Учреждение Непременного совета и министерств, 1801 г.

УЧРЕЖДЕНИЕ НЕПРЕМЕННОГО СОВЕТА И МИНИСТЕРСТВ, 1801 Г.
Манифестом 8 сентября 1802 г. учреждены вместо коллегий новые органы центрального управления – министерства, с министрами и их товарищами: военных сухопутных дел (С.К. Вязмитинов), военных морских дел (Н. С. Мордвинов), иностранных дел (А. Р. Воронцов, товарищ А. А. Чарторыйский), юстиции (Г. Р. Державин, товарищ Н. Н. Новосильцев), внутренних дел (В. П. Кочубей, товарищ П. А. Строганов), финансов (А. И. Васильев, товарищ Д. А. Гурьев), народного просвещения (П. В. Завадовский, товарищ М. Н. Муравьев), коммерции (Н. П. Румянцев). В Комитет министров входил также государственный казначей (Ф. А. Голубцов). По манифесту, «все министры суть члены Совета и присутствуют в Сенате», свои же дела решают «в Комитете, составленном единственно из них» под председательством канцлера, в присутствии в случае необходимости самого царя.
Из журналов Непременного совета
О Сенате. Мнение графа Сергея Петровича Румянцева. Разделить Сенат на две «Вышние палаты» – «Вышняя палата правительства», ее члены назначаются царем, и «Вышняя палата правосудия», ее членов избирать «баллотированием» из председателей губернских палат и сделать «независимыми» (от царской власти), «утвердив их в должности по жизнь». Ввести в Сенате должности «оберегателя государственных законов» и особенного чиновника, который «был бы ходатаем за делами неимущих, кая то учреждено во многих государствах». При рассмотрении уголовных дел ввести «приглашение сторонних людей, которое установлено, как всем известно, в Англии». Смертные приговоры не только преступникам из дворян, но и из других сословий, должны (по апелляции) рассматриваться верховной властью. Мнение графа Александра Воронцова. Государством должны управлять не лица, визири или паши, как в Турции, а «сословия лиц», как «у народов европейских». Сенат на самом деле должен быть «правительствующим», «как он был при Петре Великом», и представлять собою «сословие из десяти или двенадцати особ состоящее», с правом «делать самодержавной власти представления, если повеления ее найдет он в исполнение неудобными или народу отяготительными». Сенат должен быть «блюстителем законов по всему государству», и нужно, чтобы он вызывал «уважение государства, а не был бы, так сказать, под влиянием у лиц, к охранению власти его представленных», как это стало «в последние времена». Сенат должен относиться к государю «яко главе и президенту его». Следует выработать новое Уложение («свод законов государства»), сообразное «с настоящими положениями России, от коих старое Уложение (1649 г.) во многих частях уже отстало». Мнение графа В. П. Кочубея. Отложить преобразование Сената до того времени, «когда новое законоположение российское к окончанию приведено будет», «не касаться теперь ни до каких коренных по Сенату перемен…». (Одобрено Александром I.)
О крепостных людях. (В Непременный совет поступили донесения о том, что) «из Рязанской губернии, так как и из некоторых других, привозятся на Урюпинскую ярмарку скованные помещичьи люди для продажи их в розницу». «Совет находит, что хотя продажа людей без земли существующими доселе узаконениями не воспрещена, но продажа их лично на ярмонках… никак не может быть признана обыкновенным перекреплением людей от одного помещика к другому; напротив, по существу своему она ближе может быть отнесена к продаже людей с аукциону и молотка, а сей род продажи законами давно уже запрещен. Посему Совет, признавая сей постыдный род торговли ни с человечеством, ни с законами несовместным и никак не терпимым, полагает (предписать начальникам губерний, где такая продажа имеет место), чтоб они наблюдали, дабы люди без земли лично и поименно для продажи на ярмарках и торгах не были привозимы и продаваемы (такие сделки не будут законными, крестьяне) купившим их не крепкими (и будут зачисляться) в казенное ведомство, (а покупатели) подвергнутся взысканию, какое за насильное людьми владение положено. Мнение министра коммерции Н.П. Румянцева. (Применяемая рязанскими помещиками) постыдная продажа крестьян (не пресечется), доколе правительство не дойдет до корня и не очистит зла в самом основании, доколе поимянный торг людей не запретится с тем ограничением, чтобы помещику принадлежало единственное право продавать и покупать селения, с означением земли и числа душ ревизских, дотоле все частные… осторожности останутся столь же мало успешны, сколь выдумки корыстолюбия мало предвидеть можно.
Об отпуске крестьян на волю целыми селениями. 1803 года, января 12. Читано всеподданнейшее прошение действительного тайного советника графа (С. П.) Румянцева, в коем представляя, что многие помещики нашли бы существенную пользу, чтоб крестьян, вместо продажи их, отпускать на волю целыми селениями, если бы дозволено им было делать с ними условия и укреплять им в собственность участки земли каждому особенно, или целым обществам, испрашивает: 1) даровать помещикам таковое право и ненарушимость обоюдного согласия обеспечить законом; 2) из уволенных таким образом крестьян учредить новое в государстве сословие. К сему прошению приложен и проект указа, содержащий в себе подробные распоряжения, к предмету сему относящиеся. Распоряжения сии состоят в следующем: 1) чтоб селения, уволенные от помещиков, не были понуждаемы к избранию другого состояния, но оставались бы земледельцами, не быв подвержены, как только общим податям; 2) чтоб крестьян, не исполнивших условий, сделанных с их помещиками, по истечении срока отдавать годных в рекруты, а негодных в работу; 3) чтоб условия сего рода вносимы были на рассмотрение Правительствующего Сената, от коего каждый раз должны быть они представляемы на Высочайшее утверждение.
Из журналов Комитета министров
5 января 1810 г. По жалобе оренбургских купцов, опоздавших прошедшею осенью отправить свои товары с бухарским караваном за границу из-за задержки в присылке им паспортов из Петербурга, разрешено купцам, отправляющимся в Хиву и Бухарию для торговых дел, выдавать паспорта на месте пограничным комиссиям.
По докладу министра народного просвещения разрешить крестьянам, принадлежащим Ярославскому, Демидовскому высших наук училищу, наравне с прочими казенными крестьянами, приписывать к их семействам вольноотпущенных людей для отдачи в рекруты на основании указа 3 ноября 1808 г.
28 сентября 1810 г. Записка министра полиции. По донесению пермского губернатора бывшие на Усть-Демидовском коммерции советника Губина заводе для работ крестьяне Могилевского помещика Бржовского отправились с завода на место жительства своего, в числе 94 человек, без позволения и видов начальства, но Красноуфимским земским судом были остановлены и оставлены под присмотром в Бисерской крепости. Крестьяне показывали, что срок контракту, заключенному с их помещиком об отдаче их в работу Губину, уже прошел, и что они худое имели содержание. Когда же объявлено им, что по вновь заключенному с их помещиком контракту они обязаны пробыть на заводе до 1 сентября, то они, вооружась палками, ножами и копьями, вышли из крепости, но собранными исправником крестьянами все на пути перехвачены и главные зачинщики преданы суду. Министр полиции поручил губернатору, чтобы зачинщики помянутого возмущения были наказаны по законам, дабы не подать находящимся на других заводах работникам повода к неповиновению.
Записка министра юстиции. По случаю бывшей в прошедшем году в Киевской губернии засухи, опекун местечка Лисянки, бывший в Житомире маршалом, Букар, и управитель его шляхтич Адамович, отнеся сие к волшебству некоторых крестьянских жен, топили около сорока из них в реке, в том предположении, что которые не потонут, те должны почесться виновными в колдовстве, и 20 крестьянок, по мнению их оказавшихся волшебницами, заставляли возить бочки с водою и поливать поля. О сем происшествии произведено было следствие и виновные преданы суду.
19 июля 1811 г. Доклад военного министра. Управляющий чугунно-плавильными заводами помещика Яковлева Зотов изобрел машину для полировки артиллерийских снарядов до самой гладкой округлости, изобретение совершенно новое и весвма полезное, ибо йоселе чугунные снаряды употреблялись у нас без полировки. Комитет: сделать изобретателю достойное награждение.
24 мая 1811 г. Запрос костромского губернатора: наказывать ли удельных крестьян за побег от своих селений плетьми, или на основании указа 1754 года мая 13-го поступать с ними, как в оном изъяснено о помещичьих крестьянах, то есть по воле владельцев? Комитет решил: предоставить наказание беглых крестьян удельного ведомства местному удельному начальству.
10-го июня 1812 г. В 1808 г. бывший министр коммерции граф Румянцев исходатайствовал повеление, чтобы Российско-американской компании дозволено было учредить на острове Сахалине свою оседлость, сделать укрепление, завести хлебопашество, кораблестроение, училища и тому подобное. Сибирский генерал-губернатор Пестель известил Российско-американскую компанию, что заселение Сахалина не принесет предполагаемой пользы. Компания же почитает необходимым приступить к заселению Сахалина и даже поспешить сим, дабы предупредить в оном других не менее предприимчивых европейских народов.