РПЦ на рубеже веков. Из доклада Алексия II на юбилейном архиерейском соборе РПЦ
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ. ИЗ ДОКЛАДА ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ АЛЕКСИЯ II НА ЮБИЛЕЙНОМ АРХИЕРЕЙСКОМ СОБОРЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.
2000 г. августа 13
Возлюбленные о Господе собратья архипастыри — члены Юбилейного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви!
Настоящий Освященный Собор созван в знаменательное время мировой истории. Завершается век, завершается тысячелетие. Церковь Христова проходит эти исторические рубежи под знаком великого и всерадостного Юбилея — 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа. Следуя во всем апостольскому преданию и учению Святой Церкви, мы, благоговейно устремляя нашу мысль к совершившейся тайне Боговоплощения, снова и снова открываем для себя высокий и благодатный смысл этого священного события в жизни мира.
I. 2000-летие Рождества Христова
В согласии с учением Церкви мы веруем и исповедуем, что по Своему бесконечному милосердию Бог стал человеком, дабы исцелить и обновить истлевшее грехом человеческое естество, преобразить и нравственно возродить тварный мир.
<…> Событие Боговоплощения совершилось в реальной исторической обстановке — в географических пределах Римской империи, в Палестине. Рожденный в пастушеском вертепе, Сын Божий явил миру неизреченное чудо Божественной любви и недоступное разуму Домостроительство нашего спасения. Воплощением Христа Спасителя была упразднена онтологическая богооставленность человеческого рода, совершилась непостижимая встреча великого Бога и страждущего, измученного грехом, подверженного смерти и тлению тварного мира, ибо воспринятое Господом человеческое естество является средоточием всего сотворенного космоса. Рождество Богомладенца стало точкой отсчета нового исторического времени, положило начало богатейшей христианской культуре.
<…>Дарованная Господом новая жизнь особенно зримо проявляется в историческом бытии Святой Церкви, в ее спасительном благовестии, в ее миссии освящения Божественной благодатью всего естественного строя бытия. Утверждение в человеческой жизни победы Христовой и распространение спасительных следствий этой победы на весь тварный мир является основной задачей Христовой Церкви. Будучи средоточием самой глубокой и сокровенной основы бытия, проповедуя миру благую весть о Боговоплощении и о Воскресении Сына Божия, Святая Церковь является благодатной путеводительницей тварного мира к грядущему воскресению, к сиянию идеальной полноты преображенного бытия.
Великий Юбилей Рождества Христова напоминает нам об эсхатологическом измерении человеческой истории. Господь, призвавший нас быть готовыми к Его новому Пришествию, ожидает послушания Его воле. Видя бушующее вокруг нас море греха и порока, мы должны не отчаиваться, но твердо хранить спасительную веру, стараясь, поелику возможно, удерживать мир от падения в бездну (2 Фес. 2, 7) и трудиться ради его духовного обновления на началах Христовой Истины, ради спасения человеческих душ. В этом — смысл служения Церкви, совершаемого даже в самое тяжелое время. <…>
II. Положение Русской Церкви на рубеже столетий
Досточтимые собратья архипастыри! Празднуя 2000-летие Рождества Христова, наша Церковь вступает в новый век и новое тысячелетие благости Божией. Оглядываясь на век уходящий, мы воздаем хвалу Господу за неисчислимые Его милости, явленные Церкви Русской.
Да, это было драматическое столетие. Народы, духовно окормляемые Московским Патриархатом, претерпели немало страданий, прошли через бурные общественные перемены. Две мировые войны, война гражданская, голод и репрессии, распад единого государства, экономические и политические нестроения, кровопролитные межнациональные конфликты — трагическое бремя истории ХХ века. Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, воздвигнутые богоборцами на веру Христову. Многие тысячи иерархов, священнослужителей, монашествующих, мирян прославили Господа мученической кончиной, безропотным перенесением страданий и лишений в лагерях, тюрьмах, ссылках. Удар, последствия которого ощущаются и поныне, был нанесен по храмам и святыням, по системе церковного образования, миссионерства, благотворительности, издательского дела. Политика государственного атеизма была направлена на то, чтобы отторгнуть Церковь от жизни народа, возвести средостение между верой и всеми сферами общественной жизни: наукой, культурой, образованием, воспитанием молодежи и воинства.
<…> Подвиг мучеников и исповедников укрепил Церковь, став ее твердым основанием. Огонь репрессий не только не смог уничтожить Православие, но, наоборот, стал тем горнилом, в котором Церковь Русская очистилась от греховной расслабленности, закалились сердца верных ее чад, непоколебимым и твердым стало их упование на Единого Бога, победившего смерть и даровавшего всем надежду воскресения. Церковь оставалась со своим народом и в радостях, и в печалях. Не будет преувеличением сказать, что именно та духовная, нравственная опора, которую дало людям многовековое православное воспитание, в значительной мере помогла им одолеть могущественного неприятеля в годы Великой Отечественной войны, сделала возможными впечатляющие свершения Советского Союза в экономической, политической, социальной, научной, военной и многих других областях.
Празднование 1000-летия Крещения Руси ознаменовало закат государственно-атеистической системы и начало духовного возрождения Отечества. Сегодня с благодарением Господу можно ответственно засвидетельствовать: на наших глазах совершилось чудо Божие. Люди со всей искренностью истосковавшегося сердца потянулись ко Христу, к Его Святой Церкви. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом. Архипастыри, пастыри, миряне стали ревностно трудиться над воссозданием полнокровной церковной жизни. При этом абсолютное большинство священнослужителей и верующих явило необычайную мудрость, выносливость, стойкость в вере, преданность Святому Православию. Мы не испугались ни величайших трудностей, с которыми было сопряжено возрождение, ни попыток внешних сил расколоть Церковь, расшатать ее единство, лишить ее внутренней свободы, подчинить мирским интересам. Даже распад Советского Союза в 1991 году, сопровождавшийся повсеместным ростом национального эгоизма, не смог разрушить полиэтничности Московского Патриархата. Стремление заключить нашу Церковь в рамки Российской Федерации и связанных с ней национальных диаспор доселе оказывается тщетным. Захлебнулась агрессивная деятельность лжемиссионеров и лидеров тоталитарных сект: если еще недавно они надеялись обратить в чуждую веру едва ли не всю нашу паству, то ныне эти “немощные дерзости” посрамлены, ибо отвергнуты нашим народом.
<…> Сегодня, дорогие Преосвященные Владыки, мы находимся на пороге века, который обещает быть весьма нелегким, ибо ставит перед Церковью новые задачи, подвигая нас на качественное обновление ее свидетельства и служения. Во всем мире, не исключая и канонической территории Московского Патриархата, нарастает процесс секуляризации общественной жизни. Государственные границы становятся во многом условными, ибо потоки людей, товаров и информации с нарастающей легкостью перемещаются по всему миру. Правительства передают все большее количество своих традиционных полномочий международным организациям, где принимаются важнейшие политические и экономические решения. Новые технологии делают высококвалифицированный интеллектуальный труд наиболее прибыльным и востребованным, в то время как традиционные формы производства и предпринимательства теряют былое значение. Иерархия ценностей определяется принципом пользы при нарастающем равнодушии к духовной истине. Все эти процессы подчас сопровождаются глубоким моральным кризисом, разрушительно влияющим на личность и общество, забвением и даже совершенным отвержением богоданных нравственных норм. Нельзя не замечать роста потребительских настроений, рождающих грубый эгоизм, бездушие, несправедливость, жестокость, помрачающих образ Божий в человеке.
<…> Сегодня, в начале нового этапа возрождения православной церковности, наибольшее внимание должно быть уделено духовному просвещению. Конечно, необходимо и далее строить и украшать храмы, заботиться о быте священнослужителей и церковных работников. Но не может быть признано нормальным положение, когда приход или епархия закупают дорогостоящую богослужебную утварь, строят комфортабельные дома для духовенства, устраивают обильные многочасовые трапезы и одновременно отказываются выделять средства на полноценную воскресную школу, церковную газету, интернет-страницу, подготовку кадров, работу с молодежью. Если это будет продолжаться, у пастырей возникнет опасность остаться одинокими среди великолепных стен и оград.
Нашей главной и неизменной заботой должны быть приходящие в Церковь люди — не только постоянные прихожане, но и те, кто ищет дорогу к храму или пока не проявляет достаточной активности в церковной жизни. Просветительная, миссионерская, информационная деятельность епархий, монастырей и приходов сегодня нуждается в приоритетном приложении усилий и лепт.
Перейду к рассмотрению более конкретных вопросов, связанных с жизнью Русской Православной Церкви в различных ее областях.
III. Деятельность Патриарха и Священного Синода в межсоборный период
<…> Нынешнее состояние епархиальной и приходской жизни в Русской Православной Церкви в целом можно охарактеризовать как удовлетворительное. Сегодня Московский Патриархат включает Японскую и Китайскую Автономные Церкви, 130 епархий, 545 монастырей, 19 417 приходов. Епископат Русской Православной Церкви насчитывает 128 епархиальных и 25 викарных архиереев. В межсоборный период совершены 22 архиерейские хиротонии. <…>
VI. Общецерковный бюджет, финансово-хозяйственная деятельность
Особое место в жизни Церкви занимает финансово-хозяйственная деятельность, формирующая общецерковный бюджет. Это очень важная, сложная, но весьма неблагополучная сфера церковной жизни, требующая ответственного и серьезного подхода как в центре, так и на епархиальном уровне.
Доходная часть общецерковного бюджета формируется за счет добровольных отчислений на общецерковные нужды Епархиальных управлений, храмов Москвы, ставропигиальных монастырей, Художественно-производственного предприятия “Софрино”, гостиничного комплекса “Даниловский”, пекарен, а также частных пожертвований и управления свободными средствами.
Расходная часть бюджета состоит из следующих разделов:
1.Финансирование Духовных учебных заведений: Московские Духовные академия и семинария; Петербургские Духовные академия и семинария; Тобольская Духовная семинария.
2.Финансирование Отдела внешних церковных сношений, в том числе содержание зарубежных приходов и представительств.
3.Финансирование Отдела религиозного образования и катехизации.
4.Финансирование Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
5.Финансирование Учебного комитета.
6.Финансирование общецерковных программ и мероприятий.
7.Оказание финансовой помощи в реставрации и восстановлении храмов и монастырей.
- Содержание Московской Патриархии.
Следует констатировать, что с 1997 года существенно осложнилось финансовое положение Московского Патриархата. Причиной тому не только общая экономическая ситуация в стране и августовский кризис 1998 года, но и значительное сокращение целевых отчислений епархий в Московскую Патриархию на общецерковные нужды. Так, в период с 1997 по 2000 год ежегодные отчисления епархий составили 5% всех поступлений Московской Патриархии. Эти средства способны покрыть лишь 14% сметы одних Московских Духовных школ, что соответствует затратам на обучение студентов в течение двух месяцев.
Трудности епархий понятны: ведутся большие работы по восстановлению храмов и монастырей, что требует значительных финансовых ресурсов. Из-за недостатка средств Московская Патриархия сократила централизованное оказание финансовой помощи на реставрацию. Так, если в 1997 году на эти цели было выделено более 5 млн. деноминированных рублей, то в 1999 году чуть более 1,3 млн. рублей. Однако епархиальным архиереям необходимо помнить, что общецерковные программы являются соборным деланием и все церковные структуры должны принимать в них активное участие. Реставрация храмов и монастырей — благое дело, однако, если мы не будем финансировать духовное образование, может оказаться, что в этих храмах некому будет служить.
Хочу отдельно подчеркнуть, что содержание аппарата Московской Патриархии, включая текущий ремонт помещений и обязательные платежи, составляет 5% всех общецерковных расходов и финансируется исключительно за счет целевых пожертвований юридических и физических лиц. Затраты на проведение Собора и освящение Храма Христа Спасителя также финансируются за счет спонсорских средств. <…>
XIV. Межправославные связи и заграничные учреждения
<…> Считаю полезным и своевременным поддержать позицию Преосвященных архиереев Украинской Православной Церкви, выраженную ими на Киевском Соборе, и оказать всемерное содействие преодолению раскола и объединению Православия на Украине. Нам надлежит обсудить ситуацию на Украине и предпринять соответствующие шаги.
<…> Вопросом, требующим внимания и заботы, является продолжающееся вот уже более трех столетий разделение с русскими православными людьми, придерживающимися старых обычаев и обрядов. Заслуживают осуждения имевшие место в истории насильственные методы преодоления раскола, явившиеся результатом вмешательства светской власти в дела Церкви и положившие труднопреодолимый барьер разделенности в нашем обществе, ощущаемый до сегодняшнего дня. Церковь, оценивая ныне события трехсотлетней давности, призвана осознать, что не столько сама по себе церковная реформа, проведенная при Патриархе Никоне, сколько жесткие и неоправданные методы приведения к подчинению несогласных с этой реформой сыграли в углублении раскола самую трагическую роль.
Акт снятия клятв на старые обряды, произведенный деянием Поместного Собора Русской Православной Церкви 1971 года и подтвержденный Поместным Собором 1988 года, расценивается в настоящее время старообрядцами неоднозначно. Одна из причин в том, что отмена клятв как бы ничего не изменила в практике наших отношений. Конечно, отношения определяются усилиями обеих сторон. Однако в данном случае нам подобает говорить о себе более, чем о других, дабы иметь возможность именно со своей стороны исключить препятствия для братского сотрудничества и взаимодействия. Представляется, что одно из таких препятствий заключается в непозволительном отношении некоторых наших клириков и мирян к старым обрядам, входящее в противоречие с известными соборными определениями. В связи с этим Священный Синод призвал епархиальных архиереев и духовенство Русской Православной Церкви учитывать в практической деятельности на местах своего служения вышеупомянутые общецерковные решения и обратил внимание руководства и преподавательского состава Духовных академий и семинарий Московского Патриархата на необходимость объективного изложения материалов церковной истории, дабы избегать полемики и содействовать воспитанию студентов в духе открытости к диалогу и сотрудничеству со старообрядчеством. Издательства, выпускающие церковную литературу, также должны критически подходить к переизданию книг, напечатанных в дореволюционное время, когда под влиянием светской власти старообрядчество критиковалось некорректными и неприемлемыми методами.<…>
Несколько слов о так называемой Русской зарубежной церкви. В связи с распространенным в средствах массовой информации “обращением Архиерейского синода Русской зарубежной церкви к русскому православному народу” считаю важным подчеркнуть, что Московский Патриархат неоднократно на протяжении последних десятилетий выражал добрую волю к скорейшему восстановлению канонического единства в лоне Матери-Церкви с желающими этого иерархами, клириками и монашествующими, входящими в структуру Русской зарубежной церкви, что, к сожалению, не находило должного понимания у другой стороны.
Состояние отделенности от Матери-Церкви, в котором пребывает ныне часть русской диаспоры, нельзя назвать нормальным, к нему нельзя привыкнуть, его должно переживать, по слову Апостола, как острую боль в Теле Христовом. <…> …Русская Православная Церковь вновь и вновь призывает к обретению канонического единства всех православных верующих в диаспоре, связывающих свою церковную жизнь с духовными идеалами исторической России, но по разным причинам пребывающим вне канонического общения с Матерью-Церковью. Русская Православная Церковь, заявляя о своей приверженности идее диалога во имя скорейшего преодоления разделения, порожденного исторической трагедией нашего народа в минувшем XX веке, обращает свой голос ко всем русским людям, пребывающим в рассеянии, с призывом к тому единству, которое завещал нам Иисус Христос. <…>
XVI. Церковь, государство и общество в России, СНГ и мире
Как и в течение всей своей без малого двухтысячелетней истории, Святая Православная Церковь ныне осуществляет свое служение и свою миссию в контексте динамично развивающейся государственной и общественной жизни. Храня неизменную Истину Христову, Церковь призвана возвещать Слово Божие ближним и дальним, одновременно заботясь о создании внешних условий, благоприятных для проповеди и душепопечения, а также о духовном и нравственном преображении мира. В этом — смысл взаимоотношений Церкви с государственной властью и светским обществом.
За последние три с половиной года эти взаимоотношения развивались на нашей канонической территории достаточно уверенно, принося пользу Церкви и людям. Впрочем, были и некоторые трудности.
В Российской Федерации, в большинстве других стран Содружества Церковь активно взаимодействовала с государством во многих областях, включая миротворчество, заботу о поддержании общественной нравственности, сохранение и развитие национальной культуры, восстановление исторических памятников, образование и воспитание юношества, благотворительные, социальные, научные, издательские проекты. Не сливаясь с государством и сохраняя свою внутреннюю свободу, Церковь старается максимально расширить сферу нестесненного партнерства с властью везде, где последняя к этому благорасположена. Хороший потенциал для развития церковно-государственного сотрудничества, а также для обуздания искусственно насаждаемых религиозных новообразований создал в России Закон “О свободе совести и о религиозных объединениях”, вступивший в действие в 1997 году.
<…> Наши отношения с государством можно назвать критической солидарностью — Церковь поддерживает власть во всяком добром деле, решительно противостоит попыткам ее ослабить, но одновременно возвышает своей пророческий голос, когда видит со стороны власти нравственно неоправданные поступки или бездействие в какой-либо важной области. Мы также продолжаем настаивать на утверждении роли Православия и других традиционных религий в жизни народа.
До сих пор окончательно не преодолено наследие времен тоталитарного атеизма, когда вера была почти отторгнута от сферы общественно значимых деяний. Появляются и новые богоборцы, которые хотели бы заключить Церковь в пределы храмовой ограды, сделать религию лишь “частным делом”, а материализм и секулярный гуманизм объявить единственно верными учениями, якобы придающими государству мировоззренческий нейтралитет. Наше противостояние такому подходу особенно ярко проявляется в дискуссиях вокруг присутствия Церкви в средней и высшей школе.
Глубоко убежден, что верующие семьи имеют право на обучение детей религиозным истинам именно в том духе, в каком происходит родительское воспитание. Введение в учебный процесс различных курсов, в которых религия толкуется только как социальный феномен, отрицаются чудеса, отсутствует представление о сакральном, не только недопустимо, но и оскорбительно для православного христианина. Мы не призываем к введению обязательных уроков Закона Божия. Но если достаточное количество учащихся добровольно стремится к постижению веры отцов, такое намерение нельзя игнорировать. Дети и их родители должны иметь возможность принимать решение о том, изучать ли школьнику секулярный взгляд на религию, или взгляд православный, или, скажем, исламский. Если государство предоставит соответствующие возможности, оно действительно обеспечит равноправие людей разных мировоззрений.
Сохраняется проблема возвращения верующим церковных зданий и святынь. Мы понимаем озабоченность работников культуры, несущих попечение о сохранности исторического наследия. Но когда нам говорят, что храм, монастырь или приходской дом не должны использоваться по прямому назначению, мы в ответ напоминаем, что эти здания были созданы предками именно для церковного употребления, а храм вообще не может жить без молитвы. Православному человеку особенно сложно примириться с отторжением от богослужебной жизни святых икон. Церковь готова идти на соглашения с учреждениями культуры, делая все, что в ее силах, для охраны исторических памятников. Однако мы рассчитываем на ответное понимание чувств верующих, для которых икона есть не просто историческая реликвия, не продукт самовыражения художника, но дар Божий, вверенный людям для молитвы и поклонения, судьба которого находится в руке Самого Господа.
Одной из проблем, вызвавших в последнее время серьезную обеспокоенность верующих, стало намерение властей организовать сбор информации о гражданах, которая будет храниться в специальных компьютерных системах. Опасения вызваны несколькими вопросами. Во-первых, предполагается ввести специальные идентификаторы, содержащие определенную информацию о человеке, возможно, не вполне ему известную и подконтрольную. Использование этих идентификаторов вскоре может стать обязательным при получении социальной и даже медицинской помощи, а в перспективе — при совершении покупок. Многие верующие полагают, что таким образом будет нарушена тайна личной жизни; мало того, условием получения идентификаторов со временем может стать полное согласие с секулярными, гуманистическими идеологемами, заложенными в международном праве и национальном законодательстве. Во-вторых, каждому налогоплательщику присваивается индивидуальный налоговый номер, который некоторыми людьми воспринимается как некое новое «имя», отличное от данного при Крещении. Наконец, у части верующих вызвало смущение присутствие на бланках заявлений о присвоении налогового номера так называемого штрих-кода.
7 марта нынешнего года Священный Синод сделал специальное заявление, в котором призвал пастырей и паству “хранить христианское трезвомыслие” и напомнил, что “никакой внешний знак не нарушает духовного здоровья человека, если не становится следствием сознательной измены Христу и поругания веры”. Надо сказать, что государственные власти, в частности в России и на Украине, пошли верующим навстречу. Так, российское Министерство по налогам и сборам предоставило православным гражданам возможность не подписывать заявление, а заполнить анкету налогоплательщика. Вместе с тем сохраняется необходимость общественного контроля за сбором компьютерной информации и вообще за процессами, могущими привести к нарушению тайны частной жизни, свободы передвижения и мировоззренческого самоопределения. Церковь будет продолжать диалог с властью и обществом по данным проблемам, заботясь о нестесненной жизни своих чад. <…>