Жалованная грамота Савво-Сторожевскому монастырю об освобождении от дани и пошлин

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ЗВЕНИГОРОДСКОГО КНЯЗЯ ЮРИЯ ДИМИТРИЕВИЧА САВВО-СТОРОЖЕВСКОМУ МОНАСТЫРЮ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ОТ ДАНИ И ПОШЛИН ЖИВУЩИХ НА МОНАСТЫРСКИХ ЗЕМЛЯХ ЛЮДЕЙ И О НЕПОДСУДНОСТИ ИХ КНЯЖЕСКИМ НАМЕСТНИКАМ И ВОЛОСТЕЛЯМ (1404 г.)
Пречистый ради милости и честнаго ея рождества, се яз князь Юрьи Дмитреевичь, что яз дал Пречистой в дом, на Сторожи, отцу своему игумену Саве с братиею, или кто по нем иный игумен будет, села свои в Звенигородцком уезду, село Белгина и с деревнями, деревня Тимонина, деревня Павликова, деревня Козинская, да Клодубацынское, да деревню Гледеновскую, да деревню Еремееву, да селцо Усть Развадни, да к тому селцу придал есми Патрикеевьской земли, дал есми в Рузском уезду, в Замошьи, село свое у Василья святаго и с деревнями и с прудом и со всем с тем, что к тому селу изстари потегло. А что собе отець мой игумен Сава с братьею прикупят земель, или что им дадут земль по души в моей вотчине: и который люди ймуть жити на тех землях монастырских, и тем людем ненадобе моя дань, ни ям ни подводы, ни мыт, ни тамга, ни писчея белка, ни осьмничии, ни костки, ни явка , ни иная которая пошлина, ни города не делают, ни двора моего не ставят, ни коня моего не кормят, ни сен моих не косят, така ж ни к сотцкому, ни к дворскому, ни десятскому, с тяглыми людми не тянут ни в которые проторы и в размет, ни в иные, в который пошлины. А наместницы мои Звенигородцкии и волостели Звенигородцкии, и Рузскии мои наместники и волостели мои Рузскии и их тиуни на тех хрестьянех на монастырских кормов своих не емлют, ни всылают к ним ни по что, а праветщики и доводщики поборов не берут, ни въежщают; а ведает игумен Сава сам свои люди во всех делех и судит сам во всем, или кому игумен прикажет, оприче душегубства. А случитца суд сметной городцким людем или волостным с монастырскими людми, и наместницы мои Звенигородцкии и Рузскии и их тиуни тех людей судят, а игумен с ними судить, или кому прикажет в свое место. А прав ли будет или виноват монастырской человек, и он прав и виноват монастырю, игумену с братьею, а наместники мои и волостели и их тиуни в монастырского человека не вступаютца, ни в правого, ни в виноватого; а ведает игумен в правде и вине своего человека сам, а истцево заплатят на обе стороны.
А прав ли, и виноват ли городцкий или волостный человек будет, и он в правде и вине наместником моим и волостелем и их тиуном, и им истцево заплотят; а игумен с братьею или их приказщик в городнаго и волостного человека не вступаютца. А пятенщики мои, Звенигородский и Рузскии у манастырских людей коней не пятнят, а таможники мои тамги не емлют на монастырских людях: яз князь Юрьи Дмитреевичь Пречистой дал пятно и тамгу, на темиян дал игумену Саве с братьею: держит игумен в монастыре свое пятно. Которой хрестьянин манастырской купит или меняет, и он пятнить в монастыре; а которой хрестьянин манастырской продасть в торгу или в селе, и они тамгу платят игуійену Саве в монастыре, а которой пропятнитца или протамжитца манастырский, игумен Сава вину возмет на монастырь, а таможники мои Звенигородцкии и Рузскии в монастырского человека не вступаютца. Да дал яз князь Юрьи Дмитревичь отцу своему игумену Саве борть свою по речки по Иневи и от суходола по Покров святей богородици, от Покрова по Нару вверх до Ваишева, до реки Москвы, а по другую сторону, по правую по Олександрова село по Шубина, да по слободкы по Дмитреевой, да по Нахабну к реце Москве; дал яз князь Юрьи Дмитреевичь отцу своему игумену Саве бортника Ондрейка Телицына с деревнею, в которой живет на Репищи, и он те борти манастырскии делает. А через сю мою грамоту кто их чим изобидит, быти от меня в казни. А грамота писана в лета 6912, месяце майя 10 день.