Закон КНР о государственных прокурорах
ЗАКОН КНР «О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОКУРОРАХ»
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Данный закон принят в соответствии с Конституцией для того, чтобы обеспечить народной прокуратуре возможность контролировать соблюдение закона и независимо осуществлять свои прокурорские полномочия в соответствии с законом, обеспечить выполнение государственными прокурорами своих функций и обязанностей в соответствии с законом, повысить качество работы государственных прокуроров и перевести деятельность государственных прокуроров на научную основу.
Статья 2.
Государственные прокуроры – это кадры прокуратуры, выполняющие в соответствии с законом прокурорские обязанности государства. В их число входят государственные прокуроры, заместители главных прокуроров (в Верховной народной прокуратуре – Генеральный прокурор и заместители Генерального прокурора), члены комиссий прокуратуры, прокуроры и заместители прокуроров Верховной народной прокуратуры, местной народной прокуратуры разных уровней и специальной, например, военной прокуратуры.
ГЛАВА II. ФУНКЦИИ И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 3.
Государственный прокурор должен честно реализовывать положения конституции и законов и беззаветно служить народу.
Статья 4.
Государственный прокурор, исполняя свои функции и обязанности, предписанные законом, находится под защитой закона.
Статья 5.
Верховная народная прокуратура направляет работу местных прокуратур разных уровней и специальных народных прокуратур.
Народные прокуратуры, стоящие выше по иерархии, должны направлять работу народных прокуратур более низкого иерархического уровня.
Статья 6.
Государственный прокурор исполняет следующие обязанности и функции:
контролирует исполнение законов;
выступает государственным обвинителем от имени государства;
ведет прямое расследование уголовных дел, принятых народной прокуратурой;
выполняет другие обязанности и функции, о которых говорится в законе.
Статья 7.
Главные прокуроры, заместители главных прокуроров и члены прокурорских комиссий должны помимо выполнения прокурорских функций и обязанностей выполнять и другие функции, соответствующие занимаемым ими постам.
ГЛАВА III. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА
Статья 8.
Государственные прокуроры должны выполнять следующие обязательства:
строго соблюдать Конституцию и закон;
принимать факты как основу и закон как критерий, беспристрастно проводить законы в жизнь и не искажать закон для получения личной выгоды при исполнении своих функций и обязанностей;
стоять на страже государственных и общественных интересов, защищать законные права и интересы граждан, юридических лиц и организаций;
быть честными и непорочными, преданными своему долгу и соблюдать дисциплину;
хранить государственную и служебную тайну;
принимать контроль со стороны закона и народа.
Статья 9.
Государственные прокуроры пользуются следующими правами:
иметь полномочия и рабочие условия, необходимые для исполнения функций и обязанностей государственных прокуроров;
не терпеть вмешательства со стороны административных органов, общественных организаций или частных лиц во время выполнения прокурорских обязанностей;
не быть отстраненными от должности, пониженными в звании или уволенными, не подвергаться санкциям без установленных законом оснований и без прохождения через предусмотренные законом процедуры;
получать вознаграждение за работу, иметь страховку и социальные льготы;
пользоваться личной безопасностью, безопасностью жилища и имущества;
получать подготовку;
подавать ходатайства или жалобы;
подавать в отставку.
ГЛАВА IV. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЯ ДОЛЖНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРОКУРОРА
Статья 10.
Должность государственного прокурора может занимать лицо, соответствующее следующим требованиям:
лицо является гражданином Китайской Народной Республики;
достигло возраста 23 лет;
одобряет Конституцию Китайской Народной Республики;
обладает соответствующими политическими и профессиональными качествами, зарекомендовало себя с хорошей стороны;
обладает хорошим здоровьем;
имеет, по меньшей мере, двухлетний стаж работы. Это касается случаев, когда человек окончил колледж или университет по юридической специальности, закончил колледж или университет не по юридическому профилю, но при этом обладает профессиональным знанием закона;
имеет, по меньшей мере, годичный стаж работы, если у него есть степень бакалавра права;
на лиц, имеющих степень магистра права или доктора права, требования обладания стажем работы не распространяются.
Государственные прокуроры, которые не соответствовали требованиям, оговоренным в параграфе 6, до введения данного закона в силу, должны пройти обучение, предусмотренное данным законом, с тем, чтобы в пределах оговоренного периода времени привести себя в соответствие с требованиями данного закона. Конкретные меры будут разработаны Верховной народной прокуратурой.
Статья 11.
Посты государственных прокуроров не могут занимать следующие лица:
лица, подвергшиеся уголовному наказанию за совершение преступления;
лица, которые были уволены с общественной должности.
ГЛАВА V. НАЗНАЧЕНИЕ И СМЕЩЕНИЕ
Статья 12.
Государственный прокурор должен быть назначен на должность и отстранен от нее в соответствии с процедурами, регулирующими назначение и смещение, согласно Конституции и законам.
Генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры избирается или отстраняется от должности Всекитайским собранием народных представителей (ВСНП). Заместители Генерального прокурора, члены прокурорской комиссии и прокуроры назначаются или смещаются Постоянным комитетом ВСНП по рекомендации Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры.
Главные прокуроры местных народных прокуратур разных уровней избираются или смещаются местными собраниями народных представителей соответствующего уровня. Заместители главного прокурора, члены прокурорских комиссий и прокуроры назначаются или смещаются постоянными комитетами собрания народных представителей соответствующего уровня по рекомендации главных прокуроров этих прокуратур.
О назначении или смещении главного прокурора местной народной прокуратуры необходимо доложить главному прокурору, занимающему следующую, более высокую ступень в иерархии, который, в свою очередь, передает это на утверждение постоянному комитету собрания народных представителей соответствующего уровня.
Главные прокуроры, заместители главных прокуроров, члены прокурорских комиссий и прокуроры отделений народной прокуратуры, учрежденные в префектурах провинций или автономных округов или учрежденные в муниципалитетах под прямым руководством центрального правительства, должны назначаться или смещаться постоянным комитетом собрания народных представителей соответствующего уровня по рекомендации главного прокурора народной прокуратуры провинции, автономного региона или муниципалитета, находящегося в прямом подчинении народного правительства.
Помощники прокурора в народной прокуратуре должны назначаться или смещаться главными прокурорами тех прокуратур, в которых они работают.
Меры по назначению или смещению главных прокуроров, заместителей прокуроров, членов прокурорских комиссий и прокуроров таких особых типов прокуратур, как военные прокуратуры, должны быть отдельно разработаны Постоянным комитетом ВСНП.
Статья 13.
Лица, впервые назначаемые на должность прокурора или помощника прокурора, должны отбираться после сдачи государственного экзамена и строгой оценки из числа лиц, наиболее подходящих для занятия такого поста, и в соответствии со стандартом, требующим наличия как способностей, так и политической репутации. Лица, назначаемые на должность прокурора, помощника прокурора или члена прокурорской комиссии, отбираются из персонала, имеющего опыт практической работы.
Статья 14.
В соответствии с законом следует подать отчет касательно смещения государственного прокурора с должности, если выясняется, что он или она оказались в одном из ниже перечисленных обстоятельств:
подделал(a) гражданство Китайской Народной Республики;
переведен(а) из прокуратуры;
не нуждается в сохранении ее или его государственной должности после смены должности;
оценка выяснила его (ее) недостаточную компетентность для занятия данной должности;
неспособность выполнять функции и обязанности государственного прокурора в течение долгого периода времени из-за слабого здоровья;
ушел на пенсию;
оставил(а) пост или был(а) смещен(а);
лишен(а) права продолжать занимать должность из-за нарушения закона, дисциплины или совершения преступления;
другие обстоятельства, требующие освобождения от должности.
Статья 15.
В том случае, когда избранный главный прокурор народной прокуратуры не обладает качествами, оговоренными в данном законе, или избран с нарушением установленных процедур, главный прокурор народной прокуратуры следующего иерархического уровня имеет полномочия обратиться в постоянный комитет собрания народных представителей соответствующего уровня для отмены данного назначения.
Статья 16.
Генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры и главные прокуроры народных прокуратур провинций, автономных регионов или муниципалитетов, находящихся в прямом подчинении Центральному правительству, могут делать предложения в постоянные комитеты собраний народных представителей соответствующего уровня о смещении или замене главных прокуроров, заместителей главных прокуроров или членов прокурорских комиссий нижнего иерархического уровня.
ГЛАВА VI. ПОСТЫ, КОТОРЫЕ НЕ МОГУТ ЗАНИМАТЬ ПРОКУРОРЫ
Статья 17.
Ни один государственный прокурор не может одновременно являться членом постоянного комитета собрания народных представителей, занимать должности в административных органах, судебных органах, предприятиях и учреждениях или работать адвокатом.
Статья 18.
Государственные прокуроры, связанные брачными узами или узами кровного родства до третьего колена, или тесно породнившиеся через женитьбу ближайших родственников, не могут одновременно занимать следующие посты:
главного прокурора, заместителя прокурора или члена прокурорских комиссий в одной народной прокуратуре;
главного прокурора, заместителя прокурора, прокурора или помощника прокурора в одной народной прокуратуре;
прокурора или помощника прокурора в одном подразделении;
главного прокурора или помощника прокурора в народных прокуратурах ближайших иерархических уровней.
ГЛАВА VII. РАНГИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОКУРОРОВ
Статья 19.
Государственные прокуроры делятся на 12 рангов.
Генеральный прокурор Верховной народной прокуратуры является Верховным прокурором. Государственные прокуроры со 2 по 12 ранг – это главные государственные прокуроры, старшие государственные прокуроры и государственные прокуроры.
Статья 20.
Ранги государственных прокуроров определяются исходя из занимаемых ими должностей, реальной работоспособности и политической репутации, профессиональной компетентности, достижений в прокурорской работе и трудового стажа.
Статья 21.
Государство отдельно устанавливает ранги государственных прокуроров, критерии их оценки и продвижения по службе.
ГЛАВА VIII. АТТЕСТАЦИЯ
Статья 22.
Аттестация государственных прокуроров проводится той народной прокуратурой, в которой они работают.
Статья 23.
Аттестация государственных прокуроров должна проводиться объективно и беспристрастно совместными усилиями руководителей и сотрудников.
Регулярная аттестация проводится ежегодно.
Статья 24.
При аттестации государственных прокуроров принимаются во внимание их достижения в прокурорской работе, их идеологический уровень и моральные качества, компетентность в прокурорской работе и владение теорией закона, их позиция и стиль работы. Однако упор должен делаться на достижения в прокурорской работе.
Статья 25.
Результаты ежегодной аттестации подразделяются на три категории: отлично, компетентен и некомпетентен. Результаты аттестации служат основой для награждения, наказания, обучения, увольнения государственного прокурора и для перемены его класса и жалования.
Статья 26.
Государственный прокурор должен извещаться о результатах аттестации в письменной форме. Если государственный прокурор не соглашается с результатами аттестации, он или она может обратиться за пересмотром результатов.
ГЛАВА IX. ПОДГОТОВКА
Статья 27.
Теоретическое и профессиональное обучение государственных прокуроров проводится в плановом порядке. При обучении государственных прокуроров должны применяться принципы сочетания теории с практикой, чтение лекций с упором на достижение практических результатов.
Статья 28.
Государственные колледжи и университеты, обучающие государственных прокуроров, и другие учреждения, готовящие государственных прокуроров, должны в соответствии с действующими положениями брать на себя задачу подготовки государственных прокуроров.
Статья 29.
Результаты обучения государственных прокуроров и оценки, полученные ими в ходе обучения, служат в качестве одного из критериев для их назначения и продвижения по службе.
ГЛАВА X. НАГРАДЫ
Статья 30.
Государственные прокуроры, добившиеся значительных достижений и внесшие весомый вклад в прокурорскую работу, а также прокуроры, совершившие другие выдающиеся поступки, должны получать вознаграждение. При награждении государственных прокуроров следует сочетать принципы морального и материального поощрения.
Статья 31.
Награждаются прокуроры, добившиеся одного из следующих достижений:
достигшие крупных успехов в беспристрастном проведении в жизнь законов, а также успехов в прокурорской работе;
сделавшие предложения, касающиеся прокурорской работы, или предложения по реформированию прокурорской работы, которые были приняты и дали заметные результаты;
совершили выдающиеся поступки, защищая интересы государства, коллектива и народа от тяжелых потерь;
совершили выдающиеся поступки, храбро противостояли незаконным и преступным действиям;
совершили выдающиеся поступки, защищая государственную и служебную тайну;
совершили другие поступки, достойные награды.
Статья 32.
Награды включают в себя следующее: упоминание в списках отличившихся, почетная грамота III степени, почетная грамота II степени, почетная грамота I степени и почетное звание.
ГЛАВА XI. ПОРИЦАНИЕ
Статья 33.
Государственные прокуроры не имеют права совершать следующие поступки:
распространять заявления, наносящие ущерб престижу государства, вступать в нелегальные организации, принимать участие в таких мероприятиях, как антигосударственные собрания, процессии и демонстрации, принимать участие в забастовках;
присваивать деньги или получать взятки;
искажать закон с целью получения личной выгоды;
получать признания, используя пытки;
скрывать или фальсифицировать улики;
разглашать государственную или служебную тайну;
злоупотреблять властью и посягать на законные права и интересы граждан, юридических лиц или организаций;
пренебрегать своими обязанностями, принимая неправильное решение по делу или нанося тяжелый ущерб заинтересованной стороне;
умышленно затягивать рассмотрение дела, чтобы это неблагоприятно повлияло на работу;
использовать свои функции и полномочия для извлечения личной выгоды или выгоды для других лиц;
заниматься коммерческой деятельностью;
встречаться с заинтересованной стороной или агентом заинтересованной стороны, не имея на то санкции, посещать ужины или принимать подарки от заинтересованной стороны, его или ее агента;
совершать другие действия, нарушающие закон или дисциплину.
Статья 34.
Против государственного прокурора, совершившего любое из действий, перечисленных в статье 33 данного Закона, применяются санкции. Если же в деле имеется состав преступления, то против него или нее проводится уголовное расследование.
Статья 35.
Санкции включают в себя: дисциплинарное взыскание, выговор с занесением в личное дело, строгий выговор с занесением в личное дело, разжалование, смещение с должности и запрет на работу в государственных учреждениях. Жалование государственного прокурора, смещенного со своего поста, должно быть уменьшено и он должен быть понижен в ранге.
Статья 36.
Применение санкций определяется властями, и процедуры осуществляются в соответствии с действующими положениями.
ГЛАВА XII. ЖАЛОВАНИЕ, СТРАХОВКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ
Статья 37.
Систему жалования и шкалу оплаты для государственных прокуроров должно определить государство, исходя из природы прокурорской работы.
Статья 38.
Должна использоваться система, при которой жалование государственных прокуроров регулярно повышается. Жалование государственного прокурора, заслужившего на аттестации оценку «отлично» или «компетентен», может повышаться в соответствии с правилами, жалование государственного прокурора, сделавшего особый вклад, может в соответствии с правилами повышаться раньше установленного времени.
Статья 39.
Государственные прокуроры получают прокурорское содержание, региональное содержание и другие виды выплат, страховку и социальные гарантии, оговоренные государством.
ГЛАВА XIII. ОТСТАВКА И УВОЛЬНЕНИЕ
Статья 40.
Если государственный прокурор подает в отставку, то он или она подает заявление в письменной форме до того, как он или она освобождается от должности в соответствии с действующими правилами.
Статья 41.
Государственный прокурор может быть смещен при наличии следующих обстоятельств:
два года подряд аттестация показывала его некомпетентность;
его (ее) квалификация не соответствует занимаемой должности и он(а) отказывается от другого назначения;
отказ от перевода, порожденного необходимостью реструктуризации органа прокуратуры или сокращением персонала;
отсутствие на работе или самовольное продление отпуска без надлежащих на то причин на 15 и более дней подряд или на 30 и более дней в течение года;
невыполнение обязанностей государственного прокурора, неприменение шагов к исправлению после критики.
Статья 42.
Общественный прокурор, смещенный с поста, должен быть лишен этого звания в соответствии с законом.
ГЛАВА XIV. ВЫХОД НА ПЕНСИЮ
Статья 43.
Система ухода государственных прокуроров на пенсию, принимая во внимание природу прокурорской работы, должна быть разработана государством.
Статья 44.
После ухода на пенсию государственные прокуроры должны получить гарантированную пенсию по старости и другие льготы, оговоренные государством.
ГЛАВА ХV. ЖАЛОБА И АПЕЛЛЯЦИЯ
Статья 45.
Если государственный прокурор не согласен с санкциями, наложенными на него народной прокуратурой, то он может в течение 30 дней после получения решения о наложении санкций обратиться за пересмотром в орган, который занимался делом, и апеллировать в орган, находящийся на ступеньку выше того органа, который занимался делом. Орган, получивший ходатайство, должен в соответствии с правилами принять по нему решение. Исполнение решений по санкции, наложенной на государственного прокурора, не приостанавливается во время пересмотра или апелляции.
Статья 46.
Если государственный орган или один из его функционеров совершает посягательство на права государственного прокурора, как об этом говорится в статье 9 данного закона, то государственный прокурор имеет право подать жалобу. Если административный орган, общественная организация или частное лицо вмешивается в выполнение государственным прокурором его законных прокурорских функций и обязанностей, то против него или нее, согласно закону, проводится расследование.
Статья 47.
Апелляция или жалоба, поданная государственным прокурором, должна содержать правдивые факты. Если государственный прокурор выдумывает дело или выдвигает ложные обвинения против невиновного, то в соответствии с законом против него проводится расследование.
Статья 48.
В том случае, когда санкции против государственного прокурора приняты ошибочно, положение должно быть немедленно исправлено. Если это подорвало репутацию государственного прокурора, репутация должна быть восстановлена, негативные последствия устранены, а также должны быть принесены извинения. Если государственный прокурор понес финансовые потери, то они должны быть компенсированы. Против лиц, несущих прямую ответственность за репрессалию, проводится расследование.
ГЛАВА XVI. ЭКЗАМЕНАЦИОННО-ОЦЕНОЧНАЯ КОМИССИЯ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОКУРОРОВ
Статья 49.
Народная прокуратура учреждает экзаменационно-оценочную комиссию для государственных прокуроров.
В функции и обязанности экзаменационно-оценочной комиссии для государственных прокуроров входит руководство обучением, экзаменами, аттестацией и оценкой государственных прокуроров. Конкретные меры будут определены отдельно.
Экзаменационно-оценочная комиссия для государственных прокуроров Верховной народной прокуратуры должна в соответствии с положениями статьи 13 данного закона организовывать единый государственный экзамен для прокуроров и помощников прокуроров, впервые назначаемых на должность.
Статья 50.
Число членов экзаменационно-оценочной комиссии для государственных прокуроров варьируется от 5 до 9 человек.
Должность председателя экзаменационно-оценочной комиссии для государственных прокуроров принимает на себя главный прокурор соответствующей прокуратуры.
ГЛАВА XVII. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 51.
Меры, касающиеся клерков народной прокуратуры, определяются Верховной народной прокуратурой.
Административный юридический персонал народной прокуратуры должен управляться в соответствии с действующими государственными положениями.
Статья 52.
Закон вступил в силу 1 июля 1995 года.