Закон КНР о стимулировании малых предприятий

ЗАКОН КИТАЯ (КНР) «О СТИМУЛИРОВАНИИ СРЕДНИХ И МЕЛКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ»
Закон принят на 28 сессии Постоянного Комитета ВСНП 9-го созыва 29 июня 2002 года.
ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Данный закон был принят с целью улучшения делового климата и стимулирования здорового развития мелких и средних предприятий, создания большего количества рабочих мест в городах и селах и использования важной роли средних и мелких предприятий в экономическом и социальном развитии страны.
Статья 2.
Термин «мелкие и средние предприятия», используемый в данном законе, относится к предприятиям разных видов и форм собственности, созданным на территории КНР и способствующим решению социальных потребностей и проблемы занятости, действующим в русле экономической политики государства, чьи масштабы и объем продукции позволяют характеризовать их как мелкие и средние предприятия.
Стандарты систематизации мелких и средних предприятий должны устанавливаться отделом Госсовета, отвечающим за работу предприятий, по таким показателям, как число служащих, объем продаж и общая сумма активов предприятий, в зависимости от сферы деятельности предприятия. Данные стандарты должны утверждаться Госсоветом.
Статья 3.
Государство проводит политику активной поддержки мелких и средних предприятий, политику укрепления руководства, улучшения сервиса, регулирования согласно закону гарантий прав и интересов, способствуя, таким образом, организации благоприятного климата для создания и развития мелких и средних предприятий.
Статья 4.
Госсовет отвечает за разработку политической линии в отношении мелких и средних предприятий и проводит мероприятия, направленные на развитие мелких и средних предприятий по всей стране.
Отдел Госсовета, отвечающий за работу предприятий, организует реализацию политической линии, мероприятий и планов государства в отношении мелких и средних предприятий, осуществляет общую координацию действий, руководства и обслуживания работы мелких и средних предприятий по стране.
Соответствующие отделы Госсовета, согласно политической линии и мероприятий, проводимых государством в отношении мелких и средних предприятий, дают директивы и обслуживают работу мелких и средних предприятий в пределах своих обязанностей.
Местные администрации уровня уезда и выше, их отделы, отвечающие за работу предприятий, и другие соответствующие отделы направляют работу и оказывают помощь мелким и средним предприятиям в своих административных районах.
Статья 5.
Отдел Госсовета, отвечающий за работу предприятий, действуя в русле политики, выработанной государством, в зависимости от специфики и развития мелких или средних предприятий определяет фокус поддержки, составляя промышленные каталоги мелких и средних предприятий и другие формы руководства и стимулирования мелких и средних предприятий.
Статья 6.
Государство защищает законные инвестиции мелких и средних предприятий, их инвесторов и законные прибыли, полученные от инвестиций. Ни одна организация или частное лицо не могут претендовать на собственность и законные доходы мелких и средних предприятий.
Ни одна организация не может, нарушая установленные законы и правила, собирать плату или налагать штрафы на мелкие и средние предприятия, возлагать на них денежные и имущественные обязательства.
Мелкие и средние предприятия имеют право отказываться от выполнения незаконных требований, сообщать и выдвигать обвинения в действиях, производимых в нарушение указанных положений.
Статья 7.
Административные органы должны охранять законные права и интересы мелких и средних предприятий, защищать их права на честную конкурентную борьбу, проводимую в рамках закона, и взаимовыгодную торговлю. Административные органы не имеют права вводить против них дискриминационные меры или навязывать невыгодные торговые условия.
Статья 8.
Мелкие и средние предприятия должны соблюдать установленные государством законы и правила в том, что касается соблюдения техники безопасности, рисков для здоровья, связанных с профессиональной деятельностью, общественной безопасности, охраны ресурсов и окружающей среды, качества, налогообложения и финансов. Мелкие и средние предприятия должны в своей деятельности руководствоваться требованиями закона и не должны посягать на законные права и интересы служащих или наносить ущерб интересам общества.
Статья 9.
Мелкие и средние предприятия должны соблюдать правила профессиональной этики, придерживаться принципа честности, стремиться к повышению качества работы и расширять возможности для саморазвития.
ГЛАВА II. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА
Статья 10.
В бюджете страны выделена статья для мелких и средних предприятий, из которой выделяется капитал для развития мелких и средних предприятий.
Местные органы власти должны, исходя из реального положения мелких и средних предприятий, оказывать им финансовую поддержку.
Статья 11.
Специальные средства, выделяемые на развитие мелких и средних предприятий, должны использоваться на создание системы обслуживания и выполнения работы по поддержке мелких и средних предприятий, на пополнение фондов развития мелких и средних предприятий и на решение других вопросов, касающихся развития мелких и средних предприятий.
Статья 12.
Государство создает фонд развития мелких и средних предприятий. Фонд развития мелких и средних предприятий пополняется из указанных ниже финансовых источников:
– специальных средств, выделяемых центральным бюджетом на поддержку развития мелких и средних предприятий;
– доходов фондов;
– пожертвований;
– других финансовых источников.
Налоговая политика государства направлена на стимулирование пожертвований в фонд развития мелкого и среднего бизнеса.
Статья 13.
Государственный фонд развития мелких и средних предприятий должен использоваться по следующим направлениям:
– Помощь и услуги при открытии дела.
– Поддержка создания системы гарантий кредита для мелких и средних предприятий.
– Поддержка технологических новаций.
– Стимулирование специализированного развития и сотрудничества с крупными предприятиями.
– Поддержка курсов повышения квалификации персонала и консультативных услуг, оказываемых мелкими и средними предприятиями по оказанию сервисных услуг.
– Поддержка развития мелкими и средними предприятиями международного рынка.
– Поддержка экологически безвредного производства мелких и средних предприятий.
– Другие вопросы.
Методы по созданию, использованию и управлению фондом развития мелких и средних предприятий формулируются Госсоветом отдельно.
Статья 14.
Народный банк Китая усиливает кредитную политику, направленную на улучшение финансового климата для мелких и средних предприятий.
Народный Банк Китая должен увеличить поддержку, оказываемую мелким и средним предприятиям, и стимулировать коммерческие банки к установке кредитной системы, направленной на оказание большей кредитной поддержки мелким и средним предприятиям.

Статья 15.
Финансовые учреждения оказывают финансовую поддержку мелким и средним предприятиям, предпринимают усилия, направленные на улучшение финансового обслуживания, изменение системы обслуживания, расширение сферы услуг и улучшение качества услуг.
Коммерческие банки и кредитные кооперативы должны улучшать руководство кредитами, расширять сферу услуг, развивать финансовые услуги, доступные для мелких и средних предприятий, регулировать структуру кредитов и предоставлять услуги мелким и средним предприятиям в том, что касается кредитов, расчетов, финансовых консультаций, управления инвестициями и т. д.
Статья 16.
Государство предпринимает меры для расширения прямых финансовых каналов для мелких и средних предприятий, активно руководит мелкими и средними предприятиями и стимулирует к созданию условий для получения всех видов прямого финансирования, предусмотренного законами и административными правилами.
Статья 17.
Государство путем проведения соответствующей налоговой политики стимулирует различные учреждения с венчурным капиталом инвестировать больше средств в мелкие и средние предприятия.
Статья 18.
Государство поддерживает создание системы кредитования мелких и средних предприятий, создание базы данных кредитоспособности предприятий и оценочной системы, а также проводит обобщение запросов и обмен кредитной информацией, касающейся мелких и средних предприятий.
Статья 19.
Органы власти уровня уезда и выше и соответствующие отделы должны стимулировать и организовывать создание системы кредитных гарантий мелких и средних предприятий, стимулировать гарантии кредита для мелких и средних предприятий и создавать условия для финансирования мелких и средних предприятий. Меры по управлению кредитными гарантиями для мелких и средних предприятий разрабатываются Госсоветом отдельно.
Статья 20.
Государство стимулирует различные учреждения, занимающиеся предоставлением гарантий, к выдаче кредитных гарантий мелким и средним предприятиям.
Статья 21.
Государство стимулирует мелкие и средние предприятия к выполнению различных видов взаимных финансовых гарантий.
ГЛАВА III. ПОДДЕРЖКА ПРИ СОЗДАНИИ ПРЕДПРИЯТИЙ
Статья 22.
Полномочные государственные отделы активно создают условия, предоставляют необходимую и существенную информацию и консультативные услуги, рационально распределяют силы и средства при планировании строительства городов и деревень в зависимости от потребностей развития мелких и средних предприятий, чтобы оказать поддержку созданию мелких и средних предприятий. В том случае, если безработный или лицо с ограниченной трудоспособностью создает мелкое или среднее предприятие, местные администрации должны оказывать активную поддержку, создавать благоприятные условия и расширять возможную сферу деятельности. Полномочные государственные отделы предпринимают меры с тем, чтобы расширить каналы, помогающие мелким и средним предприятия принимать выпускников высших и средних учебных заведений.
Статья 23.
Государство поддерживает и стимулирует создание и развитие мелких и средних предприятий, проводя соответствующую налоговую политику.
Статья 24.
Мелкие и средние предприятия, созданные безработными, а также предприятия, нанимающие безработных в количестве и пропорции, установленными государством, предприятия, созданные в районах проживания национальных меньшинств и в депрессивных районах, а также предприятия, трудоустраивающие лиц с ограниченной трудоспособностью в устанавливаемом государством количестве и пропорции, получают от государства налоговую скидку или освобождаются от налогов, пользуются налоговыми льготами.
Статья 25.
Местные органы власти в соответствии с реально сложившейся ситуацией предоставляют лицам, начинающим свой бизнес, консультации и информационные услуги относительно промышленности и торговли, налогообложения, финансирования, трудовых ресурсов и социального обеспечения.
Статья 26.
Отделы регистрации предприятий должны с соблюдением соответствующих юридических условий и процедур проводить регистрацию создания мелких и средних предприятий, повышать эффективность работы, чтобы предоставить регистрируемым более удобные условия. Отделы не имеют права выдвигать предварительные условия регистрации предприятий, помимо тех, которые зафиксированы в соответствующих законах и правилах. Они также не могут назначать оплаты, помимо той, которая установлена в соответствующих законах и правилах.
Статья 27.
Государство, действуя в русле проводимой им политики по использованию зарубежных инвестиций, стимулирует мелкие и средние предприятия к применению зарубежного капитала, использованию передовых технологий и опыта управления, созданию совместных китайско-зарубежных коммерческих и кооперативных предприятий.
Статья 28.
Государство стимулирует частные и юридические лица к созданию мелких и средних предприятий, инвестируя промышленную собственность или незапатентованную технологию.

Статья 29.
Государство проводит политику стимулирования малых и средних предприятий по вопросу распространения новых видов продукции, усвоения современных технологий, техники производства и оборудования и осуществления технического прогресса.
Статья 30.
Полномочные государственные отделы обеспечивают поддержку в том, что касается планирования, землепользования, финансов. Они стимулируют создание различных типов бюро технического обслуживания, создают центры повышения производительности. Полномочные государственные отделы также предоставляют информацию о технологиях, консультации относительно технологий и консультации по передаче технологий для мелких и средних предприятий, предоставляют услуги по развитию производства и технологий мелких и средних предприятий, чтобы способствовать использованию последних достижений в области технологий и проводить усовершенствование технологий и производства.
ГЛАВА IV. НОВАЦИИ В ОБЛАСТИ ТЕХНОЛОГИЙ
И РАЗВИТИЕ РЫНКА
Статья 31.
Государство стимулирует мелкие и средние предприятия по вопросам сотрудничества в области технологий, их развития и обмена с исследовательскими институтами, высшими и средними учебными заведениями, чтобы способствовать использованию технологических достижений в промышленности и активно развивать технологически ориентированные мелкие и средние предприятия.
Статья 32.
Государство стимулирует и поддерживает крупные, мелкие и средние предприятия, развивающие сотрудничество на основе распределения ресурсов рынка, в том, что касается стабильных поставок сырья, продукции, продаж, развития и реформирования технологий, направленных на развитие мелких и средних предприятий.
Статья 33.
Государство направляет, стимулирует и регулирует реструктуризацию активов, оптимизацию ресурсов мелких и средних предприятий в форме слияния, поглощения и т.д.
Статья 34.
Мелкие и средние предприятия имеют приоритет при размещении государственных заказов на поставку товаров и услуг.
Статья 35.
Полномочные государственные отделы и учреждения обеспечивают малым и средним предприятиям необходимые инструкции и помощь в экспортных операциях, внешнеэкономическом и технологическом сотрудничестве и обмене. Полномочные государственные финансовые учреждения оказывают помощь малым и средним предприятиям, выдавая импортно-экспортные кредиты и предоставляя страхование экспортных кредитов.
Статья 36.
Государство проводит политику, стимулирующую подходящие для этого мелкие и средние предприятия делать инвестиции за рубежом, участвовать в международной торговле и развивать международный рынок.
Статья 37.
Государство стимулирует обслуживающие мелкие и средние предприятия, сервисные учреждения к проведению выставок и ярмарок товаров и предоставлению консультаций.
ГЛАВА V. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Статья 38.
Государство стимулирует все общественные круги создавать и совершенствовать систему обслуживания мелких и средних предприятий.
Статья 39.
Учреждения по обслуживанию мелких и средних предприятий, созданные при поддержке правительства, оказывают услуги мелким и средним предприятиям с учетом их реальных потребностей. Учреждения, обслуживающие мелкие и средние предприятия, должны использовать такие современные технологии, как компьютерные сети, чтобы создавать и совершенствовать систему информационного обслуживания, открытую для всего общества. Учреждения, обслуживающие мелкие и средние предприятия, должны контактировать с различными посредническими учреждениями и направлять их деятельность.
Статья 40.
Государство стимулирует различные типы общественных посреднических учреждений предоставлять помощь мелким и средним предприятиям, начинающим свою деятельность. Они должны предоставлять им информацию, маркетинговые услуги, заниматься их инвестированием и финансированием, предоставлять гарантии, оказывать технологическую и кадровую поддержку, проводить обучение персонала, оказывать помощь в международном сотрудничестве, участии в ярмарках и выставках, предоставлять юридические консультации и другие услуги.
Статья 41.
Государство стимулирует соответствующие бюро, а также высшие и средние учебные заведения, к обучению персонала мелких и средних предприятий основам деятельности и управления, производства и технологии, чтобы повысить уровень маркетинга, управления и технологии мелких и средних предприятий.
Статья 42.
Самостоятельные промышленные предприятия активно обслуживают мелкие и средние предприятия.
Статья 43.
Самостоятельные организации самообслуживания для мелких и средних предприятий должны охранять их законные права и интересы, держать их в курсе сделанных предложений и необходимых требований, предоставлять услуги, необходимые им для освоения рынка, усовершенствования своей деятельности и управления.
Статья 44.
Провинции, автономные районы и муниципальные образования, находящиеся в прямом подчинении центрального правительства, должны в соответствии с ситуацией, сложившейся с мелкими и средними предприятиями в соответствующих районах, принимать соответствующие меры по претворению данных положений в жизнь.
Статья 45.
Данный закон вступает в действие с 1 января 2003 года.