Ислам и современность

«ИСЛАМ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР».
Введение
Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии Ислам.
Именно на этих словах основывается главная идея мусульман, что Ислам религия всеобъемлющая и религия Аллаха до дня Конца света (кыямата), то есть до конца существования человечества и вообще всей жизни на Земле.
Изучение данной темы является актуальной в силу того, что на данном этапе развития человечества, мы зачастую можем наблюдать процессы развития различных исламских общественно-политических движений по всему миру, процессы возрождения исламской мысли у народов, исповедующих Ислам, однако забывших его вероучения в силу различных факторов, среди которых основными являются развитие в начале XX века на мусульманских территориях, таких идеологий как коммунизм и капитализм.
Также на данном этапе развития человечества, мы можем наблюдать за таким социальным явлением как исламофобия, вызванная событиями, которые произошли в конце ХХ века и в начале XXI.
Изучение темы является актуальным и потому, что за последние десять-пятнадцать лет на территории Украины, мы наблюдаем рост исламской мысли и исламского сознания среди местного населения, этнически соблюдающих Ислам, однако забывших его в условиях коммунистического воспитания и просвещения, где основной идеей государства было отрицание существования Бога, то есть атеизм.
1. География Ислама в современном мире.
В состав мусульманских государств входят не только страны Ближнего востока, но и многие страны Африки и Юго-Восточной Азии. По данным различных статистических исследований в мире, в общей сложности проживает от 1,2 миллиарда до 1,5 миллиарда мусульман.
В то время, когда просвещенная Римская империя уходила с мировой арены, доказав свою нежизнеспособность, исламский мир развивался и не угас, показав свою способность развиваться и многие страны появившиеся в период мусульманских завоеваний существуют и сейчас.
Ислам, развиваясь первоначально на Аравийском полуострове в среде разрозненных арабских племен, сумел объединить их и дал мощный толчок развитию арабской цивилизации. На основе Ислама, арабы объединили огромные территории, где главной религией стал Ислам, завоевав сердца миллионов людей. Исламская культура интегрировала многие народы: арабов, персов, египтян и др. Главное отличие Ислама от других религий состоит в том, что в нем полностью слилась духовная и светская власть и не существует сплоченной религиозной иерархии, как в христианстве или буддизме. Став составной частью жизни человека, он направлял его действия, не давал опуститься.
Однако, по некоторым причинам, люди на протяжении более тринадцати веков, постепенно отходили от основной идеи Ислама – достижение довольства Всевышнего Аллаха, что привело к упадку их исламского сознания и развитию мыслей, чуждых Исламу, таких как получение выгоды, богатства, семья и пр. Не имея эффективного исламского просвещения, общественность все более приходила к идеи отделения религии от жизни, на примере европейских государств. Так стали происходить реформы в исламском государстве. Наиболее ярким примером реформы исламского государства служит Кемалистская реформа в Турции. После падения колониализма на политической карте появилось много новых мусульманских государств. В основном это страны Северной Африки, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, и, хотя, эти страны часто враждуют между собой (Ирак — Кувейт), Ислам по-прежнему является знамением этих стран. Сила ислама не в количестве его адептов (число христиан или буддистов в мире вполне сопоставимо с числом мусульман), но прежде всего в той идейно-институциональной структурной слитности вселенской мусульманской общины (уммы), основы которой были заложены еще в седьмом веке.
Ислам сегодня — в условиях изменившейся политической картины мира с нередко ведущей ролью исламских стран в определении политики и тактики всех развивающихся стран имеет объективные условия не только для сохранения в качестве одной из ведущих религиозных систем мира, но и для некоторого усиления своего значения в качестве идейного знамени национальных движений в значительной части земного шара.
По состоянию на 2005 год, численность мусульман в мире достигла около 1,3 миллиарда человек, что составило около четверти населения всего мира, которое составляет более шести миллиардов. Исследования ученных показывают, что численность мусульман к 2050 году достигнет трети населения мира. Основываясь на данных исследованиях, ожидается, что численность мусульман к концу этого века, то есть к 2100 году будет составлять половину всего населения мира. Однако это лишь прогнозы, сказать точно невозможно, так как тенденции роста мирового населения предугадать невозможно, так как мы можем наблюдать различные природные катаклизмы, войны, болезни, уносящие сотни и тысячи человеческих жизней.
По данным статистических исследований зарубежных ученных, численность мусульман на территории Африки достигла 430 миллионов из 885 миллионов людей, то есть 48%. А численность мусульман на западном полушарии, в Европе и России, превышает 50 миллионов. Между тем как численность мусульман Индийского полуострова (Индия, Пакистан, Бангладеш, и Афганистан) доходит до 468 миллионов из 1.415.000 миллионов, то есть треть населения.
Естественно, данные таблицы содержат определенные неточности, допущенные при статистических исследованиях, однако по ним, мы можем представить общее количество живущих в современном мире мусульман.
2. Ислам и современный мир
Роль Ислама в современном мире очень велика, так как эта религия является образом жизни четверти всего населения земного шара. Предназначение Ислама на протяжении вот уже 14 веков не изменилось. Это указать человеку дорогу, которая приведет его к довольству Всевышнего Творца, и показать человеку дорогу, которая уведет человека от довольства Всевышнего.
В принципе, весь Ислам основывается лишь на одной книге – Коране, которая согласно исламскому вероучению является Словом Аллаха, обращенное к людям как призыв к повиновению Ему (Аллаху). Мнения исламских богословов об Исламе в прошлом, настоящем и будущем однозначны: Ислам — милость Аллаха для всего человечества.
По мере роста круга людей, соблюдающих Ислам, он завоевывает симпатии все большей и большей части людей всего мира. В раскрытии знаний, Ислам занимает лидирующее место среди всех религий мира. В Коране содержаться очень много научных феноменов, которые указывают на те или иные данные, которые свидетельствуют о том, что Коран действительно не имеет земного происхождения, а ниспослан Всевышним.
Так, ученые точных наук, при внимательном изучении Корана понимают, что эта Книга не могла быть от человека, который жил в Аравии в седьмом веке, так как те данные, которые содержит в себе Коран, можно обнаружить лишь при применении современных научно-технических средств. Ученые юридических наук заявляют о том, что не мог один человек за такое короткое время привнести в общество такой огромный пласт юридических норм, которые выступают общественным, и государственным регулятором и по сей день. Да к тому же, этот человек был еще и не образованным, не умеющий ни писать, ни читать. Имя этого человека — Мухаммад (мир ему и благословение от Аллаха). Ученые других наук также выделяют Исламские знания среди знаний других религий. Профессор Джеральд C. Герингер из университета Джорджтауна, доцент медицинской эмбриологии так высказался о Коране: «Некоторые аяты (Корана) представляют собой очень подробное описание развития человека, начиная с момента соединения клеток и до развития органов эмбриона в утробе матери. Прежде не существовало такого подробного и безупречного описания развития человека со всеми его стадиями, терминологией и пояснениями. В большинстве случаев за сотни лет до нашего времени эти аяты описывают многие стадии развития эмбриона и плода человека, которые в точности также описаны в современной научной литературе». Альфред Кронер, профессор геологии, университет Майнца в Германии сказал следующее: «Если объединить все это, и объединить все выражения, ниспосланные в Коране о строении Земли, ее образовании, и все выражения, связанные с той или иной сферой науки, то мы можем совершенно четко сказать, что слова и объяснения, которые даются в Коране, чрезвычайно верны, и сегодня мы можем сказать, что все они подтверждаются современными научными открытиями… Выражения, упоминающиеся в Коране о мироздании в те времена еще не были научно обоснованы, однако современные научные методы находятся сегодня на позициях, позволяющих утверждать, что сказанное Пророком Мухаммадом (да пребудет над ним мир и благословение Всевышнего) 1400 лет назад полностью подтверждается сегодня». Профессор Джо Ли Симпсон, профессор молекулярной генетики и генетики человека, гинекологии и обсцентрики сказал следующие слова: «…По-моему нет никакого противоречия между генетикой и религией, напротив, религия, добавляя вдохновения и благодати некоторым традиционным научным подходам, может направлять науку, наука же отражена и существует в Коране, и спустя много веков было доказано, что все откровения Корана имеют силу, и эта опора истинности сведений Корана снисходит от Аллаха».
Однако не следует забывать того, что Коран не является научным пособием. Его предназначение состоит в том, чтобы показать человеку, как ему правильно жить, быть его верным руководством во всех делах. Во втором аяте суры аль-Бакара говорится о том, что Коран – руководство для богобоязненных людей, стремящихся к довольству Всевышнего. Те научные сведения, которые содержаться в Коране – служат лишь доказательствам того, что Коран не написан человеком, а исходит от Аллаха.
В современном мире, Ислам является наиболее сильной религий. Это объясняется, тем, что он играл всегда и играет несколько иную роль, нежели, Христианство в Европе, так как Ислам охватил все сферы общественной жизни, определил характер экономических отношений и формы политической администрации, социальную структуру, культуру и быт. В то время, когда другие религии остаются религией только в своих храмах и святынях, вспоминаемые лишь тогда, когда человеку очень хорошо (свадьба, рождение ребенка) или очень плохо (похороны, отпущение грехов), Ислам представляет собой целую систему для жизни человека. Мечеть не является пределом выражения веры человека. Пророк Мухаммад (меиб) говорил, что вся Земля является мечетью. То есть для того, чтобы проводить обряды поклонения, необязательно идти в мечеть, ведь мечеть – вся Земля.
Несмотря на то, что Ислам является такой мощной системой норм для жизни человека, его приверженцы (мусульмане) далеко не всегда придерживаются его норм. Причин тому много, среди которых необходимо выделить главные – незнание и отсутствие понимания и (или) правильного понимания законов шариата. Однако следует отметить, что в последнее время средний уровень знаний исламского общества (уммы) вырос. Все это благодаря научно-техническому процессу, достижениям в области компьютерных систем, позволяющие мусульманину иметь в своем «ящике» такой информационный материал на исламскую тематику, о котором еще 50-60 лет тому назад можно было только мечтать. Особенно в жизни современных мусульман, огромную роль играет всемирная сеть Интернет. Интернет – это целый мир. Здесь можно поучаствовать в исламской конференции и форумах, которые проходят в другой стране. И все это не выходя из своего дома или рабочего места! В Украине, на сегодняшний день самым крупным исламским интернет-форумом, где могут участвовать мусульмане всех стран, владеющие русским языком, является форум «Ислам для всех», размещенный на сайте «Ислам для всех» (www.islam.com.ua). Возможно, для некоторых этот вопрос покажется глупым и смешным. Однако в действительности, сегодня во многих странах, это даже превратилось в элемент повседневной жизни. И сегодняшние мусульмане являются частью постоянно увеличивающейся армии пользователей этой глобальной сети. С каждым днем увеличивается число мусульман, пользующихся Интернетом для удовлетворения своих запросов, как материальных, так и духовных. Однако какими бы соблазнительными ни казались перспективы использования глобальной сети мусульманами, надо ясно представлять себе, что она имеет как достоинства, так и недостатки. Также, для некоторых, может показаться странным и то, что через Интернет мужчина и женщина могут связывать свои личные отношения, которые затем перерастают в супружеские отношения. Через Интернет можно заводить огромное количество друзей. А больше всего меня радует то, что это общение не вызвано какими-то низкими интересами (красота, знатность, богатство), а именно интеллектом собеседника и общими интересами.
Если говорить о пользе Интернета для Ислама, то можно сказать, что исламские источники знаний заполнили миллионы терабайтов физической памяти Интернет-ресурсов, в которых содержится ценная информация об Исламе, воспользоваться которой может любой современный человек.
Необходимо отметить, что Ислам занимает огромный пласт и в иных средствах массовой информации. Это естественно печатные СМИ, программы радио- и телевизионных вещаний. Каждый день в тысячах газетах и по сотням каналов звучит призыв к Исламу и исламскому образу жизни. Исламу посвящаются тысячи статей и тысячи телевизионных программ, рассказывающие об Исламе, о его культуре, нормах и истории. Таким образом, мусульмане и не мусульмане имеют огромную возможность получать исламские знания, не выходя из своих домов или рабочих мест.
Однако вместе с этим, в средствах массовой информации, мы можем наблюдать большой поток дезинформации, направленный против Ислама и мусульман. Враги Ислама и мусульман всячески пытаются опорочить имидж Ислама, навешивая различные унизительные ярлыки, такие как «Ислам – религия насилия», «пояс шахида», «террорист-смертник» и прочие, которые не имеют с Исламом ничего общего. Ислам – религия Аллаха, а Он Справедливый. К сожалению, несмотря на то, что полезной информации об Исламе очень много, люди зачастую верят в то, что написано в светской хронике, при том, что практически каждый из них уверен, что все светские газеты и телеканалы оглашают лживую информацию, которая не содержит правдивых сведений.
Так в результате огромного потока дезинформации в обществе, появилась такая болезнь как исламофобия, то есть страх перед Исламом или боязнь Ислама со стороны не мусульман. Симптом этой болезни представляется в изображении Ислама как цивилизации отсталой.
До событий произошедших 11 сентября 2001 года о проблеме исламофобии мало кто говорил, и мало кого это вообще интересовало, так как Ислам никого не пугал. Общество прекрасно понимало, что все, что происходит – результат политических интриг и ни более. После 11 сентября мир по-другому посмотрел на Ислам, как на религию войны (джихада) и религию террористов-смертников (шахидов). Мир окончательно запутался с понятиями об Исламе. Теперь те, кто является верующим и соблюдающим предписания Аллаха, объявлен исламистом, радикалом, экстремистом и террористом. Миллионы людей получили такой ярлык, и живут с ним по сей день. Да, нельзя сказать, что среди исламских движений нет таковых, которые придерживаются точки зрения о том, что необходимо делать все, опираясь на насилие и кровопролитие. Но где стопроцентная уверенность в том, что их целями является всеобщее благо для мусульман, а не преследование их личных целей или же их безграмотность в Исламе?
С тоской в душе встречаешь высказывания людей, в которых они отождествляют Ислам с терроризмом, а мусульман с террористами. Ислам и терроризм как политика запугивания, полностью несовместимы. Ислам не пугает и не угрожает, а призывает к миру и стабильности, к любви и сочувствию, к вере во Всевышнего Аллаха, Его Милости и Милосердию. Никогда мусульманин не станет убивать человека лишь из-за его веры, так как в Исламе существует принцип, заложенный Кораном, — нет принуждения в религии. Само убийство человека, если это произошло по умыслу, не имеющего места быть законным, со стороны Ислама, карается. Исходя из текста Корана: «тот, кто убил человека не за человека и не за распространения нечестия на земле, тот убил как будто бы всех людей на земле». Вот как оценивается данный поступок в соответствии с учением Ислама.
Естественно, Украина не обошла эту болезнь и здесь также присутствует этот фактор, с которым мусульманам необходимо бороться. Самым эффективным оружием для борьбы с исламофобией, на мой взгляд, является ликвидация безграмотности об Исламе, как среди немусульман, так и среди мусульман. Необходимо объяснять основные принципы Ислама и его суть – поклонение Единому Творцу, который создал все сущее.
Также в современном обществе очень часто, некоторые люди связывают два противоречащих друг-другу слова – это Ислам и терроризм.
Согласно общепризнанному определению, термин терроризм подразумевает под собой политику запугивания, насилия, нагнетания страха, расправу с политическими противниками вплоть до их физического уничтожения. Согласно украинскому законодательству, закрепленному в ст. 1 Закона Украины «О борьбе с терроризмом» термин терроризм означает: общественно опасное деяние, заключающееся в сознательном, целеустремленном применении насилия путем захвата заложников, поджогов, убийств, пыток, запугивания населения и органов власти или совершения других посягательств на жизнь или здоровье ни в чем не виновных людей или угрозы совершения преступных действий с целью достижения преступных целей. Совершивший это общественно опасное деяние (преступление) именуется террористом, то есть лицо, принимающее участие в террористической деятельности.
Терроризм появляется, тогда, когда общество переживает глубокий кризис, в первую очередь — кризис идеологии и государственно-правовой системы. В таком обществе появляются различные оппозиционные группы — политические, социальные, национальные, религиозные — для которых становится сомнительной законность существующей власти.
История человечества, к сожалению, знает немало трагических эпизодов, когда молох террора перемалывал тысячи и сотни тысяч безвинных человеческих жизней. Самые разные идеологические системы и государственные строи применяли террор как средство устрашения и усмирения общества и для достижения своих безбожных политических целей:
Якобинская диктатура, захватившая власть в результате Французской революции 1793 года отправила на гильотину тысячи людей и начала эпоху «Великого Террора», именно тогда впервые в истории появился термин «террор».
Созданная в 1865 году в США расистская террористическая организация » Ку-Клукс-Клан» практиковала бесчеловечные пытки, издавательства и убийства безвинных людей только за их принадлежность к негроидной расе.
Расовый террор стал государственной политикой в нацистской Германии после прихода к власти в 30-х годах Национал-Социалистической Партии. Нацисты применяли политику кровавого террора и истребления всех, кто казался врагом арийской расы, прежде всего к евреям.
В те же годы еще одна диктаторская идеологическая система применяла террор как государственный механизм управления. В Советском Союзе «кровавый режим» сталинизма истребил десятки миллионов человек только за их инакомыслие и несогласие с коммунистической идеологией.
В 1960 годах коммунистический террор получил свое дальнейшее развитие в Европе.
На этот раз коммунистические организации, находящиеся в оппозиции к государственному строю, проявляли свой протест, убивая и калеча ни в чем не повинных людей.
Террористы из «красных бригад» в Италии…, фракция «красной армии» Германии осуществили ряд взрывов, вооруженных нападений и убийств.
То, что терроризм как явление возникал именно в странах, где господствовал диктаторский режим, будь-то расизм, фашизм, коммунизм или маоизм имеет совершенно четкое объяснение. Каждый из упомянутых диктаторских режимов в основе своей внушает в сознание людей, что непрерывная борьба и конфликт являются нормальным состоянием человека и стимулом к развитию и очищению общества. Террор, под личиной идеологической борьбы официально признан и более того поощряется этими режимами.
Однако в последние годы в повестке дня мировых новостей появился еще один вид террора, под полностью вымышленным названием — » Исламский терроризм»…
Исламское государство или же Османская Империя, в отличие от остальных государств Европы, успешно пережило все тенденции государственных преобразований на заре становления «Современного мира», так как здесь была единая система религиозно-государственного строительства, имеющая комплексный подход абсолютно ко всем вопросам общественных, политических и социальных аспектов жизни государства. Единственным и неизменным источником законодательства служил Коран и сунна Посланника Аллаха (меиб.), определявшие всю систему функционирования и развития данного государства, в них имели свое отражение политические и социальные формы взаимодействия граждан, были закреплены правовые нормы и моральные правила, определяющие общественное сознание. В этом и заключалась сила исламского государства. В 1924 году, когда генерал армии Турецкой Империи (на то время еще исламского государства) Ата-Тюрк свергает власть Султана и провозглашает ее светским государством. Исламское государство разрушается, унося за собой и исламский образ жизни. Государство начинает жить по законам и нормам противоречащим Исламу и обыденному образу жизни мусульман. Вместе с этим, начинается притеснение и унижение мусульман на Ближнем Востоке и в Афганистане. Появляются люди, борющееся с оккупационным режимом, которых позже стали называть международными террористическими организациями. Борясь за свою землю, за свою свободу, за религию их обвинили в терроризме.
Так кто же в действительности террорист – человек, защищающий свои земли от оккупантов или тот, который вошел на чужие земли, устанавливая свои законы и порядки, проводя политику ликвидации и устрашения мирного населения, ради достижения своих корыстных целей?
Нет в Исламе места террору. Всевышний Аллах повелел мусульманам в Священном Коране нести людям мир, добро и братскую любовь.
3. Ислам на землях современной Украины.
Ислам, на земли современной Украины, проник уже очень и очень давно, еще со времен распространения Ислама, сподвижниками Пророка Мухаммада (меиб). Однако наибольшая активность и влияния Ислама в этом регионе наблюдается спустя несколько веков, при возникновении Крымского ханства (1443–1783), где государственной религией становится Ислам.
По некоторым данным, на территории Украины проживают от 800 тысяч до 2-х миллионов мусульман. Основная масса людей, исповедующих Ислам, относится к коренным жителям Крыма и Причерноморья. Также значительную роль играют эмигранты из стран Ближнего Востока – это арабские студенты, турецкие предприниматели и миссионеры. Славян (русских, украинцев) среди мусульман Украины немного, хотя их число с каждым годом растет. По крайней мере, об этом постоянно говорят исламские центры.
Территориально мусульмане проживают компактно. В основном их общины доминируют на Востоке (Донбасс, Запорожская область) и Юге (Крым, Одесская область) страны. Такое расселение сложилось исторически. На Крымский полуостров и по сей день возвращаются из Средней Азии крымские татары, а в восточном регионе живут волжские и казанские татары, которые попали туда в 50-60 гг. 20-го века во время строительства на Востоке Украины «стратегических» промышленных предприятий.
В десяти крупных городах страны существуют мусульманские организации, созданные арабскими студентами, обучающимися в украинских вузах. Координатором является Межобластная ассоциация общественных организаций «Ар-Раид» с центральным офисом в Киеве. Так, «Ар-Раидом» с 1999 года открыто три исламских общественных культурных центра – в Киеве, Симферополе и Одессе. Все они расположены в специально отреставрированных зданиях, вблизи центральной части города. В стенах Центров находятся просторные молитвенные помещения, библиотеки, где собрана многочисленная литература по Исламу и восточной культуре, работают воскресные школы по изучению арабского языка и восточной культуры, женские отделы и клубы исламской молодежи, интернет-клубы, спортзалы, кафе, где можно отведать восточные блюда.
Кроме того, мусульмане представлены землячествами и национальными общинами из традиционных мусульманских регионов – Средней Азии, Кавказа и Ближнего Востока.
Говоря о том, что представляет собой Ислам на землях современной Украины, хотелось бы сказать, что эта религия возрождается, она вновь набирает силы в сознании как мусульман, так и не мусульман. К сожалению, волею судьбы, исламские знания были утрачены населением, жившим во времена атеистического советского государства, когда религией был атеизм, а любая попытка вверения себя Всевышнему Создателю, в лучшем случае заканчивалась тем, что над человеком смеялись, не принимая его в различные общественные организации, принимая его как за инакомыслящего, не способного нести знамя и идею коммунизма. Все это привело к появлению религиозного вакуума в умах людей. Однако существует общепризнанный факт того, что пустота имеет свойство заполнятся тем, чем сможет. Если за время советского строя этот вакуум заполнялся идеологией коммунизма, и люди стремились к построению модели коммунистического государства, то после развала Советского Союза, так называемой перестройки, в сознании людей образовался вакуум, который должен был чем-то заполняться.
И то, чем можно было заменить одну идеологию — другой, нашлось. В первую очередь, на территории бывшего СССР появились различные религиозные течения и секты, которые были запрещены при прежнем режиме. Здесь речь идет не только об исламских течениях и сектах, а вообще.
Следует отметить, что необходимо отличать понятие «секта» и понятие «группа» (джамаат) в Исламе. Так, сектой необходимо считать то движение, которое отошло от основ религии и привнесло в нее что-то новое или изменило ее, а группой (джамаатом) необходимо считать объединение людей, находящихся на определенной территории или выделяющихся по другим признакам, которые не выходят за рамки религии.
Крым. В работе следует указать религиозную ситуацию, происходящую в Крыму, так как Крым является постоянным объектом наблюдения со стороны мирового сообщества.
Посмотрим на историю Крыма. Появление Ислама в Крыму связано с именами сподвижников Пророка Мухаммеда (меиб) — Малика Аштера и Гази Мансура, живших в первом веке Хиджры (VII век). Древнейшая датированная мечеть Крыма 1262 года — была построена в городе Солхате (ныне Старый Крым) выходцем из Бухары. С XIV века полуостров стал основным центром мусульманской цивилизации в Золотой Орде. Отсюда осуществлялась мусульманская проповедь среди тюрок Северного Причерноморья.
Крымское ханство, появившееся в первой половине XV в., было исламским государством с уже достаточно древними традициями. В 1475 г. южная часть Крыма, принадлежавшая генуэзцам, была захвачена турками. Крымские ханы признали свою зависимость от Турции. В XVII в. значительную часть населения Крыма составляли эмигранты из Малой Азии, которые сохранили прочные этнические и религиозные связи с исторической родиной. Турецкий Ислам оказал также сильное влияние на городское татарское население. Об этом говорит широкое распространение и авторитет турецких суфийских братств. В Крыму было множество обителей мевлевийя, последователей великого шейха Джеляледдина Руми из города Коньи. К их числу относились и некоторые крымские ханы. Едва ли не самым распространенным тарикатом в Крыму была ветвь хальветийя из малоазийского города Сивас. В то же время большую силу имели братства, чуждые Турции. Ветвь тариката накшбандийя, распространенная в Крыму, была родственна суфиям Кавказа. В XVII веке здесь сохранялась также реликтовая форма степняцкого тариката ясавийя.
Суфийские шейхи пользовались огромным авторитетом. Часто они, помимо духовного руководства, обладали военной властью и стояли во главе племенных ополчений. Современники называли крымских шейхов «в равной степени аскетами и муджахедами».
К моменту присоединения Крыма к России (1783 г.) на полуострове было около 1530 мечетей, десятки медресе и теккие. После ряда эмиграционных волн из Крыма в Турцию число мечетей к 1917 г. сократилось до 729.
Со времени включения ханства в состав империи, администрация обращала пристальное внимание на религиозную жизнь мусульман Крыма. В 1788 г. создается Таврическое Магометанское Духовное Правление с центром в Симферополе. Подбор кадров на духовные должности осуществлялся весьма тщательно. Так, в 1806 г. с санкции Александра I при помощи различных ухищрений была отведена кандидатура протурецки настроенного кандидата в муфтии. В должностях духовные лица утверждались русским губернским начальством, а муфтий и кадиаскер избирались министром внутренних дел и утверждались в должности Высочайшею властью. Предварительно, разумеется, они проходили детальную проверку на благонадежность. Официальное мусульманское духовенство Крыма (муфтий, кадиаскер, кадии, имамы, хатипы, мюдеррисы, муэззины, ходжи и ферраши) стали частью бюрократического аппарата Российской империи. На них и их семьи распространялось множество льгот.
При мечетях, медресе и текке сохранились богатые земельные владения (вакуфы). Средствами, получаемыми от вакуфов, духовенство распоряжалось по собственному усмотрению. В 1885 г. для упорядочивания вопросов вакуфного землевладения и распределения вакуфных капиталов была Высочайше утверждена Вакуфная комиссия, просуществовавшая до 1917 г. За период с 1783 по 1917 г. общая площадь вакуфных земель сократилась с 300 до 83 тысяч десятин.
Правительство в целом добилось того, что исламское духовенство во многом стало оплотом официального консерватизма. Но эта задача осталась до конца не выполненной. Члены учрежденной в 1876 г. при МВД «Комиссии для изыскания способов удержать татарское население в Крыму» констатировали, что «полностью духовенство привлечь на свою сторону невозможно». В качестве задачи максимум провозглашалась цель «поставить наиболее влиятельных членов духовенства в такие условия, когда их интересы совпали бы с интересами правительства».
В конце XIX в. в Крыму оформилась «оппозиция» официальному мусульманскому духовенству. Крымско-татарский просветитель и издатель одной из первых в России тюркоязычных газет «Переводчик-Терджиман» Исмаил Гаспринский пропагандирует «новый метод» обучения в мусульманских школах, издает множество естественнонаучных книг для татар. Деятельность Гаспринского проходила в постоянной борьбе с сопротивлением духовенства. Ученики и последователи Гаспринского дали толчок развитию в Турции пантюркизма и активно участвовали в этом движении. Для получения образования татарская молодежь отправлялась в Османскую империю. Под влиянием идей младотурок в Стамбуле возникла организация «младотатар». После февральской революции в России многие из этих студентов пытались реализовать свои идеи в Крыму.
25 марта 1917 г. Всекрымский Мусульманский Съезд избрал Временный крымско-мусульманский исполнительный комитет (Мусисполком). Во главе его стал первый демократически избранный муфтий Крыма Номан Челебиджихан. Было объявлено о переходе вакуфов под юрисдикцию Мусисполкома, провозглашено равноправие женщин. В стенах Зинджирли-медресе открывается институт.
В 1924 г. в Симферополе было создано Крымское Центральное Мусульманское народное Управление религиозными делами. Председательствовал в этом учреждении муфтий, избиравшийся сроком на 1 год. В этот период Советская власть поддерживала дружественные отношения с мусульманами, в то же время, подавляя Православную Церковь. Мусульманскому управлению было разрешено создание «религиозно-прогрессивного» журнала «Асты мусульманлык». Однако в конце 1924 года началось изъятие из библиотек религиозной литературы. В конце 20-х гг. на Ислам обрушились репрессии. Начинается снос мечетей, закрываются медресе.
В 1926 г. Президиум ВЦИК запретил мусульманское вероучение к преподаванию на всей территории СССР. Вскоре ГПУ Крыма сообщало: «По имеющимся у нас сведениям, в связи с введением в школах естествознания и упразднения преподавания Корана, большинство татар очень неохотно отпускают в школу своих детей». В селах Крыма происходили волнения, татары требовали прекратить преследования верующих. Репрессии на Ислам достигли апогея в конце 30-х гг. К 1940-му году были закрыты почти все мечети, разрушены мавзолеи святых. Активное участие в этом принимали татары-комсомольцы. В 1937 г. НКВД Крымской АССР арестовал по делу так называемой «Идель-Уральской организации» 100 человек из мусульманского духовенства. 99 из них были расстреляны.
После освобождения Крыма от немецких войск в мае 1944 г. крымские татары были выселены в отдаленные регионы СССР.
Массовое возвращение татар в Крым, начавшееся в конце 80-х, совпало с «религиозным бумом» в Советском Союзе. Возвратившиеся в Крым мусульмане, естественно, встретили здесь почти полное отсутствие следов того, что полуостров был когда-то «землей Ислама». В Крыму не было ни одной действующей мечети. Несколько зданий мечетей, служивших музеями или использовавшихся под хозяйственные нужды, были переданы верующим. Помощь в подготовке духовенства оказывает министерство по делам религии Турции. В Крыму постоянно работает несколько его представителей.
Отразим состояние духовных учебных заведений. В Крыму, духовные учебные заведения имеют статус средних учебных заведений, в которых обучаются как юноши, так и девушки. В программу обучения включены предметы, в которых преподаются основы исламской религии: изучаются религиозные обряды, правила чтения Корана, исламская культура, наука хадисов, также большое внимание уделяется вопросам религиозного воспитания. Активное участие в подготовке мусульманских религиозных кадров принимает Турция. Со слов выпускников данных учебных заведений, наиболее талантливая часть выпускников, по предложению турецкой стороны, продолжают обучение в учебных заведениях Турции и других стран и впоследствии трудоустраиваются вне Крыма. На данный момент в Крыму зарегистрированы и функционируют несколько духовных учебных заведений:
1. «Высшее исламское медресе», расположенное в городе Симферополе по Проспекту Победы;
2. «Медресе Хафизов», расположенное в городе Симферополе в поселке Давыдовка;
3. Медресе «Сейт-Сеттар», расположенное в городе Симферополе по улице Клары Цеткин.
4. «Азовский лицей высших исламских наук», расположенный в пгт. Красногвардейское.
5. Медресе города Белогорска, расположенное в центральной части города, по улице Бекира Чобан-Заде.
6. Медресе в массиве Каменка г. Симферополя.
Вышеописанные медресе, находящиеся на территории АР Крым, действуют под патронатом турецких религиозных неправительственных фондов, за исключением «Медресе Хафизов», действующее под патронатом общественной благотворительной организации «Аль-Раид». Однако следует отметить, что все медресе функционируют под эгидой Духовного управления мусульман Крыма, возглавляемое Эмирали Аблаевым.
Мечети Крыма. За последние пятнадцать лет, в Крыму введены в действие более ста двадцати мечетей, одна половина которых – это новые мечети, остальная половина представлена отреставрированными старыми мечетями и приспособленными помещениями.
Процесс постройки мечетей в Крыму начался в 1991 году, когда представителями Турции был торжественно заложен первый камень в основание мечети «Кебир-джами» в городе Симферополе. В течение последующих трех лет активно шел процесс поиска спонсоров и разработки проектов мечетей. С 1995 года первые новые мечети стали вводиться в действие. В среднем ежегодно на полуострове строится 6 новых мечетей
На начальном этапе процесса возрождения Ислама в Крыму культовые здания сооружались в основном на средства турецкой стороны, активное сотрудничество по этому направлению с которой продолжалось до 1998 года. С 1995 по 1998 года практически ежегодно на средства Турции в действие вводилось по три новых мечети. Всего за весь период с начала процесса возрождения Ислама в Крыму турецкой стороной построено 16 мечетей. Преимущественно все они расположены в Симферопольском, Бахчисарайском и Кировском районах.
С 1997 года к процессу постройки мечетей подключились и арабские страны. Благотворительные организации, спонсируемые из ряда стран Персидского залива, построили в Крыму 29 мечетей. Особенно плодотворным оказалось сотрудничество с ними в 2002–2003 годах, когда было введено в действие сразу 17 мечетей. Треть всех построенных Саудовской Аравией мечетей расположены в Симферопольском районе, остальные преимущественно в Джанкойском, Белогорском, Сакском районах полуострова.
С 1997 года было налажено сотрудничество ДУМК с Объединенными Арабскими Эмиратами, построившими в Крыму 8 мечетей, которые располагаются в Кировском, Белогорском и других районах.
Кроме того, 6 мечетей построены на частные пожертвования отдельных граждан (крымских татар), проживающих в США, ФРГ и на территории Украины
Таким образом, большинство всех мечетей построено украинскими благотворительными организациями, спонсируемыми рядом государств Персидского залива. Причем большая часть мечетей построена при содействии Межобластной ассоциацией общественных организаций „Ар-Раид», действующей в Украине с 1997 года. Примерно 27% новых мечетей построено государственными структурами Турции – Министерством по делам религий и Министерством по делам вакуфов. Строительство около 14% мечетей профинансировано ОАЭ и лишь 10% всех мечетей построено самими крымскими татарами. Последний факт может быть объясним, во-первых, тяжелым материальным положением крымских татар, вызванным процессом их репатриации, а во-вторых, пока невысоким уровнем религиозности самого народа. В отличие от других мусульманских народов постсоветского пространства практика строительства мечетей на общественные деньги здесь до сих пор не восстановлена.
Заключение.
Ислам является религией мира и добра, его знания играли и играют большую роль на протяжении вот уже скольких веков. Более одного миллиарда людей живут, исповедуя эту прекрасную религию, ниспосланную человечеству Аллахом как нечто лучшее, как милость от Всевышнего Аллаха.
В данной работе мы увидели, что значит Ислам для людей, каковы усилия, приложенные ими, чтобы исповедовать и распространять эти прекрасные мысли и идеи, оставленные Пророком Мухаммедом (меиб) исламской уме (обществу).
Все это говорит о том, что Ислам религия на веки, которая будет служить людям образом их жизни всегда.
Источники:
Смысловой перевод Корана. Перевод Э.Кулиева.
Сайт «Фонд «Москва-Крым», статья «Ислам в Крыму. История, современность, перспективы», авторы: Евгений Бахревский, Александр Ефимов, Денис Золотаре.
Сайт «Ислам в Украине», «Возрождение Ислама в Крыму (Политологический анализ процесса)».
Журнал «Сознание», номер 234-235.
Харун Яхъя «Ислам проклинает террор».