Развитие человеческого зародыша

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПЛОДА В УТРОБЕ МАТЕРИ
Описание Кораном ряда стадий развития зародыша в точности соответствует тому, что нам об этом известно сегодня. И в Коране не содержится ни одного положения, поддающегося критике со стороны современной науки.
После того, как зародыш представлял собой «нечто, цепляющееся». Коран сообщает нам, что зародыш проходит стадию «куска мяса», затем появляются кости, которые обрастают мясом. Причем здесь «мясо» обозначено другим, отличным от предыдущего, арабским словом, означающим «кусок мяса» как одно целое:
«… (Мы) преобразовали то, что цепляется в кусок мяса (как пережеванного), создали из этого куска мяса (как пережеванного) кости и снова облекли кости мясом (как из свежего мяса) …» (23:4)
Первоначальный «кусок мяса», т.е. самая ранняя стадия зародыша, — это перевод слова «мудга», а мясо, которое на костях, по-арабски обозначается словом «лахм». Это различие необходимо отметить. Ведь зародыш сначала был маленькой массой. На определенном этапе своего развития он выглядит для невооруженного глаза подобно «пережеванному» куску мяса. Это так называемая мезенхима 10, из которой развивается костная система. Образовавшиеся таким образом кости покрываются мышечной массой. Именно для обозначения последней и употреблено слово «лахм».
Известно, что в процессе развития зародыша некоторые его части имеют непропорциональные размеры, в то время как пропорциональность других частей не нарушается. Именно это явление и обозначено словом «мукаллак», означающим «сформированный» (слово с противоположным смыслом — «бесформенный»):

«… Мы вас преобразовали из … того, что прицепляется, потом из куска мяса, пропорционального и непропорционального …»(22:5)
В Коране также сказано о возникновении органов чувств и внутренних органов:
«потом выровнял его и вдул в него от Своего духа и устроил вам слух, зрение и сердце 11» (32:9)
О разделении полов в Коране говорится:
«и что Он создал супругов — мужа и жену — из капли, когда она извергается»(53:45-46)
«Аллах сотворил вас из праха, потом из капли, потом сделал вас парами …» (35:11)
«и сделал из него пару: мужчину и женщину» (75:39)
Как уже отмечалось, все положения Корана подвергнуты сравнению с твердо установленными в наше время понятиями. Непротиворечивость первых и вторых бесспорна. Однако очень важно еще и сравнивать их с представлениями и верованиями на этот счет, бытовавшими во времена ниспослания Корана. Это позволит понять, сколь широка была пропасть между тогдашними представлениями людей и сведениями, содержащимися в Коране. Несомненно, что люди были не в состоянии истолковать это Откровение таким же образом, как мы это делаем сегодня — ведь мы опираемся на данные науки. Люди смогли понемногу начать прояснение своих представлений лишь в девятнадцатом веке.
В эпоху Средневековья возникали самые разнообразные теории, пытавшиеся объяснить процесс развития зародыша. Проистекавшие из вымысла и пустословных рассуждений, они не исчезли и через несколько веков после окончания этой эпохи. Краеугольным камнем в истории эмбриологии явилось заявление Гарвея (1651), гласившее, что «вся жизнь берет свое начало из яйцеклетки». Однако даже тогда, когда наука уже могла воспользоваться огромными преимуществами микроскопа, люди все еще продолжали сомневаться в той роли, которую играют в данном процессе яйцеклетка и сперматозоид. Великий натуралист Буффон принадлежал к числу сторонников теории яйцеклетки, в то время как Боннэ поддерживал теорию «сложенных (уложенных) вместе семян». Считалось, что в яичниках Евы, матери человеческого рода, были сложены вместе семена всех людей. Эта гипотеза получила распространение в восемнадцатом веке.
Люди узнали Коран более тысячи лет назад, в период, когда царили вымышленные теории. Однако в нем доходчиво отражены Истины первостепенной важности, которые человек смог открыть и научно доказать лишь спустя века.
***
В Коране Аллах Всевышний говорит: “Я создал человека из эссенции глины, потом поместил Я его каплей в утробе матери, потом создал из капли сгусток крови, и создал из сгустка крови кусок мяса, создал из этого куска кости и облек кости мясом, потом Я вырастил его в другом творении, — возвышен же Аллах, лучший из творцов!”
Пророк Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) так разъяснил этот аят: “Каждый из вас находится 40 дней в утробе матери каплей. Затем такое же время (капля) превращается в клейкий сгусток спермы. Затем столько же времени необходимо для превращения (сгустка крови) в кусочек мяса. Уже после этого посылается ангел для передачи души”.
Удивительно, в Книге Всевышнего четко и по стадиям расписан процесс развития эмбриона! Наряду с основами веры, религиозными канонами и предписаниями, историей пророков и судеб человечества, Аллах, как Свое великое знамение, открывает человеку тайны его создания. Еще в 7 веке врачи-мусульмане владели информацией, которая стала известна мировой медицине только с изобретением ультразвукового исследования. Это помогало им применять правильные способы лечения беременных и новорожденных.
В 1984 году газета “Тхе gloЬе mаil” опубликовала исследования одного из известнейших в Канаде гинекологов, профессора Кейса Моора. Сам доктор Моор не скрывал своего восхищения перед сурами Корана, выдвигавшими ещё в VII веке теорию зарождения и развития человеческого организма, которая в медицинской практике утвердилась лишь в 1940 году. Свои исследования Кейс Моор обобщил в отдельном издании, озаглавив его следующим образом: “О чуде зарождения человека в Коране и хадисах”. Вот что он пишет: “Известно, что первые опыты и исследования в области гинекологии были предприняты в VI веке до нашей эры: ученые древнего мира пытались сделать некоторые выводы, изучив эмбрион цыпленка, однако определенных результатов так и не добились. На протяжении следующих двух тысячелетий в области гинекологии не наблюдалось существенных сдвигов. Лишь в XVII веке, с изобретением микроскопа, наступил некоторый прогресс в деле изучения этапов развития зародыша.
В течение нескольких лет я вел исследования над Кораном и хадисами, параллельно наблюдая за развитием плода в чреве матери, и пришел к выводу, что в Священной книге, ниспосланной для человечества ещё в VII веке, есть строчки, содержащие информацию научного характера, полностью совпадающие с сегодняшними научными выводами. Это открытие потрясло меня. Теперь я прокомментирую выбранные мною суры из Корана в соответствии с последними достижениями в области гинекологии. Идея цикличного развития плода в утробе матери была выдвинута в 1942 году; как научная мысль она окончательно сформировалась и нашла признание у многих исследователей лишь в 1974 году.
В Коране и хадисах ясно говорится о развитии плода в трёх мраках. Эти сведения полностью совпадают с последними научными данными, где утверждается, что плод развивается под тремя покровами: первый — брюшная полость, второй — стенка матки, третий — образующаяся после оплодотворения амниокорионическая мембрана. Эти три анатомических покрова предохраняют плод от внешних неблагоприятных воздействий.
Аяты Корана досконально описывают развитие зародыша в первые недели, форму плода, утверждая при этом об изменении его облика от “присосавшейся пиявки” к подобию надкусанного мяса. Не сомневаясь в правильности этих описаний, мы тем не менее сопоставили двадцатичетырехдневный плод с арабскими пиявками и испытали неописуемый восторг. Начертание плода полностью совпадало с контурами присосавшейся пиявки. И период этот в медицине определяется как период прилипания плода к матке матери (“присосавшаяся пиявка” — удивительно точное и образное выражение)”.
Вот как излагает доктор Моор другие свои доводы:
“Соответственно научным данным, через десять дней после оплодотворения зародыш проникает в матку. В течение восьмой недели начинает обретать форму человека. По истечении 50-55 дней со дня попадания в матку плод полностью принимает облик человека. При этом следует отметить, что уши и глаза формируются раньше — на четвертой неделе, то есть через 42 дня после зачатия. Когда в связи с этим мы — группа исследователей — обратились к словам Пророка (мир и благословение Аллаха ему), хадисам, то испытали невольное удивление. Вот содержание хадиса, пересказанного имамом Муслимом в споре правоверных о судьбе: “…по прошествии сорока двух ночей со времени размещения нутфа (спермы в утробе матери), Аллах посылает ангела, который придаёт форму (зародышу) в виде ушей, глаз, мяса, скелета. Затем ангел спрашивает: “Господь мой! Какого он будет пола, мужского или женского?. .”
В этом хадисе кроется глубокий смысл. Почему ангел выяснял у Всевышнего, к какому полу будет принадлежать зачатый? Удивительно, но сам вопрос является и ответом. Дело в том, что в этот период развития плода у него сформировались кости, мышцы, нервная система и органы чувств, однако принадлежность к полу остается еще неопределенной, и вот как удивительно сообщается об этом в хадисе.
Далее доктор Моор излагает другие факты: “Почему в аятах Корана четырехнедельный плод уподобляют надкусанному мясу, и откуда такое сравнение проистекает? Смысл содержания рассматриваемых аятов стал понятен после изучения нами зародыша в данном периоде развития. Оказывается, на 28-й день на зародыше появляется заметный след в форме чёток, нанизанных на нитку, по конфигурации они напоминают следы зубов. Для практики мы из мягкого материала слепили форму плода упомянутого периода и надкусили его, оставив на нём следы зубов. Когда мы сравнили макет с оригиналом, т.е. четырехнедельным плодом, то убедились, что они очень похожи. Вот почему в Коране зародыш человека в начальном периоде развития уподобляется “надкусанному мясу”.
Разве это не чудо, когда явление, ставшее открытием в науке сегодня, было описано вплоть до мелочей, с указаниями дня и часа, 1400 лет назад?!