Бахрейнская национальная хартия

БАХРЕЙНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ХАРТИЯ.
Торжественное выступление Его Высочества эмира
Шейха Хамада Бин-Иса Аль Халифы
Торжественное публичное выступление Его Высочества эмира Шейха Хамада Бин-Иса Аль Халифы перед главой и членами Верховного национального комитета, получившими указание подготовить национальную хартию и представившими Его Высочеству проект хартии национального развития государства Бахрейн, в городе Риффа в субботу 7-го числа месяца Рамадан года 1421, 23-го декабря 2000 года
Дорогие братья и сестры,
Да пребудет с вами мир и Божья благодать.
Сегодня величайший день в истории Бахрейна, который знаменует собой славный этап нашего священного и почетного пути. Можно с уверенностью сказать, что подготовка вами проекта национальной хартии – это важная часть процесса обновления политической структуры нашей страны и всех входящих в нее систем и институтов в соответствии со стремлением народа Бахрейна к дальнейшему успешному развитию и процветанию.
Мы можем гордиться тем, что проект хартии, созданный после нескольких собраний, в ходе которых происходил конструктивный диалог между представителями разных слоев нашего гражданского общества, свидетельствует о нашем единодушии. Вы также встречались с этой целью, как в составе национального комитета, так и в другом качестве, дополняя общее видение темы конструктивными взглядами и свободно обмениваясь мнениями в свободном Бахрейне, чтобы укрепить принципы мирного сосуществования людей и цивилизованного диалога, которые издавна представляют собой основу демократии и демократические обычаи, о которых сегодня говорится в хартии. Вы продемонстрировали свою способность выполнять эту новую в истории государства миссию и доказали свою компетентность, исполнив эту задачу с учетом интересов всех граждан. Выполненная работа – это только первый шаг, который ведет к многочисленным встречам и обсуждениям на государственном уровне, временем проведения которых к нашей радости являются последние десять дней месяца Рамадан: следующие поколения запомнят этот документ как Рамаданский документ.
Наши братья и сестры, мы с уверенностью и гордостью принимаем от вас проект хартии, который, согласно вашим пожеланиям, является документом-присягой на верность государству. Документ станет предметом нашего рассмотрения и одобрения, равно как и нашей величайшей обязанностью, которую мы будем соблюдать согласно нашему обещанию и благодаря нашей уверенности в том, что граждане нашего государства осознают важность этого документа.
Документ будет представлен на всеобщий референдум в предусмотренном для таких случаев порядке для того, чтобы узнать мнения и взгляды людей. В случае если полученные сведения будут свидетельствовать о всеобщем согласии, мы примем его за основу нашей государственной политики, чтобы руководствоваться им в национальном развитии и продолжать обновление государственных органов и их конституционных полномочий. При этом на каждом этапе внедрения в жизнь этих положений будут непременно учитываться стремления граждан.
Дорогие братья и сестры,
Мы будем идти плечом к плечу, и я готов подать руку помощи каждому жителю Бахрейна, будь то мужчина или женщина, как это сказано в присяге на верность, и это станет новой присягой на верность. Новая присяга и обновление нации станут главными признаками нашего счастливого будущего.
Да пребудет с вами мир и Божья благодать.
Становление цивилизации и современное развитие
Название «Бахрейн» было вписано крупными буквами в анналы цивилизаций с начала исторического развития. С географической точки зрения, название «Бахрейн» может иметь иногда более широкое, иногда более узкое значение. В любом случае, Бахрейн всегда располагался здесь, на этом архипелаге, в центре прибрежного региона залива, на стыке всех цивилизаций. Местность Дилмун, простиравшаяся от местности Сомер в Месопотамии до местности Маджан в Омане и дальше до цивилизации синдов, была местом встреч для жителей Старого Света. Благодаря этому Бахрейн превратился в центр свободной торговли и был важным портом захода для всех кораблей Старого Света на протяжении столетий. Это обстоятельство способствовало процветанию Бахрейна в течение многих веков. Еще до появления ислама Бахрейн пользовался репутацией места, где проживали приверженцы самых разнообразных идеологий и верований, что в те времена было редкостью с любой точки зрения. В условиях существовавшей духовной и интеллектуальной толерантности стремительно развивалась высокая культура, мирно сосуществовали религии, поэты, размышляя о человеческой мысли и существовании, создавали свои произведения, ставшие монументальными в арабской поэзии. Они прославляли новую эпоху, в которой арабам впоследствии принадлежала историческая роль. Бахрейн был одной их первых стран, принявших исламское учение и обратившихся в эту веру, после чего страна стала одним из наиболее ранних и верных сторонников ислама, пронеся его знамя по всему региону Персидского залива и достигнув территории Индии. Благодаря своим богатым ресурсам, страна внесла значительный вклад в «Бейтулмал» (то есть «Сокровищницу») исламской религии. Литераторы Бахрейна уже на ранних стадиях немало способствовали развитию исламской цивилизации благодаря своим произведениям литературы и работам в области юриспруденции, в частности, во время существования Халифата. Этим обстоятельством объясняется тот факт, что исламские ценности терпимости, справедливости и добродетельности глубоко укоренились в сознании жителей Бахрейна. Природные условия страны явились благоприятными для плодотворного развития множества занятий в сфере сельского хозяйства, торговли и подводного лова. Из-за своего географического месторасположения и изобилия ресурсов территория Бахрейна всегда обращала на себя внимание завоевателей и искателей богатства.
Однако им приходилось иметь дело со страной, всегда готовой отразить нападение любого неприятеля, нарушившего ее границы. Поворотным пунктом в истории противостояний стала успешная борьба арабского войска под умелым предводительством Ахмеда Эль Фатеха в конце 18-го века, в результате которой территории Зубара и Бахрейн перешли под господство династии Аль Халифа. Затем весь народ Бахрейна обратился к Шейху Иса Бин-Али Аль Халифе с призывом принять на себя управление страной для защиты ее от нападений извне. Это событие было первым общественным волеизъявлением в современной истории Бахрейна, которое значится в анналах истории как первая присяга на верность молодому правителю, в образе которого воплотилось мечта его народа о государственной власти. На протяжении последовавших шестидесяти пяти лет такой способ управления страной доказал свою состоятельность относительно обеспечения безопасности государства, сохранения единства народа и его правительства и политической и экономической стабильности. Все вышеперечисленное позволило Бахрейну успешно существовать до настоящего времени.
Несмотря на отрицательное отношение зарубежных стран к тому, чтобы Шейх Иса Бин-Али Аль Халифа, согласно пожеланию граждан страны, представлял собой «Шура», т. е. (совещательный) Совет, согласие с его стороны стало свидетельством одинакового понимания и людьми и их правителем направления национального развития. Шейх Хамад Бин-Иса Бин-Али Аль Халифа, сменивший своего отца на посту правителя, которому народ дал присягу на верность, хорошо представлял себе ситуацию на международной арене. Глядя далеко в будущее, он открыл для своей страны хорошие перспективы для перехода в современность. Он создал современную систему образования, эффективную администрацию, современные местные административные органы и надлежащую правовую систему. Таким образом, стране удалось разработать основы своего развития и приспособиться к переменам, наступившим с появлением в Бахрейне нефтеперерабатывающей промышленности. Когда в 1942 году страной стал править Шейх Салман Бин-Хамад Аль Халифа, Бахрейн делал все возможное, чтобы справиться с отголосками шедшей с то время Второй мировой войны, с вызванными ею экономическим кризисом, международными и региональными конфликтами. Народу Бахрейна удалось преодолеть трудности и продолжить развивать свою государственность, национальное единство, народовластие, сплоченность и сотрудничество, несмотря на давление со стороны других государств.
Во время правления Шейха Исы Салмана Бин-Хамада Аль Халифы страна достигла высокого уровня развития в политическом и других отношениях. Благодаря именно этому правителю появилось государство Бахрейн. Он объявил Бахрейн независимой страной с современным укладом, положив конец агрессии и претензиям других стран. По результатам опроса, проведенного следственной комиссией ООН, все жители Бахрейна ясно выразили свою готовность поддерживать свою страну как независимое арабское государство и подтвердили свою присягу на верность Шейху Исе Бин-Салману Аль Халифе. В свою очередь, Шейх Иса обнародовал конституцию государства Бахрейн, основанную на действительно демократических принципах. При Шейхе Исе Бин-Салмана Аль Халифе Бахрейн получил полную независимость как государство, поддерживающее демократию, ее институты и правовые нормы. Шейх Иса навсегда вошел в историю благодаря его исторически важному решению о введении конституционного строя в Бахрейне путем проведения свободных прямых выборов с целью формирования национального собрания согласно конституции. Единогласная поддержка, которую граждане Бахрейна оказал Его Высочеству эмиру Шейху Хамаду Бин-Исе Аль Халифе после принятия им полномочий главы государства, продемонстрировала, что весь народ изначально рассматривал его правление как правильное положение вещей.
Под предводительством Его Высочества эмира Бахрейн совершил громаднейший шаг по направлению к демократии. Она отвечала желаниям народа жить в безопасном, стабильном и процветающем современном государстве, где главенствует справедливость и правовые нормы, конституционное устройство которого устраивает как руководство, так и проживающие в нем народы. В это исторически важное время граждане Бахрейна с уверенностью смотрят в светлое будущее. Они поддерживают идеи свободы, равенства, справедливости, демократии и всеобщего участия в управлении государством. Государство Бахрейн, получившее политическую независимость в результате совместной борьбы за нее его мудрых правителей и верных подданных, сохраняет свою сплоченность и территориальное единство, включая его земные и водные просторы, которые не могут отчуждаться или передаваться в результате компромисса никоим образом и ни при каких обстоятельствах. Это ясно оговаривается в статье 1 конституции Бахрейна.
Государство Бахрейн принимало и продолжает принимать активное участие в политической жизни, развивая связи с арабскими, мусульманскими государствами и международным сообществом. Бахрейн с непоколебимой уверенностью играет важную роль члена Совета по сотрудничеству стран Персидского залива и намерен продолжать сплоченную работу с другими братскими государствами-участниками Совета для дальнейшего укрепления его системности с целью соответствия его деятельности стремлениям граждан этих государств. Основав современные институты, основанные на демократии, и конституционные институты, соблюдая правопорядок с момента получения независимости; полностью осознавая свою роль в качестве государственного образования как в сфере международных отношений, так и относительно суверенных институтов, предназначенных соблюдать справедливость, обеспечивать равенство и защищать права граждан с момента получения независимости; ввиду стремления Его Высочества эмира и в дальнейшем укреплять демократию путем создания еще более сбалансированной системы, подразумевающей основанное на конституции участие правительства и народа в политической жизни и разделение ветвей власти, укрепляющей механизмы судебной системы и предусматривающей создание конституционного суда, введение должности главного финансового инспектора и основание административного наблюдательного органа; ввиду стремления короля в третьем тысячелетии превратить страну в действительно современное государство с разработанной политической и конституционной структурой, позволяющей адекватно реагировать на развитие событий в местном, региональном и международном масштабах; а также вследствие необходимости справляться с новыми политическими, экономическими и социальными явлениями и вызовами будущего в процессе наращивания опыта Бахрейна в политической и экономической сферах на протяжении трех последних десятилетий. Настоящим утверждается, что национальные, политические и конституционные константы, включая демократическую конституционную монархию, при которой монарх обязуется служить своему народу, символизируя собой его независимое самосознание и его стремление к прогрессу, являются его неотъемлемой частью. Настоящим также утверждается, что внесение изменений в конституцию страны возможно с целью использования опыта других демократических государств более широкого участия в управлении и администрировании, включая введение двухпалатной системы, при которой законодательная деятельность осуществляется, с одной стороны, опытными государственными деятелями в совете Шура, и, с другой стороны, с учетом мнений всех граждан страны через законодательный орган, члены которого избираются путем прямого свободного голосования.
Заключительное выступление на последнем заседании
Верховного национального комитета, которому было поручено
подготовить проект хартии национального развития.
В соответствии с изданными в 2000 году указами эмира номер 36 и 43 о создании Верховного национального комитета для подготовки национальной хартии, и вследствие осознания членами Комитета высокого уровня своей ответственности, во дворце в г. Риффа проведено несколько заседаний, на которых состоялось совещание и обсуждение конструктивных предложений и идей. С помощью всемогущего Бога и благодаря поддержке Его Высочества эмира, членам Комитета удалось выполнить свою задачу. Комитет выражает надежду, что результаты проделанной работы отвечают воле эмира и стремлениям народа Бахрейна. В этой связи Комитет выражает уверенность, что проект хартии национального развития станет значительным поворотным событием на пути национального развития и сыграет конструктивную роль программы действий в час значительных перемен. Отмечая готовность членов Комитета идти навстречу широким взглядам Его Высочества эмира Шейха Хамада Бин-Иса Аль Халифы, продемонстрировавшего свои демократические взгляды в процессе ведения диалога во время встреч в представителями разных слоев населения и на нескольких народных собраниях, Комитет выражает честь и хвалу тесной связи и сплоченности между лидером и народом, которые представляют собой надежное основание для национального развития и настоящую опору для сохранения культурных и цивилизационных достижений страны, а также подтверждают решимость не уступить ни малейшей части территории, принадлежащей нашему славному народу. В процессе обновления государственной власти и государственных институтов и при подготовке к избранию путем всеобщего свободного голосования совета представителей, который будет работать во имя укрепления конституции и обновления государственных образований совместно с советом назначенных экспертов, обладающих глубокими познаниями в сфере управления государством, по сбалансированной схеме, при составлении которой учтены уроки прошлого и потребности будущего, Комитет выражает свою абсолютную поддержку Бахрейну, продолжающему идти по пути своих стремлений к лучшему будущему.
Комитет также заявляет, что, несмотря на кризисы и войны в истории региона, государство Бахрейн с уверенностью движется по пути устойчивого развития и, благодаря своей целеустремленности и решительности, продолжает расти и развиваться, занимая соответствующее высокое положение среди прогрессивных стран с конституционно-монархическим строем. В доказательство тому, что дальновидность эмира гармонично сочетается с устремлениями народа Бахрейна, Комитет принял решение на этом последнем заседании представить настоящий проект хартии национального развития, являющийся обновленным документальным выражением поддержки и доверия Его Высочеству эмиру Шейху Хамаду Бин-Исе Аль Халифе относительно проведения необходимых и адекватных мероприятий в интересах нашего государства
ХАРТИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА БАХРЕЙН
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
Ни одно общество не может быть столь стабильным на протяжении многих столетий и столь успешно создавать собственную уникальную цивилизацию, как общество Бахрейна, в отсутствие определенного набора фундаментальных ценностей, обеспечивающих его сплоченность, прогресс и развитие и укрепляющих его государственную целостность. Сохраняя нерушимую верность исламской религии и арабскому самосознанию и приверженность глубоко укоренившимся традициям, общество Бахрейна руководствуется рядом фундаментальных ценностей, в сущности являющихся исламско-арабскими ценностями. Эти основные ценности и принципы необходимо охранять и соблюдать, поскольку они добровольно соблюдаются всеми членами общества. Они существуют и передаются из поколения в поколение с незапамятных времен для соблюдения интересов как народа, так и государства. Поэтому такие фундаментальные ценности и принципы являются священными. Ни органы государственной власти, ни граждане не вправе от них отказываться. Указанные фундаментальные ценности и принципы можно описать следующим образом:
Первое – Задачи и основной принцип правительства
В задачи правительства входит обеспечение безопасности государства, сохранение национального единства и всестороннее устойчивое развитие в политической, социально-экономической, культурной и других сферах. Основным принципом правительства является соблюдение справедливости. Равенство, принцип верховенства права, свобода, безопасность, мир, образование, общественная солидарность и равные возможности являются фундаментальными принципами нашего общества, соблюдение которых обеспечивает государство. На протяжении многих лет перечисленные фундаментальные ценности, свято почитаемые эмиром, правительством и народом Бахрейна, были и продолжают быть основными принципами деятельности правительства. Они зиждутся на солидарности, сотрудничестве и единстве правителя и народа. Справедливость является одним из таких принципов, который также совпадает с догматом веры; его соблюдение обеспечивается благодаря приверженности таким принципам, как солидарность и радушие.
Второе – Защита свобод личности и равенства:
Качество свобод личности, справедливость и равные возможности являются фундаментальными принципами жизни общества. Государство несет ответственность за их соблюдение в равной степени для всех граждан. Основанием для этого служит принцип, имеющий более широкое значение, который гласит, что все люди равны в том, что касается достоинства их личности; этот принцип объявлен священным в мусульманстве уже на протяжении четырнадцати столетий. В своем обращении к верующим во время своего «хаджатул уада’a» (последнего паломничества), пророк Мухаммед обратил особое внимание на этот принцип, сказав, что все люди равны, как зубцы одного гребня, что арабам не следует считать себя выше по отношению к «аджами» (людьми не арабского происхождения), что ни один белый человек не должен считать себя выше людей с черной кожей; различие между людьми определяется их праведностью и добрыми делами. Естественным следствием этого великого принципа мусульманства и всего человечества является ряд близких ему принципов, а именно:
1 — Все граждане равны перед законом в своих правах и обязанностях вне зависимости от их расовой принадлежности, происхождения, языка, религии или веры. Это неоднократно подчеркивалось Его Высочеством эмиром в его первом обращении к нации в начале его правления.
2 — Свобода личности охраняется законом. За исключением действий, предусмотренных законодательством и осуществляемых в судебном порядке, никто не может быть арестован, заключен под стражу, обыскан или подвергнут домашнему аресту, ограничен в выборе места жительства или в перемещении.
3 – Никто не должен подвергаться физическим или психологическим пыткам, бесчеловечному, унижающему его достоинство или жестокому обращению. Признания или высказывания, полученные путем применения пыток, угроз или уговоров, недействительны и не имеют юридической силы. В частности, обвиняемому не должен наноситься физический или психологический вред. Закон предусматривает наказание для лиц, совершивших преступление путем применения пытки, физически или психологически опасного деяния.
4 – Преступление и наказание за таковое определяется в соответствии с законом. Никто не может быть осужден за преступление, если оно не является нарушением законодательства, действующего во время совершения действия, определяемого как преступление.
5 – Наказание применяется индивидуально. Обвиняемый остается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в процессе судебного разбирательства с соблюдением процессуальных гарантий с предоставлением обвиняемому права на защиту в ходе следствия и предъявления обвинения в порядке, предусмотренном законодательством. Лицо, обвиняемое в совершении тяжкого уголовного преступления, имеет право на защиту адвоката по его выбору. Право на судебное разбирательство гарантируется законом.
6 — Каждый имеет право на неприкосновенность его жилья. Никто не имеет права без разрешения законного владельца проникать или производить обыск в жилище. Тем не менее, если указанное проникновение или обыск рассматриваются как чрезвычайно необходимые в порядке исключения, указанное проникновение или обыск могут производиться в случаях, предусмотренных законодательством или с разрешения судебных органов.
7 — Каждый имеет право на неприкосновенность и сохранение в тайне его личной переписки и на защиту от незаконного вмешательства в его почтовые, телеграфные, телефонные, электронные и другие виды сообщений. Цензура или проверка указанных сообщений запрещается, за исключением случаев, в которых это предусмотрено законом или разрешено судебными органами.
Третье – Свобода вероисповедания:
Свобода вероисповедания гарантируется государством. Свобода совести является абсолютной. Государство обеспечивает неприкосновенность молельных домов и гарантирует свободу проведения религиозных обрядов в соответствии с существующими в регионе обычаями.
Четвертое – свобода самовыражения и печати:
Каждый гражданин имеет право на самовыражение в устной, письменной или любой другой форме выражения личного мнения или творчества. Согласно настоящему закону, свобода научных исследований, публикаций, прессы и печати гарантируется в рамках, предусмотренных законодательством.
Пятое – Деятельность гражданского общества:
С целью предоставления членам общества заниматься всеми возможными видами гражданской деятельности государство гарантирует свободу формирования негосударственных, научных, культурных, профессиональных ассоциаций и объединений на национальном уровне на законных основаниях с мирными целями в соответствии с условиями и положениями, предусмотренными законодательством. Никто не может принуждаться к вступлению в ассоциацию или оставаться членом таковой.
Шестое – Семья как основа общества:
Основываясь на стойком убеждении, что семья является ядром нашего общества, что крепкая семья – это ключ к сплоченности общества, равно как и к сохранению религиозных и этических ценностей и чувства национальной принадлежности, государство защищает правовую форму семьи, материнство и детство, заботится о детях и обеспечивает их нравственную, физическую и духовную безопасность. В частности, государство уделяет особое внимание физическому, нравственному и интеллектуальному развитию молодежи. В этой связи государство гарантирует необходимое социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, сирот, вдов и вдовцов, безработных. Государство также предоставляет перечисленным категориям граждан услуги социального страхования. Государство обеспечивает медицинское обслуживание и проводит политику здравоохранения, направленную на охрану здоровья всех граждан. Государство обеспечивает солидарность общества при оплате расходов, понесенных в результате природных катаклизмов и катастроф, выплате компенсаций пострадавшим в результате войн или во время несения военной службы. Государство прилагает усилия по защите прав женщин и соблюдения законов в защиту семьи и членов семьи.
Седьмое – Труд как обязанность и как право:
Труд является обязанностью каждого гражданина. Граждане трудятся в собственных интересах и на благо общества. В соответствии с публичным правом и законами каждый гражданин вправе выбрать профессию или осуществлять любую работу, ремесло или деятельность. Принимая во внимание, что, за исключением случаев, предусмотренных законодательством в связи с государственной необходимостью и справедливыми соображениями, никто не может быть принужден к выполнению конкретного вида работы, государство гарантирует гражданам равные возможности трудоустройства в рамках национальных программ экономического развития. В соответствии с правилами социальной справедливости закон регулирует отношения между работодателем и работником на экономической основе.
Восьмое – Образование, культура и наука:
Государство способствует развитию науки, литературы и искусства, поощряет проведение научных исследований и предоставление культурных услуг гражданам. Образование является обязательным и бесплатным на начальных этапах в соответствии с положениями законодательства. Законодательство также предусматривает введение программ по искоренению безграмотности. Законодательство регулирует религиозное образование и уделяет внимание изучению гражданского права, формированию гражданских личностей с осознанием национальной принадлежности и к принадлежности к арабской культуре на всех этапах получения образования и во всех образовательных дисциплинах. Университеты являются центрами интеллектуального развития и научных достижений; этот факт свидетельствует о необходимости академической свободы, ее укрепления и предоставления максимального доступа к знаниям. Государство поощряет развитие частных образовательных услуг и создание частных университетов и институтов. С той же целью государство оказывает поддержку институтам, осуществляющим разработки в сфере науки и технологий (такие институты являются наиболее важным связующим звеном между системой образования и рынком труда) с целью обеспечить наличие квалифицированных специалистов, соответствующих предъявляемым к ним требованиям в настоящем и будущем.
ГЛАВА II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
На протяжении столетий с того момента, когда династия Аль Халифа приняла на себя управление страной, в обществе Бахрейна существовал особый взгляд на взаимоотношения между правителем и народом. Они отличались сплоченностью, возможностью непосредственного контакта и взаимопониманием относительно интересов как отдельного гражданина, так и всей страны. Сохраняя верность своим традициям, народ Бахрейна постановляет, что основополагающими признаками системы государственного устройства являются следующие:
Первое — Эмир:
Система государственного устройства Бахрейна представляет собой конституционную монархию согласно предписаниям конституции и Декрету эмира о наследовании трона. Эмир является главой государства. Его личность является неприкосновенной. Он является Верховным командующим вооруженных сил, символом стабильности государства и центральной фигурой государственного устройства Бахрейна. Эмир осуществляет свои полномочия через министров, которые ему подотчетны. Он назначает на должность и снимает с должности премьер-министра и министров в рамках своих полномочий, предоставленных ему конституцией.
Второе – Конституционное устройство страны:
Ввиду устойчивой стабильности, достигнутого прогресса, успешного развития и преодоленных Бахрейном благодаря милости Божьей вызовов, принимая во внимание, что Бахрейн состоялся и как полноправный субъект мирового сообщества, и как суверенное государство, основанное на понятиях равенства всех граждан, всеобщего благополучия и национального единства, является целесообразным заявить о вступлении Бахрейна в ряды демократических конституционных монархий с целью удовлетворения стремления его народа к дальнейшему прогрессу.
Третье – Исламский шариат и законодательство:
Ислам является государственной религией. Исламский шариат является основным источником законодательства.
Четвертое – Народ как источник всех видов власти:
Государственное устройство Бахрейна представляет собой демократию, в которой все виды власти принадлежат народу. Суверенитет народа осуществляется согласно конституции
Пятое – Разделение властей:
В целях обеспечения стабильности демократии, государственная власть основана на системе сдержек и противовесов, т. е. разделении и взаимодействии трех видов власти: законодательной, исполнительной и судебной в соответствии с положениями конституции. Его Высочество эмир осуществляет управление тремя ветвями власти.
Шестое – Верховенство права и независимость судебной власти:
Государственное устройство государства Бахрейн основано на принципе верховенства права. Независимость и неприкосновенность судебной власти являются основными гарантиями защиты прав и свобод. Государство формирует судебную систему согласно предписаниям конституции. Государство назначает орган судебной власти, обладающий юрисдикцией для рассмотрения споров о соответствии конкретной нормы права или решений исполнительной власти конституции. Государство назначает орган судебной власти, обладающий юрисдикцией Генерального прокурора.
Седьмое – Право граждан на участие в управлении делами общества и государства:
Все граждане, как мужчины, так и женщины, имеют право на участие в управлении делами общества и государства и политические права, включая избирательное право и право быть избранными в установленном законом порядке.
ГЛАВА III. ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Государство Бахрейн достигло высоких результатов в области экономического развития, определив своей целью повысить уровень дохода на душу населения. Эта цель достигнута, несмотря на высокую плотность населения и недостаток природных ресурсов, в том числе земли и воды. Бахрейну удалось достичь таких результатов благодаря проводимой руководством и правительством страны политике рационального использования имеющихся в наличии ресурсов. Это помогло Бахрейну обеспечить более высокий уровень жизни людей и экономической свободы. Тем не менее, необходимо применить меры по обеспечению стабильных темпов экономического развития, способных компенсировать высокие темпы роста населения. Принимая настоящую хартию, государство Бахрейн торжественно обязуется руководствоваться следующими принципами экономической деятельности:
Первое – Принцип свободной экономики:
Экономическая система государства Бахрейн основана на личной инициативе, свободном движении капитала в виде инвестиций и перемещения средств. Упор делается на роль частного сектора, как в освоении ресурсов, так и активизации экономики. За годы своего существования такое экономическое устройство в значительной степени способствовало развитию экономической и инвестиционной деятельности и значительному притоку капитала в форме инвестиций. Политика «открытых дверей» должна сопровождаться новым видением предмета органами государственного управления, ориентированным на рационализацию процедур, прозрачность, искоренение правовых коллизий, совершенствование услуг и обновление законодательства в сфере экономики с соблюдением целостности и равных возможностей. Для обеспечения эффективности работы государственных органов управления и контроля и прозрачности бюрократического аппарата необходимо создание органа государственного контроля и введение должности главного финансового инспектора.
Второе – Частная собственность:
Частная собственность является неприкосновенной. Каждый имеет право распоряжаться своей собственностью в соответствии с законодательством. При условии выплаты справедливой компенсации, частная собственность может изыматься только для общественного блага в установленном порядке согласно предписаниям законодательства.
Третье – Правосудие в сфере экономики и сбалансированность договоров:
Частная собственность, капитал и труд являются правами личности, имеющими общественное происхождение. Законодательство регулирует указанные права и их применение на основе экономики и социальной справедливости. Законодательство предоставляет требования, соблюдение которых обеспечивают сбалансированные отношения между субъектами производства и сбалансированные договорные отношения.
Четвертое – Разностороннее развитие экономической деятельности и источники национального дохода:
Государство Бахрейн стало первой страной в регионе Персидского залива, осуществившей диверсификацию экономики и источников национального дохода. Это было сделано с целью избежать зависимости от одного основного источника дохода, обеспечить достаточно высокий уровень жизни будущих поколений и не допустить уязвимости от колебаний в мировой экономике. В результате Бахрейн превратился в важный региональный финансовый центр и стал всемирно известным центром туризма. Оказание поддержки в сферах производства, информационных технологий и услуг, введение налога на добавленную стоимость создало платформу для экономического развития и позволило улучшить возможности трудоустройства граждан.
Пятое – Охрана окружающей среды и природы:
В связи с растущим потреблением ограниченных природных ресурсов государство Бахрейн ставит своей целью рациональное использование природных ресурсов, развития экологии и охрану здоровья. Работая в этом направлении, государство принимает во внимание глобальные тенденции предотвращения и решения основных экологических проблем. Это осуществляется посредством принятия национальной стратегии охраны окружающей среды, а также путем применения соответствующих судебных мер и процедур с целью уменьшения загрязнения окружающей среды различными источниками. Другие предпринятые действия включают: предоставление производителям возможности перейти к чистому производству и требование проведения экологической экспертизы до начала разработки любого проекта. В дополнение, Государство предпринимает меры по защите дикой природы, в частности, мест обитания животного и растительного мира, которыми знаменит Бахрейн. Данный комплекс мер осуществляется путем разработки соответствующих программ по использованию земли и охране прибережных территорий и определению системы заповедников, таких как заповедники Аль Арин и Хавар. Заповедник Хавар с примыкающими к нему водными просторами всемирно известен проживающими на его территории редкими видами птиц и животных.
Шестое – Государственная собственность и природные ресурсы:
Государственная собственность является неприкосновенной. Ее защита является обязанностью каждого гражданина, в то время как обязанностью государства является принятие всех необходимых мер по ее сохранению. Все природные ресурсы являются собственностью Государства, которое обязуется сохранять и прилагать максимальные усилия для разумного использования последней.
Седьмое – Труд и обучение:
Государство Бахрейн считает своим главным достоянием своих граждан, которым удалось достичь высоких результатов и отличиться в образовательной и культурной сферах. В этой связи предоставление гражданам возможностей для постоянного обучения и повышения квалификации обеспечивает появление новых кадров и опытных специалистов на рынке труда, что в свою очередь предоставляет гражданам более широкие возможности для трудоустройства.
ГЛАВА IV. НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Национальная безопасность означает защиту государства, его территориального единства и его общественного, экономического и политического достояния. Обеспечение национальной безопасности необходимо для всестороннего развития государства, принимая во внимание постоянно меняющееся положение дел в регионе и на международной арене. Основой обеспечения национальной безопасности является укрепление Армии защитников Бахрейна (АЗБ) для надлежащего несения последней своей службы. Национальная безопасность также требует предоставления оборудования и другого необходимого обеспечения органов безопасности для наиболее эффективного сохранения безопасности и общественного порядка в стране. Необходимым также является укрепление Национальной гвардии, которая представляет собой опору АЗБ и органов безопасности. Весь комплекс перечисленных мер предназначается для поддержки развития государства и сохранения достижений в сфере экономики, защиты любой части земного, морского и воздушного пространства Бахрейна. Служба в рядах сотрудников национальной безопасности является обязанностью и источником гордости для каждого гражданина. Поэтому АЗБ придается такое большое значение.
Она является символом национального единства, опорой нашего братства и народа в деле обеспечения безопасности и стабильности не только нашего отечества, но и наших славных стран региона Персидского залива, и мирового арабского сообщества в целом. Очевидно, что, сохраняя верность традициям Бахрейна, АЗБ всегда была и остается бастионом поддержания культуры, этики и благополучия нашей страны. С первого дня своего существования она несет послание доброй воли и мира всему человечеству и добросовестно отражает ценности нашего народа. Тот факт, что Его Высочество эмир, Верховный главнокомандующий АЗБ, является ее первым солдатом и первооснователем, служит предпосылкой нашего полного доверия к ней. В мире, где происходит революционное развитие науки и технологий, существует множество источников угрозы и подрыва безопасности; тем более острой является необходимость обладать усовершенствованными видами оружия и укреплять системами безопасности и обороны. Человеческий фактор не менее важен. Поскольку указанными системами должны управлять люди, обязательным условием обеспечения безопасности Бахрейна является подготовка компетентных служащих и забота о благополучии служащих в рядах АЗБ.
В этой связи, приоритетным направлением в вопросах обеспечения безопасности становится наращивание потенциала и функциональной и материально-технической базы АЗБ путем обучения и организации на высшем уровне. Способность АЗБ выполнять возложенные на нее обязанности нельзя рассматривать изолированно, так как она напрямую связана с наличием четко обозначенной оборонной политики, поддерживаемой детально разработанными программами, направленными на решение конкретных задач. Это говорит о необходимости регулярного пересмотра наших стратегических взглядов, использования новых технологий и определения источников, представляющих реальную угрозу.
ГЛАВА V. ДЕМОКРАТИЯ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Бахрейн является демократическим государством с того времени, когда династия Аль Халифа приняла на себя бразды правления страной. Постоянный контакт и совещания между правителем и народом, возможность свободного и полного доступа простых людей к правителю – постоянные признаки отношений между правящими кругами и народом Бахрейна – способствовали созданию всех направлений государственной политики в соответствии с пожеланиями и интересами народа. Правительство продолжает неуклонно учитывать настроения людей и таким образом функционирует исключительно ради общественного блага. На этом фоне демократия проявилась в принятой конституции и избрании Национального Совета; в дальнейшем ее развитию способствовало появление (совещательного) совета «Шура», который стал местом серьезного обсуждения, изучения и совещаний по поводу целого ряда вопросов государственной важности. В дополнение, совет «Шура» оказался достаточно восприимчивым к новым разработкам, и его сотрудничество с правительством в интересах государства оказалось выдающимся.
Однако демократия динамична по своей природе: чем шире ее горизонты, тем больше места в жизни общества она занимает. В этой связи стоит отметить, что многие страны с глубоко укоренившимся демократическим укладом имеют двухпалатный законодательный орган, в котором одна из палат является собранием множества идей и взглядов на происходящее, представленных народными избранниками из всех регионов страны, в то время как вторая палата служит местом собрания экспертов и профессионалов. Опыт таких демократических систем показывает, что двухпалатная система имеет огромное значение с политической точки зрения. Для повышения участия людей в делах государства в соответствии с принципом совета «Шура», который представляет собой основной мусульманский принцип системы государственного управления Бахрейна, искренне поддерживая права всего народа пользоваться своими конституционными политическими правами, желая следовать примеру стран с развитой демократией, государство Бахрейн рассматривает необходимым в собственных интересах ввести двухпалатную систему, при которой законодательная власть будет состоять из двух палат: одна палата, в полномочия которой входит законотворчество, создается путем свободного прямого голосования, а вторая палата состоит из граждан, обладающих компетенцией и опытом для предоставления консультативной помощи в случае необходимости.
Такая действительно уравновешенная двухпалатная структура законодательной ветви власти, имеет множество взаимосвязанных преимуществ, среди которых – участие граждан в законотворческом процессе и взаимодействие всех идей и взглядов внутри одного законодательного совещательного органа. Таким образом, достигается двойная выгода: используется опыт и профессионализм, с одной стороны, и в то же время учитывается множество мнений электората Бахрейна. Подобное изменение, безусловно, позволит расширить демократические горизонты и поддержит усилия, направленные на развитие, стабильность и процветание. Именно демократия поддерживает общественное спокойствие и национальное единство.
ГЛАВА VI. ОТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА
Правительство и народ Бахрейна убеждены в том, что народы государств-участников Совета по сотрудничеству стран Персидского залива имеют общие цели, интересы и путь развития. Они связаны узами кровного родства, которые закреплены общей историей и культурой и общими обычаями. Бахрейн не случайно стал одной из стран-основательниц Совета наряду с другими братскими государствами Персидского залива.
Тесное сотрудничество между странами-участниками Совета имеет большое значение для соблюдения их высоких интересов, таких, как стремление к развитию государства и народа. В этом отношении Совет доказал свою состоятельность в деле защиты свободы и суверенитета стран-участниц и явился надежным щитом, обеспечивающим их независимость. Исходя из этого, государство Бахрейн приложит максимальные усилия для укрепления Совета и поддержания правого дела братских стран, входящих в Совет. Государство Бахрейн рассматривает данное положение как одно из основополагающих направлений своей политики, которые основаны на уверенности в том, что его безопасность и процветание неразрывно связаны с безопасностью и процветанием других братских государств-участников Совета.
Государство Бахрейн обязуется тесно сотрудничать с братскими государствами, входящими в Совет, в целях большей кооперации, установления добрых отношений и интеграции внутри Совета, в частности в тех сферах, где все еще необходимо создание более эффективных связей, а именно, в сфере экономической интеграции, сотрудничества в области обороны, информационных технологий и участия граждан в организациях Совета.
ГЛАВА VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Государство Бахрейн гордится своим арабским происхождением, его граждане являются частью арабского народа, его территория является неотъемлемой частью арабского мира. Это чувство национальной принадлежности отражено в общем языке, религии и культуре, равно как и в общих чаяниях, перенесенных трудностях и истории. На этом основании государство Бахрейн продолжает эффективное и тесное сотрудничество с братскими государствами-участниками Лиги арабских государств. Бахрейн продолжает прилагать усилия совместно с другими арабскими странами по дальнейшему укреплению роли ЛАГ как политического и юридического образования, которое символизирует арабское единство и содействует совместной деятельности и общему волеизъявлению жителей арабского мира. Государство Бахрейн оказывает поддержку всем формам экономической кооперации между арабскими странами.
Государство Бахрейн соблюдает этот обоснованный курс следующим образом: Бахрейн оказывает неограниченную поддержку правому делу арабского сообщества. Бахрейн обязуется оставаться членом арабского братства в критических ситуациях. В этой связи государство Бахрейн поддерживает и выступает за законные права Палестины, в частности, за право палестинского народа жить в своем независимом государстве, столицей которого является город Аль-Кудс Аш-Шариф. Бахрейн настаивает на необходимости восстановления всех прав для арабов и уважительного к ним отношения по аналогии с существующими международными законными правами.
Являясь членом Организации Исламская конференция (ОИК) и сохраняя приверженность таким ценностям ислама, как праведность, добро, справедливость и мир, государство Бахрейн рассматривает сотрудничество между странами-участницами ОИК как чрезвычайно важное средство поддержки национальной независимости и в вопросах самоопределения, достижения более высокого уровня экономического развития этих государств.
Государство Бахрейн выражает надежду на повышение эффективности ОИК. В сфере международных политических отношений государство Бахрейн провозглашает соблюдение мира во всем мире и в регионах своей основной целью, для достижения которой необходимо приложить максимум усилий. Государство торжественно заявляет о своем намерении соблюдать основные принципы мирного разрешения международных конфликтов, запрета на применение насилия с нарушением территориальных границ или политической самостоятельности любого государства. Государство Бахрейн поддерживает и выступает за усилия мирового сообщества, направленные на мирное урегулирование региональных конфликтов. Со времени своего вступления в Организацию Объединенных Наций, Бахрейн принимал и принимает участие во всех видах деятельности, резолюциях, событиях, соглашениях и конвенциях ООН, связанных, в частности, с защитой прав человека, гражданских, политических и социально-экономических прав, прав женщин, а также в деятельности специальных представительств ООН. В сфере международных экономических и торговых отношений государство Бахрейн заявляет принятом курсе поддержки свободной международной торговли, перемещения инвестиций, капитала и рабочей силы с соблюдением национальных интересов каждого государства. Исходя их своих твердых убеждений, государство Бахрейн заявляет, что каждое государство обладает правом собственности на внутренние природные ресурсы, отобрать которое путем применения внешнего давления или диктатуры невозможно.
Перспективы
Ввиду консенсуса правительства и народа относительно содержания настоящей хартии; ввиду того, что настоящий документ служит будущим инструментом национального развития; ввиду того, что возникает необходимость внесения поправок в конституцию, принимаются следующие решения
Первое — Название государства Бахрейн:
Внесением поправки в конституцию определяется официальное название государства Бахрейн, принятое эмиром и народом Бахрейна.
Второе – Законодательная власть
В положения части 4 Главы 2 конституции о законодательной власти вносятся поправки с целью соответствия демократическим и конституционным процессам в мировой практике в том, что касается введения двухпалатной системы. Это означает, что одна палата, в полномочия которой входит законотворчество, создается путем свободного прямого голосования, а вторая палата состоит из граждан, обладающих компетенцией и опытом для предоставления консультативной помощи в случае необходимости. Законы издаются в порядке, предусмотренном конституцией и в соответствии с конституционными нормами и традициями по примеру стран с развитой демократией. Народный консенсус относительно настоящей хартии свидетельствует о их стремлении обеспечить стабильное процветающее будущее под предводительством Его Высочества Шейха Хамада Бин-Исы Аль Халифы, эмира государства Бахрейн. Мы молим Всемогущего Господа о том, чтобы он помог нам быть среди тех, «кто верно служит своим правителям и выполняет свои договоренности», как говорится в священной книге Коран. В Бога Всемогущего мы верим. Господь Всемогущий «лучший наш защитник и помощник».