Закон Сомали о национальном банке

Правовая структура
Законодательство, предоставляющий центральному банку Сомали полномочия для его деятельности:
• Декрет-закон №6 от 18 Октября 1968 года
ДЕКРЕТ-ЗАКОН №6 ОТ 10 ОКТЯБРЯ 1968 ГОДА,
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК СОМАЛИ,
Президент Республики
Изучив: Статью 63 Конституции
Считая: что существует крайняя необходимость пересмотра Основного Закона о Национальном Банке Сомали;
По предложению: Премьер-министра
Заслушав: Совет Министров
Указы:
ГЛАВА I. ПРЕАМБУЛА
Статья 1. Толкование
В настоящем Законе, если контекст не требует иного:
a) “Уполномоченные Банки» означает банки, уполномоченные осуществлять банковскую деятельность в республике в соответствии с действующим законом о банковской деятельности.
b) «Банк» означает национальный банк Сомали, основанный Декретом-Законом № 31678 от 30 июня 1960 года. Замененный Законом №2 от 13 января 1961 года и дополненный настоящим законом.
с) «Совет» означает совет директоров Банка.
d) «Министр» означает Министр Финансов.
e) “Республика» и «Государство» означает Республику Сомали, включая без исключения ее территорию и правительство.
f) “Установленные финансовые учреждения» означает небанковские кредитные учреждения созданные Банком для осуществления целей настоящего закона.
g) “Установленная бюджетная структура» означает любой автономный орган местного самоуправления, представительство государственного предприятия, комитет и другие институты, созданные государством для осуществления целей настоящего закона.
ГЛАВА II. СОЗДАНИЕ, СОСТАВ И ЦЕЛИ
Статья 2. Дальнейшая деятельность и функции Банка

  1. Несмотря на аннулирование, оформленное в статье 57, орган, известный как Национальный Банк Сомали, созданный Основным законом о Национальном Банке Сомали, декретом-законом №3/1678 от 30 июня 1960 года, замененный Законом №2 от 13 января 1961 года, должен и в дальнейшем продолжать свою деятельность, как орган с тем же названием, но впредь должен руководствоваться положениями настоящего закона.
  2. Банк должен выполнять любые виды функций центрального банка и пользоваться всеми привилегиями центрального банка, и без ущерба вышеизложенным утверждениям, должен в обладать полномочиями выпускать валюту, регулировать банковскую и кредитную систему и управлять валютными резервами республики.
    Статья 3. Основные цели
    Во всех своих действиях банк должен руководствоваться целями, способствующими устойчивости валютного курса, поддержании стоимости сомалийского шиллинга на внутреннем и внешнем рынках, улучшать кредитные и валютные условия, способствующие сбалансированному росту экономики республики, и в пределах своих полномочий, должен способствовать финансовой и экономической политике государства.
    Статья 4. Юридический статус и место деятельности
  3. Банк должен быть самостоятельным институтом с непрерывным правопреемством.
  4. Банк может быть истцом и ответчиком от своего имени, как Национальный Банк Сомали, и имеет право приобретать, держать, распоряжаться, совершать другие действия касательно любого вида собственности и осуществлять другие действия, как обязательные, предпочтительные и подходящие для или в связи с исполнением своих функций в соответствии с настоящим законом.
  5. Основное место деятельности банка находится в Могадишо, при этом в случае чрезвычайного положения в стране, банк может, если правительство не возражает, временно установить главный офис в любом другом месте республики или за рубежом.
  6. Банк может открывать или закрывать филиалы в любом месте в пределах республики или за рубежом.
  7. Банк может назначать или отменять назначения агентов и корреспондентов как в пределах, так и за пределами республики.
    Статья 5. Льготы
  8. Банк освобождается от любых налогов, сборов и таможенных пошлин.
  9. Банк также освобождается от почтовых и телеграфных сборов, исполняя свои функции в соответствии со статьей VIII настоящего закона.
    Статья 6. Трудоустройство и пр.
    Банк должен нанимать служащих, других сотрудников и представителей с оплатой труда и на таких условиях, которые он считает необходимыми и целесообразными для надлежащего осуществления деятельности.
    ГЛАВА III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ
    Статья 7. Капитал
    Уставной капитал Банка должен составлять один миллион сомалийских шиллингов, поддерживаемый и оплаченный государством, при этом, что государство может увеличивать капитал Указом Президента республики по предложению Премьер-Министра, заслушав Совет Министров, по рекомендации банка.

Статья 8. Общий резервный фонд и распределение прибыли

  1. Банк должен создать и содержать фонд, предназначенный как общий резервный фонд, в пользу которого в конце каждого финансового года должна отчисляться половина чистой годовой прибыли банка.
  2. После поступления средств в общий резервный фонд в соответствии с первым параграфом настоящей статьи, оставшаяся часть чистой годовой прибыли банка должна выплачиваться государству, при этом, до тех пор, пока банк будет должен государству, любая часть чистой годовой прибыли, выплаченная государству таким образом, должна в первую очередь использовался для уменьшения этой задолженности.
  3. Если суммы общего резервного фонда в любом финансовом году недостаточно для покрытия чистого убытка банка, указанного в его отчете о прибылях и убытках, несмотря на любые другие положения настоящего закона, сумма равная дефициту должна выплачиваться государством банку, при этом, если любая подобная сумма выплачивается государством, банк должен погасить ее из последующей прибыли, и эта выплата должна зачислятся в прибыль банка до определения чистой годовой прибыли в соответствии с настоящей статьей.
  4. В рамках значения настоящей статьи, чистая годовая прибыль банка должна определяться банком путем вычета из общего дохода всех текущих расходов каждого финансового года, с учетом средств на печать банкнот и чеканку монет, безнадежных и сомнительных долов, обесценивания активов, отчисления в фонды сотрудников и с учетом других непредвиденных расходов, которые банк сочтет необходимыми.
    ГЛАВА IV. УПРАВЛЕНИЕ
    Статья 9. Органы управления банка
    Органами управления банка являются:
    а) Совет Директоров;
    b) Управляющий; и
    с) Генеральный Директор
    Статья 10. Совет Директоров
  5. Совет директоров банка является директивным органом банка
  6. Совет должен исполнять свои функции в соответствии с настоящей статьей, настоящим законом и его целями, при этом он может делегировать любые свои функции другим органам управления банка, за исключением следующих:
    а) Назначать установленные финансовые учреждения и установленные бюджетные структуры согласно статье 1;
    b) Открывать и закрывать филиалы, согласно четвертому параграфу статьи 4;
    с) Рекомендовать увеличение капитала согласно статье 7;
    d) Распоряжаться чистой годовой прибылью согласно четвертому параграфу статьи 8;
    f) Разрешать директору отсутствовать на заседании совета согласно третьему параграфу статьи 15;
    g) Предлагать отличительные признаки, характеристики и количество выпускаемых банкнот и монет согласно статье 19;
    h) Определять общий состав валютных резервов и источники получения денежных средств, которые должны входить в состав валютных резервов банка согласно статье 20;
    I) Предоставлять и отменять банковские лицензии, рассматривать заявки на открытие и закрытие банковских филиалов в республике согласно третьему параграфу статьи 29;
    j) Определять общие положения и условия для предоставления кредита уполномоченным банкам согласно статье 30,31 и 32;
    к) Определять обязательные резервы согласно статье 33;
    I) Принимать решения в рамках общего кредитного контроля над уполномоченными банками и установленными финансовыми учреждениями согласно статье 34 и 35;
    m) Издавать указы после банковской проверки согласно статье 38;
    n) В целом определять проценты, сроки, условия и суммы кредитов и гарантий, предоставляемых государству и установленным бюджетным структурам согласно статье 40, 41, 42 и 44 и инвестиций в специализированные финансовые учреждения согласно статье 43;
    о) Определять положения переоценки убытков;
    р) Утверждать годовой отчет и отчетность банка согласно статье 53;
    q) Утверждать внутренние правила банка, согласно второму параграфу статьи 56, включая те, которые касаются фондов, созданных для социального обеспечения и пенсии банковского персонала.
    Статья 11. Состав совета
  7. Совет должен состоять из 7 членов, включающих:
    а) Управляющего, который должен выполнять функции председателя совета;
    b) Генерального директора, который должен выполнять функции заместителя председателя;
    с) Пять директоров,
  8. Управляющий — лицо, за которым признаются финансовые и административные полномочия, назначенное указом президента республики по предложению премьер министра, заслушав совет министров, сроком на пять лет, и с правом на повторное назначение.
  9. Генеральный директор — лицо, за которым признаются финансовые и административные полномочия, назначенное указом президента республики по предложению премьер министра, заслушав совет министров, сроком на пять лет, при этом, если он не является гражданином республики, он может назначаться на срок менее пяти лет, определенный его контрактом, и имеет право на повторное назначение.
  10. Директора — лица, за которыми признаются финансовые и административные полномочия, назначенные указом премьер министра, заслушав совет министров, сроком на три года, и с правом на повторное назначение, при этом, с учетом директоров, назначенных первыми, назначение должно формироваться путем жребия следующим образом:
  • два директора сроком на один год;
  • два директора сроком на два года;
  • один директор сроком на три года;
    А также при этом, если назначение директора по каким-либо причинам закончится до истечения его срока, должен быть назначен новый директор на оставшийся срок работы предыдущего директора.
  1. Если директор становиться неспособным выполнять свои обязанности и есть вероятность, что это продлится надолго, премьер министр должен назначить временного заместителя для любого такого директора до тех пор, пока премьер министр не определит, что директор может вернуться к выполнению своих обязанностей.
    Статья 12. Заседания совета
  2. Заседания совета должны проводиться не менее одного раза каждые два месяца. Кроме того, управляющий может созывать заседания, когда того требуют дела банка.
  3. Генеральный директор министерства финансов или его заместитель, назначенный министром выполнять его обязанности в его отсутствие, может посещать и участвовать в заседаниях совета, но не имеет право голоса.
  4. Согласно четвертому параграфу настоящей статьи, состав любого заседания совета должен состоять из четырех членов совета и в отсутствие управляющего или генерального директора заседания не проводятся.
  5. В случаях, когда, по мнению управляющего, крайняя необходимость требует принятия решений советом, решения могут быть приняты на заседаниях с участием управляющего и еще одного члена совета, при этом, должны быть предприняты усилия для обеспечения присутствия такого количества директоров, которая возможна при срочности ситуации. Действия, предпринятые банком в соответствии с такими решениями, являются неоспоримыми и обязательными в банке, если полный состав членов совета присутствовал на заседании. Любые подобные решения должны докладываться на следующем заседании совета, на котором присутствует полный состав членов совета.
    5.Решения Совета принимаются большинством голосов, в случае равенства голосов, председатель имеет право решающего голоса.
    Статья 13. Управляющий
    1.Управляющий является главным исполнительным директором банка и подчиняется решениям совета, он несет ответственность за управление банком, включающее организацию, назначение и увольнение персонала в соответствии с общими положениями и условиями, созданными банком, и уполномочен производить расходы банка.
    2.Управляющий является главным представителем банка и в этом качестве имеет право:
    а) Представлять банк в отношениях с другими учреждениями и и с государством;
    b) Представлять банк, лично или через юридического советника, в любом судебном процессе, в котором участвует банк;
    с) подписывать совместно с другими лицами договора, заключаемые банком, векселя и ценные бумаги, выпускаемые банком, акты, бухгалтерские отчеты и другие финансовые отчеты корреспонденцию и другие документы банка в любой форме;
    d) Делегировать свои полномочия другим служащим банка согласно первому параграфу и пунктам (a) , (b) и (c) настоящего параграфа
  6. Управляющий имеет право на выступление во время заседания совета министров в случае, когда дело касается денежной, банковской, кредитной и валютной политики.
  7. В случае, если управляющий отсутствует или недееспособный, генеральный директор имеет полное право действовать от его имени.
    Статья 14. Генеральный директор
  8. Генеральный директор под общим руководством управляющего, несет ответственность за ежедневное управление банка и за контроль над сотрудниками банка. Генеральный директор также выполняет другие обязанности, которые могут быть делегированы ему время от времени управляющим.
    Управляющий может назначать одного из сотрудников банка исполнять обязанности генерального директора, в случае, если он отсутствует или не способен выполнять свои функции. Премьер-министр должен быть проинформирован о таком назначении.
    Статья 15. Общее ограничение для всех членов совета
  9. Никто не может быть управляющим, генеральным директором или директором, кто в это же время является:
    а) членом национальной ассамблеи или совета министров; или
    b) директором, служащим или сотрудником государственного или любого общественного органа; или
    с) директором, служащим или сотрудником банка или кредитного учреждения в рамках юрисдикции регулирования банка.
    2.Управляющий, генеральный директор или любой другой директор должен быть отстранен от должности, в порядке, предусмотренном процедурой его назначения, если он:
    а) попадает под действие ограничений, описанных в первом параграфе настоящей статьи; или
    b) становится банкротом или неплатежеспособным, обращается за получением льгот в соответствии с законом для обанкротившихся и неплатежеспособных должников, приходит к соглашению с его кредиторами или отдает долг полностью или частично со своего дохода, полученного от банка в пользу таких кредиторов; или
    c) Признается виновным в преступлениях, связанных с обманом и мошенничеством; или становится полностью и безвозвратно неспособным исполнять свои обязанности.
  10. Премьер министр должен уволить директора, который отсутствовал на трех последовательных заседаниях без разрешения совета.
    Статья 16. Частные случаи отстранения управляющего, и пр.
  11. Управляющий и генеральный директор должны исполнять свои обязанности перед банком полностью и не должны иметь любую оплачиваемую работу, профессиональную или предпринимательскую деятельность обязанностей своего места работы, за исключением случаев, предусмотренных в следующем параграфе.
  12. Несмотря на положения первого параграфа данной статьи, управляющий и генеральный директор по своему усмотрению могут:
    а) работать в любых комитетах и комиссиях, назначенных правительством для исследования любого вопроса, касающегося валютного обращения, банковской деятельности, экономики или финансов;
    b) работать в любых международных финансовых учреждениях, в которых республика принимает участие;
    с) работать в совете любой компании, корпорации или другой организации, ценными бумагами и акциями которой владеет правительство или банк или участвует иными способами;
    d) С разрешения премьер министра, предоставлять услуги в сфере высшего образования.
  13. Управляющий или генеральный директор снимается с должности, если он занимается любой оплачиваемой работой; профессиональной или предпринимательской деятельностью вне обязанностей своего места работы вопреки положениям первого параграфа настоящей статьи.
    Статья 17. Вознаграждение
  14. Управляющий или генеральный директор должны получать от банка зарплаты и премии, которые периодически определяются указом президента республики по предложению премьер министра, выслушав совет министров, и эти зарплаты не могут уменьшаться в течении любого периода назначения.
  15. Другие директора и любые заместители должны получать от банка такие премии, которые периодически определяются указом премьер министра, заслушав совет министров.
    Статья 18. Обеспечение конфиденциальности
  16. Управляющий, генеральный директор, директор, служащие, другие сотрудники банка, или любые другие лица, работающие в банке, не должны раскрывать информацию, которую они получили, выполняя свои профессиональные обязанности и функции, кроме случая, когда это необходимо для выполнения своих профессиональных обязанностей, функций или, когда этого требует решения суда или положения закона,
  17. Без противоречия другим средствам, нарушения положений первого параграфа влечет за собой наказания согласно соответствующим положениям действующего уголовного кодекса.
    ГЛАВА V. ВАЛЮТНОЕ ОБРАЩЕНИЕ
    Статья 19 Валютное обращение
    Банк имеет монопольное и исключительное право выпускать банкноты и монеты, имеющие статус законного платежного средства в республике. Выполняя настоящие функции, банк должен действовать в соответствии с действующим денежным законодательством.

ГЛАВА VI. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Статья 20. Валютный резерв
Банк все время должен прилагать все усилия для поддержания валютных резервов на уровне, достаточном для совершения внешних операций республики и для обеспечения выполнения задач банка, определенных настоящим законом.
Данный резерв должен состоять из любого или всех нижеперечисленных пунктов:
а) золото и серебро в любой форме;
b) конвертируемая иностранная валюта в форме:
I) бессрочных или срочных депозитов в иностранных центральных банках, в банках-агентах или банках-корреспондентах за рубежом;
II) документов и инструментов, обычно используемых для осуществления платежей и переводов в международных операциях;
III) банкнот и монет;
с) Ценные бумаги, выраженные в конвертируемой иностранной валюте, выпускаемые или гарантируемые иностранными правительствами или международными финансовыми учреждениями, со сроком погашения не более трех лет;
d) Любые источник получения средств от Международного Валютного Фонда, которое доступно для республики, согласно решениям банка, после переговоров с МВФ.
Статья 21. Осуществление операций с золотом и серебром
Банк может импортировать, экспортировать, покупать, продавать или осуществлять другие операции с золотом или серебром согласно постановлениям и условиям, определенным в соответствии с действующими правовыми нормами и с международными соглашениями, в которых республика принимает участие на тот момент.
Статья 22. Осуществление операций с иностранной валютой
Банк может импортировать, экспортировать, покупать, продавать или осуществлять другие операции с иностранной валютой в любой форме согласно положениям и условиям, определенным в соответствии с действующими правовыми нормами и с международными соглашениями, в которых республика принимает участие на тот момент.
Статья 23. Запасы золота, серебра и иностранной валюты
Банк может хранить золото и серебро в любой форме и средства, выраженные в иностранной валюте или общепринятых расчетных денежных единиц, в своих хранилищах, в международных финансовых институтах, иностранных центральных банках, банках-агентах или банках-корреспондентах за рубежом, и по своему усмотрению, может вкладывать эти средства в ликвидные иностранные ценные бумаги, со сроком погашения не более трех лет.
Статья 24. Учреждения, с которыми банк осуществляет операции в иностранной валюте
За исключением случаев, предусмотренных настоящим законом, банк может осуществлять операции в иностранной валюте только с:
а) Уполномоченными банками;
b) Государством;
с) С любыми утвержденными бюджетными структурами;
d) Иностранными центральными банками, иностранным банком или иностранными финансовыми учреждениями;
е) Иностранными правительствами или агентствами иностранных правительств;
f) Иностранными финансовыми учреждениями.
Статья 25. Валютное регулирование
Банк осуществляет регулирование любых операций с иностранной валютой в республике в соответствии с действующими правовыми нормами.
Статья 26. Платежные соглашения

  1. Банк должен выступать консультантом во всех переговорах касательно платежных соглашений страны.
  2. Банк должен управлять любыми платежными соглашениями, заключенными государством.
    Статья 27. Фискальное агентство по осуществлению операций
    с международными финансовыми учреждениями
    Банк выступает в роли фискального агентства в любых операциях с международными финансовыми учреждениями, участником которых является или становится государство.
    Статья 28. Банк хранитель
    Банк действует, как хранитель запасов сомалийских шиллингов международных финансовых учреждений, участником которых является или становится государство.
    ГЛАВА VII. ОТНОШЕНИЯМИ С БАНКАМИ
    Статья 29. Банк для банков
  3. Банк должен открывать счета и принимать депозиты уполномоченных банков
  4. Банк может предоставлять дополнительные услуги уполномоченным банкам, включая межбанковский клиринг.
  5. Функции, выполняемые сберегательным и кредитным комитетом, основанным согласно статьи закона о банковской деятельности, закона №18 от 14 августа 1963 года, должны выполняться банком.
    Статья 30. Переучет векселей
    Банк может покупать, продавать и делать переучет векселей для уполномоченных банков, тратт, долговых обязательств и других кредитных инструментов, на которых должен быть по крайней мере индоссамент уполномоченного банка со сроком погашения в течении 180 дней с моменты переучета или приобретения векселей банком и выпущенных или произведенных с целью финансирования:
    а) импорта или экспорта товаров и продуктов; или
    b) торговли товарами и продуктами на территории республики; или
    с) хранения товаров и продуктов длительного хранения, которые соответственно застрахованы и хранятся в условиях, гарантирующих их сохранность на разрешенных складах или в других местах, утвержденных банком; или
    d) промышленного или сельскохозяйственного производства, несмотря на вышеизложенное, если банк считает, что это необходимо в интересах национальной экономики, он может время от времени утверждать подходящие для целей настоящей статьи инструменты, касающиеся промышленного или сельскохозяйственного производства со сроком погашения в течении 270 дней, в этом случае банк может требовать кредитные инструменты, обеспеченные залогом, займом или имуществом соответствующих продуктов и сельскохозяйственных культур.
    Статья 31. Кредитование
    Банк может выдавать кредиты и ссуды на установленный срок, не превышающий шесть месяцев, уполномоченным банкам, которые обещают следующее, в качестве залогового обеспечения таких кредитов и ссуд:
    а) Кредитные инструменты, указанные в статье 30; или
    b) Оборотные ценные бумаги, выпускаемые или гарантируемые государством, с учетом ограничений, предусмотренных в статье 41
    Статья 32. Условия для кредитных операций
    Согласно положениям статьи 30,31 и 48, банк устанавливает общие положения и условия, при которых он выдает кредиты уполномоченным банкам. В частности, банк должен устанавливать и сообщать процентные ставки, которые будут выплачиваться за переучет векселей согласно статье 30, и предоставление кредитов и ссуд уполномоченным банкам согласно статье 31.
    Статья 33. Резервные требования
  6. Банк может время от времени требовать от уполномоченных банков поддерживать минимальные остатки на депозитах банка, в качестве резервов в счет их депозитов и других подобных обязательств, определяемых банком.
  7. Согласно другим подобным действующим правовым нормам, банк может утверждать различные нормы обеспечения для различных видов обязательств и может также утверждать единый метод вычисления для всех банков.
  8. Любые распоряжения касательно требований минимальных резервов согласно настоящей статьи должны вступать в силу только после обоснованного предупреждения банкам о намерении национального банка принимать такие меры.
  9. Банк может наложить на любой банк, который не в состоянии поддерживать требуемые минимальный остатки согласно статье, пеню, не превышающую одну пятнадцатую процента в день от суммы дефицита за каждый день просрочки.
    Статья 34. Кредитный контроль над банками
    Банк может, если он считает такие действия необходимыми, выпускать указы, предписывающие в отношении кредитов, ссуд и вложенных средств уполномоченных банков:
    а) Цели, которые они не могут удовлетворять; или
    b) Максимальный срок платежа или в случае кредитов и ссуд тип и минимальную сумму требуемых ценных бумаг, и в случае аккредитивов, минимальную сумму залогового депозита; или
    с) Ограничения для любых определенных категорий кредитов, ссуд, вложенных средств, или общих сумм задолженности.
  10. Указы, согласно настоящей статье, не имеют обратной силы, и должны применяться одинаково ко всем уполномоченным банкам, участвующим в кредитных операциях, и должны вместе с их актуальными данными публиковаться в официальном бюллетене.
    Статья 35. Кредитный контроль над установленными финансовыми институтами
  11. Банк может, если он считает такие действия необходимыми, издавать указы, регулирующие сумму и условия кредитов, включая потребительский кредит в рассрочку, расширенных за счет кредитов, ссуд и вложение средств установленными финансовыми институтами.
  12. Указы, согласно настоящей статье, не имеют обратной силы, должны одинаково применяться ко всем установленным финансовым институтам, участвующих в кредитных операциях и должны вместе с их оперативными данными публиковаться в официальном бюллетене.
    Статья 36. Информация, предоставляемая банками, и прочее
  13. Каждый уполномоченный банк и установленный финансовый институт должен предоставлять в банк, в срок и порядке, утвержденный банком, информацию и данные, которые требует банк.
  14. Банк может опубликовывать, полностью или частично, в то время, которое он определяет, любую информацию или данные, предоставленные согласно первому параграфу статьи, при этом не должна опубликоваться информация, которая раскрывала бы дела любого физического лица или предприятия, если от этого физического лица или предприятия не получено согласие в письменном виде.
    Статья 37. Инспекторская проверка банков
  15. Банк периодически или по своему усмотрению может инициировать инспекторскую проверку, которая производится одним или более его служащими любого уполномоченного банка и его бухгалтерских книг и отчетных документов, и должен предоставить уполномоченному банку копию своего отчета об инспекторской проверке.
  16. Обязанностью каждого директора или другого служащего уполномоченного банка является предоставление любому служащему, проводимому инспекторскую проверку согласно первому параграфу, настоящей статьи, всех бухгалтерских книг, отчетных документов и других документов, находящихся в его владении, а также предоставление проверяющему заключений и информации, относящейся к делам уполномоченного банка, которую проверяющий может потребовать от него в течении допустимого срока, указанного проверяющим.
    Статья 38. Права банка издавать указы после проведения инспекторской проверки
  17. Если банк обнаружит во время проведения инспекторской проверки согласно статье 37, что деятельность банка, в котором проводится проверка, осуществляется таким образом, который по его мнению, наносит ущерб интересам вкладчиков или противоречит интересам банка, банк может издать указ, требующий от указанного банка, принять корректирующие действия, которые банк считает необходимыми, или прекратить наносящие ущерб деятельности и процедуры.
  18. Ни один указ не должен издаваться согласно первому параграфу настоящей статьи, если проверяемый банк, не получил возможность представить свое обоснование Банку.
  19. Банк может, после представленного обоснования или по собственной инициативе, изменять или отменять любой указ, изданный согласно первому параграфу настоящей статьи, и при этом может ставить такие условия, которые он считает необходимыми.
    ГЛАВА VIII. ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВОМ И ОРГАНАМИ ВЛАСТИ
    Статья 39. Функции финансового агента и банковской структуры в отношении с государством и указанными бюджетными структурами
  20. Банк является единственным финансовым агентом, банковской структурой и валютным дилером для государства и всех указанных бюджетных структур. Без противоречия вышеизложенным положениям Банк может:
    а) быть официальным депозитарием и валютным дилером для государства и указанных бюджетных структур и может принимать депозиты и осуществлять платежи от имени государства или указанных бюджетных структур, при этом, банк может после консультаций с государством или указанными бюджетными организациями, делегировать эти функции любому другому банку;
    b) Содержать и управлять целевыми счетами в соответствии с соглашениями между банком и государством или указанными бюджетными организациями;
    c) Оплачивать государственный долг
    d) Платить, перечислять, получать или принимать депозиты в республике или за рубежом;
    е) Покупать, продавать, перечислять или принимать на хранение чеки, облигации, векселя и ценные бумаги;
    f) Получать выручку, будь то основная сумма или проценты, получаемые от продажи или начисления процентов, для государства или указанных бюджетных структур, или получать ценные бумаги или другое имущество;
    g) Покупать, продавать, перечислять или принимать на хранение золото, серебро или иностранную валюту.
  21. Несмотря на вышеуказанный параграф, банк может наделятьуказанные бюджетные организации полномочиями на осуществление определенных операций с коммерческими банками.
  22. С банком должны быть проведены консультации согласно соответствующим срокам и условиям до того, как государство вступит в любые кредитные соглашения или возьмет на себя долговые обязательства в иностранной валюте, сумма которых в эквиваленте превышает один миллион сомалийских шиллингов, или выпустит облигации в любом количестве, выраженных в сомалийских шиллингах.
    Статья 40. Предоставление кредита государству и органам власти
    Согласно положениям статьи 41, за исключением случаев указанных в статье 42, 43 и 48, банк может:
    а) Предоставлять прямые кредиты государству и при поручительству государства указанным бюджетным структурам. Кредиты включают начисление процента по ставкам, которые устанавливаются банком по договоренности с министром, при этом они ни в коем случае не меньше двух с половиной процентов годовых;
    b) Покупать, хранить или продавать оборотные ценные бумаги с любым сроком погашения, выпущенные государством или указанной бюджетной структурой и гарантированные государством;
    с) Предоставлять гарантии государству или любому органу власти
    Статья 41. Лимит на предоставление кредита государству или органам власти
  23. Общая сумма кредита, предоставляемая банком согласно предыдущей статье 31 (b), статье 4 (а) и (b), и статье 40 (а) и (b) в иной форме, чем облигации принятые согласно третьему параграфу статьи 48 и подлежащие погашению в любое время, не должна превышать тридцать пять процентов среднегодового обычных доходов, полученных государством на протяжении последних трех лет, счета по которым практически закрыты, при этом, что общая сумма кредита не более, чем одна седьмая по отношению к кредиту ко всем органам власти.
  24. Общая сумма гарантий, предоставляемая банком государству или любому органу власти согласно статье 40 (с), подлежащая к оплате в любое время, не должна превышать три процента среднегодового обычного дохода, полученного государством на протяжении последних трех лет счета по которым практически закрыты.
  25. Любой платеж банка согласно гарантии должен рассматриваться как кредит, предоставляемый государству или органу власти, в соответствующих случаях, и подлежащей к оплате до возмещения, но банк и министр могут согласиться признать весь или часть платежа, как кредит, равномерно предоставляемый на три последующих года согласно первому параграфу настоящей статьи, если платеж в противном случае приведет к превышению лимита кредитования.
    Статья 42. Предоставление кредита в ожидании внешних финансовых ресурсов и взносов в международные финансовые институты
  26. В ожидании ресурсов, получаемых из-за рубежа, банк может предоставлять временные кредиты государству до пятидесяти процентов этих ресурсов, для которых существуют достаточные обязательства. Эти кредиты должны быть возвращены, как только средства, в отношении которых они были сделаны, получены.
  27. Банк может предоставлять кредиты государству для оплаты взносов в международные финансовые институты, в которых государство является или становится участником.
    Статья 43. Инвестиции в установленные финансовые учреждения
    Банк может покупать, хранить и продавать акции установленных финансовых учреждений в республике, организованных или созданных государством, с целью финансирования роста экономики, при этом объем акций, принадлежащих банку, не должен превышать оплаченный капитал и общий резервный фонд банка.

Статья 44. Запрет на предоставление других кредитов государству и органам власти
За исключением случаев, предусмотренных в статье 31 (b), 40, 41, 42, 43 и 48, банк не должен предоставлять какие-либо кредиты или гарантии прямо или косвенно государству или любым органам власти.
Статья 45. Советник государства

  1. В обязанности банка входит консультировать премьер министра по любому вопросу, который, по его мнению, приведет к достижению основных целей банка, как определено в статье 3.
  2. Премьер министр и совет министров должны просить у банка предоставлять рекомендации относительно определенных мер, касательно ситуаций и операций, связанных с банковской деятельностью, денежным обращением, валютным регулированием, кредитованием, так же как и со всеми вопросами, связанными с государственным долгом.
    ГЛАВА IX. ОБЩИЕ БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
    Статья 46. Продолжение общей банковской деятельности
    Чтобы удостовериться, что население получает достаточно общих банковских услуг, банк может продолжить предоставлять банковские операции населению, пока настоящие функции не будут переданы в соответствии со статьей 48.
    Статья 47. Разрешенные виды общих банковских операций
  3. В соответствии со статьей 46, банк имеет право предоставлять общие банковские операции населению, и без ограничений общих положений вышеизложенного, имеет право:
    а) Принимать деньги на депозит;
    b) Занимать деньги;
    с) Давать ссуды;
    d) Покупать, продавать, учитывать и переучитывать векселя и долговые обязательства;
    е) Покупать, продавать и осуществлять другие операции с иностранной валютой;
    f) Создавать аккредитивы и выдавать гарантии;
    g) Выпускать векселя и платежные поручения и делать переводы денег;
    h) Принимать залоги;
    i) Принимать средства на ответственное хранение.
    2.Банк не предоставляет и не разрешает выпускать необеспеченный кредит или необеспеченную кредитную линию, которые в сумме превышают десять тысяч сомалийских шиллингов, никому из директоров или членам их семьи.
    Статья 48. Прекращение общих банковских операций
  4. В течении одного года со дня вступления в силу настоящего закона, или в более поздний срок, установленный указом президента республики по предложению премьер министра, заслушав совет министров, общие банковские операции должны осуществляться отдельными управлениями, и счета этих управлений должны обслуживаться отдельно от других операций и счетов банка.
  5. В срок, установленный указом президента республики по предложению премьер министра, заслушав совет министров, управление, созданное согласно первому параграфу настоящей статьи и его активы, пассивы, капитал, ресурсы, руководство, права, привилегии, документы, облигации, денежные обязательства, право на юридическое представительство, персонал, счета, собственность и все другие юридические инструменты, права и обязанности, связанные с его функциями, должны быть переданы полностью или частично другому банку, утвержденный указом, или возвращены другим департаментам Банка, в соответствии с предыдущим соглашением между банком, государством и любым другим банком, к которому может быть осуществлена передача дел..
    3.С целью завершения урегулирования согласно второму параграфу настоящей статьи, банк может принимать процентные облигации со сроком погашения в течение 20 лет или меньше, выпущенные государством, или выпущенные банком, к которому осуществляется вышеупомянутое передача и гарантируется государством.
    Статья 49. Упразднение организации «Кредитор Сомало» и его поглощение банком
  6. Корпоративное существование «Кредитор Сомало» должен истекать в день вступления настоящего закона в силу.
  7. В то же время, остаточные средства, обязательства, капитал и ресурсы «Кредитор Сомало», так же, как и оставшееся руководство, права, привилегии, документы, облигации, денежные обязательства, право на юридическое представительство, персонал, счета, собственность и все другие юридические инструменты, права или обязанности, принадлежащие «Кредитор Сомало», должны быть переданы согласно настоящей статье банку, который их наследует, несмотря на любой договор и правовые положения. С этой даты слова «Национальный Банк Сомали» заменяют слова «Кредитор Сомало» в каждом юридическом документе, в котором упоминается последний и имеет юридическую силу, кроме документов, относящихся к банку развития Сомали согласно положениям декрета-закона №2 от 28 февраля 1968 года, преобразованного в закон №15 от 30 мая 1968 года.
    3.Управленческая и финансовая интеграция «Кредитор Сомало» в банк должна осуществляться в соответствии с положениями настоящей статьи, дополненной необходимыми указами президента республики, распоряжениями и указаниями банка.
    ГЛАВА X. ПРОЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    Статья 50. Переоценка прибыли
    Прибыль от любой переоценки чистой стоимости банковских активов или обязательств в золоте, иностранной валюте или иностранных ценных бумагах, в результате любых изменений ценности денежной единицы любой страны вычитается из расчета годовой прибыли и убытков банка. Вся эта прибыль должна отражаться на специальном счете, называемом «Счет переоценки».
    Статья 51. Запрещенные операции
    Банк не должен участвовать в торговле, владеть или приобретать долю в любых коммерческих, промышленных или других подобных предприятиях, или долю в любом недвижимости, кроме случае:
    А) когда это разрешено настоящим законом; или
    B) когда это осуществляется в ходе погашения долга перед банком, и при это эти доли должны быть реализованы при первой же удобной возможности; или
    С) когда приобретаются помещения для предприятия или для своих сотрудников.
    Статья 52. Финансовый год
    Финансовый год банка должен начинаться первого января и заканчиваться тридцать первого декабря, и счет банка должен закрываться в конце каждого финансового года.
    Статья 53. Годовой отчет
    В течении четырех месяцев после окончания каждого финансового года банк должен предоставлять через премьер министра совету министров баланс и отчет о прибылях и убытках, заверенные независимыми аудиторами, утвержденными в соответствии со статьей 55, вместе с отчетом о банковских операциях в течении года.
    Статья 54. Опубликование докладов, и пр.
  8. Банк может публиковать годовой отчет, включая баланс и отчет о прибылях и убытках, заверенные независимыми аудиторами, утвержденными в соответствии со статьей 55
  9. Банк может также осуществлять другие публикации, которые могут быть интересны обществу.
    Статья 55. Аудит
  10. Банк должен создать отдел внутреннего аудита для проведения непрерывного аудита операций и счетов банка.
  11. Премьер министр, после консультаций с Магистратом Счетов, и разрешения совета министров, должен ежегодно назначать одного или больше независимых аудиторов для проведения аудита счетов банка и для заверения годового баланса и отчета о прибылях и убытках. Эти консультации устанавливают монопольное и полное участие Магистрата Счетов в осуществлении контроля за финансовым управлением банка. Премьер министр устанавливает размер оплаты банком этого аудита.
    Статья 56. Постановления и правила
  12. Премьер министр, по рекомендации банка, может создавать правила для надлежащего исполнения настоящего закона
  13. Банк может устанавливать внутренние правила в соответствии с настоящим законом и постановления, регулирующие реализацию его полномочий, предоставленных настоящим законом.
    Статья 57. Отмена действия и исключения
  14. Любой закон или положение, имеющее силу закона, противоречащие или не соответствующие настоящему закону, отменяются настоящим документом. В частности настоящим документом отменяется следующее:
    а) Закон №10 от 30 сентября 1956 года
    b) Декрет-закон №3/1678 от 30 июня 1960 года, измененный в закон №2 от 13 января 1961 года;
    с) второй параграф статьи 3 закона №22 от 6 июля 1962 года;
    d) статья 2 закона №18 от 14 августа 1963 года;
    e) второй параграф законе №13 от июля 1965 года;
    f) Декрет-закон №5 от 16 августа 1966 года, только настолько насколько это применимо к банку.
    2.Несмотря на положения первого параграфа, все постановления, инструкции и решения, принятые в соответствии с декретом-законом №3/1678 от 3 июня1960 года и законом №2 от 13 января 1961 года, остаются действительными, обязательными и считается, что они были установлены согласно положениям настоящего закона пока они не будут изменены или отменены в соответствии с процедурой, согласно которой они были приняты.
  15. Все, кого настоящий закон может касаться, должны соблюдать его и признавать его соблюдение в качестве закона республики.
    Статья 58. Вступление в силу
    Настоящий закон вступает в силу со дня, следующего за днем его публикации в Официальном Бюллетене.
    Могадишо, 19 октября 1968 года
    Президент республики Сомали
    АБДИРАСИД АЛИ СЦЕРАМАРКЕ
    Премьер министр
    МОХАМЕД ХАГИ ИБРАХИМ ЕГАЛ
    Министр финансов
    АБДУЛЛАИ ДЖЕРРЕХ ДУАЛЕХ