Закон КНР о банкротстве предприятий
ЗАКОН КИТАЯ (КНР) «О БАНКРОТСТВЕ ПРЕДПРИЯТИЙ»
(Принят на 18 заседании Постоянного Комитета 6-го общенародного съезда и опубликован приказом № 45 Президента КНР 2 декабря 1986 года для использования в судах через три месяца после вступления в силу закона о промышленных предприятиях, находящихся в общенародной собственности)
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Данный закон составлен для того, чтобы способствовать развитию плановой социалистической экономики, соответствовать потребностям реформирования экономической структуры, способствовать самостоятельным операциям предприятий, находящихся в общенародной собственности, усилению системы экономической ответственности и демократического управления, улучшению работы, увеличению экономической эффективности и защите законных прав и интересов кредиторов и должников.
Статья 2.
Данный закон относится к предприятиям общенародной собственности.
В соответствии с положениями данного закона, предприятия, которые в результате плохой работы и управления понесли серьезные убытки и не могут выплатить свои долги, должны быть объявлены банкротами.
Предприятия, против которых их кредиторы возбудили иск о признании банкротом, не должны объявляться банкротами при наличии одного из следующих обстоятельств:
1) Они являются предприятиями общественного пользования и предприятиями, играющими значительную роль в экономике страны и жизнеобеспечении народа, которым соответствующие государственные департаменты выделяют субсидии или принимают другие меры, чтобы помочь им расплатиться с долгами.
2) Они являются предприятиями, получившими гарантии на выплату долгов в течение 6 месяцев с момента обращения с заявлением о банкротстве.
Статья 3.
В отношении предприятий, против которых кредиторы возбудили иск о признании банкротом, производство по делу о банкротстве должно быть приостановлено, если департаменты, в чьем ведении находились эти предприятия, обратились с просьбой о реорганизации, и если предприятие и его кредиторы, проконсультировавшись, пришли к соглашению о проведении расчетов.
Статья 4.
Государство, используя разные средства, должно организовать соответствующую новую работу для рабочих и служащих обанкротившихся предприятий и должно гарантировать удовлетворение их основных жизненных потребностей до нахождения нового места работы. Конкретные меры будут оговорены Госсоветом отдельно.
Статья 5.
Случаи банкротства будут находиться под юрисдикцией народных судов в месте нахождения должника.
Статья 6.
В тех случаях, когда данный Закон не оговаривает процедур в делах о банкротстве, следует применять юридические положения, используемые в гражданском судопроизводстве.
ГЛАВА II. ПОДАЧА И ПРИЕМ ЗАЯВЛЕНИЙ О БАНКРОТСТВЕ
Статья 7.
В том случае, когда должник не способен выплатить свои долги, срок уплаты по которым наступил, кредиторы могут возбудить иск об объявлении должника банкротом.
Когда кредитор подает заявление о признании должника банкротом, то он должен предоставить релевантные свидетельства, касающиеся суммы, на которую предъявлена претензия, независимо от того, обеспечена ли она собственностью, и свидетельства неспособности должника выплатить долг, по которому наступил срок уплаты.
Статья 8.
Должник по соглашению с руководящим департаментом, в чьем ведении он находится, может подать заявление об объявлении себя банкротом.
Когда должник подает заявление о банкротстве, он должен объяснить обстоятельства, при которых предприятие понесло убытки, и предоставить соответствующие бухгалтерские отчеты, подробный список долгов и подробный список претензий.
Статья 9.
Народный суд после того, как он принял к рассмотрению дело о банкротстве, должен в течение 10 дней уведомить об этом должника и выпустить официальное сообщение. В течение 10 дней после получения подробного списка долгов, представленного должником, народный суд должен известить об этом известных ему кредиторов. В официальном сообщении и извещении должна быть названа дата первого созыва собрания кредиторов.
Кредиторы, получившие извещения, и кредиторы, не получившие извещения, должны через один месяц после получения извещения и через три месяца после даты официального объявления соответственно сообщить о своих претензиях в народный суд и обосновать размер своих претензий, а также сообщить, обеспечены ли долги собственностью, и представить соответствующие доказательства.
Считается, что кредиторы, не представившие в указанные сроки свои претензии, автоматически отказываются от предъявления претензий.
Народный суд регистрирует раздельно претензии, обеспеченные собственностью, и претензии, не обеспеченные собственностью.
Статья 10.
В том случае, когда кредиторы подают заявления о признании банкротом, должник должен в течение 15 дней после получения извещения от народного суда представить в народный суд материалы, описанные во втором параграфе статьи 8 данного Закона.
Если должник является гарантом другого подразделения, то он в течение пяти дней после получения извещения от народного суда должен в свою очередь известить заинтересованные стороны.
Статья 11.
После того, как народный суд принял к рассмотрению дело о банкротстве, другие гражданские принудительные мероприятия против собственности должника должны быть приостановлены.
Статья 12.
После того, как народный суд принял к рассмотрению дело о банкротстве, уплата долга только некоторым из кредиторов теряет законную силу, за исключением оплаты, необходимой для нормальной работы должника.
ГЛАВА III. СОБРАНИЯ КРЕДИТОРОВ
Статья 13.
Все кредиторы являются членами собрания кредиторов. Члены собрания кредиторов пользуются правом голоса, за исключением кредиторов, чьи претензии обеспечены собственностью, и которые не отказались от своих приоритетных прав на получение долга.
Гаранты кредитора после уплаты долгов от имени кредитора могут рассматриваться в качестве кредиторов с правом голоса.
Председатель собрания кредиторов назначается народным судом из числа кредиторов с правом голоса.
Юридический представитель кредитора обязан посещать собрания кредиторов и отвечать на вопросы.
Статья 14.
Первое собрание кредиторов созывается народным судом и должно состояться в течение 15 дней после истечения срока подачи претензий.
Последующие собрания кредиторов должны созываться тогда, когда народный суд или председатель собрания кредиторов сочтет их необходимыми, и могут также собираться по требованию ликвидационной комиссии или кредиторов, чьи претензии составляют более 25 % от общего объема претензий, не обеспеченных собственностью.
Статья 15.
Собрание кредиторов осуществляет следующие функции и пользуется следующими полномочиями:
1) Проверка материалов доказательств, относящихся к претензиям, подтверждение объема таких претензий и определение того, обеспечены ли такие претензии собственностью.
2) Обсуждение и принятие плана соглашения о проведении расчетов.
3) Обсуждение и принятие плана по размещению и распределению собственности, полученной в результате банкротства.
Статья 16.
Резолюции собрания кредиторов должны быть одобрены большинством кредиторов с правом голоса, присутствующих на собрании. Объем их претензий должен составить более половины от общего объема претензий, не обеспеченных собственностью. Что же касается резолюции о принятии плана соглашения о проведении расчетов, то этот объем должен составить более 2/3 от общего объема претензий, не обеспеченных собственностью.
Резолюция собрания кредиторов обязательна для всех кредиторов.
Кредиторы, считающие, что резолюции собрания кредиторов противоречат положениям закона, могут в течение 7 дней после принятия собранием кредиторов таких резолюций обратиться в народный суд.
ГЛАВА IV. РАСЧЕТЫ И РЕОРГАНИЗАЦИЯ
Статья 17.
В том, что касается предприятия, на которое кредиторы подали в суд иск о банкротстве, департамент, в чьем ведении находится это предприятие, может в течение трех месяцев после принятия судом дела на рассмотрение обратиться с просьбой о проведении реорганизации предприятия. Период реорганизации не должен превышать двух лет.
Статья 18.
После подачи заявления на реорганизацию, предприятие должно предложить собранию кредиторов план соглашения о проведении расчетов.
Соглашение о проведении расчетов оговаривает период, в течение которого предприятие должно выплатить долги.
Статья 19.
После того, как предприятие и собрание кредиторов достигнут соглашения о проведении расчетов, признанного народным судом, народный суд должен сделать официальное объявление и приостановить слушание по делу о банкротстве. Соглашение о проведении расчетов обретает юридическую силу с момента официального объявления.
Статья 20.
Реорганизация предприятия должна контролироваться департаментом, в чьем ведении оно находится.
План реорганизации предприятия следует подвергнуть обсуждению на собрании служащих и рабочих предприятия. Детали реорганизации предприятия должны быть доведены до участников собрания рабочих и служащих.
Статья 21.
В течение реорганизационного периода предприятие при наличии любого из нижеследующих обстоятельств должно по решению народного суда прекратить реорганизацию и объявить о своем банкротстве:
1) Невыполнение соглашения о произведении расчетов.
2) Продолжающееся ухудшение финансовых условий, из-за которого собрание кредиторов обратилось с просьбой о прекращении реорганизации.
3) Совершение каких-либо актов, перечисленных в статье 35 данного закона и серьезно задевающих интересы кредиторов.
Статья 22.
В отношении предприятия, которое подверглось реорганизации и способно уплатить долги в соответствии с соглашением о произведении расчетов, суд прекращает слушание дела о банкротстве и объявляет об этом публично.
Предприятие, которое по истечении периода реорганизации оказалось неспособным выплатить долги, в соответствии с соглашением о произведении расчетов суд объявляет банкротом и перерегистрирует претензии в соответствии с положениями статьи 9 данного Закона.
ГЛАВА V. ОБЪЯВЛЕНИЕ БАНКРОТСТВА И ЛИКВИДАЦИИ ПО БАНКРОТСТВУ
Статья 23.
При наличии любого из ниже перечисленных обстоятельств предприятие должно быть объявлено банкротом:
1) Если оно должно быть объявлено банкротом в соответствии с положениями статьи 3 данного Закона.
2) Если реорганизация была прекращена в соответствии с положениями статьи 21 данного Закона.
3) Если по истечении реорганизационного периода предприятие не может выплатить долги в соответствии с соглашением о произведении расчетов.
Статья 24.
Народный суд в течение 15 дней после объявления предприятия банкротом должен учредить ликвидационную группу для приема дел обанкротившегося предприятия. Ликвидационная группа несет ответственность за сохранение, приведение в порядок, оценку, распоряжение и распределение собственности обанкротившегося предприятия. Ликвидационная группа может проводить в соответствии с законом необходимые гражданские иски.
Члены ликвидационной группы должны быть назначены народным судом из числа департаментов, в ведении которых находится предприятие, правительственных финансовых департаментов и профессиональных кадров. Ликвидационная команда может нанимать необходимый рабочий персонал. Ликвидационная команда отвечает перед народным судом и предоставляет туда отчет о своей работе.
Статья 25.
Ни объединение, ни частное лицо не могут незаконно распоряжаться собственностью, бухгалтерскими книгами, документами, материалами, печатями обанкротившегося предприятия.
Должники обанкротившегося предприятия и лица, в чьем владении находится собственность обанкротившегося предприятия, могут выплачивать долги или передавать собственность только ликвидационной группе.
Статья 26.
Ликвидационная группа может решить расторгнуть или продолжить выполнение договоров, которые не были выполнены обанкротившимся предприятием.
Если ликвидационная команда решает расторгнуть договор, и другая сторона в договоре несет убытки в результате расторжения договора, то размер компенсации за ущерб представляет собой претензию в деле о банкротстве.
Статья 27.
До того, как юридический представитель обанкротившегося предприятия передаст дела ликвидационной группе, он несет ответственность за сохранение собственности, бухгалтерских книг, документов, материалов, печатей этого предприятия.
До завершения производства по делу о банкротстве юридический представитель обанкротившегося предприятия должен выполнять свою работу в соответствии с решением народного суда или ликвидационной группы и не может без разрешения оставить свой пост.
Статья 28.
Собственность обанкротившегося предприятия это:
1. Вся собственность, которой распоряжалось и управляло обанкротившееся предприятие на момент объявления банкротства.
2. Собственность, полученная обанкротившимся предприятием в период с объявления банкротства до завершения производства по делу о банкротстве.
3. Другие имущественные права, используемые обанкротившимся предприятием.
Собственность, которая уже находится в дополнительном обеспечении, не является собственностью обанкротившегося предприятия. Часть суммы дополнительного обеспечения, превышающая объем долга, который она обеспечивает, является частью собственности обанкротившегося предприятия.
Статья 29.
Собственность обанкротившегося предприятия, принадлежащая другим лицам, должна средствами ликвидационной группы быть возвращена лицам, имеющим право на эту собственность.
Статья 30.
Претензии, не обеспеченные собственностью, и претензии, обеспеченные собственностью, которые были выдвинуты до объявления банкротства, представляют собой претензии в деле о банкротстве.
Расходы кредиторов за участие в процедуре банкротства не могут представлять собой претензию в деле о банкротстве.
Статья 31.
Претензии по долгам, срок выплаты по которым при объявлении банкротства еще не наступил, рассматриваются как претензии, срок выплаты по которым уже наступил. Однако из них должны быть вычтены проценты, срок оплаты которых еще не наступил.
Статья 32.
Что касается претензий, обеспеченных собственностью и предъявленных до объявления банкротства, то кредиторы имеют приоритетное право на получение выплаты касательно этой собственности.
Что касается претензий, обеспеченных собственностью, чей размер превышает стоимость дополнительного обеспечения, то невыплаченная часть представляет собой претензию по делу о банкротстве и будет выплачена в соответствии с производством по делам о банкротстве.
Статья 33.
Кредиторы, имеющие долги перед обанкротившимся предприятием, могут возвратить их до ликвидации по банкротству.
Статья 34.
Следует отдавать приоритет сбережению следующих расходов, связанных с банкротством, от перехода в собственность обанкротившегося предприятия:
1. Расходы, необходимые для управления, продажи и распределения обанкротившейся собственности, включая расходы на наем рабочих.
2. Судебные издержки на рассмотрение дела о банкротстве.
3. Другие расходы, понесенные в общих интересах всех кредиторов в ходе производства по делам о банкротстве.
В отношении предприятий, чья обанкротившаяся собственность недостаточна для покрытия расходов по банкротству, народный суд должен объявить прекращение производства по делу о банкротстве.
Статья 35.
В течение периода, начиная с 6 месяцев до принятия народным судом дела о банкротстве до объявления банкротства, теряют законную силу следующие действия предприятия:
1. Скрытие, тайное распределение или передача собственности без компенсации.
2. Продажа собственности по заведомо сниженным ценам.
3. Обеспечение претензий на собственность, которые ранее не были обеспечены.
4. Преждевременная уплата по претензиям, срок удовлетворения которых еще не настал.
5. Отказ предприятия от своих собственных претензий.
Что касается обанкротившихся предприятий, совершивших деяния, перечисленные выше, то ликвидационная группа имеет право обратиться в народный суд, чтобы восстановить собственность с целью включения ее в собственность обанкротившегося предприятия.
Статья 36.
Полные комплекты оборудования, собственности обанкротившегося предприятия должны продаваться целиком, а то, что не может быть продано целиком, можно продать по частям.
Статья 37.
План распределения собственности обанкротившегося предприятия до его претворения в жизнь должен быть предложен ликвидационной группой, принят собранием кредиторов и предложен на рассмотрение в народный суд.
После предварительного вычета издержек по банкротству из собственности обанкротившегося предприятия выплаты осуществляются в следующем порядке:
1. Зарплаты рабочих и служащих и расходы на страхование труда, которые задолжало обанкротившееся предприятие.
2. Налоги, которые должно выплатить обанкротившееся предприятие.
3. Претензии в деле о банкротстве.
В том случае, когда собственности обанкротившегося предприятия недостаточно, чтобы оплатить все долги, то, руководствуясь общим принципом, выплаты осуществляются пропорционально.
Статья 38.
По завершении распределения собственности обанкротившегося предприятия ликвидационная группа должна обратиться в народный суд для завершения процедуры банкротства. После прекращения производства по делу о банкротстве претензии, которые не были оплачены, далее оплачиваться не будут.
Статья 39.
После завершения производства по делу о банкротстве ликвидационная группа должна провести процедуру аннулирования регистрации в первоначальном месте регистрации обанкротившегося предприятия.
Статья 40.
Если в течение года после завершения производства по делу о банкротстве выяснится, что обанкротившееся предприятие совершило какой-либо из актов, перечисленных в статье 35 данного закона, народный суд должен восстановить собственность и приказать произвести выплаты в соответствии со статьей 37 данного закона.
Статья 41.
Если обанкротившееся предприятие совершило какое-либо из действий, перечисленных в статье 35 данного закона, то юридический представитель предприятия и персонал обанкротившегося предприятия, несущий прямую ответственность за случившееся, подвергается административным санкциям. В том случае, когда действия, совершенные юридическим представителем и персоналом обанкротившегося предприятия, несущего прямую ответственность, содержат состав преступления, то в соответствии с законом проводится уголовное расследование.
Статья 42.
После объявления предприятия банкротом государственные департаменты по надзору и службы аудита отвечают за точное определение лиц, ответственных за банкротство предприятия.
В том случае, когда основную ответственность за банкротство предприятия несет юридический представитель обанкротившегося предприятия, применяются административные санкции. В том случае, когда основную ответственность за банкротство предприятия несут департаменты, в чьем ведении находилось обанкротившееся предприятие, к руководству этих департаментов применяются административные санкции.
В том случае, если юридический представитель обанкротившегося предприятия и руководство департаментов, в чьем ведении находилось обанкротившееся предприятие, халатно отнеслись к своим обязанностям, что стало причиной банкротства предприятия и привело к большим потерям государственной собственности, то в соответствии со статьей 187 уголовного кодекса КНР проводится уголовное расследование.