О причинах распада СССР и процессах в странах СНГ. Размышления Патриарха Алексия II

О ПРИЧИНАХ РАСПАДА СССР И ПРОЦЕССАХ В СТРАНАХ СНГ. РАЗМЫШЛЕНИЯ ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II В ПАСХАЛЬНЫЕ ДНИ 1996 ГОДА
1996 г. [ апреля….]
<…> Поистине сама история возвратилась “на круги своя”, когда Президенты Белоруссии и России подписали договор о новой форме союза двух государств, а несколькими днями раньше было подписано соглашение об углублении интеграции между Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Россией. После нескольких лет ослепления, подвигшего народы бывшего Советского Союза возвести между собой искусственные барьеры, они вновь со всей очевидностью осознали, что необходимо именно вместе созидать свою жизнь, преодолевая многие трудности и опасности. Примечательно, что объединительные процессы сегодня не встречают сколь-нибудь мотивированного отвержения, и никто из здравомыслящих политиков любой ориентации не предлагает этим процессам альтернативы. Общество пришло к осознанию того, что всегда понимала Церковь: разделение есть грех, какими бы прагматическими соображениями оно ни оправдывалось.
Вполне понимая, что распад Советского Союза стал следствием и тоталитарной национальной политики, основанной к тому же на воинственном безбожии, не могу не сказать, что произошедшее между нами разделение для абсолютного большинства жителей стран Содружества было и остается чем-то глубоко непонятным и противоестественным, ибо прошло через каждый народ, через многие семьи, через родственные связи, через общую веру, общую культуру, общую историю, общее хозяйство, а в конечном счете – и через сердца людские. Вот почему с совершенно особым волнением стоял я 2 апреля на Соборной площади Кремля, сознавая, что подписи руководителей России и Белоруссии разрушают стену между двумя народами. Дай Бог, чтобы начатый объединительный процесс не останавливался, чтобы вовлек в себя как можно больше народов, объединенных одной исторической судьбой и уже в силу этого долженствующих жить вместе и сообща трудиться как на взаимное благо, так и на благо всех народов Европы, Азии и мира.
Конечно, нарождающееся новое объединение останется трагически незавершенным, покуда не восполнится волей к интеграции со стороны единокровного и единоверного народа Украины. Многие данные свидетельствуют, что в большинстве своем граждане этой страны такую волю уже проявляют. Однако, очевидно, что согласия по этому вопросу в украинском обществе нет. Это усугубляется и церковным расколом, порожденным действиями политиков-националистов, в том числе прежним руководством страны. И дабы стремление к единству завоевало уважение подавляющего большинства украинского народа, равно как и других народов стран Содружества, необходимы самые твердые гарантии того, что оно никогда не приведет к пагубной практике подавления одного народа другим, которая, к сожалению, была свойственна тоталитарному периоду нашей истории, а в чем-то имеет и более глубокие корни. Сотрудничество народов должно быть плодом взаимного самопожертвования ради общего будущего, ради грядущих поколений. Стремление к единству должно быть только обоюдным, только нацеленным на равноправие, только сопряженным с аскетическим отказом от всякой попытки определить в этом процессе роль наций более мощных, высокоразвитых, “цивилизованных” и в силу этого имеющих некие особые права. Сближение народов станет нашим экзаменом на преодоление националистических крайностей, на способность к общенациональному смирению и покаянию, на готовность братски помогать друг другу, отбросив вековые предубеждения, и тем исполнить закон Христов.<…>
Другой проблемой, пусть менее известной, но продолжающей глубоко ранить сердца православных христиан, остаются гонения на каноническую Православную Церковь в Эстонии. Не каждому легко разобраться в хитросплетениях возникшего на близкой мне земле церковно-административного и юридического конфликта. Впрочем, суть его очень проста: верующие, своими руками создавшие храм или получившие его в наследство от предков, почитающие его как святыню и место присутствия Божия, – лишаются всяких прав на храмовое здание только потому, что отказываются порвать духовную связь с Матерью-Церковью – Московским Патриархатом – и перейти под юрисдикцию Константинопольского Патриарха, вероломно объявившего Эстонскую Церковь подчиненной его власти и разрушившего тем самым основы общения между Константинопольской и Русской Церквами. Крайне несправедливое, угнетенное положение верующих канонической Церкви возникло потому, что эстонские власти решили любой ценой отторгнуть православную паству “от Москвы”, даже не задумываясь над тем, что это противоречило и до сих пор противоречит воле абсолютного большинства православных жителей Эстонии.
Вмешательство государства в дела Церкви никогда не приносит пользы – мы слишком хорошо знаем это из недавнего опыта. Сейчас немудрые действия власти и использованные ею амбиции Константинополя привели Эстонию, где всегда мирно жили христиане разных исповеданий, на грань религиозного конфликта. Выход из сложившейся ситуации только один – предоставление церковным общинам твердого права на созданные ими и исторически им принадлежащие храмы и святыни. <…>