Анализ евразийского проекта России

АНАЛИЗ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОЕКТА РОССИИ.

Современные гуманитарные исследования, номер 3 за 2016 год, с. 168-177.

Пашков Роман Викторович, Специалитет МГЮА

         Евразийский проект российского государства является одним из современных направлений российской общественной мысли. Данный проект воспринимает Россию как ядро уникальной и единой евразийской цивилизации сообщества равных народов (http://gumilevica.kulichki.net/SPN/spn09.htm П. Н. Савицкий «Евразийство»). Интерес к данному проекту периодически проявляется снова в поле общественного мнения России.

         Введем понятия:

         Евразийское государство – союз государств восточно-европейской православной цивилизации во главе с государствообразующим русским народом и русской государственностью в виде концепции и доктрины русского государства как ядра.

Русское государство – политическая организация русского народа, освященная православием как богоданной религией, образованная в русском Доме как священной земле русского народа – России, являющееся частью русской цивилизации и ее политической составляющей, обусловленное просторами Евразии в организации власти.

Анализу евразийского политико-правового учения как доктрины и вытекающего из него проекта развития российской государственности и посвящена настоящая статья.

Евразийское политико-правовое учение.

Евразийское политико-правовое учение – политико-правовое учение, представляющее собой мировоззрение, формирующееся в современный период, на основе развития российской национальной общественной мысли, вытекающее из понимания Евразии как третьей европейской цивилизации, устремленной к своему этапу развития как информационному обществу высоких технологий, обращенной на Восток, заявляющее о себе как одна из программ развития России, принадлежащей к православной цивилизации.

В России в современный период возможны два типа политического сознания: национальное рациональное политическое сознание западноевропейского типа и эсхатологическое религиозное политическое сознание имперского типа. В первом случае, Россия – типичная европейская страна, во втором – лидер Востока Европы. В первом случае – традиционный набор европейских политических институтов, во втором – самобытная государственность. Россия всегда была возможна как религиозное государство, сначала это было православие, затем большевизм – русский коммунизм и наконец, возможно, станет евразийство. Как ни парадоксально, сначала утверждение (православие), затем отрицание (коммунизм) и, наконец, синтез в евразийстве. Евразийство выступает как национально-культурный проект самосознания и развития страны, как концепция культурно-исторического лидерства России (http://www.patriotica.ru/actual/stol_eurasia.html Евразийство и современность, Круглый стол опубликовано в альманахе «Лики России», выпуск второй, на базе журнала Alma Mater (Вестник высшей школы), №5-1993).

Евразийские идеи в различных вариантах за это время появлялись, угасали и снова возрождались несколько раз. Это было в 70-х годах позапрошлого века (Н.Я. Данилевский и др.), затем в 20-30-х годах ХХ века (евразийцы из русской эмиграции) и, наконец, сегодня на рубеже нового тысячелетия. Все эти три периода имеют общие черты. Первый период – это переломное время после крестьянской реформы 1861 года, время постановки кардинальных проблем об оптимальных путях развития, о сущности нации, специфике ее культуры, о целях реформирования общества. Тогда в условиях быстрой капитализации России, сопровождавшейся крушением вековых устоев, ломкой старого, низвержением авторитетов, русская интеллигенция пыталась найти прочную и жизнеспособную основу, опираясь на которую Россия могла бы уверенно идти в будущее и знать, каким должен быть образ этого будущего. Второй период – 20-е годы ХХ столетия – время революции, великого перелома, крушения старого мира. Главным смыслом и содержанием работ евразийцев (русских эмигрантов) был тогда поиск «идеи-правительницы», «путеводной нити», которая смогла бы привести Россию к процветанию. Третий период – последнее десятилетие ХХ века. Для него характерно: разрушение единого государства – СССР, крах коммунизма, слом социальной системы, крушение прежних ценностей, идеалов, рост националистических, сепаратистских устремлений в бывших союзных республиках, в российских регионах и огромная социальная цена, заплаченная всеми народами бывшего Союза за очередную трансформацию общества. И в этот период поиск «путеводной нити», ведущей народы единой в прошлом страны к достойному будущему, – главная цель современного евразийства. Современное евразийство можно обозначить как неклассическое, но вряд ли как неоевразийство, так как общими остаются векторы развития, но не конкретные идеи.

Итак, евразийство как политико-правовое учение возрождается в критические, переломные эпохи, и в каждый такой приход к его неизменной основе добавляются новые черты. Евразийство 20-х и 30-х годов существенно различается. Это всегда были споры, всегда известная доля разномыслия. Из всего этого разномыслия современному исследователю необходимо выбрать и переосмыслить все самое ценное и применимое ко дню сегодняшнему. В целом же классическое евразийство – это наше огромное интеллектуальное богатство, которое еще предстоит освоить. Как и любая другая мощная идея – евразийская – может быть использована и в качестве созидательной силы, и в качестве разрушительной, в зависимости от того, в чьих руках она находится и в каких целях используется.

         Евразийство можно считать социальным неоконсерватизмом, понимая под ним правое течение современной российской национальной мысли социально-исторического характера, несмотря на все стремление советского общества бороться с ним. Постепенно Россия трансформируется, порождая новые явления духа. В ряду этого течения стоят Леонтьев, Данилевский, Гумилев. Надеется быть и автор. Евразийство является уникальным феноменом отечественной мысли, чисто российским явлением (http://enc-dic.com/philosophy/Evrazijstvo-3110/ Статья «Евразийство» в Философском словаре).

Евразийство как сверхпроект развития.

Представляется, что именно евразийство способно выступить сверхпроектом развития, сверхзадачей всех усилий общества, интегральной национальной идеей, это подлинно национальный проект русских и союзных ему народов Евразии. Россия выступает духовным хранителем и лидером Евразии от посягательств, в первую очередь, враждебных экстремистских и тоталитарных идеологий. Только единая интегральная идеология способна сотворить Россию как страну, а не как место на карте.

         Евразийство это есть российский ответ на вызов западного мира. Мы хотим видеть себя в сообществе равных, а не в качестве территории для сырьевого экспорта и идеологического импорта. Пока российская государственная власть предпочитает не связывать себя обязательствами перед российским обществом, правя при помощи элементов этой идеологии. Но логика исторического развития неумолима и даже президенту придется подчиниться правилам этой системы, которую он всеми силами и строит. Такова логика.

         В России приближается время Ренессанса национальной мысли и евразийство один из признаков этого. Россия должна встать с колен и стать подлинной евразийской державой. Русские должны выдвинуть свой глобальный конкурентоспособный национальный проект и без этого нас не будут уважать, а будут только бояться или ненавидеть как врага.

Евразийство как политический проект православия.

         Помимо этого евразийство можно обозначить как политический проект православия, вселенскую идея российского космоса, хранителя идеи святой веры. Евразия сохранила и донесла до наших дней свет православия, одиноко сия в тяжелые годы, оставаясь одна. Именно проект православия в политической сфере, способный интегрировать и примирить церковь и государство на условиях выражения воли земли на христианских началах, учитывая мнения церкви, но не отдавая ей политическую власть.

         Евразийство также является православной стратегией глобализационного лидерства Евразии в мире, наших культурно-историческим самобытным ответом, возвращением к себе перед другими мировыми цивилизациями. Евразия, ядром которой является Россия, способна и должна стать одним из мировых центров политического и культурного лидерства.

Евразийство как новое национально-религиозное миросознание.

Элементы системы российского национального миросознания:

  • Русская идея – идея пути познания к Абсолюту,
  • Месторазвитие – Евразия как геополитическая система,
  • Жизненный мир – способ восприятия духовной жизни,
  • Православие – способ культурного бытия в мире,
  • Евразийский космос – система мировоззрения,
  • Национальный дух – духовная составляющая пути,
  • Русский народ – одна из евразийских наций,
  • Евразийство – политическое движение за национальное возрожедние,
  • Евразийская парадигма – основополагающие аксиоматические ценности национальной веры, ядро которых русская идея,
  • Национальная мечта – Святая Русь, где каждый «живет по чести и совести»,
  • Историческое понимание – непрерывная традиция продолжения государственности,
  • Взаимодействие с другими цивилизациями.

Столкновение концепций.

         В современный период в России происходит столкновение полярных концепций общественного развития. С одной стороны это идея социальной либеральной демократии, а с другой – идея социального корпоративного государства. 

         Переболев ультралиберализмом, страна стихийно и интеллигенция ищут пути развития социальной либеральной демократии, к ценностям которой относятся классические демократические ценности с учетом социальных обязательств государства. Социальная демократия является привлекательным политическим идеалом и именно этот проект вызревает в обществе и он способен бросить вызов существующему политическому режиму.

         Социальное корпоративное государство подразумевает централизованную государственность, иерархические социальные группы, собственность корпораций, единую политическую элиту, консолидированную в партии.

         Именно евразийство позволяет преодолеть полную европеизированность социальной демократии, стирающей самобытность, и отсталость страны в идее социального корпоративного государства.

Характеристики России.

         Характеристики России можно выразить так:

  • Православная цивилизация, в основе цивилизации лежит духовно-религиозный фактор способа развития
  • Евразийский культурно-исторический мир, культурно-историческая система как реальность,
  • Российское государство, российское государство выступает ядром православной цивилизации и евразийского мира
  • Славянская семья народов,
  • Евразийская экономика.

Православная цивилизация.

Фундамент особого континентального мира составляет цивилизация, ядром цивилизации является христианократия. Православная цивилизация – культурные устои, покоящиеся на связанной материи государства и веры, вытекающей из Священного Писания (http://modernlib.ru/books/panarin_a/pravoslavnaya_civilizaciya/read Панарин А. С. «Православная цивилизация»). Христианократия – нравственность общественной власти, основанная на стремлении богочеловека жить по заветам Христа. Духовность порождает исключительный по силе цивилизационный порыв, но одновременно при обрушении ядра происходит и страшный катаклизм. Православная цивилизация, стержнем которой является христианократия русского народа, является равной в ряду других цивилизаций.

Евразийский мир.

Евразийский культурно-исторический  мир – политическая историческая традиция, вырастающая из географической среды, имеющая своим началом православие,  направленная на познание Бога и творящая из противоречия свободы духа всечеловечества и материальной необходимости своего бытия. Концепция евразийского мира предполагает:

  1. Понятие мир означает целостный духовный мир евразийского человека, проявляющийся в его системном гуманистическом отношении к другим и другому.
  2. Данный мир возможен только в определенной географической среде, которая не детерминирует, но является необходимым условием существования данного мира.
  3. Евразийский мир это прежде всего традиция, может быть, в чем-то прерванная, но глубинные основы остались нетронутыми не в смысле модернизации, а в смысле ценностей бытия человечества.
  4. В мире упор делается прежде всего на культурный аспект бытия в его исторической непрерывности.

Русская идея.

Русская идея – национальная идея миробытия, выражающаяся в мироощущении русского человека, исходя из православия как вселенской религии, евразийского мира как месторазвития русских, Святой Руси как священной земли русского народа, направленная на пребывание в Господе, житии по заветам Христа и построении России как современного общества русского и  союзных ему народов – федератов.

         Формы русской идеи:

  1. Духовная идея (форма) – евразийство как синтетическая идеология развития России как части Евразии.
  2. Политическая идея (форма) – верховная власть харизматического лидера союза военных, бюрократии, партии и церкви, вытекающая из идеологии и опирающаяся на выборное народное представительство.
  3. Национальная идея (форма) – имперский федеративный союз народов России.

Черты русской идеи:

  1. Солидаризм классов – определяющим моментом тут является социальное сотрудничество классов во имя будущего российского государства и его народа.
  2. Симфония церковного и светского начал – взаимовлияние и взаимодополнительность духовно-религиозного и материально-государственного элементов развития общества.
  3. Миссия просвещения государства – общество берет на себя задачу «воспитания» государства для контроля государственных структур в процессе движения вперед.
  4. Гармония человека с Божественным миром – при бытии человека в мире главным является его внутреннее согласие с божественным законом.
  5. Суверенитет Бога – человек лишь звено в цепи творений бога, хотя и высшее, поэтому его свершения, хотя и потрясают Бога и самого себя, но является только ступенькой.
  6. Богоданность власти и ее чистый и священный характер – власть дана Богом для общественного развития человека и его коллективистского характера, но ее нужность никогда не подвергается сомнению и конкретные формы варьируются.

Источники общественного развития.

         Если западная культура выступила продуктом греческой духовности личной свободы человека, римской гражданской политической культуры государства, христианской социальной духовности труда и созидательной этики, то евразийская культура имела в своем начале византизм как православную государственность и православие как христианский восточный проект. В Западной Европе было сосуществование светского и религиозного, пока не победил окончательно светский вариант развития, а  религиозное стало личной свободой. В России религиозное выступило цивилизационной основой, а государство организацией цивилизации.

Этническая система.

В отношении к решению национального, в первую очередь русского, вопроса теорию евразийства можно свести к следующим основным положениям: этносы – это природные явления, возникающие в следствии пассионарного толчка, и для обеспечения своей жизнедеятельности создающие необходимые социальные институты, в том числе и государства. Естественными границами жизнеспособного государства в Евразии являются границы Евразии. Объединение Евразии всегда было следствием выхода на историческую арену нового этноса, имеющего достаточно пассионарности, чтобы создать оптимальную для данных геополитических условий государственность. Периоды же дезинтеграции обуславливались распадом государствообразующего этноса, утратой им жизненных сил. Возникновение и многовековое существование российской державы – результат исторического творчества русского народа, создавшего такое государство, без которого в Евразии он не смог бы жить и развиваться. Создание русским этносом из Московского княжества российской державы можно объяснить двумя основными причинами. Во-первых, высокой пассионарностью русского народа, которая позволила ему освоить необходимое жизненное пространство и навязать свою волю другим народам Евразии. Во-вторых, особенностью стереотипа поведения русских в области межнациональных отношений, в силу которой присоединенные народы не превращались в людей второго сорта, а вовлекались на равных правах в процесс государственного строительства. Поэтому справедливой будет формула: Российское государство – результат исторического творчества русского этноса в сотрудничестве с другими народами Евразии.

Вхождение в состав единого государства отвечало объективным интересам всех евразийских народов. В геополитических условиях Евразии только единая государственность дает возможность самобытного развития каждому этносу. Этническое многообразие России – не ее ахиллесова пята, а один из источников силы и могущества: сложные системы жизнеспособнее простых. При оптимальных формах контакта все народы взаимодополняли и взаимообогащали друг друга, но этнического слияния не происходило. На территории Евразии в границах СССР проживают этносы, принадлежащие к семи различным суперэтносам. Объединение двух и более суперэтносов в один невозможно. Поэтому стремление искусственно создать евразийский суперэтнос (советский народ, нацию россиян) следует рассматривать как попытку воплощения в жизнь очередной утопии, которая приведет только к крови и разрушениям. Первопричина кризиса России в XX в. в кризисе русского этноса, вызванного фазой надлома, искусственным разрушением оптимальных форм этнического контакта (химеры), и столкновением с антисистемой. Ни один из этносов Евразии, кроме русского, ни по уровню пассионарности, ни по стереотипам поведения взять на себя государствообразующую функцию не в состоянии.

Евразийская парадигма.

Евразийской парадигмой является система национальных религиозных ценностей веры, они воспринимаются народом как аксиоматические, данные от предков и Бога и не подлежат обсуждению как высшие духовные ценности, поднимающие народ на высоту величия в мире, составляющие его нравственную свободу.

Современную евразийскую парадигму можно свести к нескольким взаимосвязанным тезисам:

  1. Оценка исторического процесса как мультилинейного, отрицание возможности существования единой для всего мира линии социально-исторического развития, единой унифицированной общечеловеческой цивилизации и единой культуры;
  2. Восприятие Евразии как особой географической, социально-исторической и социально-культурной целостности, как уникальной Евразийской цивилизации;
  3. Подтверждение объективной предрасположенности евразийских народов к различным формам интеграции;
  4. Признание единственно перспективным для Евразии самостоятельного, неподражательного развития, опирающегося на национально-культурные традиции, ценности и опыт многовекового взаимодействия евразийских народов, дополненные технической и технологической модернизацией без вестернизации;
  5. Синтез национальной идентичности каждого отдельного народа Евразии с общеевразийской идентичностью.

Элементы евразийской парадигмы:

  • Национальная – одна политическая судьба, неразрывно связывающая каждого человека с истиной и нацией.
  • Региональная – традиционные структуры власти, поддерживающие в конечном итоге и федеральный центр, а на своем уровне наиболее оптимально решающие задачи взаимодействия субэтноса с нацией.
  • Социальная – социальное благополучие и удовлетворение запросов означающее, что во имя свершений государства не должны забываться и прозаические потребности отдельного человека, гражданина, только при социальном благополучии возможно свободное духовное развитие личности.
  • Религиозная – свой путь к  Богу, данная истина отражает наиболее сущностные черты бытия нации.

Евразия как цивилизация.

Евразия – это особая самостоятельная цивилизация, которая может породить из себя все необходимые для развития институты и формы жизни. В своих истоках это безгранично совершенный мир, который по количеству и качеству возможностей не уступает никакой другой цивилизации. Все, что нам нужно, мы можем получить из нее самой, если только приложим усилия.

Самобытность – это главный ресурс развития, а не принцип стагнации. Самобытность нужно рассматривать как ключ к максимально быстрому и гармоничному развитию Евразии, отказ от самобытности – как причину всех срывов и катастроф нашей истории. Истинная Евразия, Евразия в расцвете своих сил и возможностей, это еще неведомая страна.

В основе самобытности лежит свобода. Без самостоятельности, самодеятельности, самоорганизации, самобытное развитие невозможно.

Историческим ориентиром для этой свободы является опыт старой, соборной Евразии, эпохи расцвета самобытности, и то, что уцелело от этого опыта позже.

Правовые рамки этой свободы задают принципы справедливости и соборности, традиционные для российской цивилизации. Соборность – это форма единения духовно свободных личностей, каждая из которых имеет собственный путь. Справедливость – основа, на которой эти свободные личности могут выстроить стабильные отношения. Культ справедливости, как гарантия каждому его прав, и соборность, как сознательная направленность общественных сил на консенсус, являются в Евразии фундаментом национального здоровья.

Нравственная опора этой свободы – духовная суверенность. Это решимость следовать подлинному в себе и отметать все, что пытается сбить с этого пути. Это отказ от посредников при общении со своим Богом, – отказ, который обязательно приводит человека к своей земле и своей культуре.

Категории Евразийского мира.

Категории (элементы аксиологической системы) Евразийского мира:

  • Честь рода.
  • Авторитет.
  • Органическое единство.
  • Соборность.
  • Вечевое начало.
  • Византизм.
  • Традиция.
  • Историчность.
  • Славяно-тюркско-кавказский союз.
  • Руководящий федерализм.
  • Евразийская правовая семья.
  • Евразийская школа права.
  • Симфония духовности и мирского.
  • Национальная мечта – святой град Китеж.
  • Солидаризм социальных групп.
  • Производящее общество высоких технологий.

Органическое единство.

Органическое единство есть целостность функционирования и развития цивилизации, вытекающая из гармоничного ее мироустройства и опыта научения к внешним факторам. Органическое единство есть преодоление механистического разделения общественных функций госорганов и социально-экономических противоречий социальных групп.

Органическое единство возможно только в гармоничном обществе, каковым является несмотря на все противоречия Евразия и как ее ядро – Россия. В конечно счете Евразия всегда вырабатывала свои самобытные формы партнерства социальных групп во имя достижения сверхцели развития, но иногда безопасность ущемляла права личности.

Соборность.

Соборность  есть взаимодополняющее взаимодействие общества и государства в русской мысли. Это понятие юридически обосновано на рубеже 19-20 веков российскими представителями политической и религиозной мысли, хотя появилось еще в глубокой древности. Соборность предполагает отлаженный механизм взаимодополнительности общества и государства и их четкий взаимный контроль через упорядоченные права и обязанности.

Соборность есть уникальный опыт России и она является одним из мировых критериев оценки деятельности государства, глубоко оригинальным явлением русской мысли. Соборность именно взаимодействие общества и государства во имя общего блага народов Евразии. Соборность означает нерасторжимую связи высокой ответственности общества и государства друг перед другом.

Вечевое начало.

Вечевое начало означает, что вся власть покоится на народном волеизъявлении. Высший суверенитет у Бога, но он вручил его людям для того, чтобы они жили по законам божеским и отвечали за свои поступки в Судный день. Вечевое начало оказалось неистребимым никаким тоталитарными структурами в русской истории. Чем больше вечевое начало развивается в государстве в гармонии с верховной власть государства, тем больше блага для государства.

Вечевое начала всегда было сильно в русском государстве. Именно вечевое начало подпирало государство, придавая ему опору в обществе. Имперское государственное начало не всегда гармонично развивало вечевое начало, боясь его усиления в ущерб целям развития. Вечевое начало позволяет Евразии развиваться как единому организму народа. Вечевое начало есть фундамент государства снизу, в то время как единая верховная власть сверху.

Византизм.

Византизм выступает традицией православного общества. Византизм в государственности – государство предоставляет блага за высокую честь служения обществу государственных служащих и политической элиты. Византизм в культуре – преемственность типа искусства. Византизм в обществе – традиция защиты государством как православного щита общества от угроз.

Византизм как самодостаточное целое означает веру в Церковь, государство, идею, избранные, яркие, творческие личности, но отсутствие веры в народ, человеческую стихию. Такой византизм в дореволюционном русском государстве означает самодержавие, в религии – христианство с определенными чертами, отличающими его от западных церквей, он отвергает надежду на всеобщее благоденствие народов, есть культурное разнообразие избранных аристократов духа.

Традиция.

Традиция во всеобъемлющем смысле бытия народа есть преемственность генетической памяти поколений и исторического опыта, что вызывает естественность преобразований во всех сферах жизни общества. Разрыв традиции ведет к чудовищным потерям общества и самым резким отрицательным изменениям. Возможно, что блага революции очень велики, но ее цена очень высока.

         Типы традиции:

  1. Частичная – принимается определенная сторона традиции.
  2. Глубинная – ядро ценностей остается неизменным в новых условиях.
  3. Всеобъемлющая – традиция пронизывает все сферы жизни общества, где главный принцип – эволюционность.
  4. Весохватывающая – традиция как самоценность, данное общество неспособно к изменениям.

Историчность.

Определяющий принцип традиции преемственность исторического опыта, историчность. Историчность есть практика предшествующих поколений, которая позволяет выработать оптимальный путь собственного развития. Историчность позволяет не совершить самых тяжелых ошибок в государственности и цивилизационном выборе. Она выступает как бы  предохранителем от сиюминутных выгод в ущерб часто непоправимый, национальным интересам.

Историчность означает элементарное наличие исторической памяти народа, который помнит своих друзей и врагов. Историческая память создает основу для мышления и бытия народа, его национальной психологии. Это один из главных признаков духовного здоровья нации.

Естественность.

 Естественность ведет к целенаправленному самобытному развитию страны.  Авторитет традиции в традиционализме позволяет противостоять умозрительным спекулятивным универсалистским концепциям разума. Естественность позволяет опираться на жизненный опыт поколений и хранить такие понятия как семья, государство, частная собственность. Для  традиционалиста самым существенным является понятие истории как живой неразрывной цепи поколений, вырастающей из прошлого уникального для данного страны развития.

Естественность или говоря прямо самобытность связи поколений делает резкий сдвиг в эпоху революции, когда происходит разрыв естественности и со всем прошлым и это часто ведет к гибели всей прежней культуры. Естественность крайне важна при проведении реформы при переустройстве общества и государства.

Федерализм.

         Руководящий федерализм правильнее возможно было бы называть имперским регионализмом. Россия есть федеративный союз народов-федератов, но разделение союза в государстве гибельно. Возможно, было бы лучше только территориальное деление государства с самым широким развитием всех институтов самоуправления народов на общественных началах. Имперский регионализм позволил бы учесть все особенности развития страны, и все были бы в равном положении.

         Возможно, имперский регионализм более предпочтителен для России для преодоления сепаратизма и очагов нестабильности. Кроме того он более эффективен в долгосрочной перспективе для государственного управления.

Евразийская правовая семья.

Евразийская правовая семья является самостоятельной правовой семьей Евразии как особого континентального мира, что и находит своей выражение в праве. Евразийская правовая семья построена на сложных началах синтеза и единства многообразия.

         Черты евразийской правовой семьи:

  1. Чувственно-эмоциональный характер правового регулирования общественных отношения.
  2. Соборность принятия правовых норм, что подразумевает единство воли государственных властей.
  3. Переплетенность, разнесенность многих правовых норм по разным отраслям права.
  4. Евразийский мир как бы обнимает человек полностью, а право формализует наиболее важные общественные отношения.
  5. Взаимодополнительность правовых норм, когда они сходясь по ключевой точке взаимодействия, регулируют веером общественные отношения.
  6. Мягкий характер правового регулирования, проявляющийся в правовой помощи закона.
  7. Целостность, системность правовой системы как правового мира, элемента евразийской идеи, их неразрывное единство, одно без другого немыслимо.

Евразийская школа права.

Евразийская школа права:

  1. Право есть свободное чувство выбора в божественном законе, познаваемое во взаимодействии, гармоничном или конфликтном, с другими социальными участниками.
  2. Право как высшая ступень развития регулирования общественной жизни наиболее ярко проявляется себя в момент трагических кризисов, которые лавинообразно порождают новые нормы.
  3. В основе права лежат аксиоматические категориальные формы, дающие возможность познавать, но сами они не познаваемые в данный исторический момент времени. Они даны Абсолютом для познания полноты мира и познаваемы как существующие вне зависимости от времени.
  4. Право существует до превращения в законы и может отличаться от них, но для государства желательно их совмещение, так как возможна смена самого политического режима из-за их расхождения.
  5. Закон – познанное чувство государственной необходимости регулирования общественных отношений.
  6. Право рождается спонтанно, но вытекает из аксиом по божественным законам и превращается в систему в ходе социального опыта, чем он больше, тем больше право реалистично.
  7. Высшим критерием оценки деятельности государства будет юридическая мораль, основанная на праве.
  8. Общественные союзы стремятся к гармонии общества как системы и поэтому их высшая цель – соответствие законов праву.
  9. Право возможно лишь в свободном обществе, где государство только помогает человеку реализовывать свою социальную родовую гармоничную сущность.
  10. Право достигает высшей точки напряженности в конфликте социальной природы человека с его божественной сущностью, что ведет к отрицанию права как такового.

Заключение.

         Итак, настоящая статья рассматривает вопросы системного рассмотрения евразийства и его проекта российского государства в контексте евразийской цивилизации. Данное направление и его проект находятся в системе основных направлений общественной мысли России. Евразийство с начала 20 века было и остается интересным явлением российской политической мысли.