Из статьи г-ты «Известия» по поводу обращения синода

СРЕДИ ЦЕРКОВНИКОВ
Из редакционной статьи газеты «Известия»,
напечатанной в связи с публикацией «Обращения временного патриаршего синода»
19 августа 1927 г.
…Мы обращаем внимание только на политическую сторону документа, который явным образом является важнейшим в глазах его авторов. С политической стороны дело очень ясное. Рабочий класс и крестьянство выгнали белогвардейщину из рабочего государства. С белогвардейцами эмигрировали или было прямо выгнано и черносотенное духовенство, все эти Евлогии, Платоны, Антонии и как они еще там называются … Православие для них – только орудие для того, чтобы возвратить власть помещикам и капиталистам, и чтобы вместе с тем возвратить архипастырям церкви их золотые митры и блестящие ризы, их многотысячные доходы… Между белогвардейской паствой и пастырями здесь полное единодушие. Таковыми же захотели остаться и пастыри, и церковь, и православие нашего рабоче-крестьянского государства. Кто не помнит исступленных проклятий, с которыми обрушивался патриарх Тихон на советскую власть в то время, когда она вела борьбу с капиталистическим миром, и в то время, когда она решила использовать часть награбленных церковью богатств для спасения голодающих?
Однако дальновидная часть духовенства в 1921 г. открыла, что такая политика, такой открытый союз с эксплуататорами хоронит православную церковь в глазах крестьян и рабочих, вбивает в нее осиновый кол, угрожает лишить духовенство всех доходных статей, сделать его профессию ненужной для всех трудящихся. Часть духовенства сделала искусный маневр, отреклась от патриарха Тихона и заявила о своем признании советской власти властью, происходящей от бога.
Тихоновны долго упорствовали Они не прерывали своих связей с черносотенным духовенством белогвардейской эмиграции, они старались содействовать агентам Николая Николаевича, этого опереточного претендента на разбитую корону Романовых. Но результатом была их нескончаемая борьба с паствой, с еще удержавшимися в церкви крестьянами и рабочими. Все бодрое, жизненное поворачивалось против церкви. Антисоветская политика церкви била не советскую власть, а самое церковь. И тихоновцам пришлось перекрашиваться в советские цвета … Мало интереса представляет та борьба и грызня, которая после смерти Тихона разразилась между различными группировками духовенства вообще и тихоновцев, в частности. Только наиболее тупые и заскорузлые представители духовенства неспособны были>ІК>нять и увидеть, что политическое равнение по пастве, по Трудовому народу – необходимое условие сохранения за церковью того, что у нее еще осталось, и, прежде всего, тех доходов, которые простодушная паства еще им доставляет. Тот взрыв негодования, который прокатился по всей стране, по городам и деревням, когда началась наглая подготовка войны со стороны английского правительства твердолобых, когда начались террористические акты против передовых борцов пролетариата и крестьянства, – этот взрыв негодования показал и самым твердолобым тихоновцам, что медлить дальше нельзя, медлить дальше пагубно для духовенства. В своих собственных интересах им необходимо поспешно и начисто отмежеваться от всех этих Евлогиев, Чемберленов, Лианозовых и их наемных поджигателей и убийц.
Политическое равнение по пастве, вынужденное настроениями крестьян и рабочих усвоение советских цветов, попытка замедлить полный разрыв между народом и церковью, – в этом основной смысл печатаемого… обращения церковников.