полному разграблению ни алеманнам, ни тюрингам, не позволю ему и от меча погибнуть, а также увести в рабство. Эти люди станут платить подати в городах наших и землях, где и хочу я их разместить».
Ему раб Христов сурово ответил: «Разве луком твоим или мечами людей, которых ты привел с собой, были спасены жители городов от грабежа и полного разорения? И разве по милости Божьей определены они к тому, чтобы ты насильно увел их с собой? Итак, ныне, король наилучший, не пренебреги моим советом: допусти под мое покровительство этих подданных твоих, дабы не претерпели они, войском гонимые, больше, чем при переселении. Я же уповаю на Бога моего в том, что Он, Который поставил меня пребывать среди бедствий их, водительством Своим сотворит им все то хорошее, что обещано тобою».
6. Услышав это, король, усмиренный разумными речами, сразу же возвратился обратно и увел свое войско. Римляне же, которых святой Северин взял под свое покровительство, уйдя из Лавриака, были добровольно размещены в городах, мирно проживая в добром соседстве с ругиями. <…>