Договор о перемирии между Государствами Российским и Польским, 1667
1667 Января 30.
Договор о перемирии на и 13 лет и 6 месяцев между Государствами Российским и Польским, учиненный на съезде в деревне Андрусове полномочными послами. (П. С. 3. № 398).
Перевод с перемирной записи с польского письма кавову дали польские и литовские комиссары Царского Величества великим и полномочным послам на 36 съезде нынешнего 175 года Генваря в 20 день.
Наияснейшего и Великого Государя, Яна Казимера, Божией милостью, Короля Польского и Свейского, Великого Князя Литовского, Русского и иных, Его Королевского Величества и всех чинов Речи Посполитой обоего народа Коруны Польской и Великого Княжества Литовского, духовных и мирских, мы великие и полномочные послы и комиссары Юрьи Карол Глебович на Дубровне, генеральный Княжества Жмодцкого и Борисовский и прочих староста, Хриштов на Бакштах Завита, маршалов великий, Великого Княжества Литовского Чичерский и прочих староста, Киприан Павел Бростовский, референдарь и писарь Великого Княжества Литовского Давговский Субоцкий Быстрицкий и прочих староста, Стефан Ледоховский, подкоморей Кременецкий, Ян Антоней Храповицкий, подкоморей Воеводства Смоленского, Марковицкий и прочих Дерьжавец, Станислав Казимер с Кожухова Кожуховский, столник Воеводства Калижского.
Будучи мы, по указу Его Королевского Величества Пана нашего милостивого и по вручению целой Речи Посполитой на съездах с другой стороны, Божией милостью Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и многих государств и земель восточных, западных и северных отчича, дедича, Наследника, Государя и Обладателя, Его Царского Величества с великими и полномочными послы ясновельможным и вельможными, окольничим и наместником шатцким Офонасьем Лаврентьевичем Ардиным Нащокиным, дворянином и наместником кадомским с Богданом Ивановичем Ардиным Нащокиным с дьяком Григорием Богдановым, меж Смоленском и Мстиславлем; близко реки Городни, в деревне Андросове, с великим и неотступным радением меж себя говорили есмя, чтоб меж наияснейшим Великим Государем нашим, его Королевским Величеством и Коруною Польскою и Великим Княжеством Литовским и целою Речью Посполитой, тако ж и меж Великим Государем, Его Царским Величеством и Государством Московским, все недружбы и разности, которые в прошлых летах учинилися, и на остаток до явной недружбы и войны и до пролития крови пришло, успокоить и дружбы утвердить; и хотя в том, нынешнем времени, для многих с обоих сторон заходящих общих трудностей, до учинения вечного покою меж теми обоими Великими Государи нашими приитить не могло; однако ж видя тех же Великих Государей наших подвижность, и Их Величеств обоих Государств желание до покою святого, как есмя с начала нынешней комиссии нашей о утишении войск постановление общее верою утвердили, радения паши о вечном или временном покое неотступное имети; тако ж и против полной мочи, которая нам от Великих Государей на учинение святого покою дана есть, усматривая счастливейшего времени, в котором бы вышеупомянутая дружба до совершения дошла, и меж Великими Государи нашими и их великими Государствами, до покою крепкого прийти могло; сие статьи на 31 съезде нашем, се есть Генваря в 13 день против календаря нашего, отправленным договорили и вообще постановили есмя:
1. Чтоб перемирье от нынешнего года, от Рождества Сына Божия считая, то есть от 1667-го году, а от создания мира 7175-го году, от месяца Июня через тринадцать лет, нераздельно по себе иду чих, даже до году от Рождества Сына Божия 1680-го, а от создания миру до 7188-го году, також до месяца Июня пребывало, и в те перемирные лета от начала нашего договору и постановления, даже, дан Боже, и до вечного совершения, всем недружбам, которые до сего времени и дня до совершения нынешнего перемирья от начала прошлой войны мечем, или иными какими ни есть недружбами учинилися, во всем отставленным, и успокоенным и впредь не мстительным и не памятным быть, и сем нынешним крепким перемирным поста нов лешем меж наияснейшим Великим Государем, Его Королевским Величеством, и Великим Государем, Его Царским Величеством и меж их великими государствами и землями и городами, как теми, что издавна в которой стороне были, тако ж и теми завоеванными, которые на нынешнем перемирном договоре в которую сторону достались, и меж подданными и людьми обоих сторон, обновленной и постановленной и утвержденной непорушимой дружбе быти, против нынешнего утвержения, которое без всякого нарушения во все те лета перемирные вышеупомянутые додержаны имеют быти крепко, и его Королевскому Величеству, так же и Его Царскому Величеству, меж себя, во всяких мерах добра общего хотети и брат брату лучшего искати, и во всем в правду с собою поступати.
2. А наияснейшего Великого Государя, Его Королевского Величества тако ж и Великого Государя, Его Царского Величества, их Государские именования и титлы писаны на обе стороны быти имеют в их Государств грамотах и во всяких письмах; так как в нынешней записи и в начале написано есть, без умаления и переменения, даже, даст Господь Бог, до постановления вечного покою; тако ж и в порубежных городах будущие сенаторы, и воеводы, и гетманы, и всякого уряду и чину, кому где ведать належати будет, а с другой стороны бояре и воеводы и приказные люди, по указу Великих Государей своих, их Государские именования и титлы во всяких письмах, против нынешнего нашего постановления, как в начале именовано, писати имеют, постерегая того, чтоб до недружбы причина ни в чем давана не была; а отпуски всякие из канцелярии его Королевского Величества и от порубежных Коруны и Великого Княжества Литовского, не Русским письмом, как до войны было, но Польским языком, как до сех мест во время нынешней войны делалось, выходити имеют.
3. А которые города и земли в сей прошлой войне от Коруны Польской и Великого Княжества Литовского завоеваны суть, и оставают во владении и в державе Его Царского Величества, се есть Смоленск со всею Северскою землею, с городами и с уездами, которые от того краю от Витебского и от Полотцкого и от Лифлянт, от Лютинского уездов до Смоленска, то есть Дорогобуж, Белая, Невль, Себеж, Красное, тако ж и Велиж, хотя издавна до воеводства Витебского належащий с своими местами и с уездами, а с другого краю, где есть Северские города, около Чернигова все города и земли, какими ни есть прозвищами и урочищами названные, оставатись имеют все в стороне Его Царского Величества; а в стороне Его Королевского Величества, от Днепра, что под Киевом, и через весь тот край до Путивльского рубежа никакого города, а ни места, а ни волости во владении, в нынешние перемирные лета от нынешнего времени и дня, належати не будет, не переходя однако ж рубежей воеводств Полотского, Витебского и Мстиславского, тако ж и поветов Оршанского, Мозырского, Речицкого и Браславского, тако ж и Лифлянскогo рубежа, так как в себе те рубежи и в давном своем очертанию до войны имели, и со всеми уездами, деревнями и волостями с обоих сторон Днепра и Двины рек, и иных будучими; до тех же воеводств и поветов, которые в державе Его Королевской милости и Речи Посполитой остаются належачими, опричь Велижа, которой для покою святого от воеводства Витебского отлучен, и в сторону Его Царского Величества сим договором до перемирных лет оставлен есть; а вниз Днепра, что именуются Запорота, и тамошние казаки, в каких они там оборонах, островах и поселениях своих живут, имеют быть в послушании под обороною и под высокою рукою обоих Великих Государей наших, на общую их службу от наступающих, от чего Боже сохрани, басурманских сил; однако ж тем, всем всякого чину жителем, которые в стороне Его Царского Величества, в местах через сие договоры до подлинного времени уступленых, останут, вольное имеет быть во всех тех местах употребления веры святой католической, без всякого о отпрововании богомолия своего в домах своих затруднения, а взаим тем всем всякого чипу Русским людям, которые в сторону Его Королевского Величества в местах через сии договоры уступлены оставают, вольное имеет быть употребование веры Греческой, без всякого в отправовании службы Божией затруднения, и в тех же всех, через сие договоры, остающихся в стороне Его Царского Величества местах и землях, как от Коруны Польской на Украине, тако ж и от Великого Княжества Литовского, никаких новых городов на новых местах во время того перемирья строить, а ни из тех же мест уступленных из городов и мест и волостей, никакого чину людей до Государства Московского, с поселений своих выводить Его Царское Величество не велит.
4. И то укрепляем, что никакая над казаки Украинскими по ту сторону Днепра, от Переяславля будучими месть чинена быти не имать, за то, что некоторые в сторону Его Королевского Величества и Речи Посполитой поддавались, а тех казаков по другой стороне реки Днепра от Киева будущих, Его Царское Величество от присяги, себе на подданство учиненной, освобождает, и в оборону свою приняти, и до мест и городов, там будущих, вступатися во все время сего перемирья не будет и не велит; а против того, и Его Королевское Величество тех казаков по другой стороне реки Днепра, от Переяславля будущих, в оборону свою принимати и до мест и городов там будущих, вступатися в те перемирные лета не будет и не велит.
5. А город Киев с Печерским монастырем, и с посадом, и с окольними ближними монастырями и с пашнями оных, которые монастырские живущие люди имеют в полях, тако ж и лесные входы на всякую домашнюю потребу с той стороны Днепра, на которой Киев есть, не больши над милею, чтобы удовольствованием в землях и в лесах городовым и монастырским людям, так от окольних, яко от Христианских людей, исполнено было, и додержано во время они же, о изведении людей ратных Его Царского Величества, из того ж города Киева, и о возвращении оного с теми ж местами именованными в сторону Его Королевского Величества договорены и отписаны.
6. А из завоеванных городов и земель уступлены суть в сторону Его Королевского Величества города и места: Полоток, Витебск, Диноборок, Лютин, Резина, Марнаус со всеми Лифлянтами полуденными, и со всеми тех городов всех именованных уездами, издавна к ним належавшими, опричь Велижа, издавна до Витебска належащего, а нс тех городов, которые недавно по взятию их церковные ризы, образы, книги и иные вещи, тако ж прибылые пушки и запасы пушечные и всякое ружье и денежная казна и хлебные запасы с Москвы привезенные, и служилые и жители прибыльные Русские люди, до городов Его Царского Величества близко будущих, на подводах до рубежа тех уездов вывезены быти имеют, а давние тех городов пушки и пушечные запасы и ружье, которые ныне суть в городах, тако ж живущие тамошние люди и шляхта в своих поселениях при уступлению тех городов оставлены быти имеют; а те вышеименованные уступленные города Полоцк, Витебск, Диноборок с Лифлянтами и иные города вышеименованные с иными местами и уездами Усвятом, Сурожем, Озерищем и с иными имеют быть отданные в сторону Его Королевского Величества и Речи Посполитой в нынешнем от Рождества Сына Божия 1667-ом году Марта месяца в 11 день, по новому календарю через присланных дворян, как от Его Королевского Величества, тако ж и от Его Царского Величества; однако ж людей тех а ни животов их, которые в подводы взятые будут, задерживать, а ни их обидеть люди Его Царского Величества не будут, а шляхте в тех уездах, уступленных тотчас по совершении договоров нынешних свои маетности отбирать вольно будет, в которых безопасно жить без помешки от людей Его Царского Величества в крепостях до вынития оставающихся имеют; а против того и люди Его Царского Величества, в тех крепостях будущие, во всяком от Его Королевского Величества людей, до вынития их из тех крепостей, в безопастве пребывати будут.
7. А самой город Киев с теми ж монастырями Печерскими и с иными при Киеве оставленными околицами, тако ж и с слушками с старыми, с которыми наперед сего Киев в сторону Царского Величества принят и с живностью в то время там же будущею, в сторону Его Королевского Величества и Речи Посполитой имеет быть отдан и очищен до первой о вечном покое комиссии, в тех перемирных летах припадающей се есть в два года, от нынешнего договора считаючи даст Господь Бог, в пришлом 1669 году в месяце Апреле в 15 день по новому календарю припадающем; однако ж до того очищения Киева и отдания оного в сторону Его Королевского Величества и Речи Посполитой, имеет быти от Великих Государей наших меж собою через посланников с любительными грамотами обсылка, чтоб с одной стороны о отдачи, а с другой стороны о принятии не без ведома было, которые обсылки хотя бы и не были, однако ж город Киев в сторону Его Королевского Величества и Речи Посполитой на срок против описания нынешнего, возвращен и уступлен быти повинен, которой тот Киев через те два года покаместа в держании Его Царского Величества будет имеет, имети крепкую 3 войска Его Царского Величества оборону как против бусурман, тако ж и против своевольных казаков, где и живности и запасов воинских до обороны по надобью Его Царское Величество давати велит, а за то никакой при уступлении того Киева на города от Его Королевского Величества и от Речи Посполитой, Его Царское Величество потребовать не будет. А что с стороны пушек из розных городов и мест, как Его Королевского Величества и Речи Посполитой, тако ж и особных жителей Корунных и Великого Княжества Литовского, сею войною, тако ж и на боях розных, с обоих сторон поиманых: и тое статью договору о вечном покое откладываем.
8. Все письма явные, тако ж книги градцкие, земские, требунальские и магдебургские, при том дела, привилия, казенные книги, тако ж библиотеки и книги костельные и церковные в Вильне и в иных городах и на разных местах, как в Коруне, тако ж и в Великом Княжестве Литовском, в сее войну забраные, сколько ни есть их сыскатися может и явных и особных, именно посольства от воеводств и поветов во время войны до Его Царского Величества с обещанием подданства отправленные, которые через нынешние договоры отставливаются, и на вечные времена уморяются, ничего при себе не сохраняючи, возвратити, и оные собрав наидале в 6-ти месяцах, или как скорее собратися могут, на места порубежные Его Царское Величество отослать велит, обвестя Его Королевскому Величеству через грамоту свою чтоб для отбирания того всего дворянина своего послал; а дела и книги всякие воеводств Смоленского и Черниговского и повету Стародубского, не дождался перемирных лет, в 12 недель после заприсяженного постановления, которые ни есть найдутся, собрав, посланным от Его Королевского Величества дворянам на порубежных местах. а воеводства Киевского, так же дела и книги, за потребованием от Его Королевского Величества через грамоту, отданы быти имеют.
9. А что с стороны разной красоты и вещей костельных и церковных, Господу Богу на хвалу посвященных, яко ж всякая утварь святости, и мощи, именно части дерева Креста Господня, в Люблине взятые и розных образов и украс костельных и церковных, то все, что ни есть, в Государстве Его Царского Величества обретатися будет могло, наидалей в одном году за обсылкою Великих наших Государей возвращено будет; а о колоколах из Панства Его Королевского Величества и Речи Посполитой, до Государства Его Царского Величества Московского вывезенных, на первой комиссии через великих с обоих сторон полномочных послов до удовольствования договор учинен быти имеет.
10. А что меж нами, Его Королевского Величества и Речи Посполитой, и Его Царского Величества великими послами не малая заходила трудность о увольнении вязней, тогда оную такими мерами умирили и постановили есмя наперед, что полон весь, что называется пашенными и рабочими около делания земли людям обоего пола в Коруне Польской и в Великом Княжестве Литовском поймано, имеет оставатися в сторону Его Царского Величества, во все те перемирные лета или и ближе, буде Господь Бог даст, скоряе покой вечной, на которой ни есть из тех вышеименованных комиссий учинить; а что с стороны иных вязней, то есть мещан всяких, которые не могут почитатися меж служивыми людьми с розных мест и местечек Государства Его Королевского Величества, так же и жидов, которые на веру Русскую крестились в сей же войне, от начала ее до Государства Московского поиманых, так мы уговорили, понеже Его Царского Величества великие послы не могли ныне о вызволении тех людей договору с нами учинить; нам же Его Королевского Величества послом и комиссаром трудно на то было позволить, чтоб то дело, против потребования Его Царского Величества великих послов ныне успокоилось, тогда великие и полномочные послы Его Королевского Величества для подтверждения нынешних договоров до перемирных лет, через пас укрепленных, до Его Царского Величества по договору нашему присланы, то дело на Москве, даст Бог, при Его Царском Величестве совершенно договорят и, как имеет быть, постановят.
11. Иные тако ж все вязни от зачатые нынешние войны поиманые, так духовные, яко и мирские, шляхта и войсковые люди, старшие и младшие и челядь лезная всякого чину и полу и богомолий люди, так же казаки украинские, татарове, под Королевским Величеством живущие, земяне и иные все служилые, хотя и в молодых летах будущие, так в Коруне Польской, как и в Великом Княжестве Литовском, в маетностях или в домах, или в бою, в замках, в местах и где пи есть поиманные, хотя б ныне, в вязенью были, или на службе Его Царского Величества и у господ бояр заставали, хотя б там в Государстве Его Царского Величества с Русскими особами поженились или на веру Русскую перекрестились, либо на дворах князей, во владении Его Царского Величества будущих, или у мещан по городом в работе обреталися, так же и жидов тех, которые на веру Русскую не крестилися, всех с женами и с детьми и с животами их, ни кого не тая, и к заставанию не принуждаючи, доброю верою в сторону Его Королевского Величества и Речи Посполитой вызволить и выпустить Его Царское Величества укажет; и которые б из них похотели в сторону Его Царского Величества добровольно остаться, то им вольно имеет быть. А которой Польского и Литовского народу женской пол и жидовки вышли замуж за русских людей, и тем оставаться в сторону Его Царского Величества при мужьях своих. А взаим всех вязней Государства Его Царского Величества всякого чину и полу людей, которые до Коруны Польской и до Великого Княжества Литовского на розных боях пойманы есть, и в городах корунных и в Великом Княжестве Литовском застают, и тех, которые во время войны 6усурманские до Польши уходили, а ныне в Королевстве Польском в службе Его Королевского Величества, или в домах, или в маетностях сенаторских и шляхетских и по местам у мещан в работе пребывают: и тех всех Его Королевское Величество в сторону Его Царского Величества до Государства Московского, ни единого не таячи, и к оставанию не принуждавши, доброю верою вызволить и отпустить укажет. Однако ж которые б хотели в сторону Его Королевского Величества добровольно остать, то им вольно имеет быть. А увольнение и в упущение с обоих сторон учинено будет ближним вязнем не ожидаючи из дальних мест с Коруны Польские и из Великого Княжества Литовского, се есть с ближних мест до порубежных городов Царского Величества в две недели; а которые дальние, и тех в месяц или в два, а дальних в полгода от докончания тех договоров считаючи. А взаим с Государства Московского, с городов Смоленска, из Витебска, из Полоцка, с Диноборка и с иных поближних, так же и с украинных в дне недели, а из стольного города Москвы в месяц, а из замосковных поближних городов в два месяца, а из дальних городов в четыре месяца, а из Астрахани в полгода от докончания сих договоров считаючи, а из Сибири и из самих дальних Сибирских городов собраны имеют быть до увольнения в год, или как возможно будет поспешнее, а чрез рубеж отпустить за обсылкою порубежных воевод и начальных людей без задержания; тако ж есть ли бы вязни Московского народу в Коруне Польской, или в Великом Княжестве Литовском, веру католическую приняли и поженились, а похотели б до Государства Московского возвратится, тогда им вольный как до властной отчизны возврат имеет быть без всякого затруднения, с женами и с детьми и со всею рухлядью.
12. А в тех перемирных летах, против склонности Великих Государей наших и меж ими Великими Государи братские любви и обоих народов желания вечного покою, уговорили есмы и постановили, что б были с обоих сторон на съездах великие и полномочные послы и комиссары с полномочными грамотами, считаючи от месяца Июня нынешнего году в пришлом, даст Бог, от Рождества Христова лета 1669-го в Июне месяце, а по старому 7177-го году, а есть ли б на том первом съезде и комиссии вечной покой за трудностями заходящими не имел учинится, тогда и другому съезду быть в пять лет, се есть году от Рождества Господня 1674 в Июне месяце, а по старому лета 7182, а есть ли б и тая комиссия другая еще вечного покою до кончания не одержала, тогда не откладаючи надежды от вечного покою, обои Великие Государи згодно имеют чрез послов своих призвать Государей Христианских за посредники, которых в то время обои Монархи требовать будут, и призвать на посредство любо общее, или то ж кто своей стороны похочет от них великих послов на рассудок и на усмирение вечное на третей съезд се есть в году 1678, по новому календарю, в месяце Июне, а по старому в лето 7186-е. А от чего Боже сохрани и тот третей съезд с посредники в докончание вечного покою совершения не одержал, а от наступающих трудностей показалось бы господам посредником до продолжения; и в то время обоим великим и полномочным послом и комиссаром посредников с учтивостью отправить, а самим с надеждою отложить комиссию до году 1680-го по новому календарю, а по старому до 7188 году тако ж до месяца Июня, а в тех последних двух летах Великим Государем нашим вольно будет радение о обновлении покою святого через посольства, или о продолжении в дальние лета покою временного учинити, а до войны и до разлития крови и до спустошения обоих Государств, всяким тайным промыслом со обоих сторон не допустить, но ипаче держати Христианским радением в покое, и не обослався послами а ни за какие разрушающие порубежные поступки, которые успокоены имеют быть, войны не счинать.
13. Тако ж договорено ж, что в те продолжительные войны порубежных городов живущие люди через старые рубежи в уездех лесы посекли и признаки и грани попортили, и для того досмотру с обоих сторон в нынешнем году по подтверждении обоих Великих Государей нынешнего перемирья высланы имеют быть по две особы за порубежных судей и комиссаров, с одного краю от Смоленска и от поступленных от Витебска и от иных городов и земель, с полномочными Государскими грамотами; тогда сьехався в месяце Сентябре, и обослався с собою те судьи, где прилучится, в котором уезде сьехатся имеют, и тех уездов с обоих сторон собрав многих старинных с волостей людей ведомых, расспросить в землях, и в водах, и в лесных уходах и гонах, буде какова спору нет и есть ли на обе стороны владеют против старых граней и меж; а где старожилы скажут границу попорченную, тогда теж судьи, сами осмотрев, велят признаки и грани учинить и старые поправить и расскажут крепко тамошним жителем и с волостей крестьянам, чтоб того постерегали, чтоб во всяких уходах, с одной стороны другой обиды никакие чинены не были.
14. А в которой стороне своевольные и непослушные люди покажутся, тогда б о них в порубежных городах имеет быть объявлено воеводам и комендантом, и над теми людьми против сыску каранье имеет быть без милосердия учинено, а с другого краю, что Киев город с монастырями от Чернигова и от Переяславля на другой стороне Днепра, тако ж для удовольствования земель и лесных уходов других судей и комиссаров с обоих сторон выслать и тамошним живущим людям на обе стороны заказ учинить и признаки устроить, доколе в те уреченные лета до отдания Киева тем Его Царскому Величеству владеть належати будет, остерегаючи того, чтоб больше мили одной от Киева земли не займано.
15. Так же уговорили, когда даст Господь Бог, по подтверждении обоих Великих Государей наших, для надежды сего постоянного покою, и чтоб непорушимо было к вечному покою, и то окрестным Государем, с которыми вечной, или временной покой есть в грамотах любительных, когда прилучится чрез послов и посланников сей утвержденный покой объявить, чтоб не без ведомости было, и потом чтоб впредь меж купецкими людьми с окрестными государствами, торговые промыслы множились.
16. Так же и меж теми Государствами Великою Россиею и Коруною Польскою и Великим Княжеством Литовским меж купецкими людьми в порубежных городах и в тех городах и местах, в которых перед войною нынешнею торговали с проезжими грамотами всякими товарами, торговать опричь тех товаров, которые в обоих Государствах заказаны будут без затруднения. А пошлина платить от товаров по уложению обоих Государств, а мимо уложенья, купцом убытков и зацепок никому не чинить, и тем их не отгонять; так же и Двиною рекою путь до Риги купцом из Смоленска иметь свободной с товары незаказанными безо всякого затруднения и задержания, и тамошних купцов со всякими товары незаказанными мимо замки Его Королевского Величества до Смоленска пропущати без задержания; однако ж пошлина звычайная на обычных местах от тех товаров плачено до скарбу Его Королевского Величества и Речи Посполитой будет; а тем купцом на обе стороны торговать вольно будет только до последния, которая с посредниками отправлятися будет комиссии, се есть до году 1678 до Июня месяца.
17. А долги, которые еще перед войною через подлинные записи и кабалы, так же и чрез договоры купецкие учиненные одному на другом меж людьми всякого чину так Коруны Польские и Великого Княжества Литовского, как и народу Московского я через нынешнюю войну прибылых в сторону Его Царского Величества мест с обоих сторон покажутся и слушными доводами объявлены будут, тогда всякому такому изобиженному, по крепостям и записям и против купецких договоров па обе стороны, расправа и управа достаточная против права и достоинства без проволоки с виноватого учинена быти должна.
18. И то постановили есмь, чтоб обои Великие Государи наши послали до Хана Крымского и в своих грамотах сей утвержденный покой ему объявили, чтоб для соседства Хан Крымской с своими Ордами был нашим Великим Государем в общей дружбе и в любительных ссылках, а от войны достаточно перестал, попе же Великие Государи паши уж меж собою в братской любви прибывают; а буде Хан Крымской тем возгордит и в соседстве общем приятелем быти не похочет и войны своей достаточно не престанет; тогда так в Украйне, как и в Киеве и в Запорогах и в иных украинских городах, по обоим сторонам реки Днепра обои войска, так Коруны Польские и Великого Княжества Литовского, как и Государства Его Царского Величества Московского с украинскими тамошними людьми против Орды и Хановым силам всегда готовы быть имеют и отпор давать, как общему неприятелю будут; так же и в Запорогах и на Дону спомочной и оборонной промысел над бусурманы не престанет. А есть ли бы Хан Крымской по тому обвещению хотел третьим быть с Великими Государи нашими в приятельстве: тогда о способах успокоения в заходящих разностях, обои Великие Государи наши меж собою сошлются, и чтоб до общего приятства дойти могли, радения учинятъ.
19. Так же для совершенного объявления Великие Государи паши пошлют послов своих к Цесарю Турскому, объявляючи, как пограничному соседу о сем покое учиненном, чтоб Цесар Турецкой прежнее приятство подтвердив, Хану Крымскому приказал в соседстве спокойно пребывати, и жестоко заказал, чтоб до войны никакого случая не давал. А когда б за данием причины от Орды до войны с Ханом и с Татары обоим Великим Государем нашим пришло, от чего бы и Салтан Турской вступаючись за Орду к войне против тех обоих Великих Государей наших, или против единого из них восстать имел: тогда общими силами и войска отпор бусурманам во всякой потребе с обоих сторон свои силы соединяючи, обои Великие Государи наши давать будут.
20. Тако ж уговорено и постановлено, что послов и посланников и гонцов на обе стороны принимать и отпускать с почестью, прошв достоинства, и приезд и отъезд им имеет быть добровольно безо всякой зацепки и задержания; а приезжать великим послом во сте человеках, а с ними коней но 150; а посланником в 30 человеках, а лошадей по 50, а гонцов в 10 человеках, а коней по 15; и корм и подводы на тех людей и лошадей давать.
21. А когда послом и посланником и гонцом кому в своей дороге прилучитца до Великого Государя ехать и по обсылке, против посольского обычаю, выслано будет его с кормами и со удовольствованием посольским принять: и тот посол даст приставу людям и лошадям роспись; а что сверх числа постановленных посольских людей и лошадей прибылые купецкие люди будут, и тех написать имена, сколько их будет, чтоб от рубежа ехали па своих проторях. А приставом как в дороге, так при Великих Государских посольствах сколь долго будут, остерегательство и честь лад ними по посольскому извычаю чинить, а умаления ни в чем как в приеме так и в отпуске до самого рубежа не учинить.
22. А с теми послы и с посланники купцом с товары, которые заказаны возить до обоих Государств и мест Его Королевского Величества Коруны Польской и Великого Княжества Литовского стольных, так же и до Варшавы, как и в другую сторону в самой стольной Государства Его Царского Величества город, где указано будет, торговать и на свои товары менять имеют явно, не тайно. И те купецкие люди при послах столь долго, доколе послы в своих посольствах будут, пребывати могут, а по отправке их имеют с послами, ни малого времени не отставаючи, отъехать; тако ж будущие при послах люди, какова пи есть народу, подговаривать и тайно с собою вывозить не имеют, и есть ли б кто виноват в том объявился, тогда над таким виноватым управа совершенная о таком и тем подобные преступление имеет быть учинена.
23. Так же уговорено и постановлено, чтоб с обоих сторон в порубежных замках воеводы и начальные люди во всяких соседских управных делах радетельными были, и разбойников и всяких злых разрушительных людей сыскивали, от которых на обе стороны начнутся какие ссоры быть, где и в которых местах их сыскать и достать можно, и против их вин чинити над ними казнь, кто чего будет за вину достоин по извычайному праву обоих Государств, чтоб меж Государствами ни чем недружбы не было. А кому какие убытки и шкоды учинятся и разнесут те животы и разделят с иными людьми: и то против достоинства отдавать, а товарищам их наказанье так же чинить, п заповеди чтоб впредь злых дел чинити не дерзнули.
24. А есть ли за причиною которые нежелательства и досадительства прилучатся меж обоими сторонами и которая сторона изобижена, или обесчещена будет, и тое стороны воеводам и наместником для такие обиды или утягчения другой стороне, наместником и воеводам на близких порубежных городах, где то преступление учинитца, дать ведать, и сьехався на рубеж, те противные поступки и учинки кому будет належать, выслушать и по братски рассудить и расправить без проволоки в правду, а ceго перемирного договору никаким таким обычаем не разрушать.
25. А есть ли некоторые Царского Величества подданные самовольством собрався, Его Королевского Величества землям и подданным какие ни есть шкоды учнут чинити, и в то время Царскому Величеству велети по них послать и их поймать и по их винам казнь чинити над ними безо всякого милосердия, а какие убытки от них станутся, и то против достоинства поворотить. Так же есть ли Его Королевского Величества подданные самовольством собрался Царского Величества землям и подданным какую шкоду учинят: и им против того ж звычаю по их винам, казнь учинить и убытки против достоинства возвратить и отправу во всем учинити вскоре; а на отомщение за то больших войск не побуждати и войны не всчинати а ни за какими причинами миру сего не розрывати.
26. А буде большие дела прилучатся которых им порубежным воеводам росправити и успокоити не можно: и то отложить обоих Государей до посольских съездов. А которых послов они обои Великие Государи для тех дел с обоих сторон на рубеж пошлют, или где снесутся, чтоб с обоих сторон было сручно и безо всякого спору съехаться, и о тех делах, о чем будут высланы договориться и во всем добрую, святую справедливость учинити вправду бес проволоки, а перемирья ни для каких причин не нарушить.
27. Так же в те перемирные лета имеют быти в том покое успокоены наияснейшего Великого Государя, Его Королевского Величества и Великого Государя Его Царского Величества Государства, земли, города и подданные, так, что никоторой Государь друг над другом тайные а ни явные недружбы замышлять не будет, а ни сам собою, а ни через иных никакого зла не чинить и не велеть.
28. Особно тако ж наияснейший Великий Государь, Его Королевское Величество и Его Королевского Величества Наследники, Короли Польские и Великие Князи Литовские, явных и тайных неприятелей, которые бы были Великому Государю, Его Царскому Величеству и Государству Московскому, в товарство принимати, а ни помочи им казною и людьми а ни случая до недружбы и до войны сами собою, а ни через подущенные особы давать и злого чинить не имеет и не велит; тако ж Великий Государь, Его Царское Величество и Наследники Его, впредь будущие Великие Государи, Цари и Великие Князья Московские, а ни сами собою, а и пи через иные никакие особы подущенные явных или тайных неприятелей, которые были бы Великому Государю, Его Королевскому Величеству и всей Короне Польской и Великому Княжеству Литовскому, в товариство принимать и помочи им казною и людьми давать и никакого зла чинити не имеет и не велит во все лета перемирные; наипаче с обоих сторон брат брату всякое добро и что к братству пристоит, оказывати, чтоб недружба не уростала и до войны причины бы не было.
29. Тако ж договорено и постановлено, что Великого Государя, Его Королевского Величества и з другой стороны Великого Государя, Его Царского Величества великие и полномочные послы посланы будут до обоих Государей на сей перемирной договор с подтверженными грамотами, которые от сего времени утверждения нашего во 6 месяцах сьехатися имеют, по обсылке обоих Великих Государей через гонцов, в которых местах пристойно. А наперед тем обоим великим послом, которые с подтверждением посланы будут, приехав в порубежные города меж собою обошлютъца, и по обсылке сьехався, покажут брат брату те Государские подтвержденные грамоты, чтоб были во всем против сего договору слово в слово за Государскими печатьми, а прочетчи те Государские подтвержденные грамоты имеет с них дать брат брату списки. А как подтвержденные грамоты против сего договору прямо объявятся, и в то время до Великих Государей обоим послом, кому в свой путь идти и грамоты поднесть, и Великому Государю, Его Королевскому Величеству, тако ж Великому Государю, Его Царскому Величеству своими особами те подтвержденные грамоты перед Святым Евангелием присягою подтвердить, и до записи присяги их во обоих сторонах, как в Короне Польской и Великого Княжества Литовского канцлер обоего народу, так же и в столицы Московской думной посольской дьяк при подтвержденных грамотах припишутся, чтоб впредь памятно и непорушимо было.
30. Тако ж меж нами договорено, что по приезде нашем до обоих Великих Государей наших с сим нынешним постановлением и утвержденным покоем святым те ж послы великие, которые с подтвержденными грамотами на обе стороны до Великих Государей посланы будут, имеют имети полную мочь до договаривания о удержании обоей Украины и Запорожья и договаривания способу общей помочи, как против Хана Крымского и Орды, тако ж и против Цесаря Турского, когда бы украинских Козаков общими войсками своими до своего послушания и подданства принуждати имели, и о иных делах, которые бы до основанного безопаства и к прибылях тех обоих Государств и до умножения любви к себе братской и обоих Великих Государей наших належали.
31. А что мы Его Королевского Величества великие послы говорили Его Царского Величества великим послом о дании казны какой достойной до удовольствования шляхты, выгнанцов из тех воеводств и поветов и из части Украины, в сторону Его Царского Величества уступленной будущих, чтоб Его Царское Величество, по братской к Его Королевскому Величеству любви, и для приклонения пародов до приятства, оную именовать изволил: и то Его Царского Величества великие послы именем Великого Государя своего, Его Царского Величества нам объявили, что о том ѵдовольствовании выгнанцов, шляхте Коруны Польской и Великого Княжества Литовского, на первом посольстве, которое с подтвержденными грамотами от Его Королевского Величества отправлятися имать, договор учинен будет, и то дело Его Царское Величество до посольского прибытия откладывает.
32. А буде изволением Божиим прилучится которому Великому Государю с сего света до вечной хвалы преселитися, тогда по нем наследствующему Великому Государю для непорушимого додерживания сего перемирного договору, другого Государя через своих послов обвестить и о склонности своей до дружбы объявить, что потом другой Государь взаимно имеет учинить и тот перемирной договор подтвержденными своими Государскими грамотами вообще обои Великие Государи подтвердит должны будут, чтоб не к разорванию, но наипаче ко утверждению и к покою непорушимому служило.
33. А есть ли бы за неначаемыми пригодами сей перемирной договор письмом подтверженной, в котором государстве в канцелярии утерялся, или до отнесения и отдания до канцелярии где задетися имел, тогда та ж крепость договору нынешнего, описанного в другом государстве будущего, имеет тем Великим Государем и их Государствам вообще служить и в таковым же ненарушении нынешнего постановления покою святого оставатися будет.
34. А для большого и достаточного и основанного обнадеживания, что то все, что здесь меж нами Его Королевского Величества и Его Царского Величества великими и полномочными послы и комиссары учинено и договорено и постановлено и совершено есть, от наияснейшего и Великого Государя Яна Казимера, Божией милостью Короля Польского и Свейского, Великого Князя Литовского, Русского и иных Его Королевского Величества Пана нашего милостивого и ото всей Речи Посполитой Коруны Польской и Великого Княжества Литовского, тако ж и от Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца и многих государств и земель восточных, западных и северных отчича и дедича, Наследника, Государя и Обладателя, от Его Царского Величества во всех статьях додержано будет и нынешнее докончание крепкое, а не непорушимое быти имеет, до которого постановления и записи мы, Его Королевского Величества великие и полномочные послы и комиссары руки наши приписали и печати приложили есмя, а на остаток присягою нашею общею с обоих сторон подтвердили есмя, и сими перемирными записьми Его Царского Величества с великими и полномочными послы разменилися есмя. Писано сие утверждение на съезжем месте в деревне Андросове. От Рождества Христова 1667-го месяца Генваря в 30 день а по старому от создания миру 7175-го году.
А у подлинной записи приписаны руки комиссарские:
Юрьип Король Глебович генеральный Княжества Жмодцкого староста посол и комиссар его Королевской милости и Речи Посполитой
Хриштоф Завиша маршалов великий Великого Княжества Литовского, посол и комиссар Его Королевской милости и Речи Посполитой
Киприян Павел Бростовский референдарь и писарь Великого Княжества Литовского, посол и комиссар Его Королевской милости и Речи Посполитой
Стефан на Лядехове Лядоховский подкоморей кременетцкий посол и комиссар Его Королевской милости и Речи Посполитой
Ян Антоний Храповицкий подкоморей воеводства смоленского посол и комиссар Его Королевской милости и Речи Посполитой
Станислав Казимер с Кожухова Кожуховский стольник воеводства смоленского посол и комиссар Его Королевской милости и Речи Посполитой.
А ниже приписи рук печати всех приложены.
Тут же па другом листу написана присяга комиссарская.
Запись присяги на покой временной через нас Его Королевской милости и Речи Посполитой великих и полномочных послов и комиссаров с великими и полномочными Его Царского Величества послы постановленный учиненной в Андрусове Генваря в 30 день лета Господня 1667-го.
Мы Его Королевской милости и Речи Посполитой комиссары присягаем Господу рогу в Троицы Святой Единому на том что то все что ни будь есть через нас на нынешних договорах о временном покое в Андрусове учиненных постановлено и в перемирном листе нашем именованно во всех статьях как от его Королевской милости Пана нашего Милостивого и от Наследников Его тако ж и от всех чинов Речи Посполитой обоего народу Коруны Польской и Великого Княжества Литовского сполнено и не нарушению во всем додержано будет на чем как истинно присягаем, так нам Господи Боже до помози и сия страсть Его Святая.
А у той присяги припись референдарева рука Киприян Павел Бростовский референдарь и писарь Великого Княжества Литовского посол и комиссар Его Королевской милости и Речи Посполитой.
Договор сей написан на 21 листе тетради; на этих листах имеется скрепа: «сей перевод польских и литовских послов и комиссаров с подлинные записи польского письма переводили и справливали переводчики Василей Боуш да Григорий Колчицкий и к сему списку я Василей руку, я Григорий руку приложил приложил».
Моск. Гл. Арх. М. И. Д. Польские трактаты 1667 г. Янв. 30, № 110.