Из статьи Дубровина Б. Женева: конец первого раунда

ИЗ СТАТЬИ СОБ.КОРРА. «ПРАВДЫ» ДУБРОВИНА Б. «ЖЕНЕВА: КОНЕЦ ПЕРВОГО РАУНДА».
1985, 3 мая
В Женеве закончился первый раунд советско-американских переговоров по ядерным и космическим вооружениям. Предмет и цель переговоров хорошо известны. В результате январской встречи министра иностранных дел СССР и государственного секретаря США было согласовано, что предметом переговоров будет комплекс вопросов – о предотвращении гонки вооружений в космосе, о сокращении ядерных стратегических вооружений и сокращении ядерных вооружений средней дальности в Европе, причем все эти вопросы будут рассматриваться во взаимосвязи. Целью переговоров будет выработка эффективных договоренностей, направленных на предотвращение гонки вооружений в космосе и ее прекращение на Земле, на ограничение и сокращение ядерных вооружений, на укрепление стратегической стабильности.
Таким образом, возобладал подход, в соответствии с которым признается, что невозможно рассматривать ни вопрос о стратегических вооружениях, ни вопрос о ядерном оружии средней дальности без рассмотрения вопроса о предотвращении милитаризации космоса.
Созданию благоприятной атмосферы для достижения конкретных результатов на переговорах способствовали недавние крупные мирные инициативы Советского Союза: предложение о том, чтобы СССР и США ввели на весь период переговоров в Женеве мораторий на создание, включая научно-исследовательские работы, на испытания и развертывание ударных космических вооружений, заморозили свои стратегические наступательные вооружения; а также решение СССР ввести в одностороннем порядке до ноября этого года мораторий на развертывание ракет средней дальности, приостановить осуществление других ответных мер в Европе. Это было расценено международной общественностью как практические шаги в интересах ослабления напряженности в мире, как искреннее желание СССР содействовать успеху советско-американских переговоров. И как бы ни старался Белый дом принизить огромную политическую важность этих новых мирных инициатив Советского Союза, называя их “пропагандистским” шагом, предложения СССР оказывают уже сейчас и будут оказывать впредь все возрастающее благотворное влияние как на международную обстановку на континенте, так и на ход советско-американских переговоров. Таково мнение многих местных обозревателей, представителей дипломатических кругов.
Еще перед началом раунда многих интересовало, с чем идет на переговоры американская сторона, в какой мере ее подход будет соответствовать предмету и целям переговоров, подтвердит ли она практическими делами заявление о том, что Белый дом намерен “выполнять то, о чем была достигнута договоренность в январе итого года в Женеве”, что он“серьезно относится к своим обязательствам”?
Сопровождавшие начало советско-американских переговоров пропагандистские акции Вашингтона, выступления государственных деятелей США оставляли впечатление, отмечал обозреватель швейцарской газеты “Трибюн де Женева”, что американская делегация приехала в Женеву “без особого желания” следовать существующим между обеими сверхдержавами договоренностям, особенно в вопросе предотвращения милитаризации космоса. И все это время продолжались активные попытки под разными предлогами по крайней мере отодвинуть на второй план такой ключевой вопрос, как выработка конкретных мер по предотвращению милитаризации космоса. Вашингтон прибегает ко всякого рода демагогическим уловкам, читает проповеди о •“необходимости по-новому взглянуть на соотношение сил”, рассуждает о чисто научно-исследовательском” характере работ, проводимых в рамках программы “звездных войн”.
Естественно, такой подход не может не осложнять обстановку вокруг переговоров. Сейчас нельзя ограничить, а тем более сократить ядерные вооружения, не приняв эффективных мер, которые не допустили бы гонки вооружений в космосе. Огромную опасность, которую несет человечеству создание и размещение ударных космических систем, хорошо понимают в мире. Так называемая “стратегическая оборонная инициатива” стала предметом активного обсуждения в самых широких политических и научных кругах, поскольку она представляет собой беспрецедентный вызов стремлению всех народов к миру. Программа“звездных войн”. официально представляется как проект создания противоракетной обороны с рядом элементов космического базирования, которая предположительно сделала бы ядерное оружие“бессильными устаревшими. На деле же это новая попытка навязать международному сообществу еще одну опасную милитаристскую концепцию, возможное осуществление которой чревато неисчислимыми опасностями для будущего всего человечества.
Людей вряд ли введет в заблуждение “оборонная” терминология, применяемая Белым домом, чтобы скрыть истинный агрессивный характер программы “звездных войн”, стремление Соединенных Штатов любой ценой добиться односторонних преимуществ. Несмотря на это, в Вашингтоне не только . не хотят отказаться от программы “звездных войн”, но и пристегивают к ней своих союзников по НАТО. Не случайно со страниц многих европейских газет все чаще задается вопрос: если США собираются и в будущем продолжать разработку своей программы “звездных войн”, а факты говорят об этом, то зачем они шли на переговоры? Разве можно из переговоров, в успешном завершении которых заинтересован весь мир, делать ширму для осуществления гегемонистских планов?
Позиция Советского Союза была четко выражена на только что состоявшемся апрельском Пленуме ЦК КПСС. Гонку вооружений и переговоры о разоружении, считает Советский Союз, совместить нельзя – это ясно, если не впадать в лицемерие и не ставить целью обмануть общественное мнение. Способствовать такому курсу наша страна не будет, и об этом должны знать те, кто сейчас занимается политической игрой, а не серьезной политикой.
“В свете конкретных мирных инициатив Советского Союза, – заявил вашему корреспонденту Генеральный секретарь Швейцарской партии труда Арман Маньен, – нельзя не отметить, что Соединенные Штаты предпринимают попытки принизить исключительную важность и актуальность предложений СССР, отделаться общими словами, уйти от принятия практических решений по предотвращению милитаризации космоса. Нам кажется, что в успехе переговоров, проходящих сейчас у нас, в Женеве, несмотря на то, что они носят двусторонний характер, остро заинтересованы все страны, все народы.”
Итак, первый раунд переговоров закончился. Он дает основания говорить, что Вашингтон держит курс не на договоренность с Советским Союзом. Видно это уже из того, что он вообще отказывается обсуждать вопрос о нераспространении гонки вооружений на космическое пространство одновременно с обсуждением вопроса об ограничении и сокращении ядерного оружия. Таким образом, американская сторона нарушает достигнутую в январе договоренность о взаимосвязи трех направлений – о предотвращении гонки вооружений в космосе, о сокращении ядерных стратегических вооружений и сокращении ядерных вооружений средней дальности в Европе.
Очень важно поэтому, с чем придет американская делегация на следующий раунд переговоров, который, как здесь объявлено, начнется в Женеве 30 мая. Сумеет ли Вашингтон скорректировать свою позицию, отказаться от бесплодных попыток добиться военного превосходства над СССР, проявить политическую волю и сделать практические шаги на пути к достижению реального успеха на переговорах? Советский Союз со своей стороны будет делать все от него зависящее в поисках решений, которые ослабили бы напряженность в мире, помогли бы перекрыть пути гонке вооружений.