Из доклада П.П. Мостового Председателю Государственной Думы И.П. Рыбкину

ИЗ ДОКЛАДА ПЕРВОГО ЗАМЕСТИТЕЛЯ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ГОСКОМИМУЩЕСТВА РОССИИ П.П. МОСТОВОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ И.П. РЫБКИНУ.
1994 г., 24 ноября
Чековая приватизация в Российской Федерации завершилась 30 июня 1994 года. Главными ее результатами явились создание широкого слоя частных собственников, который сформировался благодаря введению в обращение приватизационных чеков, а также условий для становления реального рынка ценных бумаг. Приватизационный чек предоставил каждому гражданину Российской Федерации реальное право на получение доли государственной собственности.
Выдача приватизационных чеков производилась в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1992г. №914 “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”, согласно которому каждый гражданин Российской Федерации получал право на один приватизационный чек выпуска 1992 года, номинальной стоимостью 10 000 рублей.
Срок выдачи приватизационных чеков первоначально был определен Распоряжением Госкомимущества России от 20 августа 1992 г. № 369-р, согласно которому выдача чеков должна была производиться c l октября по 31 декабря 1992 года. Однако с учетом того, что в ряде регионов выдача не могла быть завершена к первоначальному установленному сроку, Госкомимуществом России после рассмотрения этого вопроса на заседании Верховного Совета Российской Федерации 17 декабря 1992 года было выпущено распоряжение № 1193-р (от 22 декабря 1992 года), продлевающее срок выдачи приватизационных чеков до 31 января 1993 года.
Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. № 7 “О порядке выдачи приватизационных чеков выпуска 1992 года отдельным категориям граждан” значительно расширил круг лиц, имеющих право на получение приватизационного чека, распространив право на получение приватизационных чеков на лиц, прибывших на территорию Российской Федерации и получивших в установленном порядке до 31 декабря 1992 года удостоверения беженцев или вынужденных переселенцев; лиц, прибывших на постоянное местожительство в Российскую Федерацию из бывших республик Советского Союза; отдельные категории военнослужащих Российской Федерации; студентов, обучающихся за рубежом, моряков и членов экипажей судов флота Российской Федерации,
Выдача чеков организовывалась территориальными комиссиями по введению в действие системы приватизационных чеков, созданными в регионах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 1992 года № 490 “О порядке введения в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации”. Для этих целей в Российской Федерации было создано свыше 30 тысяч территориальных комиссий всех уровней…
Выдача осуществлялась местными отделениями Сбербанка Российской Федерации в соответствии со списками получателей, составленными территориальными комиссиями. Для организации выдачи приватизационных чеков, по данным Сберегательного банка Российской Федерации, было задействовано 32,5 тысячи местных отделений Сбербанка, 8 тысяч пунктов выдачи пришлось создавать на период выдачи чеков. Такая широкомасштабная акция, как выдача приватизационных чеков, потребовала значительного притока рабочей силы. Дополнительно для работы на пунктах выдачи приватизационных чеков было принято и обучено около 20 тыс. человек.
Выдача чеков военнослужащим и членам их семей, проходящим службу за пределами Российской Федерации, организовывалась через полевые отделения Центрального Банка России и финансовые службы Министерства обороны Российской Федерации и осуществлялась в соответствии с Порядком выдачи приватизационных чеков выпуска 1992 года отдельным категориям военнослужащих и членам их семей, утвержденным Госкомимуществом России и Министерством обороны Российской Федерации.
Круг лиц, имеющих право на получение приватизационных чеков выпуска 1992 года, определен указами Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года № 914 и от 10 января 1993 года № 7. Условно все граждане Российской Федерации делились на две категории: индивидуальных и коллективных получателей приватизационных чеков. К индивидуальным относились все граждане, которые в соответствии с Инструкцией о порядке выдачи приватизационных чеков получали их лично или же, в случае невозможности получения чека лично, доверяли его получение любым другим лицам по доверенности, заверенной в установленном законом порядке. К коллективным получателям относились дети (подростки), находящиеся на полном государственном обеспечении, лица, содержащиеся постоянно или в течение длительного времени в лечебных учреждениях, домах престарелых и инвалидов и признанные в законном порядке недееспособными и т.д. За этих граждан чеки получала администрация учреждений, в которых находилась указанная категория граждан, по представленным в территориальные комиссии спискам этих лиц. Основной процент выданных в Российской Федерации приватизационных чеков приходится на первую категорию – индивидуальных получателей.
требованными гражданами Российской Федерации приватизационные чеки были реализованы в соответствии с распоряжением Госкомимущества России от 14 февраля 1994 года № 328-р, согласно которому право принятия решения об использовании данных чеков предоставлялось главам администраций субъектов Российской Федерации.
Через систему Всероссийских чековых аукционов были проданы предприятия электроэнергетики (всего было выставлено акций на сумму 7,4 млрд. рублей), топливной промышленности (23,5 млрд. рублей), черной металлургии (12,2 млрд. рублей), цветной металлургии и обработки цветных металлов (5,1 млрд. рублей), химической промышленности (3,2 млрд. рублей), нефтехимической промышленности (0,8 млрд. рублей), автомобильной промышленности (10,6 млрд. рублей), транспорта (2,3 млрд. рублей), легкой промышленности (102 млрд. рублей).
Среди них – РАО “ЕЭС России” (уставный капитал – 69,994 млрд. руб.), Сургутнефтегаз (19,698 млрд. руб.), Юганскнефтегаз (13,595 млрд, руб.), НК “Лукойл” (11,884 млрд. руб.), Ноябрьскнефтегаз (15,709 млрд. руб.), Мегионнефтегаз (6,61 млрд. руб.), Нижневартовскнефтегаз (18,217 млрд. рублей), РАО “Норильский никель” (31,5 млрд. рублей), РАО “Газпром” (236,735 млрд. рублей), Нижнетагильский металлургический комбинат (2,576 млрд. рублей), Магнитогорский металлургический комбинат (8,858 млрд. рублей), Челябинский металлургический комбинат (3,162 млрд. рублей), Новолипецкий металлургический комбинат (5,987 млрд. рублей), Череповецкий металлургический комбинат (5,518 млрд. рублей), ПО “Апатит” (2,079 млрд. рублей), Невинномысский азот (1,329 млрд. рублей), Томский нефтехимический комбинат (1,009 млрд. рублей), Уралмаш (1,803 млрд. рублей), Атоммаш (1,168 млрд. рублей), завод “Красное Сормово” (1,498 млрд, рублей), Ижорские заводы (1,41 млрд. рублей), АвтоВаз(21,417млрд. рублей), ГАЗ (5,924 млрд. рублей), ЗИЛ (2,927 млрд. рублей), УАЗ (1,315 млрд. рублей), Дальневосточное морское пароходство (1,627 млрд.рублей), Северо-Западное речное пароходство (1,2 03 млрд. рублей), Беломорско-Онежское пароходство (1,024 млрд. рублей), Братский ЛПК (1,948 млрд. рублей), Ростелеком (2,334 млрд. рублей), Оптювелирторг (1,221 млрд. рублей), Торговый дом “Березка” (0,96 млрд. рублей).
По данным, представленным регионами, на территории Российской Федерации введено в обращение приватизационных чеков выпуска 1992 года 151.453.229 штук, выведено из обращения – 148.585.030 штук, в том числе собрано по закрытой подписке 2.961.466 штук, на чековых аукционах 114.674.208 штук, иными способами – 7.919.359 штук. Осталось в обращении на 1 октября 1994 года 2.868.319 приватизационных чеков (1,9 процента от числа введенных в обращение), которые, согласно Указу Президента Российской Федерации от 20 июля 1994 года № 1498 “О дополнительных мерах по защите интересов граждан на этапе перехода от чековой к денежной приватизации”, могут быть использованы по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в оплату объектов приватизации, приобретаемых в соответствии с региональными программами приватизации, в период с 1 сентября на срок до трех месяцев.
В результате приватизации более половины валового национального продукта стало производиться в негосударственном секторе. Спад производства на приватизированных предприятиях был на 10% меньше, чем в среднем по промышленности. Крупные инвесторы, которые приобрели значительные • пикеты акций предприятий на чековых аукционах, зачастую вносят дополнительные инвестиции, проводят маркетинговые исследования с целью увеличения реализации продукции, способствуют повышению конкурентоспособности продукции предприятий и ее выводу на мировой рынок.
Одна из важнейших задач, стоящих в настоящее время перед Госкомимуществом России, – вывод из обращения выданных гражданам Российской Федерации приватизационных чеков выпуска 1992 года.
Предпосылки для развертывания этой работы заложены в Указе Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 216 “ О мерах по регулированию порядка обращения и погашения приватизационных чеков”, во исполнение которого Госкомимуществом России было выпущено распоряжение № 40-р от 6 января 1994 года “О региональных центрах хранения и уничтожения погашенных приватизационных чеков”, а также ‘распоряжение №1730-р от 1 октября 1993 года “О представлении отчетности при проведении специализированных чековых аукционов”.
Чисто количественные успехи реализации приватизационной программы с 1992 г. до середины 1994 г. достаточно очевидны. Несмотря на воздействие многих дестабилизирующих факторов, для прошедшего периода характерен относительно устойчивый рост всех основных количественных показателей приватизационного процесса в России.
К 1 июля 1994 года, на дату завершения чековой приватизации в России, около 104 тысяч государственных и муниципальных предприятий изменили форму собственности на частную.
В общий Реестр предприятий, подлежащих акционированию, всего включено 30169 предприятий, из них 21301, или около 71%, уже зарегистрированы как акционерные общества, по 24438 предприятиям (81%) комитетами по управлению государственным имуществом принято решение об их преобразовании в акционерные общества, а по 23077 предприятиям (76,5%) утверждены планы приватизации.
Средства, полученные от приватизации, по состоянию на 01.07.94 составили более 1,1 трлн.руб. Наибольшие доходы от приватизации получены в Иркутской (58,2 млрд.руб), Московской (53,7 млрд.руб), Тюменской (34,8 млрд.руб), Волгоградской (30,8 млрд.руб) областях, в г. Санкт-Петербурге (46,8 млрд.руб}, в Красноярском (44,9 млрд.руб) и Приморском (43,3 млрд.руб) краях.
В отраслевом разрезе наибольший доход принесла приватизация объектов розничной торговли (магазинов) – более 36% и объектов ‘бытового обслуживания – около 7% от всего объема полученных средств.
По уровням собственности наибольший доход принесла приватизация предприятий и объектов федеральной собственности (более 42%) и муниципальной собственности (более 36%) от всего объема .полученных средств.
В целом первая половина 1994 года характеризуется широким вовлечением в сферу приватизации промышленного потенциала фондоемких, наукоемких, ресурсодобывающих отраслей, прежде всего топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов, ускорением темпов приватизации и расширением номенклатуры ее объектов.
В целом по России по состоянию на 1 июля 1994 года доля приватизированных предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания составила более 74%, в том числе: предприятий торговли – 75,4%, предприятий общественного питания – 66,3%, предприятий бытового обслуживания – 76,4%.
Выборочный анализ деятельности предприятий в различных регионах России показал, что, при общем снижении объемов производства, на приватизированных предприятиях спад продукции был в среднем меньше на 10%, чем на государственных. На этих предприятиях более стабильна численность работающих, ниже темпы высвобождения рабочей силы, чем на государственных и муниципальных предприятиях, выше заработная плата.
Практика приватизации в Российской Федерации показывает, что привлечение в инвестиционные программы исключительно отечественного капитала далеко не всегда обеспечивает достаточный уровень эффективности производства и оптимальные сроки окупаемости инвестиций.
В период послечековой приватизации одним из действенных рычагов подъема российской экономики становится вовлечение иностранных инвестиций в процесс приватизации государственных и муниципальных предприятий. При этом основным способом участия иностранных инвесторов в этом процессе являются инвестиционные конкурсы (торги).
Со второго полугодия 1993 года и в текущем году фирмы стран Европы и США активизировали свою инвестиционную деятельность на российских предприятиях через участие в чековых аукционах и инвестиционных торгах.
Тем не менее, на проведенном в 1993 году в Российской Федерации 181 инвестиционном конкурсе (торге) иностранные фирмы и совместные предприятия были победителями не более чем в одном случае из пяти, что следует признать недостаточным.
Из 46 регионов России, где проводились инвестиционные конкурсы (торги), в 28 (61%) участвовали отечественные и иностранные инвесторы. Иностранные инвесторы отдавали предпочтение тем регионам, где на инвестиционные конкурсы (торги) выставлялся достаточно большой пакет акций приватизируемых предприятий (в среднем в размере около 23% уставного капитала).
В 1992 – 1994 гг. иностранными инвесторами приобретено на аукционах и, инвестиционных торгах в общей сложности около 10% акций приватизированных государственных и муниципальных предприятий, что тем не менее принесло государству более 1 млрд. долларов США.
Наибольший интерес иностранные инвесторы проявили к объектам промышленности строительных материалов, автомобильного и водного транспорта, пищевой промышленности, а также лесной и лесоперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.
Следует отметить, что спад производства именно в этих отраслях приводит к наиболее негативным последствиям ввиду изношенности основных фондов предприятий. В связи с этим поступление инвестиционных средств извне способно существенно улучшить их положение.
Участвуя в приватизации лесоперерабатывающих предприятий в республике Карелия, Краснодарском и Хабаровском краях, Архангельской области, инвесторы из Великобритании, Германии, Канады, Франции, Лихтенштейна приобрели пакеты акций, составляющие от 8,8 до 13,65% уставного капитала акционерных обществ. При этом на чековых и денежных аукционах цена акций возрастала в 5 – 59 раз к номиналу, а на инвестиционных торгах размер инвестиций, например, по АО “Олонец-лес” (Республика Карелия) превысил три миллиона долларов США.